Научная статья на тему 'ВОВЛЕЧЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЫ ЦИФРОВОЙ КОММУНИКАЦИИ С РЕГИОНАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ ВЛАСТИ: ОЦЕНКА ЖИТЕЛЕЙ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ'

ВОВЛЕЧЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЫ ЦИФРОВОЙ КОММУНИКАЦИИ С РЕГИОНАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ ВЛАСТИ: ОЦЕНКА ЖИТЕЛЕЙ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
206
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ПУБЛИЧНАЯ ВЛАСТЬ / ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ / НАСЕЛЕНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛЫ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Скокова Анастасия Николаевна

Изменение формата коммуникации публичной власти и общества - одна из самых актуальных тем в последние несколько лет. Цифровизация призвана выстроить оперативное реагирование власти на запросы общества, а также обеспечить эффективное решение социально значимых вопросов, поступающих от жителей регионов. Реализация национальных проектов позволила начать масштабную трансформацию взаимодействия населения с представителями публичной власти в цифровой среде. Усовершенствование онлайн - платформ и сервисов обратной связи, развитие коммуникации в социальных медиа, внедрение проектных офисов по обработке интернет-обращений граждан, утверждение стратегий цифровой трансформации в регионах и многое другое свидетельствует о повышении роли онлайн-взаимодействия как в государственном, так и в муниципальном управлении. Однако промежуточные результаты процесса реализации нововведений подтверждают существование множества факторов, препятствующих развитию интернет-коммуникации на уровне регионов, и правовое регулирование не является тому исключением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Скокова Анастасия Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INVOLVEMENT OF THE POPULATION IN THE PROCESSES OF DIGITAL COMMUNICATION WITH REGIONAL AUTHORITIES: ASSESSMENT OF RESIDENTS OF THE KURSK REGION

Changing the format of communication between the authorities and society is one of the most pressing topics in the last few years. Digitalization is designed to build a prompt response of the authorities to the demands of society, as well as to ensure the effective solution of socially significant issues coming from residents of the regions. The implementation of national projects made it possible to begin a large-scale transformation of the interaction of the population with government representatives in the digital environment. The improvement of online platforms and feedback services, the development of communication in social media, the introduction of project offices for processing citizens’ Internet appeals, the approval of digital transformation strategies in the regions and much more indicates an increasing role of online interaction in both state and municipal management. However, the interim results of the innovation implementation process confirm the existence of many factors hindering the development of Internet communication at the regional level, and legal regulation is no exception.

Текст научной работы на тему «ВОВЛЕЧЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЫ ЦИФРОВОЙ КОММУНИКАЦИИ С РЕГИОНАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ ВЛАСТИ: ОЦЕНКА ЖИТЕЛЕЙ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ»

Вовлеченность населения в процессы цифровой коммуникации c региональными органами власти: оценка жителей Курской области

Скокова Анастасия Николаевна,

аспирант кафедры теории и истории государства и права, ФГБОУ ВО «Воронежский государственный университет» E-mail: n.skokowa@yandex.ru

Изменение формата коммуникации публичной власти и общества - одна из самых актуальных тем в последние несколько лет. Цифровизация призвана выстроить оперативное реагирование власти на запросы общества, а также обеспечить эффективное решение социально значимых вопросов, поступающих от жителей регионов. Реализация национальных проектов позволила начать масштабную трансформацию взаимодействия населения с представителями публичной власти в цифровой среде. Усовершенствование онлайн - платформ и сервисов обратной связи, развитие коммуникации в социальных медиа, внедрение проектных офисов по обработке интернет-обращений граждан, утверждение стратегий цифровой трансформации в регионах и многое другое свидетельствует о повышении роли онлайн-взаимодействия как в государственном, так и в муниципальном управлении. Однако промежуточные результаты процесса реализации нововведений подтверждают существование множества факторов, препятствующих развитию интернет-коммуникации на уровне регионов, и правовое регулирование не является тому исключением.

