Научная статья на тему 'Формирование электронной информационно-образовательной среды университета'

Формирование электронной информационно-образовательной среды университета Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

863
87
Поделиться
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / МОДЕЛЬ ЭИОС НГУ ИМ. П.Ф. ЛЕСГАФТА / СТРУКТУРА ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ / КОМПОНЕНТЫ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ / БИБЛИОТЕКА / ELECTRONIC INFORMATION ENVIRONMENT / UNIVERSITY LIBRARY / MEDIA STRUCTURE / MEDIA COMPONENTS / LAW PAPERS / ELECTRONIC INFORMATION RESOURCES

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Закревская Наталья Григорьевна, Филиппов Сергей Сергеевич

В статье рассматриваются особенности электронной информационно-образовательной среды вуза, её организационная структура, компоненты, из которых она состоит, правовые документы всех уровней, лежащие в основе её функционирования, показано место университетской библиотеки в структуре электронной информационно-образовательной среды вуза.

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Закревская Наталья Григорьевна, Филиппов Сергей Сергеевич,

DEVELOPMENT OF THE UNIVERSITY ELECTRONIC INFORMATION ENVIRONMENT

The article highlights the features of the University Electronic Information Environment, its organizational structure and its components, the law papers of all levels essential for its functioning and development. The main components of the Electronic Information Environment are electronic information resources, apparatus equipment, organizational component, action schedule (local acts), and educational technologies. The authors dwell on the role of the University Library in the University Electronic Information Environment. Today it is the centre of global informatization of educational and research processes.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Формирование электронной информационно-образовательной среды университета»

ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ УНИВЕРСИТЕТА*

ЗАКРЕВСКАЯ Наталья Григорьевна - д-р пед. наук, проф., директор библиотеки, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта. E-mail: lib@lesgaft.spb.ru

ФИЛИППОВ Сергей Сергеевич - д-р пед. наук, проф., Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта. E-mail: fill_ss2014@mail.ru

АннотацияВ статье рассматриваются особенности электронной информационно-образовательной среды вуза, её организационная структура, компоненты, из которых она состоит, правовые документы всех уровней, лежащие в основе её функционирования, показано место университетской библиотеки в структуре электронной информационно-образовательной среды вуза.

Ключевые слова: электронная информационно-образовательная среда, модель ЭИОС НГУ им. П.Ф. Лесгафта, структура информационно-образовательной среды, компоненты информационно-образовательной среды, библиотека

Для цитирования: Закревская Н.Г, Филиппов С.С. Формирование электронной информационно-образовательной среды университета // Высшее образование в России. 2016. № 11 (206). С. 153-157.

Развитие высшего образования в облас- бований «Закона об образовании в РФ», ти физической культуры и спорта отража- последующих нормативно-правовых докует аналогичные процессы, протекающие в ментов в рассматриваемой сфере всем об-отечественной системе высшего образования. Прежде всего, это многоуровневая подготовка специалистов, внедрение и актуализация ФГОС, введение кредитно-рей-тинговой системы оценки знаний обучающихся, инновационные подходы в методах и средствах обучения, изменения в содержании учебных материалов, что находит свое выражение в новых учебниках и учебных пособиях.

Проведение такой многогранной деятельности, преобразующей формы и содержание высшего образования, остро нуждается в активном использовании новейших информационных технологий. Поэтому создание и развитие информационного пространства, управление информационными ресурсами, их использованием приобретает актуальное значение. В этой связи следует подчеркнуть, что для выполнения тре-

" Статья написана в рамках реализации государственного задания ФГБОУ ВО «НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург» на выполнение научно-исследовательской работы «Совершенствование системы профессионального образования в области физической культуры» (Приказ Минспорта России от 07 апреля 2015 г.).

154

Высшее образование в России • № 11, 2016

разовательным организациям необходимо разработать и использовать электронную информационно-образовательную среду (ЭИОС). Она призвана обеспечить каждому обучающемуся индивидуальный неограниченный доступ к информационным ресурсам образовательной организации.

Разработка и создание ЭИОС в вузах привели к активизации научных исследований в этом направлении как в системе высшего образования в целом, так и в области физической культуры и спорта в частности [1; 2]. Следует отметить, что вопросы использования информационных технологий и телекоммуникационного оборудования в образовательном процессе исследовались и в НГУ им. П.Ф. Лесгафта [3; 4].

