Научная статья на тему 'Сравнительный анализ деятельности обучающихся в условиях информационно-образовательной среды колледжа олимпийского резерва'

Сравнительный анализ деятельности обучающихся в условиях информационно-образовательной среды колледжа олимпийского резерва Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
216
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОЛЛЕДЖ ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ / СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гусаков Михаил Анатольевич, Филиппов Сергей Сергеевич

В статье приведены результаты изучения различных сторон деятельности учащихся и студентов колледжа олимпийского резерва в условиях информационно-образовательной среды. Рассмотрены различные причины обращения обучающихся к информационным ресурсам, частота этих обращений, использование современных электронных устройств и технологий. Представлены результаты сравнительного анализа деятельности обучающихся в условиях информационно-образовательной среды колледжа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гусаков Михаил Анатольевич, Филиппов Сергей Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Comparative analysis of activity of students in conditions of information and education environment of college of the Olympic reserve

The article presents the results of studying the various aspects of the activities of schoolchildren and students of the college of the Olympic reserve in conditions of the information and educational environment. Various reasons for using electronic resources by students, the frequency of their use and the use of modern electronic devices and technologies are considered. The results of the comparative analysis of the activity of students in the conditions of the information and educational environment of the college are presented.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ деятельности обучающихся в условиях информационно-образовательной среды колледжа олимпийского резерва»

образовательный процесс, от особенностей воинского коллектива, в который он включен в данный момент времени. В понимании того, как личность влияет на коллектив и коллектив на личность, важное значение имеет также восприятие и понимание всех членов коллектива [6].

Влияние межличностных взаимоотношений на развитие личности курсантов подводят нас к выводу о том, что во время обучения в ввузе должны быть созданы оптимальные условий для развития, при которых каждый курсант учился правильно общаться и эффективно взаимодействовать с окружающими людьми, для своего профессионального становления и развития как личности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Леонтьев, А. А. Психология общения / А. А. Леонтьев. - М. : Смысл, 1999. - 246 с.

2. Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б.Ф. Ломов. -М. : Наука, 1984. - 444 с.

3. Мудрик, А.В. Общение как фактор воспитания школьников / А.В. Мудрик. - М. : Педагогика, 1984. - 112 с.

4. Огородник, С.И. Социально-педагогические условия, способствующие эффективной организации межличностного взаимодействия студентов в группе / С.И. Огородник, Е.А. Игонин // Молодой ученый. - 2015. - № 17. - С. 554-557.

5. Титова, Е.Н. Оптимизация педагогического общения как условие социально-психологической адаптации студентов техникума в учебном воспитательном процессе / Е.Н. Титова // Молодой ученый. - 2014. - № 3. - С. 1034-1036.

6. Ферапонтова, О. И. Влияние внутригрупповых отношений на развитие личности студента как будущего профессионала / О.И. Ферапонтова // Педагогика. - 2002. - № 1. - С. 24.

REFERENCES

1. Leontev, A. A. (1999), Psychology of communication, Meaning, Moscow.

2. Lomov, B.F. (1984), Methodological and theoretical problems of psychology, Science, Moscow.

3. Mudrik, A.V. (1984), Communication as a factor in the education of students, Pedagogy, Moscow.

4. Ogorodnik, S.I. and Igonin, E.A. (2015), "Socio-pedagogical conditions conducive to the effective organization of interpersonal interaction of students in the group", Young scientist, No. 17, pp. 554-557.

5. Titova, E.N. (2014), "Optimization of pedagogical interaction as a condition of socio-psycho-logical adaptation of students of the College in teaching and educational process", Young scientist, No. 3, pp 1034-1036.

6. Ferapontova, O.I. (2002), "Effects of intergroup relations on personality development of students as future professional", Pedagogy, No. 1, pp. 24.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 08.11.2017

УДК 796.077.5

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КОЛЛЕДЖА

ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА

Михаил Анатольевич Гусаков, директор колледжа, Сергей Сергеевич Филиппов, доктор педагогических наук, профессор,

Санкт-Петербургский государственный колледж олимпийского резерва № 1

Аннотация

В статье приведены результаты изучения различных сторон деятельности учащихся и студентов колледжа олимпийского резерва в условиях информационно-образовательной среды.

