УДК 330.322.014
ИНВЕСТИЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА УКРАИНЫ
И. И. КОНЕВА
Сумской национальный аграрный университет г. Сумы, Украина, 40021, e-mail: ii_koneva@ukr.net (Поступила в редакцию 05.04.2016)
Аграрный сектор Украины, базовой составляющей которого является сельское хозяйство, формирует продовольственную и в определенной мере экономическую, экологическую и энергетическую безопасность, обеспечивает развитие технологически связанных отраслей национальной экономики и создает социально-экономические условия сельского развития. Сельскохозяйственное производство не является привлекательным объектом для инвестирования. Поэтому проблема привлечения инвестиций остается чрезвычайно важной, а ее решение может стать одним из главных факторов выхода агропромышленного производства из критического состояния и обеспечения конкурентоспособности его продукции. Проведен анализ нынешнего состояния инвестиционной деятельности в аграрном секторе экономики Украины. Освещены и конкретизированы основные проблемы стабилизации и дальнейшего развития инвестиционной активности сельского хозяйства. С целью усовершенствования инвестиционной государственной политики рассмотрены методы государственного регулирования инвестирования в Украине. Обобщено и обосновано главные индикаторы и стратегические направления инвестиционной деятельности в сельском хозяйстве
Ключевые слова: сельское хозяйство, инвестиционная деятельность, конкурентоспособность, продукция.
The agricultural sector of Ukraine forms food security and to a certain degree economic, environmental and energy security, ensures the development of technologically related sectors of the national economy and creates social and economic conditions of rural development. Agricultural production, at the moment, is not an attractive target for investment. Therefore, the problem of attracting investments is extremely important, and its solution can be one of the main factors of agricultural production's escape from the critical state and ensuring competitiveness of its products. We have analyzed the current state of investment in the agrarian sector of Ukraine's economy. We have highlighted and concretized the basic problems of stabilization and further development of investment activity in agriculture. In order to improve the investment policy of the state, we have examined methods of state regulation of investment in the Ukraine. We have summarized and substantiated the main indicators and strategic directions of investment activity in agriculture.
Keywords: agriculture, investment, competitiveness, products.
Введение
Инвестиции в основной капитал позволят обеспечить системное обновление и развитие материально-технической базы сельскохозяйственных предприятий, улучшить инфраструктуру села. Поэтому актуальной темой сейчас является привлечение инвестиций в развитие сельскохозяйственного производства, что позволит решить целый ряд проблем касательно производственной инфраструктуры, увеличения производства продукции, создания новых рабочих мест для сельских жителей.
Решению инвестиционных проблем развития сельского хозяйства в последнее время посвящается достаточно много научных разработок. При их исследовании весомых научных результатов достигли ученые: П. Т. Саблук, Е. Е. Гудзь, М. И. Кисиль, П. А. Стецюк, Н. Я. Демьяненко, Ю. А. Лупенко и др. Но недостаточно разработанными остаются некоторые аспекты активизации инвестиционной деятельности в агропромышленное производство: становление инфраструктуры инвестиционного рынка, разработка комплексных программ улучшения инвестиционного климата.
Целью статьи является анализ динамики инвестиционного обеспечения сельскохозяйственного производства Украины и оценка перспектив его развития в условиях экономических преобразований для определения направлений оптимальной инвестиционной политики.
Основная часть
В процессе подготовки научной статьи использовались экономико-статистические и общелогические (анализ, синтез, аналогия, обобщение) методы.
Сельское хозяйство является одним из главных звеньев АПК, его базовым элементом, которое занимает одно из самых важных мест в экономике Украины. Именно производственный потенциал аграрного сектора должен стать отправной точкой для возрождения экономики, повышения эффективности инвестиционно-инновационной и социальной деятельности страны.
В 2014 г. по сравнению с 2013 г. объем валовой продукции сельского хозяйства увеличился на 2,8 %, в т. ч. растениеводства на 3,1 %, животноводства на 2,0 % [1, с. 30].
