Научная статья на тему 'Информационные продукты и услуги как формы проявления товарной природы информации'

Информационные продукты и услуги как формы проявления товарной природы информации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
883
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ УСЛУГИ / ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПРОДУКТ / ИНФОРМАЦИОННЫЙ КАПИТАЛ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ / ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ КАПИТАЛ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шитухина Натия Семеновна

В статье рассматриваются различные трактовки сущности информации как товара. Указана взаимосвязь интеллектуального и информационного капитала организации, где связующим звеном выступает организационный капитал. Отмечено, что один и тот же информационный продукт может быть основой для реализации целого ряда информационных услуг, при этом информационные продукты и информационные услуги выступают в качестве двух взаимообусловленных результирующих элементов процесса удовлетворения информационных потребностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATIONAL PRODUCTS AND SERVICES AS A FORM OF DEMONSTRATION OF COMMODITY INFORMATION ESSENCE

The paper considers various interpretations of the essence of information as commodity. It reveals the interrelation of intellectual and informational capital organization, where organizational capital appears as a connecting link. The author notes that one and the same informational product may be used as the basis to realize a number of informational services. Besides, informational products and informational services take on the role of two mutually conditioned resultant elements of informational needs realization.

Текст научной работы на тему «Информационные продукты и услуги как формы проявления товарной природы информации»

Проблемы экономики и юридической практики

4'2018

1.3. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОДУКТЫ И УСЛУГИ КАК ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ТОВАРНОЙ ПРИРОДЫ ИНФОРМАЦИИ

Шитухина Натия Семеновна, соискатель кафедры региональной экономики и менеджмента Место учебы: Майкопский государственный технологический университет, г. Майкоп

hgenius@mail.ru

Аннотация: в статье рассматриваются различные трактовки сущности информации как товара. Указана взаимосвязь интеллектуального и информационного капитала организации, где связующим звеном выступает организационный капитал. Отмечено, что один и тот же информационный продукт может быть основой для реализации целого ряда информационных услуг, при этом информационные продукты и информационные услуги выступают в качестве двух взаимообусловленных результирующих элементов процесса удовлетворения информационных потребностей. Ключевые слова: информация, информационные услуги, информационный продукт, информационный капитал, интеллектуальный капитал, организационный капитал.

INFORMATIONAL PRODUCTS AND SERVICES AS A FORM OF DEMONSTRATION OF COMMODITY INFORMATION ESSENCE

Shitukhina Natiya S., competitor of department of regional economy and management Study place: Maikop state technological university, Maikop

hgenius@mail.ru

Annotation: the paper considers various interpretations of the essence of information as commodity. It reveals the interrelation of intellectual and informational capital organization, where organizational capital appears as a connecting link. The author notes that one and the same informational product may be used as the basis to realize a number of informational services. Besides, informational products and informational services take on the role of two mutually conditioned resultant elements of informational needs realization.

Keywords: information, informational services, informational product, informational capital, intellectual capital, organizational capital.

Информация в условиях современной цифровой экономики во все большей степени становится ключевым экономическим ресурсом. От ее качественных характеристик зависят потребительские свойства создаваемой на ее основе продукции, и, соответственного, уровень ее конкурентоспособности и востребованности у потребителей.

Современные подходы к трактовке сущностного наполнения дефиниции «информация» развиваются в контексте двух важнейших подходов - атрибутивного и функционального. Точку зрения ряда отечественных и зарубежных исследователей к определению информации как одной из ключевых в современных условиях экономических категорий иллюстрирует таблица 1.

Таблица 1

Подходы различных авторов к определению категории «информация»1

Как отмечает И.А. Давыдова, можно выделить три основных подхода к трактовке сущности информации как товара. В рамках первого из них информация определяется как товар, который можно передавать либо продавать определенному кругу потребителей, распространяя в информационном пространстве. Второй подход отрицает признание информации в качестве материальной категории, констатируя, что продаже подлежит только право на ее использование. Согласно третьему подходу, информация в качестве товара рассматривается лишь с определенными оговорками, определяющими форму предоставления информации, особенности системы общественных отношений и условия, в рамках которых информация создается и используется [1] .

Ценность информации как товара определяется увеличением степени вероятности достижения цели ее получателем. Информация может считаться качественной, если отвечает важнейшим требованиям, предъявляемым к ней (рисунок 1).

Автор Трактовка

Е.Г. Ясин Новые знания, принятые, понятые и оцененные в качестве полезных в контексте решения определенных задач

В.А. Уханов Зафиксированный в языковых знаках результат осмысленного отражения взаимодействующими субъектами условий своей деятельности

Т.И. Ставцева Воплощенные в производственно-технический и социальный опыт и включенные в коммуникативный процесс знания, которые восприняты и поняты их потребителем

К. Шеннон То, что снижает уровень энтропии знаний субъекта об определенном явлении либо объекте

Н. Винер Обозначение содержания, получаемого индивидом в процессе приспособления к нему

Федеральный закон РФ «Об информации, и нфо рматиза ции и защите информации» Сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах вне зависимости от формы, в которой они представлены

'Составлено автором.