Рассмотрены различные причины обращения обучающихся к информационным ресурсам, частота этих обращений, использование современных электронных устройств и технологий. Представлены результаты сравнительного анализа деятельности обучающихся в условиях информационно-образовательной среды колледжа.

Ключевые слова: колледж олимпийского резерва; обучающиеся; информационно-образовательная среда; использование информационных технологий; сравнительный анализ деятельности в информационной среде.

COMPARATIVE ANALYSIS OF ACTIVITY OF STUDENTS IN CONDITIONS OF INFORMATION AND EDUCATION ENVIRONMENT OF COLLEGE OF THE

OLYMPIC RESERVE

Mikhail Anatolyevich Gusakov, the director of the college, Sergey Sergeevich Filippov, the doctor of pedagogical sciences, professor, St. Petersburg State College of Olympic Reserve No. 1, St. Petersburg

Annotation

The article presents the results of studying the various aspects of the activities of schoolchildren and students of the college of the Olympic reserve in conditions of the information and educational environment. Various reasons for using electronic resources by students, the frequency of their use and the use of modern electronic devices and technologies are considered. The results of the comparative analysis of the activity of students in the conditions of the information and educational environment of the college are presented.

Keywords: college of the Olympic reserve, students, information and educational environment, use of information technology, comparative analysis of activities in the information environment.

ВВЕДЕНИЕ

Педагогическое проектирование развития информационно-образовательной среды (ИОС) Санкт-Петербургского колледжа олимпийского резерва № 1 (КОР № 1) предусматривает анализ деятельности обучающихся в условиях рассматриваемой среды, как одних из основных участников образовательного процесса. Надо заметить, что деятельность обучающихся в информационно-образовательной среде различных образовательных организаций достаточно активно изучается и не теряет своей актуальности [1, 3, 5, 6].

Здесь следует подчеркнуть один принципиальный момент. Как установлено в Федеральном законе об образовании нашей страны, система образования создает условия для непрерывного образования посредством реализации основных образовательных программ [4]. В работе [2] было показано, что обучение в колледже осуществляется по двум образовательным программам: основного общего и среднего (полного) образования и среднего профессионального образования. Что, по сути, на практике является в колледже олимпийского резерва примером непрерывного образования. Поэтому обучение в КОР № 1, начиная с общеобразовательной школы и до колледжа, осуществляется в рамках определенной организационно-учебной преемственности, большинство учащихся-спортсменов, после окончания школы, переходят, продолжая свое образования, в колледж для получения среднего профессионального образования по направлению «Физическая культура».

В таких условиях организации образовательного процесса ИОС должна обеспечивать доступ к учебным материалам всем обучающимся в колледже: учащимся и студентам. В этой связи информационно-образовательная среда колледжа является единой. Естественно, что информационные ресурсы, другие атрибуты ИОС создаются для обеспечения образовательного процесса и его методического сопровождения для каждой образовательной программы отдельно.

Исходя из изложенного, необходимо ясно представлять, насколько сформированные знания и навыки деятельности учащихся школы в единой ИОС, будут успешно применяться ими при освоении другой образовательной программы уже в колледже. В тоже время представляет практический интерес и деятельность студентов в данной среде. Полученные в результате исследования данные будут использованы при разработке

программы развития ИОС колледжа.

Цель исследования. Результаты сравнительного анализа деятельности обучающихся в условиях информационно-образовательной среды как основы для педагогического проектирования развития ИОС колледжа олимпийского резерва.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Для осуществления сравнительного анализа деятельности обучающихся в условиях информационно-образовательной среды колледжа олимпийского резерва среди учащихся и студентов в октябре-декабре 2016 года был проведен анкетный опрос. Среди респондентов были обучающиеся КОР №»1: учащиеся 8-11 классов и студенты 1-4 курса. В результате опроса и анализа анкет было получено годных для обработки бланков - 147, заполненных учащимися и 67 - студентами. В соответствии с контингентом обучающихся учащихся и студентов в колледже данная выборка является репрезентативной. Характеристики опрошенных учащихся и студентов колледжа приведены в таблице 1.

