Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ РЕСУРСАХ (СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ И БЛОГОСФЕРЕ)'

ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ РЕСУРСАХ (СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ И БЛОГОСФЕРЕ) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
185
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОЛИЦИИ / ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ О РАБОТЕ ПОЛИЦИИ / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / БЛОГОСФЕРА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Невский Сергей Александрович, Черкасов Роман Владимирович, Яковлев Олег Владимирович

Актуальность изучения состояния современных информационно-коммуникационных ресурсов (средств массовой информации, социальных сетей и блогосферы) на территории Российской Федерации обусловлена необходимостью диагностики их структуры, масштабов распространения и особенностей влияния на аудиторию на территории Российской Федерации, в том числе по вопросам деятельности органов внутренних дел. Эмпирической основой выступили результаты мониторинга 2021 г. средств массовой информации и социальных сетей, аналитические материалы по тематике исследования, размещенные в сети Интернет, рейтинговые оценки печатных и электронных средств массовой информации, информационных агентств и интернет-ресурсов. В качестве инструментария. В ходе мониторинга информационно-коммуникационных ресурсов, в том числе Facebook*, Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассники», Instagram*, YouTube, Twitter, Google+, отраслевых и региональных форумов по вопросам деятельности полиции, проведен лингвистический анализ текстов с помощью сервиса «Медиалогия». При анализе контента социальных медиа о деятельности полиции дополнительно использовался онлайн-режим мониторинга тематической информации в сети Интернет с помощью сервиса Яндекс и Google. В качестве ключевых слов контекстного анализа использовались слова «полиция» и «сотрудник полиции». По результатам исследования установлено, что востребуемый информационный контент современных информационно-коммуникационных ресурсов по тематике правоохранительной деятельности непосредственно связан с освещением оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел. Подавляющий объем информации о работе полиции носит нейтрально-новостной, справочный характер и формирует лишь общее ознакомительное представление. Негативная составляющая о работе сотрудников полиции формируется в ходе публикационной активности блогеров с учетом комментариев пользователей сети Интернет в социальных сетях, что требует со стороны информационных подразделений в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации креативных усилий по созданию эффективной системы распространения объективного и позитивного информационного контента о деятельности полиции.1 * Данные социальные сети принадлежат компании Мета, признанной экстремистской организацией, деятельность которой запрещена на территории Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Невский Сергей Александрович, Черкасов Роман Владимирович, Яковлев Олег Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF THE ACTIVITIES OF THE INTERNAL AFFAIRS BODIES OF THE RUSSIAN FEDERATION IN MODERN INFORMATION AND COMMUNICATION RESOURCES (MEDIA, SOCIAL NETWORKS AND BLOGOSPHERE)

The relevance of studying the state of modern information and communication resources (mass media, social networks and the blogosphere) on the territory of the Russian Federation is due to the need to diagnose their structure, extent of distribution and peculiarities of influence on the audience on the territory of the Russian Federation, including on the activities of internal affairs bodies. The empirical basis was the results of the monitoring of mass media and social networks in 2021, analytical materials on the subject of the study posted on the Internet, ratings of print and electronic media, news agencies and Internet resources. As a tool. Instagram.Facebook*, Telegram, VKontakte, Odnoklassniki, Instagram*, YouTube, Twitter, Google+, industry and regional forums on police activities, the authors conducted a linguistic analysis of texts using the service «Medialogia». In the analysis of the content of social media on police activities has also been used online monitoring mode thematic information in the Internet with Yandex and Google. The words «police» and «police officer» were used as keywords of contextual analysis. According to the results of the study, it was found that the required information content of modern information and communication resources on the subject of law enforcement is directly related to the coverage of operational and official activities of internal affairs bodies. The overwhelming amount of information about the work of the police is of a neutral news, reference nature and forms only a general introductory presentation. The negative component about the work of police officers is formed during the publication activity of bloggers, taking into account the comments of Internet users in social networks, which requires creative efforts on the part of information units in the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia to create an effective system for the dissemination of objective and positive information content about the activities of the police, mass media, social networks, blogosphere. * См.: Медиа-ресурс «Digital 2021: ежегодное глобальное исследование от We Are Social и Hootsuite». URL : https://exlibris.ru/news/digital-2021-glavnaya-statistika-po-rossii-i-vsemu-miru (дата обращения : 25.07.2021).

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ РЕСУРСАХ (СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ И БЛОГОСФЕРЕ)»

Правоохранительная деятельность

Научная статья УДК 316.776

Оценка деятельности органов внутренних дел Российской Федерации в современных информационно-коммуникационных ресурсах (средствах массовой информации, социальных сетях и блогосфере)

Сергей Александрович Невский1, Роман Владимирович Черкасов2, Олег Владимирович Яковлев3

12 3 ВНИИ МВД России, г. Москва, Россия

1 nevskiy40@mail.ru

2 cherkasov_roman@list.ru

3 dos-bee@yandex.ru

АННОТАЦИЯ. Актуальность изучения состояния современных информационно-коммуникационных ресурсов (средств массовой информации, социальных сетей и блогосферы) на территории Российской Федерации обусловлена необходимостью диагностики их структуры, масштабов распространения и особенностей влияния на аудиторию на территории Российской Федерации, в том числе по вопросам деятельности органов внутренних дел.

