Научная статья на тему 'АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИСТАНЦИОННОЙ СИСТЕМЫ "КОСМОС"'

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИСТАНЦИОННОЙ СИСТЕМЫ "КОСМОС" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
98
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / СИСТЕМА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ КОСМОС / DISTANCE LEARNING / DISTANCE EDUCATION TECHNOLOGIES / SOCIOLOGICAL STUDY / KOSMOS DISTANCE LEARNING SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузьменкова Татьяна Леонидовна, Никольская Татьяна Вячеславовна, Воробьева Наталья Александровна, Демочкин Андрей Васильевич

В статье представлены результаты социологического исследования, направленного на выявление отношения студентов системы высшего профессионального образования к современным формам дистанционного образования. Исследование проведено на базе Российской открытой академии транспорта Российского университета транспорта. Цель исследования - определить отношение студентов к обучению с применением дистанционных образовательных технологий. Методология и методика исследования. Применены методы системного анализа, сравнения и обобщения. Основу эмпирического исследования составил метод анкетного опроса. Использована система дистанционного обучения КОСМОС, которая предназначена для обеспечения функционирования электронной информационно-образовательной среды. Результаты. Установлено, что студенты в целом удовлетворены образовательным процессом, но при этом им приходится самостоятельно перерабатывать большой объем информации. Установлено также, что у студентов возникают сложности в использовании метода анализа текста. Научная новизна. Авторы внесли вклад в разработку проблемы использования дистанционных технологий в образовательном процессе высшей школы на основе использования системы дистанционного обучения КОСМОС. Практическая значимость. Результаты данного исследования помогут скорректировать учебные графики, усовершенствовать методический материал и повысить эффективность применения дистанционных образовательных технологий в учебном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE RESULTS OF TEACHING STUDENTS WITH THE USE OF KOSMOS DISTANCE LEARNING SYSTEM

The article presents the results of a sociological study of higher education students’ attitude towards modern forms of distance learning. The study was held among the students of Russian Open Transport Academy of the Russian University of Transport. Objective. The present research is aimed at the study of the attitude of students towards learning supported by distance education technologies. Research procedure and methodology. In order to meet the objectives of the study, the authors employed the methods of system analysis, comparison and generalization. The empirical study was held on the basis of a questionnaire. Distance education was put into practice through KOSMOS distance learning system designed to ensure the functioning of the electronic informational and educational environment. Results. It has been found out that students are generally satisfied with the educational process, but at the same time, they have to handle a great deal of information on their own and have certain difficulties with text analysis. Scientific novelty. The results of the study can help improve the curriculum, advance instructional materials and increase the effectiveness of using distance education technologies.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИСТАНЦИОННОЙ СИСТЕМЫ "КОСМОС"»

Проектирование локальных систем профессионального образования

УДК 378.147

Т. Л. Кузьменкова, Т. В. Никольская, Н. А. Воробьева, А. В. Демочкин

Анализ результатов обучения студентов с использованием

дистанционной системы «Космос»

Аннотация

В статье представлены результаты социологического исследования, направленного на выявление отношения студентов системы высшего профессионального образования к современным формам дистанционного образования. Исследование проведено на базе Российской открытой академии транспорта Российского университета транспорта.

Цель исследования — определить отношение студентов к обучению с применением дистанционных образовательных технологий.

Методология и методика исследования. Применены методы системного анализа, сравнения и обобщения. Основу эмпирического исследования составил метод анкетного опроса. Использована система дистанционного обучения кОСМОС, которая предназначена для обеспечения функционирования электронной информационно-образовательной среды.

Результаты. Установлено, что студенты в целом удовлетворены образовательным процессом, но при этом им приходится самостоятельно перерабатывать большой объем информации. Установлено также, что у студентов возникают сложности в использовании метода анализа текста. Научная новизна. Авторы внесли вклад в разработку проблемы использования дистанционных технологий в образовательном процессе высшей школы на основе использования системы дистанционного обучения кОСМОС.

Практическая значимость. Результаты данного исследования помогут скорректировать учебные графики, усовершенствовать методический материал и повысить эффективность применения дистанционных образовательных технологий в учебном процессе.

I Ключевые слова: дистанционное обучение, дистанционные образовательные технологии, социологическое исследование, система дистанционного обучения КОСМОС.

