Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ПУТИ ИХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ'

РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ПУТИ ИХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1026
209
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колесников Юрий Юрьевич

Статья посвящена анализу применения информационных технологий в сфере образования, которые влияют на все аспекты человеческой деятельности и могут сыграть потенциальную роль в области образования и профессиональной подготовки, особенно в дистанционном образовании, чтобы превратить его в инновационную форму получения опыта. Потребность в новых технологиях в преподавании учебного контента становится все сильнее и быстрее. Информационная эпоха становится эрой знаний, обеспечивающих надежную и непревзойденную осуществимость открытий, обмена информацией, коммуникации и исследований для усиления процесса преподавания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF INFORMATION TECHNOLOGIES IN THE FIELD OF EDUCATION AND WAYS TO IMPROVE THEM

The article is devoted to the analysis of the application of information technologies in the field of education, which affect all aspects of human activity and can play a potential role in the field of education and vocational training, especially in distance education, in order to turn it into an innovative form of gaining experience. The need for new technologies in teaching educational content is becoming stronger and faster. The information age is becoming an era of knowledge that provides reliable and unsurpassed feasibility of discovery, information exchange, communication and research to enhance the teaching process.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ПУТИ ИХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ»

УДК 004.9+378.147

Ю. Ю. Колесников

РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ПУТИ ИХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ1

С ростом знаний и технического прогресса современного общества наша страна нуждается в навыках обучения, которые могут ей помочь идти в ногу со временем в развитии науки и техники. Образовательные системы и образование не смогут быть отделены от других социальных институтов, национальных и международных взаимодействий, широко известных в глобальном мире. Образование в двадцать первом веке — это в первую очередь центр, из которого исходят все изменения и разработки. Информационные технологии в образовании нуждаются в культуре. Эту культуру необходимо изучать наряду с использованием ап-

1 Статья публикуется по решению оргкомитета Всероссийской научно-практической конференция с международным участием «Общественное здоровье и качество жизни: междисциплинарный подход», которая состоялась 21—22 октября 2022 года в Санкт-Петербурге. Организаторы конференции: Российский государственный педагогический университета им. А. И. Герцена и Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт педагогики и психологии высшего образования (примеч. ред.).

паратных ресурсов. Система должна быть обучена использованию информационных технологий; в противном случае покупка и передача технологий и инвестиций будут не чем иным, как пустой тратой ресурсной базы. Хотя эти технологии ни в коем случае не являются беспристрастными, они должны использоваться как средства передачи информации в существующих социальных структурах. Но поскольку процесс изменений и трансформаций заложен в природе человеческих социальных институтов, система образования также подвержена некоторым изменениям. Фундаментальная проблема заключается в том, какие стратегии следует принять, чтобы системы образования в развивающихся странах не только следовали примеру развитых стран, но и развивались и прогрессировали, исходя из своих собственных потребностей на пути прогресса [1].

Образование является важной частью жизни и трудовой деятельности каждого человека. Знание каждого человека особым образом — это также его капитал, его инвестиция в самого себя, которая приведет к успеху. Каждое поколение

всегда верило, что участвует в переменах и создании нового.

Однако никакие изменения не происходили так быстро и не присутствовали во всех областях человеческой деятельности, как эти недавние. Операции, выполняемые с использованием знаний, которые были давным-давно собраны или использовались для обучения, становятся все более редкими. Каждый индивид должен самостоятельно работать над собой и воспитывать через различные формы неформального образования.

Одним из основополагающих компонентов повестки дня Организации Объединенных Наций в области устойчивого развития на период до 2030 года является качественное образование. Цифровые технологии стали важным инструментом для достижения этой цели. Цифровые технологии продемонстрировали мощное влияние на сферу образования. Недавняя пандемия COVID-19 еще больше институционализировала применение цифровых технологий в образовании, которые изменили парадигму всей системы образования. Сейчас они выступают не только поставщиком знаний, но и соавтором информации, наставником и экспертом. Технологические усовершенствования в сфере образования облегчили жизнь обучающимся.

Вместо того, чтобы использовать стандартный вариант, а именно ручку и бумагу, обучающиеся в настоящее время используют различные программы и инструменты

для создания демонстративных материалов, в том числе, в виде презентаций и проектов. Устойчивое развитие включает в себя социальное благополучие, которое зависит от образования. Информационные технологии появились для распространения общих знаний и являются основной движущей силой реформ в сфере образования. Внедрение новых технологических средств обучения, таких как мобильные устройства, смарт-доски, планшеты, ноутбуки, симу-ляторы, динамические визуализации и виртуальные лаборатории, изменили образование в образовательных учреждениях. Интернет вещей (1оТ) является одним из наиболее экономически эффективных методов обучения молодых умов. Это также надежный механизм для интеграции обучения мирового уровня для всех. Компании, занимающиеся образовательными технологиями, постоянно пытаются создать новые решения для расширения доступа к образованию для людей, которые не могут получить адекватные образовательные учреждения.

