Информационные технологии
& O^^OSOSdHWU
Information technologies
in education
УДК: 37.001
ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ В ПОМОЩЬ ПРАВОВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Салменкова М.В.
Академия маркетинга и социально-информационных технологий (ИМСИТ)
Краснодар, Россия
ORCID ID: 0000-0001-8479-321X
SPIN-код: 6527-5606, AuthorID: 428239
E-mail: msalmenkova@mail.ru
Аннотация. В статье изложена роль правовых ресурсов в формировании комплекса востребованных обществом знаний, формирования умений и складывания навыков, необходимых для создания основы деятельности в том направлении профессиональной подготовки, которое личность выбрала для себя в качестве приоритетной. Предлагаем следующую структуру ресурсов правовой информации, которая может служить процедурной основой исследований продуктивности правовой социализации личности обучающегося в вузе. В основе предлагаемой структуры - реальный подход к использованию обучающимися в практике получения информации, ресурсов официальных и неофициальных источников.
Актуальность. В настоящее время для эффективной социализации молодежи необходимо оперировать точным знаниями, правильно понимая правовые основы жизни общества, а не пользоваться готовым шаблоном, который представляют многочисленные базы данных с законами и нормативно-правовыми актами. С этой целью, в условиях многочисленных электронных ресурсов активизируется роль правовых источников, которыми необходимо эффективно пользоваться.
Проблема, цель, задачи. Проблема состоит в том, что в условиях повышенных удобств интернет-работы, молодые люди в меньшей степени воспринимают советы и пользуются плодами жизненного опыта своих педагогов и учителей, ведь даже результаты судебной практики и правовые документы можно найти в сети. Названные процессы, с одной стороны, трансформируют традиционную систему образования, которая остается одним из стабильных и постоянных акторов социализации, а с другой, - транслирует усвоенные ценности, на основании которых, принцип легкости доступа к информации побеждает принцип достоверности.
Материалы и методы исследования. Материалами исследования являлись научные источники. Методы исследования анализ и синтез научных источников.
Результаты и их обсуждение. Каждый обучаюшийся должен иметь возможность ознакомиться с нормативно-правовыми ресурсами библиотек и информационных центров вузов, составляющих единую электронную информационно-образовательную среду учебного заведения.
Выводы. ЭИОС вуза должна обладать справочными информационными БД правовой информации официальных коммерческих структур, создавших и поддерживающих их работу,
причем в спектр правовой ЭИОС вуза необходимо включать общедоступные (бесплатные); коммерческие (доступные за плату) и корпоративные (закрытые).
Заключение. Формирующая основа правового сознания складывается из жизненного опыта и приобретенных правовых знаний, пожеланий и представлений о справедливом устройстве социума.
Ключевые слова: образовательная среда; цифровые технологии; сетевые ресурсы Интернета; ресурсы правовой информации библиотеки; электронная информационно-образовательная среда вуза.
Введение. В ходе приобщения к профессиональным умениям, в образовательном учреждении социализация происходит на основе как прямых, так и косвенных, высказанных мер поощрения социально позитивных поступков, так и осуждения, общественного порицания таких поступков, которые не одобряются обществом, исходя из требований правовых норм.
f Актуальность. Принципы функционирования правовых источников информации изменяются в зависимости от развития конкретно-исторических, стоящих перед российском обществом, задач, требующих решения. В настоящее время живой интерес общественности вызывает отрасль цифрового права, возникшая как ответ на возникновение и развитие документации в цифровой форме. Указанные изменения необходимо учитывать всем участникам социализации, которые задействованы в процессах обучения и воспитания молодежи. Рациональное социальное поведение несомненно является результатом демонстрации усвоенных правовых установок, наглядного проявления успешной адаптации к текущим социальным запросам [4].
Молодежь предпочитает удобство пользования электронными ресурсами. Для получения достоверной информации и понимания законодательных нововведений, новое поколение россиян обращается к электронным базам нормативной документации. Самыми востребованными из них являются: «Гарант», «КонсультантПлюс», официальные сайты органов государственной власти России, правовая навигационная система «Кодексы и Законы», информационно-справочные правовые системы. Обращение к этим ресурсам отли-
чается удобством навигации и быстрым получением результатов поиска.