Сезонность сельскохозяйственного производства обусловливает необходимость привлечения заемных средств в значительных объемах (более 100 млрд. грн. в год), в структуре кредитного портфеля банков 75 % занимает коротко- и среднесрочные кредиты, а долгосрочное кредитование сроком пользования 10-15 лет вообще отсутствует.
Учитывая тяжелое состояние материально-технической базы сельскохозяйственных предприятий, а именно: износа машин и оборудования, транспортных средств, разрушения производственных строений, сокращения поголовья основного стада, возникает необходимость капитального инвестирования отрасли [2, с. 826].
Рассматривая опыт развитых стран, собственные средства: амортизационные отчисления, часть прибыли, которая идет на обновление производства является основным источником капитальных вложений. Но в современных условиях собственные источники финансирования капитальных вложений предприятий АПК Украины ограничены. Это обусловлено низким уровнем рентабельности производства и стоимостью основных фондов (соответственно амортизационных отчислений)
В странах с рыночной экономикой проблемы обновления основных фондов и внедрения прогрессивных технологий решаются благодаря гибкой системе начисления амортизации. В сельскохозяйственных предприятиях Украины амортизация как источник инвестиционных средств из года в год уменьшается. Основными причинами этого является отставание темпов переоценки основных фондов от их действительной стоимости в условиях инфляции [3, с. 16].
Анализируя структуру капитальных инвестиций по источникам формирования, можно сделать вывод, что на протяжении 2011-2015гг. основным их источником являлись финансовые ресурсы отечественного происхождения, а именно собственные средства предприятий и организаций (табл. 1).
Таблица 1. Объемы и структура капитальных инвестиций в экономику Украины по источникам финансирования
2011-2015 гг.
Источники финансирования 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.
млрд. гривен % млрд. гривен % млрд. гривен % млрд. гривен % млрд. гривен %
Всего 241,3 100 273,3 100 249,9 100 219,4 100 251,2 100
В т. ч. за счет:
средств государственного бюджета 17,4 7,2 16,3 6,52 6,2 2,47 2,7 1,25 6,1 2,4
средств местных бюджетов 7,7 3,21 8,6 3,13 6,8 2,72 5,9 2,70 12,4 5,0
собственных средств предприятий и организаций 147,6 61,15 171,2 62,64 165,8 66,35 154,6 70,47 169,3 67,4
кредитов банков и других займов 36,7 15,19 39,7 14,53 34,7 13,90 21,7 9,90 18,3 7,3
средств иностранных инвесторов 5,0 2,08 4,9 1,79 4,3 1,70 5,6 1,20 7,8 3,1
средств населения на строительство жилья 17,6 7,29 22,6 8,26 24,1 9,63 22,10 10,05 30,3 12,0
других источников финансирования 9,3 3,86 10,0 3,67 8,0 3,22 6,7 3,05 6,9 2,8
Примечание: составлено автором по [4].
В 2015 г. предприятиями и организациями за счет всех источников финансирования освоено 251,2 млрд. гривен капитальных инвестиций, что на 70,6 млрд. гривен больше, чем в 2010 г. Основным источником финансирования капитальных инвестиций остаются собственные средства предприятий и организаций, за счет которых освоено 67,4 % общего объема в 2015 г., что составляет 169,3 млрд. гривен. Удельный вес заемных средств, а именно кредитов банков и других займов за период исследования уменьшился от 12,68 % до 7,3 %, что составило 18,3 млрд. гривен в 2015 г. Что касается такого важного источника, как средства иностранных инвесторов в 2010-2015 гг., то они имели тенденцию к увеличению и в 2015 г. составили 7,8 млрд. гривен (3,1 % общего объема капитальных инвестиций), что свидетельствует о повышении инвестиционной привлекательности экономики страны. За счет Государственного и местных бюджетов в 2015 г. освоено 6,1 млрд. гривен (2,4 % общего объема капитальных инвестиций) и 12,4 млрд. гривен (5,0 % общего объема капитальных инвестиций).
