декларированы представления о методологических подходах, понятийной и содержательной структуре ПНС, сформированы и методически подкреплены способы организации ценностно-смыслового образовательного пространства. Они имеют системные представления о спектре гуманитарных педагогических функций и методике их реализации, в зависимости от цели и субъектов педагогического процесса легко реализует роли модератора, тьютора, коуча, проектировщика, сформированные знания о педагогических ценностях переходят в личные смыслы педагогической деятельности. Установка на профессионально-нравственный рост и саморазвитие ярко выражена, присутствует функциональный интерес и сознательный тип отношения к процессу обучения и профессионально-педагогической деятельности. Профессионально-нравственные качества данных студентов характеризуются высоким уровнем ответственности, эмпатии и совестливости. Ярко выражено аксиологическое отно-
Библиографический список
шение к профессии «педагог» и субъектам педагогической деятельности, рабочая группа воспринимается как коллективистское сообщество. Влияние педагогической поддержки и сопровождения в плане ПНС осознается и расценивается как необходимость на начальном этапе обучения, как перспектива саморазвития.
Таким образом, нам удалось доказать положительное педагогическое влияние реализации проектной деятельности на уровень готовности к ПНС. Готовность будущего педагога к ПНС выступает значимой личностно-деятельностной характеристикой профессионального становления, включающей систему знаний о нравственном саморазвитии в педагогической профессии, профессионально-нравственные качества и просоциаль-ные ценностные ориентации, на основе которых выстраиваются стратегии профессионального поведения. Именно в проектной социально значимой деятельности складываются и закрепляются стратегии будущего профессионального поведения педагога.
1. Рыбина И. С. Педагогическое обеспечение готовности будущего педагога к профессионально-нравственной самореализации. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Барнаул, 2016.
2. Малкова И.Ю. Ценностные основания проектирования в высшей школе. Вестник Томского государственного педагогического университета. 2007; Вып. 7 (70): 11 - 13.
3. Рыбина И.С. Результаты исследования педагогического обеспечения готовности будущего педагога к профессионально-нравственной самореализации в образовательном пространстве педагогического университета. Мир науки, культуры, образования. 2016; 1 (56): 161 - 164.
References
1. Rybina I. S. Pedagogicheskoe obespechenie gotovnosti buduschego pedagoga k professional'no-nravstvennoj samorealizacii. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Barnaul, 2016.
2. Malkova I.Yu. Cennostnye osnovaniya proektirovaniya v vysshej shkole. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2007; Vyp. 7 (70): 11 - 13.
3. Rybina I.S. Rezul'taty issledovaniya pedagogicheskogo obespecheniya gotovnosti buduschego pedagoga k professional'no-nravstvennoj samorealizacii v obrazovatel'nom prostranstve pedagogicheskogo universiteta. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2016; 1 (56): 161 - 164.
Статья поступила в редакцию 10.02.17
УДК 378
Seliverstova A.V., teacher of the highest qualification category, Leningrad Regional College of Culture and Art (St. Petersburg,
Russia), E-mail: [email protected]
INFORMATION TECHNOLOGIES IN THE PROFESSIONAL TRAINING OF SOCIAL AND CULTURAL SERVICES. The article considers the problem of training of specialists in the social and cultural spheres in the new information society. The material allows concluding that the role of information technologies in the training of specialists of socio-cultural sphere is strategically important and necessary as the trend takes into account the development of the society, the dynamics of changes in the socio-cultural sphere. The article explains a concept of vocational training of workers of social and cultural sphere, which relies on a thorough and comprehensive analysis of the existing experience of training of workers and facilitates the development of the main provisions of the theory and practice of socio-cultural education and substantiation of directions for its further improvement, which relies on fundamental (theoretical) and applied cultural studies. The researcher takes into account the experience of the institutions and culture of the administration and practice of social institutions that ensure the involvement of people in the sphere of culture and cultural creativity.
