Н.В. Руднева,
Липецкий филиал
Воронежского института МВД России
ИНФОРМАЦИОННЫЙ АСПЕКТ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ МОЛОДЕЖИ
INFORMATIONAL ASPECT OF SPIRITUAL AND MORAL MODERNIZATION OF THE LEGAL CULTURE OF YOUNG
GENERATION
В статье рассмотрены составляющие информационного аспекта духовно-нравственной модернизации правовой культуры молодежи, проанализированы факторы, влияющие на формирование социальной среды информационного общества.
This article deals with components of informational issue of spiritual and moral parts of developing the legal culture of young generation, moreover it analyzes factors, which influence on the creation of social scope of the information society
Историческое развитие нашего государства на современном этапе обусловило объединение в себе различных по сути процессов трансформации общества. Социально-структурные изменения в российском обществе повлекли за собой нарушение в преемственности правовых ценностей, понимание которых создаёт основу правовой культуры.
В развитии современного мира большая роль отводится информации, в соотношении с главными факторами достижения благосостояния общества наблюдается общая тенденция информатизации всех сфер жизнедеятельности человека. Проблемы, возникающие в процессе информационных отношений на современном этапе, по сути, являются проецированием социально-политических, экономических и духовно-нравственных проблем общества и государства.
На современном этапе развития нашего государства именно от возможности приобретать точную и полную информацию, от умения её применять во благо человека зависят исторические перспективы и стратегический потенциал России.
Активная жизненная позиция гражданина России всегда базируется на самоидентификации личности с устойчивым пониманием правовых концепций и законности. Как только общественные настроения и правовые идеи перестают соответствовать друг другу, стратегия воспитания, ориентированная на устаревшие ценности, быстро теряет эффективность и должна изменяться. Распад прежних ценностных го -сударственных ориентиров в России в конце 1990-х годов активизировал поиск новых.
Любое общество на конкретном этапе своего исторического развития подвержено определенным социально-правовым трансформациям.
Вместе с экономическими и политическими из-
менениями происходит пересмотр основополагающих ценностных ориентиров предшествующих поколений. Появление в обществе противоречивых факторов влияния на правовую культуру, в частности информационного, застав -ляет, прежде всего, обозначить актуальность во -просов изменения в молодежной среде поведен -ческой нормы, которая напрямую зависит от духовно-нравственной основы личности.
Современное российское общество зашло в тупик при решении проблемы преемственности духовных ценностей и нравственных ориентиров. Невозможность воспитания у подрастаю -щего поколения чувства гражданской ответственности у грожает не только стабильности в обществе, но и национальной безопасности в це -лом. Сложности, с которыми сталкиваются соци -альные институты, призванные формировать гражданские качества личности, обусловлены и экономическими трудностями, и прежде всего духовно-нравственной деформацией индивида. Общество начинает жить по законам так назы-ваемого «социального шлюза», когда уровни самореализации личности соответствуют возможностям ее социальной среды.
Таким образом, если один из ценностных компонентов перестаёт выполнять или выполня -ет недолжным образом свои функции, социальный шлюз сужается, зачастую до критических размеров, что приводит к ду ховно-нравственной деформации личности. В более широкое понимание «социального шлюза» входят и исторические возможности личности.
Например, исторический период реформирования страны 1985—1991 гг. отличается от реформ в России 1992—1999 гг., следовательно, показатели благоприятного развития личности или уменьшаются или увеличиваются в зависимости от эконо-
мико-политической ситуации конкретной социальной среды. Поэтому и воспитание этих поколений в период становления личности будет существенно отличаться. Если на первом этапе определяющую роль играл информационный аспект, то для сегодняшнего подрастающего поколения на первый план вышла необходимость воспитания именно духовно-нравственной основы.
Указанные факторы формируют устойчивую поведенческую норму в обществе, влияющую и на правосознании, и на правовую культуру. Происходит обратный процесс взаимодействия по -колений и вытеснение одной социальной группы из сферы деятельности другой. В частности, можно наблюдать примеры стремления подростков как можно раньше начать взрослую жизнь и желания старшего поколения уклониться от своих социальных функций, которое выражается в потребительском отношении к жизни. Дву сто -ронняя инфантильная среда приводит к сталки-ванию интересов нескольких поколений в раз -личных сферах деятельности, в частности, вве-дение правила приёма на работу с возрастными ограничениями, разница в оплате труда при равных условиях работы. В то же время происходит расширение индустрии развлечений для молоде -жи. Авторитет слов «наставник», «учитель» уходит в прошлое.