Рассмотрим объемы и структуру инвестиций в основной капитал по источникам финансирования в 2010-2014 гг. в России. В течение всего периода повышалась доля собственных средств предприятий и сокращалась доля бюджетных средств и кредитов банков. По сравнению с 2013 г. объем финансирования инвестиций в основной капитал за счет бюджетных средств сократился на 311,4 млрд. рублей при примерно равном участии средств федерального бюджета и бюджетов других уровней. Доля государственных инвестиций в 2014 г. составила 2,25 % ВВП и снизилась на 0,74 п.п. ВВП по сравнению с 2013 г.
При сокращении объемов государственного финансирования инвестиций в основной капитал в 2014 г. заметно ослабло участие банкового сектора. В 2014 г. доля банковских кредитов в структуре источников финансирования составила 9,3 % при 10 % годом ранее. Абсолютное сокращение кредитов банков по сравнению с 2013 г. связано с уменьшением кредитования российскими банками на 83,5 млрд. рублей. В 2014 г. Центральным банком семь раз пересматривалась в сторону повышения ключевая ставка: с 5,5 % до 17,0 %, что привело к значительному удорожанию кредитов и сокращению спроса на них [5, с. 42].
В отраслевой структуре инвестиций в основной капитал наибольший объем вложений приходится на промышленность и сельское хозяйство. При этом потребность в повышении энергоэффективности, восстановлении и развитии дорожной сети, объектов жилищно-коммунального хозяйства постоянно растет. На уровне региона бюджетные ограничения становятся барьером для модернизации изношенной инфраструктуры. Реализация таких инвестиционных проектов возможно решить с применением механизмов государственно-частного партнерства, которые способны обеспечить региону экономический рост, привлечение инвестиций, создание новых рабочих мест [6, с. 50]. Однако отсутствие единого координирующего и регулирующего органа в сфере государственно-частного партнерства, а также законодательной базы и правовой среды приводят к тому, что стабильные условия работы бизнеса не имеют государственной поддержки.
Анализ объемов и структуры капитальных инвестиций в сельское хозяйство Украины в 20112015 гг. свидетельствует о постепенном их увеличении в эту отрасль, о чем свидетельствуют данные табл. 2.
Таблица 2. Объемы и структура капитальных инвестиций в сельское хозяйство Украины по источникам финансирования 2011-2020 гг.
Источники финансирования 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2020 г. п рогноз
млрд. гривен % млрд. гривен % млрд. гривен % млрд. гривен % млрд. гривен % млрд. гривен %
Инвестиции в сельское хозяйство,всего 17,0 100 18,9 100 18,6 100 18,8 100 27,9 100 45,0 100
В т. ч. за счет:
собственных средств сельскохозяйственных товаропроизводителей 12,3 72,4 13,5 71,4 13,2 70,8 13,1 69,5 19,1 68,5 30,0 66,7
заемных других источников 4,7 27,6 5,4 28,6 5,4 29,2 5,7 30,5 8,8 31,5 15,0 32,3
Примечание: составлено автором по 4, 7].
Одновременно удельный вес инвестиций в сельское хозяйство в общем объеме инвестиций вырос от 7,1 % в 2011 г. до 11,2 % в 2015 г., что свидетельствует об увеличении популярности отрасли сельского хозяйства. Удельный вес собственных средств сельскохозяйственных товаропроизводителей за период исследования уменьшился до 68,5 % в 2015 г. Стратегическими направлениями развития сельского хозяйства Украины на период до 2020 г. определены прогнозные объемы инвестиций в основной капитал сельского хозяйства на основе источников их [7, с. 178].
Инвестиции в данную отрасль способны решить следующие ключевые задания развития национальной экономики: поддержание и стимулирование всеобщего экономического роста; поддержание экологической безопасности; снижение уровня бедности в долгосрочной перспективе. Стабильные инвестиции в сельское хозяйство способны создать толчок для развития новых инновационных технологий, так как отрасль сельского хозяйства тесно переплетается с химической, энергетической и другими отраслями народного хозяйства. Также инвестиции в сельское хозяйство защищены от некоторых существенных инвестиционных рисков, таких как колебание цен на конечные продукты сельскохозяйственной деятельности, изменчивость спроса и некоторых других.