Ключевые слова: цифровая коммуникация, публичная власть, обратная связь, население, социальные сети, интернет-порталы.

Цифровизация становится главным трендом во многих сферах жизнедеятельности. Оптимизация предоставления государственных и муниципальных услуг, внедрение цифровых платформ и сервисов обратной связи, разработка информационных систем для населения, усовершенствование механизмов работы с обращениями граждан -положения, которые позволяют двигаться навстречу к масштабной реализации цифрового диалога публичной власти и населения. Развитие интернет-технологий порождает новые вызовы к обществу: от уровня вовлеченности граждан в онлайн-коммуникацию зависит возможность оперативного и качественного построения информационно-коммуникационной инфраструктуры для повышения качества цифрового государственного управления в России.

Ускоренная цифровизация основана на развитии экономики нового технологического поколения. Увеличение скорости обмена информацией и ее применения повышает требования и к работе публичной власти с населением. Сегодня внедрение интернет-технологий реализуется в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». По итогам заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам 24 декабря 2018 года был утвержден паспорт национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации», одним из проектов которой является «Цифровое государственное управление». [1]

Цифровизация способствует развитию «гибкого управления» (agile), предполагающего постоянное использование механизмов обратной связи на протяжении всего срока реализации обозначенных мероприятий и программ. В соответствии с целевыми показателями проекта в рамках цифровой трансформации взаимодействия публичной власти и общества на 2023-2024 гг. запланировано создание платформы для обмена информацией между государством, гражданами, коммерческими и некоммерческими организациями, а также защищенной цифровой среды аудиовизуального взаимодействия государственных органов, организаций и граждан на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Привычный формат коммуникации с государством постепенно уходит в прошлое, а новые онлайн-инструменты связи становятся избранным способом оперативного информирования о про-

5 -о

сз ж

■с

блемах на всех уровнях публичной власти. Для достижения «цифровой зрелости» населения в каждом регионе страны разработаны и утверждены стратегии цифровой трансформации, которые содержат в себе показатели цифровизации на период до 2024 года. [2] Одним из главных направлений реализации стратегий в сфере госуправления является повышение качества взаимодействия населения и органов государственной власти, местного самоуправления и подведомственных учреждений в регионах: внедрение платформ обратной связи на базе портала Госуслуги, участие в работе проектных офисов по обработке обращений граждан, поступающих в онлайн-пространстве (Центры управления регионами), создание региональных цифровых платформ по предоставлению государственных услуг гражданам и т.д.

Представляется необходимым отметить активное развитие социально-сетевой коммуникации публичной власти и общества в социальных медиа. С принятием Федерального закона от 14 июля 2022 № 270-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» и статью 10 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» органы государственной власти, местного самоуправления, а также подведомственные учреждения обязаны информировать население о своей деятельности посредством ведения официальных страниц в социальных сетях, а также сайтов организаций. [3]

Для реализации установленных законом положений, распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2022 г. № 2523-р определены социальные сети, которые необходимо использовать органами власти - «ВКонтакте» и «Одноклассники». Официальный паблик можно вести в любой из указанных социальных сетей. Кроме того, согласно закону, официальные страницы должны быть интегрированы с федеральной государственной информационной системой «Единый портал государственных и муниципальных услуг».

31 декабря 2022 года Постановлением Правительства Российской Федерации № 2560 утверждены Правила размещения государственными органами, органами местного самоуправления и подведомственными организациями информации на своих официальных страницах, получения доступа к размещаемой информации, и осуществления взаимодействия с пользователями, а также Правила взаимодействия официальных сайтов и официальных страниц с федеральной государственной информационной системой «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)». [4] Таким образом законодатель за-Е крепил за гражданами возможность подачи сооб-2 щений и обращений граждан, участия в опросах £3 и публичных слушаниях с использованием компо-еЗ нентов Платформы обратной связи на базе пор-Ц тала Госуслуги, а также определил порядок раз-

мещения органами публичной власти и подведомственными организациями информации на своих официальных страницах.

