Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ЭКСПОЗИЦИИ КУЛЬТУРЫ И БЫТА АРМЯН В НЕКОТОРЫХ РОССИЙСКИХ МУЗЕЯХ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА АКТИВИЗАЦИЮ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ'

ОСОБЕННОСТИ ЭКСПОЗИЦИИ КУЛЬТУРЫ И БЫТА АРМЯН В НЕКОТОРЫХ РОССИЙСКИХ МУЗЕЯХ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА АКТИВИЗАЦИЮ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
360
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕЙ / ИДЕНТИЧНОСТЬ / ЭКСПОЗИЦИЯ / АРМЯНЕ / ЭТНОГРАФИЯ / КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Геворгян Л. П.

Одна из важнейших категорий классификации музеев - тип музея, основанный на взаимосвязи музея с конкретной наукой. Этнографические экспозиции напрямую связаны с этнографической наукой: концепции развития, пополнения коллекций, создания экспозиций и выставок направлены на сохранение, изучение, воссоздание, представление культуры и быта давнего или недавнего прошлого. Национальная идентичность формируется с рождения, с детства. Можно предположить, что это устойчивое и постоянное понятие на протяжении всей жизни человека. Однако изменение страны проживания по тем или иным причинам иногда приводит к изменению представлений, пересмотру системы ценностей, межличностных отношений, смешению культур, что в свою очередь может способствовать созданию новых вариантов национальной идентичности. В процессе сохранения национального самосознания армян особое место занимают музеи, организованные в тех странах, где есть стабильная армянская диаспора. Согласно профилю, ни один из музеев, действующих на территории неармянских государств, не является этнографическим. Однако внушительная часть их коллекций и экспозиций состоит из предметов, характеризующих культуру и быт населения тех районов Армении, из которых эмигрировали представители этой диаспоры или их предки. В статье рассматриваются соответствующие коллекции и экспозиции Музея русско-армянской дружбы в Ростове-на-Дону, Армянского музея Москвы и культуры наций, Музея народов Востока в Москве и Русского этнографического музея в Санкт-Петербурге.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Геворгян Л. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE EXPOSITION OF CULTURE AND LIFE OF ARMENIANS IN SOME RUSSIAN MUSEUMS AND ITS INFLUENCE ON THE ACTIVATION OF NATIONAL IDENTITY

One of the most important categories of classification is the type of museum, based on the relationship of the museum with a specific science. Ethnographic expositions are directly related to ethnographic science: the concepts of development, replenishment of collections, creation of expositions and exhibitions are aimed at preserving, studying, recreating, presenting the culture and life of a long or recent past. National identity is formed from birth, from childhood. It can be assumed, that this is a stable and constant concept throughout a person's life. However, changing the country of residence for one reason or another sometimes leads to a change in perceptions, a revision of the system of values, interpersonal relations, and a mixing of cultures, which in turn can contribute to the creation of new options for national identity. In the process of preserving the national identity of Armenians, museums organized in those countries where there is a stable Armenian diaspora occupy a special place. According to the profile, none of the museums operating on the territory of non-Armenian states is ethnographic. However, an impressive part of their collections and expositions consists of objects characterizing the culture and life of the population of those areas of Armenia from which representatives of this diaspora or their ancestors emigrated. The article considers the corresponding collections and expositions of the Museum of Russian-Armenian Friendship in Rostov-on-Don, the Armenian Museum of Moscow and the Culture of Nations, the Museum of the Peoples of the East in Moscow and the Russian Ethnographic Museum in St. Petersburg.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ЭКСПОЗИЦИИ КУЛЬТУРЫ И БЫТА АРМЯН В НЕКОТОРЫХ РОССИЙСКИХ МУЗЕЯХ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА АКТИВИЗАЦИЮ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ»

Научная статья Исторические науки

УДК 069.01

https://d0i.0rg/10.52883/2619-0214-2021-4-4-465-480

ОСОБЕННОСТИ ЭКСПОЗИЦИИ КУЛЬТУРЫ И БЫТА АРМЯН В НЕКОТОРЫХ РОССИЙСКИХ МУЗЕЯХ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА АКТИВИЗАЦИЮ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

Лианна Погетовна Геворгян

Служба по охране исторической среды и историко-культурных музеев-заповедников, Армянский государственный педагогический университет, Ереван, Республика Армения, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-0376-7624

Аннотация. Одна из важнейших категорий классификации музеев -тип музея, основанный на взаимосвязи музея с конкретной наукой. Этнографические экспозиции напрямую связаны с этнографической наукой: концепции развития, пополнения коллекций, создания экспозиций и выставок направлены на сохранение, изучение, воссоздание, представление культуры и быта давнего или недавнего прошлого.

Национальная идентичность формируется с рождения, с детства. Можно предположить, что это устойчивое и постоянное понятие на протяжении всей жизни человека. Однако изменение страны проживания по тем или иным причинам иногда приводит к изменению представлений, пересмотру системы ценностей, межличностных отношений, смешению культур, что в свою очередь может способствовать созданию новых вариантов национальной идентичности.