T. L. Kuzmenkova, T. V. Nikolskaya, N. A. Vorobyova, A. V. Demochkin

Analysis of the results of teaching students with the use of

Kosmos distance learning system

Abstract

The article presents the results of a sociological study of higher education students' attitude towards modern forms of distance learning. The study was held among the students of Russian Open Transport Academy of the Russian University of Transport.

24

Инновационные проекты и программы в образовании № 6, 2019

Objective. The present research is aimed at the study of the attitude of students towards learning supported by distance education technologies.

Research procedure and methodology. In order to meet the objectives of the study, the authors employed the methods of system analysis, comparison and generalization. The empirical study was held on the basis of a questionnaire. Distance education was put into practice through KOSMOS distance learning system designed to ensure the functioning of the electronic informational and educational environment.

Results. It has been found out that students are generally satisfied with the educational process, but at the same time, they have to handle a great deal of information on their own and have certain difficulties with text analysis.

Scientific novelty. The results of the study can help improve the curriculum, advance instructional materials and increase the effectiveness of using distance education technologies.

| Keywords: distance learning; distance education technologies; sociological study; KOSMOS distance learning system.

Ведение

В настоящее время быстро меняющиеся условия жизни требуют изменений в подходах, принципах и методах обучения в системе высшего образования. Развитие информационных технологий и расширение технических возможностей, появление новых разработок и их внедрение в нашу повседневную жизнь обязывают преподавателей и разработчиков образовательных программ учитывать эти аспекты в своей работе, в том числе и для повышения интереса студентов к процессу обучения.

Американский писатель и футуролог Джон Нейсбит в своей культовой работе «Мегатрен-ды» писал, что информация в современном мире становится продуктом массового производства, приводящим к массовому производству знаний, которые и являются движущейся силой экономики. В связи с этим потребность в постоянном самосовершенствовании при помощи получения современного (нового) образования возрастает с каждым новым десятилетием [6, с. 22-61].

В книге «Революция в обучении» Г. Драйден обращает внимание на проблему стандартизации традиционной системы образования, которая не справляется с новшествами современного общества. Современное образование должно обучать человека тому, как учиться думать: «Настоящая революция в обучении лежит не только в изменении школьной системы. Она заключается в обучении тому, как учиться, в обучении тому, как думать, в изучении новых методов, которые вы можете использовать для решения любой возникающей перед вами задачи, причем в любом возрасте» [3].

Ещё в XVI веке М. Монтень писал в своих «Опытах»: «Нам без отдыха и срока жужжат в уши, сообщая разнообразные знания, в нас вливают их, словно воду в воронку, и наша обязанность

состоит лишь в повторении того, что мы слышали» [5].

Дистанционное обучение, с его опорой на новые информационные и педагогические технологии, становится сегодня особенно актуальным, так как может наиболее гибко и адекватно реагировать на потребности общества.

Дистанционные образовательные технологии реализуются в основном с применением информационных и телекоммуникационных систем при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагога (преподавателя). Дистанционные образовательные технологии являются средством осуществления электронного обучения.

Обучение на основе использования совокупности дистанционных образовательных технологий принято определять как дистанционное обучение, а технологии создания, передачи, хранения и воспроизведения (отображения) учебных материалов, организации и сопровождения обучения с применением дистанционных образовательных технологий — как информационные технологии дистанционного обучения [11].

В России правовыми основаниями для внедрения дистанционного обучения стали законы «Об образовании в Российской Федерации», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», а также приказ Министерства образования РФ от 18 декабря 2002 года № 4452 «Об утверждении методики применения дистанционных образовательных технологий (дистанционного обучения) в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования Российской Федерации» [8]. Были также внесены последние изменения в статью 16 «Реализация образовательных про-

Кузьменкова Т. Л., Никольская Т. В., Воробьева Н. А., Демочкин А. В.

Анализ результатов обучения студентов с использованием дистанционной системы «Космос»

грамм с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий» Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-Ф3 (ред. от 01.05.2019) «Об образовании в Российской Федерации» [1].

В развитии процесса информатизации образования можно выделить два основных направления: а) инструментально-технологическое, связанное с использованием новых возможностей средств информатики и информационных технологий для повышения эффективности системы образования; б) содержательное, связанное с формированием нового содержания самого образовательного процесса [4].

