Научная статья на тему 'РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ МОЛОДЕЖНОЙ СУБКУЛЬТУРЫ НАРОДОВ КАБАРДИНО-БАЛКАРИИ В ИНТЕРНЕТЕ: ФОРМЫ И ОСОБЕННОСТИ'

РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ МОЛОДЕЖНОЙ СУБКУЛЬТУРЫ НАРОДОВ КАБАРДИНО-БАЛКАРИИ В ИНТЕРНЕТЕ: ФОРМЫ И ОСОБЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
145
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАБАРДИНЦЫ / БАЛКАРЦЫ / КАБАРДИНО-БАЛКАРИЯ / МОЛОДЕЖНАЯ СУБКУЛЬТУРА / БЛОГОСФЕРА / THE KABARDIANS / THE BALKARS / KABARDINO-BALKARIA / YOUTH SUBCULTURE / BLOGOSPHERE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Машуков Хызыр Вячеславович

Цель исследования заключается в том, чтобы охарактеризовать формы и выявить особенности репрезентации молодёжной субкультуры народов Кабардино-Балкарской Республики (КБР) в Интернете в начале XXI в. Научная новизна состоит в том, что впервые было определено влияние глобального интернет-пространства на динамику этнокультурных процессов у молодёжи КБР, изучены формы их репрезентации на тематических сайтах и блогах, определен их мобилизационный потенциал в различных сферах общественной жизни. Полученные результаты показали, что уровень вовлеченности молодежи КБР в интернет-сферу постоянно возрастает, что является одним из каналов унификации представлений о культурах, появления и монетизации новых этнокультурных брендов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICITY OF ONLINE REPRESENTATION OF KABARDINO-BALKARIA PEOPLES’ YOUTH SUBCULTURE

The paper aims to discover specificity of Kabardino-Balkaria peoples’ youth subculture online representation at the beginning of the XXI century. The author for the first time identifies global network influence on ethno-cultural processes dynamics among the Kabardino-Balkarian youth, examines forms of their representation on thematic sites and in blogs, reveals their mobilization potential in different spheres of social life, which constitutes scientific originality of the study. The conducted research allows concluding that the level of the Kabardino-Balkarian youth involvement in the Internet sphere permanently increases, which provides a possibility to develop integrated cultural space, to create and monetize new ethno-cultural brands.

Текст научной работы на тему «РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ МОЛОДЕЖНОЙ СУБКУЛЬТУРЫ НАРОДОВ КАБАРДИНО-БАЛКАРИИ В ИНТЕРНЕТЕ: ФОРМЫ И ОСОБЕННОСТИ»

rpämoTQ Манускрипт • Manuscript

ISSN 2618-9690 (print)

2020. Том 13. Выпуск 12. С. 109-114 | 2020. Volume 13. Issue 12. P. 109-114

Материалы журнала доступны на сайте (articles and issues available at): manuscript-journal.ru

RU

Репрезентация молодежной субкультуры народов Кабардино-Балкарии в Интернете: формы и особенности

Машуков Х. В.

Аннотация. Цель исследования заключается в том, чтобы охарактеризовать формы и выявить особенности репрезентации молодёжной субкультуры народов Кабардино-Балкарской Республики (КБР) в Интернете в начале XXI в. Научная новизна состоит в том, что впервые было определено влияние глобального интернет-пространства на динамику этнокультурных процессов у молодёжи КБР, изучены формы их репрезентации на тематических сайтах и блогах, определен их мобилизационный потенциал в различных сферах общественной жизни. Полученные результаты показали, что уровень вовлеченности молодежи КБР в интернет-сферу постоянно возрастает, что является одним из каналов унификации представлений о культурах, появления и монетизации новых этнокультурных брендов.

EN

Specificity of Online Representation of Kabardino-Balkaria Peoples' Youth Subculture

Mashukov H. V.

Abstract. The paper aims to discover specificity of Kabardino-Balkaria peoples' youth subculture online representation at the beginning of the XXI century. The author for the first time identifies global network influence on ethno-cultural processes dynamics among the Kabardino-Balkarian youth, examines forms of their representation on thematic sites and in blogs, reveals their mobilization potential in different spheres of social life, which constitutes scientific originality of the study. The conducted research allows concluding that the leve] of the Kabardino-Balkarian youth involvement in the Internet sphere permanently increases, which provides a possibility to develop integrated cultural space, to create and monetize new ethno-cultural brands.

