Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО ПЕРВОИСТОЧНИКА КАК ОСНОВА МУЗЕЙНЫХ ПУБЛИКАЦИЙ'

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО ПЕРВОИСТОЧНИКА КАК ОСНОВА МУЗЕЙНЫХ ПУБЛИКАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
55
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРМЕНИЯ / МУЗЕЙ / КАТАЛОГ / ЭТНОГРАФИЯ / АРМЯНЕ / ИДЕНТИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Геворгян Л.П.

В данной статье музейный предмет рассматривается как первоисточник научных исследований, который получает свое окончательное выражение в презентуемой части коллекции: экспозиции и музейных публикациях. Показано, что информационный потенциал музейного предмета, расшифрованный и зафиксированный исследователем - этнографом и музейным сотрудником - на основе фактического материала и достижений этнографической науки, становится основой научной музейной публикации. Рассмотрены музейные публикации, научные, научно-популярные издания: определители, альбомы-каталоги, каталоги, включенные в различные издания музея и др., а также научно-справочные определители и иллюстративно-текстовые каталоги коллекций музеев Армении как основные способы популяризации коллекций музеев. Отмечено, что элемент культуры материального и нематериального наследия, попадая в этнографическую коллекцию музейного собрания, получает статус музейного источника, посредством изучения, публикации которого пропагандируется, передаётся из поколения в поколение национальная культура, что, в свою очередь, активизирует историческую память и влияет на процесс формирования и/или активизации национальной идентичности. Сегодня существует немного определителей-справочников для атрибуции этнографического предмета. Исходя из этого, для атрибуции материала по этнографии армян, научных исследований и презентации этнографических коллекций музеев Армении в стране и за ее пределами предлагается использовать рассмотренные в статье и некоторые другие немногочисленные музейные публикации-каталоги. Анализ музейных публикаций, рассмотренных в статье, показывает необходимость научно обоснованной атрибуции подлинного музейного предмета, широкой популяризации и использования заключенной в нем достоверной информации в научных исследованиях и публикациях музея.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Геворгян Л.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION POTENTIAL OF ETHNOGRAPHIC PRIMARY SOURCE AS BASIS OF MUSEUM PUBLICATIONS

In this article, the museum subject is considered as the primary source of scientific research, which receives its final expression in the presented part of the collection: exposition and museum publications. It has been shown that the information potential of the museum subject, deciphered and recorded by the researcher - ethnographer and museum employee - on the basis of actual material and achievements of ethnographic science, becomes the basis of scientific museum publication. Museum publications, scientific, popular science publications are considered: determinants, catalogs, catalogs included in various editions of the museum, etc., as well as scientific reference determiners and illustrative-text catalogs of collections of museums of Armenia as the main ways to popularize collections of museums. It is noted that the element of the culture of material and intangible heritage, falling into the ethnographic collection of the museum collection, receives the status of a museum source, through the study, the publication of which is promoted, the national culture is transmitted from generation to generation, which, in turn, activates historical memory and affects the process of formation and/or activation of national identity. Today, there are few reference determinants for attributing an ethnographic subject. Based on this, for attribution of material on the ethnography of Armenians, scientific research and presentation of ethnographic collections of museums in Armenia in the country and beyond, it is proposed to use the catalogs considered in the article and some other few museum publications. An analysis of museum publications considered in the article shows the need for scientifically based attribution of a genuine museum item, wide popularization and use of reliable information concluded in it in scientific research and publications of the museum.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО ПЕРВОИСТОЧНИКА КАК ОСНОВА МУЗЕЙНЫХ ПУБЛИКАЦИЙ»

МУЗЕЕВЕДЕНИЕ, КОНСЕРВАЦИЯ И РЕСТАВРАЦИЯ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫХ ОБЪЕКТОВ

MUSEUM SCIENCE, CONSERVATION AND RESTORATION OF HISTORICAL AND CULTURAL OBJECTS

Научная статья Музееведение

УДК: 908

https://doi.org/lO.52883/26i9-02i4-2022-5-3-30i-32i

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО ПЕРВОИСТОЧНИКА КАК ОСНОВА МУЗЕЙНЫХ ПУБЛИКАЦИЙ

Лианна Погетовна Геворгян

Служба по охране исторической среды и историко-культурных музеев-заповедников, Армянский государственный педагогический университет, Ереван, Республика Армения, Glp61@mail.ru

Аннотация. В данной статье музейный предмет рассматривается как первоисточник научных исследований, который получает свое окончательное выражение в презентуемой части коллекции: экспозиции и музейных публикациях. Показано, что информационный потенциал музейного предмета, расшифрованный и зафиксированный исследователем -этнографом и музейным сотрудником - на основе фактического материала и достижений этнографической науки, становится основой научной музейной публикации.

Рассмотрены музейные публикации, научные, научно-популярные издания: определители, альбомы-каталоги, каталоги, включенные в различные издания музея и др., а также научно-справочные определители и иллюстративно-текстовые каталоги коллекций музеев Армении как основные способы популяризации коллекций музеев. Отмечено, что элемент культуры материального и нематериального наследия, попадая в этнографическую коллекцию музейного собрания, получает статус музейного источника, посредством изучения, публикации которого пропагандируется, передаётся из поколения в поколение национальная культура, что, в свою очередь, активизирует историческую память и влияет на процесс формирования и/или активизации национальной идентичности.

Сегодня существует немного определителей-справочников для атрибуции этнографического предмета. Исходя из этого, для атрибуции материала по этнографии армян, научных исследований и презентации этнографических коллекций музеев Армении в стране и за ее пределами предлагается использовать рассмотренные в статье и некоторые другие немногочисленные музейные публикации-каталоги.

,;'Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License. This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.

© Геворгян Л.П., 2022 © Наследие и современность, 2022

Анализ музейных публикаций, рассмотренных в статье, показывает необходимость научно обоснованной атрибуции подлинного музейного предмета, широкой популяризации и использования заключенной в нем достоверной информации в научных исследованиях и публикациях музея.

Ключевые слова: Армения, музей, каталог, этнография, армяне, идентичность

Для цитирования: Геворгян Л.П. Информационный потенциал этнографического первоисточника как основа музейных публикаций. Наследие и современность = Heritage and Modern Times. 2022;5(3):301-321. https://doi.org/lO.52883/26i9-02i4-2022-5-3-301-321.

Благодарности: Исследование выполнено в рамках гранта Комитета по науке Министерства образования, науки, культуры и спорта РА (N 3-6/I; 21T-6A060).

Original article Museum Science

https://doi.org/lO.52883/26i9-02i4-2022-5-3-30i-32i

INFORMATION POTENTIAL OF ETHNOGRAPHIC PRIMARY SOURCE AS BASIS OF MUSEUM PUBLICATIONS

Lianna Gevorgyan

Service for the Protection of Historical Environment and Cultural MuseumReservations Republic of Armenia, Yerevan, The Republic of Armenia, email: glp61@mail.ru

Abstract. In this article, the museum subject is considered as the primary source of scientific research, which receives its final expression in the presented part of the collection: exposition and museum publications. It has been shown that the information potential of the museum subject, deciphered and recorded by the researcher - ethnographer and museum employee - on the basis of actual material and achievements of ethnographic science, becomes the basis of scientific museum publication.

Museum publications, scientific, popular science publications are considered: determinants, catalogs, catalogs included in various editions of the museum, etc., as well as scientific reference determiners and illustrative-text catalogs of collections of museums of Armenia as the main ways to popularize collections of museums. It is noted that the element of the culture of material and intangible heritage, falling into the ethnographic collection of the museum collection, receives the status of a museum source, through the study, the publication of which is promoted, the national culture is transmitted from generation to generation, which, in turn, activates historical memory and affects the process of formation and/ or activation of national identity.

Today, there are few reference determinants for attributing an ethnographic subject. Based on this, for attribution of material on the ethnography of Armenians, scientific research and presentation of ethnographic collections of museums in Armenia in the country and beyond, it is proposed to use the catalogs considered in the article and some other few museum publications.

An analysis of museum publications considered in the article shows the need for scientifically based attribution of a genuine museum item, wide popularization and use of reliable information concluded in it in scientific research and publications of the museum.

