Научная статья на тему 'Информационные технологии в подготовке профессионально мобильных квалификационных кадров для рынка труда'

Информационные технологии в подготовке профессионально мобильных квалификационных кадров для рынка труда Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
53
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / РЫНОК ТРУДА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / WORLDSKILLS / ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ЭКЗАМЕН / INFORMATION TECHNOLOGY / INFORMATION POTENTIAL / LABOR MARKET / PROFESSIONAL MOBILITY / DEMONSTRATION EXAM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васильева Наталья Александровна, Баранова Надежда Дмитриевна

В статье освещается проблема, связанная с ростом уровня информационной подготовки студентов, обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования. Информационная подготовка будущих специалистов рассматривается авторами как необходимое условие для повышения эффективности современного промышленного производства, где будет протекать их профессиональная деятельность. Авторы на примере подготовки высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров по программе «Строительство. Промышленные и инженерные технологии» в профессиональном образовательном учреждении «Техникум коммунального хозяйства и сервиса» (г. Абакан) показывают, как эффективное развитие и совершенствование материально-технической базы, уровень квалификации преподавательского состава положительно сказываются на росте профессиональной мобильности его выпускников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Васильева Наталья Александровна, Баранова Надежда Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Information Technology in Training Professionally Mobile Qualified Workers for the Labor Market

The article highlights the problem associated with the increase in the level of informational skills of students studying in vocational schools. Information training of future specialists is considered as a necessary condition for increasing the efficiency of modern industrial production, where their professional activity will take place. The authors show that the effective development and improvement of the material and technical base, highly qualified teaching staff positively influence the professional mobility growth of the graduates, as exemplified in the program "Construction. Industrial and engineering technologies” of the vocational educational institution “College of Public Utilities and Service” (Abakan).

Текст научной работы на тему «Информационные технологии в подготовке профессионально мобильных квалификационных кадров для рынка труда»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 377.09:004.42

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПОДГОТОВКЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО МОБИЛЬНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ КАДРОВ ДЛЯ РЫНКА ТРУДА

Васильева Наталья Александровна,

преподаватель дисциплин профессионального цикла

Баранова Надежда Дмитриевна,

преподаватель дисциплин профессионального цикла, Техникум коммунального хозяйства и сервиса (г. Абакан).

В статье освещается проблема, связанная с ростом уровня информационной подготовки студентов, обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования. Информационная подготовка будущих специалистов рассматривается авторами как необходимое условие для повышения эффективности современного промышленного производства, где будет протекать их профессиональная деятельность. Авторы на примере подготовки высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров по программе «Строительство. Промышленные и инженерные технологии» в профессиональном образовательном учреждении «Техникум коммунального хозяйства и сервиса» (г. Абакан) показывают, как эффективное развитие и совершенствование материально-технической базы, уровень квалификации преподавательского состава положительно сказываются на росте профессиональной мобильности его выпускников.

Ключевые слова: информационные технологии, информационный потенциал, рынок труда, профессиональная мобильность, WorldSkills, демонстрационный экзамен.

INFORMATION TECHNOLOGY IN TRAINING PROFESSIONALLY MOBILE QUALIFIED

WORKERS FOR THE LABOR MARKET

Vasilyeva Natalya Aleksandrovna,

teacher of professional disciplines

Baranova Nadezhda Dmitrievna,

teacher of professional disciplines, College of Communal Services and Services (Abakan).

The article highlights the problem associated with the increase in the level of informational skills of students studying in vocational schools. Information training of future specialists is considered as a necessary condition for increasing the efficiency of modern industrial production, where their professional activity will take place. The authors show that the effective development and improvement of the material and technical base, highly qualified teaching staff positively influence the professional mobility growth of the graduates, as exemplified in the program "Construction. Industrial and engineering technologies" of the vocational educational institution "College of Public Utilities and Service" (Abakan).

Key words: information technology, information potential, labor market, professional mobility, Worldskills, demonstration exam.