В процессе реализации положений, установленных нормой закона, региональные органы публичной власти столкнулись со множеством проблемных моментов. Качественное администрирование официальных сообществ возможно при наличии у ответственного специалиста знаний и навыков копирайтинга, видеомонтажа, подготовки визуального контента, инфографики, дизайнерских навыков и др. Большинство региональных ведомств не имеют в штатном расписании должности SMM-специалиста, что существенно затрудняет организацию работы в социальных сетях. При регистрации официальных сообществ подведомственных организаций возникло еще большее количество вопросов, поскольку не все организации располагают информацией, пригодной для освещения в социальных медиа, например учреждения судебно-медицинской экспертизы и др.

Принятие закона о госпабликах мотивировало законодателей на регистрацию проектов новых нормативно-правовых актов. 2 декабря 2022 года в Государственную Думу РФ внесен законопроект № 248871-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», в соответствии с которым предполагалось предоставить гражданам возможность официального обращения к представителям публичной власти всех уровней через официальные страницы таких ведомств в социальных сетях. [5]

Пояснительная записка законопроекта содержала положения, в которых авторы акцентировали внимание на необходимости внесения в Федеральный закон от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации» норм, предусматривающих порядок обращения граждан в органы публичной власти или должностному лицу через социальные сети. Предлагалось регламентировать возможность обращения в органы публичной власти через их официальные страницы путем направления личных сообщений. Важным условием такого обращения являлось содержание в нем данных заявителя: фамилии, имени, отчества (последнее - при наличии), адреса электронной почты. Законопроектом также устанавливалась обязанность властных структур направлять ответы на обращения или уведомления о переадресации обращения заявителя с помощью ответных сообщений в соответствующих социальных сетях.

Необходимо отметить, что в представленном проекте закона выявлено множество недоработок. Так, например, законодателем не предлагалось внести поправки в порядок обжалования решений, принятых в цифровом пространстве. Нормы 59-ФЗ подразумевают обжалование принятого по обращению решения или действия (бездействия) в рамках работы с обращениями граждан, поступивших в государственный орган, орган местного самоу-

правления или должностному лицу в письменном виде, в форме электронного документа или в форме устного обращения гражданина, но не посредством сообщений в социальных сетях.

Кроме того, при разработке законопроекта не были учтены и технические особенности коммуникации с публичной властью в социальных медиа. Каждое такое обращение имело бы свой объем, зависящий от множества факторов: размера электронного обращения, размера вложенных документов, фотографий, видеоматериалов и т.д. Перечисленные особенности могли создавать определенные неудобства при прикреплении файлов и их отправке.

Вопрос защиты персональных данных также оставался открытым. Несмотря на все усилия, предпринимаемые социальными сетями, вопросы предотвращения утечки персональных данных, защиты информации в социальных сетях становится приобретают большую актуальность с каждым годом. Подобные недоработки создавали бы массу препятствий в реализации права на обращение в органы публичной власти. Выводы о наличии прямой угрозы законным правам и интересам граждан не позволили законопроекту выйти на рассмотрение в весеннюю сессию Государственной Думы 2023 года.

Сегодня госпаблики - это современная площадка для оперативной коммуникации с населением, ежедневно набирающая популярность. Технический и организационный процесс по созданию го-спабликов в России курирует АНО «Диалог Регионы». Ежедневно экспертами организации разъясняются нормы законодательства в сфере гос-диджитал, проводится работа по брендированию пабликов органов публичной власти, организуется методическое сопровождение ведения официальных страниц, осуществляется рейтингование работы в социальных медиа и др. Так, по информации министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций России Максута Шадаева, в декабре 2022 года в России установлено функционирование более 130 тысяч страниц ведомств и подведомственных учреждений в социальных сетях. [6]

