УДК 316
ИНФОРМАЦИОННЫЕ И ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО
ОБЩЕСТВА
Сухов Евгений Иванович, соискатель, старший преподаватель кафедры информатики и информационных технологий, начальник отдела информационных технологий
Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий, г. Тюмень, Россия 9222692@gmail. com
В статье приводится анализ основных концепций и теорий к исследованию влияния информационных и телекоммуникационных технологий на развитие информационного общества, а также дается характеристика общества основанного на использование таких технологий.
Ключевые слова: информационное общество; информационные
технологии; телекоммуникационные технологии; информационные сети.
INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES AS A FACTOR OF DEVELOPMENT OF INFORMATION SOCIETY
Evgeniy Sukhov, aspirant, senior lecturer,
Chief of Information Technologies Department
Tyumen State Academy of Culture, Arts and Social Technologies
Tyumen, Russia 9222692@gmail. com
The article provides main concepts and theories of research influence of information and communication technologies on development of information society and also characteristics of society based on this technologies is given.
Keyword: information society; information technologies; communication
technologies; information nets.
В 50-х гг. XX века в развитых странах мира начался процесс изменения социальной структуры и социальных коммуникаций в обществе. Данные изменения были вызваны сменой индустриальных средств производства, наукоемкими технологиями, а также увеличением роли знаний, которые стали определяющим фактором развития и системообразующими чертами нового общества.
Для обозначения данного общества социологи, политологи, экономисты использовали разные термины. Например Дж. Гелбрейт называет его новым индустриальным обществом [1], Ж.-Ф. Лиотар - постмодерн [2], З. Бжезинский
- технотронная цивилизация [3], Э Тоффлер - третья волна или супериндустриальное общество [4], П. Дракер - общество знания [5], К. Кларк
- общество информации и услуг [6].
Впоследствии в науке закрепился более распространенный термин -информационное общество, которое впервые было высказано американским экономистом Ф. Махлупом в работе «Производство и применение знания в США» [7].
В результате исследования информационного общества были сформированы различные концепции и теории информационного общества.
В социологии сложилось два подхода к определению информационного общества. Основоположники первого Д. Белл, Э. Тоффлер, Дж. Нейсбит, Н. Негропонте, Ж. Бодрияр, М. Кастельс считают, что информационное общество является новым этапом развития человечества. Г.Шиллер, Э. Гидденс, Ю.
Хабермас, напротив, полагают, что информационное общество это информатизация существующего постиндустриального общества.
Исследуя причины возникновения информационного общества, социологи разделились на сторонников различных теорий:
- Ф. Махлуп, М. Порат, Д. Белл считают что, информационное общество возникло вследствие роста информационного сектора в экономике;
- Т. Умесао, Ю. Хаяши, Ю. Ито и др. сторонники теории «информационного взрыва», т.е. информационное общество появилось вследствие количественного роста информации, что вызвало острую потребность в появлении средств её обработки, хранению и передачи;
- Э.С. Даффа, С. Нора и А. Минка развивали теорию возникновения информационного общества за счет распространения информационнокоммуникационных технологий.
Несмотря на различные подходы, исследователи считают, что одним из условий существования и развития информационного общества являются информационно-коммуникационные технологии.
П. Дракер говорит, что технологии рассматриваются как решающий фактор процесса формирования той или иной социально-экономической системы. По его мнению, процесс автоматизации и информатизации заменил физический труд умственным, пролетариат индустриального типа на работников умственного труда. Такое превращение невозможно без применения информационных технологий [5].
Сторонники теории «информационного взрыва» утверждают, что количественный рост информации привел к появлению целой индустрии переработки информации на базе компьютерных и информационнотелекоммуникационных технологий. Следовательно, основой существования информационного общества наряду со знаниями, информацией являются информационные технологии.
Информационные и телекоммуникационные технологии определили переход экономики на информационный этап своего развития. На данном этапе информационные технологии и информация выделяются в основную отрасль экономики, где вся экономическая деятельность направлена на производство и потребление информации.