В процессе сохранения национального самосознания армян особое место занимают музеи, организованные в тех странах, где есть стабильная армянская диаспора.

Согласно профилю, ни один из музеев, действующих на территории неармянских государств, не является этнографическим. Однако внушительная часть их коллекций и экспозиций состоит из предметов, характеризующих культуру и быт населения тех районов Армении, из которых эмигрировали представители этой диаспоры или их предки.

В статье рассматриваются соответствующие коллекции и экспозиции Музея русско-армянской дружбы в Ростове-на-Дону, Армянского музея Москвы и культуры наций, Музея народов Востока в Москве и Русского этнографического музея в Санкт-Петербурге.

Ключевые слова: музей, идентичность, экспозиция, армяне, этнография, культура

Для цитирования: Геворгян Л. П. Особенности экспозиции культуры и быта армян в некоторых российских музеях и ее влияние на активизацию национальной идентичности. Наследие и современность. 2021;4(4):4б5-480. https://d0i.0rg/10.52883/2619-0214-2021-4-4-465-480.

ф I Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License. Ki^EIM This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.

© Геворгян Л.П., 2021 © Наследие и современность, 2021

Original article Historical sciences

https://d0i.0rg/10.52883/2619-0214-2021-4-4-465-480

FEATURES OF THE EXPOSITION OF CULTURE AND LIFE OF ARMENIANS IN SOME RUSSIAN

MUSEUMS AND ITS INFLUENCE ON THE ACTIVATION OF NATIONAL IDENTITY

Lianna P. Gevorgyan

Service for the protection of historical environment and cultural museum-reserves (SNCO), Armenian State Pedagogical University named after Kh. Abovyan, Yerevan, Republic of Armenia, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-0376-7624

Abstract. One of the most important categories of classification is the type of museum, based on the relationship of the museum with a specific science. Ethnographic expositions are directly related to ethnographic science: the concepts of development, replenishment of collections, creation of expositions and exhibitions are aimed at preserving, studying, recreating, presenting the culture and life of a long or recent past.

National identity is formed from birth, from childhood. It can be assumed, that this is a stable and constant concept throughout a person's life. However, changing the country of residence for one reason or another sometimes leads to a change in perceptions, a revision of the system of values, interpersonal relations, and a mixing of cultures, which in turn can contribute to the creation of new options for national identity.

In the process of preserving the national identity of Armenians, museums organized in those countries where there is a stable Armenian diaspora occupy a special place.

According to the profile, none of the museums operating on the territory of non-Armenian states is ethnographic. However, an impressive part of their collections and expositions consists of objects characterizing the culture and life of the population of those areas of Armenia from which representatives of this diaspora or their ancestors emigrated.

The article considers the corresponding collections and expositions of the Museum of Russian-Armenian Friendship in Rostov-on-Don, the Armenian Museum of Moscow and the Culture of Nations, the Museum of the Peoples of the East in Moscow and the Russian Ethnographic Museum in St. Petersburg.

Keywords: museum, identity, exposition, Armenians, ethnography, culture

For citation: Gevorgyan L. P. Features of the exposition of culture and life of Armenians in some Russian museums and its influence on the activation of national identity. Nasledieisovremennost'=HeritageandModernTimes.2G21;4(4):465-480.

Каждый музей исключителен, единственен в своем роде и уникален. Наряду с этим, схожие черты в особенностях их коллекций, направлениях деятельности, юридическом статусе позволяют провести классификацию музеев. Одной из важнейших категорий классификации является тип музея, основанный на связи музея с конкретной наукой.

© Gevorgyan L. P., 2021 © Nasledie i sovremennost', 2021

Этнографические экспозиции напрямую связаны с этнографической наукой: концепции их развития, пополнения коллекций, организация экспозиций и выставок направлены на сохранение, изучение, воссоздание, презентацию культуры и быта давнего или недавнего прошлого. Музейная этнография - это как бы «опредмеченная» наука, этнография «напоказ» [1].

Огромное количество определений этнографического музея в современном музееведении и музеологии приводит к выводу, что пока неоднозначна их дефиниция [2-9], но основная идея остается неизменной: с помощью некоторого набора вещей музей старается показать то, что стоит за ними: людей, их нравы, условия жизни в ту или иную эпоху и т. д. [10]

Этнографический музей можно определить как научное учреждение, институт социальной памяти, который посредством сбора, хранения, изучения и популяризации коллекций, документирующих процессы этногенеза, характеризующих культуру и быт, социальные отношения и общественный строй различных этнических общностей, транслирует последующим поколениям часть культурного наследия, презентация которой способствует этнокультурному воспитанию, формированию и/или активизации национальной идентичности.

