Научная статья на тему 'Информационный капитал: сущность и ключевые свойства'

Информационный капитал: сущность и ключевые свойства Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1074
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / INFORMATION / ИНФОРМАЦИОННЫЙ КАПИТАЛ / INFORMATION CAPITAL / ОБЩЕСТВЕННОЕ БЛАГО / PUBLIC BENEFIT / ИНФОРМАЦИОННАЯ РЕНТА I И II РОДА / INFORMATION RENT OF THE FIRST AND SECOND KIND

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Шитухина Н.С.

В статье рассмотрены различные подходы к понятию «информация» атрибутивный и функциональный; представлены ключевые характеристики информации как экономического ресурса, а также основные требования, предъявляемые к информации. Дано определение информационного капитала и его структуры; описан механизм образования на его основе рентного доход, принимающего в данном случае форму информационной ренты, при этом выделяется дифференциальная информационная рента I и II рода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Information capital: the essence and key properties

The article discribes various approaches to the concept of “information” attributive and functional; the key characteristics of information as an economic resource are presented, as well as the basic requirements for information. The definition of information capital and its structure is given; the mechanism of formation on its basis of the rental income, which in this case assumes the form of information rent, is described.

Текст научной работы на тему «Информационный капитал: сущность и ключевые свойства»

УДК 330.47

https://doi.org/10.31775/2305-3100-2018-2-17-21

ИНФОРМАЦИОННЫЙ КАПИТАЛ: СУЩНОСТЬ И КЛЮЧЕВЫЕ СВОЙСТВА

Н.С. Шитухина

Майкопский государственный технологический университет, г. Майкоп, Российская Федерация

Аннотация. В статье рассмотрены различные подходы к понятию «информация» - атрибутивный и функциональный; представлены ключевые характеристики информации как экономического ресурса, а также основные требования, предъявляемые к информации. Дано определение информационного капитала и его структуры; описан механизм образования на его основе рентного доход, принимающего в данном случае форму информационной ренты, при этом выделяется дифференциальная информационная рента I и II рода.

Ключевые слова: информация, информационный капитал, общественное благо, информационная рента I и II рода

Для цитирования: Шитухина Н.С. Информационный капитал: сущность и ключевые свойства // Научный вестник Южного института менеджмента. 2018. №2. С. 17-21. https://doi.org/10.31775/2305-3100-2018-2-17-21

Конфликт интересов отсутствует

INFORMATION CAPITAL: THE ESSENCE AND KEY PROPERTIES

Natia S. Shitukhina

Maikop State Technological University, Maikop, Russian Federation

Summary. The article discribes various approaches to the concept of "information" - attributive and functional; the key characteristics of information as an economic resource are presented, as well as the basic requirements for information. The definition of information capital and its structure is given; the mechanism of formation on its basis of the rental income, which in this case assumes the form of information rent, is described.

Keywords: information, information capital, public benefit, information rent of the first and second kind

For «tation: Shitukhina N.S. Information capital: the essence and key properties. Scientific bulletin of the Southern Institute of Management. 2018;(2):17-21. (In Russ.) https://doi.org/10.31775/2305-3100-2018-2-17-21

There is no conflict of interests

В современной постиндустриальной экономике информацию можно определить в качестве важнейшего экономического блага, выступающего в роли экономического ресурса и производственного фактора, который находит свое проявление в передаче и восприятии определенных знаний и характеризуется такими признаками как неистощимость, неоднородность и асимметрия.

Современные подходы к трактовке сущностного наполнения дефиниции «информация» развиваются в контексте двух важнейших подходов. В рамках атрибутивного подхода информация рассматривается в качестве имманентного свойства движущейся материи, которое характеризуется структурностью, упорядоченностью и разнообра-

зием состояний. Приверженцы второго подхода, именуемого функциональным, определяют информацию как свойство материальных систем (таких как живые организмы, общество, технические системы), которое неразрывно связано с процессами управления и самоуправления в рамках этих систем [8, с. 313].

Точку зрения ряда отечественных и зарубежных исследователей к определению информации как одной из ключевых в современных условиях экономических категорий иллюстрирует таблица 1.

Информация представляет собой нематериальное благо, которое может иметь материальное проявление, не отождествляясь при этом с тем физическим объектом, который служит ее носителем.

