Научная статья на тему 'Информационная рента и ее роль в системе общественного воспроизводства'

Информационная рента и ее роль в системе общественного воспроизводства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
680
325
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ РЕНТА / ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / РЕНТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / INFORMATIONAL RENT / INNOVATIONAL INFRASTRUCTURE / RENT RELATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Назмутдинова А. Р.

В статье представлены закономерности формирования и распределения информационной ренты в современной рыночной экономике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATIONAL RENT AND ITS ROLE IN SOCIAL REPROCESSING SYSTEM

The patterns of informational rent formation and distributing in modern market system are analyzed in this article.

Текст научной работы на тему «Информационная рента и ее роль в системе общественного воспроизводства»

ИНФОРМАЦИОННАЯ РЕНТА И ЕЕ РОЛЬ В СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ВОСПРОИЗВОДСТВА

А. Р. НАЗМУТДИНОВА

В статье представлены закономерности формирования и распределения информационной ренты в современной рыночной экономике.

Ключевые слова: информационная рента, инновационная инфраструктура, рентные отношения.

Современный этап развития экономики характеризуется рядом ключевых тенденций, среди которых наиболее значимыми становятся превращение информационного продукта в важнейшую часть национального общественного богатства; развитие хозяйственной деятельности как процесса непрерывных интеллектуальных нововведений; изменение содержания конкурентоспособности хозяйствующих субъектов, зависящей отныне от способности воспринимать и производить информационный продукт, на основе которого решаются вопросы присвоения и использования результатов информационного производства, контроля над важнейшим условием самого общественного производства, особого значения в воспроизводстве экономики, общества и человека.

Информационные продукты занимают важное место в хозяйстве России и представляют собой заметный компонент национального богатства России. В настоящее время значительная часть результатов интеллектуальной деятельности в форме информационной ренты попадает на мировой рынок, чаще всего не имея объективной стоимостной оценки и необходимой правовой защиты.

Современная экономическая наука призвана исследовать ренту как явление, выходящее за рамки природоэксплуатирующих отраслей; качественно новые функции ренты, которые появились в условиях постиндустриальной экономики, а также особенности процессов образования информационной ренты в современной экономике России. Несмотря на то, что в отечественной литературе значительное место отводится исследованию теории ренты, вопросам информационной ренты почти не уделяется внимание.

Рентные отношения в сфере применения интеллектуального капитала наиболее приемлемы,

поскольку позволяют собственнику интеллектуального капитала самостоятельно определять рамки и интенсивность творческого процесса. Рынок интеллектуального капитала можно охарактеризовать как экономическую форму обмена информационными продуктами. В качестве материального вознаграждения на рынке информационных продуктов выступает доход на информационные ресурсы, включающий возмещение издержек на традиционные виды капитала, информационная рента и доход собственника традиционных видов капитала в рыночной среде. Рынок информационных ресурсов характеризуется активизацией спроса на интеллектуальный капитал, ростом его предложения, укреплением институциональной инфраструктуры, обеспечивающей эффективное продвижение и использование интеллектуального капитала.

Информационный продукт для реализации должен пройти стадии цикла «идея - рынок», т. е. прежде должны быть произведены научные и прикладные исследования и отсеяны неоправдав-шиеся идеи, определены возможные сферы использования, разработаны опытно-конструкторская или иная документация, проведена экспертиза и т. д.

Для интегральной стоимостной оценки величины интеллектуального капитала применяется коэффициент Тобина - отношение рыночной цены компании к цене замещения ее реальных активов.

Если цена компании существенно превосходит цену ее материальных активов, то это означает, что по достоинству оценены ее нематериальные активы: талант персонала, эффективность управляющих систем, менеджмента и др. Покупатель приобретает в основном не физические, а нематериальные активы.

Таким образом, информационная рента есть фиксированный дополнительный доход или излишек над альтернативной стоимостью (ценой) используемых ограниченных информационных ресурсов, предложение которых неэластично. Информационная рента представляет собой выигрыш (излишек) по сравнению с альтернативной стоимостью предлагаемых на рынке информационных ресурсов. Экономическим условием образования информационной ренты являются различия в ценности, общественной полезности используемых информационных продуктов. Причиной образования информационной ренты можно назвать монополию пользователей ограниченными, более ценными информационными продуктами как объекта хозяйствования в отраслях материального производства или непроизводственной сферы. Экономическими субъектами присвоения интеллектуальной ренты являются собственники ограниченных информационных ресурсов, которые являются одновременно частным и общественным благами. Особенностью интеллектуальной ренты выступает спецификация прав собственности на информационные ресурсы, в том числе общепланетарная. При этом особая роль принадлежит праву совладения данными объектами. Величина информационной ренты определяется разностью между стоимостью (ценностью) высокоценного информационного продукта и стоимостью (ценностью) типичного, относительно широкоиспользуемого информационного продукта данного вида.

Информационная рента возникает в следующих отраслях инфраструктурного комплекса экономики: инновационной, информационной и социальной. Особое место занимает инновационная инфраструктура, которая представляет услуги по разработке и использованию интеллектуальных продуктов и инноваций. Она включает науку, инноватику, венчурный бизнес.

Источниками формирования информационной ренты являются сверхприбыль, монопольная прибыль, избыточная прибыль, относительная экономия издержек использования качественных интеллектуальных ресурсов.

Все информационные продукты как экономические блага количественно ограничены, а как товары - качественно разнородны, поэтому можно выделить четыре формы информационной ренты: монопольная, абсолютная, дифференциальная I рода, дифференциальная II рода.