Известно, что национальная идентичность формируется с рождения, с детства, следовательно, можно сделать предположение, что данное понятие является устойчивым и постоянным в течение всей жизни человека. Однако, это не всегда так. Изменение страны проживания по каким-либо причинам в некоторых случаях ведет к смене представлений, пересмотру системы ценностей, межличностных отношений, смешиванию культур, что может в свою очередь способствовать нарушению национальной идентичности, созданию новых ее вариантов. Этот процесс можно проследить на примере существования диаспоры, в которой иногда принадлежность к другой этнической группе не только рекомендуется, но и навязывается силой [11]. В поддержании и развитии идентичности в условиях проживания вне страны, своих корней или происхождения, в создании сплоченной и устойчивой этнической группы в стране проживания наряду с политической, общественной деятельностью, заметную роль играет культурная общность. В жизни армянской диаспоры до сих пор значительную роль играет фактор «большой и малой родины». В этих условиях двойная идентичность [12] может служить одним из определяющих и стабилизирующих факторов формирования культурно-исторической и социально-территориальной национальной идентичности.

В процессе сохранения национальной идентичности особое место занимают музеи, организованные в тех странах, где существует устойчивая диаспора. Разбросанная по всему миру армянская диаспора есть прямое следствие геноцида. Память об этом и о быте и культуре, ха-

рактерных для родных мест и времен, составляет основу национальной идентичности армянской диаспоры [13]. Создание музеев диаспоры требует особо качественной и научно-обоснованной подготовки с использованием материальных и духовных ресурсов устойчиво организованной общины. Наличием или отсутствием этих условий обусловлено наличие и степень активности деятельности армянского музея той или иной направленности на данной территории. Соответственно, наличие такого музея свидетельствует о том, какое место занимает армянская община в данном государстве и насколько она интегрирована в данное общество [13].

По профилю ни один из музеев, действующих на территории неармянских государств, не является этнографическим. Однако значительная часть их коллекций и экспозиций состоят из предметов, характеризующих культуру и быт населения тех местностей Армении, из которых эмигрировали представители данной диаспоры или их предки. Именно эта часть коллекций некоторых музеев периодически экспонируется и становится базой для различных культурно-образовательных проектов. Для живущей собственной жизнью диаспоры это особенно важно: музей может стать центром для общения, знакомства и передачи из поколения в поколение той памяти, которая связывает членов диаспоры изначально и должна связывать дальше, основываясь на осознании общих корней.

В коллекции Музея русско-армянской дружбы Ростова-на-Дону1 насчитывается более 30 тысяч предметов, характеризующих этнокультурное своеобразие донских армян: редкие фотографии, документы, традиционные костюмы, оружие, ковры ручной работы, предметы быта, армянские книги ХУ1П в. и т. д. (рис. 1). Наиболее ценна коллекция медной посуды ХУШ в., привезенная при переселении из Крыма на Дон (47 предметов). Об этно-образовательной деятельности, которая сознательно или нет, но оказывает большое влияние на процесс активизации национальной идентичности членов армянской диаспоры донских армян, свидетельствуют названия выставок и проектов, организуемых Музеем русско-армянской дружбы (выставки: «Этнография донских армян», медной посуды, предметов быта из дерева, керамики, бытовой фотографии, фрагментов одежды, кружев, вышивки и др.; тематические экскурсии: «История и культура армян Дона», «Этнография армян Дона» и др.). Знаменательно, что и сотрудниками музея, и спонсорами являлись в основном армяне. За весь период своего существования музей был местом общения для местных и приезжих армян. Во многом благодаря деятельности музея, диаспора донских армян сегодня одна из наиболее осознанных и организованных, о чем свидетельствует показатель посещаемости (в среднем 25 тысяч человек в год) [14].

Рис. 1. Фрагмент экспозиции Музея русско-армянской дружбы Ростова-на-Дону

В 2015 г. в московском храмовом комплексе Армянской апостольской церкви открылся Армянский музей Москвы и культуры наций [15]. Это исторический музей, рассказывающий об истории, культуре и судьбе армянского народа. Среди девяти интерактивных экспозиций музея лишь одна называлась «Быт армян». Вся экспозиция рассказывала об особом месте армянской культуры, которая, видоизменяясь, передавалась от поколения к поколению, способствует сохранению главного -идентичности (рис. 2).

Рис. 2. Фрагмент экспозиции Армянского музея Москвы и культуры наций «Обряд приготовления лаваша»

Нечасто сотрудники музеев осознают данное направление своей деятельности. Видимо, анализ особенностей деятельности день ото дня растущей армянской диаспоры Москвы позволил четко сформулиро-

вать поставленные перед музеем задачи: «Музеи давно были признаны одним из главных инструментов в деле формирования национальной идентичности. Однако вызовы и проблемы XXI в. показали, что музеи уже далеко не всегда готовы исполнять эту роль, в связи с чем появляется все больше и больше вопросов. Осознают ли музеи свою ответственность в формировании современных идентичностей? Какие новые инструменты появились в их распоряжении? Как музеи могут работать с миграцией и мигрантами? Можно ли сравнивать опыт разных стран в данной сфере?». Именно эти проблемы обсуждались на круглом столе «Музеи и строительство нации. Идентичность и гражданство», который состоялся в сентябре 2015 г. в Армянском музее Москвы и культуры наций [15]. Сам факт открытия подобного музея в центре Москвы, интерактивная экспозиция и вся его деятельность были направлены на формирование и сохранение идентичности армян московской диаспоры2.

