тические. Первая группа тем поддерживается общественным интересом к какому-либо событию, которое прошло или в скором времени состоится. Чаще всего это относится к политике, спорту, значимым культурным мероприятиям. Тематическая же группа связана с проблемами, которые волнуют общество на протяжении длительного времени. Это могут быть сезонные проблемы такие, как клещевой энцефалит или остросоциальные, например, терроризм. Тема передачи должна быть четко сформулирована. Это необходимо для того, чтобы не было недопонимания между ведущим, приглашенными гостями и слушателями, которые будут задавать свои вопросы по телефону. Выбрав тему выпуска, ведущий должен тщательно подготовиться к ней: прочитать специальную литературу, различные статьи, желательно просмотреть результаты социологических опросов. После того, как будет определена и сформулирована тема, стоит составить список гостей.
Гостями в эфире, как правило, становятся эксперты в какой-либо области, политики, известные личности. Гости эфира должны хорошо ориентироваться в обсуждаемой проблеме, быть знакомы с информационной картиной страны и мира. Они не должны конфликтовать с ведущим или слушателями, но при этом должны уметь аргументировать и доказывать свою точку зрения. Как правило, профессиональная деятельность гостя тесно связанна с выбранной темой эфира. К обсуждению политических тем приглашаются депутаты и представители общественных и государственных организаций, для обсуждения проблем медицины - врачи, представители фармацевтических компаний. Очень часто гостями ток-шоу могут быть психологи.
Подводя итог всему вышесказанному, стоит отметить, что предопределить успех программы и невозможно, однако можно выделить основные слагающие успешного ток-шоу на радио:
1. Правильно подобранный ведущий, соответствующий типу ток-шоу. Это может быть ведущий-информатор, ведущий-собеседник или ведущий-наставник.
2. Актуальная тема / проблема, которая будет иметь широкий отклик у аудитории (событийная группа или тематическая).
3. Интересные собеседники, безупречные профессионалы в какой-либо области, соответствующей обсуждаемой теме, которые могут аргументировано отстаивать собственную точку зрения.
Список литературы
1. Барабаш, Н. С. Как завоевать доверие аудитории и стать классным радиоведущим [Электронный ресурс] / Н. С. Барабаш - URL: http://www.rakurs.rn/press/NB.pdf (дата обращения : 23. 04.2014).
2. Енин, Е. Ю. Дао разговорной программы [Электронный ресурс] / Е. Ю. Енин. -URL: http://samlib.ru/e/enin_ej/dao.shtml (дата обращения : 02.03.2014).
3. Ключи к эфиру [Текст]. В 2 кн. Кн. 1 : Радиожурналист и политика / А. И. Рувин-ский, Ю. А. Семенов, И. Н. Тхагушев [и др.]; под ред. Г. А. Шевелева. - М. : Аспект-Пресс, 2007. - 248 с.
4. Лебедева, Т. В. Жанры радиожурналистики : учебное пособие [Текст] / Т. В. Лебедева. - М. : Аспект Пресс, 2012. - 224 с.
5. Прощикин, Т. А. Организация телевизионного ток-шоу [Текст] / Т. А. Прощикин. -М. : ИПК РТР, 2006. - 162 с.
6. Рудакова, А. С. Речевые стратегии ведущих в жанре ток-шоу [Текст] / А. С. Рудакова, Н. А. Урюпина // Международн. журнал экспериментального образования. - 2011. -№ 8. - С. 132-133.
Усова В. А.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ АУДИТОРИИ И ПРЕДЛАГАЕМЫЙ ТЕЛЕВИЗИОННЫЙ ПРОДУКТ
В статье рассматривается проблема противоречия между информационными ожиданиями аудитории от телевидения и предлагаемым телевизионным продуктом. Выясняется отношение аудитории к современному телевидению.
Ключевые слова: аудитория, информация, телевидение, информационные потребности, исследование
Все живые организмы нуждаются в определенных условиях для своего существования, но в отличие от животных, людям необходимо удовлетворять не только физиологические потребности. В процессе исторического развития человеческое общество создает все новые потребности. Потребность в информации занимает одно из приоритетных мест в системе ценностей человека. Существует множество вариантов удовлетворения этой потребности, один из них - с помощью средств массовой информации.
