Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРА, МАГИСТРА И СПЕЦИАЛИСТА ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ'

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРА, МАГИСТРА И СПЕЦИАЛИСТА ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
43
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАКАЛАВРИАТ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЗАОЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МАГИСТРАТУРА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РЕФОРМА / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / СПЕЦИАЛИТЕТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Звягин К. А., Юздова Л. П., Ермакова Е. Н.

Введение. Радикальные преобразования в стране способствовали переходу от прежней системы высшего профессионального образования к диверсифицированной, открытой, децентрализованной, демократической и гуманистически ориентированной образовательной системе высшего образования, соответствующей рыночной экономике и предполагающей подготовку специалистов, способных осуществлять деятельность в новых условиях. Образовательная реформа способствовала расширению заочного образования, в процессе осуществления которого стали активно использоваться возможности современных информационных технологий, в частности технологий различных форм дистанционного обучения, которые позволят преобразовать традиционную подсистему заочного образования, превратив ее в элемент системы непрерывного образования. Материалы и методы. В процессе работы над темой исследования была проанализирована научная и методическая литература, изучены информационные ресурсы по дистанционному образованию, проанализированы аспекты применения онлайн-инструментов в ходе подготовки бакалавра, магистра и специалиста заочной формы обучения. Результаты. Мы пришли к однозначному выводу, что подсистема заочного образования с элементами дистанционного обучения превращается в базисную структуру вузов. Существует потребность в современном наполнении понятия «заочное образование», возможна и другая терминология, например, не заочное образование, а «заочно-дистанционное образование (обучение)». Такое обновленное образование предполагает использование технологий традиционного заочного и одновременно современного дистанционного обучения. Современное понимание заочного образования, осуществление его в новом формате, прежде всего, позволит преодолеть территориальность, являющуюся причиной сложности предоставления желающим возможности получения образования и отставания заочного образования от очного по ряду параметров. Именно благодаря использованию современных информационных технологий расширяются возможности личности для получения высшего образования на уровнях бакалавриата, магистратуры, специалитета и других. Обсуждение. Современные информационные технологии позволяют заменить «культуру усвоения» «культурой самостоятельной деятельности в информационном (культурно-образователь-ном) пространстве (поиск, переработка, систематизация, сохранение, извлечение информации и т. п.). Это закладывает основы подготовки студентов на разных уровнях высшего заочного обучения к научно-исследовательской деятельности (подсистем УИРС и НИРС), моделированию и проектированию, к инновационной деятельности. Использование современных информационных технологий радикальным образом изменяет и деятельность профессорско-преподавательского состава: преподаватель начинает выполнять функции методолога, методиста, консультанта, фасилитатора, модератора. Информационные технологии способствуют переходу от формального (централизованного и жестко организованного) образования к неформальному (тренинги, курсы, короткие программы и т. п.) и информальному (спонтанному) образованию. Используя современные информационные технологии, одновременно необходимо осуществлять деятельность по освоению ФГОС высшего образования, основанных на компетентностном подходе. Преподавательский состав, осуществляющий образовательные услуги заочно, должен владеть методикой рационализации учебного труда, систематизации и обобщения знаний, оптимизации обучения, применения обобщенных планов, формирования обобщенных умений и навыков самостоятельной работы с различными источниками, применения умений организации УИРС и НИРС, проектной и инновационной деятельности. Для модернизации заочного образования необходимо разработать концептуально-методологическую, нормативно-правовую базу, а также обновить учебно-методического обеспечение заочно-дистанционного обучения. Важно разрабатывать методику самостоятельной работы студентов на заочном отделении. Роль самостоятельной работы актуализируются в связи с необходимостью перехода на уровневую систему высшего образования с введением ФГОС, основывающихся на компетентностном и кредитно-модульном подходах, на образовательных (педагогических) технологиях, базирующихся не только на бумажных, но и на электронных носителях информации. Заключение. Отметим наличие ряда современных подходов в процессе реализации использования информационных технологий в подготовке бакалавра, магистра и специалиста по заочной форме обучения. Изменения, связанные с применением информационных технологий в образовании, безусловно, позитивны, но есть то, над чем стоит серьезно задуматься. Без четкой модели самостоятельной работы студентов-заочников на разных уровнях высшего образования (бакалавриат, магистратура, специалитет), без четкого определения ее содержания, форм, методов, критериев оценивания и без четкого осознания роли в ней современных информационных технологий сложно представить современную модель заочно-дистанционного обучения и практически невозможно показать качество реализации всех применяемых образовательных программ. Основные положения: - отмечен факт перехода от прежней системы высшего профессионального образования, соответствующей централизованному народнохозяйственному комплексу, к диверсифицированной, открытой, децентрализованной, демократической и гуманистически ориентированной образовательной системе высшего образования, соответствующей рыночной экономике; - определены основные преимущества дистанционного обучения, позволяющие выделить как сильные, так и слабые стороны в использовании определенных интернет-инструментов; - отмечен ряд методических рекомендаций по использованию образовательных онлайн-платформ, имеющих целью повышение эффективности дистанционного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Звягин К. А., Юздова Л. П., Ермакова Е. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION TECHNOLOGIES IN TRAINING BACHELOR, MASTER AND SPECIALIST BY CORRESPONDENCE TRAINING