© Gevorgyan L., 2022 © Heritage and Modern Times, 2022

Keywords: Armenia, muséum, catalog, ethnography, Armenians, identity

For citation: Gevorgyan L. Information potential of ethnographie primary source as basis of museum publications. Heritage and Modern Times. 2022;5(3):30i-32i. https://doi.org/i0.52883/26i9-02i4-2022-5-3-30i-32i

Введение

Научно обоснованные и постоянно пополняемые музейные коллекции - основа всей деятельности музея. Изучение музейного предмета-коллекции является одним из важнейших направлений исследовательской работы музея, целью которой является получение достоверных знаний путем выявления скрытой информации подлинного музейного предмета-первоисточника. Материальный предмет не может интересовать исследователя (историка, этнографа, музееведа) вне его социального бытования, вне его отношения к человеку - тому, кто его создал, и тому, кто им пользуется. Более того, важно не только знать отношение предмета к человеку или отношение человека к нему, но и отношения между людьми по поводу данного предмета [1, с. 3].

Конечной целью исследования музейных источников является их публикация. «Музейная публикация - одна из основных форм деятельности музея, предполагающая все виды представления обществу музейных предметов и музейных коллекций путем публичного показа, воспроизведения в печатных изданиях, на электронных и других видах носителей» [2].

В данной статье мы рассмотрим выражение информации артефак-туального музейного этнографического источника в печатных изданиях музея как одного из самых распространённых способов пропаганды, популяризации музейных коллекций и экспозиций [3, с. 167-182; 4, с. 205; 5, с. 7-i8].

На этнографические источники впервые, в начале прошлого века, обратил внимание немецкий этнограф Франц Гребнер. Среди них он выделил сообщения и прямые свидетельства. Последние, в свою очередь, он разделил на два подтипа: непосредственно наблюдаемую культуру и музейные собрания [6, с. 36-53], которые, являясь вещественным доказательством исторической памяти, способны выступать в качестве посредников в «общении» с отдалёнными во времени или пространстве культурами, соотноситься в сознании человека с принадлежностью к той или иной культуре, являться символом человеческих отношений [7, с. 12], способствовать формированию национальной идентичности.

Путем анализа этнографических предметов как первоисточников, посредством которых артефакты «общаются с нами» [8], можно определить их роль в сохранении, передаче из поколения в поколение культурного наследия и в формировании современной национальной идентичности. Объектами исследования являются музейные издания: различные каталоги, научные, научно-технические, научно-популярные издания: определители, альбомы-каталоги, а также каталоги, включенные в различные издания музея и др. Специфическими источниками являются опубликованные научно-справочные определители [9; 10] и иллюстративно-текстовые каталоги коллекций музеев.

Материал. Результаты

Первыми каталогами, посвящёнными материальной культуре армянского народа, были опубликованные в первом десятилетии XX века каталоги археологических коллекций [11—13]. В то же время уже велись научно-исследовательские работы для опубликования этнографических коллекций. Об этом свидетельствует, например, своеобразный дневник, в котором на протяжении почти пяти лет, с ноября 1929 года по конец марта 1934 года фиксировалась каждодневная работа этнографического отдела музея истории Армении. Лаконичные записи С.Д. Лисициана с заверенной им подписью раскрывают ежедневные будни кропотливой черновой музейной работы по сбору, обработке и систематизации материалов, отбору музейных экспонатов, их паспортизации и регистрации, формированию фондов, составлению каталогов [14, с. 44]. Однако итоги этих трудов были опубликованы намного позднее [15—21].

При составлении определителей и каталогов этнографических коллекций, необходимо учитывать фактор преемственности отдельных предметов и наследственности культуры в целом, рассматривая ее элементы независимо от времени бытования. Положенный в основу научного исследования сравнительный анализ этнографических музейных коллекций и артефактов дает возможность рассмотреть темы идентичности в контексте армянского народного искусства, преемственности элементов культуры. В работе группы ученых [22, pp. 101—113] рассмотрены, например, подлинные образцы деревянных изделий, среди которых выделены значимые для своего времени артефакты в хронологическом порядке: телега из Лчашена (XIII—XII вв. до н.э.), кафедра, датируемая 1270 г. из г. Ани, амбар (1913 г., Вайоц Дзор), амулеты XVII—XYIII вв., колыбель XIX в., печати для гаты начала XX в., изделия мастеров конца XX в. - шкатулки, амулеты, трость, лошкарница с ложками, ваза и др. На примере этих артефактов прослежено не только

развитие ремесленных навыков, но и преемственность традиционной орнаментировки: знак вечности, геометрические, растительные узоры, кресты, медальоны, розетки, т.е. некоторые элементы символов идентичности. Таким образом, авторы приходят к выводу, что символы идентичности - это те феномены, которые создаются, с течением времени становятся таковыми в силу, с первого взгляда кажущихся не существенными, случаев и обстоятельств. Для народа это принятые и устойчивые, подтверждающие национальную идентичность эксклюзивные реалии. Тем не менее, вследствие обстоятельств и происходящих региональных процессов, наряду с ними постепенно появляются сравнительно новые символы, которые претендуют на «вечно» армянские [22, p. 7].

Этнографическая экспозиция раскрывается в тематическом каталоге посвященном постоянной экспозиции ГМЭА1. Каталог [23] в точности повторяет тематические подразделы экспозиции: с древнейших времен до наших дней, строго придерживаясь принципов историзма и хро-нологизма. Экспозиция и каталог посвящены культуре и быту древнейшего населения Армянского нагорья, представлены элементы палеоэтно-графии, рассмотренные как истоки формирования мировоззрения, культурного своеобразия и идентичности. В экспозицию включены экспонаты, характеризующие и верования, и ритуалы (наскальное изображение V тыс. до н.э.; фалловидные скульптуры I тыс. до н.э., на одной из которых - изображение свастики; статуэтка Митры XIV-XIII вв. до н.э.), и хозяйственный быт, и материальную культуру (орудия труда, бытовые предметы, утварь и др.).

Логическим продолжением являются экспозиционные комплексы, посвященные культуре и быту населения Ванского царства (Урарту), античной и средневековой Армении, в которых экспонируются орудия труда, бытовые и культовые предметы, утварь, однако орнаментированные и изготовленные уже созвучно своему времени. Такое «этнографическое» построение экспозиции отдела археологии позволяет в дальнейшем проследить и оценить эволюцию элемента культуры в вертикальном, временном развитии.

Тематика экспозиции и каталога повторяет классификацию культуры и быта, принятую в этнографической науке: «Земледелие», «Скотоводство», «Ремесла», «Национальный костюм», «Музыкальная культура», «Праздники и обряды», «Народная медицина», «Декоративно-прикладное искусство середины XX в.» и др. Применение при проектировании тематически-систематического, иногда ансамблевого методов

1 С 2010 г. музей называется «Мемориальный комплекс Сардарапатской битвы, национальный музей этнографии армян и истории освободительной борьбы».

построения экспозиции [24] позволило авторам, посредством сравнительного анализа, наглядно показать локальные, половозрастные и социальные особенности элементов культуры: мужской, девичий, свадебный, женский, детский костюмы; семейные и общинные обряды; верования; праздники; разделение труда во время сельскохозяйственных и домашних работ и др.

Выделен объёмный экспозиционный комплекс, посвящённый ковроделию: орудия труда в их эволюции, действующий ковроткацкий станок. Ковёр долгие годы, в том числе и в советские времена, и до сих пор является одним из самых признанных символов армянской идентичности. Это связано, с одной стороны, с признанием армянского ковра как такового в широких научных и общественных кругах, с другой, постоянное присутствие в дискуссиях противоположности «свой-чужой». И в экспозиции, и в каталоге подчёркнуты локальные особенности армянских ворсовых и безворсовых (карпет) ковров: каждый экспозиционный комплекс посвящён одному подвиду, который имеет собственный ареал (например, ковры со стилизованным изображением дракона, известные под названиями «Джраберд», «Гуар», «Хндзореск», «Микаэл» и др.). Представлены известные своими особенностями районы ковроткачества: Арцах, Высокая Армении, Гардман, Тавуш, Лори.

Частичная реконструкция интерьера сельского жилиша XIX в., а также вещевой материал, фотографии, манекены в традиционных костюмах с учетом половозрастых и локальноэтнических особенностей, документы, изображения генеалогического древа жизни и др. имеют основной целью создание коммуникационного пронстранства для представления патриархальных устоев армянской большой семьи, которая играла существенную роль в сохранении армянской идентичности посредством принятых социально-нормативных отношений; некоторой иерархии ее членов (место, права и обязанности каждого из них: хозяина и домохозяйки, снохи и др.); приданого как личной собственности девушки [25, 26]. В экспозиции акцентирован (выделен карпетами) так называемый «угол невесты»: на манекене демонстрируется костюм, характерный для молодой снохи, рот ее прикрыт платком, как символ запрета на разговоры со старшими членами семьи, колыбель со всеми атрибутами (обереги от сглаза - магическая, и средства по уходу -гигиеническая защита ребёнка), признавая, что самым важным критерием армянской семьи была ее преемственность.

