Научная статья на тему 'Информационные процессы в экономической деятельности как драйверы развития информационного общества'

Информационные процессы в экономической деятельности как драйверы развития информационного общества Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
369
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ПРОГРЕСС / ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION SOCIETY / PROGRESS / TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Сухов А. В., Стреха А. А.

В статье приводится обзор взглядов зарубежных и отечественных исследователей на термин «информационное общество» и его развитие. Приводится математическая интерпретация «богатства технологии».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION PROCESSES IN ECONOMIC ACTIVITIES AS DRIVERS FOR DEVELOPMENT OF INFORMATION SOCIETY

The article considers opinions of foreign and domestic researches for the term «information society» and its development as well as provides mathematical interpretation of «wealth of technologies».

Текст научной работы на тему «Информационные процессы в экономической деятельности как драйверы развития информационного общества»

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ДРАЙВЕРЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

Сухов А.В., д.т.н., профессор Стреха А.А., к.э.н.

В статье приводится обзор взглядов зарубежных и отечественных исследователей на термин «информационное общество» и его развитие. Приводится математическая интерпретация «богатства технологии».

Ключевые слова: информационное общество, прогресс, технологии.

INFORMATION PROCESSES IN ECONOMIC ACTIVITIES AS DRIVERS FOR DEVELOPMENT OF INFORMATION SOCIETY

Sukhov A., doctor of technical sciences, professor Strekha A., candidate degree of economic sciences

The article considers opinions of foreign and domestic researches for the term «information society» and its development as well as provides mathematical interpretation of «wealth of technologies».

Keywords: information society, progress, technologies.

Конец XX и начало XXI столетия характеризуются огромными качественными изменениями в производительных силах мирового хозяйства. Можно утверждать, что ряд стран Запада находится в начале качественно иного этапа своего развития, принципиально меняющего не только уклад жизни, но и весь характер общественного и технологического развития. Однако относительно масштабов распространения так называемой «цифровой революции» [1] и возможности смены соответствующего общественного уклада в других странах однозначного мнения среди ученых и практиков не выработано. На одном полюсе находятся те, кто утверждает, что мир представляет собой единую систему, в которой информация, являясь ведущим ресурсом развития и распространяясь без особых ограничений, позволяет подтянуть слабые звенья и сформировать одноуровневое пространство. Другие утверждают, что информационное преимущество ведет к углублению технологического разрыва и дальнейшему расколу цивилизаций.

Стремительное развитие науки, техники и производства привело к усилению роли информационного фактора. Современное производство все более интенсивно использует новые открытия и достижения науки, а, следовательно, и более интенсивный поток научной информации. Любая научная идея, открытие или разработка должны быть подготовлены в виде соответствующих файлов в определенной базе данных, и только тогда они могут быть эффективно востребованы и быстро использованы. Таким образом, темпы научнотехнического прогресса зависят, прежде всего, от возможностей общества перерабатывать постоянно возрастающие объемы информации, от уровня развития информационной инфраструктуры, а также от расширения потока информации.

Можно с уверенностью утверждать, что уже в ближайшем будущем научно-технический прогресс будет основываться на оптимальном выборе технологий, что возможно сделать только при эффективной обработке потока научной информации. Отсюда понятно, что экономика уже на современном этапе требует развития информационной системы. Роль информационного фактора возрастает по мере специализации и кооперации производства и формирования интеграционных связей между объектами различных уровней [1]. В настоящее время скорость смены технологических укладов в производстве, технологиях предоставления продукции, услуг и в управлении этими процессами существенно увеличилась. Если в начале и даже середине XX в. такие смены происходили в периоды времени, значительно превышающие длительность жизни одного-двух поколений, то сегодня смена технологического уклада происходит за более короткий срок. При этом кардинально меняются образ жизни большей части населения, социально-психологическая модель поведения людей и общества в целом. По мнению большинства ученых, это характеризует информационный этап развития общества.

Термин «информационное общество» появился на рубеже 1960 -1980-х гг. для идентификации новой фазы социального развития, идущей на смену индустриальному обществу [2]. Определение данной стадии как информационной базируется на том, что основным характеризующим ее фактором является информация, в частности,

рост ее объема во взаимодействиях отдельных индивидуумов, социумов и общества в целом. Этот рост обусловлен, в первую очередь, изменением материально-технической базы общества и повышением эффективности социального и экономического управления при условии достаточного научно-технического потенциала. При терминологическом определении нового этапа социального развития следует также учитывать фактор новой техники и технологии, обеспечивающий логическую управляемость современного общества, его высокую функциональную эффективность по основным критериям оперативности, комфортности, полноты и точности.