Таблица 1

Подходы различных авторов к определению категории «информация»

Автор Трактовка

Е.Г. Ясин Новые знания, принятые, понятые и оцененные в качестве полезных в контексте решения определенных задач

В.А. Уханов Зафиксированный в языковых знаках результат осмысленного отражения взаимодействующими субъектами условий своей деятельности

Т.И. Ставцева Воплощенные в производственно-технический и социальный опыт и включенные в коммуникативный процесс знания, которые восприняты и поняты их потребителем

К. Шеннон То, что снижает уровень энтропии знаний субъекта об определенном явлении либо объекте

Н. Винер Обозначение содержания, получаемого индивидом в процессе приспособления к нему

Федеральный закон РФ «Об информации, информатизации и защите информации» Сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах вне зависимости от формы, в которой они представлены

В свою очередь, материальные блага в современных условиях все в большей степени рассматриваются в контексте ценности содержащейся в них информации, которая во многом определяет значимость обладания этими благами [13, с. 14].

Рассматривая информацию как важнейший экономический ресурс, можно выделить следующие присущие ему ключевые характеристики:

Производство информации и ее распространение являются формами экономической деятельности.

Информация является объектом сделок по ее купле-продаже.

Информация является важнейшим институциональным элементом рыночного механизма.

Информация является важнейшим фактором обеспечения конкурентного преимущества бизнеса.

Информация является важнейшим резервом властных и деловых структур, задействуемым при принятии решений.

Ценность информации определяется увеличением степени вероятности достижения цели ее получателем. Информация может считаться качественной, если отвечает важнейшим требованиям, предъявляемым к ней (рисунок 1).

Производство информации в большинстве случаев осуществляют компании или частные лица, которые несут определенные издержки, связанные с осуществлением этого процесса. Подобная ситуация обусловливает тот факт, что воспринимаемая ранее в качестве бесплатно распределяемого общественного блага информация приобрела форму имеющего формируемую на основе координации спроса и предложения цену товара, реализуемого на рынке информационных услуг [11, с. 96].

По образному выражению Н.П. Гибало, информация подобно труду и капиталу создает богатство [4, с. 65]. В этой связи представляется вполне закономерным констатировать факт наличия у организаций, реализующих информационные услуги, такой специфической формы капитала как информационный. С точки зрения Ю.Б. Башина, его можно определить в качестве части нефинансовых активов, связанных с формированием определенных информационных ресурсов [2, с. 46]. В свою очередь, В.А. Баученков трактует данное понятие в качестве совокупности возобновляемых информационных ресурсов, одновременно выступающих в качестве капитализируемого запаса и потока, имеющих потребительную и коммерческую ценность и приносящих при вовлечении в экономический оборот доход своему владельцу [1, с. 13].

По мнению А.Ф. Соколова, к числу важнейших свойств информационного капитала можно отнести следующие [12, с. 24]:

- выступая в качестве определенной совокупности средств производства, информационный капитал является объектом экономических отношений;

- персонифицируясь в носителе информации, информационный капитал обретает свойства субъекта экономических отношений;

- обуславливая определенные виды производственной деятельности, информационный капитал заключает в себе технико-экономическое, организационно-технологическое и управленческое содержание;

- принимая участие в создании конечных благ, информационный капитал принимает форму затрат и результатов производственного процесса;

- принимая форму производст венных отнош е-ний, информаыоонныП копптал обретает спетифи-ческое экономдческот ао д ер ж сние.

Вышеотмеченные ооноо ныо нвойстло идЫол-мационного капитала обусловливают его дополнительные свойства, среди которых можно отметить наличие эффекта накопления, наступающего по истечении определенного временного периода; относительно меньшую, по сравнению с другими формами капитала, подвижность; необходимость перманентного совершенствования качественного содержания.

Что касается структуры элементов информационного капитала, то, по мнению И.В. Ковальчук, в их качестве выступают информационные продукты, которым присущи такие качества как накапли-ваемость, возобновляемость и ликвидность, лица, которые обеспечивают создание, хранение и распространение данных продуктов, а также информационная инфраструктура [1, с. 43].

Информационный капитал, равно как и любые другие формы капитала, обеспечивает получение его владельцем рентного доход, принимающего в данном случае форму информационной ренты. Механизм ее образования продемонстрирован на рисунке 2.

