Научная статья на тему 'ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РОССИЙСКОЙ ПОЛИЦИИ В ФОКУСЕ ЭЛЕКТРОННЫХ СМИ, СОЦИАЛЬНЫХ СЕТИ И БЛОГОСФЕРЕ - МОНИТОРИНГ 2022'

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РОССИЙСКОЙ ПОЛИЦИИ В ФОКУСЕ ЭЛЕКТРОННЫХ СМИ, СОЦИАЛЬНЫХ СЕТИ И БЛОГОСФЕРЕ - МОНИТОРИНГ 2022 Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
170
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВОЕ ПРОСТРАНСТВО / ИНТЕРНЕТ-АУДИТОРИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЙ КОНТЕНТ / СОЦИАЛЬНЫЕ МЕДИА / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОЛИЦИИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Невский Сергей Александрович, Черкасов Роман Владимирович, Яковлев Олег Владимирович

В статье рассматриваются различные аспекты информационного присутствия органов внутренних дел в цифровом пространстве на территории Российской Федерации. Авторами публикции представлены результаты мониторинга текущего состояния информационно-коммуникационных ресурсов российского домена сети Интернет (электронных СМИ, социальных сетей и блогосферы), характеристик российской интернет-аудитории (масштаб и динамики ее расширения), характеристики информационного контента социальных медиа о деятельности полиции Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Невский Сергей Александрович, Черкасов Роман Владимирович, Яковлев Олег Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ACTIVITIES OF THE RUSSIAN POLICE IN THE FOCUS OF ELECTRONIC MEDIA, SOCIAL NETWORKS AND THE BLOGOSPHERE - MONITORING 2022

The article discusses various aspects of the information presence of internal affairs bodies in the digital space on the territory of the Russian Federation. The article presents the results of studying the current state of the information and communication resources of the Russian Internet domain (electronic media, social networks and the blogosphere), the characteristics of the Russian Internet audience (the scale and dynamics of its expansion), the characteristics of the information content of social media about the activities of the police of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РОССИЙСКОЙ ПОЛИЦИИ В ФОКУСЕ ЭЛЕКТРОННЫХ СМИ, СОЦИАЛЬНЫХ СЕТИ И БЛОГОСФЕРЕ - МОНИТОРИНГ 2022»

УДК 316

DOI 10.23672/SAE.2023.93.12.001

Невский Сергей Александрович

Заслуженный сотрудник органов внутренних дел Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор,

заместитель начальника, начальник НИЦ № 1,

Всероссийский научно-исследовательский институт МВД России [email protected]

Черкасов Роман Владимирович

кандидат юридических наук, начальник 2-го отдела НИЦ № 1, Всероссийский научно-исследовательский институт МВД России [email protected]

Яковлев Олег Владимирович

кандидат социологических наук,

ведущий научный сотрудник

3-го отдела НИЦ № 1,

Всероссийский научно-исследовательский

институт МВД России

[email protected]

Sergey A. Nevsky

Honored Organ Officer

internal affairs of the Russian Federation,

Doctor of Law,

Professor,

Deputy Head,

Head of Research Center № 1, All-Russian Research Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia [email protected]

Roman V. Cherkasov

Candidate of Legal Sciences,

Head of the 2nd Department

of Research Center № 1,

All-Russian Research Institute

of the Ministry of Internal Affairs of Russia

[email protected]

Oleg V. Yakovlev

Candidate of Sociological Sciences, Lead Researcher

3rd Department of Research Center № 1, All-Russian Research Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia [email protected]

Деятельность российской полиции в фокусе электронных сми, социальных сети и блогосфере - мониторинг 2022

The activities of the Russian

police in the focus of electronic media, social networks and the blogosphere - monitoring 2022

Аннотация. В статье рассматриваются различные аспекты информационного присутствия органов внутренних дел в цифровом пространстве на территории Российской Федерации. Авторами публикции представлены результаты мониторинга текущего состояния информационно-коммуникационных ресурсов российского домена сети Интернет (электронных СМИ, социальных сетей и блогосферы), характеристик российской интернет-аудитории (масштаб и динамики ее расширения), характеристики информационного контента социальных медиа о деятельности полиции Российской Федерации.

Ключевые слова: цифровое пространство, интернет-аудитория, информационный контент, социальные медиа, деятельность полиции.

