Каракотов О.Х. студент 3 курса магистратуры заочная форма обучения направление 38.04.04 - «ГМУ» Научный руководитель: Тохчуков М.О., к.э.н.
доцент
ФГБОУВО «Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева»
Россия, г.Карачаевск
АНАЛИЗ МЕХАНИЗМА РЕАЛИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОТКРЫТОСТИ В ОРГАНАХ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ КАРАЧАЕВО -
ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Аннотация. В статье раскрыты особенности реализации информационной политики органами публичной власти Карачаево-Черкесии. Представлен алгоритм формирования государственных пабликов в социальных сетях ВКонтакте», «Одноклассники» и мессенджере «Телеграм» для осуществления информационного взаимодействия с гражданами.
Ключевые слова: информация, информационная политика, государственные паблики, социальные сети, органы публичной власти, Карачаево-Черкесская Республика, Российская Федерация.
Karakotov O.Kh. master's student 3 years correspondence courses direction 38/04/04 - "GMU" Scientific supervisor: Tokhchukov M.O., Ph.D.
assistant professor
FSBEIHE "Karachay-Cherkess State University named after U.D. Aliyev"
Russia, Karachaevsk
ANALYSIS OF THE MECHANISM FOR IMPLEMENTING INFORMATION TRANSPARENCY IN PUBLIC AUTHORITIES OF THE KARACHAY-CHERKASSIAN REPUBLIC
Annotation. The article reveals the features of the implementation of information policy by the public authorities of Karachay-Cherkessia. An algorithm for the formation of state publics in the social networks VKontakte, Odnoklassniki and the Telegram messenger for information interaction with citizens is presented.
Key words: information, information policy, state publics, social networks, public authorities, Karachay-Cherkess Republic, Russian Federation.
Информационная открытость и публичная информационная политика органов публичной государственной власти является базовым условием развития демократического общества. В современном обществе информация и процесс ее передачи и распространения имеет огромное значение. Информационные потоки распространения представлены большим количеством каналов передачи: телевидение, радио, газеты, журналы, информационные стенды, Интернет сайты, порталы, социальные сети и мессенджеры - это каналы по которым население узнает о деятельности органов государственного аппарата управления на различных территориальных уровнях.
Принятие Федерального закона от 14 июля 2022 г. № 270-ФЗ [1] обязывает структуры федеральной, региональной и муниципальной власти осуществлять координацию и контроль представленной информации на официальных страницах в социальных сетях, список которых утверждает Правительство РФ. На официальных страницах социальных сетей органы публичной власти должны размещать информацию о своей деятельности, в частности, речь идет о публикации отчетов о реализуемых мероприятиях, комментариев по актуальным вопросам, номеров телефонов справочных служб, включая адрес электронной почты и других, актуальных для населения вопросов.
Учитывая прогрессивное развитие информационных технологий в последние годы, потребность перехода органов власти от сайтов к социальным сетям было необходимым и являлось вопросом времени. Ведь согласно социологическим исследованиям, с каждым годом все меньше и меньше пользователей интернета переходят на сайты информационных ресурсов и государственных органов. Что касается социальных сетей, то именно там жители России, в том числе и Карачаево-Черкесии, предпочитают писать жалобы и оставлять обращения органам публичной власти.
На первом этапе реализации ФЗ № 270 подразумевалась создание госпабликов, оформление шапок профилей и их обложек, набор минимального количества подписчиков, а также наличие минимального количества постов. В рамках первого этапа одним из важных и трудоёмких процессов для региональной системы информационной политики являлась верификация аккаунтов через портал «Государственные услуги». Данный процесс помог аккаунтам получить так называемую голубую «галочку». Все эти обстоятельства будут способствовать защите страниц государственных органов и пользователей социальных сетей от потенциальной опасности создания фейковых страниц и распространения ложной, недостоверной информации. Благодаря голубой «галочке» пользователь сможет понять, что он на официальной площадке государственного органа.
Уже на первых порах реализация ФЗ № 270 на местах возникли сложности и проблемы, такие как:
Во-первых, ключевой проблемой вопроса реализации закона о госпабликах стало отсутствие обученных кадров на местах, готовых и
мотивированных вести госпаблики, напомню в Карачаево-Черкесии заведено более 700 госпабликов.
Во-вторых, за каждым из них закреплены сотрудники различных ведомств и организаций. Данные сотрудники не являются специалистами в области ведения социальных сетей.
В-третьих, для данных сотрудников не разработаны должностные инструкции и должностной регламент деятельности, а лишь вменены обязанности, не освобождающие их от исполнения прежних обязанностей занимаемой должности.
В-четвертых, пока нет налаженной системы для мотивации данных сотрудников, в том числе в виде официальной доплаты государственным служащим за ведение пабликов.
