Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ СОВРЕМЕННОГО СТУДЕНТА'

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ СОВРЕМЕННОГО СТУДЕНТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информационные / цифровые / мобильные технологии / образование / обучение и воспитание / преподаватель / образовательная цифровая среда / information / digital / mobile technologies / education / training and education / teacher / educational digital environment

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Худяков Евгений Евгеньевич

В условиях развития информационного общества всесторонне развитая личность превращается в решающий фактор экономического развития страны и, в целом, общественного прогресса. В статье представлен анализ информатизации в образования в виде внедрения, адаптации и распространения многочисленных информационных технологий в профессиональном образовании. Представлен образовательный и воспитательный потенциал информационных технологий. Применение информационных технологий способствует развитию вариативности, индивидуализации процесса обучения, мотивирует процессы восприятия информации и получения новых знаний обучающегося, развивает его интеллектуальные и творческие способности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Худяков Евгений Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the context of the development of the information society, a comprehensively developed personality turns into a decisive factor in the economic development of the country and, in general, social progress. The article presents an analysis of informatization in education in the form of the introduction, adaptation and dissemination of numerous information technologies in vocational education. The educational and educational potential of information technologies is presented. The use of information technologies contributes to the development of variability, individualization of the learning process, motivates the processes of perception of information and obtaining new knowledge of the student, develops his intellectual and creative abilities.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ СОВРЕМЕННОГО СТУДЕНТА»

побуждают осваивать новые знания, расширять свой кругозор, способствуют овладению важными умениями, в том числе коммуникативными, развивают рефлексивную культуру и способности к критическому мышлению обучающихся.

Таким образом, педагогические стратегии рефлексивного подхода являются альтернативным традиционному обучению средством призванным способствовать повышению уровня профессиональной подготовке будущих офицеров войск национальной гвардии. Представленные педагогические стратегии следует применять творчески с учетом специфики обучения в военном вузе.

Литература:

1. Сунцова, Я.С. Диагностика профессионального становления личности: учебно-методическое пособие. Часть 3 / Я.С. Сунцова, О.В. Кожевникова. - Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2012. - 144 с.

2. Квалификационные требования к военно-профессиональной подготовке выпускников военных образовательных организаций высшего образования войск национальной гвардии Российской Федерации по военно-учетной специальности 370300 «Служебно-боевое применение соединений, воинских частей и подразделений войск национальной гвардии»: [утверждены Директором Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации - главнокомандующим войсками национальной гвардии Российской Федерации 18 марта 2017 г.]. - 13 с.

3. Прасолов, В.Н. Методические рекомендации по совершенствованию профессиональной подготовки будущих офицеров войск национальной гвардии в проведении учебных занятий: учеб.-метод. пособие / В.Н. Прасолов. - СПб.: СПВИ войск национальной гвардии, 2023. - 48 с.

4. Прасолов, В.Н. Стратегии рефлексивного подхода как необходимое условие подготовки будущих офицеров / В.Н. Прасолов // Современные проблемы науки и образования. - 2022. - №1.- С. 1.

5. Гребень, Н.Ф. Психологические тесты для профессионалов / Н.Ф. Гребень. - Минск: Соврем, шк., 2007. - 496 с.

6. Соловова, Н.В. Управление методической работой вуза в условиях реализации инновационных методических задач.: Дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08/Соловова Наталья Валентиновна.-Самара,2011. - 571 с.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности (уровень специалитета): [утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2016 г. № 1614]. -24 с.

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук Худяков Евгений Евгеньевич

Автономная некоммерческая организация высшего образования

«Московский информационно-технологический университет -

Московский архитектурно-строительный институт» (МИТУ-МАСИ) (г. Москва)

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ СОВРЕМЕННОГО СТУДЕНТА

Аннотация. В условиях развития информационного общества всесторонне развитая личность превращается в решающий фактор экономического развития страны и, в целом, общественного прогресса. В статье представлен анализ информатизации в образования в виде внедрения, адаптации и распространения многочисленных информационных технологий в профессиональном образовании. Представлен образовательный и воспитательный потенциал информационных технологий. Применение информационных технологий способствует развитию вариативности, индивидуализации процесса обучения, мотивирует процессы восприятия информации и получения новых знаний обучающегося, развивает его интеллектуальные и творческие способности.

Ключевые слова: информационные, цифровые, мобильные технологии, образование, обучение и воспитание, преподаватель, образовательная цифровая среда.

Annotation. In the context of the development of the information society, a comprehensively developed personality turns into a decisive factor in the economic development of the country and, in general, social progress. The article presents an analysis of informatization in education in the form of the introduction, adaptation and dissemination of numerous information technologies in vocational education. The educational and educational potential of information technologies is presented. The use of information technologies contributes to the development of variability, individualization of the learning process, motivates the processes of perception of information and obtaining new knowledge of the student, develops his intellectual and creative abilities.