Introduction. Radical transformations in the country contributed to the transition from the previous system of higher professional education to a diversified, open, decentralized, democratic and humanistically oriented educational system of higher education, corresponding to a market economy and involving the training of specialists capable of operating in new conditions. The educational reform contributed to the expansion of correspondence education, in the process of which the possibilities of modern information technologies, in particular technologies of various forms of distance learning, were actively used, which will transform the traditional subsystem of correspondence education, turning it into an element of the continuous education system. Materials and methods. In the process of working on the research topic, scientific and methodological literature was analyzed, information resources on distance education were studied, aspects of the use of online tools in the course of training bachelor's, master's and a specialist in extramural education were analyzed. Results. We came to the unambiguous conclusion that the subsystem of distance education with elements of distance learning is turning into the basic structure of universities. There is a need for a modern content of the concept of “distance education”, other terminology is also possible, for example, not correspondence education, but “correspondence-distance education (training)”. Such a renewed education assumes the use of traditional distance learning technologies and at the same time modern distance learning. The modern understanding of correspondence education, its implementation in a new format, first of all, will make it possible to overcome territoriality, which is the reason for the difficulty in providing those who wish with the opportunity to receive education and the lag of correspondence education from full-time education in a number of parameters. It is thanks to the use of modern information technologies that the individual's opportunities for obtaining higher education at the levels of bachelor's, master's, specialist's and others are expanding. Discussion. Modern information technologies make it possible to replace the “culture of assimilation” with “the culture of independent activity in the information (cultural and educational) space (search, processing, systematization, preservation, retrieval of information, etc.). This lays the foundations for preparing students at different levels of higher distance learning for research activities (subsystems UIRS and SRWS), modeling and design, for innovation. The use of modern information technologies radically changes the activities of the teaching staff: the teacher begins to perform the functions of a methodologist, methodologist, consultant, facilitator, moderator. Information technologies facilitate the transition from formal (centralized and rigidly organized) education to non-formal (trainings, courses, short programs, etc.) and informal (spontaneous) education. Using modern information technologies, at the same time, it is necessary to carry out activities for the development of the Federal State Educational Standard of higher education, based on a competence-based approach. The teaching staff providing educational services in absentia should be familiar with the method of rationalizing educational work, systematizing and generalizing knowledge, optimizing training, using generalized plans, developing generalized skills and abilities of independent work with various sources, applying the skills of organizing UIRS and research work, project and innovation activities. To modernize correspondence education, it is necessary to develop a conceptual and methodological, regulatory and legal framework, as well as to update the educational and methodological support of distance learning. It is important to develop a methodology for students' independent work in the correspondence department. The role of independent work is being actualized in connection with the need to move to a tiered system of higher education with the introduction of the Federal State Educational Standard, based on competence-based and credit-modular approaches, on educational (pedagogical) technologies based not only on paper, but also on electronic media. Conclusion. Let us note the presence of a number of modern approaches in the implementation of the use of information technologies in the preparation of bachelor's, master's and a specialist in extramural education. The changes associated with the use of information technology in education are undoubtedly positive, but there is something worth seriously considering. Without a clear model of independent work of part-time students at different levels of higher education (bachelor's, master's, specialty), without a clear definition of its content, forms, methods, assessment criteria and without a clear understanding of the role of modern information technologies in it, it is difficult to imagine a modern model of distance learning. training and it is almost impossible to show the quality of implementation of all applied educational programs. Highlights: The fact of transition from the previous system of higher professional education, corresponding to a centralized national economic complex, to a diversified, open, decentralized, democratic and humanistically oriented educational system of higher education, corresponding to a market economy, is noted; The main advantages of distance learning have been determined, allowing to highlight both strengths and weaknesses in the use of certain Internet tools; A number of methodological recommendations on the use of educational online platforms with the aim of increasing the effectiveness of distance learning are noted.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРА, МАГИСТРА И СПЕЦИАЛИСТА ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ»

DOI 10.25588/CSPU.2021.161.1.006

УДК 378.147 ББК 16-263

К. А. Звягин1, Л. П. Юздова2, Е. Н. Ермакова3

^RCID № 0000-0003-2505-1421 Доцент, исполняющий обязанности заведующего кафедрой математики, естествознания и методики обучения математике и естествознанию, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.

E-mail: [email protected] ^

2ORCID № 0000-0001-5309-3835 f

Профессор, доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка, Л

о ж ж £ л

литературы и методики обучения русскому языку и литературе, ЮжноУральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.

E-mail: [email protected]

ж §

^СГО № 0000-0002-6454-6745 £

05

профессор кафедры филологического образования, ж

Тюменский государственный университет, г. Тюмень, Российская Федерация. £

о

Профессор, доктор филологических наук,

E-mail: [email protected]

о

8

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПОДГОТОВКЕ

БАКАЛАВРА, МАГИСТРА И СПЕЦИАЛИСТА |

ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ |

а

а

^

к

о 3

а к

Аннотация

Введение. Радикальные преобразования в стране способствовали переходу от прежней системы высшего профессионального образования к диверсифициро-ванной, открытой, децентрализо- §

л

ванной, демократической и гуманистически ориентированной Ц образовательной системе высшего образования, соответствующей | рыночной экономике и предполагающей подготовку спе-циалистов, способных осуществлять деятельность в новых условиях. Образовательная реформа способствовала расширению заочного об-разова-ния, в процессе осуществления которого стали активно использоваться возможности современных информационных технологий, в частности технологий различных форм дистанционного обучения, которые позволят преобразовать традиционную подси-

^

а о д ж о Kl

3

о

д

д ж

к ÍO

стему заочного образования, превратив ее в элемент системы непрерывного образования.

