Научная статья на тему 'Информационные технологии как один из инструментов подготовки бакалавров специальности «Прикладная информатика (в дизайне)» в КазГУКИ'

Информационные технологии как один из инструментов подготовки бакалавров специальности «Прикладная информатика (в дизайне)» в КазГУКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
311
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СЕТЕВОЕ АНКЕТИРОВАНИЕ / ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ / КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ / ПОКАЗАТЕЛИ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / ГУМАНИТАРНАЯ СФЕРА / INFORMATION TECHNOLOGY / NETWORK SURVEY / EXPERIMENTAL DATA / PERFORMANCE CRITERIA OF EDUCATION INDICATORS / LEARNING PROCESS / HUMANITARIAN SPHERE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сахаева С. И.

В статье приведены практические примеры использования информационных технологий в подготовке бакалавров специальности «Прикладная информатика (в дизайне)» в КГУКИ. Сравнительный анализ эффективности применения современных информационных технологий в образовательном процессе проведен на основе экспериментальных данных, полученных при исследовании результатов обучения обработанных методами математической статистики. Приведены методические рекомендации по организации учебного процесса на основе современных информационных технологий в КГУКИ и оценено их влияние на спектр профессиональных компетенций современного выпускника специальности «Прикладная информатика (в дизайне)» по данным сетевого анкетирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION TECHNOLOGY as a tool for training bachelors "Applied Informatics (in design) " In KSUCA

The article gives practical examples of modern information technologies and their use in argumentation reading the author of disciplines "Information systems and technology", "Physics", "Mathematics", "Probability Theory and Mathematical Statistics» Faculty of Information and Media Service (FISIM) in KSU. Analyzed the level of achievement, motivation to learn when using a "1C: Tutor. Physics "based on network service Google Profiles and demonstrated quantitative changes on a landmark and final control. A comprehensive study of modern information technologies used in organizing and conducting training sessions to KSU: electronic books, digital libraries, computer training and testing system, slide lectures, video lectures, audio lectures, quizzes, computer simulators, virtual reality tools, etc.. Vyyavileno increasing the motivation of student learning "Applied Informatics (in design)" due to computer visualization of the studied objects. The estimation of the effectiveness of the educational process in KSUCA through the use of modern information technology. The main methods of investigation questioning; conversation; interviews; pedagogical su-pervision; analysis of results of operations; generalization of pedagogical experience. During an experimental study evaluated the criteria and indicators for evaluating the effectiveness of education students majoring in "Applied Informatics (design)" in KSUCA based on modern information technology: organizational, informative, efficient. Statistical analysis of the results showed a higher positive dynamic performance indicators in the experimental group compared to the control. The recommendations for the use of information technology in the educational process KSUCA and assess their impact on the range of professional competencies of the modern graduate specialty "Applied Informatics (design)" according to the questionnaires, interviews, conversations.

Текст научной работы на тему «Информационные технологии как один из инструментов подготовки бакалавров специальности «Прикладная информатика (в дизайне)» в КазГУКИ»

УДК 378.1

С.И.Сахаева

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ОДИН ИЗ ИНСТРУМЕНТОВ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА

(В ДИЗАЙНЕ)» В КАЗГУКИ

В статье приведены практические примеры использования информационных технологий в подготовке бакалавров специальности «Прикладная информатика (в дизайне)» в КГУКИ. Сравнительный анализ эффективности применения современных информационных технологий в образовательном процессе проведен на основе экспериментальных данных, полученных при исследовании результатов обучения обработанных методами математической статистики. Приведены методические рекомендации по организации учебного процесса на основе современных информационных технологий в КГУКИ и оценено их влияние на спектр профессиональных компетенций современного выпускника специальности «Прикладная информатика (в дизайне)» по данным сетевого анкетирования.

Ключевые слова: информационные технологии, сетевое анкетирование, экспериментальные данные, критерии эффективности образования, показатели, учебный процесс, гуманитарная сфера.