Шитухина Н. С. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОДУКТЫ И УСЛУГИ КАК ФОРМЫ

ПРОЯВЛЕНИЯ ТОВАРНОЙ ПРИРОДЫ ИНФОРМАЦИИ

Эффгктн вл ос т ь

Осно требо предъявил фор вные алння теше к мяинн

Свасвргмгии ость

0£ Ык IИ ЬКОС"! Ь

разработками и продуктами, создаваемыми для автоматизации документооборота, формирования баз данных для хранения информации и т.п., то есть с разнообразными информационными технологиями [4].

Стремление удовлетворять

Г

Осрасюго

Рисунок 1. Основные требования, предъявляемые к информации [2].

Производство информации в большинстве случаев осуществляют компании или частные лица, которые несут определенные издержки, связанные с осуществлением этого процесса. Подобная ситуация обусловливает тот факт, что воспринимаемая ранее в качестве бесплатно распределяемого общественного блага информация приобрела форму товара, имеющего формируемую на основе координации спроса и предложения цену и реализуемого на рынке информационных услуг.

Информация принимает товарную форму вследствие осознания потребителем ее ценности, формирующего его информационные потребности. Производство информационного товара осуществляется через осуществление определенного целенаправленного воздействия на первичные данные, осуществляемого при помощи специальных методов, технологий и технических средств. Однако в качестве основного средства производства при создании информационных товаров выступает способность человека к созданию новых знаний, выступающая в форме человеческого капитала как составного элемента интеллектуального и информационного капитала организации (рисунок 2).

пролеты

$_^ Икфорш-

щюше товары

УСЛГН

Рисунок 2. Взаимосвязь интеллектуального и информационного капитала организации [3].

Еще одним связующим звеном между интеллектуальным и информационным капиталом, как мы можем увидеть из вышеприведенного рисунка, выступает организационный капитал, представляющий собой систему ресурсов, вовлеченных в процесс управления знаниями на организационном уровне. Кроме того, в состав элементов информационного капитала организации входят нефинансовые материальные активы, связанные с производством информационного товара.

Ю.Б. Башин определяет данную категорию как часть произведенных и непроизведенных нефинансовых активов, обеспечивающих информационную политику, позволяющую компании в условиях конкуренции двигаться по траектории устойчивого развития. Во многом эти активы отождествляются не только с информацией как таковой, но и с технологическими

Пфртт татшя шфрмащш

\_ I V

мтооы, *

юнга

Осошание поленош в

V_/

ценности информация

Рисунок 3. Схема технологического процесса, связанного с производством информационных товаров [5].

Совместное задействование информационного и интеллектуального капитала организации в процессе обработки информационных массивов позволяет обеспечить получение уникального результаты, выступающих в форме новых знаний, воспроизводящих на расширенной основе информационный и интеллектуальный капитал организации, а также предназначенные для реализации информационные товары, которые могут принимать форму информационных товаров и услуг (рисунок 3).

Анализируя вышеприведенный рисунок, можно указать на наличии такой ситуации, в рамках которой итоговый результат процесса интеллектуальной обработки информации может являться и товаром, и услугой одновременно. При этом и в экономической, и в юридической литературе принято подразделять коммерческие результаты информационно-производственной деятельности на информационные продукты и информационные услуги.

В Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации» информационный продукт определяется в качестве совокупности данных, сформированной производителем для распространения в вещественной или невещественной форме. Так, Е.В. Красильникова определяет данный продукт в качестве результата интеллектуальной деятельности, представляющего собой набор символов и знаков, который может быть передан посредством материальных носителей либо телекоммуникационных средств [6].

При этом любой информационный продукт отражает информационную модель его производителя и воплощает его собственное представление о конкретной предметной области, для которой он создан.

Необходимо отметить, что один и тот же информационный продукт может быть основой для реализации целого ряда информационных услуг. Вышеотмеченный Закон РФ «Об информации, информатизации и защите информации» информационные услуги определяет в качестве услуг, ориентированных на удовлетворение информационных потребностей пользователей путем предоставления информационных продуктов.

В то же время, некоторые авторы используют сугубо технологический подход при трактовке сущности данных услуг. Так, Л.А. Айдаров и Н.И. Гаврильчик определяют информационные

Проблемы экономики и юридической практики

4'2018

услуги в качестве услуг, которые обеспечивают передачу информации различных видов между субъектами общения [7].