Материалы и методы. В процессе работы над темой исследования была проанализирована научная и методическая литература, изучены информационные ресурсы по дистанционному образованию, проанализированы аспекты применения онлайн-инструментов в ходе подготовки бакалавра, магистра и специалиста заочной формы обучения.

Результаты. Мы пришли к однозначному выводу, что подсистема заочного образования с элементами дистанционного обучения превращается в базисную структуру вузов. Существует потребность в современном наполнении понятия «заочное образование», возможна и другая терминология, например, не заочное образование, а «заочно-дистанционное образование (обучение)». Такое обновленное образование предполагает использование технологий традиционного заочного и одновременно современного дистанционного обучения. Современное понимание заочного образования, осуществление его в новом формате, прежде всего, позволит преодолеть территориальность, являющуюся причиной сложности предоставления желающим возможности получения образования и отставания заочного образования от очного по ряду параметров.

Именно благодаря использованию современных информацией

| онных технологий расширяются возможности личности для получения высшего образования на уровнях бакалавриата, магистратуры. ^ специалитета и других. § Обсуждение. Современные информационные технологии

о

^ позволяют заменить «культуру усвоения» «культурой самостоя-

^ тельной деятельности в информационном (культурно-образователь-

^ ном) пространстве (поиск, переработка, систематизация, сохранение, ж

| извлечение информации и т. п.). Это закладывает основы подготов-

$

ки студентов на разных уровнях высшего заочного обучения к ^ научно-исследовательской деятельности (подсистем УИРС и НИРС),

моделированию и проектированию, к инновационной деятельности.

Использование современных информационных технологий радикальным образом изменяет и деятельность профессорско-преподавательского состава: преподаватель начинает выполнять функции методолога, методиста, консультанта, фасилитатора, модератора. Информационные технологии способствуют переходу от формального (централизованного и жестко организованного) образования к неформальному (тренинги, курсы, короткие программы и н т. п.) и информальному (спонтанному) образованию.

Используя современные информационные технологии, од- Л

ио

новременно необходимо осуществлять деятельность по освоению нн ФГОС высшего образования, основанных на компетентностном К

те

подходе. Преподавательский состав, осуществляющий образова- |

ол

тельные услуги заочно, должен владеть методикой рационализации ог

и

и в п

о д г о

ж ор

учебного труда, систематизации и обобщения знаний, оптимизации обучения, применения обобщенных планов, формирования обобщенных умений и навыков самостоятельной работы с различными источниками, применения умений организации УИРС и НИРС,

0\

проектной и инновационной деятельности. к

ал а

в р а

о в

ке

Для модернизации заочного образования необходимо разработать концептуально-методологическую, нормативно-правовую базу, а также обновить учебно-методического обеспечение заочно-дистанционного обучения. ра

Важно разрабатывать методику самостоятельной работы

студентов на заочном отделении. Роль самостоятельной работы ак- и

ал и

с

3 а

о

4 н о

Й

туализируются в связи с необходимостью перехода на уровневую систему высшего образования с введением ФГОС, основывающихся на компетентностном и кредитно-модульном подходах, на образовательных (педагогических) технологиях, базирующихся не только на бумажных, но и на электронных носителях информации. рм Заключение. Отметим наличие ряда современных подходов в 0 процессе реализации использования информационных технологий че

ни

в подготовке бакалавра, магистра и специалиста по заочной форме I

обучения. Изменения, связанные с применением информационных технологий в образовании, безусловно, позитивны, но есть то, над чем стоит серьезно задуматься. Без четкой модели самостоятельной работы студентов-заочников на разных уровнях высшего образования (бакалавриат, магистратура, специалитет), без четкого определения ее содержания, форм, методов, критериев оценивания и без четкого осознания роли в ней современных информационных технологий сложно представить современную модель заочно-дистанционного обучения и практически невозможно показать качество реализации всех применяемых образовательных программ.

Ключевые слова: бакалавриат; дистанционное обучение; заочное образование; магистратура; образовательная реформа; самостоятельная работа; специалитет. Основные положения:

- отмечен факт перехода от прежней системы высшего профессионального образования, соответствующей централизованному народнохозяйственному комплексу, к диверсифицированной, открытой, децентрализованной, демократической и гуманистически ориентированной образовательной системе высшего образования, соответствующей рыночной экономике;

- определены основные преимущества дистанционного обучения, позволяющие выделить как сильные, так и слабые стороны в использовании определенных интернет-инструментов;

о

| - отмечен ряд методических рекомендаций по использованию

образовательных онлайн-платформ, имеющих целью повышение эф-

фективности дистанционного обучения.