Key words: information technology, information resources and new computer technology, socio-cultural sphere.
А.В. Селиверстова, преп. высшей квалификационной категории, ГБПОУ «Ленинградский областной колледж
культуры и искусства», г. Санкт-Петербург, Е-mail: [email protected]
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ
В статье рассмотрена проблема подготовки специалистов социально-культурной сферы в условиях нового информационного общества. Представленный материал позволяет сделать вывод о том, что роль информационных технологий в подготовке специалистов социально-культурной серы является стратегически важной и необходимой, поскольку учитывает тенденции развития общества, динамику изменений, происходящих в социально-культурной сфере. В статье обосновывается концепция профессиональной подготовки специалистов социально-культурной сферы, которая опирается бы на тщательный и всесторонний анализ сложившегося опыта воспитания кадров данного профиля и способствует развитию основных положений теории и практики социокультурного образования, обоснованию направлений его дальнейшего совершенствования, которая опирается на фундаментальную (теоретическую) и прикладную культурологию, учитывает опыт функционирования учреждений и органов управления культурой и практику работы социальных институтов, обеспечивающих вовлечение людей в мир культуры и культурное творчество.
Ключевые слова: информационные технологии, информационные ресурсы, новые компьютерные технологии, социально-культурная сфера.
В настоящее время одним из определяющих факторов развития человечества является повышение роли информации и информационных технологий. Уровень развития информационно-технических средств обработки, хранения и передачи инфор-
мации развит настолько, что их использование встречается во всех сферах жизнедеятельности.
Современные условия развития общества требуют от специалистов быстрого поиска и принятия правильных решений
сложившихся задач. Знание основ информатики и получение навыков использования компьютеров и современных информационных технологий становится обязательным требованием для всё большего числа специалистов, в том числе и специалистов социально-культурной сферы.
Социально-культурная сфера в последние десятилетия одна из самых динамично развивающихся. Потому, профессиональная подготовка специалистов социально-культурной деятельности должна учитывать тенденции развития общества, а содержание образования корректироваться с учётом динамики изменений, происходящих в социально-культурной сфере [1].
Следует отметить, что в современном информационном обществе происходит изменение характера профессиональной деятельности. Профессиональная деятельность становится многофункциональной и динамически развивающейся структурой, требующей, как правило, широкого применения современных информационных технологий [2]. Использование информационных технологий дает принципиально новые возможности для повышения эффективности учебного процесса и успешности в дальнейшей карьере молодого специалиста социально-культурной сферы.
Поскольку в социально-культурной деятельности информация является одним из ведущих инструментов работы, поэтому навыки по поиску, систематизации, обработке и использованию информации с применением современных информационных технологий становятся важной составляющей профессиональной подготовки.
Колоссальный рост информационных ресурсов, темпы современного социально-экономического и социально-культурного развития приводят к постоянному увеличению объема учебной информации, поэтому на первый план выступает необходимость интенсификации учебного процесса, которую можно успешно решить лишь на основе применения современных информационных технологий, которые становятся мощным средством обучения (см., например, работы [3; 4; 5; 6]).
Сложившаяся в конце XX века социально-культурная ситуация по-новому поставила проблемы обучения и воспитания кадров, потребовала коренного реформирования всей системы социокультурного образования.
В этих условиях все более осознается необходимость разработки современной концепции профессиональной подготовки специалистов социально-культурной сферы, которая опиралась бы на тщательный и всесторонний анализ сложившегося опыта воспитания кадров данного профиля и способствовала развитию основных положений теории и практики социокультурного образования, обоснованию направлений его дальнейшего совершенствования.