Проблема неравномерности функционирования социокультурной динамики поколений обусловлена, с одной стороны, особенностью исторического пути нашего государства, с другой — неразрывностью связи России с общемировыми тенденциями развития. Сложная демографическая ситуация в стране и процессы глобализации во многом отражают всю специфику воспитания подрастающего поколения на современном этапе с учётом информационного аспекта.
Парадоксальность современного общества заключается в том, что молодежь более восприимчива к изменениям в информационной среде по сравнению со старшим поколением. В силу своей мобильности молодежь становится катали -затором многих процессов в обществе, зачастую крайне негативных, что, по сути, приводит к де -формации социально-правовых представлений о поведенческой норме молодежи.
Молодежь изменяет собственное поведение в ответ на эмоциональное восприятие окружающих. Подрастающее поколение берёт за основу социальное поведение взрослых и самостоятель-но адаптирует поведенческие нормы под себя.
Нарушение иерархии социальных взаимоотношений отражается на преемственности социально-правого поведения и правовой культуре молодежи в целом. Нарастание данных тенденций обусловлено сложившимся образом успешной коммуникативной социализации определенного типа подрастающего поколения, который служит примером для подражания в молодежной среде.
В условиях информационного общества изменились критерии оценки обществом поступков самой личности. В понимание «позитивный образ» вкладываются понятия, далёкие от морально-нравственной нормы социально-правого поведения молодежи.
Кризис современного общественного развития во многом определяет социальная специ -фика построения уровней человеческого потен -циала. Критерием определения реализации возможностей личности служит социальная среда, созданная в процессе формирования ценностных ориентаций индивида.
Пересечение интересов личности и общества закладывает фундамент оптимального функционирования социальной среды. Фактор замещения ценностных ориентиров личности потребительской культурой молодёжи вызван скорее желанием индивида обозначить свой жизненный потенциал, чем стремлением противопоставить себя интересам общества.
Десоциализируется тот индивид, считает М.И. Еникеев, который не охватывается реле -вантными (значимыми) для него средствами социально положительного воздействия. Поведе-ние асоциальной личности связано с утратой социально-положительных связей. Девиантность становится для личности средством самоутверждения, таким образом, социальная дезадаптация личности связана в большинстве случаев не только с дефектами ценностных ориентаций, но и с несформированностью у нее социально положительных способов самореализации [1].
Следовательно, проблема социального потребления духовно-нравственного потенциала личности во многом указывает на нерациональное использование обществом человеческого капитала. Осмысление социальных возможностей влияния на формирование личности приводит к осознанию роли понятий «духовность» и «нравственность» в построении правового государства в условиях развития информационного общества.
Нравственность, подчёркивает В.А. Затонский, есть, прежде всего, культура, в которой сконцентрирован социальный и духовный опыт людей, накопленный ими на протяжении многих веков; нравственность — это культура здоровых отношений к другим людям, к обществу и государству, к самому себе; нравственность — это традиция жизненного поведения, сохраненная в длинной цепи поколений и содержащая в себе принятые людьми нормы достоинства, чести, порядочности и т.д. [2]
Нравственность — это база, которая позволяет строить модель поведения личности с позиций общепринятых в обществе норм, базирующихся на моральных принципах и идеалах. Подверженные трансформации нравственные ценности могут не только изменить социальную структуру общества, но и вызвать негативные колебания правовой культуры в молодежной среде. Допус-
кая безразличие к формированию нравственных основ личности, общество, по сути, лишает себя морального регулятора правового поведения индивида. Решением вопроса социальной значимости нравственных начал поведенческой нормы молодежи, с которым связана и проблема замещения социальных ролей в обществе, можно достигнуть гражданского согласия.
По мнению С.В. Тасакова, на современном этапе развития России утрата духовных и нрав -ственных ценностей чрезвычайно опасна. Современная жизнь порождает необходимость из -менения многих традиций и правил поведения. Без возрождения духовности и нравственности невозможно преодоление экономических и поли -тических трудностей в России.
В то же время, отмечает С.В. Тасаков, когда говорят о нравственности социальных групп ли -бо общества в целом, то, по сути, имеют в виду нравственность как систему общесоциальных нравов, ценностей, идей и норм. Мораль высту -пает в качестве внутреннего саморегулятора поведения индивида, а нравственность в качестве внешнего регулятора поведения [3].