Информационное обеспечение промышленного производства в современных условиях имеет особое значение в связи с бурной информатизацией всех сфер современного общества. Нет сомнения в том, что уровень информатизации любого предприятия обеспечивает в наше время эффективность его производст-

венного и экономического потенциала. Информационные ресурсы эффективно используются наравне с другими ресурсами предприятия. Учёные ещё в 1988 году отмечали, что внедрение в производственный процесс информационных технологий способствует сокращению длительности циклов подготовки

производства и изготовления продукции, ускоряет оборачиваемость капитала, создаёт возможности роста производительности труда, уменьшает производственные затраты [1]. Таким образом, современные методы управления предприятием предполагают широкое использование информационных технологий.

Компьютерная техника, телекоммуникационные линии связи, различные базы данных, а также персонал, владеющий навыками использования информационных технологий, являются необходимым атрибутом конкурентоспособного предприятия. В соответствии с вышеназванными целями информационная система эффективного управления предприятием должна обеспечивать долговременное накопление и хранение информации, постоянное развитие информационной системы, возможность работы с системой с нескольких рабочих мест, удобный для пользования, неутомительный для пользователя и соответствующий целям информационной системы пользовательский интерфейс [2].

Исследования 2007 года, проведённые на предприятиях машиностроения, показали, что максимальная сумма прибыли от инвестиций в человеческий капитал втрое превышает прибыль от инвестиций в оборудование. Анализ зависимости производительности труда от образования показал, что при повышении уровня образования персонала на 10 % производительность труда возрастает на 8,6 % [3]. Поэтому для каждого уровня управления и для каждой стадии производственного процесса должна быть обеспечена качественная квалификационная подготовка кадров. Только соответствующая и качественная подготовка кадров для каждого этапа и каждой стадии производства продукции может обеспечить производительность интеллектуального производства.

Первоначальный информационный потенциал и навыки работы с информационной продукцией формируются у будущих рабочих

кадров в процессе обучения в учреждениях профессионального образования. Поэтому рост уровня информационной подготовки выпускников образовательных учреждений является необходимым условием роста эффективности промышленного производства.

Востребованные молодые кадры с повышенным уровнем подготовки пользователей информационных технологий готовятся в учреждениях высшего, среднего и начального профессионального образования. По нашему мнению, здесь большое внимание следует уделять подготовке пользователей информационных средств и технологий. Качество такой подготовки определяется уровнем компьютерной грамотности и информационной культуры специалиста, а также уровнем его готовности к восприятию необходимой информации.

Статистические данные [4] показывают, что подготовка пользователей информационных технологий в учебных заведениях, несмотря на внедрение информационных технологий и повышение их роли, оставляет желать лучшего. Число персональных компьютеров, используемых в учебных целях, с каждым годом увеличивается незначительно, а в системе среднего профессионального образования, ответственного за подготовку квалифицированных рабочих кадров, почти стоит на месте. По статистическим данным в 2016 году число персональных компьютеров, используемых в учебных целях, на 100 студентов в учреждениях среднего профессионального образования составляет 16,7 шт. [4].

Рассмотрим данный факт на примере ГБПОУ РХ «Техникум коммунального хозяйства и сервиса» (ТКХиС) г. Абакана. Техникум является сетевой площадкой в системе СПО Республики Хакасия, обеспечивающей подготовку высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров в области строительства и промышленных и инженерных технологий. В Республике Хакасия под-

