Научная статья на тему 'Формирование гражданской и политико-правовой культуры студентов'

Формирование гражданской и политико-правовой культуры студентов Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
315
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование гражданской и политико-правовой культуры студентов»

Куршев А.В.

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ И ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ

В последние годы на страницах журнала "Социологические исследования" публикуются содержательные материалы по проблемам гражданского воспитания молодежи, в том числе учащейся. В них анализируется функционирование отдельных социальных институтов в области профессиональной социализации учащихся, показываются особенности их социализации в процессе реформирования российского общества. Однако, на мой взгляд, еще недостаточно освещаются вопросы о гражданском воспитании подрастающего поколения. В результате событий последних десятилетий в России в образовании как системе существенно ослаблена не только гражданское, но и все остальные составляющие воспитания, вследствие чего снижена его целостность. Можно утверждать, что основная проблема российского образования - это проблема повышения его целостности, проблема увеличения воспитательной составляющей в образовательном процессе. Важнейшие государственные задачи формирования гражданственности и патриотизма студентов, их духовного, нравственного и физического воспитания в настоящее время в требуемой мере не выполняются. Отказ в свое время государства от управления воспитательным процессом в системе образования привел к деформации социализации молодежи, к преобладанию в ней только приспособительного аспекта, вытеснению трудовой мотивации спекулятивно-стяжательной мотивацией, прогрессированию идей индивидуализма, политического и нравственного безразличия. Во внеучебное время студенчество предоставлено само себе. Существующие прежде государственные центры патриотического воспитания, культурного досуга, кружки и клубы, спортивные учреждения и секции в современных рыночных условиях или не функционируют, или функционируют лишь для подавляющего меньшинства. Молодежная субкультура далека от идей патриотизма, духовности и нравственности, которые все более вытесняются выгодой. Дегуманизация и деморализация социокультурных ценностей приводит к криминализации молодежи, возрастанию ее девиантного поведения. Высокий уровень профессионального обучения в России при слабости гражданского воспитания студенческой молодежи имеет следствием отток лучших молодых специалистов на Запад и появление поколения с жизненным кредо: "Ро-

дина там, где лучше кормят". Выход из этого положения - увеличение реального "веса" воспитательной составляющей. Это позволит повысить целостность российского образования, обеспечит решение с помощью образования жизненно необходимой для современной России задачи сплочения общества, возрождения чувства гражданственности, увеличения значимости нравственных идеалов. Подтверждение этому находим в том,что: "Обновленное образование должно сыграть ключевую роль в сохранении нации, ее генофонда,

обеспечении устойчивого, динамичного развития российского общества".

В широком смысле "гражданственность"- есть «проявление» качества личности, соотнесенного со сферой духовного и осуществляющего мотивированное включение личности в общественную жизнь, соотнесенную с интересами государства.

Это личностный способ отражения и освоения действительности, детерминированный соотнесенностью потребностей, ориентацией познания и деятельности человека на интересы государства и общества. В основе такого отражения лежит общая образованность личности относительно государственного устройства и жизни гражданского общества. Гражданственность - это внутренняя, обусловленная инстинктивной составляющей, направленность личности на интересы государства и общества, а также соответствующая данной направленности система отношений, поведения и деятельности личности в условиях государства. Речь

идет о таком качестве сознания, отношения и деятельности, которое аккумулирует в себе способность человека выходить за пределы, безусловно необходимого, диктуемого наличной ситуацией и ближайшими

потребностями бытия.

Важность воспитания гражданственности, формирования компетенции, компетентности гражданственности подчеркивается многими отечественными учеными-педагогами. Гражданственность, рассматривается ими в связи с разработкой проблем:

гуманизации образования (Е.В. Бондаревская, И.А. Зимняя, Б.Т. Лихачев, Н.А. Морозова, В.А. Каган,

Н.А. Коваль, В.Д. Шадриков и др.);

ненасилия и толерантности (А.А. Гусейнов, В.Г. Маралов, В.А. Пономаренко, Ю.М. Орлов); развития личности (К.А. Абульханова-Славская, А.Г. Асмолов, М.В. Богуславский, В.И. Слободчиков, Е.И.

