Научная статья на тему 'Информационный повод и обратная связь: от фактов до интерпретаций (опыт мониторинга обратной связи от населения в региональном медиапространстве)'

Информационный повод и обратная связь: от фактов до интерпретаций (опыт мониторинга обратной связи от населения в региональном медиапространстве) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информационная политика / информационная открытость / информационный повод / обратная связь / социальные сети / «Telegram»

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Шмаков Артем Алексеевич

В статье рассматриваются особенности восприятия информационных поводов разными типами целевых аудиторий в традиционных и новых СМИ. Проводится анализ обратной связи от населения, выявляется информация фактологического и оценочного характера, проводится классификация оценок одного и того же события, данных различными пользователями. Полученные результаты представляют ценность для дальнейшей корректировки информационной политики региональных властей Алтайского края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Шмаков Артем Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационный повод и обратная связь: от фактов до интерпретаций (опыт мониторинга обратной связи от населения в региональном медиапространстве)»

цифровизации Университет 4.0 призваны актуализировать основные элементы четвертой промышленной революции; использование интерактивных технологий способствуют сохранению отечественных скреп в образовании.

Библиографический список

1. Аверьянов А.Н. Категория «система» в диалектическом материализме. - Москва, 1974. - 70 с.

2. Моросанов И. С. Первый и второй законы теории систем // Системные исследования. Методологические проблемы: Ежегодник 1992-1994. - Москва, 1996. - С. 97-114.

3. Лоскутов А.Ю., Михайлов А.С. Основы теории сложных систем. - Москва-Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2007. - 620 с.

4. Валлерстайн И. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире. - СПб.: Университетская книга, 2001. - 416 с.

5. Об образовании: Закон РФ от 10.07.1992 №№3266-1 (ред. от 12.11.2012) // Доступ из справ.-прав. системы Консультант Плюс.

6. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 №273-Ф3 (ред. От 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.07.2016). // Доступ из справ.-прав. системы Консультант Плюс.

7. Портал федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования [Электронный ресурс]. - URL:https://fgosvo.ru/ .

8. Энтин М.Л. О перспективах построения общего образовательного пространства между Российской Федерацией и Европейским Союзом // Болонский процесс и его значение для России. Интеграция высшего образования в Европе. - М.: РЕЦЭП, 2005. - С. 57-68.

9. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. - 2004. - №5. - С.3-12.

10. Шкиндер Н.Л., Глухих С.И. Высшее образование: законодательные нововведения и новые горизонты возможностей // Педагогическое образование в России. - 2020. - № 6. - С. 22-30.

11. Шваб К. Четвертая промышленная революция. - Москва: Эксмо, 2016. - 138 с.

УДК 316

Информационный повод и обратная связь: от фактов до интерпретаций (опыт мониторинга обратной связи от населения в региональном медиапространстве)

Шмаков Артем Алексеевич

В статье рассматриваются особенности восприятия информационных поводов разными типами целевых аудиторий в традиционных и новых СМИ. Проводится анализ обратной связи от населения, выявляется информация фактологического и оценочного характера, проводится классификация оценок одного и того же события, данных различными пользователями. Полученные результаты представляют ценность для дальнейшей корректировки информационной политики региональных властей Алтайского края.

Ключевые слова: информационная политика, информационная открытость, информационный повод, обратная связь, социальные сети, «Telegram».

В последние десятилетия произошли кардинальные перемены в политической системе Российской Федерации. Существенные изменения претерпела информационная политика органов государственной власти. Большое влияние на нее оказали новая модель отношения государства и общества и новая система нормативно-правовых актов: о

средствах массовой информации, рекламе, средствах связи, которые открыли возможность свободного сбора и распространения информации. В свою очередь, гражданское общество заявило о своем желании принимать активное участие в решении политических вопросов, имея на это права, данные Конституцией Российской Федерации.

Государственная информационная политика является неотъемлемой категорией внешней и внутренней политики страны. Успехи или неудачи информационной политики воздействуют на все сферы жизни общества и государства. На фоне всевозрастающей интенсивности развития информационной инфраструктуры и интеграции в мировое информационное пространство с каждым днем эффективность функционирования политических и экономических институтов социума все больше зависит от качества информационной среды.

Сложно представить возможность реализации государственных функций без четко отлаженной государственной информационной политики, в рамках которой заложены основы для решения таких задач, как вхождение в мировое информационное пространство, обеспечение информационной безопасности личности, общества и государства, формирование демократически ориентированного массового сознания, становление отрасли информационных услуг, расширение правового поля регулирования общественных отношений, в том числе связанных с получением, распространением и использованием информации.