Влияние информационных технологий на социальное развитие доказывает М. Кастельс. Информационное общество основано на информационных технологиях, которые оказывают всепроникающее воздействие на все сферы жизни общества - культуру, способы социальной организации пространства и времени, организационные формы экономики, взаимоотношения государства и гражданского общества [8].
В своем исследовании М. Кастельс выделяет четыре основные черты социальной структуры общества основанного на использовании информационных технологий. Первая характеризуется широкой социальной и культурной дифференциацией, ведущей к сегментации пользователей/зрителей, читателей/слушателей. Сообщения не только сегментированы по рынкам, следуя стратегиям отправителей, но также все больше диверсифицируются пользователями, захватывающими сообразно своим интересам преимущества интерактивных возможностей. Вторая черта характеризуется ростом социальной стратификации среди пользователей. Выбор мультимедиа будет ограничен не только людьми, имеющими время и деньги для доступа, и странами с достаточным рыночным потенциалом; решающими в использовании взаимодействия для блага каждого пользователя будут культурные/образовательные различия. Информация о том, куда смотреть, и знание о том, как использовать сообщение, будут существенны для подлинного восприятия системы, отличной от стандартно настроенных средств массовой информации. Таким образом, мир мультимедиа будет населен двумя различными популяциями: взаимодействующей и включенной во
взаимодействие, с теми, кто способен выбирать свои мультинаправленные цепи
коммуникации, и теми, кого будут снабжать ограниченным количеством заранее "упакованных" вариантов выбора. Третья черта, по М. Кастельсу, заключается в том что коммуникация всех видов сообщений в одной и той же системе, даже если система интерактивна и селективна (в сущности, именно благодаря этому), индуцирует интеграцию всех видов сообщений в общей когнитивной структуре. Прием аудиовизуальных новостей, образовательных передач и шоу на одном и том же средстве - это еще один шаг к смешению содержания, которое уже имеет место в массовом телевидении.
И четвертая черта такого общества, считает М. Кастельс, самая важная черта мультимедиа состоит в том, что они охватывают в своей сфере большинство видов культурного выражения во всем их разнообразии. Их пришествие равносильно концу разделения, даже различия между аудиовизуальными средствами и печатными средствами массовой информации, общедоступной и высокой культурой, развлечениями и информацией, образованием и пропагандой [8].
Таким образом, появление качественно новых информационных технологий оказало влияние на формирование нового уклада общественной жизни.
Другим важным фактором развития информационного общества стало развитие информационных сетей, которые позволили создать каналы передачи данных, основанные на телекоммуникационных технологиях. Именно с использованием информационных сетей началось массовое распространение информации в пределах небольших организаций, регионов, страны и целых континентов, что стало важным направлением в процессе формирования информационного общества.
Значимость развития данных технологий и их влияние на развитие общества доказывается в работах М. Маклюэн, Е. Масуда, Д. Белл, Э. Тоффлер, М. Кастельс.
Э. Тоффлер, видел в средствах коммуникации главный двигатель человеческого прогресса. В ходе своего исследования опыта внедрения компьютерных систем в различных организациях, он говорит о компьютерных сетях: «Рассредоточение компьютеров по домам стало следующим шагом в создании пространства интеллектуальной среды» [9].
В условиях информационного общества информация распространяется столь же эффективно, как товар или сырье в индустриальном обществе. Следовательно, в обществе возникает потребность в развитии каналов передачи данных, так как старые каналы не способны справиться с ежегодно возрастающим объемом информации.
Д. Белл предсказывал внедрение информатизации в развитие всех сторон жизни общества на основе компьютерных технологий и даже утверждал, что в будущем рынок будет заменен организованным обменом на основе компьютерных сетей. Такие сети, по его мнению, строятся на основе телекоммуникаций. Основой появления нового общества должна стать телекоммуникационная революция, которая позволит перейти от индустриального к сервисному (информационному) обществу [9].