На приведенном рисунке кривая предложения информации асимптотически приближается к точке, которая отражает величину необходимой потребителю достоверной информации (Y ). Точка P . соответствует минимально возможной цене

min J

производства информации. Необходимоотметить, что кривая Y , на участке до точки Р^анаеогио-

на кривымпредилжонияиеявнв1хтоо аров, однако по ска ен прохождения произходиа существенное увелхыннвв ценр иифотмацвпефн минимальном Оталиченик оПъемтпродаж.

mjn

тх

Рисунок 2. Механизм образования информационной ренты [7,с37]

Говоря о сущности информационной ренты, следуетотметить, что Д.Р.Песковаопределяет данное понятие в качестве доли предпринимательского дохода, получаемой на основе умелого применения собственных либо законно приобретенных знаний обэкономических, технических или общественных

процессах и явлениях [10, с. 52]. В свою очередь, по мнению А.Р. Назмутдиновой, информационная рента представляет собой дополнительный доход, превышающий альтернативную стоимость (цену) используемых информационных ресурсов, характеризующихся неэластичным предложением [9, с. 63].

Как и в случае с другими видами экономической ренты, выделяются дифференциальная информационная рента I и II рода, а также монопольная информационная рента. Касаясь экономической сущности дифференциальной информационной ренты I рода, отметим, что она возникает в процессе использования лучших по параметрам своей ценности информационных продуктов. В свою очередь, формирование дифференциальной ренты II рода связано с использованием информационных продуктов, повышение ценности (полезности) которых было обеспечено осуществлением дополнительных капиталовложений. Монопольная информационная рента представляет собой фиксированный избыточный доход, получаемый на основе владения «ноу-хау» либо коммерческими тайнами и имеющий устойчивый характер.

Отметим, что информационная рента возникает не просто вследствие владения определенными информационными ресурсами, а на основе приложения знаний и умений работников, связанных с обеспечением умелой и эффективной обработки этой информации.

Подобная ситуация, по мнению ряда исследователей, формирует специфическое противоречие, весьма характерное для рынка информационных услуг, прибавочный продукт в рамках которого производится на основе приложения информационного капитала, в то время как получение дохода собственником физического капитала обуславливается исключительно принципом коммерческой эквивалентности. Наемный работник, производящий информационные услуги, выступает в качестве собственника определенной доли информационного капитала, в связи с чем его экономические взаимоотношения с номинальным владельцем данного капитала приобретают качественно другое измерение, а частная собственность в данном аспекте выступает в качестве юридической номинальной функции, не исходящей из реально проистекающих социально-экономических процессов, характерных для информационного общества [5, с. 58]. Однако заинтересованность обеих сторон в максимально выгодном использовании информационного капитала обусловливает совпадение интересов вышеназванных участников процесса предоставления информационных услуг. В данном контексте разрешение вышеотмеченного

противоречия состоит в формировании механизма эффективного и справедливого распределения информационной ренты.

Специфической характеристикой информационной ренты при этом является то, что ее определенную часть получает и приобретатель информации, который в дальнейшем может реализовать полученные знания путем их практического применения в своей деятельности. Однако отметим, что важнейшим фактором получения информационной ренты является наличие у потребителя информации способности распознать ее ценность и в дальнейшем использовать адекватным складывающейся ситуации.

Таким образом, можно констатировать, что информационный капитал представляет собой достаточно специфическую экономическую категорию, обладающую характеристиками, которые во все большей степени начинают обретать свое сущностное проявление в условиях обретения информацией роли одного из важнейших производственных факторов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Баученков В.А. Особенности формирования интеллектуально-информационного капитала на макро и микроуровне // Экономические и гуманитарные науки. 2014. № 8. С. 12-20.

2. Башин Ю.Б. Информационный и интеллектуальный капитал как факторы оценки информационной системы // Вестник Московского государственного университета приборостроения и информатики. Серия: Социально-экономические науки. 2009. № 18.

3. Бердникова Л.Ф. Информационное сопровождение анализа рисков финансово-хозяйственной деятельности предприятия // Государство и регионы. 2011. № 1. С. 41-45.