готовка высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров осуществляется в соответствии с государственной программой «Развитие профессионального образования в Республике Хакасия (2016-2020 годы)», утверждённой постановлением Правительства Республики Хакасия от 27.10.2015 № 553 (с последующими изменениями). Министерством образования и науки Республики Хакасия разработан план мероприятий по обеспечению в республике подготовки кадров по наиболее востребованным и перспективным специальностям и рабочим профессиям в соответствии с международными стандартами и передовыми технологиями на 2016-2020 годы (приказ Министерства от 22.08.2016 № 100-1273). Разработан также региональный проект «Молодые профессионалы Республики Хакасия», принятый на заседании Совета по социально экономическому развитию Республики Хакасия в январе 2017 года. На конец 2017 года на 566 студентов приходилось 132 персональных компьютеров, а на конец 2018 - 164 компьютера. Таким образом, на 100 студентов в 2017 году приходилось 23 компьютера, а в 2018 - 29 компьютеров. Данные показатели обеспеченности студентов компьютерной техникой несколько выше статистических показателей, однако является недопустимым в современных условиях перехода к информационному обществу.

ТКХиС является ведущим образовательным учреждением в Республике Хакасия в системе СПО, поэтому для реализации функции ведущего учреждения необходимо решить основную проблему: устранить противоречие между необходимостью внедрить современные технологии подготовки кадров по наиболее востребованным и перспективным специальностям и рабочим профессиям и имеющимися материально-техническими условиями. Однако материальная база техникума не в полной мере соответствует про-

фессиональным стандартам и требованиям работодателей.

Для разрешения возникших проблем и противоречий требуется перестройка деятельности техникума, а именно:

- разработка новых элементов содержания подготовки профессионально мобильных кадров для регионального рынка труда;

- разработка новых педагогических технологий, форм, методов и средств обучения;

- разработка элементов электронных и дистанционных технологий и их внедрение в профессиональную подготовку мобильных кадров;

- использование методик подготовки, повышения квалификации профессионально мобильных педагогов на основе современных технологий.

Педагог, обладающий профессиональной мобильностью, должен быстро и успешно овладевать новой техникой и технологией, приобретать недостающие знания и умения, обеспечивающие эффективность новой профессиональной деятельности. Основой профессиональной мобильности преподавателя, а соответственно и студента, является высокий уровень обобщённых профессиональных знаний, владение системой обобщённых профессиональных приёмов и умение эффективно их применять для выполнения конкретных заданий в области своей профессиональной деятельности. В основу формирования профессиональной мобильности и конкурентоспособности будущих специалистов должны быть положены ключевые квалификации, которые имеют широкий радиус действий, выходят за пределы одной группы профессий, профессионально и психологически подготавливают специалиста к смене и освоению новых специальностей и профессий, обеспечивают готовность к инновациям в профессиональной деятельности. Профессиональная мобильность - это свобода личности, умение отбросить сформированные стереотипы и взглянуть

на профессиональную ситуацию по-новому, нестандартно. Это под силу творческой личности, обладающей дивергентным и креативным мышлением.

Сегодня развитию профессиональной мобильности преподавателя и будущего специалиста способствуют международное движение WorldSkills, региональный проект «Молодые профессионалы Республики Хакасия», внедрение пилотной апробации проведения демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills Russia (приказ от 30 ноября 2016 г. № ПО/19 Москва).

Международное движение WorldSkills обеспечивает совершенствование и развитие навыков мастерства студентов и молодых рабочих, развитие связи между производствами, организациями и учебными заведениями. Чемпионаты WorldSkills проходят на разных уровнях: региональных, российских, международных. В рамках данного движения организуются совместные проекты и обмен опытом для осуществления главной цели - подготовки квалифицированных специалистов и рабочих кадров.

В Хакасии проводятся Региональные чемпионаты «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia). Результаты участия наших студентов в них пока достаточно низкие в силу объективных и субъективных причин, однако данные обстоятельства способствуют развитию профессиональной мобильности всех сотрудников образовательного учреждения и соответственно студентов, обучающихся по стандартам WorldSkills. Таким образом, сама жизнь диктует образовательным учреждениям обновлять материальную базу, обучать преподавательский состав, усиливать подготовку студентов по стандартам Worldskills.

