Научная статья на тему 'Исследование готовности преподавателей к деятельности в электронной информационно-образовательной среде университета'

Исследование готовности преподавателей к деятельности в электронной информационно-образовательной среде университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
273
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВУЗ / ПРЕПОДАВАТЕЛИ / ГОТОВНОСТЬ / КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Филиппов Сергей Сергеевич, Закревская Наталья Григорьевна, Бордовский Павел Георгиевич, Заварухина Лариса Анатольевна

В статье рассматриваются результаты исследования готовности преподавателей университета к работе в электронной информационно-образовательной среде. Полученные результаты анкетного опроса свидетельствуют, что преподаватели владеют и применяют на практике современные компьютерные технологии, наполняют учебно-методическими материалами информационно-образовательные ресурсы. Преподаватели обеспечивают студентам доступ к этим материалам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Филиппов Сергей Сергеевич, Закревская Наталья Григорьевна, Бордовский Павел Георгиевич, Заварухина Лариса Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Research of readiness of teachers for activity in the electronic information and education environment of university

The article considers the results of the research of the teachers readiness working for university for work in the electronic information and education environment. The received results of the questionnaire demonstrate that teachers own and put into practice the modern computer technologies, fill in with the educational and methodical materials the information and education resources. Teachers provide the students with access to these materials.

Текст научной работы на тему «Исследование готовности преподавателей к деятельности в электронной информационно-образовательной среде университета»

- № 8 (II). - С. 54-58.

9. Урываев, Ю.В. Современные тенденции женского спорта: прогноз и предупреждение негативного развития / Ю.В. Урываев, Т.Ю. Маскаева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта - 2016. - № 6 (136) - С. 163-171.

10. Energy Balance and Thermoregulation of Humans. Last update June 15, 2016 [Электронный ресурс] // URL : https://www.lecturio.com/magazine/energy-balance-and-thermoregulation. - Дата обращения 12.07.2016

REFERENCES

1. Arshavskiy, I.A. (1986), "Some methodological and theoretical aspects of analysis of regularities of an organism individual development", Philosophy Questions, No 11, pp. 95-104.

2. 2. Nikitujk, B.A. and Chtetsov, V.P (1983), Human morphology: textbook for biology students, Moscow, Russian Federation.

3. Petrenko, V.M. and Petrenko, E.V. (2012), "Human constitution types and somatotypes classification. To a history of the question", International journal of applied and fundamental researches, No 11, pp. 20.

4. Polievskyi, S.A. (2005), Bases of individual and team feeding of sportsmen, Moscow, Russian Federation.

5. Samoylov, V.O. (2004), Medical biophysics: students handbook, Moscow, Russian Federation.

6. Semenov, L.A. (2005), Determining of children and teenagers to sport availability: Biological and psychology-pedagogical aspects: Textbook for sport students, Moscow, Russian Federation.

7. Strachov, MA. "Sport traumatology - particular division of medicine". 05.08.13, available at: http://med-info.ru/search/

8. Uryvaev, Yu.V. and Rutzkiy, D.A. (2013), "Awareness of phrases sense: audiographic analysis of neutral responses in questionnaire SAN", Systems psychology and sociology, No 8, pp. 54-58.

9. Uryvaev, Yu.V. and Maskaeva, T.Yu (2016), "Current tendencies of female sport: prediction and warning of negative sequences", Uchenye zapiski universiteta c P. F. Lesgafta, V. 136, No 6, pp. 163171.

10. Energy Balance and Thermoregulation of Humans (2016). Last update June 15, available at:: https://www.lecturio.com/magazine/energy-balance-and-thermoregulation.

Контактная информация: mty777@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 23.08.2016

УДК 378.01

ИССЛЕДОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В

ЭЛЕКТРОННОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

УНИВЕРСИТЕТА

Сергей Сергеевич Филиппов, доктор педагогических наук, профессор,

Наталья Григорьевна Закревская, доктор педагогических наук, профессор, Павел Георгиевич Бордовский, кандидат педагогических наук, доцент, Лариса Анатольевна Заварухина, кандидат педагогических наук, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

В статье рассматриваются результаты исследования готовности преподавателей университета к работе в электронной информационно-образовательной среде. Полученные результаты анкетного опроса свидетельствуют, что преподаватели владеют и применяют на практике современные компьютерные технологии, наполняют учебно-методическими материалами информационно-образовательные ресурсы. Преподаватели обеспечивают студентам доступ к этим материалам.

Ключевые слова: вуз, преподаватели, готовность, компьютерные технологии, электронная информационно-образовательная среда.