Sakhaeva S.I. INFORMATION TECHNOLOGY AS A TOOL FOR TRAINING BACHELORS "APPLIED INFORMATICS (IN DESIGN) " IN KSUCA

The article gives practical examples of modern information technologies and their use in argumentation reading the author of disciplines "Information systems and technology", "Physics", "Mathematics", "Probability Theory and Mathematical Statistics» Faculty of Information and Media Service (FISIM) in KSU. Analyzed the level of achievement, motivation to learn when using a "1C: Tutor. Physics "based on network service Google Profiles and demonstrated quantitative changes on a landmark and final control. A comprehensive study of modern information technologies used in organizing and conducting training sessions to KSU: electronic books, digital libraries, computer training and testing system, slide lectures, video lectures, audio lectures, quizzes, computer simulators, virtual reality tools, etc .. Vyyavileno increasing the motivation of student learning "Applied Informatics (in design)" due to computer visualization of the studied objects. The estimation of the effectiveness of the educational process in KSUCA through the use of modern information technology. The main methods of investigation - questioning; conversation; interviews; pedagogical su-pervision; analysis of results of operations; generalization of pedagogical experience. During an experimental study evaluated the criteria and indicators for evaluating the effectiveness of education students majoring in "Applied Informatics (design)" in KSUCA based on modern information technology: organizational, informative, efficient. Statistical analysis of the results showed a higher positive dynamic performance indicators in the experimental group compared to the control. The recommendations for the use of information technology in the educational process KSUCA and assess their impact on the range of professional competencies of the modern graduate specialty "Applied Informatics (design)" according to the questionnaires, interviews, conversations.

Keywords: information technology, network survey, experimental data, performance criteria of education indicators, the learning process, the humanitarian sphere.

Образовательная программа бакалавров специальности «Прикладная информатика (в дизайне)» в КГУКИ включает широкую подготовку в по ИТ и ИКТ, основательный блок естественно-научных и математических дисциплин. При чтении дисциплин «Информационные системы и технологии», «Физика», «Математика», «Теория вероятности и математическая статистика» факультете информационного сервиса и медиатехнологий (ФИСиМ) в Казанском государственном университете культуры и искусств автор делает упор на визуальное представление информации и технологии, которые востребованы сегодня в гуманитарной сфере. Изучение основных разделов информационных технологий прикладного уровня нацелено на то, чтобы современный выпускник КГУКИ имел профессиональную подготовку по направлениям: техническая поддержка персональных компьютеров, администрирование компьютерных систем, сетей и баз данных, разработка компьютерных программ на различных языках программирования, сложных приложений и баз данных в различных средах, разработка Web - приложений. При разработке программы дисциплины «Информационные системы и технологии» автором учитывалась гуманитарная направленность мышления студентов ФИСиМ КГУКИ, поэтому методика преподавания различных разделов тематического плана дисцип-лины опиралась на наглядность и практическую значимость. Например, разделы информационных технологий «Операционные системы» и «Локальные вычислительные сети» часто бывают недоступны для понимания гуманитариям из-за отсутствия реальных инструментов, позволяющих реально в машинном классе прощупать настройки операционных систем и локальных сетей. Многолетний опыт показывает, что хороший результат в этом случае дает

изучение технологии работы с различными «виртуальными машинами» - Microsoft Virtual PC, Oracle VM VirtualBox. Свободное владение и применение гуманитариями «виртуальных машин» позволяет освоить установку на «вирту-альной машине» различных операционных систем и понять работу с системным реестром, уловить тонкости работы с дисковыми утилитами. Хорошую визуализацию, возможность проверки и самоконтроля дает использование при преподавании математического блока дисциплин пакет Maxima. С помощью него студенты легко могут проверить правильность вычисленного интеграла, производной, найти корни уравнений, вычислить определитель, умно-жить матрицы, найти обратную, проверить статистическую гипотезу и многое другое.

