Научная статья на тему 'Информационный потенциал заголовка англоязычного новостного текста'

Информационный потенциал заголовка англоязычного новостного текста Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
426
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАЛИНГВИСТИКА / СМИ / МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ПРЕССА / НОВОСТНОЙ ТЕКСТ / ЗАГОЛОВОК / MEDIALINGUISTICS / MASS MEDIA / MASS COMMUNICATION / NEWS MEDIA / NEWS ARTICLE / HEADLINE
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационный потенциал заголовка англоязычного новостного текста»

©Леванова К.И., 2013

ТРУДЫ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

УДК 811.111 ББК 81.432

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЗАГОЛОВКА АНГЛОЯЗЫЧНОГО НОВОСТНОГО ТЕКСТА

Леванова Кристина Игоревна

Магистрант кафедры английской филологии Волгоградский государственный университет [email protected]

Проспект Университетский, 100, 400062 г. Волгоград, Российская Федерация

Ключевые слова: медиалингвистика, СМИ, массовая коммуникация, пресса, новостной текст, заголовок.

Работа нацелена на анализ прагматического потенциала воздействия заголовка англоязычных новостных текстов на массового читателя. Актуальность обращения к данной теме обусловлена значительным вниманием современной лингвистики к проблеме влияния медийной коммуникации на сознание социума. На сегодняшний день написано немало работ, в которых описываются лингводискурсивные и лингвостилистические особенности различных жанров СМИ [1-11 и др.]. Данный научный проект выполнен в рамках таких направлений современной лингвистики, как медиалингвистика, лингвопраг-матика, лингвостилистика, которые исследуют институциональные способы воздействия на общество с помощью вербальных и невербальных инструментов, имеющихся в распоряжении СМИ.

Научная новизна работы состоит в исследовании прагматической значимости и стилистической вариативности языковых средств в заголовке современных новостных текстов электронного контента британских изданий The Sun (http://www.thesun.co.uk), The Guiadian (http://www.guardian.co.uk), BBC News (http:// www.bbc.co.uk), созданных в период с 2010 по 2013 гг. Завершение работы предполагает представление типологии приемов информирования читателя о текущем событии в тексте краткого сообщения и обоснование спе-

цифики реализации коммуникативных функций информирования и воздействия.

Практическая ценность исследования видится в разработке алгоритма изучения прагматической и стилистической составляющих заголовка и сравнения особенностей информирования в тексте; данные, полученные в исследовании, могут составить основу для проекта по лингвострановедческому изучению специфики современных СМИ.

Объектом анализа является заголовок новостного текста на английском языке, предметом - специфика прагмастилистической реализации функций информирования и воздействия в заголовках англоязычных новостных сообщений.

Для достижения поставленной цели -исследование коммуникативных функций заголовка новостного текста и анализ прагмас-тилистических особенностей их воплощения в текстах общенациональных информационных изданий Англии - в качестве задач выдвинуты следующие: 1) охарактеризовать медийный дискурс как феномен вербальной коммуникации; 2) выделить ценности и коммуникативные функции новостного текста в английском медийном пространстве; 3) описать структурно-содержательные особенности английского новостного текста; 4) определить специфику прагматических функций заголовка английского новостного текста; 5) проана-

Вестник ВолГУ. Серия 9. Вып. 11. 2013

203

ТРУДЫ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

лизировать тексты и выявить типовые приемы создания заголовков в английском медийном пространстве.

Для решения поставленных задач применялись следующие методы: интерпретативный анализ текста, лингвостилистический анализ языковых единиц, элементы компонентного анализа и метафорического моделирования, культурологический анализ.

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

1. Агапова, А. Н. Заголовок в современной русской прессе : эпистемический и прагматический аспект : автореф. дис. ... канд. филол. наук : 10.02.01 / Агапова Анастасия Николаевна. - Волгоград, 2011. - 23 с.

2. Ван Дейк, Т. А. Язык. Познание. Коммуникация : пер. с англ / Т. А. Ван Дейк. - М. : Прогресс, 1989. - 310 с.

3. Добросклонская, Т. Г Вопросы изучения медиатекстов (опыт исследования современной английской медиаречи) / Т. Г. Добросклонская. - 2-е изд., стереотип. - М. : Едиториал УРСС, 2005. - 288 с.

4. Добросклонская, Т. Г. Медиалингвистика: системный подход к изучению языка СМИ / Т. Г. Добросклонская. - М. : Едиториал УРСС, 2008. - 202 с.

5. Добросклонская, Т. Г. Язык СМИ: Становление и содержание понятия / Т. Г Добросклонская // Вестник МГУ - Серия 19, Лингвистика и межкуль-турная коммуникация. - .№4. - 2007. - С. 9-16.

6. Кожемякин, Е. А. Массовая коммуникация и медиадискурс : к методологии исследования / Е. А. Кожемякин. - Белгород, 2010. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http:// discourseanalysis.org/st20.html. - Загл. с экрана.

7. Митягина, В. А. Социокультурные характеристики коммуникативного действия : монография / В. А. Митягина. - Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2007. - 356 с.

8. Митягина, В. А. Тип коммуникативного действия в дискурсе: верификация в рамках жанра / В.А. Митягина // Вестник Волгоградского государственного университета. - Серия 2, Языкознание. - 2008. - №> 1 (7). - С. 116-119.

9. Олянич, А. В. Презентационная теория дискурса : монография / О.В. Олянич. - Волгоград : Парадигма, 2004. - 507 с.

10. Тырыгина, В. А. Жанровая стратификация масс-медийного дискурса : монография / В. А. Ты-рыгина. - М. : Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010. - 320 с.

11. Van Dijk, T. News as discourse / T. Van Dijk. -N.Y, 1988. - 208 p.

INFORMATION CAPABILITY OF THE BRITISH NEWS ARTICLE HEADLINE Levanova Kristina Igorevna

Master Student, English Philology Department Volgograd State University [email protected]

Prospect Universitetsky, 100, 400062 Volgograd, Russian Federation

Key words: medialinguistics, mass media, mass communication, news media, news article, headline.

204

К.И. Леванова. Информационный потенциал заголовка англоязычного новостного текста

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.