ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
2014 ЭКОНОМИКА Вып. 4(23)
УДК 336.7:004.9 ББК 65.262+32.973-018.2
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЛОЖЕНИЙ В ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА ПРИМЕРЕ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА
ЭКОНОМИКИ РОССИИ1
A.B. Федоров, асп. каф. информационных систем и математических методов в экономике
Электронный адрес: fedorovav@prognoz.ru
Пермский государственный национальный исследовательский университет, 614990, г. Пермь, ул. Букирева, 15
Современные методы оценки экономической эффективности инвестиций в различных направлениях бизнеса зачастую не учитывают особенностей того или иного рода вложений, в частности инвестиций в информационные технологии. В связи с этим у представителей бизнеса возникают сложности при внедрении информационных технологий, связанные с непониманием того, насколько эффективно работает текущая информационно-технологическая среда в компании и какой эффект принесут вложения в новые технологии. Целью данной работы является разработка методологического подхода для анализа экономической эффективности вложений в информационные технологии на примере банковского сектора России. На текущий момент решение о необходимости внедрения того или иного информационно-технологического новшества принимается в каждом банке по собственной схеме на основе стандартных методов оценки инвестиционного проекта либо на основе личного опыта персонала. В данной статье представлен краткий исторический обзор исследований, связанных с оценкой экономической эффективности инвестиций в информационные технологии. Проведен анализ особенностей информационных технологий как объекта инвестирования. Сформулированы основные аспекты, связанные с особенностями данного типа вложений, которые необходимо учитывать при анализе экономической эффективности информационных технологий. Проведен анализ эффективности использования информационных технологий на примере кредитных организаций, действующих на территории Российской Федерации. В ходе работы были получены результаты, позволяющие проводить сравнительный анализ эффективности использования информационных технологий среди кредитных организаций Российской Федерации, а также анализировать динамику эффективности использования информационных технологий внутри кредитной организации. Данные результаты могут быть полезны для понимания необходимости повышения эффективности использования текущих технологий и вложений во внедрение новых информационных технологий.
Ключевые слова: информационные технологии, информационная продуктивность, экономическая эффективность, инвестиции, методы оценки эффективности.
Введение
В настоящее время существует множество подходов, позволяющих оценивать
целесообразность и экономическую эффективность инвестиций в различных направлениях бизнеса. Данные подходы и методики содержат в себе инструменты для расчета количественных и оценки качественных характеристик инвестиционного проекта. Зачастую в разных отраслях используются схожие стандартные методы, такие как оценка срока окупаемости, расчет чистой текущей доходности, расчет нормы рентабельности и так далее.
Существующие подходы и методики позволяют оценить эффективность инвестиций, но зачастую не учитывают особенностей того или иного рода инвестиций, в частности инвестиций в информационные технологии.
Цель данной работы заключается в разработке методологического подхода для анализа экономической эффективности вложений в информационные технологии на примере банковского сектора России. Для достижения указанной цели сформулированы такие задачи, как Работа выполнена при поддержке ЗАО «ПРОГНОЗ». €> Федоров АЛ, 2014 32
анализ существующих подходов, разработка системы показателей для анализа эффективности вложений в информационные технологии, разработка методики анализа на базе полученных показателей и проведение экспериментальных расчетов.
1. Анализ первых исследований
Долгие годы в бизнесе существовал непреодолимый парадокс, который сформулировал еще в 1987 г. Роберт Солоу [14]. Основная идея данного парадокса заключается в том, что информационные технологии очень активно входят в нашу жизнь, в бизнес, заполоняя практически все ступени бизнес-процессов, но при этом нет реального доказательства того, что именно эти информационные технологии как-то влияют на производительность или на другие показатели деятельности компаний.