Актуальность исследования заключается в том, что в настоящее время значительное влияние на динамику этнокультурных процессов в молодежной среде оказывают средства массовой информации и Интернет. Исследователи едины во мнении, что именно информационные технологии - главный инструмент глобализации, который и формирует массовое сознание, приспосабливая его к новым реалиям [2, с. 125]. Стремительная информатизация, расширение новых информационно-телекоммуникационных технологий, рост использования глобальных компьютерных сетей, электронных СМИ, баз данных во многом влияют на этнокультурные процессы (в том числе и молодежной среде). В этом плане изучение форм репрезентации молодежных субкультур народов Кабардино-Балкарской Республики в глобальной сети Интернет представляется важным направлением этнографических исследований, позволяющим расширить наши представления о маркерах этнокультурной идентичности в современном глобализирующемся обществе. Для достижения цели исследования были поставлены и решены следующие задачи: 1) провести анализ встречающихся в он-лайн-секторе Кабардино-Балкарии текстов на этническую тематику; 2) охарактеризовать особенности этнического дискурса в Интернете среди кабардинцев и балкарцев на тему этничности и ее истоков; 3) обобщить контент наиболее крупных публичных страниц в кабардинском и балкарском сегменте социальных сетей. Статья подготовлена с опорой на такие специальные методы этнографического исследования, как проблемно-хронологический, ретроспективный, метод полевого исследования (непосредственного наблюдения).

Теоретическую базу работы составляют труды А. К. Жаровой [6], В. К. Мальковой и В. А. Тишкова [16], Н. В. Корытниковой [10] и др. Некоторые аспекты исследования влияния СМИ на этнокультурные процессы на Северном Кавказе, в том числе и в молодежной среде, затрагивались в работах разных авторов [3-5; 11; 14; 20]. Анализ этих работ дает возможность понять особенности влияния Интернета на развитие различных социальных процессов, осмыслить последствия развития глобальной информационной сети как средства производства

Научная статья (original research article) | https://doi.org/10.30853/mns200557

© 2020 Авторы. ООО Издательство «Грамота» (© 2020 The Authors. GRAMOTA Publishers). Открытый доступ предоставляется на условиях лицензии CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 license): https://creativecommons.orq/licenses/by/4.0/

сетевых коммуникаций, получить общую информацию об образах российских республик в Интернете. Однако комплексного исследования воздействия их и интернет-ресурсов на динамику молодежной субкультуры народов КБР в настоящее время не было подготовлено.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы в дальнейших научных исследованиях по молодежной проблематике, при подготовке обобщающих работ по истории и этнографии народов Северного Кавказа. Полученные данные могут применяться при разработке для студентов высших учебных заведений курсов по культуре и этнографии народов КБР. Материалы работы могут быть полезными в работе государственных органов по делам молодежи.

Открытость информационного пространства РФ начиная с 90-х гг. XX в. привела к широкому воздействию стандартов западной культуры [1, с. 170] на повседневную жизнь российского общества. В этом контексте обратимся к проблеме сохранения культурного наследия и идентичности народа, в том числе и в молодежной среде как наиболее адаптивной к технологическому прогрессу социальной группе.

Изучение проблемы развития молодежной субкультуры народов КБР в контексте глобализации, информатизации и цифровизации осложняется тем, что на Северном Кавказе целый ряд титульных этносов в результате процессов суверенизации получили возможность создавать мощные потоки диахронной этнона-циональной информации в пределах своих республик, которые не всегда в полной мере интегрируются в общероссийское информационное пространство. При этом следует учитывать, что при исследовании динамики молодежной субкультуры народов КБР важное значение имеют не только официальные СМИ и интернет-порталы, но и ресурсы, не зарегистрированные в качестве электронных СМИ (блоги, страницы и группы в социальных сетях и мессенджерах).