Annotation. The article discusses various aspects of the information presence of internal affairs bodies in the digital space on the territory of the Russian Federation. The article presents the results of studying the current state of the information and communication resources of the Russian Internet domain (electronic media, social networks and the blogosphere), the characteristics of the Russian Internet audience (the scale and dynamics of its expansion), the characteristics of the information content of social media about the activities of the police of the Russian Federation.

Keywords: digital space, internet audience, information content, social media, police activities.

Современное состояние российского медиа-пространства (социальных сетей и блогосферы)

Глобальное влияние сети Интернет на современные формы коммуникации является важной характеристикой текущего этапа информационного

развития российского общества. В большинстве случаев, возможности сети Интернет практически полностью заменили в формате новостных сайтов и интернет-телеканалов традиционные СМИ, еще существующие в виде печатных изданий и телевизионных трансляций.

Сеть Интернет, в целом, и Интернет - СМИ, в качестве площадок коммуницирования, становятся все более значимыми областями общественной жизни, принимающими различные формы, диапазон которых распространяется от тематических форумов для общения и обсуждения позиций их участников до профессиональных информационных сайтов, не только транслирующих информационный поток, но и создающих собственный информационный контент.

В современной России отмечается стремительный рост количества интернет-пользователей: по данным ежегодного отчета исследовательского портала Data Reportai[1] об использовании интернета, в России, по состоянию на начало 2022 г., насчитывалось 129,8 млн интернет-пользователей, что составляет 89 % от общей численности российского населения. В целом, граждане России проводят в интернете в среднем почти по 8 часов в день. Примечательно, что годовой прирост российских пользователей сети Интернет составил 4,7 % (+5,8 млн) и это самый высокий результат с 2018 г.

Средняя скорость проводного интернет-подключения в России в 2022 г. составляла 61,65 Мбит/с, а мобильного - 17,84 Мбит/сек. Скорость обоих видов интернет-подключения увеличилась в 2022 г. по сравнению с предыдущим 2021 г. на 21 %.

По данным Data Reportai [2], большинство россиян (106 млн) пользуются социальными сетями, что эквивалентно 72,7 % от общей численности

населения. По сравнению с 2021 г., 2022 г. выросло на 7 млн (+7,1 %).

их число в

По данным исследования Института статистических исследований и экономики Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ), навыки владения цифровыми технологиями для россиян становятся критически важными, при этом уровень владения ими остается невысоким [3]. На базовом уровне цифровые технологии освоили 26,2 % россиян. Самая многочисленная группа населения с низким уровнем цифровых навыков - 40,1 %, с уровнем выше базового - всего 12,1 %.

Уровень цифровых навыков занятого населения России (33,4 %) в среднем выше, чем у неактивных на рынке труда и безработных граждан.

Ч и сл о устройств сотовой мобильной связи, имеющихся у граждан России, составляла в 2022 г. 227,3 млн (155,8 % к общей численности населения), 91,3 % от общей численности пользователей сети доступен интернет с помощью мобильных устройств.

Главная причина мотивации использования интернета у российских интернет-пользователей -поиск информации; 84,3 % пользователей из России в возрасте от 16 до 64 лет используют в сеть Интернет именно с такой целью. На втором месте -общение с родственниками и друзьями (66,4 %), за новостями в сети регулярно следят 66,1 % жителей России (рис. 1).

Рисунок 1 - Основные причины использования интернета в России в 2022 г.

По данным Mediascope [4], больше половины времени, проведенного в сети Интернет, россияне тратят на общение в социальных сетях (21 %), просмотр видео (18 %) и взаимный обмен текстовыми сообщениями, аудиозаписями, фотографиями и другими мультимедиа в мессенджерах (15 %).

После начала специальной военной операции на Украине (СВО) российские пользователи сети Интернет стали проводить больше времени в новостных интернет-ресурсах: в конце февраля 2022 г. аудитория новостей в интернете выросла вдвое по сравнению со значениями начала года. Вслед за этим, последовал некоторый спад интереса, но уже, начиная с апреля 2022 г., интерес к ситуации вокруг СВО восстановился до прежних значений.

