Научная статья на тему 'Информационные технологии как фактор снижения трансакционных издержек'

Информационные технологии как фактор снижения трансакционных издержек Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
162
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСАКЦИОННЫЕ ИЗДЕРЖКИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИНСТИТУТЫ / TRANSACTION COSTS / EFFICIENCY / INFORMATION TECHNOLOGIES / STATE INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Головачев Алексей Александрович, Трофимов Илья Викторович

Статья посвящена анализу факторов, влияющих на динамику изменения трансакционных издержек. Автором предлагается использование информационных технологий в качестве одного из факторов, влияющих на снижение трансакционных издержек.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION TECHNOLOGIES AS DEFLATION FACTOR OF TRASACTION COSTS

The article analyzes factors which influence on the time history of transaction costs. The information technologies are considered as one of the factors that result in transaction costs reduction.

Текст научной работы на тему «Информационные технологии как фактор снижения трансакционных издержек»

А. А. Головачев, кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры «Экономика и организация городского хозяйства» Оренбургского государственного института менеджмента e-mail: regolaa@mail.ru

И. В. Трофимов, ассистент кафедры «Экономика и организация городского хозяйства» Оренбургского государственного института менеджмента e-mail: trofimoff.85@mail.ru

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ФАКТОР СНИЖЕНИЯ

ТРАНСАКЦИОННЫХ ИЗДЕРЖЕК

Статья посвящена анализу факторов, влияющих на динамику изменения трансакционных издержек. Автором предлагается использование информационным технологий в качестве одного из факторов, влияющих на снижение трансакционных издержек.

Ключевые слова: трансакционные издержки, эффективность, информационные технологии, государственные институты.

В современном бизнесе наблюдается важная тенденция — приоритеты управления смещаются от «менеджмента ресурсов» к «менеджменту организации». В настоящее время людей, желающих вложить в дело серьезные деньги, гораздо больше, чем способных это дело организовать. Речь идет о менеджерах, владеющих современными технологиями «объединения неэффективных по отдельности людей в эффективные коллективы...».

Кроме того, характерной чертой современной фирмы стали постоянные изменения, обусловленные изменениями среды, которая стала чрезвычайно динамичной. Изменения касаются одновременно и продукции, выводимой на рынок, и новой организации деятельности. Цель таких изменений - достижение большей эффективности.

Эффективное управление изменениями возможно только тогда, когда организация деятельности прозрачна на всех уровнях. Иначе решения принимаются в условиях неопределенности и планируемые цели не достигаются. Ясное понимание существующих процессов и предварительное моделирование новых позволяет избежать сбоев функционирования в ходе изменений.

Также необходимо иметь представление об источниках трансакционных издержек, причиной появления которых является возникающая между людьми неопределенность. В организации все стремятся действовать по заранее согласованной штатной технологии, нормам и правилам. Но в реальном бизнесе рано или поздно появляются нештатные ситуации, которые способны остановить процесс или привести к нежелательным последствиям. Ещё до наступления этих последствий нужно искать, договариваться, принимать решения и контролировать их исполнение. Пока

же причина или последствия нештатной ситуации не устранены, жизнь не останавливается и все продолжают работать, но уже в условиях неопределенности.

В условиях, когда нештатных ситуаций не бывает, то есть вся деятельность организации является абсолютно предсказуемой (штатной), руководителям и всему их административному аппарату становится просто нечего делать. Неопределенность не возникает, и трансакционные издержки сокращаются до нуля.

В любой даже хорошо регламентированной штатной деятельности объективно существует множество источников неопределенности, и с этой неопределенностью приходится бороться. На такую борьбу уходит время не только высококвалифицированных специалистов и руководителей с их административным аппаратом, но и самих исполнителей в операционных бизнес-процессах.

При выработке методологии формирования системы оптимизации трансакционных издержек считаем необходимым сделать акцент на факторах, влияющих на трансакционные издержки.

Исследования в области институциональной экономики показали [3, 4], что наиболее сильное влияние на динамику трансакционных издержек оказывают следующие глобальные факторы: изменение социальных и экономических институтов (изменение на законодательном уровне и на уровне стандартов); повышение профессиональной квалификации; применение Информационных технологий (ИТ).

Примерами таких факторов могут служить различные стандарты организации бизнеса, корпоративная стратегия бизнеса, система стимулирования, контрактные технологии. Фактор ИТ был блестяще подтвержден исследованиями П. Страссмана [1].

Рис. 1. Статистическая связь между уровнем затрат на ИТ (% IT budget/Revenue) и уровнем фондоотдачи бизнеса (% ROA)

На рис. 1 показана характерная картина статистической связи между уровнем затрат на ИТ (% IT budget/Revenue) и уровнем фондоотдачи бизнеса (Return on Assets). Пол Страссман показал, что корреляция не появляется ни в отраслевых, ни в каких-либо других выборках [1]. Отсутствие корреляции между ИТ-бюджетами и целевыми показателями бизнеса означает, что влияние ИТ на бизнес носит не прямой, а косвенный характер.

