Научная статья на тему 'Информационные технологии при подготовке менеджеров в вузах физической культуры и спорта'

Информационные технологии при подготовке менеджеров в вузах физической культуры и спорта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
374
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ МЕНЕДЖЕРОВ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / MODEL OF PREPARATION OF MANAGERS / INFORMATION TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Орлова Юлия Александровна

В данном исследовании предложена и исследована модель подготовки квалифицированных менеджеров в области физической культуры и спорта с использованием современных информационных технологий. Экспериментально проверена программа использования современных информационных технологий для повышения эффективности подготовки будущих спортивных менеджеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION TECHNOLOGIES in PREPARATION OF MANAGERS AT UNIVERSITIES OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS

In the given research the model of preparation of the qualified managers is offered and investigated in the field of physical culture and sports with use of modern information technologies. The program of use of modern information technologies for increase of efficiency of preparation of the future sports managers is checked experimentally up.

Текст научной работы на тему «Информационные технологии при подготовке менеджеров в вузах физической культуры и спорта»

Система опережающей подготовки педагогов по физической культуре в вузе должна обеспечивать готовность к организации на своих рабочих местах опережающей системы физической подготовки учащихся. Поэтому обе системы обучения - вузовская и школьная (ДОУ или УДОД) - должны быть построены на единых принципах и подходах: системно-синергетическом, акмеологическом и аксиологическом.

Дипломные работы студентов факультета физической культуры должны быть представлены как исследовательские проекты будущей профессиональной деятельности. Распределение тем выполняемых работ в группе с целью обеспечения целостного охвата профессиональных проблем должно обеспечивать раскрытие работы учителя физкультуры на всех этапах непрерывного физкультурного образования и спортивнооздоровительной работы со всеми возрастными категориями граждан.

Учителя физического воспитания должны четко представлять содержание базового компонента физического воспитания, проектировать и анализировать уроки, отбирать содержание теоретического и практического материала к уроку; владеть словом, средством передачи информации; владеть методом обучения и учения школьников, уметь профессионально и качественно показывать физические упражнения, применяемые на уроках (гимнастические, легкоатлетические и игровые); управлять методами познавательной деятельности учащихся; разрабатывать сценарии внеклассных мероприятий; организовать деловое общение с родителями; составлять дидактическую переработку методов науки и методов преподавания; устанавливать причины следственной связи.

Учитель физического воспитания, проводя внеклассную работу в спортивных секциях со школьниками, должен применять современные интенсивные технологии по данному виду спорта с учетом юношеского и подросткового возраста.

Большое значение имеют для учителя физического воспитания знания технологии развития личности с применением психологических тестов и с учетом физикоанатомических данных, участвовующих в отборе школьников для разных видов спорта, чтобы потом более ярко реализовать их спортивные возможности. Для этого учитель физического воспитания должен обладать не только знаниями своего предмета, но и такими же знаниями в смежных дисциплинах (педагогика, психология, биология, анатомия, физиология, спортивная медицина).

ЛИТЕРАТУРА

1. Исаев, И.Ф. Профессионально-педагогическая культура учителя : учеб. пособие для вузов [Текст] / И.Ф. Исаев. - М. : Академия, 2002. - 208 с.

2. Лубышева, Л.И. Физическая и спортивная культура : содержание, взаимосвязи и диссоциации [Текст] / Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. - 2002. - № 3. - С. 11-14.

3. Пасюков, П.Н. Дальний Восток к России - на пути к открытой образовательной системе [Текст] / П.Н. Пасюков // Теория и практика физической культуры. -2000. - № 12. - С. 52-54.

4. Работин, И.В. Инновационный компонент педагогической деятельности учителя физической культуры [Текст] / И.В. Работин // Теория и практика физической культуры. - 2001. - № 2. - С. 22-24.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ МЕНЕДЖЕРОВ В ВУЗАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Юлия Александровна Орлова, старший преподаватель,

Волгоградская государственная академия физической культуры,

г. Волгоград

Аннотация

В данном исследовании предложена и исследована модель подготовки квалифицирован-

ных менеджеров в области физической культуры и спорта с использованием современных информационных технологий. Экспериментально проверена программа использования современных информационных технологий для повышения эффективности подготовки будущих спортивных менеджеров.

Ключевые слова: модель подготовки менеджеров, информационные технологии.

INFORMATION TECHNOLOGIES IN PREPARATION OF MANAGERS AT UNIVERSITIES OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS

Yulia Aleksandrovna Orlova, the senior teacher,

Volgograd state academy of physical education,

Volgograd

Abstract

In the given research the model of preparation of the qualified managers is offered and investigated in the field of physical culture and sports with use of modern information technologies. The program of use of modern information technologies for increase of efficiency of preparation of the future sports managers is checked experimentally up.

Keywords: model of preparation of managers, information technologies.

ВВЕДЕНИЕ

Проблема исследования состоит в необходимости разрешения выраженного противоречия между степенью разработанности теоретических и методических основ профессионального образования и уровнем программно-методического обеспечения системы подготовки квалифицированных менеджеров в области физической культуры и спорта.