Социальные сети как инструмент обучения прошли долгий путь. Большое количество преподавателей и обучающихся используют социальные сети в качестве важного элемента общего процесса электронного обучения. Помимо возможности передавать информацию в любом месте и в любое время, социальные сети также являются источником создания сетевых возможностей для органи-

зации социальной деятельности и, возможно, новых рабочих мест [2].

Традиционные инструкции не обеспечивают условий для немедленного обучения, более быстрой оценки и большей вовлеченности, а напротив, цифровые средства обучения и технологии заполняют эту пустоту. Некоторые из показателей эффективности, которые обеспечивают такие технологии, просто не имеют себе равных по сравнению с традиционными методологиями обучения. Смартфоны и другие устройства с беспроводными технологиями связи становятся популярными в обществе, вполне логично, что образовательные учреждения эффективно используют их, внедряя технологии на их основе. Действительно, адаптивность современных технологий и ненавязчивый характер делают обучение более привлекательным для следующего поколения. Однако на начальном этапе это может оказаться сложной задачей, поскольку традиционные преподаватели не решаются включать современные технологии и гаджеты в образовательные учреждения, рассматривая их скорее, как отвлекающий фактор, чем как интеллектуальное учебное пособие. Он-лайн-календарь занятий, в котором может отображаться расписание занятий, расписание заданий, экскурсии на места, выступления докладчиков, расписание экзаменов или перерывы в семестре, поможет обучающимся планировать свою деятельность. Системы реагирования обучающихся, такие

как смартфоны и клик-устройства, предоставляют преподавателям быстрый и простой способ быстро определить, насколько обучающиеся усвоили представленный контент, и требуется ли дополнительное объяснение.

В условиях дистанционного формата работы, цифровые технологии удержали систему образования на плаву. Обучающиеся учатся, не выходя из дома, интеграция технологий в образование дает обучающимся уникальный опыт обучения, позволяя им оставаться более заинтересованными в предмете и не отвлекаясь. Использование проекторов, компьютеров и другого передового технического оборудования делает обучение увлекательным и интересным для обучающихся. Обучение может стать более динамичным и увлекательным, если в классе будут поставлены задачи, включающие технологические ресурсы, устные презентации и групповое участие. Участие может выходить и за рамки вербального общения.

Глобализация образования уже привела к необходимости применения цифровых технологий. Были доступны онлайн-платфор-мы для проведения занятий, обмена ресурсами, проведения оценки и управления повседневной деятельностью образовательных учреждений. Однако использование этих платформ носило упреждающий характер. Пандемия СО"УТО-19 вынудила образовательные учреждения перейти на онлайн-режим обучения для поддержания систе-

мы образования. Развитые страны были хорошо подготовлены к тому, чтобы справиться с этим кризисом. Однако развивающиеся страны упорно трудились, чтобы выполнить это требование.

Цифровые технологии стали спасителем образования в это непростое время. Глобальный кризис подчеркивает необходимость международной интеграции в систему образования. Цифровые технологии помогают развивать способности, которые потребуют от обучающихся профессиональной деятельности, такие как решение проблем, создание структуры мышления и понимание процессов. Они также готовятся к более непредсказуемому и меняющемуся будущему, в котором технологии будут играть решающую роль. Приобретенные обучающимися качества и способности будут иметь важное значение для их профессионального успеха. Образовательные ресурсы и цифровые инструменты помогают улучшить атмосферу и сделать процесс преподавания и обучения более увлекательным. Кроме того, они предоставляют каждому образовательному учреждению большую гибкость и индивидуальный учебный план, основанный на потребностях каждого обучающегося.

Обучающиеся могут стать более вовлеченными в процесс обучения, если будут использоваться новые технологии. Поскольку в настоящее время молодежь довольно привыкла к использованию электронных гаджетов, включение их в обучение, несомненно, поможет

пробудить их интерес и повысить уровень вовлеченности. Интеграция технологий в образование дает обучающимся увлекательный опыт обучения, позволяя им оставаться более заинтересованными в предмете, не отвлекаясь.

Использование компьютеров и других устройств в сочетании с цифровыми инструментами позволяет обучающимся играть более активную роль и быть в центре образовательного процесса. Преподаватель становится тьютором в этом процессе и может одобрить эффективность обучения. Используя множество цифровых ресурсов, обучающиеся могут загружать необходимую информацию или загружать свой образовательный контент.

Цифровые технологии упрощают использование тактик взаимодействия с обучающимися, например, геймификация, или подходов, например, перевернутые классы, которые оптимизируют обучение. Обучающие ландшафты эволюционировали как дидактический инструмент, который сочетает в себе несколько техник и позволяет каждому обучающемуся составлять отдельные образовательные маршруты. Технология делает обучение более вдохновляющим и значимым для индивида [3].