В 2018 году студент IV курса ТКХиС А. Русанов, обучавшийся по специальности «Сварочное производство», стал победителем второго Открытого регионального чемпионата Республики Хакасия (WorldSkills Russia) «Мо-

лодые профессионалы». Он впервые в истории техникума получил свидетельство о квалификации 40.00200.00 «Сварщик дуговой сварки плавящимся покрытым электродом (3 уровень квалификации)» центра ООО «ГАЦ-ССР» г. Красноярска, что соответствует пятому квалификационному разряду.

Эффективной и объективной формой оценки соответствия уровня знаний, умений, навыков студентов и выпускников, осваивающих программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, специалистов среднего звена, позволяющих вести профессиональную деятельность в определённой сфере, является демонстрационный экзамен. Цель экзамена -определение у студентов и выпускников уровня знаний, умений, навыков, позволяющих вести профессиональную деятельность в определённой сфере и выполнять работу по конкретной профессии или специальности в соответствии со стандартами WorldSkills Russia. Формат демонстрационного экзамена включает процедуру независимой оценки качества подготовки аттестации кадров, которую осуществляют независимые эксперты - работодатели промышленных предприятий (начальник лаборатории металлов филиала «Абаканская ТЭЦ «ОАО Енисейская ТГК13» А. В. Денисов, дефектоскопист ЗАО АСМУ «Стальконструк-ция» Е. А. Майр, главный менеджер компетенции «Сварочное производство» С. В. Дю-кова). Для образовательных организаций проведение аттестационных испытаний в формате демонстрационного экзамена - это возможность объективно оценить содержание и качество образовательных программ, материально-техническую базу, уровень квалификации преподавательского состава, а также направления деятельности, в соответствии с которыми определяются точки роста и дальнейшего развития образовательного учреждения.

Сегодня на рынок выходит уникальная система управления сварочным производством Kemppi ArcQuality. Компания Kemppi разрабо-

тала оптимальную систему управления сварочным производством ArcQuaПty, которая имеет простой и всеобъемлющий способ контроля за соответствием квалификации сварщиков, выполняемыми работами и соблюдением требований технологической карты изготовления сварки. Данная система автоматически в режиме реального времени сообщает о любых несоответствиях сварочного процесса заданным параметрам, обеспечивает значительный рост производительности благодаря повышению качества и эффективности сварочных работ, а также обеспечивает автоматический мониторинг, быстрый и простой сбор всей необходимой документации. Для работы с данной системой сварщик должен иметь действующую профессиональную квалификацию, которая отвечает всем требованиям, необходимым при производстве сварочных работ.

Один из аспектов применения информационных технологий в образовательном процессе - это дистанционные обучающие технологии, которые являются важными средствами реализации Федеральных государственных образовательных стандартов. Разработка элементов электронных и дистанционных технологий и их внедрение в профессиональную подготовку мобильных кадров позволяет расширить диапазон педагогических технологий, форм, методов и средств обучения. Внедрение технологий дистанционного обучения в образовательный процесс объясняется рядом причин: необходимостью индивидуального подхода в обучении; необходимостью восполнения пробелов в знаниях у некоторых студентов; необходимостью работы с одарёнными детьми на более углублённом уровне; расширением возможностей организации внеурочной и проектной деятельности. Внедрение новых форм работы и предусматривает новые роли: студента как активного исследователя, творчески и самостоятельно работающего над решением профессиональной задачи, широко использующего информационно-коммуника-

ционные технологии для получения необходимой информации, и преподавателя как тьютора, который должен обладать уменииями и навыками использования компьютерных технологий. Дистанционное обучение прививает интерес будущего специалиста к условиям жизни в информационном обществе.

Развитию профессиональной мобильности студентов способствует и работа опытно-конструкторского бюро (ОКБ) студентов и педагогов ГБПОУ РХ «ТКХиС». Опытно-конструкторское бюро - это целенаправленно организованный творческий коллектив педагогов и студентов, объединённых для совместного выполнения опытно-исследовательской, проектной и творческой работы. В процессе такой работы происходит самостоятельное усвоение студентами комплексных научно-практических знаний, развитие их профессиональных и общих компетенций. Результатом работы студентов в ОКБ является создание готового продукта, предназначенного для реализации и применения внутри техникума и в целом республике. Для выполнения конкретных видов работ по проектам привлекаются все желающие студенты, в работе Бюро также могут принять участие студенты других образовательных организаций и учащиеся школ Республики Хакасия.