1 Введение (Introduction)

Sj В результате радикальных преобразований в стране произо-

^ шел переход от прежней системы высшего профессионального об-

к разования, соответствующей централизованному народнохозяй-

иг

ственному комплексу, к диверсифицированной, открытой, децент-^ рализованнои, демократической и гуманистически ориентирован-

ной образовательной системе высшего образования, соответствующей рыночной экономике и предполагающей подготовку в государственных и в негосударственных вузах. Отмечается, что «влияние образования и изменение его статуса сопровождается обострением проблем, связанных с происходящими в глобализирующемся мире социально-политическими и экономическими вопросами. С этих позиций в современных тенденциях развития информационного общества наблюдается эволюция знаний в основной источник н стоимости экономики как человеческого капитала» [ 1, 94].

В результате образовательной реформы признание и мас- Л

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ио

штабное расширение получила такая форма образования, как заоч- нн ное. Не последнюю роль в привлекательности заочного образования е

сыграло использование возможностей современных информацион- |

ол

ных технологий, открывших широкие перспективы применения в ог

и

и

а

о

д г о

3 Результаты (Results)

Можно констатировать, что подсистема заочного образова-

ж £

заочном образовании технологий различных форм дистанционного обучения. Несмотря на то, что формы дистанционного обучения находятся на первоначальных этапах освоения, тем не менее, именно технологии дистанционного обучения, на наш взгляд, позволяют кардинально, качественно преобразовать всю традиционную подсистему заочного образования, превратив ее в существенный элемент системы непрерывного образования. Проблемам информатизации общества и образования посвящены исследования многих ученых [2-6].

2 Материалы и методы (Materials and methods) а

Основными методами исследования роли информационных 0

ж

технологий в подготовке бакалавра, магистра и специалиста по за- -§

§

к

о

о

К §

а а

очной форме обучения стали анализ научной литературы и информационных ресурсов, посвященных проблемам дистанционного образования, анализ достоинств и недостатков применения онлайн-инструментов в подготовке бакалавра, магистра и специалиста по заочной форме обучения. ^

з а о л ж о Й

О

л

л к

ния с элементами дистанционного обучения превращается в базис- I

ную структуру вузов. Предпринимаются попытки разобраться в том, как создавалась и развивалась система заочного образования в стране, каково его состояние сегодня и что ждет эту форму образования в дальнейшем [7], однако возникает потребность не только проанализировать состояние заочного образования, но и обновить понятие «заочное образование». Следует отметить, что существенных различий в положении выпускников очной и заочной форм обучения на рынке труда не обнаружено, они занимают практически аналогичные позиции в профессионально-должностной иерархии [8].

Сегодня предпочтительным в Российской Федерации становится понятие «заочно-дистанционное образование (обучение)». Оно предполагает использование технологий как традиционного заочного, так и современного дистанционного обучения, акцентирующего внимание, прежде всего, на различные формы интерактивности, проявляющейся при использовании новейших сетевых компьютерных технологий (интернет, интранет, ISDN и т. п.). Такое понимание заочного образования позволяет преодолеть негативные факторы, затрудняющие его получение, такие, как:

- территориальность, характеризующая неспособность предоставить всем желающим возможность получения необходимого образования;

- консерватизм, свидетельствующий об отставании получаемых знаний от уровня развития информатизации и технологий;

во

ак - инерционность, подчеркивающая низкую адаптивность

ь^ систем образования к различным социально-экономическим усло-

hq

,а в о д

со

виям;

- локальность, характеризующая специфичность образования, получаемого в отдельном учебном заведении; ^ - ограниченность, отмечающая невозможность региональ-

ных вузов обучать желающих самому широкому спектру специальностей на отдельной территории.

Именно благодаря использованию современных информа-^ ционных технологий расширяются возможности личности для по-

лучения высшего образования на различных его уровнях: бакалавриата, магистратуры, специалитета и др. Особая роль информационных технологий заключается в повышении доступности заочного образования для широких слоев населения.

Исследования демографической ситуации и ситуации на рынке труда указывают на тенденцию сокращения традиционного для высшего образования контингента абитуриентов — выпускников общеобразовательных учреждений и четкого обозначения кон- ^ тингента лиц, остро нуждающихся в современных социально-экономических, рыночных условиях в образовательных услугах, которые традиционная система высшего образования недостаточно удовлетворяла. Среди людей, относящихся к такому контингенту, — люди различного возраста, проживающие на недостаточно освоенных |

ж

территориях, которые значительно удалены от вузов; люди, наце- §

ленные получить первое или второе высшее образование, знания §

по определенным предметам; люди, потребляющие услуги образо- о

д

вания различного спектра, в частности те, кто готовится к поступ- Ж

§

№ 8

Ж

1

а

Л §

о н

н

сг 8

лению в вуз; люди, по каким-либо причинам не имеющие возможности для получения услуг образования в традиционной системе, 1

например, по причине невозможности одновременной реализации §

а

обучения и работы, а также в связи со специфическими условиями 1 проживания или работы, в частности, живущие в деревнях, профессиональные спортсмены или артисты, лица, работающие вахтовым методом и т. п.; люди, проходящие военную службу, уволенные в запас офицеры, члены их семей; люди с медицинскими показате- § лями, ограничивающими для них получение образования в стацио §