4. Гибало Н.П. Теория информационной экономики в институциональной структуре интеллектуального капитала // Экономика образования. 2000. № 1. С. 63-76.

5. Дмитриева И.С., Кустова Н.А., Охременко И.В. Информационный капитал в сетевых связях социальных процессов // Сервис plus. 2016. № 3. С. 53-61.

6. Ковальчук И.В. Структура информационного капитала вуза // Инновационные образовательные технологии. 2014. № 4. С. 42-46.

7. Мильчакова П.Н., Галюта О.Н. К вопросу о содержании экономической категории «информация» // Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 1. С. 31-41.

8. Назмутдинова А.Р. Возникновение и развитие информации как экономической категории // Вестник ТГУ. 2009. Вып. 3. С. 312-316.

9. Назмутдинова А.Р. Информационная рента и ее роль в системе общественного воспроизводства // Социально-экономические явления и процессы. 2008. № 4. С. 63-65.

10. Пескова Д.Р. Институциональные аспекты коммерческой тайны // Экономический анализ: теория и практика. 2009. № 34. С. 51-54.

11. Симонян Д.Ф. Асимметрия информации как фактор неустойчивости предпринимательской структуры // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательств; право и управление. 2012. № 7 (26). С. 94-99.

12. Соколов А.Ф. Методологические подходы к исследованию информационного капитала в экономической теории // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3: Экономика. Экология. 2009. № 1. С. 22-28.

13. Цвылев Р.И. Метаморфозы индустриальной экономики: проблема экономических измерений // Мировая экономика и международные отношения. 2001. № 2. С. 11-19.

REFERENCES

1. Bauchenkov V.A. Features of the formation of intellectual and information capital at the macro and micro levels. Economic and humanities. 2014; (8):12-20. (in Russ.)

2. Bashin Yu.B. Information and Intellectual Capital as Factors in the Evaluation of the Information System. Bulletin of the Moscow State University of Instrument Engineering and Informatics. Series: Socio-economic sciences. 2009; (18). (in Russ.)

3. Berdnikova L.F Information support of the analysis of risks of financial and economic activity of the enterprise. State and Regions. 2011; (1):41-45. (in Russ.)

4. Gibalo N.P. Theory of Information Economy in the Institutional Structure of Intellectual Capital. Economics of Education. 2000; (1):63-76. (in Russ.)

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Шитухина Натия Семеновна, соискатель кафедры менеджмента и региональной экономики Майкопского государственного технологического университета, г. Майкоп. Тел.: (928) 662 18 33, е-шаП: hgenius@mail.ru

5. Dmitrieva I.S, Kustova N.A, Okhremenko I.V Information capital in the network links of social processes. Service plus. 2016; (3):53-61. (in Russ.)

6. Kovalchuk I.V. Structure of information capital of the university. Innovative educational technologies. 2014; (4):42-46. (in Russ.)

7. Milchakova P.N, Galyuta O.N To the question of the content of the economic category «information». Bulletin of the Chelyabinsk State University. 2009;

(1):31-41. (in Russ.)

8. Nazmutdinova A.R. The emergence and development of information as an economic category. Bulletin of TSU. 2009; (3):312-316. (in Russ.)

9. Nazmutdinova A.R. Information rent and its role in the system of social reproduction. Socio-economic phenomena and processes. 2008; (4)63-65. (in Russ.)

10. Peskova D.R Institutional aspects of trade secrets. Economic analysis: theory and practice. 2009; (34):51-54. (in Russ.)

11. Simonyan D.F. Asymmetry of Information as a Factor of Instability of Instability Structure. Science and Education: Economy and Economy; entrepreneurship; law and management. 2012; (7(26)):94-99. (in Russ.)

12. Sokolov A.F. Methodological approaches to the study of information capital in economic theory. Bulletin of Volgograd State University. Series 3: The Economy. Ecology. 2009; (1):22-28. (in Russ.)

13. Tsvylev R.I Metamorphoses of the industrial economy: the problem of economic measurements. World economy and international relations. 2001;

(2):11-19. (in Russ.)

Статья поступила в редакцию 04.06.2018

ABOUT THE AUTHORS

Shitukhina Natia Semenovna, applicant of the Department of Management and Regional Economics of Maikop State Technological University, Maikop. Ph.: (928) 662 18 33, e-mail: hgenius@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.