Масштабы происходящих изменений можно увидеть не только на федеральном, но и на региональном уровне. Минцифры РФ представило рейтинг российских регионов по исполнению закона о госпабликах. В топ-10 вошли Пермский край, Ямало-Ненецкий автономный округ, Курская, Ульяновская, Курганская, Новгородская, Калужская, Белгородская и Тюменская области и Ханты-Мансийский автономный округ. [7]

В Курской области за реализацию законодательства о госпабликах отвечает Центр управления регионом - подразделение автономной некоммерческой организации «Диалог Регионы». По данным ЦУР, аудитория в пабликах органов власти уже превышает миллион пользователей. Страницы школ, больниц, администраций муниципалитетов и другие госпаблики в социальных сетях набирают популярность среди курян. Здесь граждане могут на-

прямую обратиться к властным структурам для получения ответа на любой интересующий вопрос. [8]

Качественное исполнение правовых норм, а также обеспечение полноценной коммуникации публичной власти и общества в онлайн-пространстве возможно лишь при получении представителями власти теоретических знаний и практических навыков работы с цифровыми инструментами. Ежемесячно ЦУР Курской области проводит образовательные мероприятия для специалистов органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, а также подведомственных учреждений региона, где обучают не только работе в го-спабликах, но и основам цифровой коммуникации с населением в системе «Инцидент Менеджмент» и на региональном портале «Действуем вместе».

Известно, что направить обращение в органы власти Курской области возможно несколькими цифровыми способами: отправка сообщения на региональный портал «Действуем вместе», сообщение или комментарий на официальных акка-унтах и сообществах органов власти в социальных сетях, сообщение о проблеме в официальной группе Центра управления регионом, сообщение на сайте органов исполнительной власти и органов местного самоуправления через портал Госуслуги, а также опубликовав пост на личной открытой странице в социальных сетях. [9]

В целях выявления потребности населения в цифровой коммуникации с региональными органами публичной власти, в апреле 2023 года на базе сервиса портала Госуслуги «Решаем вместе. Голосования» было проведено анонимное социологическое онлайн-исследование среди жителей Курской области на тему «Уровень вовлеченности населения Курской области в процессы цифровой коммуникации с региональными органами власти».

Распределение респондентов по полу и возрасту выглядит следующим образом: в опросе приняли участие 76,2% женщин и 23,8% мужчин. Самыми активными участниками стали куряне в возрасте 35-44 лет - 41,7% от общего количества опрошенных, на втором месте оказалась категория респондентов в возрасте 25-34 года - 23,2%, а ТОП-3 закрыли участники возрастной группы 4554 года - 15,9% (рис. 1).

Укажите Ваш возраст

65 и более |

О 10 20 30 40 50 60 70 ^

сз

Рис. 1 А

аз

Необходимо отметить, что 39% респондентов А

<

указали, что проживают в столице региона - в го- а

роде Курске, остальные участники распределились по 28-ми муниципальным образованиям и 4-м городским округам Курской области. Заинтересованность в теме исследования проявили не только жители городских округов, но и респонденты, проживающие в сельских населенных пунктах, что составило 30,5%.

В первом блоке исследования участникам было предложено ответить на вопрос о периодичности использования сети Интернет. Самыми распространенными ответами оказались «Провожу в интернете от 4 до 8 часов в день» 35,8%, «Провожу в интернете более 8 часов в день» 32,5%, «Пользуюсь интернетом менее 4 часов в день» 30,5% и только 1,3% опрошенных отметили, что пользуются интернетом несколько раз в месяц, либо затрудняются ответить (рис. 2).

Рис. 2

Далее респондентам предлагалось ответить на вопрос о частоте использования мессенджеров и социальных сетей. Оказалось, что 96% опрошенных ежедневно пользуются мессенджерами ^Ьег, WhatsApp, Телеграм и др.). Аналогичная ситуация и с использованием социальных сетей в Курской области. Так, социальными сетями «ВКонтакте», «Одноклассники» ежедневно пользуются 85,4% от общего количества опрошенных (рис. 3).

