Педагогика
УДК 378
кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Педагогика» Степанова Людмила Валерьевна
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск);
старший преподаватель кафедры «Методика преподавания физики» Николаева Татьяна Ивановна
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск);
студент кафедры «Информатика и вычислительная техника» (ИВТ-18) Попова Муза Ивановна
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ
Аннотация. В статье рассматривается использование информационных технологий как средства обучения в вузовской среде. Авторами представлены информационные технологии, которые качественно меняют политику высшего образования, создавая множество возможностей для повышения продуктивности образовательного процесса. В статье описаны проблемы применения информационных технологий в сфере высшего образования и перспективы онлайн обучения, такие как онлайн курсы для самообразования. Также рассматривается широкое внедрение туториалов в вузе. Особое внимание уделено вопросам влияния информатизации на качество образования. Информационные технологии показаны как более эффективные средства, способствующие повышению мотивации обучающихся, интерактивности и наглядности для лучшего понимания, и запоминания материала. Выявлено, что информационные технологии в образовании позволяют использовать более широкий спектр форм и методов обучения, и являются одним из современных путей оптимизации учебного процесса в вузе.
Ключевые слова: информационные технологии, образование, образовательная система, дистанционный формат, обучение, университет, преподаватель, студент, вуз, интернет, компьютер, мультимедиа.
Annotation. The article discusses the use of information technology as a means of education in the university environment. The authors present information technologies that qualitatively change the policy of higher education, creating many opportunities to increase the productivity of the educational process. The article describes the problems of using information technology in higher education and the prospects for online learning, such as online courses for self-education. The wide introduction of tutorials in the university is also considered. Particular attention is paid to the impact of informatization on the quality of education. Information technologies are shown as more effective means to increase students' motivation, interactivity and visibility for a better understanding and memorization of the material. It was revealed that information technologies in education allow using a wider range of forms and methods of teaching, and are one of the modern ways to optimize the educational process at the university.
Key words: information technology, education, educational system, distance learning, university, teacher, student, university, internet, computer, multimedia.
Введение. Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него информационных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, формируя глобальное информационное пространство. Неотъемлемой и важной частью этих процессов является компьютеризация образования. Информационные технологии обязаны стать не только дополнительной «нагрузкой» в науке, но и обязательной частью общего образовательного процесса, удобным, быстрым для освоения развернутого объема учебной информации, существенно повышая его эффективность. Проблема обширного применения информационных технологий в образовании в последнее десятилетие порождает более значительный интерес для педагогической науки. Под информационными технологиями подразумевается процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных с целью получения нового качества информации о состоянии объекта, процесса или явления [5].
Изложение основного материала статьи. Для обучающихся информационные технологии открывают целый мир возможностей и способов узнать, как, где, когда, сколько и с кем реализовывать свои познавательные интересы, то есть в полной мере выполняют дидактические функции обучения. Преподавание на основе информатики может быть как самостоятельным педагогическим направлением, а также дополнением к образовательным программам разного уровня. Некоторые университеты теперь предлагают программы, которые не только улучшают онлайн-знания студентов, но и предоставляют официальный уровень квалификации, которая может конкурировать с традиционными формами обучения, такими как очное, заочное, очно-заочное и вечернее [1; 4]. Наличие компьютера с выходом в сеть Интернет дает возможность применения открытой системы образования, что в свою очередь - возможность обучающимся дистанционно расширять свое образование в различных профессиональных курсах. Сеть Интернет как огромная систематически обновляющаяся мировая библиотека стала одним из основных источников информации. Удобство в том, что информацию можно получить практически из любой точки земного шара, не выходя из дома, для этого нужно только соответствующее оборудование. А также очевидным преимуществом использования информационных технологий является доступность электронных источников. Информационные технологии в процессе образования дают возможность применять наиболее обширный спектр методов обучения и форм, для того чтобы обеспечить развернутый объем учебной информации. Возникла возможность быстрого и удобного поиска необходимой информации, что значительно упрощает поиск учебной литературы, научных исследований, необходимых дополнительных источников и подготовку к занятиям в вузе. Кроме того, многие студенты теперь имеют доступ к «записям» курса своего учебного заведения в электронном формате. При правильной скорости печати этот метод позволяет сохранить больше информации и избежать проблем с успеваемостью [2].