Целью исследования является разработка и научное обоснование программы использования современных информационных технологий для повышения эффективности подготовки будущих менеджеров сферы физической культуры и спорта.

Задачи исследования:

1. Разработать структурно-функциональную модель информационной подготовки менеджера для сферы физической культуры.

2. Обосновать возможность использования разработанной модели для развития профессионального личностного потенциала.

3. Экспериментально проверить программу использования современных информационных технологий для повышения эффективности подготовки будущих менеджеров для сферы физической культуры.

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Рассмотренные нами теоретические предпосылки позволили построить модель исследуемого явления в виде целостной системы.

Структурно-функциональная модель подготовки менеджера представлена пятью взаимосвязанными блоками: субъекты профессиональной подготовки будущего менеджера, учебно-методическое обеспечение, информационные технологии как объект исследования, информационные технологии как средство подготовки, диагностика и корректировка.

Субъектами процесса подготовки менеджера являются преподаватель и студент, которые интенсивно взаимодействуют друг с другом.

Модель позволяет повысить эффективность подготовки менеджера за счет использования информационных технологий и сформировать личностный потенциал студента: информационную культуру, практические навыки работы в программном обеспечении и информационный интерес.

Формирование информационной культуры достигается с помощью учебнометодического обеспечения. Формирование практических навыков работы в программном обеспечении достигается при использовании ИТ как объекта исследования.

При использовании информационных технологий в качестве инструмента подготовки у студентов происходит формирование информационного интереса, который в дальнейшем поможет им при освоении неизвестных информационных систем.

Модель подготовки менеджеров может быть педагогически эффективной только тогда, когда в ее структуру заложен модуль диагностики и корректировки. С его помощью преподаватель производит диагностику получаемых студентами знаний, как следствие - эффективности модели.

Эффективная подготовка квалифицированных менеджеров может быть достигнута только при модульном проектировании и реализации учебного курса. Обязательным условием технологии модульного проектирования является разработка учебнометодического обеспечения по модульному принципу.

Главными составляющими учебно-методического обеспечения являются: 1) рабочая программа; 2) информационные базы по предмету и смежным областям; 3) учебно-методические рекомендации; 4) оценивание знаний; 5) задачи профессиональной деятельности менеджера.

Процесс подготовки менеджеров в сфере информационных технологий необходимо спроектировать таким образом, чтобы студенты работали над проектами из профессиональной деятельности менеджеров, способствующими формированию знаний и умений, необходимых для эффективного управления информационными системами организации.

Такой способ обучения через проблематизацию учебной ситуации позволяет студентам актуализировать свой творческий потенциал, повысить эффективность учебного процесса.

Нами сформулированы базовые направления для разработки задач, изучение которых поможет студентам подготовиться к их профессиональной деятельности: финансово-управленческие; расчет инвестиционных проектов; анализ финансового состояния предприятия; маркетинговый анализ; бюджетирование; планирование задач и создание проекта; поиск информации в Интернете, работа с download-менеджерами, обмен текстовыми сообщениями, настройка почтового ящика; редактирование текстовой информации; анализ данных, построение отчетов и диаграмм; исследование объектной технологии и разработка баз данных; подготовка профессиональных презентаций; создание и заполнение динамических бизнес-форм организации; создание и оптимизация плана проекта; создание бизнес-моделей IDEF0, Data Flow Diagram, TQM diagram, Work Flow Diagram, Organization и Marketing chart; создание профессиональных публикаций; анализ данных на основе OLAP-технологии, нейронных сетей, карт Кохонена, деревьев решений и т.д.

Нами сформирован список программных систем, которые необходимо знать менеджерам для эффективного управления организацией, и которые вузы могут предоставить для изучения студентами: ПО для поиска и передачи информации через Интернет, ПО для обработки и анализа управленческой информации, ПО для извлечения, очистки, визуализации манипулирования и защиты данных и ПО для управления предприятием.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Для проведения педагогического эксперимента использовалась Web-система в локальной сети Волгоградской государственной академии физической культуры для проведения лекций и семинарских занятий по курсу "Информационные технологии управления" у студентов специальности “Менеджмент организации”.

Система спроектирована с учётом достижений современной педагогики, пригодна как для дистанционного обучения, так и для очного, разработана с использованием open source технологий - Web-сервера Apache, скриптового языка РНР и базы банных MySql. Такая система повышает эффективность управления процессом подготовки менеджера.

Модули дисциплины “Информационные технологии управления” были разделены на теоретические и практические. В курс входит 7 теоретических и 4 практических частей. В каждом теоретическом модуле содержатся полный текст лекции данной темы в формате документа Word, краткий текст лекции в формате PowerPoint, тесты для проверки знаний и материалы для самостоятельного изучения.

В практический модуль по каждому разделу дисциплины входят информация об изучаемом программном средстве, материалы для работы в системе, видеоматериал для изучения семинаров, примеры выполненных работ в программных средах, дистрибутив изучаемого программного обеспечения и практическое задание, которое необходимо выполнить.