В соответствии с требованиями ФГОС ВО электронная информационно-образовательная среда должна обеспечить 1:

• доступ к учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), практик, к изданиям электронных библиотечных систем и электронным образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах;

• фиксацию хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения основной образовательной программы;

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

• проведение всех видов занятий, осуществление процедур оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;

• формирование электронного порт-фолио обучающегося, в том числе сохранение его работ, оценок и рецензий на эти работы со стороны любых участников образовательного процесса;

• взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети Интернет.

По мнению авторов [1], в основу информационно-образовательной среды могут быть заложены разные концепции, но общим для них является тезис: такая среда неразрывно связана с человеком каксубъек-том образовательного процесса, она направлена на развитие личности обучаемого, ориентирована на удовлетворение образовательных потребностей пользователей.

Модель ЭИОС НГУ им. П.Ф. Лесгафта спроектирована с учётом компонентов, каждый из которых отвечает определённым требованиям. Включенные в модель компоненты способствуют удовлетворению разнообразных учебных и научных потребностей различныхкатегорий пользователей, как то: формирование электронных ресурсов полнотекстовых учебных и научных изданий; мониторинг процесса освоения основных образовательных программ; применение электронного обучения, дистанционных образовательных технологий; формирование электронного портфо-лио обучающегося; взаимодействие между

1 Письмо Министерства образования и науки РФ от 20 августа 2014 г. № АК-2612/05 "О федеральных государственных образовательных стандартах". URL: // http: // www.garant.ru/ products/ipo/prime / doc/70631470/

Таблица 1

Компоненты электронной информационно-образовательной среды НГУ им. П.Ф. Лесгафта

Компоненты Содержание

Электронные ресурсы Собственные электронные образовательные ресурсы; ресурсы электронных библиотечных систем; электронные образовательные ресурсы зарегистрированных СМИ; информационно-поисковые системы

Аппаратурное обеспечение Выделенный сервер; компьютеры; телекоммуникационное оборудование; локальная вычислительная сеть; системное программное обеспечение

Организационный компонент Ответственность за функционирование электронной информационно- образовательной среды; организация наполнения основных разделов; проектирование различных компонентов ЭИОС для совершенствования учебного и научного процессов

Регламент действий ЭИОС Локальные акты университета, составленные на основании федеральных нормативно-правовых документов

Образовательные технологии Дистанционные; электронное обучение; взаимодействие посредством сети Интернет

участниками образовательного процесса посредством Интернета. Содержание компонентов среды обеспечивает формирование индивидуальных образовательных маршрутов студентов в их самостоятельной подготовке к занятиям. В таблице 1 приведены основные компоненты ЭИОС и их содержание.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Среда как часть инфраструктуры университета не только выполняет свои функции, но и удовлетворяет учебные и научные потребности: формирует компетенции и повышает качество проведения научных исследований. Развитие и функционирование электронной информационно-обра-

зовательной среды НГУ им. П.Ф. Лесгафта осуществляется в зависимости от функций, целей и ожидаемого результата (Табл. 2).

Кроме выполнения задач, сформулированных в нормативных документах, функционирование ЭИОС обеспечивает процесс электронного обучения, которое все более активно развивается в нашем вузе.

Университет сегодня является центром использования различных образовательных технологий, где библиотеке принадлежит одна из лидирующих позиций. Потенциал, накопленный в фундаментальной библиотеке НГУ им. П.Ф. Лесгафта более

Таблица 2

Развитие электронной информационно-образовательной среды университета

Функции Цели Ожидаемый результат

Мониторинг содержательных компонентов ЭИОС Повышение качества учебного и научного процессов Повышение эффективности процесса формирования общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций бакалавров и магистров. Повышение качества выполняемых научных исследований

Мониторинг правовых документов всех уровней Соответствие функций ЭИОС учебным и научным целям

Мониторинг спроса пользователей Удовлетворение учебных и научных потребностей

Мониторинг локальных актов университета Регулирование отношений субъектов в процессе функционирования ЭИОС

156

Высшее образование в России • № 11, 2016

чем за 120 лет, востребован не только внутри университетского сообщества, но и за пределами Санкт-Петербурга. Библиотека университета за последние годы стала центром глобальной информатизации образовательных и научно-исследовательских процессов. Она формирует и постоянно наполняет свою собственную электронную библиотечную систему. Фонд библиотеки сегодня приближается к 900 000 экземплярам, из них более 400000 экземпляров учебной литературы, около 300 000 экземпляров научной литературы, более 30 000 изданий редких книг и около 1500 изданий из коллекции биологической лаборатории П.Ф. Лесгафта. Электронный каталог книг содержит более 220 000 библиографических записей. Электронная полнотекстовая база данных диссертаций, защищенных в НГУ им. П.Ф. Лесгафта, составляет более 1700 названий, электронная библиографическая база данных трудов сотрудников университета - более 15000 наименований, библиографическая база данных статей -более 123 000 записей. Электронная библиотека учебных и научных изданий НГУ им. П.Ф. Лесгафта содержит более 16 000 названий. Обладая современным фондом изданий и базами данных, используя современные технологии, библиотека формирует ЭИОС, которая направлена на создание новых образовательных программ, внедрение и эффективное использование новых информационных сервисов, систем и технологий обучения, электронных образовательных ресурсов нового поколения.