Кабардино-Балкария - это субъект Российской Федерации, где взаимодействуют элементы различных культур - этнические партикулярные традиции кабардинцев, балкарцев и других проживающих на ее территории народов; восточная культурная традиция, связанная с усилением влияния ислама; западная культурная парадигма, проявляющаяся не в последнюю очередь в распространении массовой культуры; культурная традиция русского народа [22, с. 13-21]. Поэтому в условиях полиэтничности региона процесс этнокультурной самоидентификации молодого человека подвержен различным установкам. Одним из возможных последствий глобализации является смена идентификационных маркеров, своеобразная плюрализация идентичности. На этом фоне происходит «взламывание» локальных культур, осуществляются метаморфозы внутри существующих жизненных миров [13, с. 6]. Однако следует отметить, что этнорегиональная особенность Юга России, и в частности Кабардино-Балкарии, оставляет за собой приоритет в выборе культуры. В большинстве случаев акцент молодежи делается на традиционную культуру предков (адыгэ хабзэ у кабардинцев, тау адет у балкарцев), которая все же так или иначе подверглась трансформации.

При исследовании репрезентации этнокультурных процессов в молодежной среде народов Кабардино-Балкарии в интернет-пространстве важное значение имеет анализ этнических текстов, встречающихся в он-лайн-секторе Кабардино-Балкарии. Сразу следует оговориться, что изучение этнического дискурса в Интернете не сводится к анализу его присутствия в обсуждениях на политизированную тематику. Действительно, содержащие элементы этнического дискурса тексты содержат большое количество тем про политику, этнич-ность и религию и зачастую рассматриваются исследователями как индикаторы наличия конфликтогенной ситуации [17, с. 173-176].

В. К. Малькова выделила наиболее популярные в современных СМИ направления освещения этничности: социально-культурное развитие этносов, межэтнические отношения, активность этнического криминала, взаимоотношения федерального центра и регионов РФ, освещение горячих межэтнических конфликтов, распространение форм этнического экстремизма [15, с. 10-11]. Хотя население Кабардино-Балкарии не обладает государственным суверенитетом в широком смысле этого выражения, вопросы государственного строительства всегда присутствуют в региональном дискурсе. Однако большое количество текстов охватывает социально-бытовую тематику, и в рамках настоящего исследования проанализированы основные доступные элементы этнического дискурса и формы репрезентации этничности в Интернете.

В период постсоветской трансформации медиапространство в Кабардино-Балкарии формировалось в условиях патерналистской модели. Большинство печатных изданий и телерадиоканалов в той или иной степени зависели от государства [21, с. 178]. В условиях отсутствия многообразия СМИ нерегулируемая он-лайн-сфера быстро завоевала популярность. Региональная блогосфера, сложившаяся в социальных сетях и блогах, представляет из себя крупнейший массив «интернетовской» субкультуры. Блоги как один из наиболее сфокусированных каналов коммуникации являются важным маркером для определения соответствия повестки дня и ожиданий аудитории [23, с. 3-16]. Платформы для развития блогов не остаются неизменными -если ранее (конец нулевых - первая половина 10-х гг. XXI в.) наиболее популярной платформой Рунета был «Живой Журнал», то в течение нескольких следующих лет основная молодежная аудитория переместилась в крупные социальные сети («Фейсбук», «ВКонтакте», «Одноклассники»), мобильные приложения («Инста-грам») и мессенджеры («Телеграм»). Пользователи социальных сетей «Одноклассники», «ВКонтакте» и «Мой Мир», в которых сосредоточено большое количество молодых людей, открыто демонстрируют свою этническую идентичность. Контент-анализ тем публичных обсуждений в этих сетях дает возможность утверждать, что все больше пользователей идентифицируются по этническому признаку. Это наглядно проявляется в их никнеймах - сетевых именах-псевдонимах.

В настоящее время среди молодежи особенно популярен «Инстаграм», по своим характеристикам напоминающий социальную сеть, им пользуется 37% населения России в возрасте 18-34 лет. Это количество немного уступает числу пользователей соцсетью «ВКонтакте». Точных данных по количеству пользующихся соцсетями жителей Кабардино-Балкарии не существует, можно косвенно сделать вывод о наибольшей популярности «Инстаграма» по числу постов, сделанных с хэштегом (отметкой) «кбр» - их более 2,5 млн на октябрь 2020 г. Во всех других соцсетях количество постов с хэштегом «кбр» не превышает 1 млн. Наиболее популярные аккаунты из Кабардино-Балкарии (страницы @раЫо1_кЬг и @kokov_kazbek_) имеют соответственно 330 тыс. и 219 тыс. подписчиков (данные актуальны на 30.10.2020. - Х. М.).