Термин «информационное общество» [3] вводится в науку в начале 1960-х гг. независимо друг от друга Ф. Махлупом в США и Т. Умесао в Японии. Основы теории информационного общества заложены в работах 3. Бжезинского, Д. Белла, О. Тоффлера. В 1970-е -1980-е гг. существенный вклад в развитие теории информационного общества внесли японский экономист И. Масуда, американский экономист М. Порат, британский экономист Т. Стоуньер и др. [1]. В. Иноземцев отмечает особое влияние японских ученых в исследовании информационного общества: это и Т. Умесао, Й. Масуда, а также Т. Сакайя. Теория информационного общества рассматривается ими как составная часть постиндустриальной концепции. Некоторые авторы прямо используют термины «постиндустриальное общество» и «информационное общество» в качестве синонимов.

Разработка проблемы эффективного функционирования предприятий в современном информационном обществе предполагает, прежде всего, выяснение структуры и содержания данного явления, определение основных входящих в него компонентов, а также выработку концептуальных подходов к рассмотрению данных вопросов.

Большое внимание, уделяемое аспектам формирования и развития информационного общества в настоящее время в научной и специальной литературе, все же не позволяет говорить о единстве мнений по содержанию данной категории и требует критического подхода уже на сущностном уровне. Постараемся, однако, выяснить, что объединяет взгляды различных ученых, приняв за основу определение, предложенное в словаре по информатике: «Информационное общество - новая историческая фаза развития цивилизации, жизнедеятельность человека, которая, прежде всего, связана с созданием, переработкой и использованием информации».

В приведенном высказывании необходимо обратить внимание на то, что информационное общество основывается на информатизации процессов, происходящих внутри него. В основе информатизации, в свою очередь, всегда лежат причины, импульсы, которые обусловливают, но не исчерпывают содержания информационных процессов. Поэтому ограничивать, как это делает американский социолог Д. Белл [2], определение информационного общества только причинами и последствиями, к которым приводит формирование информационного этапа развития (появление новых отраслей и специальностей и радикальная модификация традиционных; возрастание роли информации в традиционных отраслях; коренной переворот в сфере познания - новизна заключается в кодификации теоретических знаний и возрастании их роли в инновационном процессе),

было бы неправомерно.

Следует, очевидно, согласиться с исследователями [3], что информатизация общества - организованный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов [2]. Бесспорно, информатизация есть процесс и, как всякий процесс, представляет собой движение, последовательную смену состояний, тесную связь следующих друг за другом стадий развертывания явлений. Однако авторами не учитываются процессы развития и реализации этапов информатизации в контексте инновационных факторов становления информационного общества.

Также заслуживают критического отношения высказывания некоторых ученых о главенствующей роли информационных технологий в становлении информационного общества. Это неоднократно подчеркивалось Р. Айрисом. Современный период он определил как технологическую революцию, основанную на информации. Этой же точки зрения придерживается М. Кастельс. Он определяет новый этап развития общества как информационно-технологическую революцию и основное внимание при этом отводит технологиям обработки информации и коммуникациям [4]. Им подчеркивается, что современную революцию характеризует не центральная роль знаний и информации, но применение таких знаний и информации к генерированию знаний и устройствам, обрабатывающим информацию и осуществляющим коммуникации в кумулятивной петле обратной связи между инновацией и направлениями использования инноваций.

Не следует отождествлять понятия компьютеризации и информатизации общества. При компьютеризации общества основное внимание уделяется развитию и внедрению технической базы компьютеров, обеспечивающих оперативное получение результатов переработки информации и ее накопление. При информатизации общества основное внимание уделяется комплексу мер, направленных на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего и своевременного знания во всех видах человеческой деятельности. Такой точки зрения придерживается и А.И. Ракитов. В своей работе «Философия компьютерной революции» [5] он утверждает, что «критерий прогресса измеряется мерой свободы, которую общество в состоянии предоставить индивиду». Роль компьютерной революции, обеспечивающей «технологию для автоматизации и контроля производства», становящейся «элементом бытового комфорта», заключается в том, что она выступает предпосылкой и следствием свободы, социального прогресса, а также движения человека к своей нынешней исторической цели - свободной творческой самореализации.

Таким образом, «информатизация общества» является более широким понятием, чем «компьютеризация общества», и направлена на скорейшее овладение им информацией для удовлетворения своих потребностей. В понятии «информатизация общества» акцент надо делать не столько на технических средствах, сколько на сущности и цели социально-технического прогресса. Компьютеры являются базовой технической составляющей процесса информатизации общества. В условиях информационного общества основным залогом увеличения национального дохода становится «технология». Математически это выглядит следующим образом:

W = Р-Тн,

где W - размер богатства;

Р - естественные ресурсы;

Т - технологии;

Н - степень влияния.