Это исследование не вызвало бы такого интереса, если бы Пол Страссман не обнаружил все-таки бизнес-показатель, с которым у ИТ-бюджетов наблюдается корреляция. Им оказалась группа затрат на управление и администрирование, продвижение и поддержку продаж — Sales, General & Administrative (SG&A) [1]. Основу SG&A составляют зарплата менеджмента, административного персонала и продавцов, а также затраты на маркетинг и поддержку продаж. Как выяснилось, объем ИТ-бюджета компании и ее SG&A в абсолютных значениях имеют положительную корреляцию, то есть рост SG&A положительно связан с ростом ИТ-бюджета (рис. 2).

Рис. 2. Статистическая связь между объемом затрат на ИТ и SG&A

Более детальный анализ показывает [1], что успешное использование ИТ приводит к локальному снижению SG&A. Но чем выше этот показатель изначально, тем чувствительнее к нему объем затрат на ИТ (ИТ-бюджет).

Обнаружение корреляции затрат на ИТ и SG&A (см. рис. 2) позволило Страссману перейти к анализу реальной эффективности вложений в ИТ. Для этого он ввел показатель информационной продуктивности — Information Productivity (IP) [1, 2]:

IP = EVA/ SG&A,

где EVA — экономическая добавленная стоимость бизнеса (Economic Value Add) — один из целевых бизнес-показателей современных западных компаний. Фактически EVA — это объем прибыли компании после уплаты налогов и выплаты дивидендов по акциям.

SG&A рассматривается как вход, чувствительный к ИТ, а EVA — как полезный выход менеджмента. IP показывает, насколько ИТ в конкретной компании через SG&A способны повлиять на бизнес-результат. При этом IP позволяет лишь измерить итоговую эффективность ИТ и сравнить ее с другими компаниями. Данный подход не объясняет действие конкретных механизмов такой эффективности. Страссман нашел инструмент сравнительного анализа эффективности использования ИТ в разных компаниях.

В условиях модернизации и внедрения инноваций, тех задач, которые ставятся правительством РФ перед государственными институтами и экономикой в целом, наиболее успешным фактором по оптимизации трансакционных издержек может выступить применение ИТ (информационных технологий).

Для решения всей совокупности задач по организации деятельности применяются особые инструменты поддержки управленческих решений в этой области: технологии бизнес-инжиниринга и специальные программные продукты.

Применяемые программные продукты являются средствами поддержки именно «организационного менеджмента», чем они радикально отличаются от других программных компонент корпоративных информационных систем, предназначенных для управления материальными и финансовыми ресурсами предприятия.

Кроме того, в рамках новых подходов к управлению, стало возможным непосредственно связывать постановку в компании эффективного «организационного менеджмента» с ее экономическими показателями.

• Во-первых, это стоимостной подход, который начал применяться в качестве основного средства оценки эффективности деятельности. Причем даже если компанию не собираются продавать в ближайшем будущем. Для оценки стои-

мости компании анализируют потенциальный доход, а точнее денежные потоки, ожидаемые в результате ее деятельности. Эти потоки дисконтируются (уменьшаются) пропорционально величине связанных с ней рисков (в том числе, рисков потери технологий из-за ухода отдельных сотрудников, сбоев плохо документированных процессов и т.п.). Постановка регулярного организационного менеджмента наиболее радикальное средство снижения подобных рисков и, следовательно, повышения стоимости компании.

• Во-вторых, эффективная организация деятельности снижает особый вид издержек, исчисление которых плохо поддается оценке традиционными методами, а величина может быть настолько значительной, что определяет возможность самого существования компании. Речь идет о так называемых трансакционных издержках, возникающих из-за плохой организации взаимодействия компании с внешней средой, между ее подразделениями и сотрудниками, нечетко выстроенной системой отношений. Хотя эти издержки значительно труднее оценить количественно — потери от них в настоящее время выходят на первый план.

В организации деятельности российских предприятий до сих пор преобладают эволюцион-но сложившиеся схемы управления, основанные на многолетней практике совместной работы, а не на прозрачных и доступных для анализа формальных моделях и регламентах. Но если старые методы описания деятельности были приемлемы в статической среде, когда все шло по привычке и не менялось годами и десятилетиями, то фактор динамики развития резко изменил ситуацию и выдвинул требование прозрачности управления на первый план. Поэтому современный менеджмент развивающейся организации отличается от преобладающего до сих пор линейного менеджмента, характерного для организаций с устоявшимися структурами.

Конечной целью современного организационного менеджмента является создание постоянно действующей системы управления организационным развитием компании, обеспечивающей:

• целеполагание и моделирование вариантов будущей организации деятельности;

• формирование и контроль реализации планов организационных преобразований;

• регулярный мониторинг организации деятельности (организационный учет).