Из всего сказанного можно сделать следующие выводы:

- информатизация производства способствует улучшению качества специалистов и рабочих кадров предприятий, она становится условием повышения квалификационного и интеллектуального уровня работников предприятий;

- решение задач комплексной автоматизации производственных и управленческих процессов, повышение их эффективности и качества зависит от умения людей работать с имеющимися информационными ресурсами;

- для осуществления эффективной профессиональной деятельности наибольшую пользу предприятию приносит специалист, имеющий необходимый информационный потенциал;

- рыночные условия ставят задачу повышения конкурентоспособности будущих специалистов, а значит, и учебных заведений на рынке образовательных услуг.

Библиографический список

1. Данилевский, Ю. Г. Информационные технологии в промышленности / Ю. Г. Данилевский, И. А. Петухов, В. С. Шибанов. - Л.: Машиностроение, 1988. - 283 с.

2. Билалов, И. М. Информационные аспекты повышения эффективности управления на промышленных предприятиях: автореф. дис. ... канд. экон. наук / И. М. Билалов. - Махачкала, 2004. - 18 с.

3. Краснопевцева, И. В. Применение методов корреляционно-регрессивного анализа при изучении влияния качества рабочей силы на уровень производительности труда / И. В. Краснопевцева // Вестник Самарского государственного экономического университета. -2007. - № 12. - С. 70-75.

4. Российский статистический ежегодник. - 2012. - М.: Росстат, 2017. - 193 с.

© Васильева Н. А., Баранова Н. Д., 2019

УДК 378.018.43

ОСНОВНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ И АСПЕКТЫ СТАНОВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ И НЕКОТОРЫЕ ПЛАТФОРМЫ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ

Замулин Иван Сергеевич,

кандидат физико-математических наук, заведующий кафедрой программного обеспечения вычислительной техники и автоматизированных систем Инженерно-технологический институт Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова (г. Абакан)

В данной статье рассматриваются основные этапы развития дистанционного образования, начиная от использования почтовой службы и заканчивая современными интернет-технологиями. Охарактеризован вклад учёных и университетов различных стран, в том числе российских авторов и вузов. Автором отмечается, что сегодня достаточно популярной формой для оказания услуг в области дистанционного образования является массовый открытый онлайн-курс, работа которого осуществляется на основе использования интернет-технологий. Указываются такие наиболее популярные платформы для реализации дистанционного образования, как Coursera, Udacity, edX и Stepic. Кроме того, предлагаются основные характеристики и отмечаются минусы популярных платформ для осуществления дистанционного образования.

Ключевые слова: дистанционное образование, электронное обучение, массовый открытый онлайн-курс, интернет-технологии.

ON MAIN HISTORICAL STAGES AND DEVELOPMENT ASPECTS OF THE CONTEMPORARY DISTANCE EDUCATION AND SOME PLATFORMS FOR ITS IMPLEMENTATION

Zamulin Ivan Sergeevich,

Sc. D. in Physics and Mathematics, Head of the Department of Software for Computer Engineering and Automated Systems, Engineering and Technology Institute, Katanov Khakass State University (Abakan)

The article deals with the main stages of the distance education development, from the use of postal service up to the modern Internet technologies. The author describes contribution of scientists and universities of different countries, including Russian scientists and universities, to this process. The author notes that today a fairly popular form for the distance education provision is an open online course carried out on the basis of Internet technologies. The most popular platforms for implementing distance education are Coursera, Udacity, edX and Stepic. In addition, the popular platforms of distance education are characterized, with disadvantages marked as well.

Key words: distance education, e-learning, open online course, Internet technologies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.