Таблица 1 - Социально-демографические и спортивные характеристики респондентов (%)

№ п/п Характеристики Учащиеся Студенты

147 67

Пол респондентов

1 Женский 49,7 41,8

2 Мужской 50,3 58,2

Спортивная квалификация респондентов

3 Массовые разряды 7,6 4,5

4 1 разряд 29,9 25,4

5 Кандидат в мастера спорта 44,2 44,8

6 Мастер спорта 17,0 22,4

7 Мастер спорта международного класса 1,3 2,9

Нахождение респондентов на тренировочных сборах в течение учебного года

8 Находились на сборах 87,1 62,7

9 На сборах не были 12,9 22,3

Место проживание респондентов

10 Санкт-Петербург 61,2 37,3

11 Общежитие колледжа 38,8 62,7

Определенное значение для осуществления педагогического проектирования развития ИОС имеет знание о пребывании респондентов на тренировочных сборах и соревнованиях. Так как в это время они отсутствуют на занятиях в колледже, то использование информационных ресурсов, взаимодействие со своими педагогами осуществляется через соответствующие компоненты ИОС. Как следует из материалов таблицы 1, большинство обучающихся регулярно находятся на тренировочных сборах. Еще одна характеристика респондентов, приведенная в таблице 1, показывает место их проживания. Можно предположить, что обучающиеся из Санкт-Петербурга имеют более комфортные условия для работы в ИОС. Развитие среды предполагает создание равных условий доступа всех пользователей информационными ресурсами. Как видно из материалов таблицы большее число учащихся проживает в городе, а среди студентов - в общежитие колледжа.

Следующая часть анкеты посвящена содержательным вопросам по изучению разных сторон деятельности, обучающихся в условиях ИОС. С нашей точки зрения, для дальнейшего развития данной среды нужно знать, насколько осведомлены обучающиеся об ее существовании в колледже. Полученные результаты анкетного опроса свидетельствуют, о том, что большинство респондентов знают о наличии ИОС в колледже. В большей степени о ней информированы студенты. В настоящее время ИОС содержит разнообразные сайты с учебными материалами. Поэтому представляет практический интерес насколько учащиеся и студенты владеют сведениями об этих сайтах. Данные анкетного опроса, отражающие знание респондентами сайтов в Интернете, содержащих учебную информацию, и которая им нужна для образовательной деятельности, зафиксировали следующее положение.

Большинство респондентов знают эти сайты: среди опрошенных учащихся таких оказалось 76,2%, а среди опрошенных студентов - 70,2%.

Следующий аспект исследования связан с важной темой для развития ИОС колледжа. Речь идет об использовании персональных сайтов педагогов. Эти сайты являются необходимой составляющей ИОС. Наличие персонального сайта педагога, на котором размещены учебные ресурсы преподаваемой им дисциплины, способствует решению ряда важных вопросов образовательного процесса в рамках ИОС. Во-первых, он должен быть наполнен необходимыми информационными ресурсами для обучающихся. Во-вторых, наличие сайта обеспечивает обратную связь педагога и обучающихся. В-третьих, он дает возможность осуществлять необходимую помощь и контроль за самостоятельной работой обучающихся. В-четвертых, его наличие способствует представлению, изменению, корректировке учебных заданий педагогом в реальном режиме времени.

Результаты анкетного опроса по данной теме свидетельствуют о том, что 61,9% опрошенных учащихся и 73,1% студентов знают о наличии персональных сайтов педагогов колледжа. Как уже было отмечено, одной из специфических особенностей образовательного процесса в колледже олимпийского резерва является частое отсутствие на занятиях обучающихся-спортсменов в связи с участием в тренировочных сборах или соревнованиях. Поэтому для оптимизации организации образовательного процесса в условиях ИОС, эффективного использования возможностей этой среды необходимо было узнать, как часто обучающиеся взаимодействуют при помощи электронной почты со своими педагогами для решения учебных вопросов, находясь на тренировочных сборах, соревнованиях. Полученные в ходе анкетного опроса данные сведены в таблице 2.