Key words: information, digital, mobile technologies, education, training and education, teacher, educational digital environment.

Введение. Сегодня продолжающийся переход к информационному обществу требует изменений в системе образования, появляется необходимость её модернизации. Активную роль в данном процессе играют, прежде всего, цифровые технологии. Кроме технических аспектов модернизация образования поднимает вопрос о креативности педагога, творческая деятельность которого позволяет создавать новое в обучении и воспитании.

Высокий темп информатизации и цифровизации системы образования характеризуется развитием технических и программного-аппаратных средств обучения, увеличением объемов обрабатываемой информации, что несет новые вызовы, угрозы и риски для всех субъектов образования, а значит именно культура педагога играет решающую роль в обучении и воспитании подрастающего поколения.

Изложение основного материала статьи. Мы живем в мире, где современное общество уже невозможно представить без информационных технологий. Они дают возможность быстрого доступа к новым знаниям, общению, обмену информацией, способам организации жизни.

Анализ публикаций последних лет по теме воспитания студенческой молодежи показал узко направленность проблематики, рассматриваются лишь отдельные аспекты воспитания: физическое, патриотическое, гражданское, а, между тем, ориентиры воспитания студентов, методы и средства сместились вслед за информатизацией и цифровизацией современного общества. Современные студенты - это новый тип личности, ориентированный на успех и информатизацию всех сфер жизнедеятельности, их коммуникативные установки значительно обедняются, в связи с преобладанием общения в Интернет-сообществах. Порой им сложно перестроиться и проявить свои способности в реальной ситуации взаимодействия с одногруппниками, педагогами. Общение в сети позволяет, выражать эмоции и чувства используя специальные знаки, которые отсутствуют в ситуации реального времени. В тоже самое время, Интернет дает больше возможностей проявить свои интересы и реализовать потребности в онлайн формате: творческие конкурсы, конференции, олимпиады и многое другое, что не требует непосредственного взаимодействия с организаторами [1].

Современные информационные технологии, представляют возможность, качественно поменять методы и организационные формы обучения и воспитания студентов, осуществлять взаимодействие со студентами дистанционно, используя не только словесные методы, но и подкрепляя их методами визуализации (использование видеороликов, презентаций, картинок различного содержания). Обратная связь также может осуществляться в дистанционном режиме, при этом у студентов есть возможность в удобное время независимо от места нахождения реализовать свои потенциальные возможности в творческой, художественной, интеллектуальной видах деятельности. Период пандемии позволил активно использовать информационные технологии, в том числе и для решения задач в обучении и воспитания студентов. Приведем несколько примеров. Создание сообществ в социальных сетях, позволяют объединять студентов по интересам, предлагать и курировать их участие в различных творческих и научных конкурсах, своевременно и качественно информировать студентов по различным темам (проведение интерактивных дистанционных социальных акций «Окна Победы»; участие в волонтерском движении «Мы вместе» и др.). Дистанционный формат проведения Всероссийского конкурса «Студенческая весна», позволил студентам показать свои таланты, создать видеоролики концертов и посмотреть творческие представления других вузов.

Другая форма - работа со студенческим активом, путем создания онлайн объединений, позволила регулировать взаимоотношения в системах «студент-студент», «студент-преподаватель» и др., проявлять активистам социальную инициативу, лидерские качества, социальную ответственность и саморганизованность. Студенты поучаствовали в интерактивной деятельности: в ходе занятий составляли образовательный(социальный) проект, работали над своими личностными качествами и ценностями добровольчества. Обобщая вышеизложенное, необходимо сказать, что освоение информационных технологий значительно расширило возможности воспитания студентов, позволило учитывать их индивидуальные возможности.

Именно поэтому ответственна задача преподавателя среднего и высшего профессионального образования, который должен транслировать не только определенный интеллектуальный потенциал, но и формировать компетенции, которые позволят специалисту решать глобальную задачу воспитания.

Актуальность проблемы воспитания и развития индивидуальности молодых людей определена происходящими в обществе процессами национального самосознания, а также возрастанием степени социальной ответственности человека за себя, своих близких, за свою страну. В стремительно изменяющемся мире личности сложно не только успешно социализироваться, но и сохранить при этом свою неповторимость и уникальность. В этой связи особенно важно создавать необходимые условия для воспитания индивидуальности студента, а также предупреждать и минимизировать ограничения индивидуализации подготовки специалиста в целях развития его индивидуальности [2].

Проблемами образования, воспитания и развития личности в условиях технологической трансформации общества занимаются многие ученые и практики современности. Так Д.В. Иванов в своей публикации высказывает точку зрения о принципиальном значении изучения роли виртуализации как основной в понимании процессов, происходящих в современном мире [6]. Подобная проблематика также описывается в работах И.Г. Борисенко, В.П. Овечкина, В.Л. Силаевой.

