Информационные технологии способствуют повышению урожайности и продуктивности, своевременной реализации по выгодной цене, управлению предприятиями в целом. Доступность сети Интернет благодаря развитию информационно-коммуникационных технологий привлекает все больше фермеров. Отмечены побудительные причины: отслеживание текущих цен на сельскохозяйственную продукцию (82% фермеров пользователей Интернета); получение информационных услуг в сельском хозяйстве (56%); получение информации от МАПиП о программах государственной поддержки (33%); для связи с другими фермерами, консультативными службами, передачи данных клиентам (30%) [3].
Проблемами информатизации в аграрном секторе остаются: совершенствования информационно-консультационных технологий на базе консультационных служб как инструмента внедрения государственной аграрной политики. По данным Европейской федерации ассоциаций управленческого консалтинга, на применение информационных технологий приходится около 40% их выручки. При этом методами распространения сельскохозяйственных знаний и информации есть массовое распространение информации, обучение и консультирование, проведение социологических исследований, вариативных наработок инвестиционного проектирования, бизнес-проектов, методик экономического анализа. Развитие информационных технологий стимулирует использование новых технических средств для поддержки формирования рекомендаций - интегрированной информационной среды базы данных и знаний, информационно-справочных, геоинформационных систем. Создание национальной системы сельскохозяйственной информации и знаний (НССИиЗ)
является неотъемлемой частью информационной среды Украины для поддержки стабильного развития территорий, повышения уровня жизни сельского населения, развития производства и расширение возможностей для участия в международных аграрных рынках.
Источники
1. Сайт Министерства аграрной политики и продовольствия Украины http://www.minagro. gov.ua; Аграрп - за шформацшне суспшьство / Електронний ресурс. [Режим доступу: //http://www.minagro.gov.ua/ page/?n= 124801.
2. Сдамова А.М. Застосування сучасних шформа-цшних технологш у сшьському господарствi / Електронний ресурс. [Режим доступу: www.pdaa. edu.ua/ np/pdf2/27.pdf ].
3. 1нформацшш технологи у сшьському госпо-дарстга та сшьськш школi / Електронний ресурс. [Режим доступу: //http://www.magda-lynivka. dp.ua/it].
4. Про нацюнальну програму шформатизацц. Закон Украши вщ 4.02.1998 року N 74/98-ВР / Електронний ресурс. [Режим доступу: http://www. nbuv.gov.ua/law/98_inf.html]; Про Основш засади розвитку шформацшного суспшьства в Украш на 2007-2015 роки ( Вщомосп Верховно! Ради Украши (ВВР), 2007, N 12, ст.102 ).
5. Рогоза Н.А. 1нформацшне забезпечення як фактор зростання ефективного функцюнування аграрного ринку Украши / Електронний ресурс. [Режим доступу: www. nbuv. gov. ua/portal/... 2/ 10rna.pdf].
6. Стратепчш напрями розвитку сшьського гос-подарства Украши на перюд до 2020 року /за ред. Ю.О. Лупенка, В.Я. Месель-Веселяка - К.: ННЦ "1АЕ", 2012. - 182 с.
7. Стратепя розвитку шформацшного забезпечення АПК i сшьського населення Украши до 2015 року / Колепя Мшстерства аграрно! политики (протокол №6 вiд 29.06.2006 р.). - К.: ВЦ НАУ, 2006. - 45 с.
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ УКРАИНЫ
И.И. Шкуратова, к.н. гос. упр., ст. преп. Академии таможенной службы Украины
В условиях реформирования земельных отношений и интеграции Украины в мировое экономическое пространство особую актуальность приобретают вопросы государственного управления земельными ресурсами Украины, которые являются основой национального богатства страны. По своей природе земельные ресурсы являются особым объектом социально-экономических и общественно-политических отношений, поэтому они требуют принципиально иной системы управления.