В ходе исследований ученые, работавшие в этой области, предпринимали попытки найти статистическую зависимость инвестиций в информационные технологии от целевых показателей деятельности компаний. Наиболее глубоких результатов в данном направлении достиг
Пол Страссман, который искал целевые показатели деятельности фирм, имеющие связь с вложениями в информационные технологии. В результате Пол Страссман нашел всего один показатель, имеющий положительную корреляцию с бюджетом компании, направляемым на информационные технологии [15]. Этим показателем оказались административные и управленческие расходы, которые включают затраты на маркетинг, договорную деятельность и зарплаты управленцев, что по сути эквивалентно показателю трансакционных издержек компании [2]. Используя данную зависимость, Пол Страссман ввел показатель информационной продуктивности (1Р). Данный показатель представляет собой отношение экономической добавленной стоимости бизнеса к административным и управленческим расходам. В данном соотношении экономическая добавленная стоимость бизнеса служит полезным с экономической точки зрения выходом для компаний, а административные и управленческие расходы служат входом, связанным с вложениями в информационные технологии. Этот показатель позволил сравнить между собой различные компании на предмет эффективности использования информационных технологий [12].
Проанализировав работы ученых того времени, можно сделать вывод, что внедрение информационных технологий должно снижать трансакционные издержки, но для этого необходимо выполнение определенных условий, таких как системный подход к внедрению, соответствующее изменение бизнес-процессов (стандартов, квалификации персонала,
оборудования, работы с поставщиками и клиентами и так далее), корректировка характера ведения самого бизнеса [13].
Открытие Пола Страссмана дало начало исследованиям инвестиций в информационные технологии со стороны институциональной экономики, которая занимается изучением трансакционных издержек. Позже данное направление было развито разными исследователями, наибольших успехов в этом достиг Рональд Коуз, который смог четко сформулировать понятие фирмы через понятие трансакционных издержек. Рональд Коуз сформулировал правило, известное как теорема Коуза, согласно которому если права собственности четко специфицированы и трансакционные издержки равны нулю, то структура производства будет оставаться неизменной независимо от изменений в распределении прав собственности (если отвлечься от эффекта дохода). Таким образом, Рональд Коуз показал, что фирма существует и устойчива, если ее внутрифирменные трансакционные издержки меньше, чем внешние рыночные [1]. Отсюда можно сделать вывод, что полезный эффект для фирмы создает не общее снижение уровня трансакционных издержек, а разность между внешними и внутренними издержками, что необходимо учитывать при анализе влияния информационных
технологий с позиции уменьшения трансакционных издержек за их счет.
2. Информационные технологии как технологии общего назначения
В результате анализа последних исследований был сделан вывод о том, что инвестиции в информационные технологии не воздействуют на показатели деятельности компании напрямую, они влияют на компанию опосредованно, путем создания определенного потенциала для дальнейшего развития. Информационные технологии можно отнести к технологиям общего назначения. Аналогично электричеству они открывают широкий спектр направлений их дальнейшего использования [9]. В отличие от обычных технологических инноваций технология общего назначения решает не одну конкретную проблему, а создает потенциал для разработки широкого семейства прикладных технологий, расширяя границы возможных изобретений. Основными чертами технологии общего назначения являются широкое пространство для улучшений и доработок, широкий спектр направлений использования, потенциал для использования в большом количестве продуктов и процессов, сильная комплементарность по отношению к существующим или потенциально возможным в будущем технологиям и длительное время освоения. Кроме этого, технология общего назначения действует в рамках определенного технико-экономического режима, включающего в себя физические сети с мощными сетевыми внешними эффектами, развитую сеть комплементарных продуктов, постепенные усовершенствования технологии, осуществляемые совместно производителем и пользователем [10].
Исходя из рассмотрения информационных технологий в качестве технологии общего назначения можно сделать ряд выводов: без необходимого технико-экономического режима технология общего назначения не приносит отдачу, создание технико-экономического режима занимает существенное время, возникает временной лаг между появлением новой технологии общего назначения и началом ее продуктивного использования в широких масштабах, технологии общего назначения как таковые не приносят экономической отдачи, а создают потенциал [3].
