Научная статья на тему 'ОПТИМИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБМЕНА БОЕВЫМ ОПЫТОМ СРЕДСТВАМИ ЭЛЕКТРОННО-БИБЛИОТЕЧНЫХ СИСТЕМ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ'

ОПТИМИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБМЕНА БОЕВЫМ ОПЫТОМ СРЕДСТВАМИ ЭЛЕКТРОННО-БИБЛИОТЕЧНЫХ СИСТЕМ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
59
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПТИМИЗАЦИЯ / ВНУТРЕННЯЯ ОПТИМИЗАЦИЯ / ВНЕШНЯЯ ОПТИМИЗАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЙ ОБМЕН / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / БОЕВОЙ ОПЫТ / ВЫСШИЕ ВОЕННО-УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ СРЕДА / ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ЭЛЕКТРОННО-БИБЛИОТЕЧНАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Блохина Оксана Валерьевна

В статье представлена обобщенная структура процесса оптимизации информационного обмена боевым опытом средствами электронно-библиотечных систем в военных вузах РФ на примере классификации внутренних и внешних ресурсов электронно-библиотечных систем Военного университета им. князя Александра Невского МО РФ и Рязанского гвардейского высшего воздушно-десантного ордена Суворова дважды Краснознамённое командного училища им. генерала армии В.Ф. Маргелова (по состоянию на 2022 г.); предложены пути и условия её учебно-практической реализации. Автором доказательно раскрывается предположение о том, что активное использование ресурсов электронно-библиотечных систем в образовательном поле высших военно-учебных заведений может послужить фактором оптимизации процесса передачи боевого опыта и, как следствие, станет эффективным условием развития у обучающихся соответствующих военно-профессиональных компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Блохина Оксана Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPTIMIZATION OF INFORMATION EXCHANGE OF COMBAT EXPERIENCE BY MEANS OF ELECTRONIC LIBRARY SYSTEMS IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL TRAINING OF CADETS AND STUDENTS

Based on theoretical analysis, the article presents a generalized structure of the process of optimizing the information exchange of combat experience by means of electronic library systems in military universities of the Russian Federation on the example of classification of internal and external resources of electronic library systems of the Military University. Prince Alexander Nevsky of the Ministry of Defense of the Russian Federation and the Ryazan Guards Higher Airborne Order of Suvorov twice Red Banner Command School named after Army General V.F. Margelov (as of 2022), as well as ways and conditions for its educational and practical implementation are proposed. At the same time, the author evidently reveals the assumption that the active use of the resources of electronic library systems in the educational field of higher military educational institutions can serve as a factor in optimizing the process of transferring combat experience and, as a result, will become an effective condition for the development of appropriate military professional competencies among students.

Текст научной работы на тему «ОПТИМИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБМЕНА БОЕВЫМ ОПЫТОМ СРЕДСТВАМИ ЭЛЕКТРОННО-БИБЛИОТЕЧНЫХ СИСТЕМ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ»

 гордости к своей малой Родине.

Результат представлен выявлением доминирующей категории и вида желаний. Методика «Цветик - семицветик».

Деятельностный компонент Высокий уровень (активно принимает участие в деятельности, заинтересован в происходящем, предлагает свои идеи и варианты). Протокол наблюдений.

Средний уровень (принимает участие в деятельности, но не заинтересован в происходящем, старается не привлекать внимание).

Низкий уровень (не принимает участие вообще или минимально. Идеи не предлагает и совершенно не заинтересован).

Подведем итог всех проведенных методик в таблице 5.

Таблица 5

Результаты диагностики изучения младшими школьниками родного края и уважительного отношения к малой

Родине по трем компонентам

Компоненты /уровни Когнитивный Эмоционально - ценностный Деятельн остный Итог

«Незаконченное предложение», Царевой Л.И. «Незаконченное предложение», Масловой Т.М. «Мое отношение к малой Родине» «Цветик-семицветик» Протокол наблюдений

Высокий 0% 100% 80% 95% 100% 75%

Средний 72% 0% 13% 5% 0% 18%

Низкий 28% 0% 7% 0% 0% 7%

Преобладает высокий уровень

После анализа результатов методик по 3 компонентам, нужно отметить, что обучающиеся 3 класса имеют средний уровень сформированности по когнитивному компонент, высокий уровень сформированности эмоционально-ценностного компонента (что характерно для младшего школьного возраста), высокий уровень сформированности деятельностного компонента, который подтверждает эффективность использования музейной педагогики.

