ВНЕДРЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИИ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ КОЛЛЕДЖА
И. С. Зайцева, преподаватель ГПОУ «Мариинский педагогический колледж имени императрицы Марии Александровны» Б. В. Вербенко, директор
Бурное развитие информационно-коммуникационных технологий привело к появлению новых взглядов на развитие мирового сообщества, которое уже невозможно представить без специалистов в этой области. В настоящее время промедление с внедрением современных средств ИКТ, развитием Интернета и родственных ему технологий для любой страны равносильно публичному признанию ее принадлежности к странам третьего мира. В соответствии с данными тенденциями происходят общественные и экономические преобразования, ведется конструктивное изменение системы образования, в том числе и в нашей стране. И здесь решающее значение приобретает как дальнейшее совершенствование средств ИКТ, так и подготовка кадров, способных их применять.
Удаленный доступ к образовательным технологиям и ресурсам, возможность оперативного общения всех участников образовательного процесса — одно из перспективных и наиболее эффективных направлений модернизации российского профессионального образования.
В связи с этим в воспитательно-образовательном процессе педагогического колледжа средства ИКТ, аппаратные и программные средства различного назначения играют ключевую роль в подготовке будущего специалиста. Понимание администрацией и педагогическим коллективом того, что развитие колледжа невозможно без создания необходимой информационной среды и внедрения новых информационных технологий привело к необходимости комплексного решения данных задач.
Основные усилия по комплексной информатизации воспитательно-образовательного процесса колледжа были сконцентрированы по четырем главным направлениям:
1. Совершенствование материально-технической базы колледжа в целях формирова-
И. С. Зайцева
Б. В. Вербенко
ния единой информационной образовательной среды.
2. Разработка информационно-методического обеспечения учебного процесса на основе использования ИКТ.
3. Подготовка профессионально-педагогических кадров для активного и дидактически оправданного применения средств ИКТ.
4. Внедрение элементов дистанционного обучения на очном и заочном отделениях Мариин-ского педагогического колледжа.
В рамках реализации первого направления в колледже созданы необходимые материально-технические условия для поэтапного перехода к новому уровню использования информационных технологий. В учебном процессе, учебно-методической, научно-исследовательской и административно-хозяйственной деятельности используется 68 персональных компьютеров, объединенных в локальную сеть с выходом в Интернет; три мультимедийных проекционных аппарата, две интерактивных доски, четыре сканера, четыре копировальных аппарата, семь многофункциональных устройств, один информационный портал. В среднем на 100 обучающихся по очной форме обучения приходится восемь
компьютеров. Для обеспечения функционирования данных технических средств колледжем приобретено лицензионное и прикладное программное обеспечение для автоматизации деятельности служб и структурных подразделений — программы «Контур-бухгалтер», «Контур-экстерн», «Экспресс-расписание», «Консультант плюс», «Ирбис» и др.
Лекционный зал колледжа оснащен необходимой техникой для проведения занятий со сложной информационной нагрузкой: проектором, веб-камерой, интерактивной доской. Работа с данным учебным оборудованием и его широким спектром возможностей повышает у студентов интерес к предмету, усиливает динамику процессов подачи и усвоения материала, позволяет установить обратную связь. Преподаватели при помощи интерактивной доски моделируют биологические и физические процессы, работают с электронной картой, схемой, рисунком, картиной, используют групповые и фронтальные формы работы, что позволяет разнообразить обучение: преподаватель имеет возможность представлять материал в виде лекции, одновременно используя видео- и аудиоф-рагменты, текст, обучающие программы, тренажеры, интернет-ресурсы и т. д.
На базе трех имеющихся компьютерных классов проводятся занятия не только по информатике, но и другим предметам (математике, русскому языку, педагогике, иностранному языку, истории, философии, физике, предметам профессиональной подготовки и др.). Оборудование данных классов в течение всего учебного года используется преподавателями для проведения текущего, рубежного и промежуточного контроля, компьютерного тестирования. Разработаны электронные тесты по общеобразовательным и профессиональным дисциплинам. В среднем нагрузка на каждый компьютерный класс составляет 32-35 часов в неделю, что является достаточно высоким показателем. Но не все преподаватели имеют возможность при необходимости работать в этих кабинетах в силу их загруженности, поэтому очевидна потребность в еще одном компьютерном классе. В соответствии с учебным планом для всех специальностей доля лекционных занятий с компьютерной поддержкой составляет 81 %, практических и лабораторных занятий — 46 %.