Эмпирической основой выступили результаты мониторинга 2021 г. средств массовой информации и социальных сетей, аналитические материалы по тематике исследования, размещенные в сети Интернет, рейтинговые оценки печатных и электронных средств массовой информации, информационных агентств и интернет-ресурсов.

В качестве инструментария. В ходе мониторинга информационно-коммуникационных ресурсов, в том числе Facebook*, Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассники», Instagram*, YouTube, Twitter, Google+, отраслевых и региональных форумов по вопросам деятельности полиции, проведен лингвистический анализ текстов с помощью сервиса «Медиалогия». При анализе контента социальных медиа о деятельности полиции дополнительно использовался онлайн-режим мониторинга тематической информации в сети Интернет с помощью сервиса Яндекс и Google. В качестве ключевых слов контекстного анализа использовались слова «полиция» и «сотрудник полиции».

По результатам исследования установлено, что востребуемый информационный контент современных информационно-коммуникационных ресурсов по тематике правоохранительной деятельности непосредственно связан с освещением оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел. Подавляющий объем информации о работе полиции носит нейтрально-новостной, справочный характер и формирует лишь общее ознакомительное представление. Негативная составляющая о работе сотрудников полиции формируется в ходе публикационной активности блогеров с учетом комментариев пользователей сети Интернет в социальных сетях, что требует со стороны информационных подразделений в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации креативных усилий по созданию эффективной системы распространения объективного и позитивного информационного контента о деятельности полиции.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: органы внутренних дел Российской Федерации, деятельность полиции, формирование общественного мнения о работе полиции, средства массовой информации, социальные сети, блогосфера

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Невский С. А., Черкасов Р. В., Яковлев О. В. Оценка деятельности органов внутренних дел Российской Федерации в современных информационно-коммуникационных ресурсах (средствах массовой информации, социальных сетях и блогосфере) // Научный портал МВД России. 2022. № 2 (58). С. 19-27.

* Данные социальные сети принадлежат компании Мета, признанной экстремистской организацией, деятельность которой запрещена на территории Российской Федерации.

© Невский С. А., Черкасов Р. В., Яковлев О. В., 2022

Law Enforcement

Original article

Assessment of the activities of the internal affairs bodies of the Russian Federation in modern information and communication resources (media, social networks and blogosphere)

Sergey A. Nevskiy1, Roman V. Cherkasov2, Oleg V. Yakovlev3

123 NRI of the Ministry of Interior of the Russian, Moscow, Russia

1 nevskiy40@mail.ru

2 cherkasov_roman@list.ru

3 dos-bee@yandex.ru

ABSTRACT. The relevance of studying the state of modern information and communication resources (mass media, social networks and the blogosphere) on the territory of the Russian Federation is due to the need to diagnose their structure, extent of distribution and peculiarities of influence on the audience on the territory of the Russian Federation, including on the activities of internal affairs bodies.

The empirical basis was the results of the monitoring of mass media and social networks in 2021, analytical materials on the subject of the study posted on the Internet, ratings of print and electronic media, news agencies and Internet resources.

4s a tool. Instagram.Facebook*, Telegram, VKontakte, Odnoklassniki, Instagram*, YouTube, Twitter, Google+, industry and regional forums on police activities, the authors conducted a linguistic analysis of texts using the service «Medialogia». In the analysis of the content of social media on police activities has also been used online monitoring mode thematic information in the Internet with Yandex and Google. The words «police» and «police officer» were used as keywords of contextual analysis.

According to the results of the study, it was found that the required information content of modern information and communication resources on the subject of law enforcement is directly related to the coverage of operational and official activities of internal affairs bodies. The overwhelming amount of information about the work of the police is of a neutral news, reference nature and forms only a general introductory presentation. The negative component about the work of police officers is formed during the publication activity of bloggers, taking into account the comments of Internet users in social networks, which requires creative efforts on the part of information units in the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia to create an effective system for the dissemination of objective and positive information content about the activities of the police, mass media, social networks, blogosphere.

KEYWORDS: internal affairs bodies of the Russian Federation, diagnostics of the state of the media space (structure and volume of the audience) about the activities of the police, monitoring of information, news and network resources about the work of the police, formation of public opinion about the work of the police, mass media, social network, blogosphere.