Информационная сеть в узком значении понимается как технологическая среда, которая состоит из каналов связи (проводная- , радио- , спутниковая связь), узлов (маршрутизаторов, коммутаторов) и клиентских устройств (компьютеры). В более широком смысле информационные сети являются свободной средой коммуникации между людьми, что сделало их не просто техническим средством передачи информации, а одним из каналов связи в рамках социальной коммуникации. Следовательно, информационная сеть социальна, она позволяет устанавливать новые социальные отношения, социальные возможности. Данное утверждение приводится в концепциях различных социологов тем, что новые технологии обладают интерактивностью, при которой возможна обратная связь между участниками коммуникации, что делает общение в информационных сетях полноценным актом социальной
коммуникации. И наоборот отсутствие обратной связи разрушает процесс коммуникации.
Как доказывает Э. Тоффлер, во всех обществах существует коммуникационная среда, или инфосфера, которая сложилась на стыке техно- и социосферы, которые она обслуживает, помогая интегрировать экономическое производство с поведением отдельных людей. Каждая из этих сфер выполняет свою ключевую функцию в более крупной системе, а все вместе они образовали структуру информационного общества [4].
Об изменениях в социальной сфере исследователь говорит о наступлении новой эпохи субкультур, в которой меняется социальная структура общества. В таком обществе вместо классического деления на экономические классы, состоящие из собственников и наемных рабочих, страт в виде низших, средних и высших, общество дифференцируется по профессиям, уровню образования, квалификации, а также доступа к информационным источникам и процессам.
Социально-экономическая структура общества сохранит черты социального неравенства присущего другим обществам. Сохранится собственность, классовое разделение и деление на страты. Разделение основывается на доступности к информации и технологиям их обработки.
Таким образом, развитие информационных и телекоммуникационных технологий, информационных сетей, и их включение в социальную среду способствовало развитию современного информационного общества.
Литература
1. Гэлбрейт, Д. Новое индустриальное общество. Избранное / Джон Кеннет Гэлбрейт ; пер. с англ.: П. А. Алябьев. - Москва : Эксмо, 2008. - 1197 с.
- КВК 978-5-699-23657-2.
2. Лиотар, Ж. Ф. Состояние постмодерна / Жан-Франсуа Лиотар ; Пер. с фр. Н. А. Шматко. - Москва : Ин-т эксперим. социологии ; Санкт-Петербург . : Алетейя, 1998. - 159 с. - КВК 5-89329-107-7.
3. Бжезинский, 3. Между двумя веками. Роль Америки в эру технотроники / З. Бжезинский. - Москва : Прогресс, 1972. - 307 с.
4. Тоффлер, Э. Третья волна / Э. Тоффлер ; пер. с англ. К. Ю. Бурмистрова и др. - Москва : АСТ : АСТ Москва, cop. 2009 (Архангельск : ИПП Правда Севера). - 795 с.- ISBN 978-5-17-062498-0.
5. Дракер П. Посткапиталистическое общество // Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология / под ред. В. Л. Иноземцева. -Москва : Academia, 1999. 71с.
6. Кларк, Д. Б. Распределение богатства / Дж. Б. Кларк ; пер. с англ. Д. Страшунского и А. Бесчинского под ред. Л. П. Куракова. - Москва : Г елиос АРВ, 2000. - 367 с.
7. Махлуп Ф. Производство и распространение знаний в США / Фриц Махлуп. - Москва : Прогресс, 1966.
8. Кастельс, М. Информационная эпоха : Экономика, общество и культура / Мануэль Кастельс; пер. с англ. под науч. ред. О.И. Шкаратана ; Гос. ун-т. Высш. шк. экономики. - Москва, 2000. - 606 с. -ISBN 5-7598-0069-8.
9. Белл, Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования / Д. Белл ; пер. с англ. под ред. В. Л. Иноземцева. - Москва, 1999. -783 с. - ISBN 5-87444-070-4.
Рецензент:
Акулич Е.М., доктор социологических наук, доцент (Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий)