13715,4 грн., что соответствовало пропорции 1:9,9 свино-зернового коэффициента. Очевидно, что увеличение этого соотношения означает цену большего количества центнеров в цене единицы живой массы свиней, то есть удешевление концентрированных кормов и откорма, и повышение приоритета производства свинины. Вместе с тем уменьшение соотношения означает, что производителю выгоднее продавать как можно больше зерна при сохранении отрасли свиноводства на минимально допустимом уровне.
Данные в таблицы показывают, что все годы характеризуются недостаточным уровнем соотношения, среди которых более благоприятное соотношение было в 2005г. -1:24,3, а наименее благоприятное в 1999 г. - 1:3.
Следовательно, сущность паритетности (эквивалентности) межотраслевого обмена заключается в относительном равенстве условий для расширенного воспроизводства для всех отраслей. Эти условия находят свое выражение в относительном равенстве прибыли, оплаты единицы труда одинаковой сложности, применяемых норм амортизации однотипных основных средств.
В последние годы Украина сконцентрировала усилия для вхождения в мировое экономическое пространство, требует пересмотра подходов к определению ценовой эквивалентности. В частности, некоторые исследователи подчеркивают, что в настоящее время обеспечение эквивалентности межотраслевого обмена не означает возврата к предкризисных ценовых соотношений. Нельзя понимать ее и как внедрение единой нормы прибыли во всех отраслях агропромышленного комплекса. Согласно закону мировых цен, современное понимание эквивалентности - суть сближения принципов и механизмов государственного и мирового ценообразования, ориентация внутренних ценовых уровней и соотношений на мировые.
Таким образом для сельскохозяйственных товаропроизводителей важно, чтобы цены реализации позволяли получать прибыль и вести расширенное воспроизводство. С этой целью необходимо применять гарантированные цены на сельскохозяйственную продукцию, рассчитанные на основе целевых цен и вводить залоговые операции. То есть решить проблему диспаритету цен необходимо путем развития аграрной инфраструктуры до того уровня, когда сельское хозяйство станет равноправным с другими отраслями, а возможно и доминантною отраслью агробизнеса.
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ
СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ УКРАИНЫ
Лазутина Л.А., аспирант ННЦ «Институт аграрной экономики»,
С получением независимости в Украине социально-экономическое развитие сельских территорий определилось как одно из наиболее актуальных направлений в политике государства, а именно создание условий для развития сельских населенных пунктов, повышение уровня благосостояния и качества жизни сельских жителей , развитие инфраструктуры и др.
Исследователями Е.Бородиной[1], Н.Демьяненко, О.Радченко [11], И.Прокопой [1], М.Талавырей [3] и др. установлено, что социальная сфера сельских территорий способствует развитию как аграрного производства, так и уровня жизни сельского населения, имеет свои закономерности и является относительно самостоятельной системой с общими и специфическими связями, условиями функционирования, механизмом управления.
Государственная поддержка регулируется рядом нормативных актов, первым из которых был Закон Украины «О приоритетности социального развития села и агропромышленного комплекса в народном хозяйстве» от 17 октября 1990 г. [6], но положения, задекларированные в законе, не были реализованы в полной мере, как и не определены инструменты их реализации. Постепенно поддержка сельских территорий свелась только к финансированию сельскохозпроизводства, прежде всего крупнотоварного.
Поэтому в 2002 году издан Указ Президента Украины «О первоочередных мерах по поддержке развития социальной сферы села» [9], для преодоления отрицательных процессов социальной сфере села, достижения позитивных сдвигов в обеспечении жизнедеятельности сельского населения. Предусматривалось финансирование 30% расходов, осуществляемых из Государственного бюджета Украины на капитальные вложения, на развитие социальной инфраструктуры сельских территорий.
Позже, в 2005 году, Кабинетом Министров Украины (КМУ) была принята «Концепция комплексной программы развития украинского села на 2006-2010 годы», целью которой является реализация основных направлений государственной политики создания благоприятных условий для комплексного развития сельских территорий, решения социальных проблем села, развития высокоэффективного конкурентоспособного на внутреннем и внешнем рынках аграрного сектора. Расходы на выполнение программы предусматривалось осуществлять за счет средств государственного и местных бюджетов, кредитов банков, средств инвесторов и других источников.