Становление и развитие в стране информационного общества неизменно приводит к увеличению потока информации, которую необходимо студентам не только принять и понять, но и обработать и применить в будущей профессиональной деятельности. В связи с этим происходят существенные изменения в организации образования студентов вуза, причем акцент смещается на увеличение доли самостоятельной деятельности. Этот вопрос приобретает актуальность в связи с утверждением в российской системе образования «трехступенчатой» основной образовательной программы высшего образования. Она предусматривает, с одной стороны, сокращение аудиторного времени, а с другой — увеличение теоретической составляющей содержания государственного образовательного стандарта, что требует серьезной самостоятельной деятельности студентов [2].

Дальнейшая эволюция электронного обучения и дистанционных образовательных технологий предполагает в содержательном аспекте как развитие интерактивных программ и открытых он-лайн-курсов, так и совершенствование технических средств их реализации. Вместе с тем развитие электронных учебников, учебно-методических пособий и дидактических материалов, по нашим оценкам, еще не раскрыло даже самые скромные возможности, которыми потенциально располагают электронное обучение и дистанционные образовательные технологии. Это актуализирует обращение к исследованию организационных и методических составляющих образовательного процесса с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий [7, 9, 10].

Цель, задачи и организация

исследования

Для исследования и внедрения новых форм дистанционных образовательных технологий в си-

стеме высшего профессионального образования было проведено социологическое исследование в форме письменного анкетного опроса, в котором приняли участие 400 человек. Все респонденты являются студентами 1-3-го курсов заочной формы обучения Российской открытой академии транспорта (РОАТ) Российского университета транспорта: из них 260 человек обучаются на специалитете (специальности «Строительство железных дорог», «Подвижной состав железных дорог», «Магистральный транспорт» и «Системы обеспечения движения поездов») и 140 человек — по системе бакалавриата (направления «Менеджмент», «Экономика» и «Государственное и муниципальное управление»).

Цель социологического исследования — изучить отношение студентов к обучению с применением дистанционных образовательных технологий в техническом вузе в условиях реорганизации университета. Цель определила следующие задачи: выявить степень удовлетворенности студентов проведением учебных занятий с применением дистанционных образовательных технологий обучения в целом, определить эффективность проведения практических занятий по гуманитарным дисциплинам («История», «Философия», «Психология», «Социология», «Физическая культура и спорт») и оценить учебные и методические материалы, размещенные в базе (их понятность и доступность), выявить возможные проблемы и трудности, с которыми сталкиваются студенты в процессе обучения, скорректировать методику проведения занятий с применением дистанционных образовательных технологий, что позволит выработать умения приобретать полученные знания самим и применять их по социальному и профессиональному предназначению.

Учитывая тенденции современного развития экономики и образования, информатизацию и компьютеризацию различных сфер жизнедеятельности, а также удаленность многих студентов от места обучения, определенное количество часов по учебному плану в РОАТ проводится в электронной дистанционной форме. У студентов есть возможность участвовать в вебинарах, получать и выполнять задания на практических занятиях в системе дистанционного обучения КОСМОС, которая предназначена для обеспечения функционирования электронной информационно-образовательной среды. Помимо подготовки и проведения занятий эта система позволяет проводить текущую и промежуточную аттестации и тестирование, а также дает возможность общения обучающихся с преподавателем.

26

Инновационные проекты и программы в образовании № 6, 2019

Результаты исследования

и их обсуждение

Возраст участников социологического исследования достаточно неоднородный, что связано с заочной формой обучения. Так, возрастная группа от 18 до 24 лет составила 24% опрошенных, 2530 лет — 21%, 31-35 — 25%, 36-40% — 18% и старше 40 лет — 12%. 17% опрошенных студентов получают второе высшее образование (это железнодорожные и транспортные специальности), 39% имеют среднее специальное образование и 44% — среднее; 38% проживают в Москве и Московской области, 34% в крупных и средних городах, 28% в районных центрах, поселках и селах. Трудоустроены 88% опрошенных, из них по специальности обучения (или близкой к ней) работают 72%. При этом следует отметить, что большого расхождения в полученных ответах на вопросы представителей разных возрастов и разных уровней образования выявлено не было.

На вопрос «Каково Ваше отношение к обучению с применением дистанционных образовательных технологий?» были получены такие ответы: 69% ответили, что им нравится, 16% — не нравится, 15% затруднились с ответом. Больше всего ответов с вариантов «не нравится» было в группе бакалавров. Затруднились с ответом преимущественно студенты 1-го курса.