В каталоге освещена построенная посредством вещей-символов экспозиция «Верования»: пряжка в виде лягушки представлена не как часть пояса, а как символ культа воды и плодородия; треугольный серебряный кулон - не как украшение, а как женский оберег [27, с. 25], антро-

поморфные глиняные солонки - не как тара для хранения соли, а как символ культа языческой богини Анаит и т.д. Верования представлены в единой композиции с празднично-обрядовой культурой: амулеты, реконструкция «святого дерева», на котором повязаны платки, шарфы, косынки как своеобразные посылы желаний. Все это свидетельствует о сохранившихся до сих пор понятиях о «святых местах» и паломничестве, а также о некоторых получивших христианскую окраску дохристианских представлениях.

Полностью опирается на раскрытие символического содержания экспозиционный комплекс «Праздники и обряды». Праздники: Новый год, Барекендан (Масленица), Теарнындарач (культ огня, магические символы, направленные на обеспечение плодородия и деторождения), Вардавар (культ воды), Цахказард (культ растений, символы плодородия), Пасха, представлены их атрибутами: куклы Аклатиз, Нури-нури - символы умирающего и возраждающегося божества. Праздничные кушанья магического назначения: новогодний хлеб, печения, пасхальные яйца, рассматриваются с точки зрения символов пробуждения природы. Публикация подобного материала важна, поскольку общественный и семейный уклад, обычаи, обряды и праздники, или «ритуальная коммуникация», задачей которой, как считает немецкий исследователь Ян Ассман, является воспроизводство знания, обеспечивающего идентичность [28, с. 154].

Среди каталогов экспозиций надо отметить каталог-альбом «Культурное наследие Западной Армении» [29] выставки Российского этнографического музея «Мир армянской традиционной культуры». В проект мероприятий входили выставка и издание по ее материалам альбома-каталога культуры армян Ванской области из собрания Российского этнографического музея, которые были собраны в 1916 г. экспедицией Александра Александровича Миллера. Само по себе издание альбома-каталога под таким названием уже привлекло внимание не только армян, и не только Санкт-Петербурга. В эти дни писали: «Эти экспонаты воссоздают в воображении быт жителя Западной Армении начала прошлого века: как он одевался, что носил в будни, а что - в праздники, какие предметы украшали его дом. В этих предметах - память народа, которая живёт в нас и на генетическом уровне» [30-32].

Проведение выставки и презентации альбома в дни, когда отмечалось 100-летие Геноцида армян, привлекло внимание мировой общественности, и заставило рассмотреть события несколько под другим ракурсом: «Альбом, который мы сегодня представляем общественности, содержит уникальные материалы. Они долгожданные и возвращают нам образы давно ушедших людей, среду их обитания, атмосферу жиз-

ни, которая уже давно стала историей. В этом каталоге-альбоме презентована коллекция выдающегося этнографа А. А. Миллера, которую он собирал в тылах Русской Кавказской армии в 1916 году, на древней земле Вана. Эти экспонаты хранятся сейчас в нашем музее, и посетители имеют уникальную возможность увидеть их, соприкоснуться с бытом, укладом жизни вековой давности. Мы организовали выставку не только для того, чтобы просто рассказать о горе, которое постигло армянский народ, но и с тем, чтобы показать уникальные особенности традиционной армянской культуры. Именно так и называлась наша выставка», - отметил директор Российского этнографического музея Владимир Грусман [33].

Интенсивность опубликования этнографических музейных коллекций прямо пропорциональна повышению значимости национального в обществе. В последние годы, в процессе возросшего интереса общества к своим корням, намного интенсивнее проводятся работы по изданию музеями каталогов этнографических коллекций.

Наибольшее количество каталогов, изданных в последние десятилетия, посвящено коллекциям армянских ковров из разных музеев мира, так как ковёр уже признан одним из символов национальной идентичности армян. Свидетельством этого можно считать представительную международную конференцию «Армянский узел. Традиции ковроделия», прошедшую в Армении в 2013 г. по инициативе Министерства культуры Республики Армения и Центра народного творчества им Ов. Шарамбеяна с участием авторитетных специалистов из США, Франции, Германии, Италии, Великобритании, Польши, Австрии, Ливана, Армении. Итогом работы конференции стал солидный и содержательный двуязычный сборник докладов [34], в котором впервые опубликованы многие коллекции армянских ковров из собраний разных музеев мира.

Бренд армянского ковроткачества как символа национальной идентичности в международном общественном мнении привёл к тому, что основную часть своих публикаций, особенно иноязычных, музеи посвятили именно ткачеству, вышивке, одежде [35-40]. Среди них можно выделить монографию известного немецкого искусствоведа Фолькмар Ганцхорна, которую издал Музей истории Армении. В исследовании, по-священом христианским восточным коврам [41], автор, на основе исторического, источниковедческого анализа, а также исследования коллекций разных музеев мира и частных коллекций, приходит к выводу, что все мотивы восточных ковров восходят к армянскому культурному пространству. Во-первых, все больше признается факт преемственности и уникальности армянского ковра: «...пробудить сознание того, что эти изделия - не портретные иконы верующих христиан и предметы по© Gevorgyan L., 2022 © Heritage and Modern Times, 2022

308 ISSN 2619-0214 (Print)

читания восточно-христианской церкви. Это должно послужить некоторым возмещением народу, который в течении более чем 2000-летней истории, из-за географического положения между Западом и Востоком, больше страдал, чем кто-либо другой, бесчисленное количество раз делился, эксплуатировался, грабился, депортировался, выселялся, порабощался и оскорблялся, даже был лишён своего искусства, авторское право на которое, впоследствии, из-за незнания или махинаций, было приписано завоевателям» [41]. Во-вторых, автор констатирует роль ковра как символа идентичности армян. Об этом автор писал в предисловии к первому изданию монографии: «Сокровищница восточных ковров составляет часть армянской идентичности, и таковой она должна восприниматься» [41; 42].

В этом контексте можно обратить внимание на те подробности, которые указывают на армянское происхождение ковров (количество узлов, цветовое решение, техника тканья, орнаментировка: древо жизни, медальоны в центре с изображением свастики, иногда стилизованной, кресты, пары козлов, птиц, наличие антропоморфных и др. изображений), хранящихся и экспонирующихся в музеях Закавказья (Грузия, Азербайджан, Дагестан) и Ближнего Востока (Турция, Сирия, Ирак, северо-западный Иран).

Наглядным примером может служить анализ наследованности орнаментов, встречающихся, например, на армянских коврах Сюника, Арцаха, Высокой Армении: изображения спирали, древа жизни, свастики, антропоморфных, крестовидных изображений. Такая же орнаментировка прослеживается на археологических артефактах из поселений раннего бронзового века - Шенгавита, Джраовита, Арича [43, с. 183-191; 44, с. 77-82, рис. 74-79; 45, с. 64-69, рис. 21-31а], среднего бронзового века - Кармир-блура, Кармираванка, Шамирама, Карашамба, Сисиана [44, с.102, табл. V, VI; 45, с. 64-69; 46, pp. 25-26, fig. 10-12; 47, с. 69, рис.23], позднебронзового-раннежелезного века - Лчашена, Артика, Лори, Мецамора, Лори берда, Ошакана, Кучака, Дилижана, Двина [48, с. 195; 49, табл. XVIII, XXXVIII-XXXIX, XLII; 50, с. 102-113, табл. XXII-XXIII; 51, табл. VII, IX-XIII; 52, табл. IV, X, XIV-XV, XXVIII; 53, табл. 6073; 54, табл. XII; 55, с. 224, 274, табл. 28,78], урартских - Вана, Арин берда, Кармир-блура, Аргиштихинили [56, с. 74-75, рис. 42-43, с. 102, рис. 66, с. 104, рис. 68; 57, с. 94, рис. 50, с. 118, рис. 74, с. 128, рис. 80; 58, с. 148, табл. LII; 59, pp. 152-159; 60, с.8], античных - Армавира, Гарни, Ширака-вана, Бениамина [61, табл. XIII, XV, XX, XXII; 62, с. 114-119; 63, pp. 112125, fig. 83, 84] и средневековых - Ани, Двина, Амберда. Рассматриваемый орнамент хорошо представлен и на поясах средневековых армянских архитектурных памятников - Эчмиадзин, Мастара, Звартноц, Св.