Исаев, Г.Б. Корнетов, А.А. Реан, и др.);

становления личности, достижения определенного уровня адаптивности и самоактуализации вплоть до достижения высшей точки личностного роста - акме (К.А. Абульханова, О.С. Анисимов, А.А. Бодалев, А.А.

Деркач, В.Г. Зазыкин, Н.В. Кузьмина, В.Н. Марков, и др.).

Следует подчеркнуть, что оно характеризует процесс усвоения каждым индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей и традиций в трудовой, политической и правовой сферах жизнедеятельности, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества.

Период становления человека как специалиста совпадает с этапом его активной социализации в обществе как гражданина, объекта и субъекта политической жизни. Такую социализацию можно рассматривать как формирующуюся гражданственность, под которой следует понимать интегративную целостность и включенность в отражение социальной реальности нескольких сфер личности: познавательной; нравственной; волевой; эмоциональной.

Познавательная сфера личности предполагает включенность всех познавательных функций, свойств ума, всех процессов рефлексии и творческой активности. В связи с гражданственностью познание предполагает необходимость воспринимать, осмысливать процессы, протекающие в обществе и государстве, определять причинно-следственные связи.

Нравственная сфера рассматривается здесь как степень гармонизации сочетания в сознании личности собственных интересов, а также интересов общества и государства, проявляющихся в поведении и жизнедеятельности. Проблема нравственного или безнравственного во взаимодействии личности, общества и государства является актуальной сразу для нескольких наук: социологии, этики, философии, психологии

и педагогики. Исходными элементами нравственности гражданина являются:

сформированная (интериоризированная) система отношений человека к гражданскому обществу и государству;

реализация системы сформированных гражданских отношений в поведении и жизнедеятельности.

В ситуации выбора интериоризированные гражданские нормы и отношения позволяют личности возвыситься над ситуацией и реализовывать свои интересы в согласии с интересами общества и государства.

Содержание гражданской социализации на наш взгляд, определяют три элемента: 1) профессиональная

социализация, позволяющая молодому человеку приобрести знания, освоить трудовые навыки и опыт в одной или ряде профессий; 2) правовая социализация, направленная на устранения среди молодежи правово-

го нигилизма, уяснение каждым молодым гражданином своих прав и обязанностей; 3) политическая социализация, способствующая повышению активности каждого индивида в защите своих прав и свобод, в управлении государственными и общественными делами. В данной статье акцентируется внимание на роли субъективного фактора в деятельности различных образовательных учреждений по формированию гражданской и политико-правовой культуры учащейся молодежи. Постановка вопроса о формировании гражданской и политико-правовой культуры студентов, его содержании и актуальности объясняется рядом обстоятельств. Во-первых, мировое сообщество в лице наиболее развитых стран вступает в информационную цивилизацию, другие государства находятся на пороге к ней. В этих условиях, как отмечает известный американский социолог О. Тоффлер, основанная на силе и богатстве власть утрачивает свое влияние, хотя и не исчезает полностью. Мускульная сила как способ получения богатства уступает место суперсимволической экономике информационного общества. Особую власть приобретают знания в различных видах: информация, наука, этика, искусство, формирующие нравственные качества молодого человека, его гражданскую позицию [1]. О роли знаний в современном мире свидетельствует рост численности молодежи со средним и высшим образованием: за период с 1960 по 2003 гг. количество лиц, охваченных средним образованием,