Государственное управление земельны-
ми ресурсами является процессом постоянного совершенствования земельных отношений, землепользования и землевладения, землеустройства территории и землеустройства хозяйств, оптимизации распределения земель между отраслями хозяйственного комплекса и рационализации их использования в каждой из них, разработка и повышение производительности и экономической эффективности использования сельскохозяйственных угодий по принципам устойчивого развития. Функции управления земельными ресурсами выполняют
законодательные и исполнительные органы власти, которые регулируют земельные отношения и определяют общую стратегию землепользования, нормотворчества, правоохранительной деятельности.
Эффективная и качественная система информационного обеспечения органов власти является неотъемлемой частью профессионального функционирования системы государственного управления. Внедрение и всестороннее использование современных информационных технологий в управленческой деятельности позволяет обеспечить информационно-аналитическую поддержку принятия управленческих решений на всех уровнях, в частности, относительно социально-экономического развития государства и его отдельных регионов; удовлетворить информационные потребности государственных служащих и других категорий граждан, создать условия для объективного формирования общественного мнения о деятельности органов власти, а также услуг, которые они предоставляют.
Главная роль в принятии управленческих решений принадлежит информационному обеспечению органов государственного управления. По нашему мнению, проблемы информационного обеспечения управления земельными ресурсами в условиях развития информационных технологий и достаточно быстрой информатизации общества остаются недостаточно исследованными и требуют государственного вмешательства с точки зрения обеспечения условий для создания единой информационной системы государственного управления земельными ресурсами. Учитывая, что в последние годы существенно изменился состав и информационная емкость показателей, отра-
жающих правовое положение земель различных категорий, увеличена информационная емкость и интенсивность использования массивов показателей, связанных с собственностью и оценкой земель, особенно таких ее частей, как оценка земель сельскохозяйственного назначения и данные, которые определяют ограничения по использованию земель. Учитывая требования к изменению ряда показателей, т.е. увеличение их информационной емкости, необходимо детальное изучение и оперативное вмешательство в содержание, алгоритмы и программы решения задач генерализации баз данных, содержание отчетов и документов различных уровней, в процесс сбора информации и введение их в базы данных. Мероприятия по созданию земельно-информационной среды с целью повышения эффективности государственного управления земельными ресурсами, использования и охраны земель приобретают особую актуальность и обусловливают необходимость совершенствования системы информационного обеспечения государственного управления земельными ресурсами.
Основной задачей государственного управления земельными ресурсами является процесс постоянного совершенствования земельных отношений, оптимизации распределения земель между видами экономической деятельности страны, а, следовательно, такой процесс требует внедрения новых форм и методов, которые предусматривают активизацию государственного управления земельными ресурсами, что возможно при условии совершенствования механизмов управления, которыми являются: государственный земельный кадастр, землеустройство, мониторинг, контроль за использованием и охраной земель.
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФУКЦИОНИРОВАНИЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ РАЗНЫХ ФОРМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
И.В. Свиноус, д.э.н., доц. Белоцерковского национального аграрного университета
Особенностями статистического учета в сельском хозяйстве является то, что он ведется, в первую очередь, по функциональному признаку, а также по территориальному принципу, т.е. по месту нахождения сельскохозяйственных ресурсов (земли, поголовья), а не по месту регистрации хозяйствующего субъекта. Сейчас в Украине сложилась ситуация, что информационная среда формируется вокруг основных форм хозяйствования на селе - сельскохозяйственных предприятий, хозяйств населения и фермерских хозяйств.
Анализируя потенциал сельскохозяйственных товаропроизводителей, исследователи используют данные Госкомстата Украины. Однако возникает вопрос, насколько цифровой материал соответствует современным реалиям сельской жизни. Если анализировать с методологической точки зрения построения статистической отчетности, цифровой материал якобы соответствует действительности. Однако есть значительные различия между цифровым материалом в статистических сборниках и в реальной действительности.