Научная статья на тему 'Государственное регулирование и поддержка развития сферы информационных услуг в Российской Федерации'

Государственное регулирование и поддержка развития сферы информационных услуг в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
890
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ УСЛУГИ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ИНФРАСТРУКТУРА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шитухина Натия Семеновна

В статье рассматриваются проблемы государственного регулирования и поддержки сферы информационных услуг. Одним из важнейших направлений такой поддержки является реализация проектов, связанных с цифровой трансформацией деятельности органов власти и государственных учреждений, в частности, в области предоставления государственных информационных услуг в электронной форме. При этом основная доминанта изменения роли и места государства на рынке информационных услуг должна смещаться в условиях цифровизации экономики от сугубо регулятивной функции к более активному участию в качестве продуцента и поставщика государственных информационных услуг, предоставляемых населению в электронной форме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шитухина Натия Семеновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственное регулирование и поддержка развития сферы информационных услуг в Российской Федерации»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ПОДДЕРЖКА РАЗВИТИЯ СФЕРЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ УСЛУГ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Шитухина Натия Семеновна, соискатель (e-mail: [email protected]) Майкопский государственный технологический университет,

г.Майкоп, Россия

В статье рассматриваются проблемы государственного регулирования и поддержки сферы информационных услуг. Одним из важнейших направлений такой поддержки является реализация проектов, связанных с цифровой трансформацией деятельности органов власти и государственных учреждений, в частности, в области предоставления государственных информационных услуг в электронной форме. При этом основная доминанта изменения роли и места государства на рынке информационных услуг должна смещаться в условиях цифровизации экономики от сугубо регулятивной функции к более активному участию в качестве продуцента и поставщика государственных информационных услуг, предоставляемых населению в электронной форме.

Ключевые слова: информационные услуги, государственное регулирование, инфраструктура.

Поддержка процессов развития сферы информационных услуг в контексте все большего развития процессов информатизации и цифровизации экономических отношений входит в число стратегических ориентиров практических всех крупнейших государств мира. Отмечая важность участия государства в регулировании развития информационной сферы, знаменитый итальянский писатель и мыслитель У. Эко отмечал, что без него обществу грозит расслоение на избранных «жрецов» и всех остальных [1].4 Особенно актуальна государственная поддержка в тех странах, где процессы формирования информационного общества пока не вышли на магистральный уровень. В значительной степени то относится и к Российской Федерации.

Касаясь развития отечественной нормативной базы, регулирующей рассматриваемую проблематику, отметим, что первым значимым законодательным актом, имевшим непосредственное отношение к формированию нормативно-правовой базы, необходимой для обеспечения эффективного функционирования отечественного рынка информационных услуг, стал принятый в 1995 году Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации», который установил ряд значимых в контексте рассматриваемого рынка понятий, а также сформулировал основные подходы к организации регулирования отношений, возникающих в процессе

4Вершинская О.Н. Позитивный процесс в условиях кризиса // Информационное общество. - 2000, № 5. -С. 3.

формирования и реализации информационных ресурсов. Отметим, что в тексте данного законодательного акта информационные услуги были впервые нормативно определены в качестве услуг, ориентированных на удовле -творение информационных потребностей пользователей путем предоставления информационных продуктов [2].5

Существенные в плане своей значимости положения, касающиеся особенностей регулирования отношений, возникающих в процессе предоставления отдельных видов информационных услуг, содержатся в Федеральных законах «О средствах массовой информации», «О библиотечном деле», «Об архивном деле».

Принятая в 2008 году Стратегия развития информационного общества в РФ на 2009-2013 годы была, в частности, ориентирована на улучшение сервисного обеспечения населения на основе использования информационно-коммуникационных технологий [3].6 В рамках данной стратегии к числу основных регулятивных функций государства в информационной сфере среди прочих были отнесены:

• разработка и формирование необходимых условий для реализации комплекса мероприятий, направленных на развитие информационного общества;

• развитие законодательной базы и совершенствование правоприменительной практики в сфере использования информационных технологий;

• формирование наиболее благоприятных условий для разработки наукоемких информационных технологий;

• качественное и оперативное предоставление государственных услуг, в том числе информационных, на основе использования современных технологий;

• создание условий, обеспечивающих равный доступ граждан к информации.