увеличилось в мире с 91 до 372 млн. человек, а студентов - с 13 до 82 млн. В большинстве промышленно развитых стран образование стало всеобщим, в развивающихся государствах образовательные услуги приобретают все большую значимость, хотя миллионы детей остаются вне школы. Во-вторых, актуальность формировании гражданской и политико-правовой культуры молодежи обусловливается проблемами формирования гражданского общества, основополагающим фактором жизнедеятельности которого выступает многообразие форм собственности, являющихся фундаментом свободы личности, удовлетворения ее интересов и потребностей. Политическая сфера гражданского общества включает общественно-политические организации и движения, различные формы общественной активности граждан: митинги, собрания, демонстрации, заба-

стовки, а также органы общественного самоуправления по месту жительства и в трудовых коллективах, негосударственные средства массовой информации. Они способствуют защите естественных прав и свобод граждан, соблюдению демократических принципов жизнедеятельности общества, существующих в нем традиций, правил поведения и норм морали. В духовной сфере - содействуют плюрализму мнений, возможности публично выказывать свои суждения по тем или иным общественным проблемам. Если первые два обстоятельства, объясняющие важность проблемы гражданской социализации, характерны для многих государств мирового сообщества, то третье - связано с особенностями нашего государства. С одной стороны, в советский период были разрушены и деформированы те немногочисленные структуры гражданского общества -земства, институты милосердия, союзы предпринимателей, которые сложились в дореволюционной России. Лишь в 90-е годы XX в. в процессе реформирования российского общества наметились первые тенденции к формированию в России гражданского общества, что в первую очередь связано с переоценкой людьми социальных ценностей, их стремлением построить светское правовое государство. С другой стороны, системный кризис, поразивший современное российское общество в связи с переходом к рыночным отношениям, требует от каждого россиянина, в первую очередь молодого человека, иного уровня сознания, иных моделей поведения, что достигается в процессе обучения, воспитания, социализации личности. Основу ценностей современного молодого человека составляют деловитость, инициатива, предприимчивость, стремление к инновациям и поиск возможности реализовать собственный творческий потенциал. Социальные институты общества призваны создать для молодых людей возможности реализации способностей, удовлетворения их материальных и духовных потребностей. В гражданской социализации молодежи велика ответственность всех социальных институтов, и особенно - образовательных учреждений всех рангов и уровней. Процессы реформирования, происходящие в России, по-новому высвечивают проблему социализации молодежи. В связи с этим необходимо обратить внимание на следующие моменты. Во-первых, молодежь - одна из крупных социально-демографических групп российского общества. Во-вторых, вчерашние выпускники учебных заведений пополняют ежегодно экономически активное население страны. За 1991-2003 гг. высшими учебными заведениями страны было подготовлено 3475,4 тыс. человек, из которых 3399,5 тыс. получили государственные дипломы. За этот период 11337,2 тыс. человек прошли курс профессионального обучения в профессионально-технических и средних специальных учреждениях и поступили на рынок труда. Наконец, актуальность формирования гражданственной и политико-правовой культуры учащейся молодежи определяется сложностью времени, в котором оказалась учащаяся молодежь. Распались ранее созданные молодежные объединения и организации, молодые люди оказались предоставлены самим себе, начался процесс десоциализации, приведший к значительному росту числа молодежи с девиантным поведением. Сегодня ситуация жизненного самоопределения молодежи неоднозначна. С одной стороны, представители молодого поколения составляют значительную долю в составе новых социальных слоев - предпринимателей, менеджеров, банковских работников. Увеличилось число молодых людей, возглавляющих общественные движения и политические партии. С другой стороны, молодежь оказалась одной из самых незащищенных социальных групп, значительно ухудшилось ее материальное положение, замедлилось социальное продвижение, наблюдается глубокое противоречие, вызванное несоответствием новых социально-экономических требований и качеств личности молодого человека, традиционно формируемых социальными институтами российского общества. Названные обстоятельства требуют активизации деятельности по социализации молодежи, воспитания ее гражданских качеств. В этом плане заслуживают внимания мысли одного из крупнейших российских педагогов В.А. Сухомлинского о том, что у молодежи необходимо развивать "гражданские чувства", которые "возвеличивают человека, утверждают в нем общественное сознание, честь, гордость". Он подчеркивал, что у молодых людей следует развивать "гражданское видение мира", что "гражданские чувства являются главным источником моральной чистоты". В современной России наметилась тенденция постепенного "вызревания" элементов системы гражданского воспитания. Многие педагогические коллективы по желанию родителей и самих учащихся при активной методической помощи ученых-педагогов, органов управления образованием, а также инициативных профильных сообществ и ассоциаций вводят изучение в качестве основных учебных предметов государственно-правовой политики, граждановедения, правоведения, знакомят учащихся с характеристиками избирательных систем, правами и обязанностями граждан. Эта профильно-очерченная деятельность, направленная на воспитание базовых начал гражданственности у молодежи, стала чаще получать поддержку государственных органов, научных организаций, средств массовой информации как на федеральном, так и региональном уровнях. Продолжая ранее накопленные традиции приобщения молодежи к труду, педагогическая общественность Казани практикует среди учащихся районные и городские конкурсы "Лучший в профессии, лучший в бизнесе", привлекая наиболее способную молодежь к разработке предпринимательских проектов. Регулярно проводятся международные выставки и дни открытых дверей на которых представлена продукция для сферы образования, выпускаемая учреждениями ВУЗов и профтехшколы. Важной формой трудового воспитания студентов остаются строительные и трудовые отряды и оздоровительные лагеря студентов.. Таким путем десятки тысяч студентов привлекаются к работе как на государственных предприятиях, так и в акционерных, частных объединениях, познают азы рыночной экономики, практикуются в хозяйствовании. С учетом городского заказа на подготовку кадров для потребительского

рынка и сферы услуг в целях удовлетворения запросов выпускников Казанский комитет образования, соответствующие районные комитеты систематически проводят научно-практические конференции, обсуждают планы подготовки кадров для различных сфер производства, анализируют состояние работы по трудоустройству подготовленных кадров. С учетом ориентации выпускников на рыночные отношения прием их на экономические и правовые отделения составляет 31%; более 50% обучающихся намерены заниматься предпринимательством, развивать малый и средний бизнес. Сложнее решается проблема подготовки квалифицированных работников для строительства и промышленного производства: прием на эти специальности со-

ставляет ныне соответственно лишь 10% и 9%. Для тысяч выпускников колледжей обучение в них является стартовой площадкой для будущей учебы и работы. Примерно 50% из них продолжают учебу в вузах на дневных отделениях, около 16% - на вечерних и заочных отделениях. Для других нет проблем с трудоустройством: до 80% определяются на работу по договорам. Лишь 3,4% выпускников учреждений не находят себе применения на рынке труда по избранной профессии.

На формирование гражданской политико-правовой культуры учащихся и студентов, уяснении ими своих прав и обязанностей направлена правовая и политическая социализация. В процессе правовой социализации студенты получают представления о государственном устройстве, политической системе общества, о военной службе, налогах, семейном праве, правовых нормах и правовых системах. Это происходит как в учебно-воспитательном процессе, так и в повседневной жизни. Уже с середины 70-х годов началось обязательное преподавание "Основ государства и права" в старших классах общеобразовательной школы, а также в профессионально-технических училищах, средних специальных и во многих высших учебных заведениях. Изучение этого предмета в системе образования позволяет соблюсти преемственность соответствующих учебных программ, учесть профиль работы будущих специалистов. Однако факты свидетельствуют: содержание правовой социализации еще не отвечает современным требованиям. Среди молодых людей господствует правовой нигилизм и вседозволенность, многие из них не имеют необходимых знаний о правах человека, вследствие чего не могут отстаивать свои права в области образования, труда, защиты здоровья, неприкосновенности частной собственности. Одной из важных причин этого является низкий качественный уровень преподавания предметов правового цикла в школах, профтехучилищах и высших учебных заведениях. В значительной степени это объясняется недостатком квалифицированных кадров среди преподавателей, слабой работой в этом направлении средств массовой информации. Наряду с правовой следует углублять и совершенствовать политическую социализацию подрастающего поколения, так как на фоне не устоявшейся тенденции к росту политического самосознания отчетливо проявляется отчуждение молодежи от государства, наблюдается рост апатии, цинизма среди молодых людей, их неверие в официальную политику, провозглашенную властными структурами. Современные демократические политические системы основаны на праве участия масс в политическом процессе. Степень вовлеченности людей в политическую жизнь неодинакова. В Российской Федерации наблюдается серьезный спад политической активности граждан. Так, из-за низкой активности избирателей неоднократно в ряде округов проводились дополнительные выборы. В период формирования новой российской государственности важным условием политических, социальноэкономических преобразований становится участие молодежи в выборах органов власти. Муниципальные выборы позволяют юношам и девушкам выразить свое отношение к городским проблемам, к программам кандидатов, предлагающим свое видение их решения. Участие в выборах - это показатель становления политической зрелости молодого человека как гражданина России.