В «Государственной целевой программе развития украинского села на период до 2015 года» [4], утвержденной КМУ в 2007 году, основное внимание уделено развитию аграрного производства, инфраструктуры, материально-технического обеспечения. В 2008-2011 годах предусматривалось выполнение 17 мероприятий с прогнозным объемом финансирования 11046,6 млн грн, в том числе на средства государственного бюджета - 8569,3 млн грн. Фактически выполнено 11 мероприятий, на которые использованы 1589,3 млн грн (14% от прогноза), в том числе из государственного бюджета - 1505,3 млн грн [10].
Распоряжением КМУ в 2010 году принята «Концепция Государственной целевой программы устойчивого развития сельских территорий на период до 2020 года» [7], цель которой заключается в повышении уровня жизни сельского населения, охране окружающей среды, сохранении природных, трудовых и производственных ресурсов, повышении конкурентоспособности сельскохозяйственного производства. Ею предусмотрено создание благоприятных условий для проживания населения на сельских территориях путем внедрения социальных стандартов и нормативов в соответствии с европейскими, развитие объектов социальной инфраструктуры, содействие созданию коммунальных предприятий для бытового обслуживания сельского населения и благоустройства сельских населенных пунктов, повышение качества образовательных услуг, развитие сельского аграрного туризма. Выполнение Программы должно обеспечить повышение уровня занятости и увеличение доходов сельского населения, развитие социальной инфраструктуры, улучшение экологической ситуации на селе. Расходы для выполнения Программы предусмотрены за счет средств государственного и местных бюджетов, а также сельских и поселковых общин, частных инвестиций.
В 2012 году МАПиП Украины формирует программу «Рщне село». Как считают эксперты, она станет основой концептуального развития сельских территорий, кооперативного предпринимательства, местного самоуправления и сельской инфраструктуры Украины.
Таким образом, обзор законодательного поля свидетельствует, что целями государственной политики в сфере развития социальной сферы села являются гарантированное осуществление гражданских прав сельских жителей и обеспечение надлежащего жизненного уровня.
Динамика финансирования социальной сферы по Министерству агрополитики и продовольства Украины (МАПиП) приведена на рис. 1.
□ Аппарат Министерства □ Развитие социальной сферы
Рисунок 1. Финансирование социальной сферы в аграрном бюджете за 2009-2012 гг., (млн грн).
* Расходы на развитие социальной сферы приведены в %
Отсутствие эффективной системы формирования и контроля за выполнением бюджетных программ вызвало тотальный дефицит средств на поддержку и развитие социальной сферы. На социальную сферу выделялось не более 1,00% в 2009 году и 0,15% в 2012 году от общего бюджета МАПиП. Таким образом, без полновесной поддержки государства сельские территории не получат должного развития по поставленным целям и задачам в рассмотренных выше программах.
Выводы. Основными направлениями политики государства в законодательном регулировании развития социальной сферы сельских территорий должны стать программы и стратегии, в которых отражено: повышение общего уровня развития сельских территорий путем эффективного сельскохозяйственного производства в сочетании с развитием социальной сферы; содействие развитию несельскохозяйственных видов экономической деятельности на сельских территориях и поддержка малого предпринимательства; увеличение эффективности финансирования расходов на социальную сферу сельских территорий, в том числе за счет закрепления доходов местных бюджетов увеличение их полномочий; преодоление отставания сельской социальной инфраструктуры; расширение сферы услуг, с учетом территориальной доступности объектов социальной сферы; увеличение объемов строительства и приобретения жилья в сельской местности; улучшения качества коммунальных услуг; поднятие общественной жизни села на высокий уровень и др.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Бородша О. Сшьський розвиток в Украш: проблемы становлення/О.Бородша, I. Прокопа// Економка Укра1ни.-№4.-2009.-С.74-85