а

г §

0

1

§

о

нарных условиях, в частности инвалиды; раненые, находящиеся в госпиталях; лица, нуждающиеся в обучении на дому и т. п.; мене- а

о

джеры, преподаватели, другие специалисты, нуждающиеся в пере- н

о

подготовке, повышении квалификации; люди с желанием получить ^ образование в заграничных учреждениях; люди, которые уволены, сокращены и зарегистрированы в службе занятости; лица с иностранным гражданством, желающие получить образование в России,

о

ч

л

8 н§

но не имеющие возможность приехать в Россию. §

4 Обсуждение (Discussion)

Современные информационные технологии позволяют осуществить революцию в культуре образовательного процесса, в подготовке бакалавров, магистров и специалистов. Они позволяют заменить «культуру усвоения» «культурой самостоятельной деятельности» в информационном (культурно-образовательном) пространстве. Обучающиеся получают навык осуществлять поиск, переработку, систематизацию, сохранение, извлечение информации и т. п. Именно эта роль современных информационных технологий способствует тому, что закладываются основы подготовки студентов на разных уровнях высшего заочного обучения к научно-исследовательской деятельности (подсистемы УИРС и НИРС), моделированию и проектированию, к инновационной деятельности.

Использование современных информационных технологий радикальным образом изменяет и деятельность профессорско-преподавательского состава. Преподаватель, работающий в подсистеме заочного образования, начинает дополнительно выполнять функции методолога, методиста, консультанта, фасилитатора, модератора, тьютера и т. п.

Именно информационные технологии лежат в основе перехода от формального (централизованного и жестко организованного) образования к неформальному (тренинги, курсы, короткие программы и т.п.) и информальному (спонтанному) образованию. Вышеуказанные тенденции в настоящее время только начинают проявляться в подсистеме заочного образования.

В соответствии с государственными документами перспективного значения и мероприятиями по реализации Болонской де-^ кларации, приоритетных национальных проектов в сфере образо-^ вания разработаны, утверждены и введены в действие ФГОС высшего образования, сформированные на основе компетентност-ного подхода и содействующие академической и профессиональной мобильности преподавателей и студентов. ^ Реализация ФГОС высшего образования предполагает внед-

ж s

го

С-0

рение модульных технологий построения образовательных программ высшего образования и «асинхронную» (модульную) организацию образовательного процесса. Предполагается базирование их на использовании современных информационных технологий; создание системы управления качеством заочного образования на двух его уровнях: 1) бакалавриате и 2) магистратуре, специалитете — с помощью накопительной системы зачетных единиц (кредитов). Через призму использования современных информационных технологий ^ становится понятной актуальность проведение особой работы по о3 освоению ФГОС высшего образования, основанных на компетент- л

§о

ностном подходе. н

н

с

Наибольшую сложность представляет поиск моделей заоч- К ного образования, предполагающих стратегическое партнерство вуза и работодателей.

В таких моделях должны одновременно учитываться, во-первых, инвариантные требования ФГОС высшего образования, во-вторых, вариативные требования работодателей, заказчиков на формирование у выпускников, заданных компетентностей, позволяющих им впоследствии выполнять требуемую работу. В рыночных отношениях современных работодателей не интересует, как учили, как готовили и воспитывали будущего претендента на работу. Их интересуют готовые специалисты, «рабочая сила», облада-

ж §

о г § § а

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ж

о

д г о

о

а

ке

к

к

§

а а

3

а

а

г

§

с

ющая заданными компетентностями. 1

При этом необходимо учитывать, что наибольшую труд- °

ж

ность в здоровьесберегающем плане, связанную с резкой интенси- Л§

§

§

с

а

а о

ч н о

о

фикацией интеллектуальной деятельности и реально возникающими перегрузками студентов, составляют проводимые в очном порядке в объеме 30-35 % от очного учебного плана в период двух сессий в год разнообразные формы аудиторных занятий: вводные, установочные и обзорные лекции; семинарские и практико- ^ лабораторные занятия; консультации, зачеты, экзамены и др. Они

предназначены для освоения базовых теоретико-методологических че

н§

и практических знаний, для приобретения студентами методиче- §

ских ориентиров для самостоятельной проработки и усвоения материала учебных дисциплин, для самообразования, для выполнения контрольных заданий в течение планового времени. Особую трудность испытывают студенты коммерческого набора, имеющие, как правило, низкую предварительную подготовку к обучению в вузе. Поэтому преподавательский состав, работающий в системе заочного образования, должен отличаться педагогическим мастерством, владением методикой рационализации учебного труда, систематизации и обобщения знаний, оптимизации обучения, применения обобщенных планов, формирования обобщенных умений и навыков самостоятельной работы с различными источниками, применения умений организации УИРС и НИРС, проектной и инновационной деятельности. Кроме того, преподавательский состав должен использовать лучшие элементы широко используемых в отечественном высшем образовании моделей дистанционного обучения, среди которых модели кейсовых технологий, модель корреспондентского обучения, модель радиотелевизионного обучения, модель сетевого обучения, модель с использованием персонального портативного компьютера как вариант сетевого обучения.