Среди этнографических коллекций, в которые включены артефакты, отвечающие представлениям о национальной идентичности в сознании армян и основного населения страны, можно отметить музеи Москвы и Санкт-Петербурга. В коллекции бывших головных этнографических музеев бывшего СССР разными путями попали ценные экспонаты, посредством изучения которых можно создать реальную картину особенностей культуры и быта армян [17]. Но при этом надо учитывать, что интерпретация коллекции проводилась исходя не из принадлежности артефактов к культуре конкретного этноса, а из того, в какой республике они были обнаружены, что приводило к серьезным ошибкам и неверному истолкованию: кавказские, закавказские и др.

Этнографические коллекции и экспозиции, посвященные культуре и быту армян, составляют небольшую часть музея народов Востока в Москве [18] и Российского этнографического музея в Санкт-Петербурге [19]. В подобных экспозициях больше акцентируется внимание на истории армянского народа, в частности, роль и основные постулаты Армянской Апостольской Церкви, которая на протяжении многих веков играла важную роль в сохранении этноса. Исходя из такого концептуального подхода, в этнографические экспозиции, наряду с этнографическими артефактами, включены атрибуты официальной церковной практики (священнические кресты, потир и др.), внецерковные религиозно-бытовые предметы (во-тивы), объединяющие официально-церковный и традиционно-бытовой аспекты армянской культуры.

2 В сентябре 2015 г. экспозиция была демонтирована. Под этим названием продолжает существовать виртуальный музей. Сам музей был переименован в «Тапан». В новой концепции определялись новые задачи: «чтобы этот музей стал тем ковчегом, куда входят все общечеловеческие ценности. "Тапан" как центр духовной жизни готов и считает себя призванным предоставить всему миру все самое ценное в культуре, истории, искусстве и межчеловеческом общении под водительством Церкви» [16].

В первом случае (Музей народов Востока в Москве) коллекция входит в собрание «Декоративно-прикладное искусство Кавказа XVIII-XX веков» (рис. 3). В экспозиции предметы, относящиеся к культуре и быту армян, интерпретируются как артефакты декоративно-прикладного искусства, не раскрывая среды и способов бытования. Это ювелирные украшения, оружие, медная и глиняная посуда, детали одежды, вышивки, ковры и войлоки, созданные мастерами Грузии, Армении, Азербайджана и Дагестана. Причем в экспозиции не акцентируется принадлежность артефакта к тому или иному этносу. Основанием для типологии служит не этническая принадлежность, а место приобретения. Это видно даже в подтекстах к фотографиям на сайте музея, например, подтексты под армянскими коврами: «Ковер "Щит Севана", Кавказ, Казах, XIX-XX», «Ковер с изображением павлина, Кавказ, Карабах, 1925 г., шерсть, ворсовое ткачество».

Армянскими в экспозиции среди ювелирных украшений представлены только серебряная чаша для причастия (1737 г.), украшенная рельефной чеканкой, ажурные позолоченные пояса. В разделе «Армения» представлены глиняные солонки «агаманы» в форме женской фигуры. Как образец вышивки интерпретируется в тексте комплект праздничного платья армянки из Ахалциха с золотошвейным узором края и бархатным передником, тонким шелковым тканым пояском, на котором вытканы благожелательные тексты. Таким образом, и коллекцию, и экспозицию музея народов Востока в Москве трудно анализировать по этнической принадлежности. Судя по размытости границ экспозиционных комплексов и общего характера статей на сайте музея («Искусство Кавказа, Средней Азии и Казахстана», «Декоративно-прикладное искусство Кавказа XVIII-XX веков»), экспозиция имеет целью представить образцы декоративно-прикладного искусства регионов бывшего СССР, не акцентируя при этом их этническую принадлежность и особенности бытования.

В отличие от экспозиции Музея народов Востока, в экспозиции Российского этнографического музея есть подраздел «Армяне». Коллекция, посвященная культуре и быту армян, в настоящее время включает более трех тысяч предметов [19]. Однако в юбилейном альбоме, посвященном 100-летию музея, музейные предметы, характеризующие культуру и быт армян, представлены в разделе издания «Коллекции по культуре народов Кавказа и Крыма» [20]. Культура и быт армян экспонируются в составе экспозиции «Народы Южного Кавказа». В экспозиции 1970-х гг. три самостоятельных монографических подраздела: «Грузины», «Армяне» и «Азербайджанцы» - действовали в составе экспозиции «Народы Закавказья».

