Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ФАКТОРОВ СОЦИАЛИЗАЦИИ В КОНТЕКСТЕ РЕГИОНАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАРЕЛИЯ'

АНАЛИЗ ФАКТОРОВ СОЦИАЛИЗАЦИИ В КОНТЕКСТЕ РЕГИОНАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАРЕЛИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
73
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / РЕГИОНАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ФАКТОРЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ / МИКРОФАКТОРЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ / МЕЗОФАКТОРЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ / РЕСПУБЛИКА КАРЕЛИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Боденова Ольга Викторовна

В статье приводятся данные об исторических предпосылках и современном состоянии проблемы регионализации образования. В современных условиях регионализация образования определяется необходимостью максимального учета особенностей образовательных потребностей населения регионов Российской Федерации. Автором подчеркивается, что одной из мер регионализации образования должна являться деятельность по управлению процессом социализации участников образовательных отношений. Эта деятельность невозможна без всестороннего изучения, анализа, оценки и описания своеобразия факторов социализации, сформировавшихся в регионах Российской Федерации. Полученные в результате данные будут определять цели, задачи, содержание, методики и технологии сопровождения социализации участников образовательных отношений. В работе дается современное понимание понятий «регионализация», «социализация», «факторы социализации». Результатом исследования является описание мезофакторов и микрофакторов социализации в Республике Карелия. Установлено, что свойства данных факторов и соответственно их воздействие на социализацию населения Карелии имеют как положительные, так и отрицательные характеристики. Среди отрицательных свойств факторов особое место занимают климатические, географические, социально-экономические особенности Республики. Проявлениями влияния негативных свойств факторов социализации являются увеличение количества разводов и неполных семей, безработица, бедность, алкоголизация, инвалидизация населения и др. Особого внимания в Карелии требуют факторы, имеющие конъюнктурный, устойчивый характер: усиление миграционных процессов, старение населения, снижение рождаемости, увеличение коэффициента разводов и др. В заключении определяются направления применения полученных результатов в контексте регионализации образования в части сопровождения социализации участников образовательных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Боденова Ольга Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ANALYSIS OF FACTORS OF SOCIALIZATION IN THE CONTEXT OF THE REGIONALIZATION OF EDUCATION IN THE REPUBLIC OF KARELIA

The article presents data on the historical background and the current state of the problem of regionalization of education. Nowadays the regionalization of education is driven by the need to take into account the features of the educational requirements of the population of the regions of the Russian Federation as much as possible. The author stresses that one of the measures of regionalization of education must be the activity of managing the process of socialization of participants in educational relations. This is impossible without a comprehensive study, analysis, evaluation and description of the peculiarity of the factors of socialization that have formed in the regions of the Russian Federation. The information received will determine the goals, objectives, content, methods and technologies for supporting the socialization of participants in educational relations. The article gives a modern understanding of the concepts of "regionalization", "socialization", "factors of socialization". The description of mesofactors and microfactors of socialization in the Republic of Karelia is a result of the research. It is established that the properties of these factors and their action on the socialization have both positive and negative characteristics on the population of Karelia. A special place among the negative properties of factors is taken climatic, geographical, socio-economic features of the Republic. An increase in the number of divorces and single-parent families, unemployment, poverty, alcoholism, disability of the population and so on are negative factors of socialization. Such conjunctural and stable character of socialization as increased migration processes, aging of the population, a decrease in the birth rate, an increase in the divorce rate and etc. must be given special attention in Karelia. In conclusion, the author determines the directions of application of the received results for solving the problems of regionalization of education, namely, support of the socialization of participants in educational relations.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ФАКТОРОВ СОЦИАЛИЗАЦИИ В КОНТЕКСТЕ РЕГИОНАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАРЕЛИЯ»

7. Панков, Н.А. Статс-секретаря - Заместителя министра обороны // Международный военно-технический форум «Армия-2020». - URL: http://redstar.ru/sistema-voennogo-obrazovaniya-razvivaetsya-dinamichno/ (дата обращения 19.04.2021).