При этом необходимо обратить внимание на недостижение многих закрепленных в тексте Стратегии контрольных значений параметров развития сферы информационных услуг, как и информатизации общественно-экономической жизни в целом.

Следующим значимым документом, принятым в рамках осуществления регулирования в рассматриваемой сфере, явилась Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011 - 2020 годы)», в которую, в частности, были включены подпрограммы «Информационно-телекоммуникационная инфраструктура информационного общества и услуги, оказываемые на ее основе» и «Информационная среда»,

5Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» № 149-ФЗ от 27 июля 2006 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1995, № 8. - Ст. 609.

6Скибун А.Ж. Государственное управление в сфере телекоммуникаций в условиях построения информационного общества // Государственное и муниципальное управление в XXI веке: теория, методология, практика. - 2014, № 11. - С. 148.

имеющие непосредственное отношение к регулированию рынка информационных услуг.

Учитывая все большую значимость развития информационной сферы в современном динамично изменяющимся обществе, в 2017 году была принята новая Стратегия развития информационного общества в РФ на 20172030 годы, При этом, уделяя внимание и поддержке развития традиционных видов информационных услуг, ключевое внимание разработчики Стратегии уделяют проблематике развития цифровых рынков, в том числе и информационных услуг.

В развитие основных положений Стратегии развития информационного общества в том же году на уровне Правительства РФ была принята Программа «Цифровая экономика Российской Федерации», в качестве целевых ориентиров реализации в разрезе ее основных направлений обозначены:

• кадры и образование - улучшение деятельности системы образования в контексте обеспечения экономики компетентными кадрами с учетом трансформационных изменений на рынке труда в соответствии с требованиям цифровой экономики;

• информационная инфраструктура - развитие сетей связи, систем центров обработки данных, цифровых платформ для обеспечения информационных потребностей бизнеса и граждан;

• информационная безопасность - обеспечение защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних информационных угроз;

• нормативно-правовое регулирование - формирование благоприятного правового режима для разработки и внедрения цифровых информационных технологий, а также экономической деятельности, связанной с их использованием.

Одним из важнейших направлений реализации указанной программы является реализация проектов, связанных с цифровой трансформацией деятельности органов власти и государственных учреждений, в частности, в области предоставления государственных информационных услуг в электронной форме.

В этой связи отметим, что государство может и должно способствовать повышению доступности и прозрачности информации, тем самым смягчая комплекс проблем, связанных с ее асимметрией. Чем доступнее и полнее информация, тем ниже издержки юридических и физических лиц, связанные с поиском информации, преодолением рентоориентированного поведения и последствий неверных решений и т.д. Поэтому развитие электронных государственных информационных услуг изменяет принципы отношений между государством, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами, с другой стороны, в контексте получения последними доступа к необходимым им информационным услугам достаточно широкого профиля и высокого качества и одновременной передаче ими государственным

органам информации, позволяющей в дальнейшем совершенствовать процессы государственного управления.

Я. Банасиковска следующим образом структурирует основные преимущества предоставления государственных информационных услуг в электронной форме (таблица 1).

Таблица 1 - Классификация преимуществ предоставления государствен_ных информационных услуг в электронной форме [4]_

Преимущество Формы проявления Характеристика

Повышение доступности информационных услуг Географическая доступность Наличие возможности дис-танциионного взаимо-дейст-вия

Временная доступность Возможность получения услуги в любое время

Информационная доступность Наличие открытого доступа и специфицированного поиска информации

Увеличение скорости и снижение стоимости обработки информации Цифровая обработка запросов Сокращение времени, необходимого для сбора, ввода и обработки данных

Осуществление лингвистического анализа Автоматизация поиска и обработки информации путем их группировки и обобщения

Осуществление факторного анализа Автоматическое выявление отклонений и факторов, их вызывающих

Уменьшение издержек потребителей, связанных с поиском и получением информационных услуг Навигационное обеспечение Прямой доступ к информации через развернутое оглавление и при помощи подсказок

Наличие справочных систем Возможность ознакомления с единообразными правилами формирования запросов и оказания услуг

Реализация принципа «одного запроса» Отсутствие необходимости обращения к услугам различных сервисных структур

Улучшение качества государственных информа-циионных услуг Использование единого интерфейса Применение единых правил формирования запросов, минимизирующих вероятность ошибок

Обеспечение интеграции ресурсов Использование информационных ресурсов разных систем

Реализация индивидуализи- возможность обработки

'Составлено по: Банасиковска Я. Система отношений государства и общества в сфере государственных услуг в условиях цифровой экономики: дис. ... д-ра экон. наук. - М., 2017. - С. 54-55.