Опираясь на фундаментальную (теоретическую) и прикладную культурологию, учитывая опыт функционирования учреждений и органов управления культурой и практику работы социальных институтов, обеспечивающих вовлечение людей в мир культуры и культурное творчество, и совокупный опыт, можно сказать, что специалист широкого профиля, организатор социально-культурной деятельности призван выявлять, удовлетворять и развивать социально-культурные интересы разных групп населения, разрабатывать целевые культурные программы и социальные технологии их осуществления, стимулировать инновационные движения в сфере культуры, управлять экономическими механизмами организации социально-культурной деятельности, внедрять эффективные педагогические методики развития культурно-эстетического творчества. Принципиальная особенность такого специалиста в том, что знания социологии, экономики, политологии, права, теории управления и ряда других общественно значимых и весьма престижных сегодня наук выступает не как самоцель, а как существенное средство реализации ведущей метафункции прикладной культурологии - приобщения человека к достижениям мировой и отечественной культуры, всемирное развитие его творческого потенциала.
Общеобразовательные и общегуманитарные знания организатора социально-культурной деятельности высшей квалификации должны стимулировать формирование высочайшей духовности, возможность профессионально оценивать социально-культурную ситуацию, проявлять общекультурную мобильность и способность принять на себя роль лидера в духовной жизни определенной общности или конкретного региона.
Организатор социально-культурной деятельности должен уметь:
вовлекать разные группы населения и отдельных людей в процесс непрерывного просвещения, самодеятельного творчества и рационального отдыха; формировать у населения, и в первую очередь у молодежи, экономическую, политическую, нравственную, правовую, экологическую, эстетическую, физическую культуру; обеспечивать педагогическую инструментовку различных форм общественно-организованного свободного времени; осуществлять идейно-художественную оценку явлений культуры, и, в частности, искусства; работать с людьми, конструировать социально значимые контакты, формировать культуру общения; эффективно использовать в информационно-просветительной, художественно-массовой и зрелищно-игровой деятельности наглядные и технические средства, осуществлять идейно-эмоциональное воздействие на личность искусством живого слова; оказывать методическую и практическую помощь общественным организаторам досуга в осуществлении этой работы; прогнозировать, планировать и осуществлять воспитательную, художественно-творческую, организационно-методическую и административно-хозяйственную функцию учреждений культуры; разрабатывать и осуществлять конкретные регионально-целевые программы рациональной организации социально-культурной деятельности разных групп населения; изучать, обогащать, пропагандировать, распространять и внедрять передовой опыт работы учреждений культуры.
Организатор социально-культурной деятельности должен владеть навыками:
изучения и учёта потребностей и интересов разных групп населения (поисково-социологическое мастерство); культурно-организаторской деятельности, экономического, правового, методического и организационного обеспечения функционирования (менеджерское мастерство) учреждений и организаций социально-культурной сферы; информационно-просветительной, зрелищно-познавательной и художественно-массовой работы (ораторское, просветительное, художественно-пропагандистское и сценарно-режиссерское мастерство); правового, психолого-педагогического и организационно-методического обеспечения деятельности клубных объединений, инициативных групп, любительских движений в культурно-досуговой среде (организационно-педагогическое мастерство); организации общения и развлекательно-игрового отдыха разных групп населения (коммуникативно-игровое мастерство); индивидуализации содержания и форм социально-культурной деятельности, создания условий для самореализации творческих потенций личности (психолого-педагогическое мастерство); проектирования социально-культурных процессов, разработки и осуществления комплексных регионально-целевых культурных программ (перспективно-формирующее мастерство).
Организатор социально-культурной деятельности должен обладать комплексом профессионально-личностных качеств, которые позволяют ему осуществлять ценностно-ориентационную, коммуникативно-организаторскую, информационно-просветительную, творческо-конструктивную, рекреативно-развлекательную, поисково-исследовательскую функции.
Становление и развитие системы подготовки специалистов для сферы культуры совпало с образовательным бумом, который переживает человечество на этапе формирования информационной цивилизации XXI в. Образованность и профессиональная компетентность стали ведущим капиталом современной личности. Именно они в первую очередь предопределяют общественный престиж, позволяют продвигаться по службе, обеспечивают материальное благополучие.