Выводы. Таким образом, на основании всего вышесказанного мы можем отметить, что музейная педагогика имеет высокий потенциал при изучении родного края и формировании уважительного отношения к малой Родине. Музейная педагогика позволяет поддерживать эмоционально-ценностный отклик младших школьников на материалы связанные с родным краем и создает условия для реализации деятельностного компонента. А так же хочется отметить, что малая Родина вызывает у младших школьников исключительно теплые чувства, а так же гордость и уважение, что является фундаментом для более глубокого изучения данной темы во внеурочной деятельности.

Литература:

1. Асташкин, С.В. Музейная педагогика в патриотическом воспитании учащихся школы [Электронный ресурс] / С.В. Асташкин // Дискуссия. 2017. - №3 (77). - Режим доступа: https://cyberieninka.m/artide/n/muzeynaya-pedagogika-v-patrioticheskom-vospitanii-uchaschihsya-shkoly (дата обращения: 22.02.2022).

2. Столяров, Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика: Учебное пособие / Б.А. Столяров. - Москва: Высшая школа, 2004. - 216 с.

3. Указ Президента Российской Федерации от 20 октября 2012 года № 1416 «О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания». Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/36194 (дата обращения: 20.02.2022).

4. Юхневич, М.Ю. Я отведу вас в музей: Учебное пособие по музейной педагогике / М.Ю. Юхневич // Министерство культуры РФ. Рос. Институт культурологии. - Москва, 2001. - С. 13-20.

Педагогика

УДК 378

преподаватель кафедры военного регионоведения Блохина Оксана Валерьевна

ФГКВОУ «Военный университет Министерства обороны Российской Федерации» (г. Москва)

ОПТИМИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБМЕНА БОЕВЫМ ОПЫТОМ СРЕДСТВАМИ ЭЛЕКТРОННО-БИБЛИОТЕЧНЫХ СИСТЕМ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ И

СЛУШАТЕЛЕЙ

Аннотация. В статье представлена обобщенная структура процесса оптимизации информационного обмена боевым опытом средствами электронно-библиотечных систем в военных вузах РФ на примере классификации внутренних и внешних ресурсов электронно-библиотечных систем Военного университета им. князя Александра Невского МО РФ и Рязанского гвардейского высшего воздушно-десантного ордена Суворова дважды Краснознамённое командного училища им. генерала армии В.Ф. Маргелова (по состоянию на 2022 г.); предложены пути и условия её учебно-практической реализации. Автором доказательно раскрывается предположение о том, что активное использование ресурсов электронно-библиотечных систем в образовательном поле высших военно-учебных заведений может послужить фактором оптимизации

процесса передачи боевого опыта и, как следствие, станет эффективным условием развития у обучающихся соответствующих военно-профессиональных компетенций.

Ключевые слова: оптимизация, внутренняя оптимизация, внешняя оптимизация, информационный обмен, образовательный процесс, боевой опыт, высшие военно-учебные заведения, практико-ориентированная среда, электронная информационно-образовательная среда, электронно-библиотечная система.

Annotation. Based on theoretical analysis, the article presents a generalized structure of the process of optimizing the information exchange of combat experience by means of electronic library systems in military universities of the Russian Federation on the example of classification of internal and external resources of electronic library systems of the Military University. Prince Alexander Nevsky of the Ministry of Defense of the Russian Federation and the Ryazan Guards Higher Airborne Order of Suvorov twice Red Banner Command School named after Army General V.F. Margelov (as of 2022), as well as ways and conditions for its educational and practical implementation are proposed. At the same time, the author evidently reveals the assumption that the active use of the resources of electronic library systems in the educational field of higher military educational institutions can serve as a factor in optimizing the process of transferring combat experience and, as a result, will become an effective condition for the development of appropriate military professional competencies among students.

Key words: optimization, internal optimization, external optimization, information exchange, educational process, combat experience, higher military educational institutions, practice-oriented environment, electronic information and educational environment, digital library systems.