Степень политической активности личности обусловлена целым комплексом факторов объективного и субъективного характера. Чтобы быть полноценным субъектом политических отношений, активным участником политической жизни, молодой человек должен осознать себя гражданином, то есть членом данного государства (политического сообщества), пользующегося всеми правами, обеспеченными законами этого государства, и исполняющего установленные законами обязанности.

Русский философ И.А. Ильин утверждал, что государство не есть какая-то отвлеченность, носящаяся над гражданами, что демократия возможна только там, где в народе воспитано чувство долга, где ему присуща свободная лояльность, верность обязательствам и договорам, чувство собственного достоинства и чести и способность к государственному самоуправлению. Обосновывая органическую связь человека и государства, он справедливо подчеркивал, что человек участвует в жизни государства как живой организм, он участвует в жизни своего государства своей лояльной волей, верностью сердца, чувством долга, исполнением законов, всем своим правосознанием. Он строит государство духовной преданностью, семейной жизнью, уплатой налогов, службой и культурным творчеством и даже славой своего личного имени.

Гражданственность как фундаментальная база демократии включает в себя следующие приоритетные ценности: общественное благо, права человека, свобода выбора на основе осознанной законопослушности,

социальная справедливость, равенство перед законом, плюрализм позиций и взглядов, нравственность и правдивость в делах, семейно-бытовых отношениях, патриотизм и толерантность.

В большинстве государств современного мира, организованных на принципах демократии, ценности, составляющие феномен гражданственности, закреплены в Конституции и других законодательных актах. Это в полной мере относится и к России. Конституция Российской Федерации пронизана идеей о приоритете прав и свобод человека и гражданина. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина -обязанность государства.

По данным Института молодежи, лишь 5% учащихся интересуются политикой. Студенты также не стремятся принимать участие в каких-либо политических мероприятиях. Лишь каждый пятый респондент (19,9%) принимает участие в таких мероприятиях, тогда как более двух третей проанкетированных (68,7%) воздерживаются участвовать в активной политической деятельности.

Анкетирование свидетельствует, что студентов волнуют политические события. 41,3% из опрошенных постоянно следят за политической информацией, а 50,5% - иногда интересуются политикой. Лишь 5,7% респондентов вообще не интересуются политическими событиями.

На устранение имеющих место перекосов в приобщении молодежи к политической деятельности направлены Федеральный закон "О государственной поддержке молодежных и детских объединений", действия ряда молодежных организаций, однако уровень политической активности молодого поколения остается еще невысоким. В настоящее время целью воспитания, как конкретно-исторического явления, тесно связанного с социально-экономическими, политическими и культурным уровнями общества и государства, является формирование такой личности, которая высоко ставит идеалы свободы, демократии, гуманизма, справедливости и имеет научные взгляды на окружающий мир. Следовательно, на наш взгляд, важнейшее значение во всестороннем развитии личности имеет сейчас гражданское воспитание. Оно включает в себя чувства патриотизма и культуры межнациональных отношений, уважения к нашим государственным символам, сохранение и развитие духовных богатств и национальной культуры, а так же стремление к демократии, как форме участия всех граждан в решении вопросов государственной важности.