Принципиально меняются приоритеты образования: отныне оно не ограничивается формированием будущей социальной элиты, а готовит широкие слои специалистов разных областей экономики, науки, культуры, управления из огромной массы желающих использовать ее для обретения права на высокий социальный статус.
Ленинградский областной колледж культуры и искусства (ГБ ПОУ «ЛОККиИ») успешно ведет образовательную деятельность по подготовке специалистов социально-культурной сферы. Нет такой сферы культурной деятельности, в которой не трудились бы воспитанники колледжа, среди них, директора музеев, дворцов и домов культуры, руководители художественных коллективов, многие их которых являются лауреатами областных, всероссийских и международных конкурсов. Много бывших студентов колледжа избрали педагогическую деятельность, преподают в Театральной академии, Академии культуры, родном колледже и
других высших и средних учебных заведениях различных городов страны.
ГБ ПОУ «ЛОККиИ» осуществляет прием на специальности:
• Социально-культурная деятельность (по видам) «Организация и постановка культурно-массовых мероприятий и театрализованных представлений)
• Народное художественное творчество (по видам) Театральное творчество; Хореографическое творчество.
• Хоровое дирижирование
• Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы.
Информационно-образовательная среда ГБ ПОУ «ЛОККиИ» обеспечивает возможности для информатизации работы любого преподавателя и учащегося. Через информационно-образовательную среду учащиеся имеют контролируемый доступ к образовательным ресурсам и Интернету, могут взаимодействовать дистанционно, в том числе и во внеурочное время.
Подобная среда включает в себя организационно-методические средства, совокупность технических и программных средств хранения, обработки, передачи информации, обеспечивающую оперативный доступ к педагогически значимой информации и создающую возможность для общения педагогов и обучаемых.
Информационная среда, рассматриваемая в качестве педагогически и технически организованной сферы информационного взаимодействия участников образовательного процесса, позволяет решить комплексную задачу интеграции информационных процессов, характерных для основных видов деятельности образовательного учреждения.
Информационно-образовательная среда образовательного учреждения - это система, которая: включает материально-технические, информационные и кадровые ресурсы; обеспечивает автоматизацию управленческих и педагогических процессов, согласованную обработку и использование информации, полноценный информационный обмен; предполагает наличие нормативно-организационной базы, технического и методического сопровождения.
Организационная структура информационной среды ГБ ПОУ «ЛОККиИ» включает: центральный выделенный сервер для хранения единой базы данных образовательного учреждения и иных информационных ресурсов общего доступа; компьютерные классы для преподавания дисциплин: «Информатика», «Информационные технологии», «Информационные ресурсы», «Информационное обеспечение профессиональной деятельности»;
Библиографический список
а так же для компьютерной поддержки общеобразовательных предметов и для организации внеучебной работы; передвижные и/или статичные демонстрационные комплексы; Библиотеку; Интернет; Информационно-методический центр
Техническую инфраструктуру информационной среды ГБ ПОУ «ЛОККиИ» составляют: компьютерные классы, отдельные компьютеры, выделенный сервер, периферийное и проекционное оборудование, телекоммуникационное оборудование.
Информационная инфраструктура ГБ ПОУ ЛОККиИ» складывается из: программного обеспечения общего назначения, программного обеспечения для автоматизации деятельности различных служб (для учета учащихся и родителей, для кадрового учета, для составления расписания, для анализа успеваемости, для автоматизации библиотеки и др.); программно-методического обеспечения для организации учебно-воспитательного процесса; информационных ресурсов образовательного учреждения (база данных, учебно-методические банки данных, Web-сайт).