Введение. Современный боевой опыт, приобретенный Вооруженными силами Российской Федерации в ходе выполнения специальных задач на территории Сирийской Арабской Республики (в период с 2015 г. по настоящее время, далее - САР) и на Украине (в период с 24 февраля 2022 г. по настоящее время) внес коренные изменения не только в традиционную систему боевой подготовки военнослужащих, но и в процесс подготовки обучающихся в высших военно-учебных заведениях МО РФ. Прежде всего, это связано с негативными факторами и спецификой выполняемых задач (ведении активных боевых действий в городских условиях; выполнении тактических наступательных действий в три смены в условиях активной фазы применения авиации; организации длительного ведения огня под прикрытием заслонов из песка или земли «сирийский вал»; уничтожении наиболее опасных и жизненно важных объектов противника в ходе использования БПЛА (боевых дронов); создании прицельного огневого воздействия с использованием легковых автомобилей высокой проходимости и вездеходов с пулеметными установками; выполнении боевых и специальных задач в условиях тоннельной и контртоннельной вооруженной борьбы и др.) [10]. Так, перед государством и органами военного управления встала первоочередная задача адаптировать процесс обучения военнослужащих к данным реалиям современного боя, в ходе которых он приобрел бы наибольшую эффективность и практическую значимость с учетом характерных особенностей боевой деятельности.

Изложение основного материала статьи. Сущность выдвигаемых требований к современной системе подготовки будущих кадров в интересах обороны и безопасности государства сводится к необходимости «введения для слушателей и курсантов режима подготовки, максимально приближенного к войсковому». В соответствии с приоритетными целями и задачами системы военного образования на современном этапе Министерство обороны РФ формирует основные профессиональные образовательные программы с учетом:

- мобильности военного образования;

- активного внедрения в образовательный процесс современных технологий;

- усиления роли практической подготовки в образовательном процессе;

- увеличения времени, отведенного на формирование военно-профессиональных компетенций;

- организации образовательного процесса в высших военно-учебных заведениях на основе положений боевых уставов, наставлений и инструкций, в которых учтен опыт применения войск в вооруженных конфликтах за пределами Российской Федерации.

При этом стоит отметить, что большинство руководителей, а также профессорско-преподавательский состав высших военных учебных заведений в настоящее время имеют личный боевой опыт, полученный в ходе современных вооруженных конфликтов, а также в миротворческих операциях.

Анализ использования материалов боевого опыта на учебных занятиях показал, что они могут проводиться с использованием следующих дидактических приёмов:

- описание содержательной стороны боевого опыта в целом или отдельного его элемента;

- цитирование апробированных выводов и рекомендаций по применению боевого опыта;

- ссылки на результаты военно-научных исследований по конкретной проблематике;

- ссылки на действия конкретных военнослужащих, принимавших участие в боевых действиях;

- наглядная демонстрация материалов по данной тематике [5].

Однако данный процесс все же необходимо оптимизировать, чтобы устранить перегрузки в процессе обучения, обеспечив, тем самым, оптимальный уровень трудности осваиваемых вопросов при минимальных ресурсных затратах. Таким образом, суть оптимизации в данном случае состоит в выборе наилучших форм, методов, способов и средств при организации информационного обмена боевым опытом.

Следует также отметить, что в условиях развития системы военного образования в России электронные ресурсы с каждым годом приобретают все большее значение в обеспечении качественного информационного обслуживания субъектов образовательного процесса. Это находит свое подтверждение в статистических показателях уровня востребованности ресурсов электронно-библиотечных систем (далее - ЭБС) ВУ МО РФ и РГВВДКУ, где можно наблюдать его стремительный рост (в 2018 г. - 65%, в 2019 г. - 75%, в 2020 и 2021 гг. - 80%, в 2022 г. - 85% от общего числа опрошенных респондентов из числа категорий курсантов и профессорско-преподавательского состава) (см. рисунок 1).

■ 2018 г. ■ 2019 г. ■ 2020 и 2021 г. ■ 2022 г

Рисунок 1. Статистические показатели уровня востребованности ресурсов электронно-библиотечных систем (далее - ЭБС) ВУ МО РФ и РГВВДКУ в период с 2018 по 2022 гг.