RESEARCH OF READINESS OF TEACHERS FOR ACTIVITY IN THE

ELECTRONIC INFORMATION AND EDUCATION ENVIRONMENT OF

UNIVERSITY

Sergey Sergeevich Filippov, the doctor of pedagogical sciences, professor,

Natalya Grigoryevna Zakrevskaya, the doctor of pedagogical sciences, professor, Pavel Georgiyevich Bordovsky, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Larisa Anatolyevna Zavarukhina, the candidate of pedagogical sciences, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg

Annotation

The article considers the results of the research of the teachers readiness working for university for work in the electronic information and education environment. The received results of the questionnaire demonstrate that teachers own and put into practice the modern computer technologies, fill in with the educational and methodical materials the information and education resources. Teachers provide the students with access to these materials.

Keywords: higher education institution, teachers, readiness, computer technologies, electronic information and education environment.

Процесс эффективного использования электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС) университета зависит от учета различных условий: экономических, организационных, правовых, технических, педагогических, психологических. Как показывает педагогическая практика, очень часто основное внимание при создании ЭИОС уделяется технической и технологической стороне данного вопроса. Однако все обозначенные условия важны, влияют на эффективность ее работы.

Остановимся кратко на педагогических условиях. К педагогическим условиям функционирования ЭИОС университета следует, на наш взгляд, отнести готовность преподавателей и обучающихся к работе в информационно-образовательной среде; обеспеченность образовательных программ реализуемых направлений подготовки соответствующими информационными ресурсами, включенность обучающихся в самостоятельную учебную деятельность.

На вопросах готовности студентов к работе в ЭИОС мы остановились в [4].

В данной статье приведены результаты исследования готовности преподавателей университета к деятельности в рамках электронной информационно-образовательной среды.

В условиях информатизации образования со всей очевидностью проявляется необходимость преподавателю быть готовым работать в указанной среде, проектировать и использовать электронные ресурсы по преподаваемым дисциплинам, руководить самостоятельной учебной деятельностью студентов.

Данная проблема актуализируется еще и тем обстоятельством, что в соответствии с нормативными документами [3], а также ФГОС ВО, каждому обучающемуся необходимо создать условия, которые обеспечат ему возможность индивидуального неограниченного доступа из любой точки к одной или нескольким электронно-библиотечным системам и к электронной информационно-образовательной среде вуза.

В этой ситуации каждый преподаватель обязан быть готовым к работе в ЭИОС, что кардинально меняет подход к оценке его готовности к педагогической деятельности в информационном пространстве.

В целях определения степени готовности преподавателей университета к деятельности в ЭИОС в мае 2016 года был проведен анкетный опрос. В нем приняли участие 152 преподавателя со всех факультетов НГУ им П.Ф. Лесгафта. Характеристика респондентов представлена в таблице 1. Как следует из таблицы 1, среди респондентов на 15% больше преподавателей теоретических дисциплин, чем спортивно-педагогических. Приведенные данные о должностном положении респондентов, а также о наличии у них ученой степени, свидетельствует о представительности выборки, характеризующей практи-

чески пропорционально профессорско-преподавательский состав университета, что позволяет говорить о достоверности полученных материалов.

Таблица 1 - Профессиональные характеристики респондентов (%)__

Профессиональные характеристики Преподаватели теоретических дисциплин N=88 Преподаватели спортивно-педагогических дисциплин N=64 Всего N=152

Преподаваемые дисциплины

Теоретические дисциплины 57,9 -

Спортивно-педагогические дисциплины - 42,1

Всего 100

Занимаемая должность

Преподаватель 10,2 32,8 19,7

Старший преподаватель 31,8 14,1 24,3

Доцент 40,9 35,9 38,8

Профессор 17,1 17,2 17,1

Наличие ученой степени

Без степени 42,0 48,5 44,8

Кандидат наук 45,5 40,6 43,4

Доктор наук 12,5 10,9 11,8

Полученные результаты проанализированы по трем направлениям: данные по всему массиву опрошенных преподавателей, а также по двум группам педагогов: первая -преподающих теоретические дисциплины и вторая - спортивно-педагогические. Такое разделение анализа отражает специфику университета в области физической культуры.

Результаты анкетного опроса показали следующее. В первую очередь было зафиксировано положение о том, что подавляющее число респондентов информировано о формировании в университете ЭИОС (см. таблицу 2). Причем, это относится как к преподавателям теоретических дисциплин, так и спортивно-педагогических. Однако, кроме знания о существовании рассматриваемой среды, важно понять, как преподаватели ее формируют и используют в учебных и научных целях.