FOR CITATION: Nevskiy S. A., Cherkasov R. V., Yakovlev O. V. Assessment of the activities of the internal affairs bodies of the Russian Federation in modern information and communication resources (media, social networks and blogosphere) // Scientific portal of the Russian Ministry of internal Affairs. 2022. № 2 (58). P. 19-27 (In Russ.).1

* См.: Медиа-ресурс «Digital 2021: ежегодное глобальное исследование от We Are Social и Hootsuite». URL : https://exlibris.ru/news/digital-2021-glavnaya-statistika-po-rossii-i-vsemu-miru (дата обращения : 25.07.2021).

В современных условиях средства массовой их влияния на общественное мнение по различ-информации (далее - СМИ), социальные сети и ным вопросам жизни социума, они «...выявляют блогосферу необходимо рассматривать как са- интересы граждан, доводят до сведения властей мостоятельные информационно-коммуникаци- их озабоченности какими-то проблемами, акку-онные объекты, оказывающие воздействие на мулируют и формируют общественное мнение формирование мнения российских граждан по относительно действий и намерений властей, широкому спектру общественно-политических обеспечивая им поддержку, или, наоборот, спои социально-экономических вопросов, на их си- собствуют консолидации протестных настроений стему ценностей и гражданскую позицию. и усилий в обществе» [1, с. 140]. Очевидно, что Именно СМИ, социальные сети и блогосфе- дальнейшее развитие гражданского общества в ра предлагают обществу актуальную повестку современной России невозможно без опоры на дня, стали площадкой общественных дискуссий разветвленную сеть социальных институтов и без и задают форматы интерпретации обсуждаемых участия самих граждан [2].

событий, при этом отмечается высокий уровень Российскими экспертами отмечаются не-20

№№2 (58) О022

прекращающиеся попытки распространения в российских СМИ, социальных сетях и блогос-фере публикаций, мнений и комментариев, направленных на радикализацию общественных настроений, дискредитацию государственных институтов, особенно правоохранительных, их дегуманизацию в целях дезорганизации систем управления и обеспечения безопасности.

Зачастую посредством информационного воздействия на пользователей в сети Интернет через социальные сети и популярные блоги делаются попытки создания устойчиво негативного образа сотрудника полиции и соответственного общественного мнения о ее работе.

В 2021 г. в условиях продолжающейся пандемии коронавирусной инфекции существенно возросла значимость новостного и сетевого контента, размещаемого в СМИ и социальных сетях, обсуждаемых и комментируемых в блогосфере действий органов власти на всех уровнях, в том числе о непопулярных среди части населения мерах по противодействию негативному влиянию пандемии на социальные и экономические аспекты жизнедеятельности российского общества.

Согласно данным исследовательской группы Ex Libris Agency1 о состоянии развития информационно-коммуникационных технологий средств массовых коммуникаций, в 2021 г. в России доступ к сети Интернет имели более 85 % населения - 124 млн человек. За последние пять лет ежедневное время, проводимое в сети Интернет, увеличилось в среднем на полчаса: в 2015 г. граждане ежедневно находились в Сети 6 ч 20 мин, к завершению 2020 г. это время уже приблизилось к 7 часам.

По данным исследовательской компании Mediascope2, в апреле-июне 2021 г. возможностями сети Интернет в России хотя бы раз в месяц воспользовались 98,7 млн человек старше 12 лет.

Доля населения россиян до 44 лет, использующих сеть Интернет, в 2021 г. превысила 90 %, количество самых молодых россиян (12-24 года) приблизилось к 100 %. В группе населения 45-54 года сетью Интернет хотя бы раз в месяц пользовались 84,2 % россиян, а среди более старших жителей страны (55+ лет) в сеть Интернет выходит половина - 49,7 %.

Мобильные телефоны являются основными устройствами для входа в сеть Интернет среди россиян всех возрастов. Среднесуточная мобильная аудитория сети Интернет составила 79,8 млн человек, или 65,2 % населения всей страны. Сетью Интернет на десктопе (планшетах) хотя бы раз в месяц пользовались 62,2 млн человек, или 50,8 % всего населения, среднесуточная аудитория сети Интернет на стационарных компьютерах составила 44,4 млн человек, или 36,3 % населения всей страны.

По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (далее - ВЦИОМ), более половины граждан России являются активными пользователями телевидения и сети Интернет - они смотрят телевизор и выходят в Сеть не реже нескольких раз в неделю (53 %). Наиболее активные пользователи телевидения и сети Интернет - опрошенное население в возрастной группе 35-59 лет (61-64 %)3.

Вторая по объему медиа-активности группа - россияне, которые пользуются сетью Интернет, но не смотрят телевизор, - 28 %. С 2018 г. эта доля существенно увеличилась. Отказ от просмотра телевизора в пользу сети Интернет наиболее характерен для молодежи: 69 % среди 18-24-летних, среди 25-34-летних - 48 %. Смотрят телевизор и почти не пользуются сетью Интернет только 17 % наших соотечественников. Среди представителей россиян от 60 лет эта доля достигает 45 %.