Хач (Ахтамар), Гехардаванк, Ахпат, Санаин и др. [64; 65, pp. 48, 64, 88, 93, 111, 133, 196, 215, 305—306; 66, pp. 76—77]. Наличие таковых на древнейших движимых и недвижимых памятниках Армянского нагорья, свидетельствует о том, что они стали составляющими наследованных символов национальной идентичности: факт, доказательству которого способствует каталогизация музейных коллекций, в частности коллекций ковров из музеев мира.

Наибольшую и цельную информацию содержит этнографический музейный предмет, если он поступает в составе коллекции. В 1984 и 2001 гг. в ГМЭА в дар от коллекционера Акопа Джелаляна поступила его личная коллекция, датируемая XVII—XIX вв.: редкие образцы кутинского бытового и культового фарфора; медной посуды; серебряных изделий, в том числе, украшений; оружия; ткачества, в том числе, ковров [67].

В коллекцию целенаправленно включены предметы с надписями на армянском языке о владельцах, заказчиках, мастерах, что свидетельствовало о торговых и паломнических путях, об идентичности изготовителей, владельцев и пользователей. «В глубине этой коллекции кроются обломки нашей национальной сущности», - писал в предисловии к каталогу коллекции ее собственник и даритель Акоп Джелалаян [68, с. 8]. В каталог включена небольшая, но ценная коллекция медных предметов, которые датированы XVII—XIX вв.: цельные (тазы, подносы) или сваренные из нескольких листов, что свидетельствует о высоком профессионализме мастеров. В каталог включены также информация и фотографии изделий из бронзы (колокола)2. Все изделия датированы, имеются надписи на армянском, греческом и арабском языках. Следует отметить часто встречающиеся слова «mahdesi/mukhdasi»3, а на предметах, изготовленных на территории Западной Армении - «hagi»4 в знак особого уважения к личности, которой посвящена надпись. Крючки для подвешивания, приделанные на некоторых изделиях5, свидетельствуют о том, что эти предметы, после того как вышли из повседневного употребления, стали реликвиями в память о ком-либо или о чем-либо [67, с. 11—29].

Наиболее ценной является коллекция бело-синего ритуального и бытового кутинского фарфора. Наличие надписей на армянском языке, подписей мастеров-армян прямо свидетельствуют об огромной роли, которую они играли в г. Кутине, и о том, что армянская идентичность воспринималась и уважалась. Среди предметов выделяется фаянсовая плитка [67, с. 76], датированная 1923 г., орнаментированная рамкой

2 Коллекция ГМЭА, ИН 8228/15,5688/6

3 Коллекция ГМЭА, ИН 8228/23, 27, 5688/59,66

4 Коллекция ГМЭА, ИН 8228/24, 5688/67

5 Коллекция ГМЭА, ИН 8228/4,6,10,11

© Gevorgyan L., 2022 © Heritage and Modern Times, 2022

с цветочным узором и бордюром, подобному бордюрам армянских ковров, в центре надпись на армянском языке, которая переводится как «Армянский новый герб» и изображение герба Первой республики Армения6. Такое сопоставление коврового орнамента и геральдической эмблемы государства (вместо основного медальона на плитке) свидетельствует о возвышении некоторых фрагментов традиционного национального орнамента, одного из признанных символов национальной идентичности, в ранг государственной символики.

В музеях Армении в последние десятилетия активизировалась работа по изданию своих коллекций в виде каталогов и научных исследований. Особенно примечательны работы, в которых делается попытка исследовать «историю вещей». В 2012 г. музей истории Армении (МИА) опубликовал исследование, в котором автор, на основе сравнительного анализа предметов из коллекции оберегов МИА, которые датируются ХУШ-ХХ вв., попытался проследить элемент культуры - оберег - как таковой в его временном развитии и связь с верованиями и культом [27]. В каталоге проведена условная классификация оберегов: полифункциональные обереги, которые защищают человека, независимо от пола и возраста, а также дом, растения и животных; женские обереги; детские обереги; обереги для животных. Для интерпретации оберегов коллекции МИА исследователь обратилась к истокам явления, исследуя схожие по виду и назначению предметы, обнаруженные во время археологических раскопов, петроглифы и др. свидетельства верований населения Армянского нагорья. Подробный анализ явления, описание и выявление корней каждого в отдельности класса и подкласса оберегов, качественные фотографии делают двуязычный каталог тем научным изданием, посредством которого музей пропагандирует и свою коллекцию, и культуру армян, и научные знания о явлении и его истоках, и путем распростанения этих знаний способствуют активизации национальной идентичности.

Музей истории Еревана в 2008 г. предпринял выпуск серии каталогов своих коллекций, в том числе этнографических: мебели, национального костюма, ковров, украшений, оружия [69-73]. Представленные во всех этих каталогах предметы в разное время были либо изготовлены ереванцами, либо использовались ими. Таким образом, они отражают именно городскую армянскую культуру и выражают характерные черты, присущие городской национальной идентичности армян. Сегодня, на фоне высокой степени эмиграции и иммиграции, активного переселения носителей не городской культуры, необходима пропаганда, внедрение

6 Коллекция ГМЭА, ИН 8232

элементов городской культуры в создание людей для формирования через последующие поколения истинной городской армянской национальной идентичности.

Коллекция мебели Музея истории Еревана самая богатая и представительная среди подобных коллекций музеев Армении. В каталог коллекции мебели включены украшенные резьбой серванты, гардеробы, столы, кресла, стулья и др., которые принадлежали известным зажиточным ереванским семьям или изготовлены армянскими мастерами и полностью отображают интерьер городского жилого дома конца XIX - начала XX вв. Примечательно, что в каталоге нашёл место интерьер кабинета члена городской думы. В каталоге и в постоянной экспозиции представлен интерьер гостиной зажиточного ереванца.

В каталоге коллекции ковров представлены используемые в быту ереванцев ковры, из которых следует особо отметить «Партизагорг» XVII века, «Джраберд», «Таг», «Семейный», датируемые XIX веком. Особый интерес представляет каталог коллекции национального костюма, в который вошли не только традиционный костюм ереванской женщины, комплекты женского и мужского восточного и западноармянских костюмов, но и присущие только городскому быту типы белья.

Особой популярностью пользуется каталог коллекции украшений, в который вошли высокохудожественные изделия армянских ювелиров конца XIX начала XX вв.: пояса представляют известные армянские ювелирные школы, с характерной орнаментировкой, печатями мастера. Среди них особую ценность представляют головное украшение в виде солнечного диска с изображением символа вечности и работа ереванского ювелира - пояс, инкрустированный эмалью, за который в 1907 г. мастер был награждён.

Наиболее наглядно преемственность элементов культуры можно проследить не только горизонтально - ареалы, но и вертикально. При исследовании коллекции оружия музея истории Еревана, несмотря на то, что, исходя из профиля музея, акцентированы те виды оружия, которые использовались во время русско-персидской войны 1826—1828 гг., в частности взятия Ереванской крепости, тем не менее, в каталог коллекции оружия включены музейные предметы, датируемые от XIX в. до н.э. до XIX в. н.э., что позволяет сравнить и выявить повторяющиеся или особые элементы различных типов оружия, проследить их в историческом развитии.

Предметы, включённые в вышеназванные каталоги коллекций, несут на себе печать национального мышления, орнамента, вкуса. Посредством изучения каталогов не только специалисты, но и широкая общественность получают возможность ознакомиться и оценить созданные армянами и присущие городской жизни элементы национальной культу-

ры, которые в прямом или трансформированном виде используются и сегодня ювелирами, дизайнерами одежды соответственно новому времени и согласно новому стилю.

Анализ публикаций этнографических коллекций музеев Армении показал также и разночтения в интерпретации одних и тех же артефактов различными по профилю музеями. Этнографические по профилю музеи придерживаются порядка, принятого в палеоэтнографии и этнографии, логике и нормам, рассматривая артефакты не как отдельные предметы, а в совокупности с местом, временем, ареалом бытования и носителями данной культуры. Непрофильные музеи больше подчиняют этнографические артефакты своей миссии: исторические - историческому развитию элемента культуры, его трансформации и месту в истории развития общества; народного творчества - рассматривают предметы непрофессионального искусства как основу современного профессионального; краеведческие - как выражение местной самобытности и выражение локальной национальной идентичности и т.д.