Таблица 2 - Уровень информированности преподавателей о формировании ЭИОС в университете (%)____

Показатели ЭИОС Преподаватели теоретических дисциплин Преподаватели спортивно-педагогических дисциплин Всего

Да, известно 93,2 96,9 94,7

Затрудняюсь ответить 6,8 3,1 5,3

Нет, неизвестно 0 0 0

Активная деятельность в ЭИОС предполагает использование разнообразных современных компьютерных технологий. Как свидетельствуют результаты опроса, приведенные в таблице 3, все предложенные в анкете варианты компьютерных технологий в большей или меньшей степени используются респондентами. Прежде всего, обращает внимание на себя тот факт, что респонденты используют в своей деятельности несколько компьютерных технологий - сделанных респондентами выборов значительно больше 100%.

Ранговая структура выборов показывает, что у респондентов, как в целом, так и по преподаваемым направлениям, первые три ранга занимают «Электронная почта», «Поиск информации в Интернете» и «Текстовые редакторы». Несколько меньше выборов пришлось на такую технологию, как «Программы для создания презентаций».

Полученные результаты позволяют констатировать, что преподаватели университета, независимо от преподаваемых дисциплин, активно используют современные компьютерные технологии.

Таблица 3 - Мнение преподавателей о различных аспектах деятельности в электронной информационно-образовательной среде университета (%)__

Показатели ЭИОС Преподаватели теоретических дисциплин Преподаватели спортивно-педагогических дисциплин Всего

Оценка использования компьютерных технологий в ра (можно было сделать несколько выбо боте преподавателей зов)

% ранг % ранг % ранг

Текстовые редакторы 78,8 3 75,4 3-4 78,9 3

Электронная почта 98,8 1 91,2 2 96,1 1

Поиск информации в Интернете 85.0 2 94,7 1 89,5 2

Программы для общения: Skype 32,5 5 33,3 6 34,9 6

Работа в группах в социальных сетях: «Face-book», «В контакте», «Одноклассники» и др. 31,3 6 42,1 5 36,2 5

Программы для создания презентаций 75,0 4 75,4 3-4 75,7 4

Программы обработки видеоинформации 10,0 7-8 17,5 7 13,2 7

Другие программы 10,0 7-8 7,0 8 9,2 8

Степень перевода преподавателями преподаваемых дисциплин в электронную форму

на 100% 18,8 17,2 17,1

на 75% 22,7 18,8 19,7

на 50% 18,2 15,6 17,1

выборочно 39,8 43,8 41,4

не переведены 4,5 4,6 4,7

Оценка использования мультимедийный технологий в преподаваемых дисциплинах

% ранг % ранг % ранг

Презентации 95,0 1 70,2 2 85,5 1

Графические материалы 31,3 3 47,4 3 37,5 3

Видеоматериалы 40,0 2 71,9 1 52,6 2

Интерактивные материалы 23,8 4 12,3 4 21,7 4

Не используются 3,8 5 1,8 5 2,6 5

Степень доступа преподаваемых дисциплин, переведенных в электронную форму

Материалы размещены: % ранг % ранг % ранг

на личном сайте преподавателя 6,3 5 8,8 5 7,9 5

в дистанционном курсе дисциплины 33,8 2 24,6 3 28,9 3

на сайте университета 32,5 4 21,1 4 28,3 4

на электронных носителях 60,0 1 71,9 1 65,1 1

доступны через электронную почту 40,0 2 40,4 2 40,1 2

Не размещены 8,8 6 7,0 6 7,9 6

Следующий аспект изучения готовности преподавателей к деятельности в ЭИОС -перевод материалов преподаваемых дисциплин в электронную форму для пополнения информационно-образовательных ресурсов среды. Это один из основных компонентов ЭИОС. Данный компонент, как известно, формируется наряду с пополнением фондов университетской библиотеки, материалами внешних электронных библиотек, учебно-методическими материалами самих преподавателей. Как показали результаты анкетного опроса, 100% материалов преподаваемых дисциплин перевели в электронную форму только 17,1% респондентов (см. таблицу 3). Половину учебных материалов перевели 53,9% всех опрошенных преподавателей, 59,7% педагогов преподающих теоретические дисциплины и 51,6% - спортивно-педагогических дисциплин. Таким образом, еще значительная часть учебных материалов остаются не включенными в информационно-образовательные ресурсы ЭИОС.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В настоящее время важной составной частью учебных материалов, в том числе переводимых в электронную форму для ЭИОС, является мультимедийное сопровождение дисциплин. Их разнообразные виды все активнее используются при чтении лекций, проведении семинарских и практических занятий со студентами. В таблице 3 приведены результаты опроса преподавателей по использованию ими в учебных материалах мультимедийных технологий. Ранжирование полученных результатов дает основание утвер-

ждать, что подавляющее большинство всех респондентов используют презентации -85,5%. Что касается преподавателей теоретических дисциплин, то среди них 95% используют эту технологию, а среди преподавателей спортивно-педагогических - 70,2%.