Рассуждая о моральных принципах, следует учитывать разность восприятия жизненной действительности у различных групп общества. Невозможно уловить грань морально допустимых норм личности, не исследуя природу её становления.
Правовые ограничения, принятые в государстве, уравновешивают неблагополучные моральные условия правовой социализации лич -ности в обществе.
Отражая взгляд на мораль и право как две взаимосвязанные формы регуляции поведения людей в обществе, М.И. Еникеев уточняет, что исполнение норм права обеспечивается силой государственного поведения, а исполнение норм морали (нравственности) — социально-психологическим обликом личности, поэтому добровольно контролировать свое поведение социальными эталонами может только нравственная личность [1].
Таким образом, актуальная потребность ны -нешней российской молодежи в самоутверждении, поиске своего места в жизни расширяет возможности личности, включает опыт других поколений, дает толчок формированию новых идеалов и жизненных установок. Правовая культура предполагает и формирование конституционных, правовых позиций личности. При этом усвоенная правовая культура дает молодо -му человеку возможность оценивать социальные явления и процессы, свои поступки и действия с позиции интересов общества.
Необходимость повышения правовой культуры молодежи именно в области правой защиты информации обуславливает выявление факторов влияния информационного виртуального пространства на формирование личности.
К сожалению, приходится признать, что современная законотворческая деятельность — это прежде всего попытка государства сдержать нарастание негативных процессов именно в молодежной среде.
В свою очередь, общество реагирует на изменения в информационном пространстве запоздало, и многие решения теряют свою актуальность, что связано во многом с экономической нестабильностью и ростом дифференциации общества, которые порождают недоступность информационных технологий в равной степени разным по благополучию социальным группам.
Ярким примером снижения роли социальных регуляторов являются процессы расслоения в молодежной среде уже не по интересам, что бы -ло характерно ещё несколько лет назад, а по социальному статусу. Данное мнение подтвержда-ет тенденция организации молодежных группи-ровок асоциальной направленности.
Распространение у подрастающего поколения потребительских отношений к обществу вызывает ответную реакцию в виде формального подхода к проблемам молодежи. Протестное восприятие действительности создает предпосылки к виртуализации жизни и «уходу от реальности», что зачастую становится поведенческой нормой молодежи и воспринимается обществом как обычное явление.
В сложившейся ситуации подрастающее поколение вынуждено компенсировать естественный процесс социальной адаптации виртуальной средой, где популярные формы общения (чаты, форумы, социальные сети) выполняют воспитательные функции социальных институтов, формируя при этом образ нового человека информационного общества без социально значимых моральных основ личности. Появление в молодежной среде такой субкультуры как хакеры указывает на воплощение в виртуальной реальности подрастающим поколением своих идеалов и ценностей.
Негативное влияние неконтролируемого информационного потока на правосознание подрастающего поколения нарастает. Для решения этой проблемы необходимо создать комплексную систему профилактики правонарушений в сфере компьютерной информации среди несовершеннолетних.
Необходимо отметить, что виртуальная среда во многом сглаживает социальную разнородность ввиду одинаковых условий пользователей для обмена информацией. Влияние данного обстоятельства на преобразование социальной системы приводит к изменению группового и индивидуального сознания, особенно у молодежи. Исследование факторов воздействия виртуальной среды на изменение сознания различных социальных групп указывает на появление доминирующих в
ней ценностей, мотивов, умонастроений, нередко противоречащих интересам общества.
По мнению А.А. Мачиной, «признание того, что многие важные аспекты изменения человеческого сознания зависят не только от социальнопсихологического контекста, но и от манипулирующего воздействия информационной системы, нашло свое отражение в определении его роли как катализатора, инициирующего процесс враждебного восприятия человеческим сознанием окружающего мира» [4].
За сравнительно короткий срок существования глобальной сети Интернет из специализированного информационного ресурса превратился в социальную систему со своими реальными и виртуальными формами объединения личностей, групп и общностей. Подражание и копирование социальной структуры реального общества не -редко искажает социальные, правовые и этиче-ские нормы поведения, доводя их до абсурда (виртуальные семьи несовершеннолетних).