Частота использования мессенджеров и социальных сетей

Затрудняюсь ответить Не пользуюсь мессенджерами Реже, чем раз в месяц Один раз в месяц Несколько раз в месяц Один раз в неделю Несколько раз в неделю Ежедневно

0 20 40 60 80 100 120 140 160

■ Как часто Вы пользуетесь социальными сетями («ВКонтакте», «Одноклассники» и др.)?

■ Как часто Вы пользуетесь мессенджерами (Viber, WhatsApp, Телеграм и др.)?

Рис. 3

На вопрос «Как часто Вы пользуетесь порталом Госуслуги (медицина, образование, штрафы, налоги, справки и др.)» 53% опрошенных ответили «Несколько раз в неделю» или «Несколько раз в месяц», количество ответов поделилось поровну между респондентами. Говоря о коммуникации

с публичной властью посредством портала Госуслуги, необходимо отметить, что 23% респондентов приходилось направлять обращения/жалобы в органы власти через портал и в 15% случаев обращение/жалоба была рассмотрена, а заявителю удалось решить обозначенную проблему (рис. 4).

Как часто Вы пользуетесь порталом Госуслуги (медицина, образование, штрафы, налоги, справки и др.)?

,,.1 ш ш ш ш ш ш

Ежедневно Несколько Один раз в Несколько Один раз в Реже, чем Не Затрудняюсь раз в неделю неделю раз в месяц месяц раз в месяц пользуюсь ответить

порталом Госуслуги

Рис. 4

В результате исследования также выяснилось, что наиболее известными способами интернет-коммуникации с региональной властью в Курской области являются аккаунты в социальных сетях и мессенджерах (ВКонтакте, Одноклассники, Telegram, Viber), портал Госуслуги и региональный портал «Действуем вместе. Всего 0,3% опрошенных не смогли назвать ни одного способа интернет - взаимодействия с органами публичной власти (рис. 5).

Рис. 5

Также участники опроса поделились опытом взаимодействия с властью в социальных сетях. На вопрос «В текущем году лично Вы писали в социальных сетях вопросы, комментарии или жалобы относительно проблем региона или населенного пункта?» 75,5% опрошенных ответили, что никогда не писали о проблемах посредством социальных сетей, 20,5% - имеют опыт коммуникации с властью в социальных сетях. 17,2% опрошенных сообщили о получении обратной связи на свое обращение с официальных аккаунтов органов власти региона или населенного пункта.

Следующий блок вопросов был посвящен оценке эффективности цифровой коммуникации власти и населения в Курской области. 31,8% опрошенных оценили эффективность интернет-взаимодействия региональной власти и населения на 5-баллов по 5-балльной шкале (1 балл - совершенно не эффективно, а 5-полностью эффективно). 27,1% оценивают эффективность коммуникации на 4 балла,

15,2% опрошенных считают, что взаимодействие власти и населения эффективно на всего лишь на 3 балла (рис. 6).

Оцените, пожалуйста, степень эффективности интернет-взаимодействия региональной власти и населения по 5-балльной шкале, где 1-совершенно не эффективно, а 5-полностью эффективно.

.■II

Рис. 6

Анализ полученных данных показал, что более оперативное решение проблемы в цифровом пространстве можно получить посредством коммуникации в сети Интернет (социальные сети, мес-сенджеры, портал Госуслуг, региональный портал «Действуем вместе» и т.д.), так считают 68,9% респондентов. Однако среди опрошенных были и приверженцы стандартных способов коммуникации - письменных и устных обращений в органы публичной власти - 19,2% от общего количества участников опроса (рис. 7).