Как положительный момент, следует отметить то обстоятельство, что опрошенные преподаватели используют в своей работе несколько мультимедийных технологий, и суммарные результаты значительно превышают 100%.

Рассмотренная выше деятельность преподавателей, по формированию ЭИОС, бесспорно имеет практическое значение в том случае, если к информационно-образовательным ресурсам есть открытый доступ у студентов. Этому важному аспекту посвящен один из вопросов анкеты. Ответ на вопрос о возможных вариантах доступа к учебным материалам представлен в таблице 3. Как следует из содержания таблицы, основными технологиями, применяемыми для этой цели, являются электронные носители (1-й ранг) и электронная почта (2-й ранг), которые в значительной мере преобладают над другими технологиями. Можно отметить некоторые отличия в ответах на данный вопрос у преподавателей теоретических и спортивно-педагогических дисциплин. На наш взгляд, следует более активно расширять возможности доступа студентам к информационно-образовательным ресурсам всеми возможными технологиями.

Еще одним важным компонентом ЭИОС является электронное обучение и дистанционные образовательные технологии. Следует подчеркнуть, что в университете накоплен определенный опыт работы в этом направлении [2, 5, 1]. Однако за последние время вышли новые нормативные документы, определившие пути развития названных информационных технологий [3].

В ходе анкетного опроса было изучено мнение преподавателей о применении электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при преподавании ими учебных дисциплин. Результаты опроса приведены в таблице 4.

Таблица 4 - Мнение преподавателей о применении электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (%)_

Показатели ЭИОС Преподаватели теоретических дисциплин Преподаватели спортивно-педагогических дисциплин Всего

Мнение преподавателей о применении электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в преподаваемых дисциплинах

Затрудняюсь ответить 8,0 6,3 7,2

Нет, не считаю целесообразным 2,3 4,8 3,3

Да, возможно частичное применение элементов ДОТ 44,2 39,0 42,1

Да, для применения студентами, пропускающими занятия (индивидуальных график обучения) 34,1 35,9 34,9

Да, нужно создавать полные дистанционные курсы по всем изучаемым дисциплинам 9,1 12,5 10,5

иное 2,3 1,5 2,0

Степень знакомства п реподавателей с программой Moodle

Да, знаком хорошо, работал с ней раньше 13,6 9,4 11,8

Слышал о ней от коллег, но сам никогда не работал 31,8 25,0 28,9

Впервые узнал и начал изучать программу на курсах ФПК 29,6 34,4 31,7

Нет, никогда о ней не слышал 25,0 31,2 27,6

Анализ приведенных данных позволяет заключить, что большинство опрошенных преподавателей положительно относятся к использованию рассматриваемых технологий. Причем в полученных результатах опроса отсутствует разница в оценках у преподавателей теоретических дисциплин и спортивно-педагогических. Однако к созданию полноценных курсов по преподаваемым дисциплинам в большинстве своем они пока не гото-

вы. Только 10,5% респондентов из всех опрошенных считают, что нужно создавать полные дистанционные курсы по всем изучаемым дисциплинам.

Что касается знакомства преподавателей с программой МооШе, которая является основой при реализации электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, то больше половины респондентов о ней имеют слабое представление (см. таблицу 4).

Анализ результатов анкетного опроса преподавателей университета позволяет констатировать, что большинство респондентов не только готовы к деятельности в ЭИОС, но и активно в ней участвуют. Вместе с тем, преподавателям в анкете было предложено высказать свои пожелания по дальнейшему овладению компьютерными программами работы в этой среде.

Результаты опроса приведены в таблице 5. Как видно из содержания таблицы наиболее востребованными оказались программа МооШе (1-й ранг). Актуальными оказались, также, программы для создания презентаций, обработки видеоинформации. Выборы, сделанные респондентами, дали в сумме более 100%, что говорит о нескольких темах для курсов повышения квалификации, которые хотели бы прослушать преподаватели.