Необходимо отметить, что в течение 2022 г. структура цифрового информационного пространства России претерпела значительные изменения. Существенная часть крупных и популярных социальных сетей недружественных стран в условиях беспрецедентного информационного давления на Россию с началом специальной военной операции на Украине, распространения ложной провокационной информации, были либо ограничены в своей деятельности, либо полностью запрещены на территории Российской Федерации. Среди них - социальные сети Facebook и Instagram, относящиеся к компании Meta, которую в начале марта 2022 г. Тверской районный суд Москвы по иску Генпрокуратуры Российской Федерации признал экстремистской организацией. По требованию Генпрокуратуры в

России также был ограничен доступ к социальной сети Twitter.

По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), в число пяти н а и б олее популярных социальных сетей и мес-сенджеров среди граждан России в 2022 г. вошли WhatsApp (87 %), YouTube (75 %), «ВКонтакте» (62 %), Telegram (55 %) и «Одноклассники» (42 %) [5]. Рейтинг социальной сети Instagram снизился с четвертого места на восьмое, уступив свое место Telegram. Причем, если доля пользователей Instagram за рассматриваемый период сократилась вдвое (с 53 % до 25 %), то Telegram демонстрировал в 2022 г. наибольший прирост аудитории среди всех социальных сетей и мессендже-ров (+13 п.п. к уровню ноября 2021 г.).

В 2022 г. существенно изменилась доля ежедневных пользователей социальных сетей: у Instagram она снизилась с 33 % до 9 %, у Telegram выросла с 22 % до 35 %. Наконец, рейтинг социальной сети «Одноклассники» за 6 месяцев 2022 г. поднялся с седьмой строчки на пятую, замкнув пятерку лидеров.

С той или иной периодичностью, население в 2022 г. пользовалось Viber и TikTok 37 % (-5 п.п. к уровню ноября 2021 г.) и 35 % соответственно. Facebook и Twitter, будучи менее популярными социальными сетями, вслед за Instagram столкнулись в 2022 г. с существенным оттоком аудитории по сравнению с 2021 г. ( с 21 % до 11 % и с 11 % до 7 % соответственно). Динамика числа пользователей социальных сетей в 2022 г. отражена на рисунке 2.

Рисунок 2 - Время нахождения пользователей в социальных сетях в 2022 году (мин/день)

С началом специальной военной операции на Украине западные цифровые компании приостановили работу в России; одновременно были сокращены поставки импортного программного обеспечения и оборудования, кроме того, порядка 70-100 тысяч российских специалистов покинули страну. С учетом роста интереса российской интернет-аудитории к новостным интернет-ресурсам и экспертно-аналитическим материалам, в 2022 г. существенно возросла потребность

в переходе на отечественные разработки в сфере информационных 1Т.

Выразила готовность к размещению российского видеоконтента отечественная платформа Ян-декс.Дзен, сервис которой позволяет не только охватить значительную аудиторию интернет -пользователей, но и предоставить качественный функционал платного продвижения авторского контента. Помимо платформы Яндекс.Дзен, российский аналог YouTubeRutube был перезапущен

еще в 2021 г., а в 2022 г. его интернет-аудитория выросла в 5.5 раз.

Результаты Мониторинга Социальных Сетей И Блогосферы В Части Оценки Деятельности Полиции

В целях исследования электронных СМИ, социальных сетей и блогосферы по тематике правоохранительной деятельности и оценки работы полиции, авторским коллективом был проведён их мониторинг за период 2021-2022 гг. При анализе качественных показателей контента социальных медиа о деятельности полиции использовался режим ручного мониторинга, проведенный с использованием возможностей сервиса Яндекс. Блоги. В качестве ключевых слов

контекстного анализа использовались «полиция» и «сотрудник полиции».

С помощью возможностей сервиса Google Trends прослежена популярность запроса «Полиция» в поиске Google. В конце 2021 г. среди пользователей сети Интернет тема «Полиция» была наиболее популярной, что было вызвано введением ограничительных мер (режима самоизоляции) в г. Москве и Подмосковье, в г. Санкт-Петербург, в других регионах Российской Федерации.

В конце 2022 г. рост популярности темы «Полиция» совпал с сообщениями о начале в России частичной мобилизации и «синхронизированными» с этим событием несакционированными митингами протеста в ряде российских регионов (рис. 3).

Рисунок 3 - Частота запросов в поисковом браузере Google в сети Интернет по слову «Полиция»

(август 2021 года - сентябрь 2022 года)

Согласно данным статистики сервиса Brand «ВКонтакте», Instagram*, YouTube, Facebook*,

Analytics, за август 2022 года [6] наиболее попу- Twitter (табл. 1).

