УДК 343.1 DOI 10.24411/2073-0454-2020-10141
ББК 67.411 © Д.А. Иванов, 2020
Научная специальность 12.00.09 — уголовный процесс
ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ КАК СРЕДСТВО ПОЛУЧЕНИЯ СЛЕДОВАТЕЛЕМ ИНФОРМАЦИИ ОБ ИМУЩЕСТВЕ, НА КОТОРОЕ МОЖЕТ БЫТЬ НАЛОЖЕН АРЕСТ В ЦЕЛЯХ ВОЗМЕЩЕНИЯ ВРЕДА, ПРИЧИНЕННОГО ПРЕСТУПЛЕНИЕМ
Дмитрий Александрович Иванов, начальник кафедры предварительного расследования, доктор юридических наук, доцент, Почетный сотрудник МВД России
Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: [email protected]
Аннотация. Рассматриваются возможности использования информационных ресурсов в целях получения следователем информации об имуществе, на которое может быть наложен арест. Обоснован вывод о том, что использование следователем различных стремительно развивающихся баз данных и информационных ресурсов в целях установления имущества, на которое может быть наложен арест, создает реальные гарантии возмещения вреда, причиненного преступлением.
Ключевые слова: вред, причиненный преступлением, следователь, наложение ареста на имущество, предварительное расследование.
INFORMATION RESOURCES AS A MEANS OF OBTAINING INFORMATION BY THE INVESTIGATOR ABOUT THE PROPERTY, WHICH CAN BE SEIZED IN ORDER TO COMPENSATE FOR THE HARM CAUSED BY THE CRIME
Dmitry A. Ivanov, Head of the Department of Preliminary Investigation, Doctor of Legal Sciences, Associate Professor, Honorary Employee of the Ministry of Internal Affairs of Russia
Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail: [email protected]
Abstract. The possibilities of using information resources in order to obtain the investigator information on property that may be seized. The conclusion is substantiated that the use by the investigator of various rapidly developing databases and information resources in order to establish property that may be seized creates real guarantees of compensation for damage caused by the crime. Keywords: harm caused by a crime, investigator, seizure of property, preliminary investigation.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Иванов Д.А. Информационные ресурсы как средство получения следователем информации об имуществе, на которое может быть наложен арест в целях возмещения вреда, причиненного преступлением. Вестник Московского университета МВД России. 2020;(3):84—87.
Говоря о наличии сведений относительно имущества, подлежащего аресту, представляется актуальным осветить вопрос, касающийся информационных ресурсов с помощью которых следователь может получить такого рода информацию. Своевременным будет указать учреждения и организации, в которых можно получить интересующие следователя сведения с учетом специфики того или иного имущества, на которое предполагается наложить арест.
В качестве таких источников выступают: ♦ Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр)1, где представляется необходимым получить сведения об имеющихся правах на недвижимое имущество и сдел-
ках с ним, а также об участии в долевом строительстве2. Территориальные органы Росреестра и отделения Бюро технической инвентаризации (БТИ) также обладают информацией о наличии земельных участков, зарегистрированных на конкретное лицо либо на его родственников. В частности, какуспешноере-
1 Постановление Правительства Российской Федерации от
1 июня 2009 г. № 457 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» (с изм. и доп.) // СЗ РФ. 2009. № 25. Ст. 3052.
2 Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (с изм. и доп.) // СЗ РФ. 2005. № 1 (ч. 1). Ст. 40.
шение данной задачи следует отметить материалы уголовного дела № 108652, расследованного в Следственном управлении МВД по Чувашской Республики в отношении Ш, являющегося учредителем и директором ООО «Стар21.ком», ООО «Прайд», ООО «Драйв-авто» и ООО «Ипсум», по признакам преступлений, предусмотренные ч. 4 ст. 196, ч. 4 ст. 159, ч. 2 ст. 201 УК РФ по фактам мошенничества в отношении физических лиц и преднамеренного банкротства, повлекшее причинение имущественного вреда на сумму 306 млн руб. В результате надлежащей и оперативной организации совместной работы1 органов предварительного следствия и территориальных органов Росреестра установлены1 третьи лица, на которых зарегистрированы! четыре земельных участка, фактически принадлежащих обвиняемому. На обнаруженные земельные участкина-ложен арест, тем самым приняты меры обеспечительного характера в размере 332 млн руб.3;
♦ Федеральная налоговая служба (ФНС России)4, обладающая сведениями о зарегистрированных юридических лицах и индивидуальных предпринимателях. Примером надлежащей рработ органов предварительного расследования и ФНС России по обеспечению возмещения вреда, причиненного уголовно наказуемыми деяниями, могут служить материалы! уголовного дела № 10/14138, возбужденного в Следственном управлении МВД по Республике Северная Осетия — Алания по ч. 4 ст. 159 УК РФ по факту хищения М. и С. путем незаконного возмещения налога на добавленную стоимость (НДС) посредством предоставления сведений о совершении мнимых сделок между подконтрольными преступникам организациями бюджетных денежных средств в сумме 265 млн 911 тыс. руб. В целях возмещения вреда, причиненного бюджету Российской Федерации, установлено место нахождения и наложен арест на имущество обвиняемых на общую сумму 376млн 356 тыс. руб., превышающий общую сумму причиненного имущественного вреда5;
