Научная статья на тему 'Инновационный метод развития координационных способностей студентов вуза'

Инновационный метод развития координационных способностей студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
930
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ МЕТОДИКА / РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ / МНОГОГРАННЫЕ КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ / INNOVATION STRATEGY / DEVELOPMENT COORDINATION ABILITIES / POLYHEDRAL COORDINATION ABILITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Паначев Валерий Дмитриевич, Ощепков Альфред Сергеевич

С каждым годом возрастает значение научно-обоснованной методики развития координационных способностей во всех видах спорта. Мы попытались в своих исследованиях найти инновационный оптимальный метод развития координационных способностей студентов вуза. Повышая координационные способности студентов вуза, мы закладываем и инновационный фундамент улучшения их собственного здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovation method of the coordinate abilities development of the high school students

Each year the importance of scientifically-motivated methods of the development increases in coordinate abilities of all sports. We tried in our own searching to find the innovation optimum method of the coordinate abilities development of the high school students. Raising coordinate ability of the high school student so we pawn innovation foundation in improvement of their own health.

Текст научной работы на тему «Инновационный метод развития координационных способностей студентов вуза»

тересованности студентов.

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

1. Для повышения эффективности подготовки менеджеров для сферы физической культуры и спорта разработана структурно-функциональная модель подготовки менеджера по управлению в сфере физической культуры, которая включает в себя современные информационные технологии как объект исследования и как инструмент подготовки менеджера, обеспечивая формирование личностного потенциала: информационной культуры, практических навыков работы в программном обеспечении и информационного интереса.

2. В процессе исследования для формирования информационной культуры будущих менеджеров в вузах физической культуры была спроектирована оптимальная модульная структура учебно-методического обеспечения, в основе которого лежит проблематизация учебной ситуации.

3. Для формирования практических навыков работы в программном обеспечении на основе предъявляемых требований к современному спортивному менеджеру был сформирован список программного обеспечения, которое необходимо знать менеджерам, уметь работать и применять для работы в профессиональной деятельности.

4. На основе проанализированных данных нами была спроектирована архитектура автоматизированной системы обучения, которая успешно используется в процессе подготовки менеджера в вузах физической культуры.

ИННОВАЦИОННЫЙ МЕТОД РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ВУЗА

Валерий Дмитриевич Паначев, кандидат социологических наук, доцент Альфред Сергеевич Ощепков, аспирант,

Пермский государственный технический университет, г. Пермь

Аннотация

С каждым годом возрастает значение научно-обоснованной методики развития координационных способностей во всех видах спорта. Мы попытались в своих исследованиях найти инновационный оптимальный метод развития координационных способностей студентов вуза. Повышая координационные способности студентов вуза, мы закладываем и инновационный фундамент улучшения их собственного здоровья.

Ключевые слова: инновационная методика, развитие координационных способностей, многогранные координационные способности.

INNOVATION METHOD OF THE COORDINATE ABILITIES DEVELOPMENT OF THE HIGH SCHOOL STUDENTS

Valery Dmitrievich Panachev, the candidate of sociological sciences, the senior lecturer Alfred Sergeevich Oschepkov, the post-graduate student,

Perm state technical university,

Perm

Abstract

Each year the importance of scientifically-motivated methods of the development increases in coordinate abilities of all sports. We tried in our own searching to find the innovation optimum method of the coordinate abilities development of the high school students. Raising coordinate ability of the high school student so we pawn innovation foundation in improvement of their own health.

Keywords: innovation strategy, development coordination abilities, polyhedral coordination abilities.

ВВЕДЕНИЕ

Общие и ключевые тенденции современности отражаются в ускорении темпов социально-экономических и технологических преобразований, низкой продолжительности жизни мужского населения. В законе о снижении срока прохождения военной службы в Вооруженных силах в целом в РФ, а также в связи с изменениями климатических и экологических условий проживания человека выдвигаются повышенные требования к воспитанию и обучению молодого поколения мужчин - основного звена тружеников и защитников нашего Отечества.

Эти обстоятельства обусловливают быструю адаптацию и переадаптацию человека к условиям жизни, учебной и профессиональной деятельности. Эффективность в последнем случае определяется не только уровнем общей физической подготовленности, но и рациональным использованием имеющегося двигательного потенциала.

