Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №4. 2021
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/65
УДК 378.146 https://doi.org/10.33619/2414-2948/65/48
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УПРАВЛЕНИИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛОЙ
©Исмаилова Н. Н., Азербайджанский государственный педагогический университет г. Баку, Азербайджан, [email protected]
INFORMATION TECHNOLOGIES IN THE MANAGEMENT OF SECONDARY SCHOOL
©Ismailova N., Azerbaijan State Pedagogical University, Baku, Azerbaijan, [email protected]
Аннотация. Информационные технологии стали неотъемлемой частью современного общества. В статье описываются особенности информационных процессов и использования информационных технологий в управлении образованием. Отмечены процесс информатизации и его сущность, а также работа, проделанная в связи с этим процессом в сфере образования.
Abstarct. Information technology has become an integral part of modern society. The article describes the features of information processes and the use of information technologies in education management. The process of informatization and its essence the work done in education in connection with this process were also emphasized.
Ключевые слова: информационные технологии, информационное общество, информатизация образования, база данных, общеобразовательная школа.
Keywords: information technologies, information society, informatization education, database, secondary schools.
Компьютеры и компьютерные технологии стали стремительно применяться во всех сферах жизни и деятельности человека. Поэтому и в общеобразовательных школах этот процесс не остался незамеченным. Информационные технологии играют важную роль в информационном обществе. Использование этих технологий повышает эффективность учебного процесса. Однако есть и проблемы, усложняющие процесс информатизации образования.
Развитие учебных заведений связано с процессом информатизации общества, который в последние годы приобрел глобальный характер. Это тоже одно из направлений основ образования. Информатизация образования направлена на процесс обеспечения сектора образования необходимой методологией и технологиями для разработки и использования современных информационных и коммуникационных технологий, а также на реализацию целей обучения, образования и развития, используемых в здоровой и комфортной среде. Одним из важных направлений информатизации образования является разработка модели управления образовательным учреждением, основанной на использовании информационно-коммуникационных технологий.
Применение информационных процессов в науке, экономике, промышленности требует разработки новой модели системы образования, основанной на современных
Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №4. 2021
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/65
информационных технологиях. Информатизация образования — это процесс обеспечения образовательных сфер новыми, современными информационными технологиями, наряду с теоретической и практической работой, направленной на психолого-педагогическую реализацию обучения и воспитания. Информатизация — одно из важных условий и составляющих в методе и структуре образовательной деятельности, обучения и управления образованием. Поэтому информатизация образования в нашей стране является приоритетом развития общества в социальной сфере. Обновление образования в регионах ведет к реорганизации системы общего образования. В результате возникают новые требования к информации [2, 16].
Использование информационных технологий может эффективно увеличить использование информационной поддержки в управлении средней школой. В последнее время информатизация образования воспринимается как новое направление педагогической науки и предмет обучения. Информатизация системы образования предполагает не только создание технических условий, но и применение компьютерных технологий в учебном процессе, поэтому важно повышать квалификацию учителей в области информационных и коммуникационных технологий. В связи с этим одним из важных вопросов является компетентностное обучение в сфере информационных технологий.
Управление любой социальной системой — это прежде всего процесс обработки информации, который представляет собой обмен информацией, основанной на взаимодействии подсистем. Школа — типичный пример социальной системы, в которой происходит обмен информацией между окружающей социальной средой и управляемыми подсистемами. Важно использовать информационные технологии на всех уровнях образования. Эта необходимость также продиктована высокими требованиями к уровню квалификации сотрудников. Наличие современных технологий в образовательном процессе позволяет не только получать и применять информацию в профессиональной сфере, но и развиваться во всех сферах современного общества. Это, в свою очередь, способствует благополучию общества. Информационная поддержка школы позволит оптимизировать управленческую деятельность руководителя в соответствии с растущими требованиями к качеству обучения и потоку информации.
Существуют методы контроля, которые успешно использовались для повышения надежности результатов (проверка ответов, точность данных, отслеживание регистрации, заполнение анкеты и т. д.). Эти методы контроля помогут оперативно устранить ошибки работы по переносу ответов с бумажных носителей на электронные. Таким образом, использование компьютерных сетей и современных информационных технологий помогают расширить возможности и упростить работу руководства школы. Информационные методы и технологии в управлении образованием основаны на принципах информационного менеджмента. Эти принципы охватывают использование информационного пространства, сетевых технологий, информационных структур, информационных моделей и единиц. Однако использование информационных технологий в управлении образованием основывается на двух направлениях. Управление образовательным учреждением как организацией (планирование, контроль и т. д.); управление образовательными процессами, т. е. процессом обучения и воспитания, передачей знаний. В основе управления образовательным учреждением лежит динамическая модель объекта управления. Динамика реализуется посредством управленческих операций, которые взаимодействуют с организацией или происходят внутри нее.
Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №4. 2021
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/65
Конвергенция информатизации, компьютерных и коммуникационных технологий, переход к повсеместному применению современных информационных систем в науке и образовании ведет к новому уровню приобретения и обобщения, распространения и использования знаний. В то время, когда формируется информационное общество, ЮНЕСКО выполняет важную и ответственную миссию в области электронного обучения и электронной науки. Ее важная роль заключается в формировании информационного общества: в развитии концепции «общества знаний» и на этой основе свободного выражения мысли, качественного образования для всех. Эта организация подчеркивает важность четырех принципов: всеобщего доступа к знаниям и информации, уважения культурного и языкового разнообразия [2, 17].
С помощью внедрения в школе информационных технологий весь документооборот ведется в электронном варианте. Также можно создать базу данных по нижеперечисленным данным:
- по классам, учащиеся (успеваемость);
- учителям (курсы повышения квалификации);
- итоговой аттестации;
- материалам, используемым для проведения тематических классных часов, родительских собраний, педагогических советов, методических совещаний;
В нашей стране проводится большая работа по информатизации образования. В настоящее время в проекте электронной школы задействовано 43 общеобразовательных учреждения по всей стране. Целью проекта является широкое и всестороннее использование информационных технологий в системе образования, а также применение положительных результатов в других учебных заведениях. В рамках проекта «Электронная школа» в избранных учебных заведениях создана единая информационная среда, учебные заведения обеспечены необходимым оборудованием и программным обеспечением, приняты меры по повышению знаний и навыков персонала (административного, педагогического, технические и т. д.) в ИКТ. По проекту электронной школы используются электронные журналы и системы родительского контроля.
Министерство образования создает информационные системы на всех уровнях образования с целью централизованного учета информации об образовательных учреждениях, действующих в стране, персонале и студентах, электронного управления с применением современных информационных и коммуникационных технологий, а также статистического анализа. Задачи разрабатываемых систем перечислены ниже:
-Информатизация управления в системе образования;
-Создание единой информационной инфраструктуры в управлении и регулировании образования;
-Разработка информационных систем управления образованием;
-Применение принципов «электронного правительства»;
-Автоматическое получение статистических и динамических отчетов за соответствующие периоды;
-Хранение и анализ информации об учебных заведениях, студентах и сотрудниках в единой базе данных;
-Подготовка статических, динамических и прогнозных отчетов на основе данных, собранных в системе [6].
Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №4. 2021
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/65
В заключение надо отметить, что за последние годы изменилось роль и места информационных технологий в жизни общества. В целом можно сделать вывод, что применение информационных технологий основа современного управления образованием. С помощью информационных технологий можно организовать образование на уровне, отвечающем требованиям современного мира.
Список литературы:
1. Алиев П. Планирование управления общеобразовательными школами. Баку - 2016, 251 стр. (на азерб. яз.)
2. Алгулиев Р., Алекперов Р., Алигулиев Р., Фаталиев Т. Электронная наука: современное состояние, проблемы и перспективы развития. Баку 2015, 127 с.
3. Гумбаталиев Р. ИКТ в образовании. Баку. 2018. 103 с.
4. Гасымова Р., Алекбарова И. Информационное общество и образование. 2006.
5. Рзаев О., Мамедов С., Исмаилов Ш. Основы управления образованием. Баку. 2010.
229 с.
6. Мамедзаде Р., Абдуллаев А., Каримова Ф., Джаббаров Р., Расулов С., Гулиев А., Некоторые проблемы управления образованием. Баку. 2008. 237 с.
References:
1. Aliev, P. Planning the management of general education schools. Baku - 2016, 251 pages
2. Alguliev R., Alekperov R., Aliguliev R., Fataliev T. Electronic science: current state, problems and development prospects. Baku - 2015, 127 pages (in Azerbaijani)
3. Gumbataliev R., ICT in education, Baku - 2018, 103 pages (in Azerbaijani)
4. Gasymova R., Alekbarova I. Information society and education. "Azerbaijani teacher" 2006 (June 15).
5. Rzayev O., Mamedov S., Ismailov Sh. Fundamentals of education management. Baku -2010, 229 pages (in Azerbaijani)
6. Mamedzade R., Abdullaev A., Karimova F., Jabbarov R., Rasulov S., Guliyev A., Some problems of education management, Baku - 2008, 237 pp. (in Azerbaijani).
Работа поступила Принята к публикации
в редакцию 01.03.2021 г. 06.03.2021 г.
Ссылка для цитирования:
Исмаилова Н. Н. Информационные технологии в управлении общеобразовательной
школой // Бюллетень науки и практики. 2021. Т. 7. №4. С. 422-425. https://doi.org/10.33619/2414-2948/65/48
Cite as (APA):
Ismailova, N. (2021). Information Technologies in the Management of Secondary School. Bulletin of Science and Practice, 7(4), 422-425. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/65/48