В последнее время особое внимание исследователи самых разных направлений стали уделять развитию средств массовой информации. Интенсивное изучение этих проблем позволило осознать значение СМИ для развития общества. Во многих общественных науках все чаще стали обращаться к изучению политических инициатив и особых технологий, связанных с созданием, усвоением и распространением информации, способствующей обретению, сохранению и удержанию власти. Современную политику невозможно себе представить без всего многообразия средств массовой информации: радиовещания, телевидения, печатных изданий и сети Интернет, в том числе социальных сетей.

В настоящее время сохраняет актуальность проблема построения эффективной и качественной информационной политики региональных властей Алтайского края. Происходит это в условиях, когда все уровни власти в крае ежедневно сталкиваются с большим

количеством проблем, решить которые предлагают им именно жители региона. Происходит это через социальные сети как площадки для сбора обратной связи от общества, по крайней мере, той части, которая активно пользуется гаджетами и готова заявить во всеуслышание о своей проблеме в надежде, что о ней услышат и она будет решена. Так, ранее мы писали о специфике работы таких площадок, демонстрируя ее на примере городского паблика «Bamaul22» [1]. Сегодня опыт такого сетевого взаимодействия переняли другие города и развивают свои виртуальные сообщества.

Целью данного исследования является выявление специфики восприятия информации об одном и том же событии, передаваемой посредством разных информационных каналов.

Гипотеза исследования заключается в том, что аудитория с разным уровнем критичности восприятия сконцентрирована вокруг разных типов СМИ, как традиционных (в т.ч. региональных телеканалов), так и новых, включающих в себя популярные в настоящее время Telegram-каналы.

Для проверки гипотезы исследования был проведен мониторинг информационного пространства с разницей в 1 неделю: 3 марта 2023 года и 10 марта 2023 года. Данные даты были выбраны не случайно, поскольку центральным информационным поводом первой декады марта традиционно является празднование Международного женского дня.

Так, ключевым информационным поводом 3 марта 2023 года стал следующий: «Виктор Томенко поручил восстановить пострадавшую от ветра школу в кратчайшие сроки» (речь идет о школе в селе Ая, с которой ураганным ветром ранее сорвало крышу). Именно такая новость была опубликована на сайтах «ТОЛК», «amic.ru», «Банкфакс» и в социальных сетях («ВКонтакте», «Одноклассники»), а также в мессенджере «Telegram».

На сайтах всего было размещено 13 комментариев, из которых 9 отзывов негативных, 2 нейтральных и 1 позитивный. Недовольство граждан связано с некачественным ремонтом, они считают, что никто не будет разбираться в вине подрядчика, поскольку

«выделят деньги, и будет всё по-старому». Один пользователь считает, что нужно провести экспертизу, разобраться в этом подробнее, другой же разместил на сайте «amic.ru» стихотворение. И только один из всех комментаторов обратил внимание на то, что губернатор работает хорошо, лишь только из-за того, что В. Томенко заметил этот случай, школу отремонтируют быстро.

В социальной сети «Вконтакте» в группах «ТОЛК», «Amic.ru Новости Алтайского края», «Инцидент Барнаул», «Barnaul 22», «Катунь 24 - новости Барнаула и Алтайского края», «Газета «Наш город Заринск» СМИ», «ЧП БИИСК» пользователями было оставлено 125 комментариев, около 100 негативных, 25 нейтральных. Негатив вызван тем, что многие уверены, что школа сделана некачественно, «деньги выделяются, но эффекта нет», люди возмущены отсутствием профессионализма у строителей. 25 человек шутили на тему качества строительства, прикрепляли различные мемы и иные визуальные материалы.

В «Одноклассниках» в группах «Инцидент Барнаул», «Barnaul 22», «Катунь 24 - новости Барнаула и Алтайского края», «Amic.ru» был оставлен 41 комментарий, примерно 25 комментариев отрицательных, 16 нейтральных. Здесь тоже можно наблюдать негативные отклики по поводу крыши школы, работы строителей: кто-то говорит, что нужно заставить подрядчика восстанавливать школу, а не выделять деньги. 16 человек шутят по поводу того, что школа создана без гвоздей, «держится на 4 саморезах».

В мессенджере «Telegram» в каналах «Ленина, 59», «Томенко ньюс», «Полит-Центр», «Правительство Алтайского края», «Тolk.news.ru», «Барнаул 1», «Amic.ru», «Регион 22-Барнаул», «Barnaul 22», «Вести Алтай» было 12 комментариев, из которых все негативные, 107 лайков, 11 дизлайков. Люди высказывают своё мнение в связи со случившимся инцидентом, все говорят, что нужно было проверять работу строителей, жалеют детей, предполагают, что могли пострадать школьники.