Для сохранения стабильности и дальнейшей динамики развития уровня востребованности ресурсов ЭБС одним из действенных путей решения данной задачи с целью передачи боевого опыта обучающимся в военных вузах как раз выступает оптимизация информационного обмена, где все вышеперечисленные дидактические приемы использования материалов боевого опыта в ходе образовательного процесса будут характеризоваться наибольшей сочетаемостью.

Так, в частности, перспективы для оптимизации информационного обмена в системе высшего военного образования открылись с реализации проекта «Электронный вуз», в котором ведется активная работа, направленная на автоматизацию основных направлений деятельности высших военно-учебных заведений МО РФ, в частности обучение курсантов и слушателей по электронным образовательным ресурсам. За этот период (с 2016 года по наст. вр.) разработаны около 13,5 тысячи электронных учебников, в том числе 112 базовых электронных учебников для общих дисциплин, создан электронный интерактивный каталог библиотек всех вузов Минобороны, в который внесено свыше 350 тысяч источников информации [7].

В рамках данного исследования основными элементами электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС) в образовательном процессе военного вуза являются средства ЭБС, осуществляющие процесс передачи боевого опыта обучающимся на теоретическом уровне (служебные материалы органов военного управления с обобщением опыта боевых действий, архивные документы, военно-мемориальная литература, воспоминания участников боевых действий, переводные источники).

Основное содержание данного процесса в условиях практико-ориентированных электронных информационно-образовательных сред (далее - ПОЭИОС) заключается во взаимном максимально эффективном обмене уровня накопленного боевого опыта при помощи внутренних и внешних элементов ЭИОС между преподавателем и обучающимся.

В ПОЭИОС боевой опыт является одной из целевых установок, которую необходимо достичь по результатам обучения. Данная категория определяется уровнем сформированных у военнослужащих теоретических знаний и практических умений, приобретенных за счет использования в образовательном процессе элементов ЭИОС, в частности, средств ЭБС и ее ресурсов.

Сам по себе боевой опыт обладает накопительным эффектом, навыки которого формируются и закрепляются уже непосредственно в условиях боевой обстановки.

Анализ системы обучения курсантов и слушателей в ВУ МО РФ и РГВВДКУ в 2018-2022 гг. в условиях ПОЭИОС показал, что на сегодняшний день с целью достижения максимальной эффективности информационного обмена боевым опытом средствами АИБС «Мега Про» и ПК «ЭЦОР» процесс оптимизации должен иметь не только системный, но и разносторонний, постоянно совершенствующийся подход, включающий в себя ряд инструментов:

- инструменты внутренней оптимизации (систематическая разработка новых регламентирующих электронных документов и учебных пособий на основе анализа современного боевого опыта, отражающих практику применения войск в ходе выполнения боевых и специальных задач; цифровизация и информатизация электронно-библиотечных ресурсов и др.);

- инструменты внешней оптимизации (анализ уровня востребованности ресурсов электронной информационно-образовательной среды, раскрывающий основные особенности современного боевого опыта; анализ мероприятий, направленный на достижение максимальной эффективности процесса оптимизации передачи боевого опыта и др.) [1; 2].

Важным структурным компонентом ЭБС в ходе передачи боевого опыта выступают его ресурсы (см. таблицу 1), среди которых можно выделить такие как: информационные ресурсы на основе договоров временного доступа (внешние ЭБС); федеральные и отраслевые информационные ресурсы; электронные каталоги библиотеки военного вуза; полнотекстовые электронные ресурсы, электронные pdf-документы; электронные учебники, мультимедийные и другие ресурсы, созданные в специальных программных средах [10].

Таблица 1

Внутренние и внешние ресурсы электронно-библиотечной системы ВУ МО РФ и РГВВДКУ

(по состоянию на 2022 г.)

№ п/п Ресурсы электронно-библиотечной системы

ВУ МО РФ РГВВДКУ

1. Локальная электронная библиотека Внутренняя локальная библиотека

2. Электронная библиотека военно-учебных заведений МО РФ Научная библиотека РГУ имени С.А. Есенина

3. Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина ЦРМ Библиотека Рязанского муниципального района

4. Российская государственная библиотека Рязанская областная универсальная научная библиотека им. Горького

5. Национальная электронная библиотека Российская государственная библиотека

6. Общероссийская электронная библиотека Электронная библиотека военно-учебных заведений МО РФ

7. Региональная электронная библиотека Общероссийская электронная библиотека

Поэтому наиболее актуальной задачей для вузов в условиях оптимизации информационного обмена боевым опытом сегодня является обеспечение работы электронной библиотеки как единого целого при синхронизации процессов обработки и передачи, а также обеспечения целостности данных.