Этнический дискурс в Интернете затрагивает в первую очередь тему этничности и ее истоков. Понятие этничности не имеет четких определений и критериев. Определение термина в тексте зачастую зависит от личной позиции автора [12]. Однако можно видеть, что наиболее распространено понимание термина в примордиалистском значении, согласно которому этническая идентичность определяется не гражданством или принадлежностью к политическому сообществу, а принадлежностью «по крови». Согласно этой точке зрения, всё население республики (за небольшим исключением) разделено на три большие группы - кабардинцев (которые не являются самостоятельной этнической группой, но входят в гораздо более массивный субстрат черкесов (адыгов)), балкарцев (которые также рассматриваются как часть единого балкаро-карачаевского этноса) и русских (рассматриваемых в качестве единой этнической единицы). Помимо этого, во многих постах можно обнаружить попытку построения политической идентичности на основе принадлежности к населению КБР. Тем не менее этот гражданский дискурс о «кабардино-балкарцах» не находит широкого отклика среди населения, сильно привязанного к концепту КРОВНАЯ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ. Еще одной чертой этнической репрезентации в кабардино-балкарском сегменте «Инстаграма» является практически полное отсутствие «прорусского» дискурса - скорее всего, отсутствие крупных публичных страниц, сконцентрированных на русском населении КБР, связано с невысоким уровнем мобилизации по этническому признаку у этой части населения.

Наиболее крупные публичные страницы в адыгском (черкесском) сегменте «Инстаграма» - @паг^еки, @circassian_renaissance, @cherkesi_i_cherkeshenki, @каЬаг_тайа; в карачаево-балкарском - @a1anha1q @taulutoi, @а1ап_:аи1и^а!к, @кагаЛау_^Ьа1кагуа. Количество подписчиков на этих каналах не превышает 100 тыс. Большинство аккаунтов имеют подписчиков из соседних Карачаево-Черкесии и Адыгеи, а также из других регионов, в которых представлены крупные диаспоры черкесов (адыгов) и карачаево-балкарцев. В большинстве случаев названия страниц во многом соответствуют содержанию публикуемого контента -@паг^еки переводится как «родина нартов» (легендарные богатыри из кавказского эпоса), @а1апЪаЦ -как «аланский народ» (акцентируется значительная роль древних аланов в этногенезе карачаевцев и балкарцев).

Несмотря на существенное количество культурных, языковых и религиозных различий, тезис о том, что этническая принадлежность к кабардинцам и балкарцам передается «по крови» (по рождению), остается самым распространенным этническим маркером. «Кровный» маркер является причиной наличия в этническом дискурсе популярной идеи о необходимости поддержания этнической культуры и ее защиты от наступающих «агрессивных» трендов глобализации. Многие посты в этноориентированных аккаунтах посвящены критике членов этнической группы, забывающих родной язык и отходящих от традиционных паттернов поведения. Дискуссии о том, как сохранить традиционную культуру, о будущем кабардинцев и балкарцев, о поддержании их идентичности делают проблему возможного «растворения» этнических групп и их «обрусения» одним из главных мобилизующих факторов в этнокультурных процессах современности.

В этом контексте особенно значимой становится проблема национальных языков. По мнению большей части подписчиков этноориентированных аккаунтов, кабардино-черкесский и карачаево-балкарский языки находятся под угрозой исчезновения, поскольку количество носителей языка не растет, финансирование подготовки специалистов с высшим образованием снижается, а стимулы изучать язык у неносителей отсутствуют. По этой причине владельцы многих аккаунтов публикуют посты, в которых описываются особенности языков, приводятся тематические наборы вокабуляра с переводом на русский язык; некоторые акка-унты (например, @s1ovarik_ba1karskogo) специализируются на теме популяризации языка. Всплеск интереса к языку произошел весной 2018 г., когда в Государственную Думу был внесен законопроект, отменяющий право национальных субъектов Федерации вводить обязательное изучение своих государственных языков школьниками [18]. Поправки к закону об образовании вызвали широкую дискуссию в национальных субъектах России, включая КБР [9].