8. Рагозин, А.Н. Создание электронной информационно-образовательной среды / А.Н. Рагозин // Вестник военного образования. - 2021. - №1(28). - С. 22-26.

9. Тулайдан, Э.Я. Развитие информационно-библиотечных технологий, создание и использование информационных ресурсов в Военном университете МО РФ / Э.Я Тулайдан, В.Т. Грибов // Сайт https://liber.rsuh.ru - URL: https:// liber.rsuh.ru (дата обращения 18.04.2022).

10. Федак, Е.И. Боевой опыт, как фактор формирования морально-политической и психологической готовности у военнослужащих / Е.И. Федак, Д.А. Фередин // Морской сборник. - 2022. - № 6. - С. 69.

Педагогика

УДК 37(091)

старший преподаватель Боденова Ольга Викторовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Петрозаводский государственный университет» (г. Петрозаводск)

АНАЛИЗ ФАКТОРОВ СОЦИАЛИЗАЦИИ В КОНТЕКСТЕ РЕГИОНАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ В

РЕСПУБЛИКЕ КАРЕЛИЯ

Аннотация. В статье приводятся данные об исторических предпосылках и современном состоянии проблемы регионализации образования. В современных условиях регионализация образования определяется необходимостью максимального учета особенностей образовательных потребностей населения регионов Российской Федерации. Автором подчеркивается, что одной из мер регионализации образования должна являться деятельность по управлению процессом социализации участников образовательных отношений. Эта деятельность невозможна без всестороннего изучения, анализа, оценки и описания своеобразия факторов социализации, сформировавшихся в регионах Российской Федерации. Полученные в результате данные будут определять цели, задачи, содержание, методики и технологии сопровождения социализации участников образовательных отношений. В работе дается современное понимание понятий «регионализация», «социализация», «факторы социализации». Результатом исследования является описание мезофакторов и микрофакторов социализации в Республике Карелия. Установлено, что свойства данных факторов и соответственно их воздействие на социализацию населения Карелии имеют как положительные, так и отрицательные характеристики. Среди отрицательных свойств факторов особое место занимают климатические, географические, социально-экономические особенности Республики. Проявлениями влияния негативных свойств факторов социализации являются увеличение количества разводов и неполных семей, безработица, бедность, алкоголизация, инвалидизация населения и др. Особого внимания в Карелии требуют факторы, имеющие конъюнктурный, устойчивый характер: усиление миграционных процессов, старение населения, снижение рождаемости, увеличение коэффициента разводов и др. В заключении определяются направления применения полученных результатов в контексте регионализации образования в части сопровождения социализации участников образовательных отношений.

Ключевые слова: социализация, регионализация образования, образовательная организация, факторы социализации, микрофакторы социализации, мезофакторы социализации, Республика Карелия.

Annоtation. The article presents data on the historical background and the current state of the problem of regionalization of education. Nowadays the regionalization of education is driven by the need to take into account the features of the educational requirements of the population of the regions of the Russian Federation as much as possible. The author stresses that one of the measures of regionalization of education must be the activity of managing the process of socialization of participants in educational relations. This is impossible without a comprehensive study, analysis, evaluation and description of the peculiarity of the factors of socialization that have formed in the regions of the Russian Federation. The information received will determine the goals, objectives, content, methods and technologies for supporting the socialization of participants in educational relations. The article gives a modern understanding of the concepts of "regionalization", "socialization", "factors of socialization". The description of mesofactors and microfactors of socialization in the Republic of Karelia is a result of the research. It is established that the properties of these factors and their action on the socialization have both positive and negative characteristics on the population of Karelia. A special place among the negative properties of factors is taken climatic, geographical, socio-economic features of the Republic. An increase in the number of divorces and single-parent families, unemployment, poverty, alcoholism, disability of the population and so on are negative factors of socialization. Such conjunctural and stable character of socialization as increased migration processes, aging of the population, a decrease in the birth rate, an increase in the divorce rate and etc. must be given special attention in Karelia. In conclusion, the author determines the directions of application of the received results for solving the problems of regionalization of education, namely, support of the socialization of participants in educational relations.