Заключение

Таким образом, в опредмеченнной социально-культурной информации, содержащейся в музейном предмете из этнографической коллекции, являющейся результатом деятельности общества и изучаемой в контексте этого общества, в знаковой форме закодирован своеобразный текст, исследование и раскрытие которого позволяет рассматривать подлинный музейный предмет в качестве первоисточника для научных исследований. Популяризация коллекций посредством музейных публикаций позволяет не только презентировать элементы культуры, но и передавать их из поколения в поколение на основе научно обоснованной информации. Анализ подлинного музейного предмета, истоков его происхождения и его презентация в музейных печатных публикациях позволяет фиксировано и научно обоснованно представить культуру армян в Армении и, что не менее важно, за ее пределами, способствовать восприятию его как одного из первоисточников в формировании идентичности армян.

Анализ некоторых публикаций этнографических коллекций музеев Армении показал, что пока еще использованы далеко не все ресурсы и возможности в деле исследования и публикации музейных коллекций.

© Геворгян Л.П., 2022 © Наследие и современность, 2022

Литература

1. Токарев С.А. К методике этнографического изучения материальной культуры // СЭ.-М: Наука, 1970. № 4. - С. 3-18.

2. Федеральный закон от 26.05.1996 N 54-ФЗ (ред. от 23.02.2011) «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_l0496/ (дата обращения:11.04.2022)

3. Геворгян Л.П. Этнографические коллекции как первоисточник научных исследований // Сборник научно-информационных статей «Историко-культурное наследие». Вып. 1. - Ереван. 2014. - С. 167-181.

4. Геворгян Л.П. Этнографические коллекции как память культуры//Труды Института Наследия. Отв. ред. С.Ю. Житенёв. М.: Институт Наследия, 2017. https://www.litres.ru/raznoe-65383/ekologiya-kultury-uchenie-o-sohranenii-kulturnogo-na-48842876/

5. Геворгян Л.П. Этнографическое источниковедение как отрасль музееведения // Альманах. Мэдениет. Культура. Culture. Главный редактор А.Р. Хазбулатов. № 1-2. -Астана, 2018. - С. 7-18. http://cultural.kz/ru/science/view?id=129#book/9

6. Бромлей Ю.В., Першиц А.И., Семенов Ю.И. (ред. кол.) История первобытного общества. Общие вопросы. Проблемы. Этнографические источники. - М.: Наука, 1983. -Часть 2. - 432 с.

7. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. - М.: Искусство, 1976. - 320 с.

8. Stanton J. Ethnographic museums and collections: from the past into the future, Understanding museums: Australian museums and museology, The 1978 UNESCO Regional Seminar on the Role of Museums in Preserving Indigenous Cultures, http://www.nma.gov.au/research/understanding-museums/JStanton_2011.html (дата обращения 23. 03. 2022).

9. Баранова И.И. (отв. ред.), Котова Е.Н. (отв. ред.) Система научного описания музейного предмета (классификация, методика, терминология) Справочник. - СПб.: Арт-люкс, 2003. - 408 с.

10. Баранова И.И. (отв. ред.) Система научного описания музейного предмета: классификация, методика, терминология: Справочник. В 2 кн. СПб.: Нестор-История, 2017. - 524 с.

11. Марр Н.Я. Анийская серия. Краткий каталог Анийского музея древностей. -СПб.: Известия императорской Академии наук, 1906. № 1. - 32 с.

12. Марр Н.Я. Реестр предметов древности из VI археологической кампании в Ани. - СПб.: Известия императорской Академии наук, 1908. № 2. - 64 с.

13. Орбели И.А. Анийская серия № 1. Краткий каталог Анийского музея древностей. Вып 1. Описание предметов первого отделения. - СПб.: Известия императорской Академии наук, 1910. - 135 с.

14. Варданян Л.М. Степан Лисициан и истоки армянской этнографии. - Ереван: «Гитутюн» НАН РА, 2005. - 424 с.

15. Абрамян В.А. Ремесла в Армении в IV-XVIII вв. (Хамкарутюннеры Хайаста-нум IV-XVIII дд.). - Ереван: АН АрмССР, 1956. - 287 с. (на арм яз.).

16. Абрамян В.А. Армянские цеховые организации в городах Закавказья XVIII-XX вв. (Хай цехайин казмакерпутюннеры XVIII-XX дд.). - Ереван: Айастан. 1971. - 256 с. (на арм яз.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Бдоян В.А. Армянские народные игры (Хайкакан жоховрдакан хахер). -Ереван: АН АрмССР, 1963. - т.1. - 296 с. (на арм яз.).

© Gevorgyan L., 2022 © Heritage and Modern Times, 2022

18. Лисициан С.Д. Армяне Захгезура (Зангезури хайеры). - Ереван: АН АрмССР, 1969. - 334 с. (на арм яз.).

19. Бдоян В.А. Армянские народные игры (Хайкакан жоховрдакан хахер). -Ереван: АН АрмССР, 1980. - т. 2. - 239 с. (на арм яз.).

20. Авагян Н.Х. Армянский национальный костюм XIX-XX вв. (Хайкакан жоховрдакан таразы XIX-XX дд.). - Ереван. 1983: МИА. - 113 с. (на арм яз.).

21. Бдоян В.А. Армянские народные игры, (Хайкакан жоховрдакан хахер). -Ереван: АН АрмССР, 1983. - т. 3. - 262 с. (на арм яз.).

22. Abrahamian L. Sweezy N. (editors) Armenian Folk Arts, Culture and Identity, photography editor, Sam Sweezy, Bloomington, Ind.: Indiana University Press, 2001. - 35 с. (на арм яз.).

23. Меликян С.А. (составитель) Сардарапат (Сардарапат). Путеводитель. - Ереван: Тигран Мец, 2008. - 60 стр. (на арм яз.).

24. Геворгян Л.П. Основы организации музейной экспозиции (Цуцадрутйан каз-макерпман имункнер). - Ереван: Айкарли, 2014. - 120 с. (на арм яз.).

25. Геворгян Л.П. Выражение общинных обычаев в армянском традиционном свадебном цикле (Хамайнкайин соворутйуннери дрсеворумнеры хайоц авандакан арса-некан цисашарум) // Изучение проблем общественного быта и духовной культуры (Хай-астани бнакчутйан хасаракакан кенцахи ев хогевор мшакуйти усумнасирман хндирнеры) (тезисы конференции). - Ереван, 1985. - С. 12-13. (на арм яз.).

26. Шагоян ГА. Семь дней, семь ночей. Панорама армянской свадьбы. (Йот ор, йот гишер.Хайкакан харсаники амайнапаткер). - Ереван: Наука, 2011. - 616 с. (на арм яз.).

27. Исраелян А.Р. Армянские обереги 18-20 вв. (Айкакан пахпанакнер 18-20 дд.).

- Ереван: МИА, 2021. - 119 с. (на арм яз.).

28. Ассман Ян. Культурная память. Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности (пер. с немецкого М. М. Сокольской). - М.: Языки славянской культуры, 2004. - 368 с.

29. Гущян Л.С. (сост.) Культурное наследие Западной Армении. Альбом-каталог.

- Ереван: Нушикян ассоциация, 2015. - 224 с. https://pubhtml5.com/myrf/uwhi

30. Токмаджян М. Сокровища потерянного рая // Голос Армении, 27. 10. 2015.

31. «Мир армянской традиционной культуры»: выставка в Санкт-Петербурге»//Российский этнографический музей [Электронный ресурс] https://imyerevan.com/ru/society/view/10567 (дата обрaщения: 11.04.2022).

32. Центр поддержки русско-армянских стратегических и общественных инициатив «Альбом "Культурное наследие Западной Армении" презентован в Ереване» [Электронный ресурс] https://russia-armenia.info/node/21784 (дата обрaщения: 28.04.2022).

33. Геворгян Л.П. Особенности экспозиции культуры и быта армян в некоторых российских музеях и ее влияние на активизацию национальной идентичности // Наследие и современность, т. 4, № 44, 2021. - С. 65-80.

34. Армянский узел: традиции ковроткачества (Хайкакан хангуйц. Горгагор-цутйан авандуйтнер) // Международная конференция - 2013, доклады. - Ереван, 2016. (на арм яз.).

35. Гараманян С. Каталог вышивки (Асехнагорцутйан каталог). - Ереван: МИА. 1997. - 45 с. (на арм яз.).

36. Искусство армянского ковра 18-20 вв. (Хайкакан горгарвест 18-20 дд.). -Ереван: МИА. 2013. - 157 с. (на арм яз.).