В связи с этим подходы, оценивающие эффективность инвестиций напрямую,
неприменимы к информационным технологиям. Таким образом, при использовании текущих подходов к оценке экономической эффективности инвестиций в информационные технологии и при формировании новых следует учитывать данные особенности.
Данные открытия позволяют сформировать некоторые причины возникновения парадокса Солоу, например, старые процедуры с использованием бумажных документов
продолжали использоваться наряду с новыми методами, и различные процессы обработки и
А.В. Федоров
сохранения данных накладывались друг на друга, внедрение корпоративных информационных систем требовало серьезных изменений в бизнес-процессы компаний, и возникали трудности с реинжинирингом бизнес-процессов, наблюдался ощутимый дефицит и высокая текучесть кадров, не была решена задача учета коммуникативного эффекта при оценке роста производительности труда за счет информационных технологий.
3. Анализ производственных функций
Помимо оценки влияния информационных технологий на трансакционные издержки, ряд исследователей анализировали прямые эффекты на выпуск фирмы. Для учета и оценки значимости информационных технологий в выпуске фирмы возможно использование производственной функции, которая включает, помимо стандартных ресурсов - капитала и труда, компьютерный капитал, то есть совокупность используемых компанией активов, относящихся к информационным технологиям [6; 7; 8]:
где О - выпуск фирмы; А - переменная, характеризующая неучтенные факторы производства; г, /'. Г - индексы фирмы, отрасли и времени соответственно; К, С— капитал, труд и компьютерный капитал соответственно.
Оценка значения в данной функции позволит сделать выводы о том, насколько компьютерные активы увеличивают выручку компании. Использование в качестве значений факторов производства не абсолютных величин, а приростов за различные периоды времени, позволит определить временные лаги между наращиванием компьютерного капитала и эффектами от его использования.
Кроме этого, при оценке эффективности инвестиций в информационные технологии следует учитывать множество комплементарных активов, которые в совокупности с информационными технологиями дают значительно больший эффект. Экономическая эффективность информационных технологий в фирме обусловлена подкреплением внедрения информационных технологий адекватными институциональными изменениями [11].
Позже Тим Бреснаан добавил в производственную функцию вложения в человеческий капитал организационные изменения и квалифицированный труд, использовав в качестве зависимой переменной добавленную стоимость. В результате были получены значимые корреляции между вложениями в информационные технологии и добавленными факторами, при этом компьютерный капитал имел наиболее устойчивую значимость, в отличие от комплементарных активов, которые не всегда были значимы даже на 10%-м уровне [5].
В ходе анализа этих и других исследований были сделаны следующие выводы: эффект от информационных технологий наступает со
значительным лагом, эффект определяется комплементарными продуктами и технологиями -совместным изменением технологий, бизнес-процессов, знаний и умений сотрудников, наибольший эффект достигается при изменении технико-экономического режима - радикальном изменении бизнес-процессов, опираясь на возможности технологий. Влияние
информационных технологий на
производительность нарастает со временем, по мере освоения фирмой новой системы, то есть крупная система эволюционирует в ходе адаптации к фирме и фирмы к ней после завершения проекта [4].
4. Анализ на примере банковского сектора России
Для осуществления анализа эффективности вложений в информационные технологии в банковском секторе России предлагается методологический подход, включающий следующие основные этапы
1. Анализ объема средств, выделяемых на информационные технологии.
2. Анализ эффективности вложений в информационные технологии и работы текущей информационно-технологической среды.
3. Анализ степени влияния вложений в информационные технологии на целевые показатели бизнеса банка.
Для проведения анализа в ходе данной работы были собраны данные по банковскому сектору Российской Федерации, в частности, были получены и обработаны месячные данные оборотной ведомости по счетам бухгалтерского учёта (Форма 101) по 895 кредитным организациям за период с 01 февраля 2008 г. по 01 июля 2014 г., также квартальные данные отчета о прибылях и убытках (Форма 102) по 717 кредитным организациям за аналогичный период. Данная информация была агрегирована до годовой динамики и для 517 кредитных организаций были произведены расчеты.