Подобное активное использование имеющихся технических средств основывается на высоком уровне ИКТ-компетентности педагогических работников колледжа — это результат деятельности по второму направлению. На данный момент
все преподаватели колледжа повысили уровень ИКТ-компетентности и информационной культуры на курсах повышения квалификации, проводимых на базе ГБУ ДПО «КРИРПО», и плановых семинаров-практикумов, проводимых в самом колледже. Наиболее востребованными темами стали: «Тестовая система AD Tester», «Возможности для образовательного процесса программы Power Point», «Использование программы Microsoft Excel в профессионально-педагогической деятельности», «Роль интерактивной доски в повышении эффективности обучения», «Возможности программы Hot Potatoes для организации компьютерного тестирования».
Необходимо отметить, что принятые меры позволили добиться глубокого осознания большинством преподавательского и административного состава необходимости внедрения ИКТ в образовательный процесс колледжа, в управление образовательным процессом. Компьютерные технологии стали реальным инструментом в достижении нового современного качества профессионального образования.
Наличие необходимых технических ресурсов и подготовленных кадров позволило обеспечить активную работу и по третьему направлению информатизации — по разработке информационно-методического обеспечения учебного процесса на основе использования ИКТ. Для решения задач по выделенному направлению в рамках колледжа сформирована концепция электронного учебного кабинета (ЭУК), позволившего интегрировать в себе все многообразие имеющихся информационных ресурсов учебного назначения.
В течение трех последних лет (2013-2015 гг.) коллектив колледжа создавал комплект электронных учебно-методических комплексов (УМК), включающих нормативно-методический материал, материал к занятиям, презентации, контрольно-измерительные материалы, в том числе и электронные тесты в программе AD Tester, материалы к практике. Проведенная работа позволила создать целостную информационную базу данных для реализации профессиональных образовательных программ. В настоящее время составлены и апробированы в условиях учебного процесса УМК по 68 дисциплинам учебных планов по четырем специальностям.
Все УМК объединены в семь электронных кабинетов: математики и методики обучения; музыки и музыкального воспитания; педагогики; русского языка и культуры речи; иностранного языка; гуманитарных и социально-экономических дисциплин; естествознания, химии, географии; биологии, анатомии и возрастной физиологии. Элек-
тронные учебные кабинеты созданы по стандартной форме в виде веб-узлов при помощи языка гипертекстовой разметки HTML. Размещенные электронные образовательные ресурсы в них систематизированы в виде электронных книг при помощи программы SunRaw BookOffice и используются на аудиторных занятиях и в ходе самостоятельной работы студентов. К настоящему времени половина всех дисциплин и МДК обеспечена электронными УМК.
Для улучшения управления системой повышения профессионально-педагогической компетентности, автоматизации управления созданы система «Электронный колледж» как информационный реестр (база данных) и электронный методический кабинет как веб-узел с 13 разделами, объединяющий имеющиеся ЭУК, доступ к которому возможен из всех кабинетов и библиотеки колледжа.
Для оперативного и объективного информирования общественности о деятельности образовательного учреждения работает сайт колледжа. Сайт лаконичен в исполнении, имеет легкую навигацию. Помимо информационных разделов официального сайта образовательного учреждения, есть страница, позволяющая обучающимся и родителям в системе закрытого доступа узнать об успеваемости по семестрам. В фойе учреждения установлен информационный терминал, который дает возможность преподавателям, студентам и родителям обучающихся получить информацию по организации воспитательно-образовательного процесса в колледже (расписание занятий, график учебного процесса, занятость преподавателей, трудоустройство выпускников и др.).
Четвертое направление по информатизации деятельности колледжа направлено на внедрение в образовательный процесс дистанционного обучения. Работа по данному направлению осуществляется в соответствии с нормативно-правовой и методической базой.
Основными принципами применения дистанционных образовательных технологий при реализации программ профессионального обучения являются:
- принцип интерактивности, выражающийся в возможности постоянных контактов всех участников учебного процесса с помощью специализированной информационно-образовательной среды (в колледже используется СДО Moodle);
- принцип адаптивности, позволяющий легко использовать учебные материалы нового поколения, содержащие цифровые образовательные ресурсы, в конкретных условиях учебного процесса, что способствует сочетанию раз-
ных дидактических модулей проведения занятий с применением дистанционных образовательных технологий;
- принцип гибкости, дающий возможность участникам учебного процесса работать в необходимом для них темпе и в удобное время;
- принцип оперативности и объективности оценивания учебных достижений студентов.