Рис. 3. Фрагмент экспозиции «Декоративно-прикладное искусство Кавказа ХУШ-ХХ веков» Государственного музея народов Востока в Москве

Задачей экспозиций центральных музеев СССР, как считает сотрудник Российского этнографического музея Лусине Гущян, было в первую очередь оформление границ советских республик как неизменных в историческом прошлом. Для этого демонстрировались многочисленные карты. Следует, однако, отметить, что, в частности, в армянской экспозиции данный концепт входил в противоречие с имеющимся предметным материалом. Так, в теме «Одежда» были представлены костюмные комплексы из Ахалциха, Ардвина, Шата-ха и Шуши, собранные еще в первые годы XX в. При этом подчеркивалась объединяющая и передовая роль советского государства при формировании в дальнейшем нового этноса - советского народа. Во всем остальном этнографические артефакты интерпретировались как образцы декоративно-прикладного искусства: ковры, вышивки, ювелирные украшения [21].

Авторы новой экспозиции, видимо, не пожелали подчеркнуть этнические особенности каждого из народов, а дали общую картину материальной культуры народов Южного Кавказа. Само'название экспозиции - «Народы Южного Кавказа» - указывает на доминирующий региональный подход, согласно которому хозяйственная часть представлена, опираясь на общерегиональный обзор. Были предусмотрены также три монографичные части, тематика которых оставалась в компетенции авторов разделов [21]. В тематическом подразделе «Хозяйство», наряду с предметами земледелия, скотоводства и других занятий народов Южного Кавказа, присутствует на фоне плуга, серпов, мане-

кен в костюме армянина из Ванской области с рукавицей для захвата пшеницы и наперстком. Там же - женщина в одежде Тавушской области, печать начальника водоснабжения. Далее следуют подразделы «Пища»: представлены маслобойка, штампы для хлеба, приспособления для изготовления лаваша, таз, сито; «Животноводство, коневодство»: нагрудные украшения лошади (Ван), скребок для чистки коня (Артвин). Таким образом, до перехода к монографической экспозиции, посетитель увидит только обобществленные культуру и быт народов Южного Кавказа.

Только после этого экспозиция меняет тематическую направленность и равномерно распределяет экспозиционные комплексы по этносам: подразделы «Грузины», «Армяне», «Азербайджанцы». Как это не парадоксально, первого армянина мы встречаем в подразделе «Грузины» (рис. 4). Автор экспозиции ввел в сцену «Дом грузинского князя» фигуру купца-ростовщика, который пришел забирать долг. Видимо, согласно стереотипу, это армянин в восточном костюме3.

Рис. 4. Фрагмент экспозиции «Грузины», РЭМ

Подраздел «Армяне», как и все другие, начинается с карты, на которой представлены крупные города Исторической Армении. Для того чтобы подчеркнуть роль церкви в истории армянского народа, здесь представлены изображения церквей, хачкара (крест-камня),

церковных праздников. Далее следует экспозиция, рассказывающая собственно о культуре и традициях. Характерно разделение экспозиции на мужскую и женскую субкультуры, что мы редко встречаем в этнографических экспозициях музеев Армении. Мужской мир раскрывается посредством экспозиционных комплексов, посвященных ремеслам: камнеобработка, кузнечество, медничество, набойный промысел, ювелирное дело, изготовление музыкальных инструментов; а также посредством показа локальных особенностей костюма и организации мужского досуга: нарды, дудук, тар, кяманча, зурна, фотография охотника.

Женская субкультура в подразделе «Армяне» представлена женскими фигурами: «девица»; «старшая хозяйка-свекровь» в одежде из Шуши, выполненной из шелка, вышитой серебром, в руках - четки; «невестка» (одежда из Васпуракана - село Алюр). Манекены помещены в контекст жилища и домашнего пространства: ковроткацкий станок с начатым ковром, невестка чешет шерсть, инструменты для витья веревок, ножницы для срезания винограда, серпы, сосуды для воды и вина (рис. 5). В той же сценке: два ковра (Сюник, Арцах), домашняя утварь, предметы для выпечки хлеба, сосуд для соли в виде женской фигуры, кувшин для хранения сыра, казан для пива, ложкарница с ложками. Сразу привлекают внимание карпеты (безворсовые ковры) с вытканными текстами на армянском языке. Сложенные в сундуке вышивка, кружева, представляют приданое девицы. В интерьере дома представлена тахта, покрытая ковром, кофейник, чайник, серебряные сахарницы, ке-манча, лютня, колыбель, игрушки, столик, на котором стоят мундштук, спичечница, на стенде - женские украшения. Армянский женский мир дополнен тематическим экспозиционным комплексом «Баня»: представлен наликами, тазами, флаконом для мыла, банным халатом. Экспозиция сопровождается подробными текстами, фотографиями и большим объемом электронной информации [22].