В настоящее время в сфере профессионального образования уделяют особое внимание личностным качествам, не относящимся к какой-либо специальности или деятельности. Это такие личностные качества, которые необходимы и востребованы в любой профессиональной деятельности. Кроме того, они не должны быть заключены в рамки профессиональных функций, должны выступать как такие качества, которые считаются полезными для любого гражданина современного общества. Таким образом, система среднего профессионального образования напрямую связана с социализацией личности. На данный момент, как отмечает ряд исследователей (Губанов Н.И., Сластенин В.А и др.), сама система образования сохраняет главную роль в формировании и становлении личности, корректировке её мировоззрения

[9]. Но также, по мнению ряда учёных (Зимняя И.А., Мудрик А.В и др.), системе образования принадлежит целеполагающая функция противостояния негативным влияниям общества на развитие личности, обеспечивая ей шанс социализации в широком общественном и профессиональном взаимодействии [4, 8].

Темпы внедрения новейших достижений набирают обороты, а технический прогресс удивляет своей скоростью. Компьютер уже давно стал частью нашей жизни, а мобильные телефоны всегда под рукой, большая часть населения не расстается с ними ни на минуту. Различных видов гаджетов все больше, будь то электронная книга, планшет, навигатор и многое другое, постепенно они появились в одном мобильном устройстве, что значительно расширяет круг возможностей. Бурное развитие мобильных технологий влечет за собой непременное внедрение их в образование.

При правильном и своевременном использовании мобильных технологий появляется возможность подстраивать процесс обучения под себя как у преподавателей, так и у студентов, значительно снижаются ограничения по местонахождению и способам поиска информации, что в свою очередь увеличивает познавательный интерес у студентов

[10]. Мобильное обучение - это форма организации учебного процесса, оно тесно связано с электронным и дистанционным обучением, отличительным качеством которого является использование мобильных устройств. Мобильное обучение уменьшает ограничения по получению образования по местонахождению с помощью портативных устройств [3]. Такая форма обучения открывает большие возможности: открывается доступ к огромному количеству образовательных ресурсов, одновременно пользователи могут общаться между собой, обсуждать информацию и делиться ею между собой. Также существует множество вариантов работы в учебной группе, например, в конце занятий можно провести краткое тестирование или зафиксировать нужную информацию с помощью фотокамеры. Безусловно, мобильные технологии не являются и никогда не станут панацеей для образования, однако это мощное и зачастую недооцененное средство (среди прочих) способно вывести образование на новый уровень Положительными сторонами использования мобильных устройств и технологий по мнению, A.B. Виневской, являются:

- быстрый доступ к справочным ресурсам и программам в любое время и в любом месте;

- связь. В любой момент можно связаться со своим преподавателем или коллегой по почте или мобильной связи;

- индивидуальный учет. Диагностика проблем, индивидуальный темп обучения и т.д.;

- повышение интереса учащихся. Студенты с удовольствием используют технические средства; организация автономного обучения;

- персонализация. Развитие навыков и способностей к непрерывному обучению в течение жизни;

- повсеместность. Пожалуй, это один из самых значительных факторов, ведь работать можно в любом месте;

- доступность. Доступ осуществляется через кабельную или беспроводную сеть;

- удобство. Вся необходимая информация хранится на устройстве, следовательно не нужно лишний раз искать требуемые данные;

- мгновенное подключение к Интернету с мобильного телефона постепенно становится обыденностью.

Стоит отметить возможность так называемого непрерывного обучения, благодаря облачным хранилищам данных. Информация хранится на удаленных серверах, а не на жестком диске, таким образом, имея доступ в интернет, учащиеся

могут работать с одним и тем же материалом с самых разных устройств: настольных компьютеров, ноутбуков, планшетов и мобильных телефонов - используя преимущества каждого типа. Технологии масштабирования текста, голосовой транскрипции, геолокации и преобразования текста в речь делают образование людей с ограниченными возможностями более качественным. А возможность дистанционного обучения и непрерывного доступа к информации делают доступным обучение людей, которые не могут находиться в месте проведения занятий [5]. Но, безусловно, есть и недостатки, которые следует учесть. Мобильные экраны недостаточно большого размера, трудно работать с графическими фрагментами, имеются ограничения памяти. Малая емкость батареи, если это не будет учтено, то данные могут потеряться. При использовании беспроводных сетей общественного доступа может снизиться пропускная способность. Также длительное использование мобильных устройств влияет на зрение. Благодаря внедрению мобильных технологий в образование учащиеся могут свободно перемещаться, легче усваивать информацию, т.к. она доступна в любое время и легче запоминается в мультимедийном формате, учебный процесс выходит за рамки аудиторий, повышаются возможности обучения людей с ограниченными возможностями, учебные материалы легко распространяются между пользователями благодаря современным беспроводным технологиям [7]. Беспроводные технологии уже стали важной частью нашей жизни и играют огромную роль в процессе обучения. Вскоре учебный процесс больше не будет стеснен рамками аудиторий и классов, а выйдет за пределы и станет более доступным и открытым. Преподаватели и студенты будут учить и учиться тогда, когда им удобно и как им удобно. Большинство людей готовы к такому варианту обучения технически и психологически.

