Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В АГРОПРОЕКТИРОВАНИИ: НОВЕЛЛЫ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА'

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В АГРОПРОЕКТИРОВАНИИ: НОВЕЛЛЫ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
9
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / АГРОПРОЕКТИРОВАНИЕ / АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / АГРОЛАНДШАФТНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / ПРИРОДНЫЕ ТЕРРИТОРИИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Фастович Галина Геннадьевна

В современной России в последние годы особое внимание ученых - юристов привлекает тема исследований информационных технологий. В настоящее время наиболее востребованным и перспективным направлением в исследовании является направление информационных исследований в сфере агропроектирования. Агропроектирование - новелла действующего законодательства в сфере агроархитектурного проектирования, с учетом правовых и организационно-управленческих средств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION TECHNOLOGIES IN AGRICULTURAL DESIGN: NOVELTIES OF THE CURRENT LEGISLATION

In modern Russia, in recent years, special attention of legal scholars has been attracted by the topic of information technology research. At present, the most popular and promising direction in the study is the direction of information research in agricultural design. Agricultural design is a novelty of the current legislation in the field of agro-architectural design, taking into account legal, organizational and managerial means.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В АГРОПРОЕКТИРОВАНИИ: НОВЕЛЛЫ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА»

DOI 10.47643/1815-1329_2022_10_34 УДК 342.7

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В АГРОПРОЕКТИРОВАНИИ: НОВЕЛЛЫ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА INFORMATION TECHNOLOGIES IN AGRO DESIGN: NOVELTIES OF THE CURRENT LEGISLATION

ФАСТОВИЧ Галина Геннадьевна,

старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права

Юридического института ФГБОУ ВО «Красноярский государственный аграрный университет». 660049, Россия, Красноярский край, г. Красноярск, пр. Мира, 90. E-mail: fastovich-85@mail.ru;

FASTOVICH Galina Gennadievna,

Senior Lecturer of the Department of Theory and History of State and Law Law Institute of the Krasnoyarsk State Agrarian University. 660049, Russia, Krasnoyarsk Krai, Krasnoyarsk, Mira Ave., 90. E-mail: fastovich-85@mail.ru

Краткая аннотация: В современной России в последние годы особое внимание ученых - юристов привлекает тема исследований информационных технологий. В настоящее время наиболее востребованным и перспективным направлением в исследовании является направление информационных исследований в сфере агропроектирования. Агро-проектирование - новелла действующего законодательства в сфере агроархитектурного проектирования, с учетом правовых и организационно-управленческих средств.

Abstract: In modern Russia, in recent years, special attention of legal scholars has been attracted by the topic of information technology research. At present, the most popular and promising direction in the study is the direction of information research in agricultural design. Agricultural design is a novelty of the current legislation in the field of agro-architectural design, taking into account legal, organizational and managerial means.

Ключевые слова: информационные технологии, агропроектирование, агропромышленный комплекс, агроланд-шафтные преобразования, муниципальное образование, общественный контроль, природные территории, эффективность.

Keywords: information technologies, agro-design, agro-industrial complex, agro-landscape transformations, municipality, public control, natural areas, efficiency.

Для цитирования: Фастович Г.Г. Информационные технологии в агропроектировании: новеллы действующего законодательства //Аграрное и земельное право. 2022. № 10(214). С. 34-37. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2022_10_34

For citation: Fastovich G.G. Information technologies in agro-design: novelties of the current legislation // Agrarian and Land Law. 2022. No. 10(214). pp. 34-37. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2022_10_34.

Статья поступила в редакцию: 12.08.2022

Экономика агроландшафтных преобразований представляет сложную, недостаточно изученную проблему, которая в настоящее время является новеллой действующего законодательства, отражающая потребность современного общества в новых теоретических и практических исследований. Это связано с необходимостью учета множества факторов, трудно поддающихся количественной оценке, зачастую являющихся взаимозависимыми и нестабильными. То, что является предметом стремлений одних, для других может оказываться совершенно неприемлемым. В определенной мере это может относиться, например, к совместимости потребностей производственной сферы с экологическими требованиями; потребности людей в отдыхе на лоне природы не всегда согласуются с необходимостью сохранения ценных природных ландшафтов в виде заповедников, национальных парков и т. д.; потребности строительного освоения территории могут противоречить потребностям земледельцев, желающих использовать эту территорию для сельскохозяйственных угодий, и т. д. Везде требуются приемлемые компромиссы. Иными словами, само понятие «ценный ландшафт» [1, с. 8-9] без привязки к конкретным потребностям общества может зачастую представляться расплывчатым и служить предметом дискуссий. Принципы создания «зеленых объектов» примерно такие же, как и создания архитектурно-строительных объектов. Работы начинаются с «предпроектной» стадии: решаются вопросы целесообразности создания парка или сада, выбирается место его нахождения, оценивается его эффективность, выясняются источники финансирования и т. д. Затем методом тендера или прямых переговоров находят исполнителей намечаемых работ, которые будут вести эти работы. Такие работы включают инженерные изыскания, разработку проектной документации и реализацию проекта, т. е. посадочные и строительные работы. Стоит отметить, что на уровне от-