Нами проведен анализ применяемых информационных технологий в педагогическом институте Северо-Восточного федерального университета и их особенности как средства обучения (см. таблицу 1).
Информационные технологии обучения в вузе
№ Технология Краткое описание Применение как средства обучения
1 Интернет Это объединение всех малых сетей в единую глобальную сеть посредством специальных кабелей. Глобальная система для передачи информации между вычислительными устройствами. 1. Общение студентов с преподавателями (электронная почта, Zoom, Discord, Moodle, Webinar.ru, BigBlueButton (BBB), Сферум). 2. Индустрия развлечений для нестандартной формы обучения: фильмы, игры (викторины, путешествия, квесты, обучающие игры и др.), книги. 3. Получение знаний, профессиональных компетенций (семинары, форумы, конференции, текстовая информация). 4. Финансовая составляющая (покупки дополнительной учебной литературы, редких пособий, дидактических материалов).
2 Конференция Общение, организационная форма обучения, обеспечивает педагогическое взаимодействие преподавателя и студентов, самостоятельность, активность. Представляет собой конструкцию обучения, направленную на расширение, закрепление и совершенствование знаний [6]. 1. Проведение рассуждений. 2. Обмен информацией. 3. Проведение презентаций, семинаров и мастер-классов. 4. Анализирование учебно-педагогической работы студентов, и их выступлений с научными докладами. 5. Проведение лекций, семинарских занятий.
3 Средства мультимедиа Технические средства, позволяющие пользователю взаимодействовать с персональным компьютером. Это акустические системы (колонки), звуковая карта (плата) компьютера, микрофон, специальная компьютерная видеокамера и возможно джойстик. Обеспечивает работу с неподвижными изображениями и движущимся видео, анимированной компьютерной графикой и текстом, речью и высококачественным звуком. 1. Видео-энциклопедия, включающее в себя фотографии, карты, электронные закладки и словарь. 2. Интерактивная доска - визуальный ресурс, помогает излагать новый материал увлекательно. 3. Тренировочные программы, предназначены для закрепления практических навыков.
4 Телефония Это надежный и доступный метод организации связи. Компьютерная телефония позволяет объединить передачу речи с передачей цифровых данных (голос, электронная почта). Например, такие платформы как Zoom, Discord, WhatsApp осуществляют видео-звонки и конференции. Благодаря, разнообразию платформ, возможно непрерывное обеспечение учебного процесса.
5 Локальная вычислительная сеть (ЛВС) Совокупность компьютеров, объединенных с помощью сетевых устройств и каналов связи. Набор аппаратных средств и алгоритмов [7]. Периферийные устройства и их соединение (принтеры, дисковой контролер), совместное использование периферийных устройств и обмен данными в процессе обучения. Студенты и преподаватели сохраняют и передают большой объем информации. Сокращается до минимума бумажный документооборот.
С целью выявления эффективности информационных технологий как средства обучения в вузе, нами среди студентов четвертого курса кафедры информатики и вычислительной техники ИВТ18 проведено анкетирование «Информационные технологии в процессе обучения» в начале (сентябрь 2020 г.) и в конце (март 2022 г.) активного внедрения современных технологий. В эксперименте участвовало 20 студентов. В результате анкетирования мы выявили положительную динамику результативности обучающихся в учебной деятельности и профессиональной подготовке (см. таблицу 2).
Динамика результативности студентов ИВТ-18
Сентябрь 2020 Март 2022
1. Студенты применяют основные программы Microsoft office, Google meet, Scratch. 2. Чаще обращаются к преподавателям за консультацией по основным программам и учебным платформам (Moodle, Skyeng, Открытый образовательный портал СВФУ). 3. В отчетности работ прикрепляют фотографии конспектов, самостоятельных заданий и скриншоты тестов. 4. 90% обучающихся группы не умеют создавать сессионные залы в Zoom, а также переходить в залы. 5. Не системно используют технологии при общении с преподавателями. 6. Находятся на стадии выбора удобного онлайн видеоконференционного зала, мессенджера. 7. Сложности при переходе на дистанционное обучение (проблемы со связью, с аппаратной частью и с электричеством). 1. Студенты уверенно применяют профессиональные программы при выполнении заданий по дисциплинам инженерная графика, прикладное програмирование: Visual studio, AutoCad, Google Collaboratory, Cisco Packet tracer, Prezi, Ispring и прочие. 2. Самостоятельно находят нужную информацию и реже обращаются за помощью к преподавателю. 3. В отчетности работ прикрепляют файлы различных расширений (PDF, XTML, txt, doc). 4. Обучающиеся полностью овладели программами для видеоконференций (Zoom, Skype, Discord, Google meet). 5. Организованно выходят на связь с преподавателями при помощи различных технологий коммуникаций для общения. 6. Используют несколько согласованных видео конференц-залов, мессенджеров. 7. Получили достаточные практические умения и адаптировались под формат дистанционного обучения.