Проблема, цель, задачи. Система образования, в лице педагогов, на этапе проверки выполненных обучающимися заданий, сталкиваясь с фактами неверно выбранных ориентиров для работы, вносит свои коррективы, по существу, изменив социализирующую роль на роль контролера. Косвенным подтверждением этого, является ежегодное увеличение количества часов на самостоятельную работу обучающихся.
Принципы формирования баз данных понятны лишь профессионалу в сфере информации, потому можно понять волнение основных институтов социализации -школ и вузов, по поводу сохранения правовой основы объективно без изменений и попыток манипуляций молодежью. Профессионализм специалистов в сфере информации строить базы данных по- разному, акцентируя внимание на различных аспектах права и влияя на мировосприятие личности.
В этой ситуации именно образовательные организации за счет институтов профессиональной ориентации, деятельности учебных центров, проведения правильной политики, направленной на воспитание и развитие личности, могли бы послужить эффективным средством улучшения правового сознания молодежи, и, как следствие, повышению уровня правовой социализации.
Материалы и методы исследования.
Материалами исследования являлись научные источники. Методы исследования анализ и синтез научных источников.
Результаты и их обсуждение
Основу ЭИОС нормативно-правовых ресурсов, безусловно, должна составлять информация государственных федеральных, субъектов федерации, региональных, муниципальных органов, а информационная система должна быть достаточно оперативной, обеспечивая выход на официальные сайты сети Интернет.
Необходимо отметить, что недооцененными остаются библиографические ресурсы глобальных сетей, а они представляют собой широкий спектр видового разнообразия продуктов библиографической деятельности: списки литературы: новых поступлений и других фондов библиотек; тематические указатели библиотечных сайтов; перечни источников в различных электронных публикациях и другие подобные материалы. Главными структурными составляющими библиографических ресурсов являются электронные каталоги библиотек, составной частью которых выступают библиографические базы данных, сформированные по разным основаниям [1].
В ЭИОС правовых ресурсов составной частью выступают электронные периодические издания. Большей частью они в настоящее время представляют собой публикации электронных периодических изданий правовой тематики. Для молодежной аудитории именно эти издания являются первоосновой поисковой деятельности в сети Интернет. Поэтому важно обеспечить доступ к официальным периодическим изданиям оформлением подписок и заказом электронных аналогов традиционных печатных изданий. Еще более удобным вариантом является заказ периодических изданий, имеющих электронную сетевую версию.
В этом случае пользователи разных возрастов могут полноценно использовать периодические издания, ведь оперативность публикаций свойственна именно периодике, потому новости законодательства и правовой практики лучше узнавать именно из публикаций в этих изданиях. Большое количество электронных аналогов периодических изданий реализовано в форме CD-ROM-ных дисков. К сожалению, воз-
никнув, эта тенденция сохраняется до сих пор. В этом случае информационным центрам и библиотекам вузов следует иметь технические средства, которые позволяли бы использовать или преобразовывать полученную информацию.
Л.Е Чепелева, исследователь электронных ресурсов библиотек, считала, что 8% изданных в 2000-х годах электронных изданий относились к отраслям законодательства и права [2]. По свидетельству А.С. Лариной литература по законодательству, относимая к политической и социально-экономической тематике составляет уже приблизительно 15 % [4].
Среди всех изданий правовой тематики в библиотеках Российской Федерации представлены следующие виды: электронные копии печатных книг и журналов правовой тематики; электронные правовые ресурсы, наделенные всеми признаками электронного издания: наличием гиперссылок, присутствием анимации и возможностью сохранения копий этих текстов; традиционные печатные периодические издания, содержащие электронные приложения; копии электронных архивов, с возможностью навигации по ним.
Доступными ресурсами для молодежи остаются электронные издания популярной формы: энциклопедии или справочники. Для подтверждения аргументируемых идей молодые люди прибегают к помощи правовой статистики из электронных статистических баз данных правовых институтов России.
Не каждый созданный Интернет-справочник или энциклопедия наделены объективностью в правовом контексте. Правовые электронные энциклопедии прошли проверку временем и достаточно объемны в силу постоянного пополнения новыми материалами. Обычно они размещены на сайтах издательств и каждый желающий может с официального сайта издательства ознакомиться с его деятельностью, осуществив переход через ссылку «о нас».