лярными в России социальными сетями являлись

Таблица 1

Рейтинг популярности социальных сетей в России

Социальная сеть Количество авторов Количество сообщений

«ВКонтакте» 26772935 464027655

Instagram* 18346760 54902567

YouTube 6162154 24524032

Facebook* 1416981 9688372

Twitter 332304 18013577

* Facebook и Instagram признаны экстремистскими организациями и запрещены в РФ.

80

В России наиболее популярным среди пользователей сети Интернет при поиске информации о деятельности полиции в 2022 г. выступал мессен-джер Telegram.

Согласно данным Бюро стратегических коммуникаций Ре1^ес1-га1зе [7], в июле 2022 г. русскоязычный сегмент Telegram насчитывал около 40 млн активных пользователей. Количество каналов Telegram в 2022 г. насчитывало более трех сотен, а пользователей около 40 млн человек.

Среди наиболее востребованных социальных сетей наиболее детальный анализ деятельности полиции в 2022 г. осуществлялся на базе «ВКон-такте» и Telegram.

По результатам контекстного анализа блогов о деятельности полиции с августа 2021 г. по сентябрь 2022 г., полученная информация распределялась следующим образом:

- «деятельность полиции в условиях корона -вируса», «обеспечение ограничительных мер по противодействию распространения коронави-русной инфекции»;

- «деятельность полиции по помощи гражданам, ставшим жертвами преступных посягательств или попавших в сложную ситуацию»;

- «недостаточная укомплектованность штатов полиции»;

- «превышение должностных полномочий сотрудниками полиции», «совершение преступлений сотрудниками полиции»;

- «преследования со стороны правоохранительных органов»;

- «денежное обеспечение сотрудников полиции», «повышение зарплаты сотрудникам полиции»;

- «действия полиции после объявления частичной мобилизации».

Тема участия полиции в уведомлении (реальном или вымышленном) граждан, подлежавших мобилизации для участия в СВО, активно развивалась в сети Интернет с конца 2022 г., установив абсолютный рекорд динамики популярности по упоминанию в блогосфере за весь анализируемый период.

В зависимости от тональности информации о деятельности полиции, которая размещалась в российских социальных сетях и блогах, ее можно условно разделить на позитивную, негативную и нейтральную.

Посты с позитивной тональностью, как правило, содержали информацию о спасении сотрудниками полиции граждан, попавших в ситуацию, угрожающую их жизни и здоровью. В своих комментариях пользователи одобряли героические поступки сотрудников полиции. Например, «В Республике Мордовия сотрудник дежурной части Межмуниципального отдела МВД России

«Темниковский» Владимир Пятыркин спас 11-летнего мальчика, который провалился под лед» (Те1едгат3277просмотров) [8].

Кроме комментариев пользователей сети Интернет об оказании помощи сотрудников полиции попавшим в беду гражданам, позитивное восприятие их работы усиливали посты с поздравлениями в отношении различных служб и подразделений полиции с профессиональными праздниками, примеры совместной деятельности граждан и полиции по обеспечению правопорядка и задержанию правонарушителей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Публикации нейтральной тональности, в ряде случаев, касались описания исторических фактов становления и развития полицейской службы в России, инструктивные материалы, советы и рекомендации для граждан действий при их задержании или общении с полицией. Нейтральными, как по содержанию постов, так и по содержанию комментариев, являлись посты, информировавшие о работе полиции в условиях коронавирус-ной инфекции: «Полиция в Петербурге задержала четверых продавцов сертификатов о вакцинации» [9] «В районах Ульяновской области в ходе рейдов представители органов полиции и народной дружины напоминают о необходимости соблюдения масочного режима при посещении магазинов, аптек и других общественных мест» [10] и др.

Публикации негативной тональности о деятельности полиции были преимущественно связаны с информационными поводами о превышении сотрудниками полиции своих должностных полномочий, т.н. «преследований граждан за критику органов внутренних дел», «излишней требовательности к гражданам в обеспечении мер контроля и противодействия коронавирусной инфекции» (рис. 4).

Распространявшийся негативный информационный контент о работе сотрудников полиции в комментариях интернет-пользователей, был обусловлен также проблемами организации несения службы, в частности: с недостаточной укомплектованностью штатов в подразделениях полиции («В российских органах внутренних дел наблюдается «значительный некомплект» [11]), с превышением сотрудниками полиции своих должностных полномочий («Штраф за масочный режим в метро незаконен: беспредел контролера и полиции [12]», «Сотрудники полиции, нарушающие масочный режим, провели силовое задержание нарушителя масочного режима [13]», «Пятеро полицейских силой жестко задержали 14-летнюю девочку за переход дороги в неположенном месте» [14]).