Учитывая количественный и качественный состав коллекции по этнографии армян, посещаемость этих музеев и проводимую культурно-образовательную деятельность, можно было бы предположить, что они могли бы играть определенную роль в сохранении национальной идентичности армян России. Несомненно, существует факт презентации армянской культуры. Однако, из анализа экспозиции видно, что, как и в свое время в Музее этнографии народов СССР, так и сегодня, национальные особенности максимально нивелированы. Учитывая, что традиционная культура все больше уходит не только из повседневности, но и из памяти жителя мегаполиса, а также тот важный факт, что посетители таких специфических музеев, как Российский этнографический и Музей народов Востока в подавляющем своем большинстве имеют различный образовательный ценз, реакция и, следовательно, степень активизации идентичности совершенно различны: от «Как приятно, что все это мне знакомо» до «Это не так, мне лучше знать, я сам армянин», и «Про себя (армян) я-то все знаю, а как нас

тут представили?Хорошо/плохо? А как остальных представили?». Во всех случаях: и при восприятии себя как частички представленной культуры, и при восприятии себя экспертом и критиком - происходит процесс активизации национальной идентичности. В последнем случае он может разово (или при сильном впечатлении - дольше) воспринять представленное экспозиционером как «свое» и настаивать на преимуществах своей культуры4.

Рис. 5. Фрагмент выставки «Мир армянской традиционной культуры», РЭМ

Казалось бы, можно подробнее остановиться на особенностях культуры армян на сайте музея. Однако ни на сайте, ни в виртуальном туре, ни в публикациях мы не встречаем, за небольшим исключением, подписи «армяне» или сведений о них. В основном элементы армянской культуры представлены под общим названием «Народы Южного Кавказа. Конец XIX - начало XX вв.» [23].

Надо отметить значение не только постоянных экспозиций, но и выставок. Ведь именно выставки часто объединяют разобщенную диаспору, приглашают людей к общению в конкретном месте в конкретное время. Многочисленными выставками был отмечен знаменательный для армянского народа 2015 г. Среди них надо отметить этнографическую по направленности выставку Российского этнографического музея «Мир армянской традиционной культуры» (рис. 6). В проект мероприятий входили выставка и издание альбома «Культурное наследие Западной Армении» [24] по материалам культуры армян Ванской области из собрания Российского этнографического музея, которые были собраны в 1916 г. экспедицией Александра Александровича Миллера.

Само по себе издание альбома-каталога под таким названием уже привлекло внимание армян не только Санкт-Петербурга. В эти дни писали: «Известная коллекция Александра Миллера наконец получила свой армянский паспорт»; «Эти экспонаты воссоздают в воображении быт жителя Западной Армении начала прошлого века: как он одевался, что носил в будни, а что - в праздники, какие предметы украшали его дом. В этих предметах - память народа, которая живет в нас и на генетическом уровне» [25].

Рис. 6. Фрагмент выставки «Мир армянской традиционной культуры», РЭМ

Проведение выставки и презентации альбома в дни, когда весь мир отмечал 100-летие геноцида армян, привлекло внимание мировой общественности и заставило рассмотреть события несколько под другим ракурсом: «Альбом, который мы сегодня представляем общественности, содержит уникальные материалы. Они долгожданные и возвращают нам образы давно ушедших людей, среду их обитания, атмосферу жизни, которая уже давно стала историей. В этом каталоге-альбоме презентирована коллекция выдающегося этнографа АА. Миллера, которую он собирал в тылах Русской Кавказской армии в 1916 году, на древней земле Вана. Эти экспонаты хранятся сейчас в нашем музее, и посетители имеют уникальную возможность увидеть их, соприкоснуться с бытом, укладом жизни вековой давности. Мы организовали выставку не только для того, чтобы просто рассказать о горе, которое постигло армянский народ, но и с тем, чтобы показать уникальные особенности традиционной армянской культуры. Именно так и называлась наша выставка», - отметил директор Российского этнографического музея Владимир

Грусман [26]. Выставка нашла отклик среди официальной диаспоры Санкт-Петербурга, которая способствовала ее организации. Выставку с удовольствием посещали не только армяне, она была очень зрелищна, эстетична, имела успех, в связи с чем, сроки проведения были передвинуты с мая на сентябрь5.

Таким образом, выявление взаимовлияния этнографических коллекций и музеев с понятиями социальной, культурной памяти, национального самосознания и идентичности, подчеркивают актуальность обращения к исследованию роли этнографических музеев и музеев, имеющих этнографические коллекции и экспозиции в решении проблем формирования, поддержания и восстановления национальной идентичности. Именно этнографический музей и этнографические экспозиции ряда музеев во всем их разнообразии, выступая в своем формировании и развитии как институты социальной памяти, посредством которых происходит сохранение, актуализация и трансляция последующим поколениям элементов материальной и нематериальной культуры, всей своей деятельностью реально воздействуют на процессы формирования, поддержания, восстановления, активизации национальной идентичности армян в странах проживания армянской диаспоры.

Литература

1. Баранов Д. А. Образ советского народа в репрезентативных практиках Государственного музея этнографии народов СССР во второй половине ХХ в. / под ред. Э. Гучинова, Г. Комаровой // Антропология социальных перемен. Исследования по социально-культурной антропологии. - М., 2011.

2. Этнографические музеи // БСЭ. Т. 28, с. 500.

3. Этнографические музеи // РМЭ. - URL: http://www.museum.ru/rme/ sci_etno.asp (дата обращения: 09.04. 2017).