Потребности людей, а также информационные интересы и потребности аудитории рассматриваются во многих работах теоретиков. Среди них такие зарубежные авторы, как Д. Ф. Энджел, Р. Д. Блэкуэлл, П. У Миниард, Г. Маркузе, А. Моля, а также отечественные: В. В. Брежнева, А. Г. Здравомыслов, Е. П. Прохоров, C.B. Орлов, Н. А. Дми-триенко, В. В. Тулупов и другие. Несмотря на большую теоретическую базу этой проблемы, с точки зрения практики и современной российской действительности, вопрос информационных интересов и потребностей аудитории остается открытым.
На основе теоретической базы было проведено социологическое исследование «Информационные потребности аудитории и предлагаемый телевизионный продукт». Исследование проводилось среди потребителей телевизионного продукта в апреле 2014 года. Всего в исследовании приняло участие 50 человек, из них 14 мужчин и 36 женщин. Бо-льее половины в возрасте от 18 до 25 лет и не состоят в браке. Это самый активный этап в жизни, когда человек уже сформировался и готов к принятию собственных решений.
Оценив результаты социологического исследования, можно сделать выводы и составить представления об информационных потребностях аудитории.
Современные зрители включают телевизор в основном в вечернее время. И посвящают его просмотру менее 5 часов в неделю. Это объясняется большой занятостью людей и возможностью получать информацию из различных источников помимо телевидения.
Первым этапом мы попытались выяснить общее представление аудитории о телевидении. Для этого были заданы вопросы, касающиеся функций телевидения, мотивов обращения аудитории к телевидению и впечатление о телевизионном контенте.
Как видно из Рис. 1, 46 % опрошенных считают основной функцией телевидения -информационную и абсолютно никто не считает основной функцией - воспитательную. Это может быть вызвано негативной переоценкой слова «воспитание», приписыванием ему назидательности. Вероятно, что аудитория, получая информацию, сама может расставить приоритеты ее усвоения.
Рис. 2 показывает, что главной целью просмотра телевидения для 40 % аудитории является развлечение и отдых. Такая расстановка приоритетов может говорить о том, что телевидение не может дать потребителям той информации, которая будет для них значима. А развлекательного контента существует в избытке.
воспитательная
Рас. 2. Основные мотивы обращения аудитории к телевидению
Другое:
4%
Рас. 3. Каких телепередач большее количество на телеэкране, по мнению аудитории
Определяя, каких передач на телеэкране большинство, (Рис. 3) 30 % опрошенных ответили, что рекламы. Возможно, в сознание аудитории реклама является настолько раздражающим элементом телевизионного вещания, что просто перебивает собой все остальные элементы контента.
Таким образом, большинство телезрителей считает основной функцией телевидения -информационную (Рис. 1), но обращаются к просмотру телевизора в основном для того, чтобы отдохнуть, отвлечься и развлечься (Рис. 2). По мнению опрошенных, большую часть эфира занимают юмористические программы и реклама (Рис. 3). Естественно, что рекламы на экране не может быть больше, чем передач. Просто она «режет» глаз. В опросе было предложено указать несколько передач, которые респонденты смотрели в последнее время. Несмотря на основную функцию телевидения и на острую обстановку в мире, которая, казалось бы, требует пристального внимания общественности, предпочтения отдаются всё же развлекательным программам и сериалам.
Следующим этапом нашего исследования стало выявление степени доверия аудитории к информации, определение её с точки зрения объективности, независимости. Для этого были заданы вопросы относительно степени доверия аудитории к телевизионной информации, источников, которые вызывают доверие, мнение аудитории относительно независимости российского телевидения и телеканалов, вызывающих доверие у аудитории.
доверяю, только не
Рис. 4 показывает, что большинство аудитории - 82%, лишь частично доверяют новостной информации, предоставляемой посредством телевидения. Это значение может говорить об общем упадке доверия к СМИ.