Телекоммуникационные и информационные технологии способствуют совершенствованию процессов обслуживания в библиотеке. Посещаемость библиотеки (более

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

142000 посещений в год) за последние годы сравнялась с посещаемостью в электронной библиотеке - более 141000. Все студенты обеспечены неограниченным круглосуточным доступом к полнотекстовой базе учебников и учебных пособий университета.

Основными тенденциями развития электронной информационно-образовательной среды университета являются следующие:

- расширение ресурсной базы её основных разделов;

- проведение мониторинга её содержательных компонентов;

- наполнение контента в части содействия проведению научно-исследовательской работы.

Литература

1. Камалеева А.Р., Гильмеева Р.Х, Хадиул-

лина Р.Р. Теоретико-методические аспекты повышения комфортности виртуальной образовательной среды вуза физической культуры // Alma mater (Вестник высшей школы). 2016. № 3. С. 56-62.

2. Закревская Н.Г, Филиппов С.С., Капус-

тина Е.В. Организационно-правовое обеспечение развития электронной информационно-образовательной среды университета // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2016. № 4 (134). С. 83-89.

3. Муртазина Г.Х. Дистанционное образо-

вание специалистов по связям с общественностью средствами Интернет в физкультурном вузе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2003. 28 с.

4. Чистяков В.А. Взаимодействие субъектов

образовательного процесса в системе дистанционного обучения (на примере вуза физической культуры): автореф. дис. . д-ра пед. наук. СПб., 2004. 4 с.

Статья поступила в редакцию 19.07.16.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

DEVELOPMENT OF THE UNIVERSITY ELECTRONIC INFORMATION ENVIRONMENT

ZAKREVSKAYA Natalya G. - Dr. Sci. (Pedagogy), Prof., Head of the Lesgaft University Library, Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg, Russia. E-mail: lib@lesgaft.spb.ru

FILIPPOVSergey S. - Dr. Sci. (Pedagogy), Prof., Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg, Russia. E-mail: fill_ss2014@mail.ru

Abstract. The article highlights the features of the University Electronic Information Environment, its organizational structure and its components, the law papers of all levels essential for its functioning and development. The main components of the Electronic Information Environment are electronic information resources, apparatus equipment, organizational component, action schedule (local acts), and educational technologies. The authors dwell on the role of the University Library in the University Electronic Information Environment. Today it is the centre of global informatization of educational and research processes.

Keywords: Electronic Information Environment, University library, media structure, media components, law papers, electronic information resources

Cite as: Zakrevskaya, N.G., Filippov, S.S. (2016). [Development of the University Electronic Information Environment]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 11 (206), pp. 153-157. (In Russ., abstract in Eng.)

References

1. Kamaleeva, A.R., Gilmeeva, R.H., Hadiullina, R.R. (2016). [Theoretical Methodical Aspects of

Improving Comfort of Virtual Educational Environment at Higher School of Physical Culture]. Alma mater. Vestnik vysshey shkoly [Alma mater. High School Herald]. No. 3, pp. 56-62. (In Russ., abstract in Eng.)

2. Zakrevskaya, N.G., Filippov, S.S., Kapustina, E.V. (2016). [Organizational and Legal Support of

the Development of Electronic Informational and Educational Environment of the University]. Uchenyie zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta [Lesgaft University Scholarly Notes]. No. 4 (134), pp. 83-89. (In Russ., abstract in Eng.)

3. Murtazina, G.H. (2003). Distantsionnoe obrazovanie spetsialistov po svyazyam s obshchest-vennost'yu sredstvami Internet v fizkulturnom vuze [Distance Learning of Media Specialists at Physical Education University Using Internet Cand. Sci. Thesis]. St. Petersburg. 28 p.

4. Chistyakov, V.A. (2004). Vzaimodeistvie sub'ektov obrazovatel'nogo protsessa v sisteme distantsionnogo obucheniya (na primere vuza fizicheskoi kul'tury) [Cooperation of the Education Process Subjects in the Distance Learning System on the example of the Physical Education University. Cand. Sci. Thesis]. St. Petersburg. 4 p.

The paper was submitted 19.07.16.