Таблица 2 - Частота использования респондентами электронной почты на тренировочных сборах, соревнованиях для взаимодействия с педагогами (%)__

№ п/п Ответы Учащиеся Студенты

1 Несколько раз в неделю 23,8 22,4

2 Несколько раз в месяц 4,8 16,4

3 Несколько раз в семестр 3,4 7,5

4 Несколько раз в год 4,1 3,0

5 Практически не использую 63,9 50,7

Они свидетельствуют о том, что, к сожалению, больше половины опрошенных учащихся и студентов электронной почтой для учебных дел практически не пользуются. Незначительная часть респондентов делает это с различной периодичностью.

Еще одним возможным современным каналом получения учебной информации, учитывая описанную выше специфическую особенность обучения в колледже олимпийского резерва, является объединение обучающихся в группы в рамках одной из социальных сетей (таблица 3).

Таблица 3 - Наличие группы в социальных сетях, участниками которой являются респон-денть! (%)___

№ п/п Ответы Учащиеся Студенты

1 Да, существует 74,8 77,6

2 Затрудняюсь ответить 10,9 9,0

3 Нет 11,6 13,4

4 Планируем создать 2,7 -

Осуществление обмена учебной информацией в этой группе между респондентами

1 Да, обмениваемся 66,0 73,1

2 Нет, не обмениваемся 34,0 26,9

Что касается обмена между участниками группы учебной информацией, то в этом процессе участвуют 66,0% опрошенных учащихся и 73,1% опрошенных студентов. Как известно, в соответствии с нормативными документами, образовательные организации обязаны обеспечить обучающимся доступ к информационным ресурсам ИОС из любой точки. В этой связи в ходе педагогического проектирования развития информационно-

образовательной среды колледжа олимпийского резерва необходимо учитывать данные, отражающие возможности обучающихся осуществлять самостоятельно доступ к информационным ресурсам. В таблице 4 приведены результаты анкетного опроса, характеризующие эту возможность. Как следует из полученных данных, опрошенные учащиеся и студенты различаются по предпочтениям выбора места для работы с информационными ресурсами. Так, у опрошенных учащихся первый ранг получила работа «в любом месте с мобильного электронного устройства (смартфона, планшета)», так считает 72,1% респондентов. У студентов - работа «дома на компьютере» - это мнение 79,1% респондентов.

Таблица 4 - Выбор места доступа респондентами к электронным информационным ресурсам, необходимым им для учебной деятельности (%) __

№ Варианты выбора места доступа Учащиеся Студ енты

п/п к электронным информационным ресурсам % Ранг % Ранг

1 Дома на компьютере 59,9 2 79,1 1

2 На компьютере в библиотеке колледжа 8,8 4 53,7 2

3 На компьютере у друзей 5,4 5 9,0 5

4 В компьютерном клубе 13 6 1,5 6-7

5 В любом месте с мобильного электронного устройства (смартфона, планшета) 72,1 1 49,3 3

6 Во время пребывания на тренировочных сборах 36,1 3 28,4 4

7 В другом месте 0,7 7 1,5 6-7

Следует отметить следующие обстоятельства, отражающие полученные результаты и имеющие определенное значение для проектирования развития ИОС. Во-первых, обе группы респондентов используют несколько мест доступа для работы с информационными ресурсами для получения необходимой учебной информации. Респонденты сделали несколько выборов мест доступа, поэтому полученная итоговая сумма больше 100%. Во-вторых, на компьютерах в библиотеке колледжа работает всего 8,8% опрошенных учащихся. В-третьих, довольно широкий выбор мест для получения учебной информации обеспечивает обучающимся свободный доступ к информационным ресурсам в ИОС.

В завершение анкетного опроса респондентам было предложено сформулировать предложения по улучшению обеспеченности студентов колледжа информационными материалами для выполнения учебных заданий. Свои предложения внесли в бланк анкеты 28,6% опрошенных учащихся и 32,8% опрошенных студентов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Полученные результаты исследования свидетельствуют о том, что большинство респондентов информированы о наличии ИОС в колледже. Однако в большей степени о ней знают студенты (67,2%), чем учащиеся (55,8%).