Цифровые технологии — это мощный инструмент, который может помочь улучшить образование различными способами, например, облегчить преподавателям создание учебного контента и предоставить обучающимся новые методы обучения и коллективной ра-

боты. С распространением сети Интернет по всему миру и множеством подключенных к нему интеллектуальных устройств наступила новая эра. Таким образом, разработчики учебных программ и преподаватели используют потенциал передовых цифровых технологий для революционизирования образования таким образом, чтобы эффективное и действенное образование было доступно всем и везде. Цифровое обучение способствует творчеству и дает обучающимся ощущение успеха, поощряя дополнительное обучение за счет мышления вне традиционных методов. Цифровое обучение обеспечивает легкий доступ к информации, простое сохранение информации, расширенное хранение информации и улучшенное представление информации, также образование стало более интерактивным, облегчило обмен знаниями и повысило энтузиазм в обучении.

С сегодняшним технологическим ростом преподаватели должны научиться использовать различные гаджеты, такие как смартфоны и планшетные компьютеры, также использовать все доступные онлайн-ресурсы, чтобы убедиться, что их материалы живые, увлекательные и актуальные. Технология — это нечто большее, чем просто игра в видеоигры и просмотр анимационных фильмов. Преимущества определяются тем, как учащиеся, родители и преподаватели используют технологии для улучшения образования. Когда технология эффективно используется в учебных целях, учебный процесс

улучшается, и обучающиеся становятся заинтересованными.

Образовательные технологии не лишены трудностей, особенно при внедрении и использовании, поднимаются вопросы, чрезмерного экранного времени, эффективности использования технологий преподавателями и обеспокоенности по поводу справедливости технологий. Преподаватели создают и комментируют учебный контент, поощряя обучающихся анализировать тему, в частности, с различных точек зрения. Кроме того, в то время как некоторые обучающиеся преуспевают в онлайн-обучении, другие испытывают трудности из-за различных факторов, включая отсутствие технической поддержки.

Хотя технология может рассматриваться как еще один способ мошенничества, можно разработать задания и оценки таким образом, чтобы подобное было маловероятно. С другой стороны, экзамены с открытой книгой можно использовать, чтобы подчеркнуть умение решать проблемы и мастерство удержания. Такие трудоемкие процессы, как отслеживание посещаемости и успеваемости обучающихся, можно ускорить с помощью автоматизации. В силу своей объективной природы инструменты вовлечения могут помочь ускорить оценку письменных заданий, бесед и участия, а также ответить на типичные запросы учащихся. Без надлежащего оборудования для информационных и коммуникационных технологий, подключения к сети Интернет, мобильной связи, учебных ресурсов и подго-

товки преподавателей, обучающиеся не могут участвовать в дистанционном обучении. Обучающиеся из мест с ограниченными ресурсами, изолированных сельских районов и домохозяйств с низким доходом с большей вероятностью отстают. Обучающимся с ограниченными возможностями или иностранцам, кроме английского, потребуется дополнительная индивидуальная помощь.

Обеспечение совместимости систем электронного обучения с новыми интеллектуальными устройствами, такими как смартфоны и планшеты, стало важным элементом упрощения доступа и более быстрого освоения цифрового обуче-

ния. Также включены специализированные обучающие товары, такие как анимация, игры или системы на базе искусственного интеллекта, предназначенные исключительно для образовательных развлечений. Важность больших данных и применения аналитики к обучению была важной, но обычно упускаемой из виду частью образовательных технологий. Образовательные учреждения осознают ценность всеобъемлющих данных об успеваемости обучающихся и преподавателей по мере расширения использования виртуальных учебных классов, платформ электронного обучения и он-лайн-экзаменов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Церюльник А. Ю. Использование дистанционного формата обучения студентов в образовательном процессе // Международный научно-исследовательский журнал. 2020. № 6-3 (96). С. 92-95.

2. Крутиков М. А. Формирование цифровой компетентности будущих учителей в процессе профессиональной подготовки // Современные про-

блемы науки и образования. 2020. № 6. [Электронный ресурс] // URL: https://science-education.ru/ru/article/ view?id=30414 (дата обращения: 15.10.2022).

3. Собирова Э. Г. Преимущества и недостатки дистанционного обучения в высших учебных заведениях // Academic research in educational sciences. 2021. Том 2. No Special Issue 1. С. 55—61.

REFERENCES

1. Tserulnik A. Yu. The use of distance learning format for students in the educational process // International Scientific Research Journal. 2020. No. 6-3 (96). pp. 92-95.

2. Krutikov M. A. Formation of digital competence of future teachers in the process of professional training // Modern problems of science and education. 2020. No. 6.

[Electronicresource] //URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30414 (date of the application: 15.10.2022).

3. Sobirova E. G. Advantages and disadvantages of distance learning in higher educational institutions // Academic research in educational sciences. 2021. Volume 2. No Special Issue 1. P. 55—61.

Поступила в редакцию 24.11.2022 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.