В рабочую программу дисциплины «Физика» входят лекции, практические занятия и лабораторные занятия. Если для практических занятий по решению задач среднего уровня сложности хватает задачника, тетрадки и ручки, для решения сложных задач на практическом занятии можно также предложить пакет Maxima; то лекционный курс предполагает демонстрацию опытов, а лабораторная часть - физические практикумы. Хорошим помощником служит в этом случае диск «1С: Репетитор. Физика», в котором изложен курс «Физика» в виде разделов - «Механика», «Электричество», «Молекулярная физика», «Оптика», «Квантовая механика». «1С: Репетитор. Физика» представлен теоретическим материалом, с достаточно доступным уровнем изложения и визуальной демонстраций физических опытов с помощью анимации и видеофрагментов, набором задач и тестовых заданий, интерактивными моделями по всем разделам, очень широким и полным набором справочного материала и таблиц и др.[1]. Входящий в диск физический конструктор позволяет моделировать физические процессы в динамике. Разнообразное моделирование ситуаций и управление физическими задачами становится достаточно хорошим мотивирующим фактором и улучшает успеваемость студентов. «1С: Репетитор. Физика» дает возможность преподавателю не только применять активные, деятельностные технологии на занятиях по физике, но и помогает студентам учиться постановке задачи, поиску средств ее решения, способствует развитию нелинейного мышления и творческого потенциала личности. «1С: Репетитор. Физика» хорошо интегрируется в интерактивные формы обучения, широкий банк наглядных задач позволяет применять его в качестве деловой игры - решение задачи на время командой (мозговая атака), придумывание командой аналогичной своей задачи и соревнование по ее решению между командами [2]. Анализ посещаемости с использованием «1С: Репетитор. Физика» в учебном процессе показывает ее достижение в среднем 85% барьера. Рубежный и итоговый контроль знаний демонстрирует улучшение успеваемости на 21%. Анализ мотивации студентов при изучении дисциплины «Физика» по использованию «1С: Репетитор. Физика» проводился с помощью анкеты сетевого опроса, созданной на основе сервиса Google. На вопрос «Являются ли методы обучения с использованием «1С: Репетитор. Физика» средством, повышающим качество образования?» 66,9% студентов ответили «да». На вопрос «Какое соотношение традиционных и методов преподавания с использованием «1С: Репетитор. Физика» (факультете ИСиМ) вы бы выбрали?» 67% студентов выбрали ответ «преобладание традиционных методов обучения», в то же время 31% студентов отметили, что «1С: Репетитор. Физика» должен занимать 24% учебного процесса». На вопрос «Оцените доступность материала «1С: Репетитор. Физика» для самостоятельной работы (факультете ИСиМ): 47% студентов выбрали ответ «высокая» и 12% «недостаточная» [3].

Комплексное исследование современных информационных технологий, применяемых при организации и проведении учебных занятий в КГУКИ: электронные учебники, электронные библиотеки, компьютерные обучающие и тестирующие системы, слайд-лекции, видеолекции, аудиолекции, тесты, компьютерные тренажеры, средства виртуальной реальности и др., выявило повышение мотивации обучения студентов специальности «Прикладная информатика (в дизайне)» за счет компьютерной визуализации изучаемых объектов [2]. Автором была осуществлена оценка эффективности образовательного процесса в КГУКИ на основе использования современных информационных технологий. В качестве основных методов исследования использовались анкетирование; беседа; интервью; педагогическое наблюдение; анализ результатов деятельности; обобщение педагогического опыта. В опытно-экспериментальном исследовании участвовало 60 респондентов: из них 30 - в экспериментальной, 30 - в контрольной группах. В ходе исследования были оценены критерии и показатели оценки эффективности образования студентов специальности «Прикладная информатика (в дизайне)» в КГУКИ на основе современных информационных технологий:

организационный, содержательный, результативный (Табл. 1).

Таблица 1.

Критерии и показатели эффективности образования студентов в КГУКИ на основе современных информационных технологий

Критерии Показатели

Организационный - наличие методик обучения, направленных на повышение эффективности образования студентов на основе современных информационных технологий; -соответствие имеющихся возможностей в вузе для достижения цели повышения эффективности образования студентов на основе современных информационных технологий; - системность и комплексность применения средств современных информационных технологий;

Содержательный - полнота отражения учебного материала в УМКД (УМК); - степень новизны учебного материала и его корреляция с современными информационными технологиями; - отражение в УМКД (УМК) вариантов использования мультимедийных средств в учебном процессе; - соответствие содержания учебных дисциплин потребностям предстоящей профессиональной деятельности;

Результативный - темп усвоения знаний и прироста результатов; - уровень совершенствования информационных знаний и умений; - качество и прочность усвоенных знаний.

Критерии характеризовались тремя основными показателями; каждый из показателей измерялся и оценивался по собственной шкале, при этом общим для этих шкал являлась возможность интерпретации данных в виде единой уровневой системы - низкий уровень (3,0-3,5 балла), средний уровень (3,6-4,5 балла), высокий уровень (4,6-5,0 балла). Предполагалось, что теоретической моделью распределения полученных в результате эксперимента данных является нормальный закон распределения, так как полученные в результате анализа случайные величины представляют собой суммы большого числа слабо зависимых слагаемых. Математическая обработка средних баллов осуществлялась с помощью инструмента анализа данных - описательная статистика из пакета программного обеспечения Microsoft Excel 2007. Статистический анализ критериев и показателей дал возможность оценить уровень эффективности образования студентов КГУКИ при использовании современных информационных технологий благодаря интерпретации уровня полученного среднего оценочного балла по совокупности критериев.

