- - лучшие педагогические практики -
информационные технологии в гоу спо «мариинский педагогический колледж»
г. Е. Моргунова, зам. директора по научно-методической работе ГОУ СПО «Мариинский педагогический колледж»
Информационные технологии выступают сегодня не столько инструментами, дополняющими систему образования, сколько императивом установления нового порядка знания и его институциональных структур. Каждое образовательное учреждение стремится обеспечить условия для перестройки образовательного и управленческого процессов на информационной основе. Информатизация образования предполагает использование новых информационных технологий (НИТ) для реализации идей развивающего обучения, адаптации будущих специалистов в новом информационном обществе.
Анализируя данную проблему для своего учебного заведения, мы сделали вывод, что внедрять в воспитательно-образовательный процесс информационные технологии есть смысл при наличии квалифицированных преподавателей, прошедших специальную подготовку, достаточном количестве технических средств, наличии методически обоснованных, соответствующего качества компьютерных программ и систем, наличии дидактического комплекса (учебников, методических пособий, системы контроля знаний).
Нами были определены первоочередные задачи по формированию единой информационной среды: развитие инфраструктуры информатизации образовательной и управленческой деятельности; повышение квалификации преподавателей в области информационных технологий; разработка информационно-методической базы; создание и внедрение в учебный процесс современных электронных обучающих средств.
Системная целенаправленная деятельность всех структурных подразделений в этом направлении позволила получить заметные результаты. Для приобретения необходимых знаний и умений, помимо внешних курсов, в течение двух лет проведены постоянно действующие семинары непосредственно в учебном заведении. Учебные программы семинаров формировались исходя из текущих потребностей преподавателей колледжа, например, «Технология создания электронного учебника», «Работа с текстовым редактором и программой презентаций», «Создание документов с гипертекстовой структурой», «Работа в Интернете», «Работа с интерактивной доской». Результатом обучения слушателей стала разработка электронных учебников и пособий, различного рода мультимедийных презентаций. Наиболее удачные разработки, рекомендованные к внедрению в учебный процесс, посту-
пают в медиатеку колледжа на базе библиотеки и ме-тодкабинета.
Начата работа по созданию электронной библиотеки колледжа, куда уже внесено 205 изданий, из них 30 основных. С 2004 года внедрена автоматизированная библиотечная программа «Ирбис», в которую вошли на данный момент четыре базы данных: библиотека отдела образования г Мариинска и Мариинско-го района; база данных по электронным учебникам; книжный фонд колледжа; база периодических изданий (всего 27 тыс. единиц). В ближайшей перспективе будет добавлена база фондов городской библиотеки, детской городской библиотеки, Мариинского лесотех-никума и Мариинского аграрного техникума, что позволит студентам и преподавателям, не выходя из стен колледжа, получать всю информацию, сосредоточенную в библиотеках города. Для студентов в библиотеке подключены программы «Консультант» и «Энциклопедия Кирилла и Мефодия». Все студенты, поступившие в колледж, проходят обучающий семинар для работы в программе «Ирбис».
Методический кабинет, как и библиотека, оказывает индивидуальную помощь преподавателям в поиске необходимой информации в Интернете, в разработке электронных материалов, при проведении занятий с использованием мультимедийных средств. Цикловыми комиссиями представлены планы разработки таких пособий на год. По мере их исполнения лучшие работы отбираются на выставку в методический кабинет.
Все цикловые комиссии активно используют в учебном процессе компьютерные технологии, рационально сочетая их с традиционными технологиями обучения. При этом используются стандартные электронные программы и электронные учебники, созданные преподавателями колледжа. Использование электронных учебников в учебном процессе позволяет повышать эффективность обучения, предоставляя широкие возможности по организации новых форм учебной деятельности (аудиторной и самостоятельной), изменяет направленность учебного процесса от массовости к индивидуальности, способствуя развитию самостоятельной, творческой деятельности.
В колледже создан современный лекционный зал, оснащенный всей необходимой техникой для проведения занятий любой информационной нагрузки. Так, наличие web-камеры в перспективе дает возможность работать в режиме оп-^п c образовательными учреждениями не только нашей области.
54
«образование. карьера. общество» № 2 (24), 2009 г.