Важнейшим направлением модернизации заочного образования является разработка концептуально-методологической, нормативно-правовой базы и обновление учебно-методического обеспечения деятельности подсистемы заочно-дистанционного

о

а обучения (учебные планы, учебно-методические комплексы, про-

§

граммы государственных экзаменов, рекомендации по выпускным

а

«о

о

-"О ср

квалификационным работам и т. п.).

Другими направлениями модернизации заочного образования выступают совершенствование материальной и электронно-^ технической базы подсистемы заочно-дистанционного обучения;

^ проведение регулярной учебы управленческого персонала по повы-ж

| шению научно-теоретического, методического уровня в области пе-

$

дагогики, теории управления и современных информационных тех-^ нологий; активное использование системы материального и мораль-

ного поощрения преподавателей и работников.

Для подсистемы заочного образования проблема самостоятельной работы студентов выступала и выступает ключевой, системообразующей, от эффективного разрешения которой зависит качественная реализация фактически всех аспектов подготовки кадров с высшим образованием. Проблема повышения роли самостоятельной работы еще более актуализируются в связи с необходимостью перехода на уровневую систему высшего образования, с введением ^ ФГОС, основывающихся на компетентностном и кредитно-модульном

подходах, на образовательных (педагогических) технологиях, бази- Л

к

рующихся не только на бумажных, но и на электронных носителях §

н

информации. В настоящее время профессорско-препода-вательским е

3

составом подсистемы заочного образования разрабатываются прак-тико-ориентированные проблемы модернизации самос-тоятельной работы студентов с использованием современных информационных технологий: обновление в условиях стратегического партнерства системы самостоятельной работы студентов на разных уровнях; совершенствование учебных планов, УМК, РПД, рабочих учебных е программ, учебно-методической оснащенности; совершенствование существующих, адаптирование заимствованных и разработка новых методик самостоятельной работы, базирующихся как на бумажных, так и электронных носителях информации; вооружение студентов

ж £

о

№ ке

к

к

а§ а £ а

инновационной идеей метапредметных знаний для самостоятельно- £

а

го изучения, систематизации и обобщения научных фактов, научных

ж с

е

понятий, норм, законов, научных концепций и теорий, научных кар- К

§

к с

тин мира; совершенствование технологий проведения самостоятельных наблюдений, постановки опытов, деятельности по моделированию, проектированию и конструированию; расширение спектра видов и форм самостоятельной работы с учебником, справочной и дополнительной литературой в условиях многообразия последних; раскрытие возможностей организационных форм занятий (вводных, установочных, обзорных лекций, семинарских и практико-лабора-

« « \ а:

торных занятий, консультаций, зачетов и экзаменов и др.) в плане §

а а

о ч

н

о

о ^

£

о ч

е н

а

«о

о «

а

El

ь?

hq

а

«о

о

--о

со

усиления их потенциала для развития у студентов самостоятельности, познавательной и практической активности, творчества; увеличение доли видов и форм самостоятельной работы на базе использования электронного ресурса: работа в электронных библиотеках, при реализации модульных технологий, моделей дистанционного обучения (кейсовых технологий, корреспондентского обучения, радиотелевизионного обучения, сетевого обучения), с электронными учебниками и учебно-методическими материалами, с электронной почтой, в телеконференциях и т. п.; подготовка методических рекомендаций по самостоятельной работе студентов в свете требований личностно ориентированной парадигмы, по созданию личностных технологических инструментариев будущих специалистов; раскрытие потенциала самостоятельной работы в диалектике УИРС и НИРС, самообразования; усиление роли самостоятельной работы в формировании общих и профессиональных компетентностей посредством проведения профессионально-педагогических конкурсов, олимпиад, участия в грантах и т. п.

Начинает выстраиваться система самостоятельной работы студентов-заочников с учетом имеющегося у них опыта выполнения самостоятельной работы. Она может осуществляться на разных уровнях: на уровне деятельности по образцу, на уровне реконструкции, на вариативном уровне, на инновационном, творческом уровне. Можно в приближенном виде проследить эволюцию доминирующих видов самостоятельной работы студентов-заочников по курсам обучения, в частности для специалитета.

Таблица 1 — Эволюция видов самостоятельной работы студентов-заочников по курсам обучения

Table 1 — Evolution of the types of independent work of part -

§

t-j time students by course of study

ж s

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

CO C-o

bi

Курс обучения Доминирующий вид самостоятельной работы (СР)

Первый СР выполняется преимущественно по образцу. Начало применения СР реконструктивного характера.

Продолжение таблицы 1 Continuation of table 1

Второй СР выполняется преимущественно по образцу. Увеличение доли СР реконструктивного характера.

Третий Используются в основном реконструктивные виды СР. Начало применения СР вариативного характера.

Четвёртый Преимущественно выполняются СР вариативного характера. Начало и применение инновационных и творческих видов СР.

Пятый Выполняются преимущественно виды СР инновационного и творческого характера.