Данные тенденции сделали актуальной проблему такого явления, как «уход в другую реальность». Создавая вокруг себя новую иллюзию, молодежь начинает жить в виртуальном мире, происходит социальное отчуждение посредством Интернета, самоидентификация личностей и групп. Решение проблем откладывается или перекладывается на общество, человек не может в полной мере адекватно оценить происходящее.
Популярность социальных сетей в Интернете доказывает, что это новая молодежная синтез-субкультура, со своим сленгом, этикетом и иерархией, объединяющая все молодежные субкультуры. С одной стороны, расширяются возможности социализации личности (знакомства, общение), с другой стороны происходит раздвоение внутреннего мира человека (чувство одиночества), который не может понять, где он настоящий, где иллюзорный, и как следствие происходит ду ховный кризис сознания. Парадоксален тот факт, что молодежь, по сути, так же равнодушно, а нередко и негативно относится к молодежным субкультурам, но при этом воспринимает моду, стиль и иные формы поведения, зачастую копируя образ, не свойственный внутреннему миру молодого человека.
Появление в жизни молодежи такого мощного фактора, как виртуальная среда, при формировании личности отразилось не столько на коммуникативных способностях, сколько на противоречивости восприятия информации. Характерной особенностью виртуальной среды яв -ляется её мобильность по отношению к любым трансформациям в глобальном мире.
Нельзя не согласиться с точкой зрения Н. Н. Федосеевой, что «сегодня виртуальное пространство стало частью жизни многих членов общества. Компьютерные технологии, электронные сети послужили причиной возникновения новых
общественных отношений и серьезно видоизменили некоторые из существующих» [5].
Общаясь, индивиды обмениваются не только информацией, происходит и обмен личным опытом, формами поведения. Зачастую возникает копирование образа жизни более успешной виртуальной личности. При этом в процессе задействованы два направления формирования устойчивого сознания личности: первое под воздействием групповой, массовой психологии, которая выражается в общем поведенческом и эмоциональном состоянии; второе происходит в осознании индивидом своей роли в группе и обществе. Эти факторы непосредственно влияют на формирование правосознания личности, ее правовой культуры.
Проблема состоит в том, что если общественное сознание можно контролировать на государственном уровне, то относительно личности трудно обозначить идеологические и психологические факторы воздействия внешней среды, в том числе информационной, особенно виртуальной.
Правовой нигилизм определенной части подрастающего поколения во многом обусловлен и отношением общества к проблемам молодежи. Отсутствие целенаправленной политики в области воспитания личности и становления гражданских качеств оборачивается неэффективностью работы всей системы взаимодействия власти и общества.
Чтобы не растить виртуальное поколение, необходимо более активно вовлекать молодежь в решение социальных вопросов, накопившихся за годы реформ, и организацию позитивного досуга. Этот процесс должен осуществляться на основе изучения интересов, проблем подрастающего поколения, осмысления потенциала личности, ценностных ориентиров, определения ее базовой культуры и активизации жизненной позиции.
Следовательно, только взаимодействие экономической, социально-политической, куль -турной и ду ховной сфер жизни социума, совершенствование системы государственного управления на основе использования информационных и телекоммуникационных техно -логий позволят обеспечить преемственность нравственных ценностей в информационном обществе. Распространение в молодежной среде знаний по правовой защите информации, по функционированию и воздействию информации-онного потока будет способствовать стабилизации общественных настроений и эффективной работе социальных институтов.
Процесс формирования информационного общества отражает некоторые проблемы современного социума в ином аспекте. Противоречия информационного и нравственного факторов актуализируют проблему не только обеспечения права свободного доступа к информации, но и защиты конституционных прав человека и гражданина от неконтролируемого информационного потока. В сфере решения данных задач процесс воспитания
правовой культуры молодежи является той основой, которая будет определять тенденции развития информационного общества в России.
Формирование правовой установки личности, прежде всего, аккумулирует ценности правой культуры всего общества и характеризует уровень его правового и духовного развития. В то же время на правовую установку личности могут оказывать влияние как негативные, так и позитивные воздействия внешней среды, в том числе и информационной. Правовые ценности регулируют не только систему потребностей личности, но и определяют мотив всей её деятельности, формируют отношение к проблемам общества и адекватное восприятие действительности.