37. Ковры с надписями на армянском языке. Альбом-каталог (Хайерен ардзанаг-рутйуннеров горгер). - Ереван: МИА. 2010. - 88 с. (на арм яз.).

38. Армянский национальный костюм XVIII-XIX вв. (Хайкакан жоховрдакан таразы XVIII-XIX дд.). - Ереван: МИА. 2014. - 161 с. (на арм яз.).

© Геворгян Л.П., 2022 © Наследие и современность, 2022

39. Балаян М.Г. Коллекция тканей Арцахского государственного историко-краеведческого музея. - Ереван: Зангак, 2012. - 128 с.

40. Петросян Ц.Л. (сост.) Ковры и рукоделие. Музей истории Сисиана (Горгер ев дзерагорц. Сисиани патмутйан тангаран). - Сисиан: Асохик. 2010. - 20 с. (на арм яз.).

41. Ганцхорн Ф. Христианско-восточный ковёр: развитие иконографической и иллюстрированной формы от истоков до XVIII века (Перевод с немецкого Грачья Степаняна). - Ереван: МИА, 2013. - 536 с.

42. Оганова Н. Восточный ковер как часть армянской идентичности [Электронный ресурс] noev-kovcheg.ru/mag/2013-23-24/4251.html (дата обращения: 11.04.2022).

43. Сардарян С.О. Первобытное общество в Армении (Нахнадарйан хасара-кутйуны Хайастанум). - Ереван: АН Арм.ССР, 1967. - 416 с. (на арм яз.).

44. Ханзадян Э.В. Гарни IV. Итоги раскопов 1949-19661Т. (Гарни IV 1949 - 1966 тт. пехумнери ардйункнеры). - Ереван: АН Арм.ССР, 1969. -240 с. (на арм яз.).

45. Хачатрян Т.С. Древняя культура Ширака. - Ереван: ЕрГУ, 1975. - 278 с.

46. Khanzadian E.V. Metsamor 2: La necropole (Les tombes du bronze moyen et resent), vol. I, Paris: Neuchâtel, 1995.

47. Байбурдян Е.А. Последовательность древнейших культур Армении на основании археологического материала. - Ереван: МИА, 2011. - 110 с.

48. Мнацаканян Г. О. Говорят памятники (Хосум ен ушардзаннеры). - Ереван: Айастан, 1968. - 216 с. (на арм яз.).

49. Мартиросян АА. Поселения и некрополь эпохи поздней бронзы (Ушбронзе-дарйан бнакавайрер ев дамбаранадаштер). - Ереван: АН Арм.ССР, 1969. - 147 с. (на арм яз.).

50. Погребова Н.А. Иран и Закавказье в раннем железном веке. - М.: Наука, 1977.

- 184 с.

51. Кушнарева КХ. Древнейшие памятники Двина. - Ереван: АН АрмССР, 1977. - 112 с.

52. Деведжян С.Г. Лори-берд I. - Ереван: АН АрмССР,1981. - 115 с.

53. Петросян Л.А. Раскопки памятников Кети и Воскеаска (III-I тыс. до н.э.). -Ереван: АН Арм.ССР. 1989. -125 с.

54. Деведжян С.Г. Археологические исследования в Ташир-Дзорагете (Хнагита-кан усумнасирутйуннеры Ташир-Дзорагетум). - Ереван: Наири, 2001. - 161 с. (на арм яз.).

55. Аветисян А.Г., Аветисян П.С. Культура Араратской долины в IX-XI вв. (Хайкакан лернашхари мшакуйты IX-XI дд.). - Ереван. 2006. - 396 с. (на арм яз.).

56. Пиотровский Б.Б. Искусство Урарту. VIII-VI вв. до н.э. - Л.: Изд-во Гос. Эрмитажа. 1962. - 164 с.

57. Мартиросян А.А. Аргиштихинили. - Ереван: АН Арм. ССР, 1974. - 176 с.

58. Аветисян Г.Г. Биайнская керамика из памятников Араратской долины. -Ереван: ЕрГУ,1992. - 166 с.

59. Contenson H. Arménie Trésors de l'Arménie ancienne, Paris: Somogy éditions d'art; 1er édition, 1996.

60. Пилипосян. А.С., Закян А.С., Геворгян Л.П., Погосян Д.А. Золото Мецамора (Мецамори воскин). - Ереван: Легал Плюс, 2013. - 12 с. (на арм яз.).

61. Кочарян Г.Г. Двин в античную эпоху (Двины антик дарашрджанум). - Ереван: АН АрмССР 1991. - 113 с. (на арм яз.).

62. Аветисян ПА., Амаякян С.А., Арешян ГА., Калантарян А.К., Мкртчян И.М., Пилипосян А.С. У подножия Арарата (каталог выставки). - СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2008. - 144 с.

63. Armenia: The Legend of Being (Country, Radiating All the Circles of History), Moscow 2016.

© Gevorgyan L., 2022 © Heritage and Modern Times, 2022

64. Арзуманян Б. Армянские церкви. Святой Эчмиадзин и др. храмы, церкви и монастыри (Хайкакан екехецинер. Сурб Эчмиадзин ев айл тачарнер, екехецинер ев ванкер). - Лиссабон: Фонд Галуст Кюльбекян, 1970. - 259 с. (На арм., рус. и англ. языках).

65. Guréghian J. Architectures Arméniennes, Paris: La Plaine-Saint-Denis : Isiprint, 2015.

66. Cuneo P., Zaryan A., Uluhogian G., Thierry N., Thierry J.-M. Ani, in "Documents of Armenian Architecture", № 12, Venezia 1984.

67. Погосян С., Асатрян А., Цатурян З., Джелалян А. (сост.) Каталог даров Акопа Джелаляна (Акоп Джелаляни нвернери каталог). - Ереван: Тигран Мец, 2008. -167 с. (на арм яз.).

68. Джелалаян А. Несколько слов (Ми кани хоск) // Каталог даров Акопа Джелаляна. (Акоп Джелаляни нвернери каталог) Сост. Погосян С., Асатрян А., Цатурян З., Джелалян А. - Ереван: Тигран Мец. 2008. - С. 3-8. (на арм яз.).

69. Каталог коллекции украшений Музея истории города Еревана (Ереван кахаки патмутйан тангарани зардери авакацуи каталог). - Ереван: Зангак-97, 2008. - 47 с. (на арм яз.).

70. Каталог коллекции оружия Музея истории города Еревана (Ереван кахаки пат-мутйан тангарани зенки авакацуи каталог). - Ереван: Зангак-97, 2008. - 35 с. (на арм яз.).

71. Каталог коллекции мебели Музея истории города Еревана (Ереван кахаки пат-мутйан тангарани кауйки авакацуи каталог). - Ереван: Зангак-97, 2008. - 48 с. (на арм яз.).

72. Каталог коллекции национального костюма Музея истории города Еревана (Ереван кахаки патмутйан тангарани тарази авакацуи каталог). - Ереван: Зангак-97, 2008. - 35. с. (на арм яз.).

73. Каталог коллекции ковров Музея истории города Еревана (Ереван кахаки патмутйан тангарани горгери авакацуи каталог). - Ереван: Зангак-97, 2008. - 35. с. (на арм яз.).

References

1. Tokarev S.A. K metodike evtnograficheskogo izucheniya materiaFnoj kuTturyv // SE\-M: Nauka, 1970. № 4. - S. 3-18.

2. FederaTnyvj zakon ot 26.05.1996 N 54-FZ (red. ot 23.02.2011) «O Muzejnom fonde Rossijskoj Federacii i muzeyax v Rossijskoj Federacii» [Evlektronnyvj resurs] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_i0496/ (data obrashheniya:ll.04.2022)

3. Gevorgyan L.P. Evtnograficheskie kollekcii kak pervoistochnik nauchnyvx issledo-vanij // Sbornik nauchno-informacionnyvx statej «Istoriko-kuTturnoe nasledie». Vyvp. 1. -Erevan. 2014. - S. 167-181.

4. Gevorgyan L.P. Evtnograficheskie kollekcii kak pamyatv kuTturyv//Trudyv Insti-tuta Naslediya. Otv. red. S.Yu. Zhitenyov. M.: Institut Naslediya, 2017. https://www.litres.ru/raznoe-65383/ekologiya-kultury-uchenie-o-sohranenii-kulturnogo-na-48842876/

5. Gevorgyan L.P. Evtnograficheskoe istochnikovedenie kak otraslv muzeevedeniya // ATmanax. Msdeniet. KuTtura. Culture. Glavnyvj redaktor A.R. Xazbulatov. № 1-2. - Astana, 2018. - S. 7-18. http://cultural.kz/ru/science/view?id=129#book/9

6. Bromlej Yu.V., Pershicz A.I., Semenov Yu.I. (red. kol.) Istoriya pervobyvtnogo ob-shhestva. Obshhie voprosy\ Problemy\ Evtnograficheskie istochniki. - M.: Nauka, 1983. -Chastv 2. - 432 s.