4. Fischer H. Völkerkunde-Museen // Mitteilungen aus dem Museum für Völkerkunde. - № 1. - Hamburg, 1971. - S. 9-51.

5. Stanton J. Snapshots on the Dreaming: photographs of the past and present / in L. Peers and A. Brown (eds.) // Museums and source communities. - Rout-ledge, London, 2003. - P. 136-151.

6. Feest Ch. The Future of Ethnological Museums // in Adolf Bastian's "Universal Archive of Humanity". The Origins of German Anthropology / eds. M. Fischer, P. Bolz, and S. Kamel. - Hildesheim, 2007. - P. 259-266.

7. Шнирельман В. А. Музей и конструирование социальной памяти: культурологический подход // Этнографическое обозрение. - 2010. - № 4 - С. 8.

8. Feest C. Which Ethnography Do Ethnographic Museums Need? // in Beyond Modernity. Do Ethnography Museums Need Ethnography. - Vienna, 2013.

- P. 185-195.

9. Международный Совет по музеям этнографии. - URL: http://network. icom.museum/icme/.

10. Байбурин А. Этнографический музей: семиотика и идеология // Неприкосновенный запас. - № 1(33). - 2004.

11. Баряктарович М. К вопросу об изменении этнического самосознания // СЭ. - 1974. - № 2. - С. 51.

12. Налчаджян А. А. Основы этнопсихологии. - Ереван, 2003. - С. 327328.

13. Марутян А. Т. Памятник или музей? Политика памяти на родине и в диаспоре (на примере армянского и еврейского опыта) // Диаспоры. - М., 2015. - № 1-2. - С. 22.

14. Сайт Музея русско-армянской дружбы. - URL: www.museum.ru/M859 (дата обращения: 05. 12. 2021).

15. Сайт Армянского музея Москвы и культуры наций. - URL: http:// www.armmuseum.ru/ (дата обращения: 05. 12. 2021).

16. Музей «Тапан». Ковчег души и духа // Ноев ковчег. № 5 (280) май 2016 г. - URL: http://n0ev-k0vcheg.ru/mag/2016-05/5422.html (дата обращения: 05.12.2021).

17. Геворгян Л. П. Роль культурно-образовательной деятельности этнографических музеев в формировании национальной идентичности // Арти-культ. - № 16. - РГГУ. - М., 2014. - URL: http://q00.by/2GeS.

18. Сайт Государственного музея Востока. - URL: http://www. orientmuseum.ru/ (дата обращения: 05.12.2021).

19. Сайт Российского энтографического музея. - URL: http://www. ethnomuseum.ru/ (дата обращения: 05.12.2021).

20. Российский Этнографический музей. 1902-2002 / ред. коллегия: В.М. Гусман, И.И. Шангина, Г. Н. Романова. - СПб., 2001.

21. Гущян Л. С. Опыт презентации традиционной культуры в имперском музее, рукопись. С. 4.

22. Экспозиции Российского этнографического музея «Народы Средней Азии и Казахстана», «Народы Южного Кавказа» как опыт регионального подхода // Музей традиции, этничность. - СПб. 2012. - № 2. - С. 95-96.

23. Народы Южного Кавказа. Конец XIX начало XX века // Сайт Российского этнографического музея. - URL: https://ethnomuseum.ru/kollekcii/ ehkspozicii-muzeya/narody-yuzhnogo-kavkaza-konec-xix-nachalo-xx-v/ (дата обращения: 05.12.2021).

24. Культурное наследие Западной Армении // Армянская коллекция А. А. Миллера 1916 г. - Ереван, 2015.

25. Токмаджян М. Сокровища потерянного рая // Голос Армении. 05.12.2021. - URL: https://www.golosarmenii.am/article/34114/sokrovishha-poteryannogo-raya (дата обращения: 05.12.2021).

26. Альбом «Культурное наследие Западной Армении». Презентован в Ереване // АМИ НОВОСТИ-АРМЕНИЯ. - URL: https://newsarmenia. am/news/culture/albom-kulturnoe-nasledie-zapadnoy-armenii-prezentovan-v-erevane/ (дата обращения: 05.12.2021).

References

1. Baranov D.A. Image of Soviet people in representative practices of the State Museum of Ethnography of SSSR peoples in the second half of the 20th century // Antropologiya sotsial'nykh peremen. Issledovaniya po sotsial'no-kul'turnoj antro-pologii / pod. red. E. Guchinova, G. Komarovoj. - M., 2011. (In Russ).

2. Ethnographic museums // BSE. - Vol. 28. - P. 500. (In Russ).

3. Ethnographic museums // RME - URL: http://www.museum.ru/rme/ sci_etno.asp (date accessed: 09.04. 2017).

4. Fischer H. Völkerkunde-Museen. Mitteilungen aus dem Museum für Völkerkunde, № 1. - Hamburg 1971. - P. 9-51. (In Germ).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Stanton J. Snapshots on the Dreaming: photographs of the past and present (in L Peers and A. Brown (eds.), Museums and source communities). - Rout-

ledge, London, 2003. - P. 136-151.