Выводы. Цифровая образовательная среда расширяет горизонт возможностей для обучения и воспитания через доступ к цифровым продуктам, способствует актуализации и аккумуляции новых знаний и навыков. В таком инновационном пространстве очень важна педагогу цифровая грамотность, которая определяется набором знаний и умений, необходимых для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов Интернета. Информационно-коммуникативные технологии также способствуют развитию в педагоге таких фундаментальных качеств как креативность, продуктивность, развитию стратегического, прогностического, проблемного мышления как условия творческого преобразования действительности, формируют осознанную готовность к обучению и воспитанию современного студента.

Литература:

1. Везиров, К.Т. Использование «сквозных» технологий в подготовке специалистов среднего профессионального образования в условиях цифровой образовательной среды / К.Т. Везиров // Дистанционные образовательные технологии: материалы V междунар. науч.-практ. конф. 22-25 сентября 2020 г., Ялта / ООО «Изд-во Типография Ариал». -Симферополь, 2020. - С. 113-117

2. Гвильдис, Т.Ю. Профессиональная деятельность преподавателя высшей школы / Т.Ю. Гвильдис, В.Е. Николашкина // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 72-4. - С. 76-78

3.Готская, И.Б. Цифровизация и цифровая трансформация вузов: уточнение понятийного ряда, особенности, проблемы / И.Б. Готская,А. И. Готская//Современное образование: традициииинновации,- 2023. - № 1.-С. 12-17

4. Зимняя, И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. - М.: МПСИ, МОДЭК, 2010. - 448 с.

5. Малий, Д.В. Реализация гуманистического подхода в дистанционной системе обучения / Д.В. Малий, П.Н. Медведев // Традиции гуманизации в образовании: III международная научная конференция памяти Г.В. Дорофеева, Москва, 23 июня 2014 года. - Москва: Вентата-Граф, 2014. - С. 163-166

6. Медведев, П.Н. Готовность преподавателей вуза к использованию современных средств икт в условиях дистанционного обучения / П.Н. Медведев, Д.В. Малий // Перспективы науки. - 2020. - № 10(133). - С. 126-131

7. Миронов, A.A. Информационные технологии, применяемые в системе образования / A.A. Миронов, Д.В. Санкин // Материалы Ивановских чтений. - 2017. - № 1-1(10). - С. 34-40

8. Мудрик, A.B. Социализация человека: учебное пособие / A.B. Мудрик; Российская акад. образования, Московский психолого-социальный ин-т. - 3-е изд., испр. и доп. - Москва: Изд-во Московского психолого-социального ин-та; Воронеж: Изд-во НПО "МОДЭК", 2011. - 623 с.

9. Сластенин, В.А. Педагогика профессионального образования / В.А. Сластенин. - Академия. М.: 2008. - 368 с.

10. Церюльник, А.Ю. Использование дистанционного формата обучения студентов в образовательном процессе / А.Ю. Церюльник // Международный научно-исследовательский журнал. - 2020. - № 6-3(96). - С. 92-95

Педагогика

УДК 372.891

кандидат педагогических наук, доцент Шевченко Ирина Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант, учитель Голубева Елена Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); Муниципальное общеобразовательное учреждение «Школа №6» (г. Нижний Новгород); учитель Гонова Надежда Васильевна

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Нижегородская кадетская школа» (г. Нижний Новгород)

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ КУЛЬТУРНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В СОВРЕМЕННОМ ГЕОГРАФИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ

Аннотация. Формирование экологической культуры личности предполагает обогащение всех компонентов методической системы современного образования культурно-экологическими идеями. Решение данной задачи связывается с выявлением теоретических основ культурно-экологического подхода, как методологического базиса экологизации в культурологическом аспекте, и его целостной реализацией в образовании.

Ключевые слова: культура, коэволюция, ноосфера, ценности, идеи, личность.

Annotation. The formation of the ecological culture of the individual presupposes the enrichment of all components of the methodological system of modern education with cultural and ecological ideas. The solution of this problem is associated with the identification of the theoretical foundations of the cultural and ecological approach, as a methodological basis for ecologization in the cultural aspect, and its holistic implementation in education.

Key words: culture, coevolution, noosphere, values, ideas, personality.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.