Сегодня большинство сельскохозяйственных предприятий на территории Украины работают если не в убыток, то с минимальным уровнем прибыли. Для вложения инвестиций этого недостаточно, так как инвесторы вкладывают средства только в отрасли с достаточным уровнем рентабельности. Основными факторами, которые негативно влияют на инвестиционный климат и обусловливают высокий риск инвестирования сельского хозяйства в Украине, являются затяжной и непоследовательный характер рыночных реформ, экономическая и военно-политическая нестабильность, несовершенная финансово-кредитная налоговая система, низкий уровень развития рыночной инфраструктуры, отсутствие рынка земли.
Но вместе с тем Украина имеет целый ряд факторов, которые привлекают инвесторов, - емкий рынок, невысокая цена трудовых ресурсов, выгодное географическое положение, благоприятные климатические условия. В данное время для сельского хозяйства нашей страны важное значение имеет повышение его конкурентоспособности и на этой основе увеличение объемов инвестиций [8].
Формирование благоприятного инвестиционного климата, увеличение объемов инвестиций является предусловием постепенного восстановления экономического роста страны. Поэтому инвестиционная государственная политика должна строиться на комплексном подходе, который объединяет механизмы развития инвестиционного потенциала страны, ее регионов и отраслей, в первую очередь АПК. С целью усовершенствования инвестиционной государственной политики целесообразно изучить зарубежный опыт и обозначить приоритетные направления для применения в Украине.
В отраслевой структуре инвестиций в основной капитал наибольший объем вложений приходится на промышленность и сельское хозяйство [9 с. 44].
Процесс увеличения объемов инвестиций в национальную экономику Украины сдерживает ряд факторов: непоследовательная инвестиционная политика государства в аграрной сфере с преобладанием выделения средств по остаточному принципу и несовершенство механизмов ее использования; неразвитая инновационная инфраструктура, чрезмерный износ и отсутствие условий воспроизведения основных средств; низкий уровень доходности сельскохозяйственных предприятий и неблагоприятные условия для ведения малого бизнеса на селе; несовершенный механизм экономических отношений между отраслями, что негативно влияет на инвестиционную привлекательность аграрного сектора экономики. Поэтому проблема инвестиционного обеспечения развития сельского хозяйства обретает масштабность и большую значимость, ее решение имеет национальное значение и требует консолидации усилий всех звеньев и сфер производства, органов государственной власти и управления экономикой.
Учеными ННЦ «Институт аграрной экономики» разработаны направления развития сельского хозяйства Украины на период до 2020 г., где рассмотрены главные индикаторы инвестиционного развития (табл. 3).
Стратегические цели Индикаторы развития
Полное обеспечение потребностей развития сельского хозяйства в инвестиционных ресурсах Увеличение инвестиций в основной капитал сельского хозяйства за сет всех источников финансирования в течение 2015-2020 гг. Доведение индикатора соответствия объемов инвестиций в основной капитал сельского хозяйства за год к их обоснованным прогнозным значениям (в сравнительных ценах)
Возрастание инвестиционных возможностей сельскохозяйственных товаропроизводителей Повышение удельного веса собственных источников финансирования инвестиций в основной капитал сельского хозяйства в 2020 г. до оптимального уровня
Расширение финансирования дорожного хозяйства в сельской местности как одного из ключевых факторов повышения инвестиционной привлекательности сельского хозяйства Украины Финансирование работ по строительству, ремонту и оборудованию дорог с твердым покрытием в сельской местности в объемах не меньше одной трети расходов на эти цели в целом по стране
Примечание: составлено автором по [7, с. 78].