Вместе с тем, активное недовольство пользователей сети Интернет вызвали посты с информацией о том, что люди вынуждены уезжать из России из-за якобы преследований со стороны правоохранительных органов, «Известный онколог Илья Фоминцев уехал из России после того, как к нему пришла полиция» [15]). Именно посты, содержащие информацию о т.н. «полицейском произволе», «избыточно жестких задержаниях», «поголовной коррупции», вызвали скептическое отношение к их достоверности среди пользователей сети Интернет.

Рисунок 4 - Распределение публикаций в блогосфере по тональности (негативных, нейтральных, позитивных) о деятельности полиции по темам (количество публикаций)

Наибольшее количество публикаций о деятельности полиции в блогосфере было отмечено в мессенджере Telegram, в котором наблюдалось существенное преобладание сообщений

негативной тональности. Вместе с тем, негативные публикации о работе полиции размещались также и в «ВКонтакте» и в YouTube (рис. 5).

Рисунок 5 - Распределение публикаций о деятельности полиции (негативных, нейтральных, позитивных) в Интернет-СМИ (количество публикаций)

В ходе исследования в рамках мониторинга социальных сетей и блогосферы в части оценки деятельности российской полиции, дополнительно проведён мониторинг официальных аккаунтов в контексте проведения специальной военной

операции (СВО) на Украине. Поиск осуществлялся в следующих официальных группах и сообществах российских органов исполнительной власти в социальных сетях и мессенджерах (таб. 2).

Таблица 2

Официальные группы и сообщества российских органов исполнительной власти в сети Интернет

Название группы Социальная сеть / Мессенджер Ссылка

Минобороны России ВКонтакте https://vk.com/mil

Telegram https://t.me/mod russia

МЧС России ВКонтакте https://vk.com/mchs russia

Telegram https://t.me/mchs official

Министерство внутренних дел Российской Федерации ВКонтакте https ://vk. com/mvd

Telegram https://t. me/chatmvdforu m

МВД МЕДИА Telegram https://t.me/mediamvd

Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации ВКонтакте https://vk.com/rosgvard official

Telegram https://t.me/RosgvardOfficial

Федеральная служба исполнения наказаний ВКонтакте https://vk.com/fsin_uis_rf

Полиция России ВКонтакте https://vk.com/russianpolice

Союз сотрудников ФСИН ВКонтакте https://vk.com/union fsin

Типичная полиция ВКонтакте https://vk.com/typic police

Омбудсмен полиции ВКонтакте https://vk.com/ombudsment

Распределение количества подписчиков социальных сетей и мессенджеров официальных групп органов исполнительной власти представлено в таблице 3. В тройку лидеров вошли Министерство обороны Российской Федерации

(1391805), Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий(1092642) и МВД России (801127).

Таблица 3

Количество подписчиков официальных групп органов исполнительной власти в России в 2022 г.

Федеральный орган исполнительной власти * Twitter О Telegram О ВКонтакте § Одноклассники УоиПТШ YouTube Всего

Минобороны 330900 352748 642496 65661 1090000 1391805

МЧС 730600 15835 243502 58905 43800 1092642

МВД 168900 13682 311137 214283 88300 801127

Росгвардия 1060 15250 93165 2075 89600 201150

ФСИН 3524 4958 30608 93 28800 72340

ФТС 78 12371 16652 913 2740 32754

Необходимо отметить, что в большинстве групп, в силу общности интереса подписчиков социальных сетей и мессенджеров к правоохранительной деятельности, наблюдались, в целом, позитивные перекрестные оценки деятельности органов исполнительной власти Российской Федерации (силовых ведомств).