Анализ системы обучения курсантов и слушателей приведенных выше военных вузов в условиях ПОЭИОС показал, что одними из основных характерных направлений выбора ЭБС с целью реализации передачи боевого опыта выступили следующие параметры: функциональные возможности по автоматизации библиотечных процессов; обеспечение работы подразделений библиотеки как единого целого; функциональные возможности в отношении управления электронными информационными ресурсами; современная практико-ориентированная электронная информационно-образовательная среда взаимодействия с пользователями различных категорий участников образовательного процесса; интеграционные возможности и другие [3; 4; 7; 9; 10].

В процессе исследования были определены показатели когнитивного (познавательного) критерия оценки процесса оптимизации информационного обмена боевым опытом средствами ЭБС (табл. 1):

- степень достижения цели обучения (уровень теоретических знаний боевого опыта);

- прочность усвоения (уровень актуализации и использования полученных знаний элементов боевого опыта);

- уровень заинтересованности обучаемых (уровень активности в ходе ответов на учебных занятиях);

- временные показатели (затраченное время на усвоение особенностей применения полученных знаний боевого опыта) и др.

Рисунок 2. Уровень показателей когнитивного (познавательного) критерия оценки процесса оптимизации информационного обмена боевым опытом средствами ЭБС в Военном университете МО РФ в 2021 году (в -%)

В рамках анализа процесса оптимизации информационного обмена боевым опытом средствами ЭБС также отдельным показателем был рассмотрен уровень отражения боевого опыта в печатных изданиях и ресурсах ЭБС в период с 2018 г. по настоящее время (см. рисунок 3).

В ходе данной работы явно прослеживается более высокая оптимальность использования средств ЭБС в образовательном процессе военного вуза, которая создает наиболее комфортные условия для реализации процесса передачи боевого опыта на теоретическом уровне.

2022 г

» УровеШШ^держания боевого опыта в ЭВСО г, И В ровень содержания боевого опыта в печтаных изданиях

Рисунок 3. Анализ уровня содержания боевого опыта в ЭБС в Военном университете МО РФ (с 2018 по 2022 г.)

Таким образом, на основании выше представленных результатов были выявлены пути реализации процесса оптимизации информационного обмена боевым опытом средствами ЭБС, среди которых наиболее эффективными, по мнению автора, являются:

- организация получения в обязательном порядке от Администратора ЭБС учетных данных (логин, пароль) для профессорско-преподавательского состава и обучающихся всех направлений подготовки (специальностей);

- обеспечение доступа обучающихся к ЭБС независимо от их дислокации;

- интегрированный подход к процессу сбора и систематизации информации боевого опыта в ЭБС (не только на военно-профессиональных кафедрах (тактики, оперативного искусства и др.), но и кафедрах общепрофессиональных дисциплин);

- предоставление высшим военно-учебным заведениям электронных каналов доступа (в том числе ЗСПД) к соединениям и воинским частям МО РФ для передачи электронных источников боевого опыта с целью систематического обновления информационно-содержательного контента;

- создание отдельного рубрикатора в ЭБС, посвященного применению боевого опыта.

Процесс передачи боевого опыта на современном этапе строительства ВС РФ отличается высокой степенью востребованности для обучения военнослужащих, конечной целью которого является формирование и развития у них необходимых знаний и умений для дальнейшего успешного их применения в условиях боевой обстановки.

Выводы. Комплексный анализ нормативно-правовых актов, научной, методической литературы, электронных ресурсов по данной тематике, а также анализ проведенных на базе ВУ МО РФ и РГВВДКУ исследований позволяет сделать следующие выводы:

Во-первых, боевой опыт выступает гарантом непрерывного процесса совершенствования военно-профессионального мастерства будущих специалистов, формирования у них соответствующих военно-профессиональных компетенций на основе знаний и умений применения основных сил и средств ВС РФ в ходе боевой деятельности.