Согласно данным Фонда «Общественное мнение» (далее - ФОМ)4, 42 % россиян среди всех источников информации по-прежнему доверяют телевидению, 23 % - новостным сайтам в сети Интернет, 13 % - соцсетям и блогам.

Одним-двумя источниками информации пользуются 34 % участников опроса, 58 % - говорят, что узнают новости из разных источников; 57 % опрошенных смотрят телевизор каждый день, 15 % - вообще не смотрят. В то же время 25 % опрошенных заявили, что новостная информация на телевидении вызывает у них недоверие или сомнение.

Данные ФОМ подтверждает и исследование Левады-Центра5, согласно которому социальные сети вместе с интернет-изданиями стабильно

1 См.: Медиа-ресурс «Digital 2021: ежегодное глобальное исследование от We Are Social и Hootsuite». URL : https:// exlibris.ru/news/digital-2021-glavnaya-statistika-po-rossii-i-vsemu-miru (дата обращения : 25.07.2021).

2 См.: Медиа-ресурс «Медиаскоп». URL : https://webindex. mediascope.net/ (дата обращения : 25.07.2021).

3 См.: Медиа-ресурс «ВЦИОМ». URL : https://wciom. ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/mediapotreblenie-rossijan-monitoring (дата обращения : 13.06.2021).

4 См.: Медиа-ресурс «ФОМ». URL : https://fom.ru/SMI-i-internet/14536 (дата обращения : 26.05.2021).

5 См.: Levada Center media resource. URL : https://www. levada.ru/2021/02/23/sotsialnye-seti-v-rossii /. Levada Center is included in the list of foreign agents (дата обращения : 06.04.2021).

удерживают второе место в качестве основного источника новостной информации, на первом остается телевидение. Число ежедневных пользователей социальных сетей увеличилось в 2021 г. в сравнении с 2017 г. в полтора раза (в 2017 г. 37 % опрошенных заходили в социальные сети ежедневно или практически ежедневно, в 2021 г. -57 %). Примерно в той же пропорции сократилось число тех, кто не пользуется социальными сетями вообще, - 41 % - в 2017 г., 26 % - в 2021 г.

Наиболее популярным сетевым сервисом, по данным Левада-Центра, остается социальная сеть «ВКонтакте» (43 %), на втором месте -УоиТиЬе, третье место делят 1^адгат и «Одноклассники» (31 %), на четвертом месте - Т1кТок (14 %). Продолжается рост числа пользователей !г^адгат (23 % - в 2019 г., 28 % - в 2020 г., 31 % -в 2021 г.). Т1кТок увеличил в текущем году количество посетителей в семь раз с 2019 г. (с 2 до 14 %), обойдя РасеЬоок (9 % - в 2021 г.).

Помимо высокого уровня интереса у российского населения к официальным СМИ в сети Интернет, все более информационно привлекательными для пользователей становятся социальные сети, позволяющие наиболее интенсивно обмениваться информацией и мнениями по различным вопросам текущей ситуации в стране.

Особый интерес представляет характер распространения в 2021 г. информации в сети Интернет по правоохранительной тематике в период распространения эпидемии ООУЮ-19. Как уже ранее отмечалось, с середины марта 2020 г., т. е. с начала острой фазы распространения новой коронавирусной инфекции, в России существенно выросло число пользователей домашнего и мобильного Интернета, особенно в соцсетях и мессенджерах.

Тематика дискуссий в российских сетевых ресурсах (на форумах, в блогах, мессенджерах) не обошла и тему работы полиции. Обращает на себя внимание то, что в целом деятельность органов внутренних дел по обеспечению общественного порядка и борьбе с преступностью оценивается пользователями интернет-ресурсов положительно, чему способствовал ряд факторов, в числе которых: активная разъяснительная работа на государственном уровне о важности проведения противоэпидемических мероприятий, в том числе соблюдение режима поведения в общественных местах, контроль которого осуществлялся непосредственно сотрудниками полиции; применение полицией соответствующих мер к нарушителям, прежде всего направленных на профилактическую и разъяснительную работу, что позволило

избежать нарастания социальной напряженности и возникновения конфликтных ситуаций.

В 2021 г. в интернет-пространстве информация о работе полиции наиболее активно распространялась следующими российскими СМИ: РФ СМИ (ЯР-ЭМ!), Рамблер/Новости; «Лента РИА Новости»; Interfax-Russia.ru, Яндекс/Новости; РБК, «Российская газета», «МБХ Медиа „Коммерсант"», «Комсомольская правда».