♦ Государственная инспекция безопасности дорожного движения МВД России, которая может предоставить сведения о зарегистрированных транспортных средствах (с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см и максимальной конструктивной скоростью более 50 км/час, а также прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования);
♦ банки и кредитные организации6, располагающие сведениями о банковских операциях и других сделках в рублях и в иностранной валюте, а также о предоставлении в аренду специальных помещений или находящихся в них сейфов и ячеек, предназначенных для хранения документов и иных ценностей;
♦ в нотариальных конторах, у нотариусов, занимающихся частной практикой, и уполномоченных на совершение нотариальных действий должностных лиц можно получить информацию (документы) о совершенных нотариальных действиях;
♦ национальное центральное бюро Интерпола7 обладает сведениями из других государств о сбыте похищенного имущества8. При этом в ходе предварительной проверки сообщений о преступлениях и правонарушениях в сфере экономики, а также в ходе проведения оперативно-разыскных мероприятий по делам указанной категории через НЦБ Интерпола могут быть получены официальные наименования юридических лиц, зарегистрированных за рубежом. Кроме этого НЦБ Интерпола располагает сведениями об их юридических адресах, номерах и датах регистрации; фамилиях и именах физических лиц — руководителей (в отдельных случаях — учредителей, акционеров); направлениях деятельности; размерах уставного капитала; сведениях о деятельности юридических и физических лиц криминального характера;
3 Обзор Следственного департамента МВД России «О состоянии совместной работы по установлению, изъятию и возврату потерпевшим имущества и денежных средств» от 4 мая 2016 г. № 17/2-11237.
4 Постановление Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» (с изм. и доп.) // Российская газета. 2004, 6 окт.
5 Обзор Следственного департамента МВД России «О состоянии совместной работы по установлению, изъятию и возврату потерпевшим имущества и денежных средств» от 4 мая 2016 г. № 17/2-11237.
6 Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (с изм. и доп.) // СЗ РФ. 1996. № 6. Ст. 492.
7 Указ Президента Российской Федерации от 30 июля 1996 г. № 1113 «Об участии Российской Федерации в деятельности Международной организации уголовной полиции — Интерпола» (с изм. и доп.) // СЗ РФ. 1996. № 32. Ст. 3895.
8 Приказ МВД России № 786, Минюста России № 310, ФСБ России № 470, ФСО России № 454, ФСКН России № 333, ФТС России № 971 от 6 октября 2006 г. «Об утверждении Инструкции по организации информационного обеспечения сотрудничества по линии Интерпола» (с изм. и доп.) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2006. № 47. С. 5-8.
♦ при расследовании уголовных дел о преступлениях экономической и коррупционной направленности запрашивается информация в подразделениях Росфинмониторинга о наличии счетов, движении активов, имуществе и других ценностях подозреваемых (обвиняемых), а также их близких родственников. Примером своевременного обращения и эффективного взаимодействия органов предварительного расследования с территориальными подразделениями Росфинмониторинга может служить уголовное дело, расследованное в Следственном управлении УМВД России по Архангельской области в 2015 г. по обвинению П. в совершении преступлений, предусмотренных ч. 4 ст. 159, ч. 2 ст. 174.1 УК РФ. В ходе предварительного следствия с целью установления факта притворности сделки по продаже обвиняемым П. недвижимого имущества следователем был направлен запрос в МРУ Росфинмониторинга по СевероЗападному федеральному округу с постановкой конкретных задач на установление параметров состоявшейся сделки. Полученные результаты о мнимости сделки были использованы при производстве предварительного расследования, и на здание стоимостью 5 млн. 911 тыс. руб. был наложен арест, что позволило обеспечить возмещение причиненного имущественного вреда на 1000/<?.
Указав основные государственные органы, располагающие информационными ресурсами в которых имеется интересующая следователя информация об имуществе, на которое может быть наложен арест, следует отметить, что, начиная с первоначального этапа предварительного следствия, именно следовать должен организовать незамедлительное проведение следственных действий, направленных на выявление имущества и денежных средств, подлежащих аресту, в целях последующего удовлетворения заявленных исковых требований. Следует также обеспечить установление движения похищенных денежных средств по расчетным счетам фиктивных организаций, определение конечных получателей похищенного, а также конкретных лиц, являющихся выгодоприобретателями по сделкам, совершенным с указанными денежными средствами.