В многообразных ситуациях в спорте, быту, на производстве предъявляются повышенные требования к координации движений, в которых проявляется сложное комплексное качество - ловкость, и она интегрирована во всех других видах двигательных действий и может проявляться только в связи с другими физическими и умственными качествами. Следует отметить, что в современной теории физического воспитания метод развития ловкости является наименее разработанным [1].

Вместе с тем, можно говорить о положительном переносе качественных сторон ловкости двигательной деятельности человека [2, 3, 5, 6]. Управление двигательными действиями осуществляется посредством сенсорных (чувствительных) коррекций, то есть процессов непрерывного контроля какого-либо органа.

МЕТОДИКА

Цель нашей работы состояла в создании простой и эффективной методики управления движениями в пространстве. Для решения этой задачи были использованы средства хореографической подготовки профессиональных артистов балета. Общеизвестно, что спортсмены, владеющие школой классического управления движениями (таковой является школа классического танца (КТ)) А.Я. Вагановой [7, 8], хорошо и быстро осваивают сложную технику движений и показывают высокие спортивные результаты. Это наблюдается с начала 19-го века, с рождения художественной гимнастики и в наши дни. Фигурное катание на коньках, спортивная акробатика, художественная гимнастика, синхронное плавание завоевали мировое признание не только за счет спортивного мастерства, но и за счет использования возможностей хореографического искусства.

Однако в физическом воспитании культурно-спортивной деятельности студентов столь разнообразные эмоционально насыщенные и очевидно эффективные средства до настоящего времени оказываются невостребованными. Основу экспериментального комплекса составили упражнения классического танца - фундамента всего танцевального искусства: упражнения на расслабление, быстроту двигательной реакции, на согласование движений различных частей тела, на точность воспроизводства движений по параметрам времени, пространства силы и мощности, акробатические упражнения. С целью эффективности развития выполнялись движения как с открытыми, так и с закрытыми глазами.

Осанка и телосложение как морфофункциональная и психологическая основы координации движений определяет эффективность и качество двигательной деятельности человека. Однако существующие методики не отвечали нашим запросам, и мы создали простую и мобильную методику управления своим телом, позволяющую вносить коррекцию в поддержании правильной осанки в любых условиях двигательной деятельности.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Биомеханическим методом нами выявлено 5 наиболее активных точек, влияющих на управление телом человека в пространстве в статике и динамике: 1-11 точка -правое и левое плечо; Ш-1У точка - верхняя часть правого и левого бедра; V - активная точка, находится в области диафрагмы и ребер грудной клетки спереди.

По этим точкам осуществляется управление равновесием при выполнении батманов (махов ног) в статике и динамике, приседаний (рИе), прыжков, вращений на полу и в прыжках, поворотов, кувырков и т.д.

При анализе учебно-методической литературы по хореографии, касающейся основных движений классического танца (КТ) - от батмана тандю (БаИешеш 1аМш -выдвижение ноги по полу) до сложных батманов (махов ног) и плиэ (рИе - приседание) - было установлено неточное трактование методики обучения и техники их выполнения. По уточненным нами данным выполнение батмана от простого к сложному вперед - назад производится по сагиттальной плоскости, которая делит тело человека по вертикали пополам и проходит через центр тяжести опоры тела: батманы в сторону выполняются во фронтальной плоскости, которая проходит через центр тяжести опоры тела, и из позиции опорной ноги, какой бы она ни была. При этих коррективах техники батманов (махов) от простого к сложному не происходит потеря равновесия, лишнего расхода энергии, нерационального продолжительного процесса обучения и т.д.

При существующей методике КТ выполнения маленького и большого приседания и прыжков недостаточно точно скорректирована их техника. Часть силы при их исполнении уходит на угловые отклонения. Высота прыжка достигает меньшей величины, чем если бы силы толчка действовала по одной прямой.

В этой связи была разработана техника выполнения приседания (без отрыва ног от пола) и в момент исполнения прыжка. Колени сгибаются строго по направлению среднего пальца стопы (независимо от позиции стопы); тазобедренная часть тела удерживается над точкой основного центра тяжести опоры. При такой координации опорно-двигательного аппарата сила толчка в приседании и в прыжке направлена по одной прямой и имеет наиболее эффективный результат.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В исследовании, которое проводилось в течение 9 месяцев, приняли участие 100 студентов - мужчин, учащихся технического вуза в возрасте от 17-19 лет. В экспериментальной (ЭГ) и контрольной группах (КГ) было по 50 человек. Время занятий групп выдержано адекватно. ЭГ занималась по разработанной нами программе, КГ -по общепринятой.