Информация о деятельности федеральных органов исполнительной власти, полученная на основе контекстного анализа за период январь-сентябрь 2022 г. (в качестве ключевых слов контекстного анализа в обоих случаях были использованы слова «полиция» и «сотрудник полиции»), структурно касалась следующих тем:

- «профессионализм и оперативность деятельности полиции приграничных с Украиной регионов России в условия проведения спецоперации» ;

- «четкое взаимодействие полиции и МЧС при проведении спасательных операций»;

- « профилактическая и просветительская работа с населением (в том числе с молодежью, школьниками и студентами) по повышению знаний в сфере кибербезопасности»;

- «деятельность органов внутренних дел по борьбе с преступностью (борьба с терроризмом и экстремизмом, мошенничество, бытовая преступность)»;

- «борьба с негативными проявлениями среди сотрудников полиции за чистоту рядов».

Публикации позитивной тональности.

Наибольшую положительную эмоциональную оценку вызвали посты о реализации в ходе специальной военной операции на Украине помощи полицейских подразделений жителям ДНР и ЛНР,

осуществлении контроля за перемещением и сопровождение автомобильного транспорта с гуманитарной помощью; обеспечение безопасности дорожного движения и соблюдение правопорядка в приграничных с Украиной регионов России; проверка гражданского населения и автотранспорта в целях предотвращения диверсионно-разведывательной деятельности.

Подобная информация в «ВКонтакте» набрала наибольшую поддержку и одобрение (от 600 до 3000 лайков). В Telegram около 90 % пользователей сети Интернет положительно отреагировали на размещенную информацию.

Информация о взаимодействии сотрудников российской полиции и МЧС России по спасению российских граждан на приграничных с Украиной территориях, подвергшихся обстрелу со стороны ВСУ, была активно поддержана пользователями в «ВКонтакте» и в Telegram. Сообщества в «ВКонтакте» и в Telegram набрали до 500 и 50 лайков, соответственно.

В сообществе подписчиков Министерства внутренних дел Российской Федерации активно поддерживалась деятельность полиции по задержанию правонарушителей, спасении детей, организации встреч по обеспечению безопасности дорожного движения. В данном сообществе были актуальны дайджесты под хештегами «#Работа-етПолиция!».

Наиболее популярным среди подписчиков стал новостной Telegram-канал МВД (посты набрали около 2000 просмотров). Контент содержал положительную информацию о деятельности полиции. Сообщество подписчиков в «ВКонтакте», напротив, отметилось низкой активностью и набрало всего около 300 лайков при 311137 участниках.

В комментариях подписчиков Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации наблюдалось одобрение деятельности полиции при пожарах, поисках детей, спасении жизни граждан и других происшествиях. Посты на странице «ВКонтакте» собрали около 100 лайков, в которых подписчики активно поддержали профессионализм и героизм сотрудников полиции.

Отдельно необходимо отметить группу «Полиция России» в «ВКонтакте». Пользователи сообщества поддержали работу полицейских, оставив воодушевляющие комментарии и лайки от 200 до 1000 и выше. Отмечены позитивные посты об эффективной работе полиции по задержанию преступников, помощи гражданам и спасении их жизней, задержанию участников террористического движения.

Сообществом «Полиция России» была опубликована информация о проведении различных тематических акций, например, «О присоединении полицейских Ненецкого АО к экологическому проекту «Чистая Арктика», «О восхождение на Эльбрус в память о сослуживцах, погибших при исполнении служебного долга Кузбасскими

полицейскими», «Об обеспечении безопасности во время проведения праздничных мероприятий» .

Сообщество «Полиция России» - единственное, в своем роде, общественное движение в поддержку полиции, освещающее деятельность правоохранительных органов в положительном ключе.

Публикации нейтральной тональности.

В социальной сети в «ВКонтакте» официальными группами и сообществами российских органов исполнительной власти размещалась (пере-постировалась) новостная информация, публикации и комментарии о проведении в системе МВД России профилактических акций по борьбе с ки-бермошенничеством «#ПредупрежденЗначитВо-оружен», различных социально-значимых проектов, например, конкурсах «Страж порядка»; «Мол од ые сотрудники МВД России».

Публикации негативной тональности.

В части размещения в сети Интернет негативных комментариев о деятельности подразделений полиции, отдельно стоит отметить сообщество « Омбудсмен полиции» в « ВКонтакте», в котором аккумулировалась различная негативная информация о повседневной работе полиции, «жизненные истории» из круга полицейской деятельности «Очередной пример непрофессионализма полицейских, которые ни обыскали, ни наручники не надели», «Господа полицейские средь бела дня мобилизуют петербуржца прямо в метро», « Свердловские полицейские возмущены новыми обязанностями. Нововведения затрагивают всю Свердловскую область. Уголовный розыск и полиция охраняют военкоматы». Подписчики указанного сообщества активно участвовали в обсуждении любых негативных информационных поводах о сотрудниках полиции.