Технология приумножает сама себя, так как каждое достижение создает основу для будущего. Таким образом, технология в информационном обществе является определяющим рычагом развития и формирует структуру производственных и непроизводственных факторов. Вокруг проблем оценки роли технологий в развитии нового общества ведутся широкие дискуссии, затронувшие не только научное сообщество, но и представителей бизнеса и широкой общественности. В этих дискуссиях можно выделить несколько точек зрения.

Прогресс в современном обществе возможен только на основе овладения высокими технологиями и их внедрения во все сферы общественного развития. Поскольку подавляющая часть новейших технологий сосредоточена в странах «золотого миллиарда», то они в дальнейшем будут развиваться ускоренными темпами и так называемый «раскол цивилизаций» будет увеличиваться.

Другая точка зрения, которую особенно часто отстаивают представители крупнейших корпораций, занятых в сфере компьютерной индустрии, состоит в понимании сути проблемы не в самих технологиях, а в глобальных коммуникациях, глобальном общении, глобальных обменах, глобальных идеях. Именно коммуникации в информационном обществе дают возможность приобщиться к новейшей информации и знаниям, использование которых способствует решению общественных проблем. Следовательно, необходимо участие государства и крупнейших корпораций в широком распространении средств коммуникации и знаний.

Еще У. Дайзард отмечал, что современная технология ускоряет темпы изменений тем, что систематически расширяет области воздействия - политические, экономические и культурные. В коммуникационной и информационной сферах новые технологии уже давно не развиваются линейно, они взаимно конвергируются. Общая модель изменений - трехстадийное прогрессирующее движение: становление основных экономических отраслей по производству и распределению информации; расширение номенклатуры информационных услуг для других сфер и правительства; создание сети информационных услуг на потребительском рынке. Причем первая стадия была изучена М. Поратом в середине 1970-х гг. и названа им «первичным информационным сектором». Здесь доминирует несколько крупных корпораций-производителей техники, составляющих национальную информационную и коммуникационную инфраструктуру и имеющих колоссальные размеры и влияние (достаточно сказать, что самая большая из них - АТТ - имела в конце 1970-х гг. валовой доход, превышающий ВНП 118 стран мира, вместе взятых). Вторая стадия обозначилась к концу 1970-х - началу 1980-х гг. и была представлена частными и общественными отраслями и организациями в качестве главных пользователей новой информационной технологии - это банковская и управленческая сферы, система здравоохранения, индустрия образования. Третья, самая важная, стадия - массовая «консумеризация» высокотехнологичных информационных услуг, ассоциирующаяся чаще всего с домашним компьютером. Возможности, предоставляемые новой технологией, отмечал У. Дайзард, в полной мере могут быть реализованы лишь в тех странах, которые «привержены принципам свободы информации», а их меньшинство. Новые технологии обеспечивают простор для творческого индивидуализма и создают новые проблемы взаимоотношений между правительством, предпринимателями, рабочей силой, финансовыми кругами и университетами. У. Дайзард считал, что политика в области информации и коммуникаций должна быть иной, чем в других сферах, например в жилищном строительстве или здравоохранении, так как она связана с «фундаментальными проблемами человеческой личности и ее ценностями», и в связи с ускорением темпов изменений необходимо «коллективизировать наш разум, но не централизованными авторитарными методами, а развивая диалог на коллективной информационной основе...» [6]. Идея необходимости формирования нового индивидуального и коллективного сознания на основе новой информационной и коммуникационной системы основана разделяемой большинством западных социологов убежденности в том, что человечество приблизилось к пределу своей способности справляться с социальными трудностями. Ценность же информационных технологий (ИТ), по У. Дайзарду, состоит в том, «что они могут быть своего рода «спутниками наблюдения» за состоянием общественного сознания и общественных процессов», если будут объединены в систему «универсальную, многостороннюю и доступную каждому человеку.» (Любопытно, что в этом описании четко видны черты сегодняшнего Интернета.)

Литература:

1. Masuda Y. The Information Society as Post-Industrial Society. Washington, D.C.: World Future Society, 1991. - P. 171.

2. Белл Д. Третья технологическая революция и ее возможные последствия. - М.: ИНИОН РАН, 1990. - 250 с.

3. Чоговадзе Л. Информация, общество, человек. - М: Дата+, 2003. - 320 с.

4. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / Пер. с англ. / Под науч. ред. О.И. Шкаратана. - М.: ГУ-ВШЭ, 2000. - 608 с.

5. Алиев В.С. Информационные технологии и системы финансового менеджмента: Учебное пособие. - М.: Инфра-М, 2007. - 320 с.

6. Ашмарина С.И. Методология формирования и использования информационных ресурсов на промышленных предприятиях: Дисс. докт. экон. наук. - Самара, 2004 - 381 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.