Пример популяризации языков этнических меньшинств иллюстрирует, что социальные сети предоставляют возможность потребления продуктов, репрезентующих этническую культуру. Многие этноориентиро-ванные аккаунты уделяют большое внимание распространению элементов духовной культуры, в первую очередь музыки и танцев. Большое количество крупных пабликов (@dzhegu, @bzabza, @oredada) специализируются на публикации видеороликов с национальными танцами; владельцы и подписчики аккаунтов часто организуют этнические игрища. Информация о планируемых мероприятиях распространяется очень быстро благодаря функции «Инстаграма» «Истории» - охват постов благодаря им только увеличился. На многих страницах выкладываются фотографии и видео со свадеб, которые, как правило, проводятся с использованием традиционных обрядов (@svadby_kbr07, @wedding_baLkariya_). Ветки комментариев под публикациями про свадьбы часто полны дискуссий об уместности сочетания традиционных обычаев и европейских

практик (резание торта, бросание букета невестой) на свадьбах; эти дискуссии укладываются в дискурс о необходимости сохранения этнической культуры в традиционной форме.

Другим важным фактором активности и популярности подобных групп является растущий интерес к материальной этнической культуре. Большое количество пабликов представляют собой онлайн-странички магазинов, предлагающих товар с этнической символикой либо отсылкой к традиционной культуре. Зачастую эти магазины сосредотачивают свою деятельность в «Инстаграме» - у них нет своих офисов, все заказы оформляются онлайн, а просмотр всей продукции возможен на самой странице. В них, как правило, продаются или сдаются в аренду элементы традиционной национальной одежды, модернизированные в соответствии с современными модными веяниями (рубашки, свитшоты и т.д.). Рост интереса к этнической культуре, таким образом, делает возможной монетизацию предоставления услуг на этом рынке.

Формы этнической репрезентации в «Инстаграме» проявляются, в первую очередь, в «подписках» на публичные аккаунты. Этноориентированные страницы выполняют функции коммуникации и нетворкинга. Подписываясь на подобную страницу, молодые люди получают возможность установить связи и знакомства со своими соотечественниками из других населенных пунктов республики и регионов страны. Этническая самоидентификация в этом случае является важным инструментом приобретения социального капитала. Социальные сети облегчают этот процесс ввиду массовой доступности мобильного Интернета. Сообщества @adygi_moscow, @karachaevtsymoskvy, @adygi_fond и другие позволяют молодым людям, уехавшим в другие регионы страны на работу или учебу, быстро найти контакт с соотечественниками и стать членами диаспоры или общины. Функция коммуникации распространяется и на взаимодействие с зарубежными диаспорами.

Определённый интерес при исследовании молодежной субкультуры народов КБР вызывают и группы, чей территориальный охват экстраполируется на весь Кавказ и куда интегрированы представители кабардинской и балкарской молодежи. Например, этнокультурное многообразие демонстрирует группа на форуме «Кавказские свадьбы» в «Одноклассниках» [8], участники которой затрагивают многочисленные вопросы, относящиеся к брачно-семейным ценностям: добрачные отношения, формы брака, супружество, место и способ проведения свадьбы и многое другое.

Отдельного внимания заслуживает символическая сторона этнической репрезентации молодежи КБР в Интернете. Имеется в виду, что представители этнических сообществ используют разнообразные символы для демонстрирования определенных черт своего сообщества либо его представителей. Одним из самых популярных символов является гора Эльбрус - высочайшая гора Кавказского хребта, чье двуглавое изображение расположено на гербе Кабардино-Балкарии, а также на флаге балкарского народа. Изображение горы в различных практиках используется представителями обоих этносов и является одним из элементов сторонников единой политической идентичности «населения Кабардино-Балкарии». Другими общими символами, используемыми разными сообществами, являются изображение танцующей пары - мужчина и женщина в национальных костюмах - и те же персонажи по отдельности, характеризующие присущие мужчинам и женщинам традиционные добродетели.

Глубоким мобилизационным потенциалом в этнокультурных процессах, в том числе и в молодежной среде, обладают этноориентированные интернет-сайты. Характер размещаемых материалов свидетельствует о том, что большинство их создателей преследуют в основном интересы своего народа. При этом акцент смещается к травмирующим историческую память событиям. Между тем постепенно приходит осознание важности использования менее болезненных способов закрепления культурной и исторической памяти. Об этом свидетельствует использование коммеморации, т.е. празднование исторических событий как важного источника формирования массовых представлений о прошлом [19, с. 13].