Во-вторых, одним из приоритетных направлений подготовки высоко профильных специалистов МО РФ является процесс оптимизации информационного обмена боевым опытом при помощи средств ЭБС, в ходе которого между субъектами образовательного процесса происходит их личностное и профессиональное совершенствование и обеспечивается максимально возможная эффективность при оптимальных (рациональных) затратах времени и усилий.

В-третьих, создает условия для усовершенствования ныне существующих ресурсов ЭБС за счет инструментов внутренней и внешней оптимизации.

В-четвертых, процесс оптимизации обмена боевым опытом средствами ЭБС позволяет вносить в кратчайшие сроки коррективы в военно-педагогического процесс, что придает ему гибкость и возможность ухода от шаблонного подхода в обучении.

В-пятых, реализация данного подхода в военно-образовательном процесса подготовки будущих компетентных кадров позволит им, еще не достигнув конечных целей обучения, выполнять учебно-боевые задачи на одном уровне с профессионалами.

Литература:

1. Алехин, И.А. Методология модернизации гуманитарной подготовки в системе высшего военного образования / И.А. Алехин, В.Я. Гожиков // Мир образования - образование в мире. - 2011. - № 2 (42). - С. 32-39.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Алехин, И.А. Оценка педагогических рисков в инновационной деятельности образовательного учреждения / И.А. Алехин, В.Н. Демин // Мир образования - образование в мире. - 2011. - № 3 (43). - С. 95-99.

3. Авуза, А.А. Формирование практикоориентированной среды средствами информационно-коммуникационных технологий в военных вузах ВС РФ /А.А. Авуза, О.В. Блохина, Е.И. Федак // Мир науки, культуры, образования. - 2022. -№ 2 (93). - С. 98-100.

4. Закабунин, А.В. Особенности формирования электронно-библиотечной системы вуза. / А.В. Закабунин, А.В. Ферябков // Профессиональное образование в современном мире. - 2015. - № 2 (17). - С. 173-179.

5. Иоаниди, А.Ф. Использование боевого опыта применения войск в подготовке будущих офицеров / А.Ф. Иоаниди, С.В. Левчук // Наука и военная безопасность. - 2019. - № 3 (18). - С. 111.

6. Карлов, А. Е. С заботой об электронных ресурсах / А.Е. Карлов, В.Т. Грибов, Э.Я. Тулайдан // Вестник военного образования. - 2017. - №4 (7). - С. 34-38.

7. Панков, Н.А. Статс-секретаря - Заместителя министра обороны // Международный военно-технический форум «Армия-2020». - URL: http://redstar.ru/sistema-voennogo-obrazovaniya-razvivaetsya-dinamichno/ (дата обращения 19.04.2021).

8. Рагозин, А.Н. Создание электронной информационно-образовательной среды / А.Н. Рагозин // Вестник военного образования. - 2021. - №1(28). - С. 22-26.

9. Тулайдан, Э.Я. Развитие информационно-библиотечных технологий, создание и использование информационных ресурсов в Военном университете МО РФ / Э.Я Тулайдан, В.Т. Грибов // Сайт https://liber.rsuh.ru - URL: https:// liber.rsuh.ru (дата обращения 18.04.2022).

10. Федак, Е.И. Боевой опыт, как фактор формирования морально-политической и психологической готовности у военнослужащих / Е.И. Федак, Д.А. Фередин // Морской сборник. - 2022. - № 6. - С. 69.

Педагогика

УДК 37(091)

старший преподаватель Боденова Ольга Викторовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Петрозаводский государственный университет» (г. Петрозаводск)