Электронные энциклопедии удобны в силу возможности удобства самостоятельного пользовательского поиска правовой информации.
Для правовых изданий в электронной форме до сего дня не установилось единого термина, который обозначал бы их отраслевую принадлежность. Анализируя правовые издания используются различные терминологические обозначения. И если в начале двухтысячных годов среди этих наименований фигурировали «электронный документ», «электронное издание», «издание в машиночитаемой форме», «издание на электронном (оптическом) носителе», «электронная книга», «виртуальная книга», то в настоящее время практически повсеместно установилось понятие «правовой источник информации», под которым понимается одновременно способ фиксации и природа зафиксированной правовой информации.
Созданию коллективного общественного мнения способствует именно информация в сфере права. К реализации информа-
ционной функции правовой информации причастны СМИ всех уровней, а также Интернет. Воспроизведение и сравнение правовой информации становится возможным за счет наличия кумулирующей функции, которая не сводится к простому накоплению знаний, но включает также и упорядоченную систематизацию правовых источникам по различным принципам: тематическому, хронологическому, отраслевому, количественному, органам, дополнившим законодательную базу, среде хранения и так далее.
В 2023 г. ВЦИОМ провел опрос о мнении граждан по поводу содержания понятия «социальная справедливость» с последующим представлением его результатов на официальном сайте. Полученные ответы представлены в таблице. «Ответы респондентов о содержании понятия "социальная справедливость"».
Ответы респондентов о содержании понятия "социальная справедливость"
1. В равенстве всех перед законом 36%
2. В том, чтобы положение каждого определялось результатами его труда 20% Количество выросло по сравнению с предыдущим периодом
3. В том, чтобы уровень жизни всех был примерно одинаковым, не было ни богатых, ни бедных 19% Ответ лиц старшего возраста, не молодежи
4. В том, чтобы каждый мог развивать свои способности (достичь того, на что способен) 8% Падение количества ответов по сравнению с предыдущими годами
5. В гарантиях для социально незащищенных граждан, в социальной ответственности богатых 6%
6. Никакой социальной справедливости в обществе нет и никогда не будет 1% В предыдущие годы было 19%
Источник: spravedlivosti.
https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/obshchestvo-v-poiskakh
ВЦИОМ проводил сравнение ответов граждан России с высказанными мнениями десятилетней давности. По итогам результатов 2023 года, Россия, Белоруссия и Китай названы государствами с высоким уровнем социальной справедливости. В то же время ряд заданных вопросов показал межпоколенный разрыв во мнениях и тенденцию отсутствия веры в то, что самостоятельными усилиями можно добиться социальной справедливости в виде развития способностей или задатков, в то время как
ранее положительный ответ на этот вопрос дало большее количество респондентов.
Заключение
Образовательная организация, как один из акторов социализации, в настоящее врем трансформирует соотношение функций: больший объем по сравнению с предыдущим периодом использования традиционных технологий передачи знаний, занимает функцию контроля, выступающая регулятором объективности знаний в сфере права, полученных обучаю-
щимися самостоятельно. Широко приме- донесения правовых знаний, а не ценност-
няя новые цифровые технологии, образо- ную основу знаний молодых людей.
вательные организации изменяют форму
Литература
1. Салменкова, М. В. Нормативно-правовой аспект обеспечения регистрации и организации справочно-информационного обслуживания / М. В. Салменкова // Молодежь и системная модернизация страны : Сборник научных статей 7-й Международной научной конференции студентов и молодых ученых. В 5-ти томах, Курск, 19-20 мая 2022 года / Отв. редактор М.С. Разумов. Том 2. - Курск: Юго-Западный государственный университет, 2022. -С. 435-438. - EDN PHONPV.
2. Чепелева, Л. Е. Электронные периодические издания: возможности использования в библиотеках / Л. Е. Чепелева // Академические тетради : сборник научных статей / Министерство культуры Российской Федерации Самарская государственная академия культуры и искусств. Том Выпуск 2. - Самара : Самарская государственная академия культуры и искусств, 2001. - С. 104-115. - EDN JAIUWH.