Организация информационной образовательной среды с использованием современных музыкально-компьютерных (МКТ) [7; 8] и информационных технологий - это неотъемлемый компонент подготовки специалиста. Управление информацией с помощью информационных технологий и использование информационных систем стало одним из наиболее важных элементов не только жизнедеятельности общества, но и подготовки будущих специалистов. Профессиональная подготовка специалистов социально-культурной деятельности должна учитывать тенденции развития общества, а содержание образования корректироваться с учетом динамики изменений, происходящих в социально-культурной сфере. Поэтому необходимо обучать будущих специалистов социально-культурной сферы свободному их применению и в профессиональной деятельности.
В целом, анализируя роль и значение информационных технологий, МКТ, электронных музыкальных инструментов (ЭМИ) [9; 10; 11] для подготовки будущих специалистов социально-культурной сферы, можно сделать вполне обоснованные выводы о том, что эта роль является стратегически важной, а значение этих технологий в ближайшем будущем будет быстро возрастать. Именно этим технологиям принадлежит сегодня определяющая роль в области образования. Аргументами для этих выводов является ряд уникальных свойств информационных технологий (оперативность, доступность) которые и выдвигают их на приоритетное место по отношению к производственным и социальным технологиям.
1. Горбунова И.Б. Информационные технологии в музыке и музыкальном образовании. Региональная информатика РИ-2014: материалы конференции, Санкт-Петербург, 29-31 окт. 2014, СПОИСУ. Санкт-Петербург, 2014: 320 - 322.
2. Горбунова И.Б. Информационные технологии в музыке и комплексная модель её семантического пространства. Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. 2014; 4 (208): 152 - 161.
3. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в образовании педагога-музыканта. Современное музыкальное образование - 2014: материалы XIII Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией И.Б. Горбуновой, 2014: 32 - 38.
4. Горбунова И.Б., Заливадный М.С., Хайнер Е. Музыкально-компьютерные технологии как информационно-трансляционная система в Школе цифрового века. Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. 2014; 4 (39): 99 - 104.
5. Горбунова И.Б. Интерактивные сетевые технологии обучения музыке и музыкально-компьютерные технологии. Мир науки, культуры, образования. 2016; 1 (56): 126 - 131.
6. Горбунова И.Б. Музыкальный компьютер как новый инструмент педагога-музыканта в Школе цифрового века. Теория и практика общественного развития, 2015; 11: 254 - 257.
7. Горбунова И.Б. Феномен музыкально-компьютерных технологий как новая образовательная творческая среда. Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2004; 4 (9): 123 - 138.
8. Горбунова И.Б., Заливадный М.С. Компьютерная музыка как одно из проявлений современного этапа экспериментальной эстетики и теоретического музыкознания. Научное мнение. 2014; 12 (1): 113 - 120.
9. Горбунова И.Б. Электронные музыкальные инструменты: к проблеме становления исполнительского мастерства. Теория и практика общественного развития. 2015; 22: 233 - 240.
10. Горбунова И.Б., Давлетова К.Б. Электронные музыкальные инструменты в системе общего музыкального образования. Теория и практика общественного развития. 2015; 12: 411 - 415.
11. Горбунова И.Б., Белов Г.Г. Новый инструмент музыканта. Общество: философия, история, культура. 2015; 6: 135 - 139.
References
1. Gorbunova I.B. Informacionnye tehnologii v muzyke i muzykal'nom obrazovanii. Regional'naya informatika RI-2014: materialy konferencii, Sankt-Peterburg, 29-31 okt. 2014, SPOISU. Sankt-Peterburg, 2014: 320 - 322.
2. Gorbunova I.B. Informacionnye tehnologii v muzyke i kompleksnaya model' ee semanticheskogo prostranstva. Nauchno-tehnicheskie vedomosti Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo politehnicheskogo universiteta. Gumanitarnye i obschestvennye nauki. 2014; 4 (208): 152 - 161.
3. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v obrazovanii pedagoga-muzykanta. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie - 2014: materialy XIII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Pod obschej redakciej I.B. Gorbunovoj, 2014: 32 - 38.