На основе проведенного анализа определены основные финансово-экономические проблемы привлечения инвестиций в сельское хозяйство, для решения которых необходимо: усовершенствование инвестиционной политики государства путем усиления роли инвестиционной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей и усовершенствования механизмов ее реализации, улучшения условий для привлечения внешних инвестиций в агропромышленное производство и развитие сельских территорий; усовершенствование механизмов государственной инвестиционной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей путем предоставления ее на поворотной основе, недопущения случаев необоснованного выделения и нецелевого использования средств, увеличения финансирования инвестиций в развитие организаций бюджетной сферы сельских территорий до уровня их потребностей; формирования механизма поддержки инвестиций личных сельских хозяйств; создание условий для приоритетного развития животноводства за счет средств государственного бюджета, кредитов и капитала инвесторов; обеспечение стабилизации и усиления роли кредитного механизма при формировании источников финансирования инвестиций в сельское хозяйство; устранение преград в деятельности иностранных инвесторов в сельском хозяйстве с соблюдением национальных интересов; предоставление депрессивным сельским регионам статуса территорий приоритетного развития, что, согласно законодательству, предусматривает льготы инвесторам; усиление уровня защиты прав инвесторов, а также собственников земельных участков и имущественных объектов; осуществление мероприятий по обеспечению финансирования развития материально-технической базы научных учреждений агропромышленного комплекса на уровне не меньше 6 % стоимости их основных средств.
Заключение
Сельское хозяйство является одним из главных звеньев АПК, его базовым элементом, которое занимает одно из самых важных мест в экономике Украины. На сегодняшний день предприятия данной отрасли испытывают недостаток собственных денежных средств для финансирования материально-технического обеспечения. Государственная инвестиционная политика в аграрной сфере должна стать одним из главных направлений выхода из производственного, финансового и материально-технического кризиса аграрной сферы. Государство может влиять на мотивацию развития инвестиционной деятельности в АПК используя такие рычаги регулирования, как налоговая, бюджетная, монетарная, антимонопольная и ценовая политика. Решение проблем инвестиционного развития будет способствовать рациональному и эффективному использованию заемных средств.
ЛИТЕРАТУРА
1. Лупенко, Ю. О. Розвиток аграрного сектору економжи Украши: прогнози та перспективи / Ю. О. Лупенко // Нау-ковий вюник Мукач1вського державного ушверситету, Серш Економжа. - 2015. - Випуск 2(4). Частина 2. - С. 30-34.
2. Дудчик, О. Ю. Анатз каштального швестування агропромислового комплексу Украши // О. Ю. Дудчик // Глоба-льш та нацюнальт проблеми економжи. - 2015. - №4. - С. 826-829.
3. Савщька, С. I. 1нвестицшних розвиток сшьського господарства в сучасних умовах / С. I. Савщька // Вгсник Хме-льниць-кого национального ушверситету. - 2010. - № 2. - С. 16-19.
4. Державна служба статистики: 1нвестицп та основш засоби [Електронний ресурс]. - Режим доступу: http://www.ukrstat.gov.ua/.
5. Изряднова, О. Инвестиции в основной капитал / О. Изряднова // Экономическое развитие России. - 2015. - № 4. -С. 41-44.
6. Власов, И. П. Частно-государственное финансирование в Российской Федерации / И. П. Власов // Финансы и кредит. - 2008. - №43. - С. 49-55.
7. Стратепчш напрями розвитку сшьського господарства Украши на перюд до 2020 року / за ред.. Ю. О. Лупенка, В. Я. Месель-Веселяка. - К.: ННЦ 1АЕ, 2012. - 218 с.
8. Кириленко, I. Г. Трансформащя сощально-економ1чних перетворень у сшьському господарстш Украши: проблеми, перспективи / I. Г. Кириленко. - К.: ННЦ1АЕ, 2005. - 452 с.
9. Парфенова, Е. Н. Проблем! управления инвестиционной деятельностью в регионе / Е. Н. Парфенова // Энергосбережение • Энергетика • Энергоаудит. - 2013. - №8(114). - С.41-47.