Посты сообщества «Типичная полиция» размещали в сети Интернет претенциозные материалы о «внутренней кухне» в полиции, однако не встретили поддержки со стороны пользователей сети Интернет.

Распространенный в Те1едгат-аккаунте «Союз сотрудников ФСИН» провокационный пост «В Совфеде предложили лишать свободы сотрудников полиции и ФСИН за пытки» получил негативные комментарии со стороны пользователей, которые отметили, что «полиция не участвует в данных действиях». На указанном Те1едгат-акка-унте периодически размещается недостоверная информация о деятельности ФСИН и полиции. Вместе с тем, активность данной группы незначительная и посты набирают не более 20 «лайков» на каждый информационный пост.

Отдельно необходимо отметить негативную направленность отдельных медиа - ресурсов при комментировании различных аспектов проведения СВО на Украине, в частности, освещения, реализуемых в России, мероприятий по первичной

мобилизации. Так, интернет-издание Октагон.Медиа в посте «Почему сословие силовиков не помогает фронту» утверждало, что «Пока всё участие силовиков в спецоперации ограничивается задержаниями полиции протестующих против СВО близоруких «ботанов» и давлении на задающих неудобные вопросы» [16].

В русле попыток сформировать конфронтацион-ные настроения среди населения по отношению к российским силовым структурам, на канале Яндекс Дзен была размещена публикация «Русского патриота» [17] о том, что полицейские «остаются следить за порядком, и почему они не подвергнутся мобилизации».

В заключение необходимо отметить, что, несмотря на существенное изменение в 2022 г., структуры цифрового информационного пространства России, вызванного ограничениями деятельности крупных СМИ и социальных сетей недружественных стран либо их запрещением (по причинам распространения ложной провокационной информации), наблюдается рост числа российских пользователей сети Интернет, расширение информационного поля электронных СМИ, социальных сетей и блогосферы, которые становятся, в большей степени, общественной площадкой декларирования позиций и различных точек зрения по всем без исключения вопросам жизнедеятельности российского общества.

В информационной поле электронных СМИ, социальных сетей и блогосферы, освещающих вопросы деятельности органов внутренних дел в 2022 г., наблюдалось завершение тематики «деятельности полиции в условиях коронавируса», «обеспечение ограничительных мер по противодействию распространения коронавирусной инфекции».

С началом специальной военной операции на Украине, несмотря на смещение фокуса

Литература:

1. Медиа-ресурс «DataReportal». URL : https://tra shbox.ru/link/2022-02-15-digital-2022-russia (дата обращения 13.08.2022).

2. Медиа-ресурс «DataReportal». URL : https://tras hbox.ru/link/2022-02-15-digital-2022-russia (дата обращения 16.07.2022).

3. Медиа-ресурс «ИСИЭЗ НИУ ВШЭ». URL : https://issek.hse.ru (дата обращения 23.09.2022).

4. Медиа-ресурс «Spark.ru». URL : https://spark. ru/startup/spark-news/blog (дата обращения 17.08.2022).

5. Медиа-ресурс «ВЦИОМ». URL : https://wciom. ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor (дата обращения 19.06.2022).

6. Медиа-ресурс «Brand Analytics». URL : https:// br-analytics.ru/statistics/author (дата обращения 16.09.2022).

внимания общества к ситуации в зоне боевых действий, область компетенции органов внутренних дел по вопросам обеспечения общественной безопасности, социальной стабильности, контроля над криминальной и миграционной ситуацией, остается предметом пристального интереса большого числа пользователей новостных интернет-ресурсов.

Наряду с остающимися актуальными вопросами оперативно-служебной деятельности полиции («помощи гражданам, ставших жертвами преступных посягательств или попавших в сложную ситуацию»), условий прохождения службы и социального обеспечения сотрудников полиции («укомплектованность штатов полиции», «уровень денежного обеспечения сотрудников полиции»), обеспечения законностии прав граждан («совершение преступлений сотрудниками полиции», « превышение должностных полномочий), внимание интернет-пользователей все более смещается в сторону информации об особенностях организации работы органов внутренних дел в условиях необходимости повышения готовности органов исполнительной власти в субъектах Российской Федерации к новым рискам и угрозам («реализация мероприятий по недопущению осложнения оперативной обстановки и своевременному реагированию на её изменения»).