4. Ларина, А. С. Книжный рынок в современной России: структура, формы, динамика развития / А. С. Ларина // Мир культуры: культуроведение, культурография, культурология : Сборник научных трудов / Под редакцией Т.Н. Арцыбашевой, Г.А. Салтык. - Курск: Курский государственный университет, 2019. - С. 12-18. - EDN SQYAHF.
Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.
Благодарности: Автор благодарит руководителя своей кандидатской диссертации - кандидата педагогических наук, доцента Н.И. Васькову.
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Салменкова М.В. Информационные ресурсы в помощь правовой социализации обучающихся / М.В. Салменкова // Актуальные проблемы педагогики и психологии. 2023. Том 4. № 8. С. 15-21.
Сведения об авторе
Салменкова Марина Владимировна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и межкультурных коммуникаций
НАН ЧОУ ВО Академия маркетинга и социально-информационных технологий (ИМСИТ)
Краснодар, Россия
ORCID ID: 0000-0001-8479-321X
SPIN-код: 6527-5606, AuthorID: 428239
E-mail: msalmenkova@mail.ru
ACTUAL PROBLEMS OF PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY 2023, vol. 4, no. 8, pp. 15-21.
INFORMATION RESOURCES TO HELP LEGAL SOCIALIZATION OF STUDENTS Salmenkova M.V.
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Pedagogy and Intercultural Communications
NAN CHOU VO Academy of Marketing and Social Information Technologies (IMSIT)
Krasnodar, Russia
ORCID ID: 0000-0001 -8479-321X
SPIN-^a: 6527-5606, AuthorID: 428239
E-mail: msalmenkova@mail.ru
Abstract. The article describes the role of legal resources in the formation of a complex of knowledge demanded by society, the formation of skills and the formation of skills necessary to create the basis for activities in the direction of professional training that the individual has chosen for himself as a priority. We propose the following structure of legal information resources, which can serve as a procedural basis for research on the productivity of legal socialization of a student's personality at a university. The proposed structure is based on a real approach to the use of students in the practice of obtaining information, resources from official and unofficial sources. Relevance. Currently, for the effective socialization of young people, it is necessary to operate with accurate knowledge, correctly understanding the legal foundations of society, and not using a ready-made template, which is represented by numerous databases with laws and regulations. To this end, in the context of numerous electronic resources, the role of legal sources that need to be used effectively is being activated.
Problem, goal, tasks. The problem is that in conditions of increased convenience of Internet work, young people perceive advice to a lesser extent and enjoy the fruits of the life experience of their teachers and teachers, because even the results of judicial practice and legal documents can be found online. These processes, on the one hand, transform the traditional education system, which remains one of the stable and permanent actors of socialization, and on the other hand, translates the learned values, on the basis of which the principle of ease of access to information defeats the principle of reliability.
Materials and Methods of research. The research materials were scientific sources. Research methods analysis and synthesis of scientific sources.
Results and discussion. Every student should have the opportunity to get acquainted with the regulatory and legal resources of libraries and information centers of universities that make up a single electronic information and educational environment of an educational institution. Conclusion. The formative basis of legal consciousness consists of life experience and acquired legal knowledge, wishes and ideas about the just structure of society.
"p- Keywords: educational environment; digital technologies; Internet network resources; legal information resources of the library; electronic information and educational environment of the university.
References
~||l 1. Salmenkova M. V. Information resources to help legal socialization of students / M.A.
Salmenkova. Actualnye problemy fizicheskoj i specialnoj podgotovki silovyh struktur [Actual problems of physical and special training of power structures]. 2023. no. 2. pp. 104-109. (In Russ.).
Information about the author Salmenkova Marina Vladimirovna
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Pedagogy and Intercultural Communications
Academy of Marketing and Social Information Technologies
Krasnodar, Russia
ORCID ID: 0000-0001-8479-321X
SPIN-^: 6527-5606, AuthorID: 428239
E-mail: msalmenkova@mail.ru
Поступила в редакцию 05.08.2023. Прошла рецензирование и рекомендована к опубликованию 20.08.2023.
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция - Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная -http s: // creativecommons. org/licenses/by-nc/4. 0/