Посредством бизнес-моделей возможно накопить большие объемы структурированной информации, что позволяет:

• собрать разрозненные знания о том, как работает предприятие;

• формализовать эти знания на унифицированном языке бизнес-моделирования;

• облегчить и ускорить передачу информации как по горизонтальным, так и по вертикальным каналам;

• сделать организацию «прозрачной»: зафиксировать зоны ответственности, задачи подразделений и сотрудников, потоки информации, документов, ресурсов;

• создавать и легко изменять необходимые регламенты, инструкции, описания деятельности, планы;

получить инструмент рассматривания обычно невидимых взаимоотношений подразделений, объектов, исполнителей, документов, ресурсов, стратегий, данных и т.д. предприятия с любой точки отсчета;

• соотнести задачи и ресурсы, исполнителей и процессы, показатели результатов и стратегии для увеличения эффективности их взаимодействия.

Трансакционные издержки по своей природе отличаются от тех видов издержек (затрат), которые являются предметом традиционного управленческого учета. В трансакционных издержках отражаются издержки из-за сбоев в работе, ведущих к несвоевременному и некачественному исполнению внешних и внутренних задач (заявок, заказов, договоров, планов, и т. п.), т.е. они определяются, прежде всего, «упущенными возможностями». Одной из наиболее очевидных причин такого рода издержек являются нечеткие зоны ответственности: бесхозные функции или их дублирование (что также не хорошо, т.к., надеясь друг на друга, можно ли вообще что-то не сделать). При этом выяснение на совещаниях «кто это должен был делать и кто за это отвечает» ничего не дает для упорядоченья деятельности компании в целом, т.к. не заменяет работу над построением системы организации деятельности.

Величина трансакционных издержек определяется, с одной стороны, затратами на формализацию и регламентацию деятельности - например, путем построения бизнес-модели, а с другой стороны (если первое не сделано), более существенными потерями от отсутствия формальной ясности в правах и обязанностях. При неформализованных отношениях на стыке операций происходят сбои, которые либо требуют постоянных затрат на их устранение (координационные задачи, подразделения и должности), либо они увеличивают время протекания процессов, приводят к потерям оборота, контрактов, клиентов и т.п. Очень важно, что компьютеризация фирмы, как социально-экономической системы, пронизанной сложной сетью отношений, производится с целью снижения трансакционных издержек.

Большие перспективы использования 1Т-тех-нологий на государственном уровне связаны с внедрением информационных систем в государ-

ственных структурах, реализуемых в рамках программы «Электронная Россия». Целью данной программы являются обеспечение информационной открытости, развитие систем электронного документооборота и общегосударственных информационных ресурсов, расширение набора услуг, предоставляемых в электронной форме. Часть административных регламентов должна быть реализована и уже реализуется в электронной форме, позволяющей обеспечить оперативность, информационную насыщенность управленческих решений и постоянный контроль их исполнения, повышая эффективность институционального каркаса национальной экономики. Но неэффективность некоторых институтов российской экономики не позволяет достигнуть тех коэффициентов оптимизации показателей деятельности организаций, которые могут быть получены за счет внедрения информационных систем (к примеру, ERP-систем), по сравнению с коэффициентами стран развитой рыночной экономики.

Таким образом, информационные технологии позволяют не только анализировать институциональную структуру экономики, но и являются инструментом закрепления институтов, когда агенты выполняют свои действия в информационной системе (к примеру, информационной системе управления), которая с низкой стоимостью

реализует разработанные в рамках институционального проектирования нормативные модели поведения. При этом существенно снижаются трансакционные издержки, прежде всего, поиска информации, измерения и оппортунистического поведения. Внедрение инфокоммуникацион-ных технологий в повседневную жизнь каждого участника социально-экономического взаимодействия и информатизация общества в целом повышают интеллектуальный уровень экономики через увеличение эффективности человеческого капитала и значительный рост компоненты знаний в производстве современных товаров и услуг. При этом создаются предпосылки качественно нового экономического роста, основанного на новом технологическом укладе инновационной экономики общества.

Всё это позволяет говорить о важном влиянии информационных технологий не только на современное устройство социально-экономического взаимодействия, но и об использовании ^-технологий современными хозяйствующими субъектами как инструмента снижения трансакционных издержек, что способствует их снижению в экономике в целом, позволяет с меньшим «распылением» использовать ресурсы и вносит существенный вклад в экономический рост и увеличение благосостояния общества.

Литература

1. Strassmann, P. A. The Squandered Computer - Evaluating the Business Alignment of Information Technologies / P. A. Strassmann. - Information Economics Press, 1996.

2. Pisello, T. IT Value Chain Management - Maximizing the ROI from IT Investments / T. Pisello, P. Strassmann. - Information Economics Press, 2003.

3. Олейник, А. Институциональная экономика / А. Олейник. - М., Инфра-М, 2000.

4. Норт, Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики / Д. Норт. -М., 1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.