Для оценки сформированной информационной культуры в начале, в течение, по окончании и через 2 месяца после окончания эксперимента (4 месяца, 20 часов лекционных занятий и 56 часов семинарских занятий) все его участники прошли компьютерное тестирование.

В начальном обследовании было выявлено, что контрольная и экспериментальная группы практически не различаются по уровню владения информации об информационных технологиях.

Для подтверждения динамики развития было проведено 5 контрольных срезов. Средние значения правильных ответов колеблются от 61% до 86% в контрольной группе и от 73% до 95% в экспериментальной. Выявлен явный рост знаний в обеих группах, но разница между экспериментальной и контрольной группой очевидна:

11,3% - на первом срезе, 7,5% - на втором, 9,7% - на третьем, 10,6% - на четвертом и 8,2% - на пятом.

Среднее значение по всем контрольным срезам (кроме начального) составляет 77% в контрольной группе и 87% в экспериментальной, медиана (балл, находящийся посередине всех итоговых баллов) - 76% в контрольной и 90% в экспериментальной, мода (балл, набранный наибольшим числом участников) - 77% в контрольной и 89% в экспериментальной, среднее отклонение - 4,56% в контрольной и 3,85% в экспериментальной.

В соответствии с критерием Стьюдента учащиеся экспериментальной группы показывают в среднем более высокий уровень знаний.

Таким образом, анализ результатов сформированной информационной культуры свидетельствует о более высокой успеваемости студентов экспериментальной группы.

Анализ результатов выполнения практического задания свидетельствует о более высокой успешности студентов экспериментальной группы. Абсолютное большинство студентов с заданием справились (85 - 100%), в то время как у студентов контрольной группы успешность выполнения задания составляет 47 - 68%.

Медиана составляет 60% для контрольной и 91% для экспериментальной групп, мода - 62% для контрольной и 91% для экспериментальной групп, среднее отклонение - 3,12% для контрольной и 1,64% для экспериментальной групп.

В соответствии с критерием Стьюдента учащиеся экспериментальной группы показывают в среднем более высокий уровень знаний.

Оценка практических знаний и умений позволила установить, что работа в информационных системах над профессиональными задачами способствует более качественному решению задачи по формированию у студентов практических навыков работы.

Для анализа информационного интереса использовался отчет о деятельности студентов экспериментальной группы по курсу “Информационные технологии управления” в обучающей системе.

Итак, за все время подготовки студентов по предложенной методике было зарегистрировано 10156 обращений к материалам, или около 484 обращений на одного студента. Таким образом, результаты исследования свидетельствуют о высокой заин-

тересованности студентов.

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

1. Для повышения эффективности подготовки менеджеров для сферы физической культуры и спорта разработана структурно-функциональная модель подготовки менеджера по управлению в сфере физической культуры, которая включает в себя современные информационные технологии как объект исследования и как инструмент подготовки менеджера, обеспечивая формирование личностного потенциала: информационной культуры, практических навыков работы в программном обеспечении и информационного интереса.

2. В процессе исследования для формирования информационной культуры будущих менеджеров в вузах физической культуры была спроектирована оптимальная модульная структура учебно-методического обеспечения, в основе которого лежит проблематизация учебной ситуации.

3. Для формирования практических навыков работы в программном обеспечении на основе предъявляемых требований к современному спортивному менеджеру был сформирован список программного обеспечения, которое необходимо знать менеджерам, уметь работать и применять для работы в профессиональной деятельности.

4. На основе проанализированных данных нами была спроектирована архитектура автоматизированной системы обучения, которая успешно используется в процессе подготовки менеджера в вузах физической культуры.

ИННОВАЦИОННЫЙ МЕТОД РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ВУЗА

Валерий Дмитриевич Паначев, кандидат социологических наук, доцент Альфред Сергеевич Ощепков, аспирант,

Пермский государственный технический университет, г. Пермь

Аннотация

С каждым годом возрастает значение научно-обоснованной методики развития координационных способностей во всех видах спорта. Мы попытались в своих исследованиях найти инновационный оптимальный метод развития координационных способностей студентов вуза. Повышая координационные способности студентов вуза, мы закладываем и инновационный фундамент улучшения их собственного здоровья.

Ключевые слова: инновационная методика, развитие координационных способностей, многогранные координационные способности.

INNOVATION METHOD OF THE COORDINATE ABILITIES DEVELOPMENT OF THE HIGH SCHOOL STUDENTS

Valery Dmitrievich Panachev, the candidate of sociological sciences, the senior lecturer Alfred Sergeevich Oschepkov, the post-graduate student,

Perm state technical university,

Perm

Abstract

Each year the importance of scientifically-motivated methods of the development increases in coordinate abilities of all sports. We tried in our own searching to find the innovation optimum method of the coordinate abilities development of the high school students. Raising coordinate ability of the high school student so we pawn innovation foundation in improvement of their own health.

Keywords: innovation strategy, development coordination abilities, polyhedral coordination abilities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.