Человек, воспитанный в духе гражданственности и патриотизма, - уникальная личность, а условие успешного воспитания такого человека состоит в том, чтобы объединить педагогические усилия семьи, школы и органов государственного общественного управления. Утрата одного из этих слагаемых приведет к непредсказуемым последствиям.

Многие современные авторы отмечают, что воспитательная работа, как совокупность воспитательных мероприятий, перестала решать современные проблемы воспитания (кризис образования). Соглашаясь с ними, мы считаем, что в современных условиях, путь к новой модели воспитания, к перестройке позиций педагогов лежит через переосмысление сущности педагогической профессии, ее целей, задач, содержания, методов, через реалистическое понимание функций и роли педагога.

Вывод из проведенного нами анализа современных проблем, связанных с воспитанием новой личности, а также с формированием гражданского общества, сводится к тому, что строить здоровое общество и сильное государство может только человек с гражданским мироощущением, сформировать которое можно лишь, углубляя педагогическое понимание природы человека, открывая новые подходы в педагогической деятельности, опираясь на философские идеи о безграничности личностного потенциала.

Итак, анализируя многообразные виды деятельности образовательных учреждений по формированию гражданской и политико-правовой культуры молодежи, можно сделать вывод о ее позитивной роли в формировании у молодого человека комплекса таких субъективных качеств, как ориентация на общепринятые нормы и нравственные ценности во всех сферах жизни, включая сферу труда, осознанная законопослушность, умение отстаивать свои гражданские права и выполнять обязанности, политическая активность, патриотическая преданность Отечеству, культура межличностных, межнациональных и иных социальных отношений, постоянное стремление наращивать и реализовывать свой творческий потенциал во благо обществу, согражданам.

В связи с этим необходима целенаправленная работа государственных и общественных организаций, образовательных и культурных учреждений, всего научного и педагогического сообщества, законодательной и исполнительной власти на местах по исследованию и конструированию условий, обеспечивающих воспитание гражданственности россиян. «Сейчас, в начале нового столетия, - полагает Президент Российской Федерации В.В. Путин, - есть хороший шанс соединить ресурсы окрепшего государства и энергию демократического общества. Наступает время, когда быть гражданином России становится престижным. Тем более что простое понятие «гражданин» всегда значило гораздо больше, чем юридически оформленная связь с государством. И потому, гражданственность и патриотизм от одной лишь записи в документе не появляются».

ЛИТЕРАТУРА

1. Тоффлер О. Смещение власти: знание, богатство и сила на пороге XXI века. Нью-Йорк. 1990.

2. Социально-гуманитарные знания. 2003. № 5. С. 191.

3. См. Регионы России. Статистический сборник. Т. 1,2. М.. . (Подсчеты автора).

4. Российский статистический сборник. М.. 2001. С. 196. 212: Россия в цифрах. М., 2002. С. 91:

Образование в Российской Федерации. М.. 2005. С. 97. 224.

5. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. М., 1977. С. 268.

6. Текущий архив Казанского комитета образования. Протоколы, справки за 1995-2000 гг.

7. Лисонский В. Т. Молодежь о времени и о себе // Педагогика. 1998. № 4. С. 41.

8. ТА МКО. Материалы коллегии от 10 февраля 2000 г.

9. Аргументы и факты. Июнь 1999 г. № 23 (972). С. 41.

10. ТА МКО. Постановление "О гражданско-патриотическом воспитании юных москвичей".

11. ТА МКО. Справка "Развитие этнокультурного (национального) образования" от 27 февраля 2005 г.

12. Выступление Президента России В.В. Путина на Гражданском форуме 11 ноября 2001 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.