Key words: socialization, regionalization of education, educational organization, factors of socialization, microfactors of socialization, mesofactors of socialization, Republic of Karelia.

Введение. Проблема регионализации образования имеет глубокие исторические корни, которые воплотились в идеях влияния типа общественной формации, государства, культуры, религии на систему образования и развитие личности. В современной педагогике общепризнанным является принцип, согласно которому развитие личности определяется не только внутренними субъективными факторами, но и социальными факторами, под влиянием которых складывается уникальная система традиций, обычаев, ценностей, норм, определяющая требования к идеалу, целям, содержанию и методам воспитания. Немецкий педагог Ф. Дистервег подчеркивал зависимость воспитания не только от исторических условий, закономерностей онтогенеза, индивидуально-типологических особенностей личности, но и микросоциума, в которой личность воспитывается [3]. В современных условиях проявлениями востребованности принципа культуросообразности является концепция регионализации отечественного образования, создание новых педагогических теорий, таких как «теория провинциальной историографии», «провинциальная педагогическая историография», изучающих социокультурные особенности регионов, специфику их воспитательного микросоциума и воспитательных ресурсов [1]. Актуальность регионализации образования определяется наличием в разных регионах России природных, социокультурных, экономических, национальных, религиозных различий и необходимостью их учета в программах развития образования, нормативно-правовой базе, проектировании стандартов, содержания образования с учетом национально-регионального компонента. На государственном уровне регионализация рассматривается как одно из важнейших направлений развития отечественного образования с целью максимального учета своеобразия и специфики образовательных потребностей

населения конкретного региона РФ, анализа, оценки и привлечения научных, культурных, кадровых, материальных, финансовых ресурсов региона, совершенствования системы управления образованием [10]. В конечном итоге регионализация должна обеспечить реализацию прав населения на качественное образование.

Изложение основного материала статьи. Важной мерой регионализации образования на уровне образовательных организаций является деятельность по управлению процессом социализации участников образовательных отношений, по нормализации педагогических условий социализации, которые понимаются как «среда, в детерминированных связях с которой объект обучения всесторонне развивается и формирует свою индивидуальную личность, с характерными ей свойствами: физическими, психическими, умственными, нравственными» [11]. Безусловно, что первым важным этапом этой деятельности, определяющим ее дальнейшее цели, задачи, содержание, методики и технологии является изучение этих условий социализации.

Необходимость изучения данных условий определяется тем, что в каждом регионе Российской Федерации формируются специфические обстоятельства, условия оказывающие существенное влияние на процессуальные и результативные характеристики социализации. В социальной педагогике данные особенности принято рассматривать как факторы социализации, т.е. «движущие силы какого-либо-явления; все то, что непосредственно или опосредованно влияет на человека, группу, социум» [9, С. 26].

В зависимости от степени опосредованности воздействия на субъектов социализации в науке выделяются 4 группы таких факторов: мега, макро, мезо и микро факторы [16, 18]. В совокупности они определяют особенности социализации в конкретном регионе Российской Федерации.

К мезофакторам социализации относятся географическое положение, природно-климатические и социально-экономические условия региона [8]. Данные условия рассматриваются экспертами Всемирной организации здравоохранения как условия, оказывающие существенное влияние на общественное здоровье и формирующие уровень популяционного здоровья.

Республика Карелия расположена на северо-востоке Европы, на северо-западе Европейской части России [6]. Для республики характерны длительные, относительно не суровые зимы; поздняя весна с возвращающимися заморозками; короткий период холодного лета с первыми заморозками в конце сентября; дождливая затяжная осень. Негативным погодным условием является преобладание более низких температур воздуха [9]. Так, среднегодовые температуры составляют 0 °С (север) - 3°С (юг); средняя температура февраля - минус 9-13°С. Для сравнения в Санкт-Петребурге этот показатель равен минус 5°С. [7]. Средняя температура июля всего +14°С (в Санкт-Петербурге +18°С.). Температура воздуха ниже минус 5°С держится в течение 125-135 дней, ниже минус 10°С - 70-80 дней. Карельскому климату присущи высокая относительная влажность воздуха, большое количество осадков, быстро меняющиеся погодные условия в течение всех сезонов. В среднем в течение года отмечается почти треть дней без солнца. Световая продолжительность дня в декабре -менее 6 часов [9], в Москве - более 7 часов [15].

