Научная статья на тему 'Информационные технологии в системе финансовой поддержки аграрного сектора'

Информационные технологии в системе финансовой поддержки аграрного сектора Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
173
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационные технологии в системе финансовой поддержки аграрного сектора»

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ФИНАНСОВОМ ПОДДЕРЖКИ

АГРАРНОГО СЕКТОРА

О.Д. Радченко, к.э.н., ст. науч. сотр. ННЦ Институт аграрной экономики НААН Украины

Информационные технологии являются одним из средств повышения эффективности государственного управления, поскольку их использование повышает качество и скорость обработки и передачи потоков информации, а это способствует обеспечению национальных интересов, улучшению управляемости экономикой, развитию наукоемких производств и высоких технологий, росту производительности труда, совершенствованию социально-экономических отношений, обогащению духовной жизни общества.

Вопросы государственной поддержки аграрного сектора Украины изложены в трудах ученых В.М. Гейца, Н.Я. Демьяненка, С.М.Кваши, НИ. Кисиля, М.Ф. Кропивка, Ю.О. Лупенка, П.Т. Саблука, Л. Д. Тулуша и др. [6]. Проблемы информационных технологий в сфере аграрной политики только обретают свои контуры и актуальность, поэтому важен анализ их состояния.

Сущность термина «информатизация» определена в ст. 1 Закона Украины «О Национальной программе информатизации» [4]: это совокупность взаимосвязанных организационных, правовых, политических, социально-экономических, научно-технических, производственных процессов. В общем виде это совокупность методов и средств размещения и организации информации, от которой в значительной степени зависит достоверность и качество принятия управленческих решений.

Украинская модель системы государственной поддержки сельского хозяйства в современном ее виде начала формироваться с 2000 г., при этом до 2004 г. использовались преимущественно косвенные механизмы поддержки (льготное налогообложение, компенсация кредитов). Ныне бюджетная поддержка состоит из программ поддержки животноводства, растениеводства, компенсации расходов на ресурсы, льготного кредитования и др., структура которых приведена в табл. 1.

Таблица 1 - Бюджетная поддержка АПК Украины в 2009-2012 гг., %

Наименование бюджетных программ 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г.

Министерство аграрной политики МАПиП), тыс. грн 6365170,8 5754486,4 10203529,9 8206341,4

В т.ч. аппарат Министерства, тыс. грн 4429359,0 3556236,1 6693340,4 4660528,1

Структура, % 100,00 100,00 100,00 100,00

Общее руководство и управление 0,76 1,08 0,52 0,85

Наука 0,29 0,39 0,19 3,57

Кадры 39,85 54,03 31,35 14,3

Бюджетная дотация животноводства и растениеводства 11,29 1,49 2,14

Поддержка отрасли животноводства - — 30,33 15,70

Расходы на объекты государственного ценового регулирования 1,35 6,78 3,29 16,4

Государственная поддержка АПК через механизм удешевления кредитов 6,77 7,94 12,52

Развитие социальной сферы 0,92 0,24 0,12 0,15

Организация и регулирование деятельности 9,32 13,26 0,18 0,55

Закладка и уход за молодыми садами, виноградниками и ягодниками 10,24 13,38 8,32 23,06

Компенсация стоимости отечественной техники - - 0,15 0,11

Другое 19,21 10,84 16,12 10,65

За последние годы бюджетная поддержка выросла в 1,3 раза, в том числе по аппарату МАПиП - на 5,2%. Имеются определенные сдвиги - внедрение систем информатизации в сфере деятельности аграрного рынка частично заложены в программе Расходы на объекты

государственного ценового регулирования (16,4% в 2012 г.), информационно-консультационное обслуживание агропромышленного производства реализуется посредством сети консультационных (дорадницких) служб, на поддержку которых в бюджете заложены сред-

ства по программе 2801180 Финансовая поддержка мероприятий в агропромышленном комплексе. На научно-исследовательскую и научно-образовательную деятельность в бюджете 2012 г. заложено 3,57% и на обучение кадров 14,30%. Таким образом, информационные технологии в системе бюджетной поддержки аграрного сектора получили существенное развитие и развиваются параллельно с аграрным комплексом, аграрным образованием и наукой.

Как считают исследователи Н.А. Рогоза [5], А.М. Едамова [2], сельское хозяйство нуждается в оптимизации производства с целью получения максимальной прибыли, рационального использования ресурсов, в том

числе природных, защиты окружающей среды. Обычное сельское хозяйство превращается в «точное», которое предусматривает эффективное и рациональное управление процессами роста растений согласно их потребностям в питательных веществах и условиях роста, сбалансированных рационов кормления, повышения продуктивности стада и др. На сайте МАПиП (рис. 1) функционирует система информационного обеспечения по аграрному рынку, отраслям и экономике АПК [1], программное обеспечение которой соответствует международным стандартам, но многие ресурсы которой заморожены, не финансируется ее актуализация до 2008-2009 гг.

Нормативно-правовая работа Отрасли АПК Экономика АПК

Правовая работа Разрешительная система Приказы Ветеринарная медицина Пищевая и перерабатывающая промышленность Рыбное хозяйство Садоводство, виноградарство и виноделие Развитие сельских территорий Госсельхозинспекция и др. Финансы Бухгалтерский учет Учет и финансы АПК

Организационно-экономический механизм информационного обеспечения МАПиП

Аграрный рынок Общественная приемная Государственные органы

Ценовой мониторинг Объемы закупок региональных ресурсов Биржевой рынок Оптовые и оптово-розничные рынки сельскохозяйственной продукции Стандартизация, метрология и качество продукции Нормативно-правовые акты по вопросам рассмотрения обращений граждан Приём граждан О работе из обращениями граждан Президент Украины Верховная Рада Национальное агентство по вопросам Государственной службы Национальная академия государственного управления при Президенте Украины

Рисунок 1 - Структура информационного сайта МАПиП Украины. Источник [1].