5 Заключение (Conclusion)

Безусловно, «за годы существования заочного обучения произошли большие изменения в его качественных и количественных характеристиках, изменились задачи и функции. Сейчас заочное обучение — это не только получение работником образования, но и его переквалификация, повышение уровня профессиональной компетентности в сокращенные сроки» [9, 19]. Заочное образование сегодня — это и дистанционное образование, и образование с использованием современных информационных технологий. Современное заочное образование ставит и успешно решает задачу формирования у студентов ключевых компетентностей, требуемых современной образовательной политикой и практикой. В процессе обучения осуществляется работа по гражданскому становлению студентов, выработке самостоятельности в осуществлении определенной работы, самостоятельности в обучении, в приобретении необходимых компетенций, способности самообразовываться, производится деятельность по формированию умения работать в команде. Особого внимания заслуживает аспект овладения студентами современными информационными технологиями.

Библиографический список

1. Профессиональные стандарты как механизмы управления качеством профессионального образования в регионе / С. А. Иванов [и др.] // Учёные записки

И ф

а

»

ц

и о н н

s е

ж

л о

г и

и

Ж о

д

г о

о

е «

«

л »

р »

»

г и

о т

»

и

о

Ж

е

ц и

л и

о

a »

о

Л н

о

Kl ф

р

о

Л

Л

е

н и

So

Забайкальского государственного университета. 2019. Том 14. № 5. С. 93-102.

2. Роберт И. В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования. М. : Институт информатизации образования РАО, 2010. - 140 с.

3. Сайфутдинова Г. Б., Мироненко А. С. Возможности использования информационно-коммуникативных технологий и социальных сетей в самостоятельной работе студентов вузов // Проблемы современного педагогического образования. Серия «Педагогика и психология». 2017. Вып. 54. Ч. 7. С. 183-189.

4. Образцов П. И. Психолого-педагогические аспекты разработки и применения в вузе информационных технологий обучения : монография. Орел, 2000. - 103 с.

5. Эдиев А. М., Сайдарбаева Д. К. Современные информационные технологии в образовании // Известия Чеченского государственного педагогического института. 2019. Том 23. № 1 (25). С. 137-140.

6. Шабаева А. Ф. Информационные технологии в образовании / Научная дискуссия: вопросы технических наук. 2017. № 7 (47). С. 57-61

7. Фейгин А. В. Заочное образование: сегодня и завтра // Проблемы высшего образования. 2019. № 1. С. 78-79.

8. Варшавская Е. Я. Заочное высшее образование в России: экономико-статистический анализ. Вопросы статистики. Москва : Информационно-издательский центр «Статистика России». 2018. Том 25. № 7. С. 31-39.

9. Бельков Н. Н. Заочное обучение: современный взгляд на образование взрослых / Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2010. № 1. С. 15-25.

K. A. Zvyagin1, L. P. Yuzdova2, Ye. N. Yermakova3

^RCID No. 0000-0003-2505-1421 Docent, Acting Head of the Department of Mathematics, Natural Science and Methods of Teaching Mathematics and Natural Science, South-Ural state Humanities -Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.

E-mail: [email protected]

a 2ORCID No.0000-0001-5309-3835

Professor (Full), Doctor of Philological Sciences, Professor at the Department of the Russian Language, ¡¿J Literature and Methods of Teaching the Russian Language and Literature,

^ South-Ural state Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.

¡¿j E-mail: [email protected]

% 3ORCID No. 0000 -0002-6454-6745

N £

Professor (Full), Doctor of Philological Sciences, Professor at the Department of Philological Education, Tyumen State University, Tyumen', Russia. E-mail: [email protected]

^ INFORMATION TECHNOLOGIES IN TRAINING

^ BACHELOR, MASTER AND SPECIALIST

.K BY CORRESPONDENCE TRAINING

Abstract

Introduction. Radical transformations in the country contributed to the transition from the previous system of higher professional education to a diversified, open, decentralized, democratic and humanistically oriented educational system of higher education, corresponding to a market economy and involving the training of specialists capable of operating in new conditions. The educational reform contributed to the expansion of correspondence education, in the process of which the possibilities of modern information technologies, in particular technologies of various forms of distance learning, were actively used, which will transform the traditional subsystem of correspondence education, turning it into an element of the continuous education system.

n

Materials and methods. In the process of working on the e

h

research topic, scientific and methodological literature was ana- g lyzed, information resources on distance education were studied, e aspects of the use of online tools in the course of training bache- n lor's, master's and a specialist in extramural education were analyzed.

Results. We came to the unambiguous conclusion that the subsystem of distance education with elements of distance learning is turning into the basic structure of universities. There is a need for a modern content of the concept of "distance education", other terminology is also possible, for example, not correspond- d ence education, but "correspondence-distance education (training)". Such a renewed education assumes the use of traditional distance learning technologies and at the same time modern distance learning. The modern understanding of correspondence education, its implementation in a new format, first of all, will 0

s

make it possible to overcome territoriality, which is the reason e for the difficulty in providing those who wish with the opportunity to receive education and the lag of correspondence education

-

s

g

B

a c h

e <—i o

e

e c

-

-- e

s

from full-time education in a number of parameters. g

It is thanks to the use of modern information technologies that the individual's opportunities for obtaining higher education at the levels of bachelor's, master's, specialist's and others are expanding.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Discussion. Modern information technologies make it possible to replace the "culture of assimilation" with "the culture of independent activity in the information (cultural and educational) space (search, processing, systematization, preservation, retrieval of information, etc.). This lays the foundations for preparing students at different levels of higher distance learning for research activities (subsystems UIRS and SRWS), modeling and design, for innovation.