7. Losev A.F. Problema simvola i realisticheskoe iskusstvo. - M.: Iskusstvo, 1976. - 320 s.

8. Stanton J. Ethnographic museums and collections: from the past into the future,

Understanding museums: Australian museums and museology, The 1978 UNESCO Regional Seminar on the Role of Museums in Preserving Indigenous Cultures, http://www.nma.gov.au/research/understanding-museums/JStanton_20ll.html (data obrash-heniya 23. 03. 2022).

9. Baranova I.I. (otv. red.), Kotova E.N. (otv. red.) Sistema nauchnogo opisaniya muzejnogo predmeta (klassifikaciya, metodika, terminologiya) Spravochnik. - SPb.: Art-lyuks, 2003. - 408 s.

10. Baranova I.I. (otv. red.) Sistema nauchnogo opisaniya muzejnogo predmeta: klassifikaciya, metodika, terminologiya: Spravochnik. V 2 kn. SPb.: Nestor-Istoriya, 2017. - 524 s.

11. Marr N.Ya. Anijskaya seriya. Kratkij katalog Anijskogo muzeya drevnostej. - SPb.: Izvestiya imperatorskoj Akademii nauk, 1906. № 1. - 32 s.

12. Marr N.Ya. Reestr predmetov drevnosti iz VI arxeologicheskoj kampanii v Ani. -SPb.: Izvestiya imperatorskoj Akademii nauk, 1908. № 2. - 64 s.

13. Orbeli IA. Anijskaya seriya № 1. Kratkij katalog Anijskogo muzeya drevnostej. Vyvp 1. Opisanie predmetov pervogo otdeleniya. - SPb.: Izvestiya imperatorskoj Akademii nauk, 1910. - 135 s.

14. Vardanyan L.M. Stepan Lisician i istoki armyanskoj evtnografii. - Erevan: «Gi-tutyun» NAN RA, 2005. - 424 s.

15. Abramyan V.A. Remesla v Armenii v IV-XVIII vv. (Xamkarutyunneryv Xajastanum IV-XVIII dd.). - Erevan: AN ArmSSR, 1956. - 287 s. (na arm yaz.).

16. Abramyan VA Armyanskie cexovyve organizacii v gorodax Zakavkazvya XVIII-XX vv. (Xaj cexajin kazmakerputyunneryv XVIII-XX dd.). - Erevan: Ajastan. 1971. - 256 s. (na arm yaz.).

17. Bdoyan V.A. Armyanskie narodnyve igryv (Xajkakan zhoxovrdakan xaxer). - Erevan: AN ArmSSR, 1963. - t.1. - 296 s. (na arm yaz.).

18. Lisician S.D. Armyane Zaxgezura (Zangezuri xajeryv). - Erevan: AN ArmSSR, 1969. - 334 s. (na arm yaz.).

19. Bdoyan V.A. Armyanskie narodnyve igryv (Xajkakan zhoxovrdakan xaxer). - Erevan: AN ArmSSR, 1980. - t. 2. - 239 s. (na arm yaz.).

20. Avagyan N.X. Armyanskij nacionalvnyvj kostyum XIX-XX vv. (Xajkakan zhoxovrdakan tarazyv XIX-XX dd.). - Erevan. 1983: MIA. - 113 s. (na arm yaz.).

21. Bdoyan VA. Armyanskie narodnyve igryv, (Xajkakan zhoxovrdakan xaxer). - Erevan: AN ArmSSR, 1983. - t. 3. - 262 s. (na arm yaz.).

22. Abrahamian L. Sweezy N. (editors) Armenian Folk Arts, Culture and Identity, photography editor, Sam Sweezy, Bloomington, Ind.: Indiana University Press, 2001. - 35 s. (na arm yaz.).

23. Melikyan S.A. (sostaviteF) Sardarapat (Sardarapat). Putevoditel\ - Erevan: Tigran Mecz, 2008. - 60 str. (na arm yaz.).

24. Gevorgyan L.P. Osnovyv organizacii muzejnoj evkspozicii (Czuczadrutjan kazmak-erpman imunkner). - Erevan: Ajkarli, 2014. - 120 s. (na arm yaz.).

25. Gevorgyan L.P. Vyvrazhenie obshhinnyvx obyvchaev v armyanskom tradicionnom svadebnom cikle (Xamajnkajin sovorutjunneri drsevorumneryv xajocz avandakan arsanekan cisasharum) // Izuchenie problem obshhestvennogo byvta i duxovnoj kuTturyv (Xajastani bna-kchutjan xasarakakan kenczaxi ev xogevor mshakujti usumnasirman xndirneryv) (tezisyv kon-ferencii). - Erevan, 1985. - S. 12-13. (na arm yaz.).

26. Shagoyan G.A. Semv dnej, semv nochej. Panorama armyanskoj svadvby\ (Jot or, jot gisher.Xajkakan xarsaniki amajnapatker). - Erevan: Nauka, 2011. - 616 s. (na arm yaz.).

27. Israelyan A.R. Armyanskie oberegi 18-20 vv. (Ajkakan paxpanakner 18-20 dd.). -Erevan: MIA, 2021. - 119 s. (na arm yaz.).

28. Assman Yan. KuTturnaya pamyat\ Pisvmo, pamyatv o proshlom i politicheskaya identichnostv v vyvsokix kuTturax drevnosti (per. s nemeczkogo M. M. SokoFskoj). - M.: Yazyvki slavyanskoj kuTturyv, 2004. - 368 s.

© Gevorgyan L., 2022 © Heritage and Modern Times, 2022

29. Gushhyan L.S. (sost.) KuTturnoe nasledie Zapadnoj Armenii. ATbom-katalog. -Erevan: Nushikyan associaciya, 2015. - 224 s. https://pubhtml5.com/myrf/uwhi

30. Tokmadzhyan M. Sokrovishha poteryannogo raya // Golos Armenii, 27. 10. 2015.

31. «Mir armyanskoj tradicionnoj kuTturyv»: vyvstavka v Sankt-Peterburge»//Rossijskij evtnograficheskij muzej [Evlektronnyvj resurs] https://imyerevan.com/ru/society/view/i0567 (data obrashheniya: 11.04.2022).

32. Centr podderzhki russko-armyanskix strategicheskix i obshhestvennyvx iniciativ «ATbom "KuTturnoe nasledie Zapadnoj Armenii" prezentovan v Erevane» [Evlektronnyvj resurs] https://russia-armenia.info/node/21784 (data obrashheniya: 28.04.2022).

33. Gevorgyan L.P. Osobennosti evkspozicii kuTturyv i byvta armyan v nekotoryvx rossijskix muzeyax i ee vliyanie na aktivizaciyu nacionaFnoj identichnosti // Nasledie i sov-remennost\ t. 4, № 44, 2021. - S. 65-80.

34. Armyanskij uzel: tradicii kovrotkachestva (Xajkakan xangujcz. Gorgagorczutjan avandujtner) / / Mezhdunarodnaya konferenciya - 2013, dokladyv. - Erevan, 2016. (na arm yaz.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

35. Garamanyan S. Katalog vyvshivki (Asexnagorczutjan katalog). - Erevan: MIA. 1997. - 45 s. (na arm yaz.).

36. Iskusstvo armyanskogo kovra 18-20 vv. (Xajkakan gorgarvest 18-20 dd.). - Erevan: MIA. 2013. - 157 s. (na arm yaz.).

37. Kovryv s nadpisyami na armyanskom yazyvke. ATbom-katalog (Xajeren ar-dzanagrutjunnerov gorger). - Erevan: MIA. 2010. - 88 s. (na arm yaz.).

38. Armyanskij nacionalvnyvj kostyum XVIII-XIX vv. (Xajkakan zhoxovrdakan tara-zyv XVIII-XIX dd.). - Erevan: MIA. 2014. - 161 s. (na arm yaz.).

39. Balayan M.G. Kollekciya tkanej Arczaxskogo gosudarstvennogo istoriko-kraevedcheskogo muzeya. - Erevan: Zangak, 2012. - 128 s.