При статистическом анализе основного эксперимента, который проводился в течение 3 месяцев, было установлено, что в ЭГ произошло значительное улучшение пространственной координационной способности (интегрированный показатель) (ПКСи), отражающей четкость взаимодействия всех сенсорных (анализаторных) систем и уровня меж- и внутримышечной координации двигательного аппарата. В целом улучшение качества составило 28% (р < 0,001). В КГ этот показатель понизился до 0,32% (р > 0,05). В ЭГ ПКС с открытыми глазами составил 17,98% (р < 0,001), в КГ -7,45% (р < 0,05). ПКС с закрытыми глазами в ЭГ 25,87% (р< 0,001) и в КГ, соответственно, 1,6% (р > 0,05). ПКС после стандартной нагрузки (которая составляла 30 полных приседаний за 30 с) с открытыми глазами в ЭГ улучшилась на 21,12% (р < 0,001), в КГ - 0,2% (р > 0,05). С закрытыми глазами эти показатели: 28,32% (р < 0,001) и 2,56% (р > 0,05), соответственно.

По статической координации в ЭГ прирост составил 6,44% (р < 0,05), по чувствительности вестибулярного анализатора - 13,28% (р < 0,001), рефлексометрии -15,85% (р < 0,001), высоте прыжка на 9,63% (р < 0,001), по длине прыжка - 3,77% (р <

0,05).

Аналогичные показатели функции в контрольной группе, которая занималась по общепринятой методике, существенно не изменились.

ВЫВОДЫ

Главным итогом проведенного педагогического эксперимента явилась научная новизна, заключающаяся в следующем: 1. Разработана система средств хореографии классического танца и обеспечивающая методика занятий по развитию координационных способностей и двигательных качеств в процессе физического воспитания студентов. 2. Включение в физическое воспитание студентов специальных физкультурнохореографических упражнений и других средств обеспечивает достоверно большой прирост в показателях движений и двигательных качеств. 3. Определена структура модели повышения уровня многогранных координационных способностей и управления движениями, позволяющая осуществлять педагогический процесс наиболее эффективно и планомерно в личностно-ориентированном содержании и самообразовании. Все выше перечисленное является инновационным фундаментом современной методики развития координационных способностей студентов на основе классического танца. Результаты основного эксперимента подтвердили эффективность хореографических и специальных средств в развитии многогранных координационных способностей (МКС) и двигательных качеств в процессе физического воспитания студентов вуза.

ЛИТЕРАТУРА

1. Туревский, И.М. Зигзаги ловкости / И.М. Туревский, В.П. Филин, Л.Б. Кофман. - Тула : Приокское Кн. изд.-во. 1993. - 208 с.

2. Берншейн, Н.А. Очерки по физиологии движений и физической активности / Н.А. Бернштейн. - М. : Медицина. 1966. - 166 с.

3. Берншейн, Н.А. О ловкости и ее развитии / Н.А. Бернштейн ; под ред. И.М. Фейгенберга. - М. : Физкультура и спорт, 1991. - 287 с.

4. Никитин, С. Н. Ловкость - история, проблемы, перспективы : монография / С.Н. Никитин ; С.-Петерб. Гос. ун-т физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. - СПб. : [б.и.], 2005. - 160 с.

5. Матвеев, Л.П. Основы спортивной тренировки / Л.П. Матвеев. - М. : Физкультура и спорт, 1977. - 271 с.

6. Годик, М. А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок / М. А. Годик. - М. : Физкультура и спорт, 1980. - 136 с.

7. Ваганова, А.Я. Основы классического танца / А.Я. Ваганова. - 7-е изд., стереотипное. - СПб. : Изд-во «Лань», 2002. - 192 с.

8. Тарасов, Н.И. Классический танец. Школа мужского исполнительства / Н.И. Тарасов. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Искусство, 1981. - 479 с.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ

РЕКРЕАЦИИ

Юрий Ермакович Рыжкин, кандидат психологических наук, доцент,

Военный институт физической культуры (ВИФК),

Санкт-Петербург

Аннотация

В статье рассматриваются основные современные научные направления исследований физической рекреации. Установлено, что в отечественной науке наиболее широко представленным является направление, связанное с изучением её влияния на физическое здоровье человека. Психологические и социально-психологические исследования физической рекреации носят фрагментарный характер.

Ключевые слова: физическая рекреация, физическое и социально-психологическое здоровье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.