Проведенный мониторинг показывает, что пользователи социальных сетей концентрируются больше не на действиях и планах властей, в частности, словах губернатора Алтайского края В.П. Томенко, а на первоначальном негативном информационном поводе, который связан с разрушением кровли школы в селе Ая. Количественные подсчеты показывают, большинство «скептиков» находятся в социальной сети «Вконтакте».

Мониторинг информационного медиа-пространства Алтайского края от 10 марта 2023 года показал, что ключевым инфопово-дом стал следующий: «Отток населения из Алтайского края вырос почти на 14% за год». Новость была опубликована на сайтах «ТОЛК», «amic.ru», «Банкфакс» и в социальных сетях («ВКонтакте», «Одноклассники»), а также в мессенджере «Telegram». На сайте «ТОЛК» было размещено 10 комментариев, из которых все негативные. Пользователи возмущаются из-за того, что растут цены на жильё, ЖКХ, зарплаты не увеличиваются, многие говорят, что нужно возродить промышленность в крае.

В социальной сети «ВКонтакте» в группах «ТОЛК», «Инцидент Барнаул» размещено 73 комментария, примерно 55 негативных, 18 нейтральных. Негатив вызван тем, что людей не устраивает работа власти, пользователи говорят, что «делать в крае нечего», и поддерживают переезд населения.

Нейтральные комментарии связаны с шутками из-за миграции, кто-то говорит, что тоже бы уехал, кто-то считает, что пробок меньше не становится, кто-то скидывает весёлые песни про край.

В «Одноклассниках» в группе «Инцидент Барнаул» всего 20 комментариев, из которых 4 негативных, 16 нейтральных. Пользователи пытаются шутить: «Чем меньше народу, тем больше кислороду», - некоторых не устраивают условия проживания. Другие делятся историями, как уехали их родственники из края, кто-то шутит, кто-то говорит, что уезжают в основном специалисты.

В мессенджере «Telegram» в каналах «Это Алтай», «Инцидент Барнаул» было написано 245 комментариев, из которых почти 200 отрицательных, 45 нейтральных.

Граждане также возмущаются уровнем жизни, работой органов власти. Кто-то говорит, что «везде хорошо, где нас нет», однако некоторые считают, что в других регионах не так прекрасно, как кажется.

Контент-анализ комментариев пользователей показывает, что подавляющее большинство из них имеют негативный оттенок, а около 15% комментариев - резко негативный. Отток населения из региона - это определенная демографическая тенденция, которая является отличительной чертой Алтайского края и проявляет себя уже не первый год. Однако пользователи в своих комментариях перекладывают ответственность за происходящее на власти региона, в частности, фигура губернатора как регионального лидера получает достаточно большое количество негатива.

Тем не менее, кроме оценочного компонента тексты комментариев содержат и «рациональное зерно» - фактологический компонент, поскольку многие пользователи не просто высказывают свое возмущение без привязки к фактам, но подкрепляют свое мнение конкретными примерами проблем, с которыми им приходится сталкиваться, как, например, состояние дорог после зимы и т.д. Именно на уровне фактологическом представители органов власти, занимающиеся мониторингом медиапространства, могут собирать

проблемы целевых аудиторий и адресовать их решение согласно подведомственности. Возникает вопрос: если проблемы, о которых говорят комментаторы, будут решены, то не вызовет ли это еще большее количество негатива в социальных сетях со стороны населения, поскольку оно после удачного, с его точки зрения, опыта взаимодействия с органами власти в социальных сетях, а не через официальные каналы, начнет еще больше сообщать о своих проблемах. Это вопрос, который может быть рассмотрен в качестве перспективы нашего исследования.

Подводя итоги, отметим, что обратная связь от населения через социальные сети, хоть зачастую и носит весьма резкие формы, является индикатором общественных настроений и проблем, с которыми приходится сталкиваться жителем края, соответственно, решая эти проблемы, власть с большей долей вероятности сможет создать и поддержать свой позитивный имидж.

Библиографический список

1. Шмаков А.А. Обращение в дискурсе городских пабликов: к проблеме номинации адресата // Дискурс современных масс-медиа в перспективе теории, социальной практики и образования: Сборник трудов междунар. научн.-практ. конф. / ред. Е.А. Кожемякин, С.В. Крюкова, А.В. Белоедова. - Белгород, 2022. -С. 216-221.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.