дельных субъектов исследуются механизмы устойчивого развития градостроительных институтов, что обуславливает применение к рассматриваемым вопросам правовых, философских, экономических, политических, культурологических средств и технологий [2]. Такая же ситуация складывается при реконструкции «зеленых объектов» многих регионов. Решаются вопросы предпроектной стадии, производится обследование реконструируемого объекта, составляется проект реконструкции и производится реализация этого проекта в различных измерениях [3, с. 126]. Большое значение в лесохозяйственной деятельности имеет восстановление лесов после лесных пожаров. Стоимость ущерба от таких пожаров (или других стихийных бедствий) принимается равной стоимости восстановительных работ в ценах на момент их восстановления.

Следует лишь отметить, что вопросы оценки эффективности создаваемого или реконструируемого «зеленого объекта» часто оказываются значительно сложнее оценок архитектурно-строительных объектов. Ценность создаваемого парка или другого «зеленого объекта» приходится определять с помощью множества критериев не только экономического, но и социального, культурного, экологического характера, с учетом непосредственного мнения общественных структур [4]. При этом приходится учитывать сложность взаимовлияния парка и прилегающих к нему территорий, что должно учитываться уже на стадии выбора места расположения парка. В местах, близких к парку, должно уменьшаться загрязнение воздуха, упрощаться управление ливневыми потоками. Иными словами, после создания парков ценность прилегающих к ним территорий начинает довольно быстро возрастать, в связи с чем активизируется строительство жилых и общественных зданий на таких территориях. Это обстоятельство во многих странах эффективно используется в качестве дополнительного источника доходов для нужд города. Поступление дополнительных денежных средств достигается за счет повышения цен на землю прилегающих территорий, использования гибкой системы налогообложения, т. е. с пользователей такими территориями берется повышенный налог [5, с. 46-48].

Примером может служить история с идеей поворота северных рек Сибири в Среднюю Азию, которая во второй половине ХХ в. в нашей стране (точнее в бывшем СССР) была предметом очень жестких дискуссий. Сама идея такой переброски была выдвинута еще в середине XIX в., после чего она неоднократно обсуждалась, хотя радикальных решений по ней не принималось. В 1960- 1970-е гг. идея показалась особенно привлекательной и обсуждение приняло практический характер. Проект переброски рек поддерживали многие авторитетные ученые и влиятельные политики. Противники же проекта прогнозировали совершенно недопустимые природно-климатическиеизменения глобальных масштабов. Сторонников проекта это не убеждало, и они уверяли, что опасности сильно преувеличены, так как доля перебрасываемых водных ресурсов не превысит 6% объема сибирских рек. На основании тщательных исследований и активной деятельности противников проекта идея поворота рек была полностью отвергнута. Решение этого вопроса заняло в целом 10-15 лет, причем окончательную оценку, по-видимому, сделают потомками через 100- 200 лет. Надо отметить, что решение этого вопроса должно осуществляться не только со стороны государства, но и активной части гражданского общества, институтов общественного контроля [6, с. 28-39]. Такие примеры показывают, насколько сложными могут быть решения крупных проблем окультуривания ландшафтов даже при участии высококомпетентных специалистов. Как мы можем предположить, при формировании культурных ландшафтов приходится проводить значительные работы по озеленению территории, т. е. созданию новых или защите (реконструкции) существующих «зеленых объектов». В населенных пунктах это парки, скверы, сады, лесопарки; на межселенных территориях это лесные массивы, защитные лесополосы, особо охраняемые природные территории (заповедники, национальные парки, природные парки, заказники и др.) [7, с. 52-53].

Другим важным фактором экономической эффективности парка является продуманность его функционального назначения. Когда в парке размещается какой-либо интересный объект (музей, театр, необычный аттракцион или природный объект и т. д.), число посетителей будет значительно возрастает, чем при отсутствии такого объекта. История садово-паркового хозяйства содержит множество примеров, в которых недостаточная продуманность функционального назначения парка становилась причиной его банкротства, даже при очень высоких затратах на его создание. Все это подтверждает мнение, что эффективно эксплуатируемый парк — это не обязательно дорогой парк. При проектировании парков ландшафтный архитектор начинает свою работу с решения вопроса, каких размеров должен быть парк, какой у него должен быть уровень благоустройства и, соответственно, затраты на его устройство [8, с. 269-270].