Таким образом студенты благодаря информационным технологиям овладевают необходимыми навыками для педагогической и профессиональной деятельности. Вузам нужно более активно внедрять технические новшества, иначе спектр их обучающих курсов может быстро терять свою актуальность и не соответствовать требованиям времени и запросам студентов. Чтобы этого избежать, необходимо развивать цифровое образование и интегрировать его в традиционное образование.
В процесс обучения нашего вуза прочно закрепляются самые современные туториалы. 100% студентов и преподавателей используют онлайн курсы для самообразования. Во многих ситуациях смотреть видео и слушать аудио стало удобнее, чем читать. Помимо этого, подобная модель обучения часто приводит к лучшему пониманию материала. Студенты пединститута получают доступ к Интернету с различных устройств, таких как смартфоны и даже телевизоры. В результате видеообучение стало удобнее, и этот вид обучения становится все более популярным. Например, при изучении базовых дисциплин на актовых лекциях, или профильных дисциплинах, требующих углубленного самостоятельного изучения.
Рейтинговая система очень важна для вуза, этого нельзя отрицать. С проверкой знаний студенты достаточно эффективно отслеживают свои успехи, а сами вузы проверяют их готовность выполнять требования. В большинстве случаев до 2021 года заметки писались в традиционной форме. Автоматизация значительно упрощает этот процесс. Речь идет об онлайн-экзаменах, как еще одном современном способе обучения в педагогическом институте Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова. Они упрощают не только процесс оценки, но и сам процесс проверки знаний. Онлайн-экзамены включают теоретические тесты и устные презентации (например, через веб-камеру). С помощью искусственного интеллекта компьютер их обрабатывает, анализирует и сравнивает с примерными ответами [3]. Это значительно упрощает обработку отсканированных оценок и результатов онлайн-экзаменов. Искусственный интеллект позволяет проводить целостный анализ успеваемости обучающихся. Это позволяет преподавателям сосредоточиться на самых сложных проблемах студентов и уделять больше времени улучшению их успеваемости по программе обучения.
Выводы. Таким образом, объективные причины системного использования компьютерных средств для организации учебного процесса на занятиях уже сложились в образовательном пространстве вуза. В связи с тем, что содержание образования студентов педагогического вуза имеет сложную и многокомпонентную структуру, для них характерно большое количество изучаемых тем, явлений и процессов. Поэтому информационные технологии как средства обучения, важны для глубокого усвоения, изучения значительного объема теоретических и практических знаний, формирования и развития профессиональных навыков, позволяющих творчески применять полученные знания в различных учебных и профессиональных контекстах, которые являются одним из современных путей оптимизации учебного процесса в вузе.
Литература:
1. Арефьев В.Н. Компьютерные технологии в науке и образовании / УлГТУ. - Ульяновск, 2020. - С. 8-12.
2. Демкин В.П., Можаева Г.В. Организация учебного процесса на основе технологий дистанционного обучения. -Томск, 2021. - 106 с.
3. Жалдак М.И. Система подготовки учителя к использованию информационной технологии в учебном процессе: автореф. дис. д-ра пед. наук. - М. - 2019. - 48 с.
4. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. - М.: Изд. центр «Академия», 2018. - 145 с.
5. Национальные проекты: целевые показатели и основные результаты. На основе паспортов национальных проектов, утвержденных президиум Союза при Президенте по стратегическому развитию и национальным проектам 24 декабря 2018 года. - Москва, 2019. - С. 14-20.
6. Бирюков А.Н. Процессы управления информационными технологиями. - Москва: КноРус, 2021. - 207 с.
7. Филимонова Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности. - Москва: КноРус, 2021. - 282 с.