Приведенные выше данные позволяют рассматривать природно-климатические условия Карелии как фактор, негативно влияющий на состояние физического и психического здоровья населения Карелии. По официальным данным Роспотребнадзора почти 50% от всех случаев заболеваний в Карелии составляют болезни органов дыхания (326 тысяч случаев из 654 тысяч) [13]. Недостаток солнца и тепла провоцируют развитие астенических состояний, повышает предрасположенность к депрессиям, тревожности, ощущению беспомощности [2]. Таким образом, природно-климатические условия Карелии создают объективные препятствия для решения естественно-культурных задач социализации.

Постоянное население Карелии по состоянию на 1 января 2021 года составляет 609, 1 тысяч человек. Естественная убыль составила 4944 человек, а прибыль - 5194 [5]. Городское население - 494 545 человек, сельское - 114526; лиц в возрасте от 0 до 18 лет - 125980 тыс. человек, из них 10437 дети, постоянно проживающие в сельских муниципальных образованиях [5]. Доля мужского населения - 47,2 %, женщин - 52,8% (на 1000 муж. приходится 1192 жен.). Для Карелии характерен очень высокий уровень демографической старости - жителей старше 60 лет - 24,0 % [16]. В 2020 году 3084 гражданина признаны инвалидами [13].

Национальную структуру населения Карелии составляют русские - 78,8%, карелы - 7,08%; белорусы - 3,62%; украинцы - 1,97%; финны - 1,33%; вепсы - 0,52%, другие национальности - 6,68% [17]. В настоящее время в Республике возрождается интерес к национальным традициям, культуре коренных народов, что создает благоприятные условия для учета культуры национальных меньшинств в воспитании подрастающего поколения, приобщения к ценностям Карелии, формирования просоциальных установок.

Неблагоприятным является материальное положение населения Карелии: уровень среднедушевого дохода сохраняется ниже среднего как по России, так и по Северо-Западному федеральному округу на 4393,2 рубля и 7063,2 рубля соответственно. Более 15% населения (96, 9 тысяч человек) имеют доходы ниже прожиточного минимума. В органы службы занятости населения в 2020 году гражданами подано 75895 заявлений о предоставлении различных государственных услуг; около трети составляет молодежь в возрасте до 30 лет (30,7%) [13].

Яркой особенностью населения Карелии является злоупотребление алкоголем. Карелия опережает СЗФО и РФ по объему закупки и потребления крепких и слабоалкогольных напитков. В рейтинге «Трезвая Россия» занимает 60 место из 85 возможных по уровню алкоголизации населения; преимущественно спиртными напитками злоупотребляет молодежь (69%) [11].

В состав Республики Карелия входят 124 муниципальных образования, в том числе 16 муниципальных районов (Беломорский, Калевальский, Кемский, Кондопожский, Лахденпохский, Лоухский, Медвежьегорский, Муезерский, Олонецкий, Питкярантский, Прионежский, Пряжинский, Пудожский, Сегежский, Сортавальский, Суоярвский). Яркой особенностью состава Республики является преобладание сельских муниципальных образований (85 ед.) по сравнению с городскими (22 ед.) [17]. Типичными особенностями карельских сельских муниципальных образований являются их удаленность от районных центров, малочисленность, преобладание взрослого населения пенсионного возраста, миграции населения в города. В свою очередь, эта черта распределения типов поселения порождает трудности социализации, связанные с получением начального, среднего образования, доступа детей и подростков к дополнительному образованию, получению медицинских услуг, трудовой занятостью взрослого населения, безработицей и др.

Итак, в Карелии существуют специфические особенности мезофакторов социализации, обусловленные ее географическим положением, природно-климатическими и социально-экономическими условиями; данные факторы оказывают как положительное, так и отрицательное влияние на социализацию. Обратимся к группе микрофакторов социализации.