Для анализа объема средств, выделяемых на информационные технологии может быть рассчитан показатель совокупной стоимости владения информационно-технологической средой:
TCOit = ITcosts + Ecosts + InDcosts. (2)
В формуле (2) ITcosts - это прямые расходы на информационные технологии; Ecosts -расходы на квалификацию персонала, I?lDcosts -косвенные расходы, связанные с использованием информационных технологий.
Обычно данный показатель рассчитывается для конкретного инвестиционного проекта, однако возможен его расчет для информационно-технологической среды банка в целом и его дальнейший сравнительный анализ среди банков-конкурентов. При этом банки должны быть сравнительно равными по размеру и по перечню оказываемых услуг и расчет показателя должен вестись от одной точки с равными начальными условиями. Ввиду данных ограничений, а также
ввиду сложности оценки величины косвенных расходов для анализа объема средств, выделяемых на информационные технологии (ИТ), были использованы различные удельные показатели, например коэффициент информатизации как доля ИТ-расходов в выручке банка:
IT,
costs
Kinf —
J Income
(3)
В формуле (3) ITcosts - это расходы на информационные технологии, INCOME - доходы банка.
Данный показатель не зависит от размера банка, но для проведения сравнительного анализа банки должны быть схожи по перечню предоставляемых услуг, так как среднее значение данного показателя отличается для различных по роду деятельности групп банков. Например, для опйпе-банков, таких как Киви-банк, Кошелев-банк, значение доли расходов на информационные технологии в выручке в среднем больше 1%, для универсальных банков, таких как Сбербанк, Альфа-банк - 0,2-1%, а для кэптивных банков (Фольксваген-банк, Газпромбанк) - менее 0,2%. Таким образом, рекомендуется сравнивать долю со средним значением среди банков-конкурентов и при значительном отклонении доли от среднего значения по рассматриваемой группе конкурентов рекомендуется проанализировать причины. После анализа объема выделяемых средств необходимо произвести анализ эффективности вложений в информационные технологии.
Для анализа эффективности вложений в информационные технологии необходимо понимать, на что влияют информационные технологии. В первую очередь, информационные технологии ускоряют процессы принятия решений и уменьшают неопределенность, это влияет на время руководителей, администрации,
привлекаемых специалистов, продавцов.
снабженцев и на расходы на переговоры, взаимодействие с клиентами и контрагентами. Для того чтобы измерить данные расходы, возможно подсчитать транзакционные издержки банка, в качестве которых могут выступить организационные и управленческие расходы (административные расходы). Данные расходы достаточно тесно взаимосвязаны с расходами на информационные технологии и, анализируя соотношение этих двух групп расходов, все банки можно разделить на две группы. Первая группа -это банки, идущие по информационно-технологическому пути развития, у которых темпы роста расходов на ИТ превышают темпы роста административных расходов. То есть данные банки доверяют информационным технологиям и умеют использовать их эффективно. Вторая группа - это банки, идущие по административно-управленческому пути развития, у которых темпы роста административных расходов превышают темпы роста расходов на ИТ. То есть банки не доверяют информационным технологиям или не умеют использовать их эффективно.
Для анализа эффективности вложений в ИТ предлагается производить расчет показателя
информационной продуктивности банка: = —■ (4)
В формуле (4) за Р обозначена
неиспользованная прибыль, ^созсз ~~ административные расходы.
Данный показатель не зависит от размера банка и перечня предоставляемых услуг, а также может быть проанализирован в динамике. На рисунке представлено распределение количества банков по уровню значения коэффициента информационной продуктивности.