Отметим, что ряд исследователей указывает на отсутствие четкого разделения информационных продуктов и информационных услуг, что, с одной стороны, объясняется их взаимодополняемостью и тесной связью в процессе производства, а зачастую и в процессе потребления, а с другой, - наличием у них целого комплекса общих черт, к числу важнейших их которых относятся следующие:

- для многих информационных продуктов характерен нематериальный характер;

- клиент прямо либо косвенно воздействует на производство многих информационных продуктов;

- зачастую практически невозможно дать количественную оценку как ценности, так и себестоимости информационных продуктов;

- качество информационных продуктов существенно варьируется в зависимости от различных факторов;

- особенности поведения потребителей информационных продуктов и информационных услуг имеют много общего.

Однако, по нашему мнению, информационные продукты и информационные услуги выступают в качестве двух взаимообусловленных результирующих элементов процесса удовлетворения информационных потребностей, которые в своей совокупности отражают сущностное содержание товарной природы информации как рыночной категории.

При этом процессы оказания информационных услуг и производства информационных продуктов предполагают сосредоточение на реализации различных технологических операций. При подготовке информационных услуг актуальность приобретают процессы поиска и распространения информации; определения информационных потребностей; предоставления информации; оценивания качества предоставленной информации потребителем. При создании информационных продуктов внимание уделяется процессам сбора и обработки исходной информации, организации информационных массивов, а также хранению информации.

Необходимо подчеркнуть, что в настоящее время явственно проявляется тенденция к расширению и усложнению спектра вышеотмеченных операций, а также увеличению объемов расходов потребителей, связанных с их осуществлением, определяющая постоянное увеличение удельного веса и степени значимости сектора информационных продуктов и услуг в структуре элементов современной экономики.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 82,26%.

Список литературы:

1. Давыдова И.А. Библиотечно-информационное производство. - М.: Либерея-Бибинформ, 2008. - С. 89.

2. Бердникова Л.Ф. Информационное сопровождение анализа рисков финансово-хозяйственной деятельности предприятия // Государство и регионы. - 2011, № 1. - С. 32.

3. Башин Ю.Б., Борисова К.Б. Анализ взаимосвязей интеллектуального и информационного капиталов предприятия // Межотраслевая информационная служба. - 2009, № 1. - С. 10.

4. Башин Ю.Б. Информационный и интеллектуальный капитал как факторы оценки информационной системы // Вестник Московского

государственного университета приборостроения и информатики. Серия: Социально-экономические науки. - 2009, № 18. - С. 46.

5. Агафонова А.Н. Методология управления комплексом информационных услуг в электронной коммерции: дис. ... д-ра экон. наук. -Самара, 2015. - С. 41.

6. Красильникова Е.В. Взаимодействие спроса и предложения на рынке информационных продуктов // Креативная экономика. - 2011, № 5. - С. 122.

7. Айдаров Л.А., Гаврильчик Н.И Информационные услуги: специфика и проблемы классификации // Российское предпринимательство. -2012, № 4. - С. 143.

РЕЦЕНЗИЯ

на статью Шитухиной Н.С. «информационные продукты и услуги как

формы проявления товарной природы информации» В настоящее время идет интенсивный процесс формирования информационного общества и связанный с ним процесс формирования экономики нового типа, основанной на новейших достижениях информационных и телекоммуникационных технологий. Именно информационно-телекоммунационные технологии становятся ключевым фактором развития мировой экономики. Создание рынка информационных продуктов и услуг привело к тому, что в современной экономике информационный сектор играет определяющую роль в развитии общества.

Специфика формирования рынка информационных продуктов и услуг в России связана с нестабильностью экономических отношений. Серьезное влияние на его формирование и функционирование оказывает недостаточно развитая информационная инфраструктура, обширная территория страны, неравномерность социально-экономического развития регионов.

Необходимость исследования рынка информационных услуг обусловлена еще и тем, что от уровня его развития напрямую зависят темпы обновления экономических отношений в стране. Его эффективное функционирование стало необходимым условием успешной экономической деятельности предприятий, организаций и отдельных граждан.

В данном контексте выявление взаимосвязей интеллектуального и информационного капитала организации, проведенное в рецензируемой статье, представляется весьма важным и актуальным.

Шитухина Н.С. исследует формы проявления товарной природы информации - информационные продукты и услуги, при этом отмечает, что один и тот же информационный продукт может быть основой для реализации целого ряда информационных услуг.

Автор справедливо указывает, что информационные продукты и информационные услуги выступают в качестве двух взаимообусловленных результатов процесса удовлетворения информационных потребностей, отражающих сущностное содержание товарной шрироды информации как рыночной категории.

Касаясь оценки научного уровня содержания статьи Шитухиной Н.С., следует отметить, что ее текст соответствует критериям целостности и логической взаимосвязи элементов содержания. Работа написана в научном стиле, материал изложен логично и аргументированно.

Подводя итог, следует констатировать, что статья Шитухиной Н.С. «Информационные продукты и услуги как формы проявления товарной природы информации» рекомендуется к публикации в журнале «Проблемы экономики и юридической практики».

Рецензент:

Доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры экономики и управления ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет»

Е. Н.Захарова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.