2. В исследовании установлена значимость персональных сайтов педагогов колледжа, их место в составе ИОС. Об их существовании знают 73,1% опрошенных студентов и 61,9% - учащихся.

3. Результаты анкетного опроса показали наличие у большинства респондентов электронной почты. Вместе с тем, к ее использованию на тренировочных сборах для регулярного взаимодействия с педагогами практически прибегает только каждый пятый респондент.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Изучение возможных мест доступа у респондентов к электронным информационным ресурсам показало их разнообразие. Кроме этого установлено использование нескольких вариантов доступа к ресурсам у студентов.

5. Сравнительный анализ деятельности обучающихся колледжа в условиях ИОС показал, что опрашиваемые студенты более активны в использовании возможностей данной среды, чем учащиеся. Однако наблюдается определенная преемственность в этом виде деятельности, что определяется единым организационно-методическим подходом к функционированию ИОС.

ЛИТЕРАТУРА

1. Водянко, Г.Р. Формирование субъектного информационного пространства учащегося образовательной среды школы : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Водянко Галина Рудольфовна. - Нижний Новгород, 2013. - 25 с.

2. Гусаков, М.А. Некоторые особенности формирования информационно-образовательной среды колледжа олимпийского резерва / М.А. Гусаков // Ученые записки университета Лесгафта. -2017. - № 8 (150). - С. 20-24.

3. Дуботолкина, Г. А. Педагогические условия эффективного использования информационных технологий в профессиональной подготовке студентов средних профессиональных учебных заведений : автореф. дис. ... канд. пед наук : 13.00.08 / Дуботолкина Галина Александровна. - Пенза, 2006. - 23 с.

4. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 2273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/. - Дата обращения 14.09.2017.

5. Филиппов, С.С. Оценка готовности студентов к работе в электронной информационно-образовательной среде университета / С.С. Филиппов, П.Г. Бордовский, Л.А. Заварухина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 6 (136). - С. 176-180.

6. Чистяков, В.А. Взаимодействие субъектов образовательного процесса в системе дистанционного обучения: на примере вуза физической культуры : дис. ... д-ра пед. наук / Чистяков Владимир Анатольевич. - СПб., 2004. - 416 с.

REFERENCES

1. Vodyanko, G.R. (2013), The formation of the subjective information space of the pupil of the educational environment of the school, dissertation, Nizhny Novgorod.

2. Gusakov, M.A. (2017), "Some peculiarities of forming the information and educational environment in the college of Olympic reserve", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 150, No. 8, pp. 20-24.

3. Dubotolkina, G.A. (2006), Pedagogical conditions for the effective use of information technology in the vocational training of students of secondary professional educational institutions, dissertation, Penza.

4. Federal Law of December 29, 2012 No. 2273-FZ "On Education in the Russian Federation", available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/.

5. Filippov, S.S., Bordovsky, P.G. and Zavarukhina, L.A. (2016), "Assessment of students' readiness to work in the electronic information and educational environment of the university", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 136, No. 6, pp. 176-180.

6. Chistyakov, V.A. (2004), Interaction of the subjects of the educational process in the system of distance learning: the example of the university ofphysical culture, dissertation, St. Petersburg.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 16.11.2017

УДК 796.818

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ТРЕНИРОВКИ БОРЦОВ НА ОСНОВЕ СОЧЕТАНИЯ СРЕДСТВ БОРЬБЫ ХУРЕШ И ВОЛЬНОЙ БОРЬБЫ

Андрей Николаевич Денисенко, старший преподаватель, Роман Николаевич Апойко, доктор педагогических наук, профессор, Борис Иванович Тараканов, доктор педагогических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

Одним из направлений научного поиска является системная разработка программ повышения физической подготовленности молодежи на основе сочетания национальных средств физической культуры и тех видов спорта, которые уже давно получили международное признание. Такая

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.