ш
о
х
X го
ЧЭ
О ш
н
U
а>
т "
с; о
70 — 60 -■ 50
40 30 : 1
20 - 10 — п . Mil Им. ix-j.ii
<V ь 'о 1 iy Су $у <i' JV V Л, <У О' О' Ч fc <Ь Ъ а <Ь' \ V Ч> ч" ъ с- v "V t»' <о' а Ч* Ч* \' г-" ^ ¿v- jv?„чт ъ? гу jb- <ьГ г^ г ^ J ^ *
Значение коэффициента информационной продуктивности Рис. Распределение количества банков по уровню значения коэффициента информационной продуктивности
A.B. Федоров
На диаграмме видно, что для большинства банков значение данного коэффициента меньше единицы, то есть банки недостаточно эффективно используют информационные технологии. Кроме того, при анализе значений данного показателя в динамике было замечено, что даже если в один из периодов было получено высокое значение данного показателя, банкам редко удается удержать его на таком же высоком уровне в дальнейшем. Таким образом, данный показатель может быть использован как для сравнительного анализа эффективности использования ИТ в банках, так и для анализа стабильности эффективной работы информационно-технологической среды банка.
Для анализа степени влияния вложений в информационные технологии на целевые показатели бизнеса банка предлагается построение некоторой функции прибыли от капитала, труда, ИТ-капитала и прочих факторов:
(5)
Здесь: — нераспределенная прибыль банка за текущий период, — размер собственного капитала банка за текущий период, — суммарная заработная плата сотрудников банка за текущий период, п — затраты на ИТ в одном из прошедших периодов, А — прочие; неучтенные, факторы.
Данную функцию возможно записать в прологарифмированном виде и оценить с помощью метода наименьших квадратов. Оценка данной функции позволит понять влияние ИТ-расходов на результаты деятельности банка, наравне с другими факторами производства, учесть запаздывание влияния ИТ-расходов, а также учесть вложения в комплементарные активы.
Пример расчета функции прибыли для Юникредит банка выглядит следующим образом: Р, = 0,017 • К^'52 ■ Ь,оЛг ■ С,_20'70.
Таким образом, для оценки степени влияния ИТ-расходов на результаты деятельности банка может быть использовано выражение вида производственной функции, включающей ИТ-расходы как фактор. Из анализа данной функции видно, что имеет место положительное влияние вложений в ИТ на прибыль банка, эффект от использования ИТ наступает с лагом в несколько лет и вложения в ИТ могут приносить больше выгоды, чем вложения в другие факторы производства.
Заключение
В ходе данной работы был произведен анализ существующих подходов к оценке эффективности вложений в ИТ, разработана система показателей для анализа расходов на ИТ и методологический подход для анализа на базе полученных показателей, включающий
возможность оценки степени влияния ИТ на прибыль, а также проведены экспериментальные расчеты.
При оценке эффективности вложений в ИТ необходимо анализировать удельные показатели,
рекомендуется анализировать долю ИТ-расходов в выручке, которая зависит от типа банка. Рекомендуется сравнивать долю со средним значением среди банков-конкурентов, и при значительном отклонении доли от среднего значения по рассматриваемой группе конкурентов рекомендуется проанализировать причины. После анализа объема выделяемых средств необходимо произвести анализ эффективности вложений в ИТ. Для анализа эффективности вложений необходимо использовать показатель информационной продуктивности, который не зависит от размера кредитной организации. Таким образом, данный показатель может быть использован для сравнения кредитных организаций между собой. При анализе значений коэффициента информационной продуктивности в динамике необходимо обращать внимание на стабильность его высоких значений и необходимость постоянного поддержания информационно-технологической инфраструктуры в кредитной организации и грамотного управления информационными технологиями на всех этапах их использования. Для оценки степени влияния ИТ-расходов на результаты деятельности банка может быть использовано выражение вида производственной функции, включающей ИТ-расходы (ИТ-капитал) как фактор.
Использование данного методологического подхода может позволить руководителям департаментов информационных технологий кредитных организаций принимать более взвешенные решения при внедрении новых технологий и при анализе текущей информационно-технологической среды фирмы, а также более обоснованно доказывать руководству необходимость увеличения объема средств, выделяемых на информационные технологии.
Список литературы
L Коуз Р. Природа фирмы. Фирма, рынок и право. М.: Дело, 1993. 217 с.
2. Олейник А. Институциональная экономика. М: Инфра-М,2000. 416 с.
3. Симонов П.М., Федоров A.B. Об эффективности использования информационных технологий // Вестн. Тамбов, ун-та. Сер. Естественные и технические науки. 2013. Т. 18, вып. 5. С. 2672-2674.
4. Федоров A.B. Об эффективности использования информационных технологий // Теория и практика актуальных научных исследований: сб. матер, науч.-практ. конф (Люблин, 29-31 июля 2013 г.). С. ¡7- 18.
5. Bresnahan Т. Prospects for the information-technology-led productivity surge // Innovation Policy and the Economy. 2002. Vol. 2. pp. 135-161.
6. Brynjolfsson E„ Hitt L. Computing productivity: firm-level evidence // Review of Economics and Statistics. 2003. Vol. 85, №4. pp. 793-808.
7. Brynjofsson Е., Hitt L., Yang S. Intangible assets: computers and organisation capital// Brookings Papers onEconomic Activity. 2002. № 1. pp.137-198.
8. Brynjolfsson E., Saunders A. Wired for innovation: how information technology is reshaping economy. Cambridge (Massachusetts): MIT Press, 2010. 154 p.
9. David P. The dynamo and the computer: an historical perspective to the modern productivity paradox //American Economic Review. 1990. Vol. 80, №2. pp. 355-361.
10. Loveman G. An assessment of productivity impact of information technologies // Information Technology and the Corporation of 1990-s. Oxford: Oxford University Press, 1994. P. 84-110.
11. Milgrom P., Roberts J. The economics of modern manufacturing: technology, strategy and organization // American Economic Review. 1990. Vol. 80, № 3. pp. 511-528.
12. Pisello T., Strassmann P.A. IT value chain management - maximizing the ROI from IT investments. New Canaan, Connecticut: The Information Economics Press, 2003. 236 p.
13. Roach S. America's technology dilemma: a profile of the information economy. Morgan Stanley: Special Economic Study, 1987. 29 p.
14. Solow R. We'd better watch out// New York Times Book Review. 1987. № 3. pp. 36.
15. Strassmann P. The business value of computers. New Canaan, Connecticut: The Information Economics Press, 1990. 530 p.
Получено: 26.09.2014.
References
1. Kouz R. Priroda firmy. Firma, rynok i pravo [Nature of the Firm. The Firm, the Market and the Law], Moscow, Delo Publ., 1993. 217 p.
2. Oleynik A. Institutional'naya ekonomika [Institutional Economics]. Moscow, Infa M Publ., 2000. 416 p.
3. Simonov P.M., Fedorov A.V. Ob effektivnosti ispol'zovaniya informacionnyh tehnologii [On the effectiveness of the using of information technology]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seria «Estestvennye I tehnicheskie nauki» [Tambov University Herald. Natural and technical sciences], 2013, no. 5, pp. 2672-2674.
4. Fedorov A.V. Ob effektivnosti ispol'zovaniya informacionnyh tehnologii [On the effectiveness of the using of information technology]. Materialy nauchno-prakticheskoj konferencii "Teoria i praktika aktual'nyh nauchnyh issledovanii", 29-31 iul. 2013 [Proc. of Sei. and Pract. Conf. "A theory and a practice of the current researches", 29-31 Jul. 2013]. Lublin, 2013, pp. 17-18.
5. Bresnahan T. Prospects for the information-technology-led productivity surge. Innovation Policy and the Economy, 2002, Vol. 2, no. 3, pp. 135-161.
6. Brynjolfsson E., Hitt L. Computing productivity: firm-level evidence. Review of Economics and Statistics, 2003, Vol. 85, no. 4, pp. 793-808.