Общепринятым является понимание того, что мезофакторы оказывают как непосредственное, так и опосредованное влияние на социализацию через микрофакторы, которые рассматриваются как условия, с которыми личность, группа находится в постоянном контактном взаимодействии (семья, семейное воспитание, сверстники, образовательные, общественные, религиозные организации, микросоциум и др.) [16, С. 89].

В Карелии ежегодно возрастает количество разводов (2392) при одновременном снижении количества заключаемых браков (3254); на 100 браков приходится 74 развода [5]. Статус «малоимущие» имеют 15700 семей; 23,6% детей воспитываются в семьях со среднедушевыми доходами ниже прожиточного минимума; 484 поставлены на учет как неблагополучные; 960 детей имеют статус «находящиеся в социально опасном положении» [5, 13]. В 2020 г. направлено 18 исковых заявлений о лишении родительских прав - 11, об ограничении родительских прав - 7, удовлетворены 13 [14]. Статус «дети, оставшиеся без попечения родителей» имеют 1920 детей, из них 89% воспитываются в семьях (1709), остальные - в государственных организациях. В 2020 году 18 граждан усыновили 19 детей (в 2019 - 17 граждан усыновили 19 детей, в 2018 году - 21 гражданина - 22 детей, в 2017 28 граждан - 30 детей [5]. За детьми-инвалидами (1471 чел.) преимущественно осуществляют уход родители или опекуны (попечители), за 204 детьми-инвалидами ухаживают другие лица. Структура основных причин первичной инвалидизации детей до 18 лет в республике на начало 2021 года представлена в таблице 1 [13].

Таблица 1

Причины первичной инвалидизации детей В Карелии (%)

Причины 2020 2019 2018 2017

психические расстройства и расстройства поведения 32,5 31,1 31,9 31,5

врожденные аномалии (пороки развития), деформации и хромосомные нарушения 19,8 15,9 17,0 16,4

болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ 13,3 14,9 10,3 9,5

болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани 9,1 9,8 6,4 8,3

болезни нервной системы 8,8 11,1 11,7 11,3

По данным Управления Роспотребнадзора РК дети и подростки проводят в организациях системы образования более 70% времени активной жизнедеятельности, поэтому и санитарно-гигиенические и социально-психологические условия оказывают существенное влияние на физическое и психическое здоровье детей, на процессуальные и результативные характеристики социализации. В 2020 году 32900 детей посещали дошкольные образовательные организации, из них 3867 -в сельской местности; 70775 учащихся республики посещают школы. За последние 5 лет уменьшилось общее число объектов на 33% за счет снижения всех типов детских и подростковых организаций, за исключением специальных коррекционных организаций, организаций для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Часть образовательных организаций находится в плачевном техническом состоянии: 62 организации не имеют канализации, 64 работают без водоснабжения, 23 - без отопления, 52 требуют капитального ремонта [13].

Выводы. Приведенные выше данные позволяют определить типичные для Карелии риски социализации. К ним, прежде всего следует отнести: воспитание детей в неполных и социально опасных семьях, семьях безработных и малообеспеченных граждан, высокий уровень алкоголизации населения, особенно среди молодежи, снижение количества общеобразовательных организаций и учреждений дополнительного образования, повышение количества детей-инвалидов и лиц, впервые признанных инвалидами, достаточно высокое количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, удаленность поселений от районных центров, их малочисленность, миграции населения в города, старение населения, проживание в неблагоприятных природно-климатических условиях, повышающих риск нарушений в физическом и психическом здоровье, преобладание взрослого населения пенсионного возраста и др. Наряду с этим, следует обратить внимание на потенциал условий социализации Карелии: возрождение национальных традиций карел, вепсов, увеличение количества семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, развитие системы среднего профессионального образования, расширение функций и сферы услуг служб занятости населения, совершенствование системы электронных государственных услуг, развитие сельских школ.