Как справедливо полагают ученые, бережное, осознанное отношение к культурному наследию, а также трансляция культурной памяти - необходимое условие сохранения культурной идентификации народов Российской Федерации, укрепления национального самосознания в процессе воспитания и образования современной молодежи [1]. Одним из средств решения данной проблемы сегодня выступает Интернет. Он становится всемирной культурной силой, одновременно всепроникающей и противоречивой. Виртуальное пространство выполняет двоякую функцию, пробуждающую массу антагонистических воззрений о вреде и пользе глобальной сети [7]. Можно полагать, что основания для дискуссий имеют право на существование, ведь глобальная сеть обладает конструктивными и деструктивными возможностями воздействия на культуру индивида. Однако в данное время хотели актуализировать только позитивные моменты сохранения и трансляции исторической и культурной памяти в Интернете - самом современном средстве коммуникации.

Проведенное исследование дает возможность сформулировать следующие выводы.

1. Изучение встречающихся в онлайн-секторе Кабардино-Балкарии текстов на этническую тематику показывает, что динамика вовлеченности кабардинской и балкарской молодежи в эту часть глобальной сети постоянно меняется с нарастающим итогом. При этом контент-анализ блогосферы позволяет охарактеризовать ее как важный механизм унификации представлений молодёжи об этнических культурах.

2. В дискурсе среди молодых кабардинцев и балкарцев в Интернете на тему этничности и ее истоков демонстрируется взаимосвязь этнопредставлений и эмоциональных отношений дискутантов к своему и другим народам, при этом наблюдается высокая степень их готовности к межэтническому взаимодействию.

3. Обобщение контента наиболее крупных публичных страниц в кабардинском и балкарском сегменте социальных сетей дает возможность выявить следующие формы репрезентации их молодежной субкультуры:

- обсуждение тем социально-культурного развития кабардинцев, балкарцев и других проживающих на территории республики народов, их взаимоотношения с федеральным центром, межэтнические отношения;

- освещение межэтнических конфликтов, различных вопросов государственного строительства, социально-бытовая тематика. На материалах КБР это еще и такие вопросы, как этничность у кабардинцев и балкарцев и ее истоки, проблема сохранения и преподавания национальных языков, интерес к материальной этнической культуре, вопросы моноэтничных и смешанных браков, формы репрезентации религиозности.

Таким образом, в числе основных особенностей репрезентации молодежных субкультур народов КБР в интернет-пространстве можно назвать виртуализацию этничности как одну из форм современных этнокультурных процессов и выражение этнической идентичности пользователей сайтов и социальных сетей посредством присвоения «говорящих» никнеймов и использования этнической символики на аватарах, участия в дискуссиях в группах и чатах этнического толка, демонстрации навыков владения родными языками.

Все это позволяет рекомендовать редакторам интернет-сайтов и модераторам групповых чатов в социальных сетях и мессенджерах выстраивать потоки информации в рамках политики информационной безопасности государства. Это является залогом устойчивого развития Кабардино-Балкарии на данном этапе исторического процесса, сохранения этнокультурной идентичности кабардинцев и балкарцев и межпоколенной трансмиссии позитивных образов прошлого. Изучение особенностей репрезентации молодежной субкультуры народов КБР в Интернете имеет большую исследовательскую перспективу. Контент-анализ информационных ресурсов этнического толка раскрывает эвристический потенциал таких тематических блоков, как формы репрезентации в Сети этнических конфликтов, основанных на эксплуатации образов прошлого, стремительная неологизация словарного состава языков народов КБР, появление этнокультурных брендов современности и в некоторых случаях их коммерциализация.

Список источников

1. Андреева Е. В. Трансляция культурной памяти как условие сохранения национального самосознания // Преподаватель высшей школы в XXI веке: труды Международной научно-практической конференции. Ростов-на-Дону: РГЭУ (РИНХ), 2007. Т. 5. С. 170-175.

2. Бритков В. Б., Геловани В. А., Дубовский С. В. Информационное клонирование в процессах глобализации // Общественные науки и современность. 2005. № 6. С. 125-135.

3. Гокоева К. В., Дзуцев Х. В. Средства массовой информации в контексте общественного мнения населения республик Северо-Кавказского федерального округа России // Гуманитарий Юга России. 2015. № 2. С. 65-79.

4. Дзуцев Х. В. Этносоциологический портрет республик Северо-Кавказского федерального округа Российской Федерации. М.: Российская политическая энциклопедия, 2012. 734 с.