Обучение с использованием дистанционных образовательных технологий наиболее эффективно осуществляется на основе системы дистанционного обучения (платформы). В Мари-инском педагогическом колледже используется СДО Moodle (модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда) — это система управления курсами электронного обучения, распространяемая в открытом исходном коде.
СДО Moodle позволяет организовывать обучение в процессе совместного решения учебных задач, осуществлять взаимообмен знаниями. Широкие возможности для коммуникации — одна из сильных сторон СДО Moodle. Система поддерживает обмен файлами любых форматов — как между преподавателем и студентом, так и между самими студентами. Сервис рассылки позволяет оперативно информировать всех пользователей курса или отдельные группы о текущих событиях. Форум дает возможность организовать учебное обсуждение проблем, при этом обсуждение можно проводить по группам. К сообщениям в форуме можно прикреплять файлы любых форматов. Есть функция оценки сообщений — как преподавателями, так и студентами.
Важной особенностью СДО Moodle является то, что система создает и хранит портфолио каждого студента: все сданные им работы, все оценки и комментарии преподавателя к работам, все сообщения в форуме.
В 2015/16 учебном году в колледже дистанционно реализуются две дисциплины на очном отделении (история и математика), все дисциплины и МДК по всем специальностям на заочном отделении, разработаны программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации в области дошкольного образования.
Полученные результаты дают возможность рассматривать информационную образовательной среду колледжа как систему, включающую материально-технические, информационные и кадровые ресурсы; обеспечивающую автоматизацию управленческих и педагогических процессов, согласованную обработку и использование информации; с необходимой нормативно-организационной базой, техническим и методи-
- ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО
ческим сопровождением, основными структурными элементами которой являются автоматизированные рабочие места администрации, сотрудников структурных подразделений, учебного отдела, отдела кадров, ресурсного центра, программиста, бухгалтерии, электронный методический кабинет, электронные учебные кабинеты, лекционный зал с демонстрационным оборудованием и электронная библиотека, а также комплекс аппаратных и программных средств ИКТ.
Дальнейшие мероприятия по реализации выделенных направлений:
- установка единого файлового сервера, развертывание еще одного сегмента на базе нового компьютерного класса (не менее 8-10 ПК);
- оборудование аудиторий информационными панелями с их подключением к единому хранилищу информационных ресурсов;
- плановая разработка электронных изданий учебного назначения (ЭИУН), представление имеющихся ЭИУН в стандартной форме с единым интерфейсом и обязательной последующей их регистрацией в ФГУП НТЦ «Информрегистр»;
- дальнейшее освоение дистанционных образовательных технологий.
В целом работа по информатизации колледжа показывает, что важны не только материально-технические ресурсы, но и желание, готовность преподавателей и студентов идти в ногу со временем, повышать свой потенциал, способность мобильно и гибко реагировать на изменение социального заказа, что позволит успешно пройти социализацию, осмысленно выбрать свой жизненный и профессиональный путь студентам, а колледжу сформировать позитивный имидж на рынке образовательных услуг.
СОЗДАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
СРЕДЫ В ТЕХНИКУМЕ
О. В. Филонова, методист ГПОУ «Прокопьевский промышленно-экономический техникум» А. В. Вафик, заместитель директора по учебной работе Н. И. Коровкина, заместитель директора по научно-методической работе
О. В. Филонова
В настоящее время информатизация является одним из важнейших направлений модернизации образовательной системы. В научно-педагогической литературе понятие «информационная образовательная среда» (ИОС) рассматривается в различных аспектах, при этом следует отметить, что однозначного понимания содержания и структуры данного понятия нет. Например, встречаются следующие трактовки информационной образовательной среды:
- системно организованная совокупность информационного, технического, учебно-методического обеспечения, неразрывно связанная с человеком как субъектом образовательного процесса (Ильченко О. А.);
- часть информационного пространства, ближайшее внешнее по отношению к индивиду информационное окружение, совокупность
А. В. Вафик
Н. И. Коровкина
условий, в которых непосредственно протекает деятельность индивида (Е. И. Ракитина);
- одна из сторон деятельности образовательной организации, включающая в себя организационно-методические средства, совокупность технических, программных средств хранения, обработки, передачи информации, обеспечивающую оперативный доступ к информации и осуществляющую образовательные научные коммуникации (О. И. Соколова).
Также в педагогических исследованиях фигурируют понятия «информационное про-