Духовное оздоровление общества может произойти, считает С.В. Коновченко, в том числе путем формирования стратегии демократической информационной политики, когда СМИ будут продуктивно работать как реальный механизм взаимодействия социума и власти, когда произойдет восстановление эффективности критической и заступнической функций средств массовой информации, когда СМИ станут на защиту интересов личности и общества через создание общественного телевидения, когда увеличится количество изданий самых разных направлений при финансовой поддержке государства [6].
Проблема равного соотношения правовых и морально-нравственных установок в совокупности отражает проблему формирования правовой культуры молодежи в информационном обществе. Запустить механизм социально-правового регулирования отношений в информационном обществе — одна из важнейших задач современного развития России.
Таким образом, новая реальность информационного пространства требует выработки современных подходов к повышению эффективности и качества разработки региональных программ по повышению правовой культуры молодежи.
Особенностью современного этапа развития информационных отношений в России является распространение и внедрение информационных технологий во все области жизнедеятельности человека. Интересы общества и государства вы -зывают закономерные потребности защиты тех сфер жизнедеятельности, которые обеспечивают безопасность России и ее граждан. Эволюция российского законодательства в сфере правовой защиты информации является закономерным процессом, вызванным развитием информационных технологий и образованием новых сфер информационной деятельности. Правовая защита информации является одной из основных частей информационной функции государства.
Учитывая важность защиты информации во многих сферах жизнедеятельности и обеспечивая информационную функцию государства, были разработаны и приняты нормативно-правовые
акты, призванные урегулировать отношения в области информации. Принятые законодатель -ные документы различны по своей правовой и социальной значимости, но, тем не менее, отражают те тенденции, которые обуславливают раз -витие в России информационного общества. Проблемы, возникающие в процессе информационных отношений на современном этапе, по сути, являются проецированием социальнополитических, экономических и духовно -нравственных проблем общества и государства.
Процесс вхождения России в сеть глобального информационного потребления требует от неё соответствующих мер по обеспечению, с одной стороны, свободного доступа к информационным ресурсам, с другой стороны, надежного фильтра для потребляемой информации. Информационная
функция является на современном этапе развития одной из основных функций каждого государства.
Е.К. Волчинская в своём исследовании обозначила основные функции государства в сфере обеспечения информационной безопасности и подчеркнула, что поле деятельности огромно хотя бы потому, что проблемы информационной безопасности в той или иной мере касаются каждого человека, общества в целом, государственных институтов. Вместе с тем деятельность государства требует осмысления и совершенствования в целях создания благоприятных условий для использования информационных и коммуникационных технологий во всех сферах жизни защиты интересов личности, общества и государства при вхождении России в глобальное информационное общество [7].
Создание системы комплексной защиты духовно-нравственной основы общества, не нарушая при этом конституционных прав человека и гражданина, одна из важнейших задач государственных структур, обеспечивающих информационную безопасность страны в условиях разви -тия информационного общества. Информационно-коммуникационные технологии выступают сегодня стимулом воздействия на экономическую и социальную сферу, науку и образование, культуру и образ жизни людей. Нетрудно заметить, что защита нравственных ценностей и ответы на глобальные угрозы выходят далеко за рамки национальных границ. Несомненно и то, что развитие современной науки по всем направлениям связанно с компьютеризацией новых знаний, которые во многом определяют потенци -ал духовного и физического здоровья нации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Еникеев М. И. Юридическая психология // Юридическая психология.— 2006.— № 1.— С. 2—10.
2. Затонский В.А. Правовой менталитет, правосознание и правовая активность граждан в контексте повышения эффективности россий-
ской государственности // Право и политика. — 2007. — № 6. — С. 122—129.
3. Тасаков С.В. Общественная нравствен -ность и ее роль в преодолении кризиса // Российская юстиция. — 2009. — № 5. — С. 47—49.
4. Мачина А.А. Синтез человеческого сознания угрожающего типа —феноменального продукта манипулирования информационного общества // Ломоносовские чтения. — 2003. — Том №1. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http ://lib.socio.msu.ru/
5. Федосеева Н. Н. Виртуальное пространство — новая сфера функционирования современного государства (теоретический аспект) // Ин -формационное право. — 2008. — №3. — С.3—8.
6. Коновченко С.В. Роль электронных СМИ в информационном обеспечении деятельности органов государственной власти России // Информационное право. — 2007. — № 4 (11). — С. 5—7.
7. Волчинская Е. К. Роль государства в обеспечении информационной безопасности // Информационное право. — 2008. — № 4. — С. 9—17.