Среди информационно-новостных и криминально-правовых программ на российском телевидении наиболее востребованными являются: «Дежурная часть», «Прокурорская проверка», «Честный детектив», «Человек и закон», «Специальное расследование», «Профессия - репортер», «Специальный корреспондент», «Чистосердечное признание» и др.

Основными видами телевизионных программ на правоохранительную тему являются: репортажи о дорожно-транспортных происшествиях; криминальная хроника, содержащая результаты оперативно-следственных мероприятий; ток-шоу, где в формате обсуждения рассматриваются реальные события на примере гражданских и уголовных дел; журналистские расследования; реконструкции криминальных событий, судеб-ныхпроцессов и т.п.

Помимо телевизионных медиаресурсов, различные социальные группы и слои российского населения пользуются информацией электронных СМИ, выпускающих свою продукцию также в печатной форме, к которым, в частности, относятся группа «Коммерсант» и «Комсомольская правда».

По тематике деятельности органов внутренних дел указанные СМИ публикуют информацию о результатах деятельности территориальных подразделений МВД России по борьбе с преступностью, о реализуемых мероприятиях по обеспечению общественного порядка, различных аспектах их взаимодействия с гражданским обществом.

Кроме изложения информации о результатах работы по розыску и задержанию преступников, отдельных примеров ежедневной работы подразделений органов внутренних дел, значительное внимание в 2021 г. также уделялось отдельным фактам совершения самими сотрудниками органов внутренних дел преступлений и правонарушений, имевших общественный резонанс: коррупционные проявления; совершение тяжко -го преступления; причинение вреда здоровью; незаконное приобретение, хранение, перевозка наркотических средств.

На основе приведенных примеров можно сделать вывод, что российские СМИ, информи-

рующие население о нарушениях сотрудниками органов внутренних дел законности, реализуют не только свою информационную функцию, но и формируют общественное мнение, которое в дальнейшем распространяется посредством пользователей и блоггеров в интернет-сообществе.

Мониторинг сети Интернет (социальных сетей и блогосферы), в отличие от изучения российских печатных и электронных СМИ, позволяет более детально проводить изучение условий и факторов, формирующих общественное мнение о полиции в сети Интернет, находить и оценивать взаимосвязь между информационными поводами и периодами усиления информационной активности в Сети, понять, какая именно информация о работе полиции вызывает наибольший объем публикаций и различных комментариев к ним, определить баланс позитивных, негативных и нейтральных публикаций и комментариев.

Среди российских информационно-аналитических систем, осуществляющих поиск и анализ информации в сети Интернет, наиболее известны «Медиалогия», «Пресс-Индекс» и «Интегрум», которые позволяют выявить наиболее популярных и влиятельных участников сетевого общения, так называемых лидеров мнений, формирующих мнение целевых социальных групп.

В ходе исследования в целях мониторинга социальных сетей и блогосферы по различным вопросам деятельности полиции использована программа оценки эффективности коммуникаций «Медиалогия», которая позволяет осуществлять в интерактивном режиме анализ сообщений социальных медиа с использованием технологии лингвистического анализа текстов.

С помощью сервиса «Медиалогия» изучены наиболее популярные на территории России социальные медиа, в их числе: Facebook, Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассники», Instagram, YouTube, Twitter, Google+, LiveJournal, «Яндекс. Маркет», сервисы рекомендаций и отзывов, отраслевые и региональные форумы.

В исследовании с целью анализа качествен-

ных показателей контента социальных медиа о деятельности полиции дополнительно использовался режим ручного мониторинга «Медиалогия», проведенный посредством сервисов Яндекс. Блоги и Google-trends. Ручная презентационная выборка представлена периодом 2020- 2021 гг. В качестве ключевых слов контекстного анализа в обоих случаях выбирались слова «Полиция» и «Сотрудник полиции».

Подавляющая доля сообщений (80,64 %) о работе органов внутренних дел за исследуемый период приходится на социальные сети (табл. 1).

Таблица 1

Распределение социальных медиа по запросу «полиция» (по результатам мониторинга периода с помощью системы «Медиалогия», % от общего числа сообщений)

Тип социальных медиа Всего сообщений %

Социальные сети 2 386 80,64

СМИ 495 16,73

Блог 59 1,99

Форум 10 0,34

Messenger 8 0,27

Другое 1 0,03

Итого 2 959 100,0

Наиболее популярными платформами интернет-коммуникации среди российских граждан остаются социальные сети «ВКонтакте» и «Одноклассники». Они занимают первые строчки рейтинга среди интернет-площадок по количеству сообщений и по степени вовлеченности аудитории. На третьем месте по количеству сообщений расположился Facebook, на четвертом - микроблог Twitter. По степени вовлеченности одну из лидирующих позиций также занимает Instagram (табл. 2).