Описанная оценка стоимости посадочных работ применима и к лесохозяйственной деятельности, т.е. к посадке дре-весно-кустарниковой растительности защитных лесополос, лесных массивов, при превращении природного лесного участка в

рекреационный лес и пр. Во всех таких случаях работы производятся по тем же принципам и в такой же последовательности, как и при создании рассмотренных выше парков и садов («зеленых объектов»). Например, при превращении природного (не-обустроенного) лесного участка в рекреационный лес работы также начинаются с предпроектной стадии: решаются вопросы целесообразности превращения существующего лесного массива в рекреационный лес, намечаются его границы, оценивается его эффективность, выясняются источники финансирования и т.д. На основании полученных данных разрабатывается проект, который затем будет реализовываться. Работы начинаются с оценки существующего ландшафта: проводится так называемое фитопатологическое обследование лесного участка — это выяснение, какие деревья заражены вредителями и грибками, какие из них нужно лечить, а какие вырубать. Чаще всего приходится вырубать ветки нижней части деревьев, на которых обычно скапливаются вредители-насекомые и грибковые поражения. Вырубленные ветки и стволы должны сразу же удаляться (сжигаться), иначе все эти вредители и грибки снова возвратятся в лес. Следует иметь в виду, что для срубки деревьев требуется специальное разрешение от соответствующих служб.

Вместо вырубленных деревьев высаживаются новые, преимущественно не требующие много света. В зависимости от состава и состояния лесных почв, от вида высаживаемых лесных культур в лесную почву могут вноситься удобрения. Наибольшие сложности создают участки с хвойными породами. Такие породы обычно в первые же годы забирают из почвы весь азот. Благодаря деятельности полезных бактерий содержание азота в почве восстанавливается, но в недостаточном объеме. Из-за этого в почву вносят азотные удобрения (навоз и др.), а культурные растения высаживаются лишь через 2-3 года после этого.

Все эти работы нормируются. Имеются нормы времени и расценки на каждый вид услуг. Сметная документация представляется примерно так же, как и на строительные работы. Разрабатывается Сметный расчет на выполнение лесоустроительных работ, который охватывает все виды деятельности, связанные с лесоустройством. К таковым относятся: защита леса от вредителей и болезней; дорожные, лесомелиоративные объекты работы; создание противопожарных разрывов, работы по лесовосстановлению и т. д. Для каждого вида таких работ разрабатываются нормативно-технологических карты, аналогичные технологическим картам на строительные процессы. По ним устанавливается стоимость работ по окультуриванию лесных участков [9].

Все это относится не только к глобальным проблемам. Сложные вопросы взаимного влияния различных природных факторов могут возникать и при небольших изменениях ландшафтов, в чем специалист по природообустройству должен разбираться. Осушение болот может отрицательно повлиять на произрастание ценных трав или проживание ценных представителей животного мира; создание прудов может отражаться на местном рыбоводстве (как отрицательно, так и положительно); строительство зданий и сооружений может негативно влиять на режим подземных вод, на древесно-кустарниковую растительность [9, с. 21-22]. Изложенные соображения не отвергают полезности разработки инновации в проектировании ландшафтного дизайна, но они показывают, что она всегда нуждается в уточнении применительно к каждому конкретному случаю [10]. Эти уточнения обычно основываются на местном опыте хозяйствования, на результатах исследований культурно-исторического, экологического, медико-биологического характера.

Библиография:

1. Баркова О.И., Власов В.А., Тамаровская А.А. Некоторые актуальные философско-правовые аспекты устойчивого градостроительного развития городского округа (на примере города Красноярска) // Аграрное и земельное право. 2020. № 3 (183). С. 6-10.

2. Кашина И.В., Головань Ю.И. Современные тенденции в ландшафтном проектировании Академия строительства и архитектуры, ФБГОУ ВО ДГТУ г.Ростов-на-Дону; Эволюция вертикального озеленения. (Электронный курс). - Режим доступа: http://archvuz.ru/2012_22/75

3. Трашкова, С.М. Международно-правовое регулирование как гарантия реализации правового статуса несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых в уголовном процессе / С.М. Трашкова // Казанская наука. 2015. № 5.С.125-127.