5. Евгений Кратов о секретах этнополитической стабильности в Карачаево-Черкесии [Электронный ресурс]. URL: https ://caucasustimes.com/ru/evgenij -kratov-o-sekretah-jetnopoliticheskoj -stabilnosti-v-karachaevo-cherkesii/ (дата обращения: 23.04.2019).

6. Жарова А. К. Интернет, глобализация и международное право // Общественные науки и современность. 2004. № 6. С. 97-104.

7. Иванов М. С. Психологические аспекты негативного влияния игровой компьютерной зависимости на личность человека [Электронный ресурс]. URL: http://flogiston.ru/articles/netpsy/gameaddict2/comments/1 (дата обращения: 13.12.2018).

8. Кавказские свадьбы [Электронный ресурс]. URL: https://ok.ru/kavkazskiesvadby (дата обращения: 31.07.2017).

9. Казенин К. И. Язык для школы: в чем проблема поправок в закон об образовании [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/opinions/politics/24/05/2018/5b0669c49a794712893d00ce (дата обращения: 13.11.2018).

10. Корытникова Н. В. Социальные последствия развития Интернет как средства производства сетевых коммуникаций // Социологические исследования. 2010. № 6. С. 70-79.

11. Кумыкова М. М. Информационная политика как условие социально-экономической модернизации регионов Северного Кавказа // Северный Кавказ в национальной стратегии России / Ин-т этнологии и антропологии РАН; под ред. В. Тишкова. М.: Росинформагротех, 2008. С. 219-230.

12. Лапкина Н. А. Социальный потенциал интернет-ресурсов в дискурсе этничности: автореф. дисс. ... к. ист. н. М., 2011. 23 с.

13. Лешкевич Т. Г. Глобализация и глокализация: PRO и CONTRA // Научная мысль Кавказа. 2011. № 3. С. 5-14.

14. Мадияров А. Б. Влияние средств массовой информации на формирование идеологии межэтнического согласия: автореф. дисс. ... к. соц. н. Казань, 1998. 15 с.

15. Малькова В. К. «Не допускается разжигание межнациональной розни». Книга об этнической журналистике. Из опыта анализа российской прессы. М.: Институт этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН, 2007. 244 с.

16. Малькова В. К., Тишков В. А. Культура и пространство. Книга первая. Образы российских республик в Интернете. М.: ИЭА РАН, 2009. 147 с.

17. Нагорный О. С. Репрезентация этничностей в русскоязычных социальных медиа // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2017. № 4. С. 173-176.

18. О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (в части изучения родного языка из числа языков народов Российской Федерации и государственных языков республик, находящихся в составе Российской Федерации) [Электронный ресурс]: законопроект № 438863-7. URL: http://sozd.duma.gov.ru/bill/438863-7 (дата обращения: 12.06.2019).

19. Полетаев А. В., Савельева И. М. Социальные представления о прошлом: источники и репрезентации. М.: ГУ ВШЭ, 2005. 196 с.

20. Тетуев А. И. Влияние региональных средств массовой информации на этнополитические процессы на Северном Кавказе в период системной трансформации российского общества // Вестник Академии наук Чеченской Республики. 2018. № 2 (39). С. 55-66.

21. Тетуев А. И. Этнополитические процессы в Кабардино-Балкарии в период системной трансформации российского общества: особенности и основные тенденции. Нальчик: Издательский отдел ИГИ КБНЦ РАН, 2018. 240 с.

22. Титаренко И. Н. Межкультурная коммуникация в эпоху глобализации: толерантность или борьба за культурную идентичность? // Научная мысль Кавказа. 2011. № 3. С. 13-21.

23. Усманова Д. Ш. Региональная блогосфера как дискуссионная политическая и социальная площадка (на примере Республики Башкортостан) // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 2015. № 2. С. 3-16.

Информация об авторах | Author information

RU

Машуков Хызыр Вячеславович1

1 Кабардино-Балкарский государственный университет имени Х. М. Бербекова, г. Нальчик

EN

Mashukov Hizir Vyacheslavovich1

1 Kabardino-Balkarian State University named after H. M. Berbekov, Nalchik

1 khiz.87@mail.ru

Информация о статье | About this article

Дата поступления рукописи (received): 01.11.2020; опубликовано (published): 30.12.2020.

Ключевые слова (keywords): кабардинцы; балкарцы; Кабардино-Балкария; молодежная субкультура; блогосфера; the Kabardians; the Balkars; Kabardino-Balkaria; youth subculture; blogosphere.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.