Вопрос «Как Вы относитесь к формам проведения практических занятий с применением дистанционных образовательных технологий по гуманитарным дисциплинам?» показал: устраивает — 73% опрошенных, не устраивает — 14%, затруднились с ответом — 13%. Примерно такие же ответы были получены на вопрос «Как Вы относитесь к методике проведения занятий по гуманитарным дисциплинам?»: 71% всё устраивает, 14% — не устраивает, 15% затруднились с ответом. И в первом и во втором вопросе 82% затруднившихся с ответом — это студенты 1-го курса. Вопрос «Достаточно ли Вам учебных и методических материалов при изучении гуманитарных дисциплин?» выявил, что для 67% респондентов материалов достаточно, а для 33%, соответственно, нет.

Один из вопросов был поставлен следующим образом: «Дайте оценку процессу организации учебных форм занятий с применением дистанционных образовательных технологий». И вот здесь проявилась неоднородность оценок по различным показателям. Так, график сессий 82% студентов оценили в 5 баллов, 14% — в 4 балла и только 4% в 3 балла. Расписание занятий в 5 баллов оценили 57%, 4 балла — 31% и 3 балла — 12%. Количество часов работы преподавателя со студентами в учеб-

ном процессе в 5 баллов оценили только 3% опрошенных, 4 балла — 14%, 3 балла — 41%, 2 балла — 32%, 1 балл — 10%. Мы видим, что при достаточно высокой положительной оценке дистанционных форм обучения в целом, и их применения при преподавании и изучении определенных дисциплин в частности, студентов не устраивает только виртуальное общение и им не хватает реального общения с преподавателем в учебном процессе. Это характеризует двойственность сознания обучающихся и не совсем правильное понимание дистанционного обучения, которое изначально предполагает удаленность элементов пары преподаватель-студент.

И, наконец, был поставлен вопрос: «С какими трудностями и проблемами Вы сталкиваетесь в процессе обучения с применением дистанционных образовательных технологий?». Порядка 60% опрошенных указали «нехватку времени», «технические проблемы» и «протекание учебного процесса в рабочее время», 25% отметили «проблему самодисциплины», а 28%, что «проблем и трудностей не испытывают». Встречались и такие ответы: «мало теоретического обучения», «нельзя обратиться к преподавателю напрямую», «дистанционное обучение это хорошая возможность получать образование при загруженном графике», «СДО КОСМОС — несовершенна», «не конкретизированы задания». Анализируя полученные данные, следует сказать, что проблемы имеют характер как объективный (нехватка времени, технические проблемы и т. д.), так и субъективный (нет конкретики в заданиях, трудно понять, что хочет преподаватель и др.).

Выводы. Обобщая опыт проведения занятий с применением дистанционных образовательных технологий, необходимо обратить внимание на ряд проблем. Зачастую студенты, получая задания, действительно, нуждаются в более подробном объяснении порядка их выполнения, а электронные формы не позволяют это сделать, так как они предполагают конкретность и лаконичность изложения. Также студентам приходится самостоятельно перерабатывать значительный пласт материала и у них возникают сложности в формулировке кратких ответов на поставленные вопросы, т. е. у многих из них отсутствуют навыки использования метода анализа текста. Кроме того, многие студенты не выходят в установленное время в систему СДО КОСМОС, хотя расписание занятий составляется заблаговременно и размещается на информационном портале РОАТ, что говорит о низкой самодисциплине студентов. Мы пришли к выводу, что все задачи, направленные на осмысление изучаемого материала, должны даваться в

Кузьменкова Т. Л., Никольская Т. В., Воробьева Н. А., Демочкин А. В.

Анализ результатов обучения студентов с использованием дистанционной системы «Космос»

общем виде (без конкретизации условий, отвлекающих внимание от основного содержания), предоставлять свободу выбора стратегии мышления, расширять возможность использования индивидуального опыта студента.

Таким образом, современные студенты являются представителями информационного поко-

ления, которое должно получать знания, умения, навыки, а также расти по карьерной лестнице, используя стремительно развивающиеся информационные образовательные технологии и новые формы дистанционного обучения.