4. Фастович Г.Г., Кудашова И.В. Информационные технологии в системе повышения эффективности деятельности органов государственной власти: теоретико-правовой аспект // Право и политика. 2020. № 2. С. 18-22.

5. Тепляшин И.В. Участие институтов гражданского общества в реализации государственной политики в Арктической зоне Российской Федерации // Проблемы конституционно-правового регулирования статуса арктических территорий Российской Федерации: мат-лы круглого стола международ. науч.-практ. конф. «Енисейские политико-правовые чтения» (Красноярск, 21-22 сентября 2017 г.) / под ред. А.А. Кондрашева, О.В. Роньжиной, А.Б. Зенкиной; Краснояр. гос. аграр. ун-т. - Красноярск, 2017. - С. 46-48.

6. Тепляшин И.В. Субъекты общественного контроля: некоторые вопросы правового статуса // Актуальные проблемы борьбы с преступностью: вопросы теории и практики: материалы XX международной научно-практической конференции (20-21 апреля 2017 года): в 2 ч. / отв. ред. Н.Н. Цуканов; СибЮИ МВД России. - Красноярск: СибЮИ МВД России, 2017. - Ч. 1. - С. 28-30.

7. Фастович Г.Г., Шитова Т.В. К вопросу об эффективности единой системы публичной власти// Социально-экономический и гуманитарный журнал. 2020. № 4 (18). С. 76-88.

8. Власов В.А. Некоторые экономико-правовые аспекты обеспечения продовольственной безопасности в Российской Федерации // Аграрное и земельное право. 2018. № 4 (160). С. 117-123.

9. Фастович Г.Г. К вопросу о применении информационных технологий в логистических системах // Логистика - евразийский мост. Материалы XIV Международной научно-практической конференции. 2019. - С. 269-272.

10. Фастович Г.Г. Продовольственная безопасность как критерий эффективности аграрной правовой политики Российской Федерации // Аграрное и земельное право. 2017. № 6 (150). С. 21-23.

References:

1. Barkova O.I., Vlasov V.A., Tamarovskaya A.A. Some actual philosophical and legal aspects of sustainable urban development of the city district (on the example of the city of Krasnoyarsk) // Agrarian and land law. 2020. No. 3 (183). pp. 6-10.

2. Kashina I.V., Golovan Yu.I. Modern trends in landscape design Academy of Construction and Architecture, FBGOU VO DSTU G.Rostov-on-Don; Evolution of vertical gardening. (Electronic course). - Access mode: http://archvuz.ru/2012_22/75

3. Trashkova, S.M. International legal regulation as a guarantee of the implementation of the legal status of juvenile suspects accused in criminal proceedings / S.M. Trashkova // Kazan Science. 2015. No. 5.pp.125-127.

4. Fastovich G.G., Kudashova I.V. Information technologies in the system of improving the efficiency of public authorities: theoretical and legal aspect // Law and politics. 2020. No. 2. pp. 18-22.

5. Teplyashin I.V. Participation of civil society institutions in the implementation of state policy in the Arctic zone of the Russian Federation // Problems of constitutional and legal regulation of the status of the Arctic territories of the Russian Federation: materials of the international round table. Scientific and practical conference "Yenisei political and Legal readings" (Krasnoyarsk, September 21-22, 2017) / edited by A.A. Kondrashev, O.V. Ronzhi-na, A.B. Zenkina; Krasnoyar. gos. agrar. un-T. - Krasnoyarsk, 2017. - pp. 46-48.

6. Teplyashin I.V. Subjects of public control: some issues of legal status // Actual problems of combating crime: issues of theory and practice: materials of the XX International Scientific and Practical Conference (April 20-21, 2017): at 2 o'clock / ed. by N.N. Tsukanov; SibUI of the Ministry of Internal Affairs of Russia. - Krasnoyarsk: SibUI of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2017. - Part 1. - pp. 28-30.

7. Fastovich G.G., Shitova T.V. On the issue of the effectiveness of the unified system of public power// Socio-economic and Humanitarian journal. 2020. No. 4 (18). pp. 76-88.

8. Vlasov V.A. Some economic and legal aspects of ensuring food security in the Russian Federation // Agrarian and land law. 2018. No. 4 (160). pp. 117-123.

9. Fastovich G.G. On the use of information technologies in logistics systems // Logistics - Eurasian Bridge. Materials of the XIV International Scientific and Practical Conference. 2019. - pp. 269-272.

10. Fastovich G.G. Food security as a criterion for the effectiveness of the agrarian legal policy of the Russian Federation // Agrarian and land law. 2017. No. 6 (150). pp. 21-23.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.