The use of modern information technologies radically changes the activities of the teaching staff: the teacher begins to perform the functions of a methodologist, methodologist, consultant, facilitator, moderator. Information technologies facilitate the transition from formal (centralized and rigidly organized) education to non-formal (trainings, courses, short programs, etc.) and informal (spontaneous) education.

Using modern information technologies, at the same time, it is necessary to carry out activities for the development of the Federal State Educational Standard of higher education, based on a competence-based approach. The teaching staff providing educational services in absentia should be familiar with the method of rationalizing educational work, systematizing and generalizing knowledge, optimizing training, using generalized plans, devel-va oping generalized skills and abilities of independent work with various sources, applying the skills of organizing UIRS and re-^ search work, project and innovation activities.

To modernize correspondence education, it is necessary to develop a conceptual and methodological, regulatory and legal framework, as well as to update the educational and methodolog-^ ical support of distance learning.

I

N

It is important to develop a methodology for students' independent work in the correspondence department. The role of independent work is being actualized in connection with the need to move to a tiered system of higher education with the introduction of the Federal State Educational Standard, based on competence-based and credit-modular approaches, on educational (pedagogical) technologies based not only on paper, but also on electronic media.

Conclusion. Let us note the presence of a number of modern approaches in the implementation of the use of information technologies in the preparation of bachelor's, master's and a specialist in extramural education. The changes associated with the use of information technology in education are undoubtedly posi- &

o'

tive, but there is something worth seriously considering. Without ^

c

a clear model of independent work of part-time students at differ- 0 ent levels of higher education (bachelor's, master's, specialty), gg without a clear definition of its content, forms, methods, assess- & ment criteria and without a clear understanding of the role of 2 modern information technologies in it, it is difficult to imagine a

2

s

modern model of distance learning. training and it is almost ima

possible to show the quality of implementation of all applied ed- e ucational programs. ®

Keywords: Bachelor's degree; Distance learning; Corre- | spondence education; Master's degree; Educational reform; Spe-

ee -

0

cialty. d

&

Highlights: &

The fact of transition from the previous system of higher professional education, corresponding to a centralized national — economic complex, to a diversified, open, decentralized, demo cratic and humanistically oriented educational system of higher O education, corresponding to a market economy, is noted; e

The main advantages of distance learning have been determined, allowing to highlight both strengths and weaknesses in the use of certain Internet tools; g

a v

ü

a

mar

£ £

,a v

vod

N £

.P

gvya

N

A number of methodological recommendations on the use of educational online platforms with the aim of increasing the effectiveness of distance learning are noted.

References

1. Ivanov S.A., Starostina S.E., Avdeev P.B. & Dugarova D.C. (2019), Professional'nye standarty kak mekhanizmy upravleniya kachestvom professional'nogo obrazovaniya v regione [Professional standards as mechanisms for managing the quality of vocational education in the region], Uchy-onye zapiski Zabajkal'skogo gosudarstvennogo universiteta, 14, 5, 93-102. (In Russian).

2. Robert I.V. (2010), Sovremennye informacionnye tekhnologii v obrazovanii: didakticheskie problemy; perspektivy ispol'zovaniya [Modern information technologies in education: didactic problems; prospects of use], Institut informatizatsii obrazovaniya RAO, Moscow, 140 p. (In Russian).

3. Sajfutdinova G.B. & Mironenko A.S. (2017), Vozmozhnosti ispol'zovaniya informacionno-kommunikativnyh tekhnologij i social'nyh setej v samostoyatel'noj rabote studentov vuzov [Possibilities of using information and communication technologies and social networks in the independent work of university students], Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya, Seriya "Pedagogika i psihologiya", 54, 7, 183-189. (In Russian).

4. Obrazcov P.I. (2000), Psihologo-pedagogicheskie aspekty raz-rabotki i primeneniya v vuze informacionnyh tekhnologij obucheniya: mono-grafiya [Psychological and pedagogical aspects of the development and application of information technologies of teaching in the university: monograph], Orel, 103 p. (In Russian).

5. Ediev A.M. & Sajdarbaeva D.K. (2019), Sovremennye informacionnye tekh-nologii v obrazovanii [Modern information technologies in education], Izvestiya Chechenskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo instituta, 23, 1 (25), 137-140. (In Russian).

6. Shabaeva A.F. (2017), Informacionnye tekhnologii v obrazovanii [Information technology in education], Nauchnaya diskussiya: voprosy tekhnicheskih nauk, 7 (47), 57-61. (In Russian).

7. Fejgin A.V. (2019), Zaochnoe obrazovanie: segodnya i zavtra [Distance education: today and tomorrow], Problemy vysshego obrazovaniya, 1, 78-79. (In Russian).

8. Varshavskaya E.Ya. (2018), Zaochnoe vysshee obrazovanie v Ros-sii: ekonomiko-statisticheskij analiz [Correspondence higher education in Russia: economic and statistical analysis], Voprosy statistiki, 25, 7, 31-39. (In Russian).

9. Bel'kov N.N. (2010), Zaochnoe obuchenie: sovremennyj vzglyad na obrazovanie vzroslyh [Distance learning: a modern perspective on adult education], Vestnik CHelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, 1, 15-25. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.