Таким образом, с учетом особенностей дифференциальной, абсолютной и монопольной информационной ренты следует осуществлять обос-

нованное распределение каждой конкретной формы информационной ренты, прежде всего, передавая ее собственнику.

На поверхности экономических явлений все формы информационной ренты выступают в виде дополнительной прибыли инноваторов и инновационно активных предприятий, использующих более ценные информационные ресурсы, а также созданные при их использовании информационные продукты и услуги.

Дополнительная прибыль различных инновационно активных предприятий, обрабатывающих, передающих и использующих инновации, возникает не только вследствие их высокой ценности, но и в результате использования многих других объективных и субъективных факторов и условий: применения новой техники, передовых технологий, высокой квалификации персонала, качественного менеджмента и маркетинга и др.

В связи с тем, что ценность информационных продуктов в условиях современной научнотехнической революции быстро меняется с учетом изменяющихся потребностей субъектов экономики, необходимо повышать оперативность и обоснованность принимаемых решений относительно объемов и сроков инвестиций в интеллектуальную сферу, обеспечивающую расширенное воспроизводство интеллектуальных ресурсов.

Информационная рента образуется за счет надбавки к средней цене реализации инновационных продуктов, продажи патентов и лицензий и гудвилла инновационно активных предприятий.

Все виды информационных продуктов имеют одни и те же экономические принципы реализации: либо «полная» продажа товара, аналогично продаже продукта, т. е. со всеми правами по его использованию (например, картины, патенты), либо лицензионный договор (продажа лицензии на патент, выплата авторского гонорара в зависимости от объемов и сроков реализации, контрактная система найма рабочей силы).

В современной российской экономике вопрос о механизме распределения и использования информационной ренты является одним из самых актуальных и сложных, так как если нет реального механизма учета образования, распределения и использования интеллектуальной ренты, то нет и реального воздействия этого инструмента на развитие инновационной сферы. Сложность разработки реального хозяйственного механизма учета образования, распределения и использования информационной ренты проистекает из-за отсутствия аналога и опыта этой работы в нашей стране.

Закономерности образования информационной ренты и характера прав собственности на интеллектуальные продукты и инновации предопределяют принципиальные основы распределения и использования информационной ренты. При некоторых условиях механизм распределения инфо-омационной ренты может стать фактором воздействия на эффективное использование объектов интеллектуальной собственности. Более конкретно это может выражаться в том, что информационная рента должна стать источником покрытия затрат, и в тоже время должна стать источником развития всей инновационной сферы.

В процессе распределения информационной ренты, наряду с формой собственности на информационные ресурсы, необходимо также учитывать экономические интересы хозяйствующих субъектов.

Экономические интересы представляют собой побудительные мотивы жизнедеятельности людей, обусловленные их потребностями, занимаемым в общественном производстве местом, условиями трудовой деятельности и получаемыми доходами.

Система экономических интересов включает интересы работников, предприятий, регионов и государства. Каждый из этих субъектов экономики заинтересован в повышении своих доходов и в создании для себя благоприятных экономических условий расширенного воспроизводства. Сказанное в полной мере относится к субъектам, хозяйствующим в интеллектуальной сфере.

В настоящее время еще не разработан механизм оценки и расчета информационной ренты. Исходя из того, что количественно оценить величину информационной ренты по методике с учетом общей выручки, затрат и рентабельности достаточно сложно из-за отсутствия конкретных данных, рассчитаем величину информационной ренты в России на основе вклада ученых в создание ВВП страны.

Информационная рента становится одним из основных источников доходов страны. Ее величина зависит от технологического уровня развития страны, от уровня развития науки, от инновационной активности государства и членов общества, уровня образования, развития научных школ, поддержки науки и других факторов.

Для России самым слабым звеном является продвижение созданных инноваций на рынок. Индивиду это сделать сложно ввиду отсутствия развитой системы венчурного предпринимательства, бизнес-инкубаторов. Для фирм продвижение

инноваций на рынок сопряжено с финансовыми и организационными трудностями: нехваткой денежных средств для рекламирования инноваций, придания им товарного вида; многочисленными препонами по оформлению инноваций как объектов интеллектуальной собственности; неразвитостью каналов поиска заинтересованных покупателей, потребителей инновационных благ. Для государства как основного заказчика на рынке инноваций проблемой остается своевременное финансирование процессов создания этих инноваций и формирование госзаказов в полном объеме на инновационную продукцию, организация внедрения последней в различные государственные и частные структуры, включая зарубежные. Пока же государство играет роль «ночного сторожа», охраняющего права на созданные изобретения, открытия и другие инновации, но мало применяющего их на практике в виду сложного положения большинства российских предприятий. Нелегитимно функцию продвижения инноваций на рынок и, главным образом, на мировой могут осуществлять отдельные корпорации и индивиды (незаконная продажа патентов, лицензий, ноу-хау, в том числе составляющих коммерческую или государственную тайну).

Продвижению инноваций на рынок способствует общая заинтересованность всех субъектов в создании инновационных продуктов, приобретении или продаже их и получении от этого дохода; доверие субъектов друг к другу и нацеленность не только на кратковременные коммерческие выгоды, но и на долгосрочный успех. Необходима единая инновационная система, включающая отношения между всеми заинтересованными субъектами, структурами, осуществляющими инновационную деятельность в различных ее формах, и продуманное законодательное регулирование этих процессов, что реально способствует формированию экономики знаний.

* * *

INFORMATIONAL RENT AND ITS ROLE IN SOCIAL REPROCESSING SYSTEM

A. R. Nazmutdinova

The patterns of informational rent formation and distributing in modern market system are analyzed in this article.

Key words: informational rent, innovational infrastructure, rent relations.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.