Социально-демографические показатели интернет-аудитории, по косвенным данным, представленным пользователями сети Интернет при регистрации, характеризуются следующим образом: 51,2 % - женщины (данные по полу

Таблица 2

Рейтинг интернет-площадок по запросу «полиция» (по результатам мониторинга периода с помощью системы «Медиалогия»)

Топ площадок Аудитория,человек Сообщения, ед. Вовлеченность, человек

□ ВКонтакте 56 499 873 1 607 10 173

Одноклассники 2 149 700 363 1 234

и Facebook 433 125 287 1 312

в Twitter 166 857 102 91

Fl Instagram 634 400 27 3 469

имеются у 76,2 % авторов); 68,9 % - пользователи, не состоящие в браке; 59,4 % - имеют высшее образование, 39,0 % - среднее; 36 % - относится к аудитории в возрасте от 40 до 60 лет, 19,5 % - к группе старше 60 лет.

Количественные характеристики размещенных в сети Интернет информационных материалов о деятельности МВД России, полученные на основании поисковых запросов с помощью системы «Медиалогия», выглядят следующим образом:

а) общее количество сообщений - 83 000;

б) количество субъектов (агентов и агентств), производящих информационный контент (произведено 48 000 авторами, в том числе 9,6 информации на одного автора; распространено на 5000 площадках);

в) характеристика информационного контента (доля позитивной направленности - 1,3 %; доля нейтральной направленности - 84,2 %; доля негативной направленности - 14,5 %;

г) степень влияния информации, интерес со стороны пользователей (ознакомились с информацией - 769 000 человек(0,04 % от потенциальных пользователей); комментариев - 15 000 (в том числе 1,95 % от ознакомившихся с информацией)).

Информация, полученная на основе контекстного анализа, структурно подразделяется по следующим направлениям:

криминальная ситуация и деятельность органов внутренних дел по борьбе с преступностью: терроризмом и экстремизмом, мошенничеством, бытовой преступностью;

борьба с негативными проявлениями среди сотрудников;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

профилактическая и просветительская работа с населением (в том числе с молодежью, школьниками и студентами) по повышению правовой грамотности, получению знаний в сфере кибербезопасности;

вопросы профессионализма и эффективности оперативно-служебной деятельности сотрудников полиции в условиях коронавируса;

обеспечение мер контроля и противодействия распространению коронавирусной инфекции.

Анализ активности российских блогеров выявил ряд особенностей в изменении оценок деятельности полиции в социальных сетях и блогос-фере.

Наибольшая активность публикаций и блоге-ров о деятельности органов внутренних дел приходится на периоды обсуждения законодательных инициатив (реформирование МВД России,

«презумпция доверия полиции»), проведения общефедеральных и региональных общественно-политических акций и событий (выборы, митинги, в том числе организованные оппозицией).

В сетевых ресурсах (форумах, блогах, мес-сенджерах) актуальными являются обсуждения работы полиции в период коронавирусной инфекции.

В частности, то, что в период проведения противоэпидемических мероприятий ООУЮ-19 среди сотрудников полиции, несущих службу по охране общественного порядка и безопасности граждан в местах массового скопления людей, уровень заболеваемости в 6,6 раза превышал уровень заболеваемости населения и приближался к заболеваемости среди медицинских работников Минздрава России6. Обращает на себя внимание, что в целом деятельность органов внутренних дел по обеспечению общественного порядка и борьбе с преступностью в 2020-2021 гг. оценивается пользователями интернет-ресурсов положительно.

В зависимости от тональности информации о деятельности полиции, размещаемой в российских социальных сетях и блогах, ее условно можно разделить на положительную, негативную и нейтральную (в режиме ручного мониторинга использованы еженедельные обзорно-аналитические материалы, подготовленные УОС МВД России и ФКУ «ГИАЦ МВД России» с января по сентябрь 2021 г.).

Положительная информация в основном публикуется на официальных сайтах и в официальных группах. К ней, например, относятся сообщения об акциях «Неделя безопасности дорожного движения» и других инициативах органов внутренних дел.

В условиях высокой нагрузки органы внутренних дел в 2021 г. обеспечили высокую эффективность контроля за криминальной ситуацией, что также положительно оценивалось в интернет-сообществе.

Это нашло отражение в размещении и комментировании в сети Интернет информации о борьбе с мошенничеством в области интернет-торговли, с банковскими мошенничествами; с противозаконной деятельностью лжесоциальных работников в отношении людей преклонного возраста и другими противоправными действиями.

6 См.: Медиа-ресурс - журнал «Медико-биологические и социально-психологические проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях». URL : https://mchsros.elpub.ru/jour/ article/view/567 (дата обращения : 21.09.2021).

№№2 (58) О022

Анализ интернет-публикаций и распространяемых в сети Интернет видео- и фотоматериалов показывает, что сотрудники российской полиции в период противодействия распространению коронавирусной инфекции являются образцом высокого качества несения службы и отношения к своим профессиональным обязанностям.