- лучшие педагогические прак
В учебном процессе используется 32 персональных компьютера. Все они находятся в локальной сети колледжа, к которой подключены кабинет директора, библиотека, методический кабинет, лаборатории, кабинет информатики, что позволяет обмениваться информацией, иметь доступ к различным базам данных. Все имеют выход в Интернет. Общение в Интернете по электронной почте, в чатах, блогах, форумах становится особым способом формирования новой коммуникации.
Научно-методический отдел активно использует в образовательном процессе электронные базы данных нормативно-инструктивной документации, научно-методической работы преподавателей, по повышению квалификации преподавателей, медиотеку и многое другое. Завершается работа по созданию электронного методического кабинета. На базе методического кабинета установлена аппаратура, позволяющая записывать любые программы спутникового телевидения, необходимые преподавателям для учебной и внеаудиторной работы.
Выпускниками создан сайт колледжа для формирования единого информационного пространства с другими учебными заведениями, родителями, который содержит всю необходимую информацию о колледже, его истории. Сайт имеет интерактивную связь через гостевую книгу. Он прост в исполнении, имеет легкую навигацию. На данный момент сайт выполняет информативную функцию, в перспективе добавится и обучающая.
Информационная культура создает базу для дистанционного обучения. Опыт, полученный при участии в дистанционных образовательных проектах Центра дистанционного обучения «Эйдос», показывает их значимость в формировании креативного мышления в использовании развивающих технологий. На протяжении ряда лет наши студенты и преподаватели участвуют в них. В этом учебном году студенты уже приняли участие в пяти проектах: по литературе (17-е место из 81), английскому языку (91-е, 112-е и 147-е места из 240), краеведению, математике и русскому языку (результаты участников последних трех еще не известны). До конца года запланировано участие в еще нескольких дистанционных образовательных проектах.
Одно из направлений дистанционного образования - повышение квалификации преподавателей на базе педагогического университета (г. Москва). Ежегодно 8-10 человек повышают свою квалификацию без отрыва от производства в объеме 120 часов. В этом учебном году эти курсы прошли 10 человек. Да-ная форма хороша тем, что поставленные проблемы при обучении преподавателей учитывают не только современные острые проблемы в образовании, но и индивидуальные особенности каждого из преподавателей.
В декабре 2008 года колледж впервые принял участие в пробном федеральном интернет-экзамене в сфере профессионального образования по восьми предметам: основы философии, основы права, основы экономики, русский язык и культура речи, иностранный язык (английский), информатика, педагогика, БЖД. Всего участвовало 160 студентов. В апреле пройдет тестирование по психологии. Результаты экзамена обозначили проблемы, требующие дальнейшей работы для получения успешных результатов. Было принято решение, что лучше подобное тестирование проводить в апреле из-за особенностей графика прохождения учебного материала.
В колледже активно разрабатывается вопрос о внедрении дистанционного обучения. С этой целью проведено заседание научно-методического совета, определены основные направления данной работы. На первом этапе необходима разработка модулей и электронного обеспечения по учебным дисциплинам. Пока элементы дистанционного обучения внедряются на заочном отделении: разработаны курсы лекций, методические рекомендации по выполнению практических работ на электронных носителях - обратная связь осуществляется на очных консультациях.
В целях повышения информационной культуры студентов разработан и внедрен спецкурс «Основы информационной культуры» для первокурсников. Были проведены конкурсы для студентов 3-4-х курсов колледжа «Образовательный потенциал программы POWER POINT». Ребята показали хороший уровень подготовки электронных презентаций, при их составлении основное внимание было уделено профессиональной направленности и использованию краеведческого материала. Акцент на применение новых информационных технологий в учебном процессе сделан и при организации в колледже конкурса «Преподаватель года - 2008». Проводится ежегодный контроль сформи-рованности навыков работы на компьютере среди студентов 4-го курса. Второй год в колледже работают курсы «Пользователь ПК».
Подобная целенаправленная работа способствует не только накоплению интеллектуальных и технических ресурсов для внедрения и эффективного использования информационных технологий в колледже, она готовит студентов к практической работе с данными технологиями, именно практика наших студентов заставила активнее использовать эти технологии на базе школ в г. Мариинске.
Проведенная работа убеждает, что впереди необходимо многое сделать, чтобы не только сохранить, но и эффективно использовать информационные технологии и ресурсы для перехода к более совершенному уровню обучения.
«ОБразованиЕ. карьера. общество» № 2 (24), 2009 г.
55