2. Державна стратепя регюнального розвитку на перюд до 2015 року, затверджена постановою Кабшету Мшс^в Украши 21 липня 2006 року №1001 - [Електронний ресурс] -http://zakon.rada.gov.ua/cgi-bin/laws/ main. cginreg =1001-2006
3. Талавиря М.П. Державна тдтримка розвитку сшьських територш/ М.Талавиря// [Електронний ресурс] -htpp: www.nbuv.gov.ua/.../TALAVIRIJA.pdf
4. Державна цшьова програма розвитку украшського села на перюд до 2015 року, затверджена постановою Кабшету Мшс^в Украши 19 вересня 2007 року №1158 - [Електронний ресурс] - http: www.minagro.gov.ua/page/3800
5. Закон Украши «Про основш засади державно! аграрно! полггики на перюд до 2015 року» вщ 18 жовтня 2005 року № 29820IV - [Електронний ресурс] -
http://zakon.rada.gov.ua/cgi-bin/laws/main.cginreg=2982-15
6. Закон Украши «Про прюритетнють сощального розвитку села та агропромислового комплексу в народному господарствЬ> вщ 17 жовтня 1990 року № 400-XII - [Електронний ресурс] -http://zakon.rada.gov.ua/cgi-
bin/laws/main.cgi?nreg=400-12
7. Концепщя Державно! цшьово! програми сталого розвитку сшьських територiй на перюд до 2020 року, схвалена Кабшетом Мiнiстрiв Укра!ни 3 лютого 2010 року - [Електронний ресурс] http://new.minagro.gov.ua/ua/ ministry/9689-koncepciya-derzhavnoyi-cüovoyi-programi-stalogo-rozvitku-silskih -teritorij -na-period-do-2020-roku/
8. Стратепя економiчного i соцiального розвитку Укра!ни на 2004-2015 роки вщ 28.04.2004. Документ 493/2004, - [Електронний ресурс] - http://zakon4.rada.gov.ua/ laws/show/493/2004
9. Указ Президента Украши «Про першочерговi заходи щодо пiдтримки розвитку сощально! сфери села» 15.06.2002 №640- [Електронний ресурс] - http://zakon1. rada. gov.ua/laws/show/640/2002
10. Про результати виконання заходiв Державно! цiльово! програми розвитку укра!нського села на перiод до 2015 року; Рахункова палата Укра!ни. К.-2013 -[Електронний ресурс] -http://www.ac-rada.gov.ua/doccatalog/document/ 167419 39/ Selo_2015.pdf
11. Радченко О.Д. Формування державно! политики бюджетно! тдтримки сшьських теририторш //Науковий клуб Sophus2012// [Електронний ресурс] -http://sophus.at.ua/publ/2012 12 11 12 kampodilsk/sekcija 9 2012 12 11 12/zasadi bjudzhetnoji pidtri mki rozvitku silskikh teritorij/19-1-0-448
РАЗВИТИЕ ЗЕРНОВОЙ ОТРАСЛИ В САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Зудочкина Т.А., м.н.с.
Поволжский институт экономики и организации АПК Региональный зерновой подкомплекс является составной частью агропромышленного комплекса страны. Структуру зернового подкомплекса составляет производство зерновых в сельском хозяйстве, переработка, хранение, сбыт зерна, обусловленные соответствующей инфраструктурой, а также все отрасли, связанные между собой технологическим процессом и обеспечивающие его нормальное функционирование. Зерновой рынок включает в себя также товарно-денежные отношения, а также потребление, сбыт и производство зерна. Современное состояние производства зерна в Саратовской области обусловлено происходящими экономическими преобразованиями, а также общим сокращением объемов государственной поддержки зерновой отрасли. В связи с этим в регионе производство зерна в разные годы исследуемого периода складывалось по-разному. Рассмотрим динамику валового сбора зерновых культур в Саратовской области в 2006-2011 гг., таблица 1.
Таблица 1. Динамика валового сбора зерновых культур в Саратовской области в 2006-2011 гг. (в первоначально оприходованном весе, все категории хозяйств), тыс. т.
Культуры Годы 2011 г.в % к
2006г. 2007г. 2008г. 2009г. 2010г. 2011г. 2006г 2010г
Зерновые и зернобобовые культуры, 3800 3526 4122 2911 1088 2187 58 > в 2 раза
всего
Озимая пшеница 1247 1731 1976 1881 808 353 28 44
Озимая рожь 256 318 359 325 122 85 33 70
Озимый ячмень - 0,160 1 0,311 - 0,152 - -
Яровая пшеница 686 374 410 195 26 321 47 > в 12 раз
Зернобобовые культуры, всего 94 55 92 43 26 153 163 > в 6 раз
Наибольший сбор зерновых и зернобобовых зафиксирован в 2008 г. (4122 тыс.т.). Далее наблюдается общий спад производства и только в 2011 г. отмечается незначительное увеличение валового сбора, в два раза по отношению к 2010 г. За 2006-2011 гг. в среднем