В заключении отметим, что необходимость анализа и описания региональных факторов социализации в контексте регионализации образования определяется необходимостью их учета:

в прогнозировании возникновения и развития типичных для региона социально-педагогических проблем социализации участников образовательных отношений;

в проектировании технологий решения типичных социально-педагогических проблем субъектов социализации с учетом региональной специфики;

в организации межведомственного взаимодействия учреждений, ведомств различного уровня как ресурса оказания социально-педагогической помощи субъектам образовательных отношений;

в планировании превентивных мер правового, экономического, социального и психолого-педагогического характера;

в определении целей и содержания профессиональной подготовки и переподготовке кадрового потенциала региона и др.

Литература:

1. Буторина, Т.С. Педагогическая регионология / Т.С. Буторина; Федеральное агентство по образованию Российской Федерации, Архангельский гос. технический ун-т. - Архангельск: Изд-во Архангельского гос. технического ун-та, 2006. - 186 с.

2. Влияние дефицита солнечного света [Электронный ресурс] // Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Калининградской области: [сайт]. - 2022. - URL: http://39.rospotrebnadzor.ru/content/vliyanie-deficita-solnechnogo-sveta (дата обращения: 15.02.2022).

3. Дистервег, Ф.А. Руководство к образованию немецких учителей / Ф.А. Дистервег // Избранные педагогические сочинения. - Москва: Учпедгиз, 1956. - С. 136-203.

4. Доклад о наркоситуации в Карелии в 2020 году [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал Республики Карелия: [сайт]. - 2020. - URL: https://gov.karelia.ru/upload/iblock/056/Doklad_o_narkosituatsii_v_Respublike_Kareliya_v_2020_godu.pdf (дата обращения: 15.06.2022).

5. Доклад о положении детей и семей, имеющих детей, в Республике Карелия в 2020 году [Электронный ресурс] // Министерство социальной защиты Республики Карелия: [сайт]. - 2020. - URL: http://xn—7sbgmihas0chs.xn--p1ai/images/NK0-LESIK/Biblioteka/doklad_o_polozhenii_detei_2020.pdf (дата обращения: 11.03.2022).

6. Карелия [Электронный ресурс] // Большая Российская энциклопедия: [сайт]. - 2005. - URL: https://bigenc.ru/geography/text/5666060 (дата обращения: 13.12.2021).

7. Климат Санкт-Петербурга и Ленинградской области [Электронный ресурс] // Северо-Западное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды: [сайт]. - 2022. - URL: http://www.meteo.nw.ru/articles/index.php?id=2 (дата обращения: 16.03.2022).

8. Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика: педагогика становления и развития личности: учебник: [12+] [Электронный ресурс] / Л.В. Мардахаев; Российский государственный социальный университет. - Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2019. - 251 с.: табл. - URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=493546 (дата обращения: 10.04.2022). -Режим доступа: по подписке.

9. Назарова, Л.Е. Об оценке комфортности климата Карелии / Л.Е. Назарова // Труды Карельского научного центра РАН. - 2011. - №4. - С. 129-133.

10. Национальная доктрина образования Российской Федерации. Проект; под ред. чл.-корр. РАО В.И. Слободчикова. Изд. 2-е, исправленное и дополненное. - Москва, 2022. - 34 с.

11. Национальный рейтинг трезвости субъектов Российской Федерации - 2020 [Электронный ресурс] // Трезвая Русь: [сайт]. - 2020. - URL: https://alkogolunet.ru/Stati/rejting_trezvosti_2020.pdf (дата обращения: 22.12.2021).

12. Низамова, Ч.И. Анализ и уточнение дефиниции и классификационных групп педагогических условий / Ч.И. Низамова, С.Г. Добротворская // Научные ведомости Белгородского государственного университета. - Серия: Гуманитарные науки. - 2019. - № 38 (4). - С. 623-628.

13. О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Республике Карелия в 2020 году: Государственный доклад. - Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия, 2021 г. - 181 с.