АНАЛИЗ ФАКТОРОВ СОЦИАЛИЗАЦИИ В КОНТЕКСТЕ РЕГИОНАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ В

РЕСПУБЛИКЕ КАРЕЛИЯ

Аннотация. В статье приводятся данные об исторических предпосылках и современном состоянии проблемы регионализации образования. В современных условиях регионализация образования определяется необходимостью максимального учета особенностей образовательных потребностей населения регионов Российской Федерации. Автором подчеркивается, что одной из мер регионализации образования должна являться деятельность по управлению процессом социализации участников образовательных отношений. Эта деятельность невозможна без всестороннего изучения, анализа, оценки и описания своеобразия факторов социализации, сформировавшихся в регионах Российской Федерации. Полученные в результате данные будут определять цели, задачи, содержание, методики и технологии сопровождения социализации участников образовательных отношений. В работе дается современное понимание понятий «регионализация», «социализация», «факторы социализации». Результатом исследования является описание мезофакторов и микрофакторов социализации в Республике Карелия. Установлено, что свойства данных факторов и соответственно их воздействие на социализацию населения Карелии имеют как положительные, так и отрицательные характеристики. Среди отрицательных свойств факторов особое место занимают климатические, географические, социально-экономические особенности Республики. Проявлениями влияния негативных свойств факторов социализации являются увеличение количества разводов и неполных семей, безработица, бедность, алкоголизация, инвалидизация населения и др. Особого внимания в Карелии требуют факторы, имеющие конъюнктурный, устойчивый характер: усиление миграционных процессов, старение населения, снижение рождаемости, увеличение коэффициента разводов и др. В заключении определяются направления применения полученных результатов в контексте регионализации образования в части сопровождения социализации участников образовательных отношений.

Ключевые слова: социализация, регионализация образования, образовательная организация, факторы социализации, микрофакторы социализации, мезофакторы социализации, Республика Карелия.

Annоtation. The article presents data on the historical background and the current state of the problem of regionalization of education. Nowadays the regionalization of education is driven by the need to take into account the features of the educational requirements of the population of the regions of the Russian Federation as much as possible. The author stresses that one of the measures of regionalization of education must be the activity of managing the process of socialization of participants in educational relations. This is impossible without a comprehensive study, analysis, evaluation and description of the peculiarity of the factors of socialization that have formed in the regions of the Russian Federation. The information received will determine the goals, objectives, content, methods and technologies for supporting the socialization of participants in educational relations. The article gives a modern understanding of the concepts of "regionalization", "socialization", "factors of socialization". The description of mesofactors and microfactors of socialization in the Republic of Karelia is a result of the research. It is established that the properties of these factors and their action on the socialization have both positive and negative characteristics on the population of Karelia. A special place among the negative properties of factors is taken climatic, geographical, socio-economic features of the Republic. An increase in the number of divorces and single-parent families, unemployment, poverty, alcoholism, disability of the population and so on are negative factors of socialization. Such conjunctural and stable character of socialization as increased migration processes, aging of the population, a decrease in the birth rate, an increase in the divorce rate and etc. must be given special attention in Karelia. In conclusion, the author determines the directions of application of the received results for solving the problems of regionalization of education, namely, support of the socialization of participants in educational relations.

Key words: socialization, regionalization of education, educational organization, factors of socialization, microfactors of socialization, mesofactors of socialization, Republic of Karelia.

Введение. Проблема регионализации образования имеет глубокие исторические корни, которые воплотились в идеях влияния типа общественной формации, государства, культуры, религии на систему образования и развитие личности. В современной педагогике общепризнанным является принцип, согласно которому развитие личности определяется не только внутренними субъективными факторами, но и социальными факторами, под влиянием которых складывается уникальная система традиций, обычаев, ценностей, норм, определяющая требования к идеалу, целям, содержанию и методам воспитания. Немецкий педагог Ф. Дистервег подчеркивал зависимость воспитания не только от исторических условий, закономерностей онтогенеза, индивидуально-типологических особенностей личности, но и микросоциума, в которой личность воспитывается [3]. В современных условиях проявлениями востребованности принципа культуросообразности является концепция регионализации отечественного образования, создание новых педагогических теорий, таких как «теория провинциальной историографии», «провинциальная педагогическая историография», изучающих социокультурные особенности регионов, специфику их воспитательного микросоциума и воспитательных ресурсов [1]. Актуальность регионализации образования определяется наличием в разных регионах России природных, социокультурных, экономических, национальных, религиозных различий и необходимостью их учета в программах развития образования, нормативно-правовой базе, проектировании стандартов, содержания образования с учетом национально-регионального компонента. На государственном уровне регионализация рассматривается как одно из важнейших направлений развития отечественного образования с целью максимального учета своеобразия и специфики образовательных потребностей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.