Рис. 7

На вопрос «Как Вы считаете, эффективно ли исполняются решения, принятые региональными органами власти в результате интернет-взаимодействия с населением?» 58,9% ответили, что решения, принятые в цифровом пространстве, исполняются эффективно, 25,2% опрошенных затрудняются в оценке.

Тема правового регулирования также была поднята в социологическом опросе. На вопрос «На Ваш взгляд, достаточно ли законодательно урегулирована возможность цифрового обращения в органы власти? (способы обращения, порядок, сроки, обжалование)» 52,3% опрошенных отметили достаточным правовое регулирование, 21,9% -считают, что возможность цифрового обращения недостаточно урегулирована в законе, 25,8% респондентов затрудняются ответить на данный вопрос.

Кроме того, участники опроса поделились мнением о проблематике цифрового взаимодействия,

а также предложили способы улучшения процесса цифровой коммуникации публичной власти и населения. Так, в ТОП-3 проблем интернет-взаимодействия вошли следующие ответы: нестабильное интернет-соединение в населенном пункте, отсутствие надлежащей системы информирования населения об инструментах цифрового взаимодействия, недостаточное внимание представителей власти к цифровому взаимодействию с населением. Для улучшения процесса цифровой коммуникации власти и населения респондентами предлагалось следующее: обеспечить бесперебойное интернет-соединение в населенном пункте, усилить работу по информированию населения об инструментах цифрового взаимодействия с властью, упростить процесс оформления обращения, добавить подсказки для каждого этапа заполнения формы, а также повысить внимание представителей власти к формату цифрового взаимодействия с населением.

В завершении социологического исследования участникам опроса было предложено ответить на вопрос «Хотели бы Вы пополнить свои знания о возможностях взаимодействия с региональными органами власти в интернет-пространстве?». Так, 70,2% опрошенных нуждаются новых знаниях, 21,8% считают свои знания достаточными для цифровой коммуникации с властью, а 7,9% респондентов затрудняются ответить на данный вопрос (рис. 8).

I Скорее нет ■ Нет ■ Затрудняюсь ответить Рис. 8

Результаты исследования свидетельствуют о том, что на сегодняшний день цифровая коммуникация - один из самых востребованных способов взаимодействия публичной власти и населения. Активность граждан в цифровом пространстве проявляется во всех муниципальных образованиях региона, независимо от типа населенного пункта проживания. Граждане показывают высокую вовлеченность социально-сетевую коммуникацию, проявляют заинтересованность в получении цифровых государственных услуг, а также осваивают возможные инструменты интернет-коммуникации с органами публичной власти.

Присутствие власти в социальных сетях, мес-сенджерах, на интернет-порталах позволяет гражданам быть сопричастными в решении социаль-

5 -о

сз ж

■с

но значимых вопросов как на федеральном, так и на региональном уровнях. Последовательное устранение факторов, препятствующих развитию интернет-коммуникаций в регионах, тщательная проработка нормативно-правовой базы, а также повышение уровня цифровой грамотности населения позволит достичь высоких показателей в сфере интернет-коммуникаций публичной власти и гражданского общества. Кроме того, вовлечение населения в процесс взаимодействия в цифровом поле и качественная реализация принципа информационной открытости позволят приумножить уровень эффективности государственного и муниципального управления в России.

Литература

1. Паспорт национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» - URL: http://government.ru/info/35568/ (дата обращения: 10.04.2023)

2. Стратегии цифровой трансформации регионов России - uRl: https://www.tadviser.ru/index. php/Статья: Стратегии_цифровой_трансфор-мации_регионов_России (дата обращения: 12.04.2023)

3. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обеспечении до-

9. Как куряне могут сообщить о проблеме органам власти? - URL: https://vk.eom/@tsur46-1 (дата обращения: 18.04.2023)

INVOLVEMENT OF THE POPULATION IN THE PROCESSES OF DIGITAL COMMUNICATION WITH REGIONAL AUTHORITIES: ASSESSMENT OF RESIDENTS OF THE KURSK REGION

Skokova A.N.