Литература

1. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 (ред. от 01.05.2019) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_140174/ (дата обращения: 27.06.2019).

2. Вишневская, Г. В. К вопросу об интеграции заочной и дистанционной формы обучения в вузе / Г. В. Вишневская // Известия Пензенского государственного педагогического университета имени В. Г. Белинского. — 2011. — № 24. — С. 585-588. — (Общественные науки).

3. Драйден, Г. Революция в обучении / Г. Драйден, Дж. Вос. — М.: ООО «Паривнэ», 2003. — 672 с.

4. Колин, К. Информатизация образования: новые приоритеты [Электронный ресурс] / К. Колин // Российский портал информатизации образования. — Режим доступа: https://portalsga.ru/ dataZ2804.pdf (дата обращения: 28.06.2019).

5. Монтень, М. Опыты [Электронный ресурс] / М. Монтень. — Режим доступа: https://libking.ru/ books/sci-/sci-philosophy/114549-mishel-monten-opyty-tom-1.html (дата обращения: 28.06.19).

6. Нейсбит, Д. Мегатренды / Д. Нейсбит; пер. с англ. М. Б. Левина. — М.: ACT: Ермак, 2003. — 380 с.

7. Околелов, О. П. Дидактика дистанционного образования: методическое пособие / О. П. Околелов. — М.: Директ-Медиа, 2013. — 98 с.

8. Сергеев, А. Г. Введение в электронное обучение: монография / А. Г. Сергеев, И. Е. Жигалов, В. В. Баландина. — Владимир: Изд-во ВлГУ, 2012. — 182 с.

9. Хортон, К. Электронное обучение: инструменты и технологии / К. Хортон, У. Хортон. — М.: Кудиц-об-раз, 2006. — 638с.

10. Хусяинов, Т. М. Основные характеристики массовых открытых онлайн-курсов (MOOC) как образовательной технологии / Т. М. Хусяинов // Наука. Мысль. — 2015. — № 2. — C. 21 — 29.

11. Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии в современной высшей технической школе: монография / А. Б. Бакурадзе [и др.]; под ред. Г. В. Бариновой, А. Б. Бакурадзе, С. Н. Климова. — М.: Российский университет транспорта (МИИТ), 2018. — 223 с.

References

1. On education in the Russian Federation: Federal law of 29.12.2012 N 273-FZ (ed. of 01.05.2009). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_140174/ (accessed 27.06.2019). (In Russian).

2. Vishnevskaya G. V. (2011) Integration of correspondence and distance teaching in a higher school / Izves-tiya Penzenskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. V.G. Belinskogo [Bulletin of Penza State Pedagogical University named after V. G. Belinsky], «Social sciences», n. 24, pp. 585-588. (In Russian).

3. Dryden G., Vos J. (1999) The learning revolution. Learning web, 544 p.

4. Kolin K. Informatizatsiya obrazovaniya: novye pri-oritety [Informatization of Education: New Priorities]. Available at: https://portalsga.ru/data/2804.pdf (accessed 28.06.19).

5. Montaigne, M. Essais [Rus. ed.: Opyty]. Available at: https://libking.ru/books/sci-/sci-philosophy/114549-mishel-monten-opyty-tom-1.html (accessed 28.06.19). (In Russian).

6. Naisbit J. (1982) Megatrends. Warner books, Inc., 290 p.

7. Okolelov O. P. (2013) Didaktika distantsionnogo obrazovaniya [Distance education didactics]. Moscow, Direct-MEDIA Publ., 98 p.

8. Sergeev A. G., Zhigalov I. E., Balandina V. V. (2012) Vvedeniye v elektronnoye obucheniye: monografiya [Introduction to e-learning: monograph]. Vladimir, VLGU Publ., 182 p.

9. Horton W., Horton K. (2003) E-learning tools and technologies. Wiley, 638 p.

10. Khusyainov, T. M. (2015) The main characteristics of mass open online course (MOOC) as an educational technology. Nauka. Mysl. [Science. Thought], n. 2, pp. 21-29. (In Russian).

11. Bakuradze A. B. et al. Elektronnoye obucheniye i dis-tantsionniye obrazovatelniye tekhnologii v sovremennoy vysshey tekhnicheskoy shkole: monografiya [Distance learning technologies and E-learning in modern upper technical school: monograph]. Moscow, Russian Transport University Publ., 2018. 223 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.