40. Petrosyan Cz.L. (sost.) Kovryv i rukodelie. Muzej istorii Sisiana (Gorger ev dze-ragorcz. Sisiani patmutjan tangaran). - Sisian: Asoxik. 2010. - 20 s. (na arm yaz.).

41. Ganczxorn F. Xristiansko-vostochnyvj kovyor: razvitie ikonograficheskoj i illyustri-rovannoj formyv ot istokov do XVIII veka (Perevod s nemeczkogo Grachvya Stepanyana). - Erevan: MIA, 2013. - 536 s.

42. Oganova N. Vostochnyvj kover kak chastv armyanskoj identichnosti [Evlektronnyvj resurs] noev-kovcheg.ru/mag/2013-23-24/4251.html (data obrashheniya: 11.04.2022).

43. Sardaryan S.O. Pervobyvtnoe obshhestvo v Armenii (Naxnadaijan xasarakutjunyv Xajastanum). - Erevan: AN Arm.SSR, 1967. - 416 s. (na arm yaz.).

44. Xanzadyan E\V. Garni IV. Itogi raskopov 1949-1966gg. (Garni IV 1949-1966 tt. pexumneri ardjunkneryv). - Erevan: AN Arm.SSR, 1969. -240 s. (na arm yaz.).

45. Xachatryan T.S. Drevnyaya kuTtura Shiraka. - Erevan: ErGU, 1975. - 278 s.

46. Khanzadian E.V. Metsamor 2: La necropole (Les tombes du bronze moyen et resent), vol. I, Paris: Neuchâtel, 1995.

47. Bajburdyan E.A. Posledovatelvnostv drevnejshix kuTtur Armenii na osnovanii arxeologicheskogo materiala. - Erevan: MIA, 2011. - 110 s.

48. Mnaczakanyan G.O. Govoryat pamyatniki (Xosum en ushardzanneryv). - Erevan: Ajastan, 1968. - 216 s. (na arm yaz.).

49. Martirosyan A.A. Poseleniya i nekropoF evpoxi pozdnej bronzyv (Ushbronzedar-jan bnakavajrer ev dambaranadashter). - Erevan: AN Arm.SSR, 1969. - 147 s. (na arm yaz.).

50. Pogrebova NA. Iran i Zakavkazve v rannem zheleznom veke. - M.: Nauka, 1977. - 184 c.

51. Kushnareva K.X. Drevnejshie pamyatniki Dvina. - Erevan: AN ArmSSR, 1977. - 112 s.

52. Devedzhyan S.G. Lori-berd I. - Erevan: AN ArmSSR,1981. - 115 s.

53. Petrosyan L.A. Raskopki pamyatnikov Keti i Voskeaska (III-I tyvs. do n.e\). -Erevan: AN Arm.SSR. 1989. -125 s.

© Геворгян Л.П., 2022 © Наследие и современность, 2022

54. Devedzhyan S.G. Arxeologicheskie issledovaniya v Tashir-Dzoragete (Xnagitakan usumnasirutjunneryv Tashir-Dzoragetum). - Erevan: Nairi, 2001. - 161 s. (na arm yaz.).

55. Avetisyan A.G., Avetisyan P.S. KuTtura Araratskoj dolinyv v IX-XI vv. (Xajkakan lernashxari mshakujtyv IX-XI dd.). - Erevan. 2006. - 396 s. (na arm yaz.).

56. Piotrovskij B.B. Iskusstvo Urartu. VIII-VI vv. do n.e\ - L.: Izd-vo Gos. Evrmitazha. 1962. - 164 s.

57. Martirosyan A.A. Argishtixinili. - Erevan: AN Arm. SSR, 1974. - 176 s.

58. Avetisyan G.G. Biajnskaya keramika iz pamyatnikov Araratskoj doliny\ - Erevan: ErGU,1992. - 166 s.

59. Contenson H. Arménie Trésors de l'Arménie ancienne, Paris: Somogy éditions d'art; 1er édition, 1996.

60. Piliposyan. A.S., Zakyan A.S., Gevorgyan L.P., Pogosyan DA. Zoloto Meczamora (Meczamori voskin). - Erevan: Legal Plyus, 2013. - 12 s. (na arm yaz.).

61. Kocharyan G.G. Dvin v antichnuyu evpoxu (Dvinyv antik darashrdzhanum). - Erevan: AN ArmSSR 1991. - 113 s. (na arm yaz.).

62. Avetisyan P.A., Amayakyan S.A., Areshyan GA., Kalantaryan A.K., Mkrtchyan I.M., Piliposyan A.S. U podnozhiya Ararata (katalog vyvstavki). - SPb.: Izd-vo Gos. Evrmitazha, 2008. - 144 s.

63. Armenia: The Legend of Being (Country, Radiating All the Circles of History), Moscow 2016.

64. Arzumanyan B. Armyanskie cerkvi. Svyatoj Evchmiadzin i dr. xramyv, cerkvi i mo-nastyvri (Xajkakan ekexeciner. Surb Evchmiadzin ev ajl tacharner, ekexeciner ev vanker). - Lissabon: Fond Galust KyuTbekyan, 1970. - 259 s. (Na arm., rus. i angl. yazyvkax).

65. Guréghian J. Architectures Arméniennes, Paris: La Plaine-Saint-Denis : Isiprint, 2015.

66. Cuneo P., Zaryan A., Uluhogian G., Thierry N., Thierry J.-M. Ani, in "Documents of Armenian Architecture", № 12, Venezia 1984.

67. Pogosyan S., Asatryan A., Czaturyan Z., Dzhelalyan A. (sost.) Katalog darov Akopa Dzhelalyana (Akop Dzhelalyani nverneri katalog). - Erevan: Tigran Mecz, 2008. -167 s. (na arm yaz.).

68. Dzhelalayan A. NeskoFko slov (Mi kani xosk) // Katalog darov Akopa Dzhelalyana. (Akop Dzhelalyani nverneri katalog) Sost. Pogosyan S., Asatryan A., Czaturyan Z., Dzhelalyan A. - Erevan: Tigran Mecz. 2008. - S. 3-8. (na arm yaz.).

69. Katalog kollekcii ukrashenij Muzeya istorii goroda Erevana (Erevan kaxaki patmutjan tangarani zarderi avakaczui katalog). - Erevan: Zangak-97, 2008. - 47 s. (na arm yaz.).

70. Katalog kollekcii oruzhiya Muzeya istorii goroda Erevana (Erevan kaxaki patmutjan tangarani zenki avakaczui katalog). - Erevan: Zangak-97, 2008. - 35 s. (na arm yaz.).

71. Katalog kollekcii mebeli Muzeya istorii goroda Erevana (Erevan kaxaki patmutjan tangarani kaujki avakaczui katalog). - Erevan: Zangak-97, 2008. - 48 s. (na arm yaz.).

72. Katalog kollekcii nacionaFnogo kostyuma Muzeya istorii goroda Erevana (Erevan kaxaki patmutjan tangarani tarazi avakaczui katalog). - Erevan: Zangak-97, 2008. - 35. s. (na arm yaz.).

73. Katalog kollekcii kovrov Muzeya istorii goroda Erevana (Erevan kaxaki patmutjan tangarani gorgeri avakaczui katalog). - Erevan: Zangak-97, 2008. - 35. s. (na arm yaz.).

Сведения об авторе Author of the publication

Геворгян Лианна Погетовна, кандидат Lianna Gevorgyan, PhD in History, Associate

исторических наук, доцент кафедры музее- Professor of the Department of Museology and

ведения и библиотековедения АГПУ, глав- library science ASPU, Chief Curator of "Service

© Gevorgyan L., 2022 © Heritage and Modern Times, 2022

ный хранитель «Службы по охране исторической среды и историко-культурных музеев-заповедников» г. Ереван, Республика Армения.

Email: glp6l@mail.ru

Раскрытие информации о конфликте интересов

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Информация о статье Поступила в редакцию: 12 июня 2022. Одобрена после рецензирования: 28 июня 2022. Принята к публикации: 05 июля 2022. Опубликована: 11 декабря 2022. Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

for the Protection of Historical Environment and Cultural Museum-Reservations" NCSO, Yerevan, The Republic of Armenia. Email: glp6l@mail.ru

Conflicts of Interest Disclosure

The author declares that there is no conflict of interest.

Article info

Submitted: June 12, 2022.

Approved after peer reviewing: June 28, 2022.

Accepted for publication: July 05, 2022.

Published: December 11, 2022.

The author has read and approved the final

manuscript.

© Геворгян Л.П., 2022 © Наследие и современность, 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.