В этой связи, в существующих условиях информационного противоборства и влияния деструктивных информационных технологий, направленных на дезорганизацию общественной жизни в современной России и дискредитацию Вооруженных Сил Российской Федерации, актуальной задачей становится формирование «информационного иммунитета» общества к информационным атакам и диверсиям на основе мониторинга электронных СМИ, социальных сетей и блогосферы по вопросам деятельности органов исполнительной власти (силовых ведомств) на всех уровнях.

Literature:

1. Media-resource «DatarePortal» URL : https://tras hbox.ru/link/2022-02-15-digital-2022-russia (date of the application 13.08.2022).

2. Media-resource «DatarePortal». URL : https:// trashbox.ru/link/2022-02-15-digital-2022-russia (date of the application 16.07.2022).

3. Media-resource «ISIEZ NIU HSE». URL : https:// issek.hse.ru (date of the application 09/23/2022).

4. Media-resource «Spark.ru». URL : https://sp ark. ru/startup/spark-news/blog (date of the application 08/17/2022).

5. Media-resource «VTslOM». URL : https:// wciom.ru/analytical-reviews/analiticheski-obzor (date of the application 06/19/2022).

6. Media-resource «Brand Analytics». URL : https:// br-analytics.ru/statistics/author (date of the application 09/16/2022).

7. Медиа-ресурс «Perfect Raise». URL : https://per fect-raise.ru/krupnejshie-socialnye-seti (дата обращения 08.09.2022).

8. Медиа-ресурс «Telegram». URL : https://t.me/ operobzor/5514 (дата обращения 14.09.2022).

9. Медиа-ресурс «Известия-IZ.ru». URL : https:// iz.ru/1180916/2021 -06-19/v-peterburge-zaderzhali-torgovtcev-falshivymi-sertifikatami-o-privivkakh (дата обращения 19.08.2022).

10. Медиа-ресурс «Yandex.ru». URL : https://yan dex.ru/search (дата обращения 24.09.2022).

11. Медиа-ресурс. «ВКонтакте». URL : https://vk. com/wall (дата обращения 14.09.2022).

12. Медиа-ресурс. «Dzen.ru» URL : https://dzen.ru/ media/pravoznay (дата обращения 03.09.2022).

13. Медиа-ресурс«ВКонтакте». URL : https://vk. com/wall (дата обращения 04.09.2022).

14. Медиа-ресурс. «YouTube.com». URL : https:// www.youtube.com/watch (дата обращения 14.09. 2022).

15. Медиа-ресурс «ВКонтакте». URL : https://vk. com/wall-89379348_246320 (дата обращения 22.09.2022).

16. Медиа-ресурс ^^ago^^^ia». URL : https:// octagon.media/.html (дата обращения 03.10.2022).

17. Медиа-ресурс «Dzen.ru». «URL : https://dzen. ru/media/(дата обращения 06.10.2022).

7. Media-resource «Perfect Raise». URL : https://perfect-raise.ru/krupnejshie-socialnye-seti/ (date of the application 09/08/2022).

8. Media-resource «Telegram». URL : https://t.me/ operobzor/5514 (date of the application 09/14/2022).

9. Media-resource «Izvestia-Iz.ru». URL : https:// iz.ru/1180916/2021 -06-19/v-peterburge-zaderzhali-torgovtcev-falshivymi-sertifikatami-o-privivkah (date of the application 08/19/2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Media-resource «Yandex.ru». URL : https://yan-dex.ru/search (date of the application 09/24/2022).

11. Media-resource «VKontakte». URL : https:// vk.com/wall (date of the application 09/14/2022).

12. Media-resource «DZEN.RU». URL : https://dz en.ru/media/pravoznay (date of the application 09/03/2022).

13. Media-resource «VKontakte». URL : https://vk. com/wall (date of the application 04.09.2022).

14. Media-resource «You Tube.com». URL : https:// www.youtube.com/watch (date of the application 09/14/2022).

15. Media-resource «VKontakte». URL : https://vk. com/wall-89379348_246320 (date of the application 09.22.2022).

16. Media-resource «Octagon.media». URL : https:// octagon.media/.html (date of the application 03.10.2022).

17. Media-resource «DZEN.RU». URL : https://dzen. ru/media (date of the application 06.10.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.