С 1 декабря 2022 года на территории нашего государства вступили в силу поправки в Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ. [2]
Согласно данным поправкам 100 % социально значимых региональных органов исполнительной власти, администраций городов и муниципальных районов создали страницы в социальных сетях: ВКонтакте», «Одноклассники» и мессенджере «Телеграм» для осуществления информационного взаимодействия с гражданами.
Процесс реализации механизма открытости и публичности непосредственно связан с координацией деятельности по ведению аккуунтов. Координация осуществляется согласно единой информационной политике, реализуемой Центром управления регионом Карачаево-Черкесии в рамках информационного, консультативного и методического сопровождения создания и ведения официальных аккаунтов. Статус официального аккаунта подразумевает учетную запись в социальных сетях или мессенджерах, зарегистрированную от имени руководителя субъекта Главы Карачаево -Черкесии, от имени исполнительного органа Правительства Карачаево -Черкесии и иных органов публичной власти различных территориальных уровней Карачаево-Черкесии. Платформами для регистрации учетной записи являются социальные сети: «ВКонтакте», «Одноклассники» и мессенджере «Телеграм».
Платформа «Инцидент-менеджмент», работает таким образом, что при правильных настройках и внесении вводных данных, ресурс автоматически вычисляет негативные комментарии пользователей в социальных сетях: «ВКонтакте», «Одноклассники» и мессенджере «Телеграм». Модератору лишь остается направить комментарий в государственной орган региональной власти или муниципалитета, который курирует направление деятельности или предоставление услуг, описанное в жалобе гражданина написавшему комментарий.
При этом исполнителю на решение проблемы гражданина и реакцию на его жалобу дается 24 часа, то есть одни сутки. От скорости ответа на жалобу зависит общая «картина» эффективности региона в работе с общественностью
и позиция региона в общероссийском ежемесячном рейтинге по Инцидент-менеджменту.
Помимо скорости ответа, разумеется, учитывается качество ответа. Данный показатель складывается из того, насколько вежливым и эмпатичным был ответ исполнителя, насколько глубоко и детально был рассмотрен вопрос, а также доступность ответа для простого обывателя. К примеру, если ответ будет складываться из «дежурных» формулировок в «чиновничьем» стиле, то система оценит его, как низкоэффективным.
Аккаунт, используемый в работе с обращениями граждан должен являться официальным, правильно оформленным и «живым». То есть, страница в социальных сетях должна быть оформлена и заполнена новостными материалами и событиями из жизни ведомства, которое она представляет в данной социальной сети. Вопрос отсутствия официальной страницы, к примеру, муниципального образования, недопустим, так как данный аккпаунт обвязывает создать и вести федеральное законодательство. Как говорят эксперты, в современных реалиях это неприлично не иметь своего аккаунта, соответственно не освещать свою деятельность в социальных сетях. Работа через личную страницу допустима в освещении работы с обращениями граждан, лишь в отдельных исключительных случаях, политики регионального и муниципального уровня имеют право на эту деятельность.
Следующий фактор — это качество ответа. Все обращения к властной вертикали в социальных сетях и ее ответы по умолчанию являются публичными. Общество и население видят, когда власть ведет в диалогах отзывчиво и адекватно или, наоборот, отстраняется или реагирует формально, скрываясь за сухими формулировками и натянутой вежливостью. Именно поэтому ответ на жалобу гражданина должен начинаться с приветствия, сам ответ должен быть вежливым, ясным и понятным и отвечать прямо или косвенно на запрос пользователя.
Немаловажную роль в работе с обращениями граждан, по мнению специалистов, играет позиционирование. Иными словами, донесение до населения информации о проводимой работе с обращениями граждан. Правильное донесение через СМИ проводимой работы это бонусы и кредит доверия со стороны населения в стороны руководителя субъекта Федерации, как главного действующего лица, и его управленческой команды. Поэтому в регионах РФ, в том числе и Карачаево-Черкесии, используется такой инструмент, как позиционирование через главу региона. Для позиционирования эксперты также рекомендуют использовать БММ-менеджеров и блогеров.
Использованные источники: 1. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» и статью 10 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» от 14 июля 2022 г. № 270-ФЗ. [Электронный ресурс]
Официальный интернет-портал правовой информации. - Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202207140024
2. Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» от 09.02.2009 г. № 8-ФЗ. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_84602/
3. Россошанский, А.В. Проблема информационной открытости публичной власти в современной России / А.В. Россошанский / [Электронный ресурс] -Режим доступа: http://financepro.ru/economy/8789-izbrannye-stati-iz-zhurnala-vlast-2009-12.html
4. Никитов, В.А. Информационное обеспечение муниципального управления. [Текст] Учебник / В.А. Никитов. - М., 2018. - 199 с.