Нейтральный характер носит информация о статистике, которую публикует официальный сайт МВД России. На сайте представлена информация о предоставлении правоохранительными органами в регионах различных госуслуг населению, справочная информация, статистика преступлений по разным направлениям: коррупция, вымогательство, нанесение вреда, взяточничество, хулиганство, мошенничество и другие виды преступлений.

Негативная тональность публикаций о деятельности полиции фиксируется, как правило, на основе комментирования пользователями сети Интернет негативного контента, связанного с превышением, по их мнению, сотрудниками полиции своих должностных полномочий, с неприемлемым для общества отношением сотрудников полиции к выполнению своих служебных обязанностей, когда по фактам заявлений граждан о совершении правонарушения сотрудниками правоохранительных органов не принимается никаких мер, и др.

В целом необходимо подчеркнуть, что именно российским полицейским пришлось в короткий срок адаптироваться к новым условиям работы в период распространения коронавирусной инфекции и обеспечивать порядок и контроль.

Опыт изучения виртуального информационного пространства позволяет сделать вывод о превалировании неоднозначного образа полицейского, транслируемого в сети Интернет. Вместе с тем необходимо учитывать фактор эмоционального восприятия аудиторией именно негативного контента о сотрудниках полиции: посещаемость страниц с информацией о происшествиях, в которых фигурируют сотрудники полиции, существенно превышает статистические показатели количества просмотров новостей о раскрытых сотрудниками полиции преступлениях и проводимых профилактических мероприятиях.

Анализ мониторинга освещения деятельности органов внутренних дел в СМИ, социальных сетях и блогосфере позволяет сделать следующие выводы.

Более половины граждан Российской Фе-

дерации являются активными пользователями телевидения и сети Интернет, причем их рост наблюдется преимущественно среди молодежи, которая все чаще отказывается от просмотра телевизора в пользу сети Интернет. По мнению ведущих российских социологических центров, на первом месте по доверию остается телевидение, на втором - новостные сайты в сети Интернет, на третьем - информация, распространяемая в социальных сетях, среди которых наиболее популярными информационными ресурсами у российской аудитории являются социальные сети «ВКонтакте», «Одноклассники», !пэ1адгат и УоиТиЬе.

Подавляющая часть информационного контента по тематике правоохранительной деятельности, размещаемого в СМИ, социальных сетях и в блогосфере, непосредственно связана с выполнением органами внутренних дел своих слу-жебно-оперативных задач.

Позитивно-конструктивная часть информационного контента преимущественно публикуется на официальных сайтах территориальных органов МВД России и на официальных аккаун-тах в социальных сетях, нацеленных на формирование положительного общественного мнения о работе полиции на примерах качественной работы органов внутренних дел. Это проявляется при освещении в СМИ работы полиции по обеспечению контроля за криминальной ситуацией, в позитивном комментировании в сети Интернет информации об усилении борьбы полиции с новыми формами мошенничества в области интернет-торговли, с банковскими мошенничествами.

Большая часть информации о работе полиции, распространяемой в СМИ и сети Интернет, носит нейтрально-новостной, справочный характер и формирует общеознакомительное представление населения о работе полиции.

Критически настроенный и негативный контент о деятельности органов внутренних дел фиксируется, как правило, в комментариях пользователей сети Интернет в социальных сетях. Наибольшая публикационная активность блоге-ров о деятельности органов внутренних дел приходится на периоды проведения общественно-политических акций и событий (выборы, митинги, в том числе организованные так называемой оппозицией).

Неоднозначное восприятие в социальных сетях образа сотрудника полиции обусловлено фактором эмоциональной вовлеченности аудитории при восприятии криминальной информации, которая составляет существенную часть

сетки телевещания (в форматах сериалов и ток-шоу) и новостных сайтов.

Существенная доля в сети Интернет негативных публикаций и комментариев о работе полиции в сравнении с позитивными свидетельствует об избирательности производителей информационного контента в расчете на привлекательность для потребителей именно негативного контента о работе полиции и рефлексивный характер реагирования аудитории на негативную информацию.

Наличие связи между негативными информационными поводами и реакцией на них интернет-аудитории (количество комментариев, репостов и ссылок на публикацию) обусловливает риски воспроизводства негативного общественного мнения о деятельности полиции. В отдельных случаях негативный информационный контент о деятельности полиции, распространяемый в СМИ и сети Интернет, в своей основе содержит попытки организации на системной

основе дискредитации деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.

Оценка публикаций на официальных сайтах территориальных органов МВД России и на официальных аккаунтах в социальных сетях указывает на наличие потенциала влияния ведомства на содержание и направленность информационных потоков за счет создания и распространения органами внутренних дел креативного позитивного информационного контента.