14. Отчет о деятельности Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Республики Карелия за 2020 год [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал Республики Карелия: [сайт]. - 2020. - URL: https://gov.karelia.ru/upload/iblock/4d6/Informatsiya_o_deyatelnosti_Komissii_po_delam_nesovershennoletnikh_i_zashchite_ikh_pr av_Respubliki_Kareliya_za_2020_god.pdf (дата обращения: 15.02.2022).

15. Погода в Москве в декабре [Электронный ресурс] // Погода для туристов: информация о погоде на целый год: [сайт]. - 2022. - URL: http://pogoda12.ru/Russia/Moscow/December (дата обращения: 15.06.2022).

16. Психолого-педагогические проблемы современного социума / под ред. Е.А. Левановой, А.В. Мудрика; Московский педагогический государственный университет. - Москва: Московский педагогический государственный университет (МШУ), 2018. - 298 с. - Режим доступа: по подписке. -URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=599008 (дата обращения: 20.11.2021).

17. Республика Карелия в цифрах' 2021: краткий статистический сборник / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Карелия (Карелиястат). - Петрозаводск, 2021. - 129 с.

18. Georgieva, V. Socalizating factors - a try for actual review / V. Georgieva // World science. - 2016. - №8 (12). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/socializing-factors-a-try-for-actual-review (дата обращения: 01.02.2022).

Педагогика

УДК 802.0:378.147

кандидат педагогических наук, доцент Буковский Станислав Леонидович

Институт экономики и управления АПК Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К.А. Тимирязева» (г. Москва)

КРЕАТИВНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ В ОБУЧЕНИИ ИНОЯЗЫЧНОМУ ОБЩЕНИЮ В АГРАРНОМ

ВУЗЕ

Аннотация. Настоящая статья посвящена анализу и разработке креативного метода обучения иноязычному профессионально-ориентированному общению в аграрном вузе. Цель статьи заключается в создании оптимального метода обучения иноязычной речи в аграрном вузе, который включал бы в себя использование креативного мышления. Автор статьи детально анализирует проблемы обучения иноязычному общению в аграрном вузе. В статье рассмотрены различные точки зрения по проблеме обучения диалогу. Автором статьи разработан курс обучения иноязычной речи для студентов аграрных специальностей.

Данный курс обучения базируется на рассмотрении креативного мышления в качестве средства и технологии формирования и развития навыков и умений иноязычного говорения в аграрном вузе. В данной статье рассматриваются такие элементы, как: структура и содержание креативно-ориентированного обучения, теоретические основы креативно-ориентированного обучения, методический алгоритм использования приемов креативно-ориентированного обучения устному общению, а также комплекс соответствующих упражнений.

Методический алгоритм, представленный автором статьи, дает детальный анализ использования креативного мышления на практике. Комплекс упражнений представлен креативно-языковыми и креативно-речевыми упражнениями по параллельному развитию креативного мышления и умений иноязычного говорения диалогического формата в аграрном вузе, которые, в свою очередь, призваны наиболее оптимальный образом развить умения устного профессионально-ориентированного общения в аграрном вузе.

Данная статья представляет собой попытку разработки технологии, базирующейся на рассмотрении креативного мышления в качестве базисной методической категории и внедрении ее в процесс обучения иностранным языкам неязыкового вуза.

Ключевые слова: креативно-ориентированное обучение, диалогическая речь, креативное мышление, креативные упражнения, приемы обучения, специфика обучения, содержание обучения, профессионально-ориентированное общение, аграрный направления, неязыковой вуз.

Annotation. This article is devoted to the analyses and the creation of creativity-based method of foreign speech in non-linguistic university of agrarian training area. The aim of the given article is to create the more effective way of learning foreign dialogue speech in agrarian university which includes creative thinking usage. The author of the article gives the detailed analyses of foreign dialogue speech learning process issues in non-linguistic university. The article shows the different viewpoints regarding foreign dialogue speech learning issues. The author of the article developed the training curriculum of creativity-based method of foreign dialogue speech learning process in agrarian university.

This training curriculum is based on considering of creative thinking as means and technique of foreign speech skills development in non-linguistic universities with agrarian training area. The given article includes such elements as: structure and

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.