Таблица 5 - Степень востребованности преподавателями программ для работы в ЭИОС при прохождении курсов ФПК (%) ___

Показатели ЭИОС Преподаватели теоретических дисциплин Преподаватели спортивно-педагогических дисциплин Всего

% ранг % ранг % ранг

Программа МооШе 66,3 1 42,1 1 57,2 1

Более подробно текстовый редактор 25,0 3 24,6 5 25,0 5

Программы для общения в сети Интернет 10,0 6 15,8 6 14,5 6

Программы для поиска информации в сети Интернет 23,8 4-5 33,3 3 28,9 3-4

Социальные сети «БасеЬоок», «В контакте», «Одноклассники» и др. 5,0 8 5,3 7-8 6,6 7

Программы для создания презентаций 31,2 2 31,6 4 33,6 2

Программы обработки видеоинформации 23,8 4-5 35,1 2 28,9 3-4

Другие программы 6,3 7 5,3 7-8 5,3 8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Готовность преподавателей вуза к взаимодействию с ЭИОС является важным фактором ее эффективного функционирования.

2. Результаты анкетного опроса показали достаточно высокий уровень готовности преподавателей к работе с ЭИОС. Это подтверждается использованием разнообразных современных компьютерных технологий, включением в учебные материалы мультимедийных технологий, организацию доступа студентам к учебно-методическим материалам, переведенным в электронную форму.

3. Дальнейшей работы требует перевод учебно-методических материалов в электронную форму, а, также, более активное применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

4. Согласно полученным данным, требует дальнейшего совершенствования тематика курсов повышения квалификации для преподавателей вуза с включением в их содержание материалов о современных информационных технологиях.

Данное исследование проведено в рамках выполнения государственного задания ФГБОУ ВО «НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург» на выполнение научно-исследовательской работы «Совершенствование системы профессионального образования в области физической культуры» (Приказ Минспорта России от 07 апреля 2015 года).

ЛИТЕРАТУРА

1. Бордовский, П.Г. Методика подготовки учебных материалов для использования в дистанционных курсах образовательных программ / П.Г. Бордовский // Обеспечение дисциплин, реализуемых с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий : материалы методической конференции НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (22 мая 2014 года) / Министерство спорта Российской Федерации ; Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. - Санкт-Петербург, 2014. - С. 7-9.

2. Дистанционное обучение в СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта : первый опыт реализации / В.С. Степанов, С.С. Филиппов, Н.П. Князева, В. А. Чистяков, Е.Е.. Пущенко // Теория и практика физической культуры. - 2004. - № 12. - С. 54-57.

3. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» // URL : http: // www.consultant.Ru/document/cons_doc_LAW_140174/ - Дата обращения 01.01.2016.

4. Филиппов, С.С. Оценка готовности студентов к работе в электронной информационно-образовательной среде университета / С. С. Филиппов, П. Г. Бордовский, Л. А. Заварухина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 6 (136). - С. 176-180.

5. Чистяков, В. А. Научно-методическое обеспечение системы дистанционного обучения / Чистяков В.А., Князева Н.П., Филиппов С.С. // Теория и практика физической культуры. - 2006. -№ 10. - C. 49-50.

REFERENCES

1. Bordovskiy, P. G. (2014), "Methods for the development of training materials for use in distance courses and educational program", materials of methodological conference NGU them. P.F. Lesgaft, Saint-Petersburg (22 may 2014).Saint-Petersburg, pp. 7-9.

2. Stepanov, V.S., Filippov, S.S., Knyazeva, N.P., Chistyakov, V.A. and Pushchenko, E.E. (2004), "Distance learning Spbgufk them. P.F. Lesgaft : the first experience of implementation", Theory and practice ofphysical culture, No. 12, pp.54-57.

3. Federal law of 29 December 2012 № 273-FZ "On education in Russian Federation", available at: http: www.consultant.cons_doc_LAW_140174.

4. Filippov, S.S., Bordovskiy, P.G. and Zavarukhina, L.A. (2016), "Assessment of the readiness of students to work in electronic information-educational environment of the University", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 136m No. 5, pp. 176-180.

5. Chistyakov, V.A., Knyazeva, N.P. and Filippov, S.S. (2006), "Scientific and methodological support of distance learning system", Theory and practice ofphysical culture, No.10, pp. 49-50.

Контактная информация: prorektor_zao@mail.ru

Статья поступила в редакцию 15.07.2016

УДК 378

ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ И ТОЛЕРАНТНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПОСРЕДСТВАМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Марина Ивановна Фролова, кандидат педагогических наук, докторант, Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева (КЧГУ),

Карачаевск

Аннотация

В статье определены сущность, структура и содержание понятий «общекультурные компетенции» и «толерантность» как значимых личностных феноменов в их системной целостности и взаимообусловленности; рассматривается их формирование в процессе художественного образования, обеспечивающего приобщение студентов к ценностям мировой и отечественной культуры, этнокультуры, посредством проектной деятельности.

Ключевые слова: общекультурные компетенции, толерантность, художественное образо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.