6. Feest Ch. The Future of Ethnological Museums // in Adolf Bastian's "Universal Archive of Humanity". The Origins of German Anthropology / eds. M. Fischer., P. Bolz., and S. Kamel. - Hildesheim 2007. - P. 259-266.

7. Shnirel'man V.A. Museum and consruction of social memory: cultural approach // Etnograficheskoe obozrenie. - 2010. - N 4 - P. 8. (In Russ).

8. Feest C. Which Ethnography Do Ethnographic Museums Need? // in Beyond Modernity. Do Ethnography Museums Need Ethnography. - Vienna, 2013. - P. 185-195.

9. International Council on Museum Ethnography. - URL: http://network. icom.museum/icme/ (date accessed: 05.12.2021).

10. Bajburin A. Ethnographic museum: semiotics and ideology // Neprikosnovennyj zapas. - N 1(33), 2004. (In Russ).

11. Baryaktarovich M. To the issue of the change of ethnic self-consciousness // SE. - 1974. - N 2. - P. 51. (In Russ).

12. Nalchadzhyan A. A. The fundamentals of ethnopsychology. - Erevan, 2003. - P. 327-328. (In Russ).

13. Marutyan A. T. A monument or a museum? Politics of memory at the homeland and in diaspora (on the example of Armenian and Juish experience) // Diaspory. - M., 2015. - N 1-2. - P. 22. (In Russ).

14. Site of the Museum of Russian and Armenian Friendship. - URL: www. museum.ru/M859 (date accessed: 05. 12. 2021).

15. Site of the Armenian Museum of Moscow and culture of the nations -URL: http://www.armmuseum.ru/ (date accessed: 05.12.2021).

16. Museum "Tapan". The ark of soul and spirit // Noev covcheg. - N 5 (280) may 2016 - URL: http://noev-kovcheg.ru/mag/2016-05/5422.html (date accessed: 05.12.2021).

17. Gevorgyan L. P. The role of cultural and educational activity of ethnographic museums in forming national identity // Artikul't. - N 16. - RGGU. - M., 2014. URL: http://qoo.by/2GeS. (In Russ).

18. Site of State Museum of the East - URL: http://www.orientmuseum.ru/ (date accessed: 05.12.2021).

19. Site of Russian Ethnographic Museum - URL: http://www.ethnomuseum. ru/ (data accessed: 05.12.2021).

20. Russian Ethnographic Museum. 1902-2002 / editorial board: V.M. Gusman, I.I. Shangina, G.N. Romanova. - SPb., 2001. (In Russ).

21. Gushhyan L. S. The experience of presenting traditional culture in imperial museum, manuscript. - P. 4. (In Russ).

22. Expositions of Russian ethnographic museum "Peoples of Middle Asia and Kazakhstan", "Peoples of Southern Caucasus as an experience of the regional approach // Muzej traditsii, etnichnost'. - SPb. - 2012, N 2. - P. 95-96. (In Russ).

23. Peoples of Southern Caucasus. The end of the 19th - the beginning of the 20th century // Site of the Russian Ethnographic Museum. - URL: https:// ethnomuseum.ru/kollekcii/ehkspozicii-muzeya/narody-yuzhnogo-kavkaza-konec-xix-nachalo-xx-v/ (date accessed: 05.12.2021).

24. Cultural heritage of Western Armenia // Armyanskaya kollektsija AA. Millera 1916 g. - Erevan, 2015.

25. Tokmadzhyan M. The treasures of the lost paradise // Golos Armenii. 05.12.2021. - URL: https://www.golosarmenii.am/article/34114/sokrovishha-poteryannogo-raya (date accessed: 05. 12. 2021).

26. Album "Cultural heritage of Western Armenia". Presented in Erevan // AMINOVOSTI-ARMENIJA. - url: https://newsarmenia.am/news/culture/albom-

kulturnoe-nasledie-zapadnoy-armenii-prezentovan-v-erevane/ (date accessed: 05. 12. 2021).

Сведения об авторе

Геворгян Лианна Погетовна, кандидат исторических наук, доцент кафедры музееведения Армянского государственного педагогического университета, главный хранитель Службы по охране исторической среды и историко-культурных музеев-заповедников, Ереван, Республика Армения. E-mail: [email protected]

Раскрытие информации о конфликте интересов

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Информация о статье

Поступила в редакцию: 22 ноября 2021 Одобрена после рецензирования: 15 декабря 2021

Принята к публикации: 24 декабря 2021 Опубликована: 2 марта 2022

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

Author of the publication

Lianna P. Gevorgyan, Ph.D. in History, Associate Professor of Museum Studies, Armenian State Pedagogical University; Chief custodian of funds at the "Service for the protection of historical environment and cultural museum-reserves" SNCO, Yerevan, Republic of Armenia. E-mail: [email protected]

Conflicts of Interest Disclosur

The author declares that there is no conflict of interest.

Article info

Submitted: November 22, 2021 Approved after peer reviewing: December 15, 2021

Accepted for publication: December 24, 2021 Published: March 2, 2022

The author has read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.