рованного подхода конкретного запроса конкретного потребителя

Уменьшение трансакци-онных издержек взаимодействия Прямое предоставление услуг Ликвидация посредников в процессе информационного взаимодействия государства, населения и бизнеса

Уменьшение числа участников процесса оказания услуг Сокращение числа инстанций, участвующих в процессе предоставлении услуг

Совершенствование координации Оптимизация алгоритмов взаимодействия сторон процесса оказания информационных услуг

Кроме того, положительные последствия формирования электронных систем предоставления государственных информационных услуг состоят в следующем:

• нивелирование уровня территориального неравенства вследствие дистанционного контакта производителя и потребителя информационных услуг;

• увеличение скорости предоставления информационных услуг на основе использования сетевых технологий и возрастания скорости обработки информации;

• повышение прозрачности деятельности органов власти и управления вследствие обеспечения свободного доступа к информационным ресурсам;

• улучшение системы обратной связи за счет реализации возможностей систем регистрации и обработки поступающей информации.

Таким образом, основная доминанта изменения роли и места государства на рынке информационных услуг должна, по нашему мнению, смещаться в условиях цифровизации экономики от сугубо регулятивной функции к более активному участию в качестве продуцента и поставщика государственных информационных услуг, предоставляемых населению в электронной форме. Комплекс вышеотмеченных положительных эффектов, способствующих повышению доступности и прозрачности необходимой потребителю информации, как было отмечено выше, будет способствовать снижению уровня информационной асимметрии, достаточно высокого в современных российских условиях.

Список литературы

1. Вершинская О.Н. Позитивный процесс в условиях кризиса // Информационное общество. - 2000, № 5. - С. 3.

2. Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» № 149-ФЗ от 27 июля 2006 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1995, № 8. - Ст. 609.

3. Скибун А.Ж. Государственное управление в сфере телекоммуникаций в условиях построения информационного общества // Государственное и муниципальное управление в XXI веке: теория, методология, практика. - 2014, № 11. - С. 148.

4. Составлено по: Банасиковска Я. Система отношений государства и общества в сфере государственных услуг в условиях цифровой экономики: дис. ... д-ра экон. наук. - М., 2017. - С. 54-55.

Shatohina Natia S., applicant (e-mail: [email protected]) Maikop state University of technology, G. Maikop, Russia

STATE REGULATION AND SUPPORT OF DEVELOPMENT OF SPHERE OF INFORMATION SERVICES IN RUSSIA

The article deals with the problems of state regulation and support of information services. One of the most important areas of such support is the implementation of projects related to the digital transformation of the activities of authorities and public institutions, in particular, in the field of public information services in electronic form. At the same time, the main dominant change in the role and place of the state in the market of information services should shift in the conditions of digitalization of the economy from a purely regulatory function to a more active participation as a producer and supplier of public information services provided to the population in electronic form. Key words: information services, state regulation, infrastructure.

УДК 331.445

КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: ТРЕБОВАНИЯ И ТЕНДЕНЦИИ Шкунова Анжелика Аркадьевна, к.п.н., доцент (e-mail: [email protected]) Прохорова Мария Петровна, к.п.н., доцент Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина, г.Нижний Новгород, Россия (e-mail: [email protected])

В статье раскрыты требования и тенденции развития корпоративной культуры современных университетов с позиций их ориентации на клиентов. Обоснованы необходимость исследования корпоративной культуры и её влияние на эффективность работы образовательных организаций, описаны требования к корпоративной культуре, которые способствуют стратегическому развитию вуза, раскрыты тенденции изменения корпоративной культуры университетов в последние годы.

Ключевые слова: корпоративная культура, университет, требования, тенденции, развитие.

Введение

В настоящее время университеты выступают полноценными участниками рыночных отношений. Действуя в условиях конкуренции,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.