В условиях продолжения негативного влияния коронавирусной инфекции на различные аспекты жизнедеятельности российского общества в 2021 г. оставался актуальным мониторинг СМИ, социальных сетей и блогосферы по своевременному выявлению информационных акций, нацеленных на снижение имиджевой репутации органов внутренних дел, оперативному реагированию на случаи нарушения законности в работе сотрудников органов внутренних дел.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Андреев А. В., Токарев Д. С. Взаимодействие органов внутренних дел со средствами массовой информации в интересах развития российского общества // Экономические, гуманитарные и правовые исследования. 2013. № 1. С. 140-143.

2. Резник Ю. М. Гражданское общество в современной России: проекты и возможности их реализации // Личность. Культура. Общество. 2006. Т. 8. Спец. вып. № 1 (33). С. 80-89.

REFERENCES

1. Andreev A. V., Tokarev D. S. Ehkonomicheskie, gu-manitarnye i pravovye issledovaniya (Economic, humanitarian and legal studies), 2013, No. 1, pp. 140-143.

2. Reznik Yu. M. Lichnost'. Kul'tura. Obshhestvo (Personality. Culture. Society), 2006. Vol. 8. Spec. issue No. 1 (33). pp. 80-89.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

С. А. Невский - доктор юридических наук, профессор, заместитель начальника федерального государственного казенного учреждения «Всероссийский научно-исследовательский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» - начальник научно-исследовательского центра по исследованию проблем криминологического обеспечения деятельности органов внутренних дел, анализа и прогнозирования преступности, социологического обеспечения деятельности органов внутренних дел, изучения общественного мнения о полиции (Российская Федерация, 121069, г. Москва, ул. Поварская, д. 25, стр. 1);

Р. В. Черкасов - кандидат юридических наук, временно исполняющий обязанности начальника отдела по исследованию проблем анализа и прогнозирования

преступности научно-исследовательского центра по исследованию проблем криминологического обеспечения деятельности органов внутренних дел, анализа и прогнозирования преступности, социологического обеспечения деятельности органов внутренних дел, изучения общественного мнения о полиции федерального государственного казенного учреждения «Всероссийский научно-исследовательский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» (Российская Федерация, 121069, г. Москва, ул. Поварская, д. 25, стр. 1);

О. В. Яковлев - кандидат социологических наук, ведущий научный сотрудник отдела по исследованию проблем социологического обеспечения деятельности органов внутренних дел, изучения общественного мнения о полиции научно-исследовательского центра по исследованию проблем криминологического обеспечения деятельности органов внутренних дел, анализа и прогнозирования преступности, социологического обеспечения деятельности органов внутренних дел, изучения общественного мнения о полиции федерального государственного казенного учреждения «Всероссийский научно-исследовательский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» (Российская Федерация, 121069, г. Москва, ул. Поварская, д. 25, стр. 1).

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

S. A. Nevskiy - Doctor of Juridical Sciences, Professor, Deputy Head of the Federal public establishment «National Research Institute of the Ministry of Interior of the Russian Federation» - Head of the Research Center for the Study of Problems of Criminological Support for the Activities of Internal Affairs Bodies, Crime Analysis and Forecasting, Sociological Support for the Activities of Internal Affairs Bodies, Studying Public Opinion police (Povarskaya Str., 25, b. 1, Moscow, 121069, Russian Federation);

R. V. Cherkasov - Candidate of Juridical Sciences, Acting Head of the Department for the Study of the Problems of Crime Analysis and Forecasting of the Research Center for the Study of Problems of Criminological Support for the Activities of the Internal Affairs Bodies, Crime Analysis and Forecasting, Sociological Support for the Activities of the Internal Affairs Bodies, Studying Public Opinion about the Police of the Federal public establishment «National Research Institute of the Ministry of Interior of the Russian Federation» (Povarskaya Str., 25, b. 1, Moscow, 121069, Russian Federation);

al Research Institute of the Ministry of Interior of the Russian Federation» (Povarskaya Str., 25, b. 1, Moscow, 121069, Russian Federation).

ВКЛАД АВТОРОВ

Все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

CONTRIBUTION OF THE AUTHORS

O. V. Yakovlev - Candidate of Social Sciences, Leading Researcher of the Department for the Study of the Problems of Sociological Support of the Activities of the Internal Affairs Bodies, the Study of Public Opinion about the Police of the Research Center for the Study of the Problems of Criminological Support for the Activities of the Internal Affairs Bodies, Crime Analysis and Forecasting, Sociological Support for the Activities of the Internal Affairs Bodies, the study of public opinion about the police of the Federal public establishment «Nation-

The authors contributed equally to this article.

The authors declare no conflicts of interests.

Рукопись поступила в редакцию 15.05.2022; одобрена после рецензирования 24.05.2022; принята к публикации 30.06.2022.

The article was submitted 15.05.2022; approved after reviewing 24.05.2022; accepted for publication 30.06.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.