Педагогика
УДК 378
доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой технологии и профессионального обучения Субочева Марина Львовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего
образования «Московский педагогический государственный университет» (г. Москва);
магистр педагогики, педагог дополнительного образования Рахматуллина Ольга Ринатовна
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Технологический университет имени дважды Героя Советского Союза, летчика-космонавта А.А. Леонова» (г. Королёв), Центр дополнительного образования «Дом научной коллаборации имени А.М. Исаева» (г. Королёв)
ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
Аннотация. В статье рассмотрены особенности современного дополнительного образовании детей, в частности, развитие и организация проектной деятельности. Обосновывается необходимость в дополнительной профессиональной подготовке педагогов дополнительного образования для успешной организации проектной деятельности. В статье представлены результаты констатирующего эксперимента, которые отражают проблемы и трудности педагогов дополнительного образования, которые не имеют базовой педагогической подготовки. Выделены основные педагогические навыки и компетенции, которые необходимы педагогу дополнительного образования для успешной и эффективной организации проектной деятельности детей. Также в статье представлена модель подготовки педагогов дополнительного образования, не имеющих базового педагогического образования к организации проектной деятельности в условиях дистанционного обучения и результаты ее апробации.
Ключевые слова: проектная деятельность, дополнительное образование, профессиональная подготовка, дистанционное обучение, дистанционные образовательные технологии, модель подготовки педагогов, руководитель проектов.
Annotation. The article discusses the features of modern education for children, in particular, the development and organization of project activities. The need for additional professional training of teachers of additional education for the successful organization of project activities is proved. The article presents the results of the ascertaining experiment, which reflect the problems and difficulties of additional education teachers who do not have basic pedagogical training. The main pedagogical skills and competencies that are necessary for a teacher of additional education for the successful and effective organization of children's project activities are highlighted. The article also presents a model for training teachers of additional education who do not have a basic pedagogical education for the organization of project activities in conditions of distance learning and the results of its testing of the developed model.
Key words: project activity, additional education, vocational training, distance learning, distance learning technologies, teacher training model, project manager.
Введение. Востребованность проектной и исследовательской деятельности учащихся школ актуализировано нормативными документами и государственным заказом. Так, в частности, одна из задач национального проекта «Образование» на 2019-2024 гг. предполагает открытие и развитие технических и научно-исследовательских центов дополнительного образования (далее ЦДО) для детей и молодежи, таких как детский технопарк «Кванториум», мобильный технопарк, детский центр «IT - куб» или «Дом научной коллаборации». Эти центры оснащены высокотехнологичным оборудованием, имеют большую материально-техническую базу и все необходимые ресурсы для воплощения идей обучающихся. Благодаря педагогам, которые пришли из различных предприятий, вузов и научных центров, происходит многостороннее развитие личности обучающегося, его полное погружение в предметную область проекта и приобретение таких навыков и умений, которые обучающийся не получит в школе. Однако, у педагогов дополнительного образования, руководящих проектной деятельностью зачастую возникает ряд проблем при организации и ведении проектной деятельности. Многие дефициты и проблемы возникают из-за отсутствия у педагогов дополнительного образования базовой педагогической подготовки, так как они являются специалистами разных профилей. Таким образом, появляется необходимость в профессиональной подготовке педагогов дополнительного образования, не имеющих базовой педагогической подготовки, к организации проектной деятельности.
Изложение основного материала статьи. Педагоги дополнительного образования, являющиеся специалистами в своей профессиональной деятельности, испытывают трудности, практически на всех этапах организации проектной деятельности школьников. Эти выводы были получены как в процессе анализа научно-методической литературы, так и результате проведения констатирующего эксперимента, целью которого было определение педагогических проблем и их зависимость от наличия базового педагогического образования или его отсутствия при организации проектной деятельности. В опросе приняло участие 104 педагога дополнительного образования, из которых 50% не имели базового педагогического образования. Базой исследования были Дом научной коллаборации им. А.М. Исаева г. Королев и Детские технопарки «Кванториум» Ульяновска, Белгорода, Чувашской Республики г. Новочебоксарск, г. Волжский Волгоградская область. На вопрос «С какими трудностями Вы сталкиваетесь в роли руководителя проекта? (выберете несколько ответов)» у респондентов была возможность открытого ответа (рисунок 1).