Voronezh State University

Changing the format of communication between the authorities and society is one of the most pressing topics in the last few years. Dig-italization is designed to build a prompt response of the authorities to the demands of society, as well as to ensure the effective solution of socially significant issues coming from residents of the regions. The implementation of national projects made it possible to begin a large-scale transformation of the interaction of the population with government representatives in the digital environment. The improvement of online platforms and feedback services, the development of communication in social media, the introduction of project offices for processing citizens' Internet appeals, the approval of digital transformation strategies in the regions and much more indicates an increasing role of online interaction in both state and municipal management. However, the interim results of the innovation implementation process confirm the existence of many factors hindering the development of Internet communication at the regional level, and legal regulation is no exception.

Keywords: digital communication, public authority, feedback, population, social networks, internet portals.

References

Passport of the national program "Digital Economy of the Russian Federation" - URL: http://government.ru/info/35568/ (date of access: 04/10/2023)

Strategies for digital transformation of Russian regions - URL: https://www.tadviser.ru/index.php/ Article: Strategies_for_dig-ital_transformation_of_regions_of_Russia (date of access: 04/12/2023)

Federal Law "On Amendments to the Federal Law "On Providing Access to Information on the Activities of State Bodies and Local Self-Government Bodies" and Article 10 of the Federal Law "On Providing Access to Information on the Activities of Courts in the Russian Federation" dated July 14, 2022 No. 270 -FZ - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_421796/ (date of access: 04/15/2023)

Decree of the Government of the Russian Federation of December 31, 2022 No. 2560 - URL: http://government.ru/docs/ all/145614/ (date of access: 04/17/2023) Draft Law No. 248871-8 "On Amendments to the Federal Law "On the Procedure for Considering Appeals from Citizens of the Russian Federation" - URL: https://sozd.duma.gov.ru/ bill/248871-8 (date of access: 04/17/2023) The Ministry of Digital Development of the Russian Federation and Dialog Regions discussed the interim results of the implementation of the law on state publics - URL: https://www.gaze-ta.ru/social/news/2022/12/13/19258267.shtml?updated (date of access: 18.04. 2023)

The number of state publics created in Russia is named -URL: https://lenta.ru/news/2022/12/13/public/ (date of access: 04/18/2023)

Gospabliki - a place of reliable information for Kuryans - URL: https://riakursk.ru/gospabliki-mesto-dostovernoy-informatsii-dlya-kuryan/ (date of access: 04/18/2023) How can the people of Kursk report a problem to the authorities? - URL: https://vk.com/@tsur46-1 (date of access: 04/18/2023)

ступа к информации о деятельности государ- 1. ственных органов и органов местного самоуправления» и статью 10 Федерального закона 2 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» от 14.07.2022 № 270-ФЗ - URL: https://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_421796/ . (дата обращения: 15.04.2023)

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 г. № 2560 - URL: http://government.ru/docs/all/145614/ (дата обращения: 17.04.2023) 4.

5. Законопроект № 248871-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской . Федерации» - URL: https://sozd.duma.gov.ru/ bill/248871-8 (дата обращения: 17.04.2023)

6. Минцифры РФ и «Диалог Регионы» обсудили 6. промежуточные итоги реализации закона о го-спабликах - URL: https://www.gazeta.ru/social/ news/2022/12/13/19258267.shtml?updated (дата обращения: 18.04.2023) 7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Названо число созданных в России госпабли-

ков - URL: https://lenta.ru/news/2022/12/13/pub- 8. lic/ (дата обращения: 18.04.2023)

8. Госпаблики - место достоверной информации для курян - URL: https://riakursk.ru/gospabliki- . mesto-dostovernoy-informatsii-dlya-kuryan/ (дата обращения: 18.04.2023)

5Е S2

со см о см

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.