Должностным лицам, осуществляющим предварительное расследование, целесообразно использовать современные информационные базы данных (страховых компаний, банков, кредитных организаций и т.п.), а также информацию, содержащуюся в
аккаунтах подозреваемых (обвиняемых), зарегистрированных в социальных сетях («Одноклассники», «ВКонтакте», «Фейсбук» «Инстаграм» и др.) с целью получения достоверных данных о возможном владении или распоряжении имуществом, на которое может быть наложен арест.
В случаях, когда предметом хищения являются денежные средства, похищенные с расчетных счетов физических и юридических лиц, целесообразно осуществлять их розыск путем истребования в банках выписок по расчетным счетам. При этом следователю рекомендуется обращаться в районные суды с ходатайствами о наложении ареста на похищенные денежные средства в целях недопущения последующего их перевода и обналичивания.
По уголовным делам, предметом хищения по которым являются мобильные устройства (телефоны, планшетные компьютеры), целесообразно обращаться в суды с ходатайствами о разрешении получения в компаниях-операторах сотовой связи информации о совершенных с похищенных мобильных устройств соединениях и о лицах, в чьем пользовании находится похищенное имущество. Обоснованным будет и последующее изъятие указанного имущества, осуществляемое в ходе проведения таких следственных действий, как обыск, личный обыск, выемка.
При расследовании уголовных дел по фактам неправомерного завладения недвижимым имуществом следователям необходимо принимать меры к прекращению дальнейших сделок с указанным объектом недвижимости с целью возмещения имущественного вреда потерпевшим. При этом объекты недвижимости следует признавать вещественными доказательствами, а в информационный реестр Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии направлять сообщения о прекращении регистрации сделок с указанными объектами недвижимости. Одновременно, и как можно более оперативно, вносить в суд ходатайство о наложении ареста на имущество [1, с. 16-17].
Подтверждение успешной реализации данного направления деятельности могут служить мате-
9 Обзор Следственного департамента МВД России «О состоянии совместной работы по установлению, изъятию и возврату потерпевшим имущества и денежных средств» от 4 мая 2016 г. № 17/2-11237.
риалы уголовного дела, расследованного в Следственном управлении УВД по САО ГУ МВД России по г. Москве, из которых следует, что М. не позднее 21 ноября 2012 г. в не установленном следствием месте вступил в предварительный сговор с не установленными следствием лицами, направленный на приобретение права собственности на квартиру, расположенную по адресу г. Москва, ул. Лавочкина, д. ХХ, корп. Х, кв. ХХХ, принадлежащую по праву собственности Б. В дальнейшем, реализуя свой преступный умысел, М. совместно с неустановленными следствием соучастниками, используя поддельный паспорт и представляясь личными данными Б., путем обмана заключил с К. договор купли-продажи указанной квартиры. Таким образом, М. совместно с неустановленными следствием соучастниками путем обмана распорядился чужим имуществом, лишив Б. права собственности на квартиру. В ходе предварительного расследования потерпевшим Б. быт заявлен гражданский иск, и в целях обеспечения исполнения приговора в части гражданского иска на указанную квартиру был наложен арест в виде запрета ею распоряжаться, а Управлению Росре-естра по г. Москве направлен запрет на осуществление государственной регистрации сделок с указанной квартирой10.
В заключение следует отметить, что наложение ареста на имущество как мера процессуального
принуждения носит превентивный и, в то же время, обеспечительный характер, заключающийся в пресечении умысла подозреваемого, обвиняемого, направленного на сокрытие, реализацию или иное законное отчуждение имущества. При этом использование следователем различных стремительно развивающихся баз данных и информационных ресурсов в целях установления имущества, на которое может быть наложен арест, создает реальные гарантии возмещения вреда, причиненного преступлением.
Литература
1. ЕпихинА.Ю. Наложение ареста на имущество как мера обеспечения исполнения приговора в виде значительного штрафа // Российский следователь. 2012. № 16. С. 16-17.
References
1. Epikhin A.Yu. Nalozhenie aresta na imushche-stvo kak mera obespecheniya ispolneniya prigovora v vide znachitel'nogo shtrafa // Rossiyskiy sledovatel'. 2012. № 16. S. 16-17.
10 Обзор Следственного департамента МВД России «О состоянии совместной работы по установлению, изъятию и возврату потерпевшим имущества и денежных средств» от 4 мая 2016 г. № 17/2-11237.
ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
4-е изд., перераб. и доп. Учебник. 439 с. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник» Гриф НИИ образования и науки Под ред. И.А. Климова
Изложены базовые положения теории оперативно-разыскной деятельности (ОРД) в Российской Федерации. Приведены материалы, касающиеся правового регулирования оперативно-разыскной деятельности, оснований и условий проведения оперативно-разыскных мероприятий, оперативно-разыскного обеспечения уголовного судопроизводства и других вопросов, не составляющих государственную тайну.
В основе учебника — Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 5 июля 1995 г. (с многочисленными изменениями и дополнениями).
Для студентов, слушателей и курсантов учебных заведений системы правоохранительных органов Российской Федерации.
Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя
Оперативно-розыскная
деятельность
Учебник
Четвертое издание