7. Brynjofsson E., Hitt L., Yang S. Intangible assets: computers and organisation capital. Brookings Papers on Economic Activity, 2002, Vol. 3, no. 1, pp. 137-198.
8. Brynjolfsson E., Saunders A. Wired for innovation: how information technology is reshaping economy. Cambridge, MIT Press Publ., 2010. 154 p.
9. David P. The dynamo and the computer: an historical perspective to the modern productivity paradox. American Economic Review, 1990, Vol. 80, no. 2, pp. 355-361.
10. Loveman G. An assessment of productivity impact of information technologies // Information Technology and the Corporation of 1990 s., 1994, Vol. 4, no. 7, pp. 84-110.
11. Milgrom P., Roberts J. The economics of modern manufacturing: technology, strategy and organization. American Economic Review, 1990, Vol. 80, no. 3, pp. 511-528.
12. Pisello T., Strassmann P.A. IT value chain management - maximizing the ROI from IT investments. New Canaan, The Information Economics Press Publ., 2003. 236 p.
13. Roach S. America's technology dilemma: a profile of the information economy. New York, Special Economic Study Publ., 1987. 29 p.
14. Solow R. We'd better watch out. New York Times Book Review, 1987, no. 3, pp. 36.
15. Strassmann P. The business value of computers. New Canaan, The Information Economics Press Publ., 1990. 530 p.
The date of the manuscript receipt: 26.09.2014.
METHODOLOGICAL PRINCIPLES OF EVALUATING OF ECONOMIC EFFICIENCY OF INVESTMENTS IN INFORMATION TECHNOLOGY: THE EXAMPLE OF RUSSIAN BANKING SECTOR
Anton V. Fedorov, Postgraduate student, Department of Information Systems and Mathematical Methods in Economics Perm State University; 15, Bukireva str., Perm, 614990, Russia
Modern methods for assessing the cost-effectiveness of investments in various business areas often do not take into account the peculiarities of this or that kind of investment, particularly investment in information technology. In this regard, representatives of the business have difficulties in the implementation of information technologies related to lack of understanding of how effective the current information technology environment in the company is and what effect will bring investments in new technology. The aim of this work is to develop a methodology for assessing the
А.В. Федоров
effectiveness of information technology in the company and the effects of investments in this area for a specific industry. Currently, such methods do not exist, and the decision on the need to implement a particular information technology innovations adopted in each company for each project using the standard methods of assessment of the investment project, or on the basis of personal experience of the staff. This article provides a brief historical overview of research related to the evaluation of economic efficiency of investments in information technology. The authors analyzed the features of information technology as an investment object. The authors formulated the aspects related to the characteristics of this type of investments that need to be considered when analyzing the cost-effectiveness of information technology. As an example of the effectiveness of the use of information technology, the authors took credit institutions operating in the territory of the Russian Federation. The authors obtained results, which allow to carry out a comparative analysis of the efficiency of the use of information technologies among credit institutions of the Russian Federation, as well as to analyze the dynamics of the effective use of information technology within the credit institution. These results may be useful for understanding the need to improve the efficiency of the use of current technology and investment in the implementation of new information technologies.
Keywords: information productivity, information technology, cost-effectiveness, investment, methods of assessing effectiveness.
Просьба ссылаться на эту статью в русскоязычных источниках следующим образом:
Федоров А.В. Методологические основы оценки эффективности вложений в информационные технологии на примере банковского сектора экономики России// Вестник Пермского университета. Сер. «Экономика» = Perm University Herald. Economy. 2014. № 4(23). С. 32-38.
Please cite this article in English as:
Fedorov A.V. Metodological principles of evaluating of economice efficiency of investments in information technology: the example of Russian banking sector // Vestnik Permskogo universiteta. Seria Ekonomika = Perm University Herald. Economy. 2014. № 4(23). P. 32-38.