4,5 4 3,5 3 2,5 2 1,5 1

0,5 0

I 111

^ ^ ^

jp ф 4- 4-

У у

/ éf éf éf S ^ ^

□ Экспериментальная группа

□ Контрольная группа

\ <\, <ь

Замеры

Рис.1. Динамика результатов исследования в контрольной и экспериментальной группах.

Приведенные выше результаты исследования показали положительную динамику оценочных показателей в контрольной и экспериментальной группах. Причем из приведенных данных видно, что показатели, полученные студентами, в экспериментальной группе выше, чем в контрольной, что позволяет подтвердить повышение эффективности образования студентов

КГУКИ благодаря ис-пользованию современных информационных технологий.

Анализируя вышесказанное и современные тенденции информатизации высшего образования можно рассмотреть основные рекомендации по организации учебного процесса в КГУКИ с использованием современных информационных технологий. Они, прежде всего, должны быть направлены на разработку учебно-методических комплексов для проведения учебных занятий; индивидуализацию и дифференциацию обучения; выработку умения планировать взаимодействие с информационными ресурсами; выработку умения понимания и интерпретации информации, а также на создание обратной связи между студентом и преподавателем, позволяющей контролировать промежуточные и конечные результаты обучения. Однако улучшение качества учебного процесса в КГУКИ, ориентированного на использование современных информационных технологий невозможно без модернизации материально-технического обеспечения (программы, базы данных, парк компьютеров, каналы); формирования управленческой структуры, ответственной за внедрение Интернет - технологий; планирование процесса Интернет - обучения; адаптация системы документооборота, внедрения системы дистанционного обучения.

Из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что использование современных информационных технологий (мультимедиатехнологий, виртуальных тренажеров, и др.) расширяет границы учебного процесса и способствует созданию комбинированной образовательной среды, в которой студент превращается в активного участника образовательного процесса, а преподаватели действуют как эксперты и консультанты, помогая анализировать и решать его проблемы. Статистический анализ эффективности учебного процесса на основе использования современных информационных технологий показывает улучшение качества выпускаемых специалистов. Именно сформировав в современном выпускнике специальности «Прикладная информатика (в дизайне)», способность к пониманию и свободному применению информационных технологий и использования их для адаптации в изменяющейся среде, наращиванию собственного ресурса для решения новых задач, можно получить специалиста, свободно ориентирующегося в информационном пространстве.

Литература

1.Сахаева С.И. Активные методы обучения как один из аспектов подготовки специалистов социогуманитарной сферы /С.И. Сахаева //Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств, 2014.-№1.-С.77-80.

2.Сахаева С.И. Информационный дизайн: современное состояние и подготовка специалистов /С.И. Сахаева//Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств, 2014.-№3.-С.71-75.

3.Сахаева С.И. Продукты фирмы "1С" в образовательном процессе вуза // Новые информационные технологии в образовании: Материалы Пятнадцатой Международной научно-практической конференции "Применение технологий "1С" для повышения эффективности деятельности организаций образования", Москва, 34 февраля 2015 г— Москва, 2015. - С.279 -281.

1. Sahaeva S.I. Aktivnye metody obuchenija kak odin iz aspektov podgotovki specialistov sociogumanitarnoj sfery /C.I. Sahaeva //Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv, 2014.-№1.-S.77-80.

2. Sahaeva S.I. Informacionnyj dizajn: sovremennoe sostojanie i podgotovka specialistov /C.I. Sahaeva//Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv, 2014.-№3.-S.71-75.

3. Sahaeva S.I. Produkty firmy " 1S" v obrazovatel'nom processe vuza // Novye informacionnye tehnologii v obrazovanii: Materialy Pjatnadcatoj Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii "Primenenie tehnologij "1S" dlja povyshenija jeffektivnosti dejatel'nosti organizacij obrazovanija", Moskva, 3-4 fevralja 2015 g— Moskva, 2015. - S.279 -281.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.