Концептуальные основы информатизации агропромышленного комплекса предусматривают информационно-аналитическое обеспечение агропромышленного производства, деятельности органов государственного управления АПК; аграрного рынка; информационно-консультационное обслуживание агропромышленного производства; информатизацию предприятий и объединений сельского хозяйства; научно-исследовательскую и научно-образовательную деятельность и усовершенствование системы информационно-библиотечного обслуживания. Информационное обеспечение управления аграрной сферой направлено на: создание государственной сети информационно-маркетинговых центров по

вопросам внедрения информационного обслуживания, проведение исследований и обеспечение развития электронного рынка и новейшей системы государственного планирования путем составления отраслевых и межотраслевых балансов; создание на базе информационно-маркетинговых центров автоматизированной информационно-аналитической системы мониторинга выполнения показателей социально-экономического развития аграрного сектора; инвентаризацию электронных информационных ресурсов и создание интегрированной информационно-справочной (поисковой) сети; создание единого информационно-аналитического центра [7].

Информационные технологии способствуют повышению урожайности и продуктивности, своевременной реализации по выгодной цене, управлению предприятиями в целом. Доступность сети Интернет благодаря развитию информационно-коммуникационных технологий привлекает все больше фермеров. Отмечены побудительные причины: отслеживание текущих цен на сельскохозяйственную продукцию (82% фермеров пользователей Интернета); получение информационных услуг в сельском хозяйстве (56%); получение информации от МАПиП о программах государственной поддержки (33%); для связи с другими фермерами, консультативными службами, передачи данных клиентам (30%) [3].

Проблемами информатизации в аграрном секторе остаются: совершенствования информационно-консультационных технологий на базе консультационных служб как инструмента внедрения государственной аграрной политики. По данным Европейской федерации ассоциаций управленческого консалтинга, на применение информационных технологий приходится около 40% их выручки. При этом методами распространения сельскохозяйственных знаний и информации есть массовое распространение информации, обучение и консультирование, проведение социологических исследований, вариативных наработок инвестиционного проектирования, бизнес-проектов, методик экономического анализа. Развитие информационных технологий стимулирует использование новых технических средств для поддержки формирования рекомендаций - интегрированной информационной среды базы данных и знаний, информационно-справочных, геоинформационных систем. Создание национальной системы сельскохозяйственной информации и знаний (НССИиЗ)

является неотъемлемой частью информационной среды Украины для поддержки стабильного развития территорий, повышения уровня жизни сельского населения, развития производства и расширение возможностей для участия в международных аграрных рынках.

Источники

1. Сайт Министерства аграрной политики и продовольствия Украины http://www.minagro. gov.ua; Аграрп - за шформацшне суспшьство / Електронний ресурс. [Режим доступу: //http://www.minagro.gov.ua/ page/?n= 124801.

2. Сдамова А.М. Застосування сучасних шформа-цшних технологш у сшьському господарствi / Електронний ресурс. [Режим доступу: www.pdaa. edu.ua/ np/pdf2/27.pdf ].

3. 1нформацшт технологи у сшьському госпо-дарстга та сшьськш школi / Електронний ресурс. [Режим доступу: //http://www.magda-lynivka. dp.ua/it].

4. Про нацюнальну програму шформатизацц. Закон Украши вщ 4.02.1998 року N 74/98-ВР / Електронний ресурс. [Режим доступу: http://www. nbuv.gov.ua/law/98_inf.html]; Про Основш засади розвитку шформацшного суспiльства в Украш на 2007-2015 роки ( Вщомосп Верховно1 Ради Укра1ни (ВВР), 2007, N 12, ст.102 ).

5. Рогоза Н.А. 1нформацшне забезпечення як фактор зростання ефективного функцiонування аграрного ринку Укра1ни / Електронний ресурс. [Режим доступу: www. nbuv. gov. ua/portal/... 2/ 10rna.pdf].

6. Стратегiчнi напрями розвитку сшьського гос-подарства Укра1ни на перюд до 2020 року /за ред. Ю.О. Лупенка, В.Я. Месель-Веселяка - К.: ННЦ "1АЕ", 2012. - 182 с.

7. Стратепя розвитку iнформацiйного забезпечення АПК i сiльського населення Укра1ни до 2015 року / Колепя Мшстерства аграрно1 полiтики (протокол №6 вщ 29.06.2006 р.). - К.: ВЦ НАУ, 2006. - 45 с.

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ УКРАИНЫ

И.И. Шкуратова, к.н. гос. упр., ст. преп. Академии таможенной службы Украины

В условиях реформирования земельных отношений и интеграции Украины в мировое экономическое пространство особую актуальность приобретают вопросы государственного управления земельными ресурсами Украины, которые являются основой национального богатства страны. По своей природе земельные ресурсы являются особым объектом социально-экономических и общественно-политических отношений, поэтому они требуют принципиально иной системы управления.

Государственное управление земельны-

ми ресурсами является процессом постоянного совершенствования земельных отношений, землепользования и землевладения, землеустройства территории и землеустройства хозяйств, оптимизации распределения земель между отраслями хозяйственного комплекса и рационализации их использования в каждой из них, разработка и повышение производительности и экономической эффективности использования сельскохозяйственных угодий по принципам устойчивого развития. Функции управления земельными ресурсами выполняют

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.