Рас. 5. Источники, в которых люди предпочитают брать и перепроверять информацию
На Рис. 5 видно, что основной источник получения новой информации - интернет, так считают 72% опрошенных. Телевидению отдают предпочтение лишь 14 % респондентов. Эти результаты могут свидетельствовать о том, что люди становятся более самостоятельными и избирательными в плане получения информации.
Рис. 6. Мнение аудитории относительно независимости российского телевидения
Рис. 6 показывает мнение аудитории относительно независимости телевидения. 42 % считают, что телевидение зависит от политики и от денег. Абсолютно никто не считает, что современное российское телевидение независимо.
Рис. 7 показывает, что чаще всего аудитория смотрит телеканалы «Первый» и «Россия» - 28 % и 26 %. Другие каналы значительно отстают.
Таким образом, аудитория лишь частично доверяет новостям (Рис. 4). То есть всю информацию, которую преподносит на телевидение, зрители перепроверяют в других источниках. Самым достоверным источником, к которому обращаются для того, чтобы узнать что-то новое о событиях в мире считается интернет (Рис. 5). Также, по мнению большинства, российское телевидение зависит от политики и денег (Рис. 6). По итогам голосования стало ясно, что аудитория доверяет и смотрит чаще остальных телеканалы «Первый» и «Россия» (Рис. 7). Хотя эти каналы, как мы знаем, являются государственными. И, естественно, зависят от политики правительства.
На следующем этапе исследования, мы изучили, чего не хватает аудитории на современном телевидении. Для этого были заданы вопросы о предпочтениях аудитории.
Рас. 8. Какой информации можно доверять, по мнению аудитории
Из Рис. 8 видно, что 54 % аудитории доверяют той информации, которая повторяется в разных источниках. Это может быть признаком того, что повторяющаяся информация проходит проверку на достоверность в сознании человека.
большое количество инфор ма ции 12% /
"определенны) журналист 10%__-
тематика передачи
32%
репутация телепередачи \ 10%
^независимость
канала гг правительств з
репутация телеканала
зр е л ищно сть
5%
Рис. 9. Что имеет решающее значение при выборе телепередачи
Из рисунка 9 можно узнать, что решающее значение для телезрителя при выборе телепередачи имеет тематика программы, так ответили 32 %. Это может подтверждать гипотезу относительно большей самостоятельности аудитории. Теперь люди смотрят не всё подряд, а выбирая для себя определенную тему. Это может быть причиной появления нишевых телеканалов.
Рис. 10 показывает, что 46 % и 30 % аудитории считают, что на современном телевидении информации много, но в ней сложно ориентироваться, сложно выбрать нужную. Телевидение создает эффект глобальной деревни, когда события в мире освещаются лучше, чем события в регионе или родном городе. Таким образом, получается, что информации доставляется большое количество, но касающейся конкретного человека - нет.
Выясняя, чего не хватает на российском телевидении, по мнению аудитории, были получены следующие результаты (Рис. 11): 29 % считают, что информации о культуре, 21 % - о политике, 13 % - об экономике, 10 % - спорта, 11 % выбрали пункт «другое».
Итак, зрители больше доверяют той информации, которая повторяется в разных источниках безотносительно того, кто ее рассказывает (Рис.8). Решающим значением при выборе новостных СМИ является тематика передачи и репутация телеканала (Рис. 9). Большинство считает, что на современном телевидении много информации, в которой очень сложно ориентироваться, но той, которая нужна, нет (Рис. 10). А нуждаются телезрители в информации о культуре и политике (Рис. 11). Интересно, что нуждаясь в информации о культуре, аудитория редко обращается к телеканалу «Культура», чтобы удовлетворить свой интерес.
Следующий этап позволил нам выяснить мнение относительно состояния контента современного российского телевидения.
образовательных программ
25%
программ
15%
художественных фильмов
\ 17% /
культурно-ориепгированны \ х программ \ 19% /
детских программ
12% ..
Другое:
1%
новостей
3%
юмор, программ
2%
_ ток-шоу
1%
музыкальных
5%
Рис. 12. Каких телепередач недостаточно на российском телевидение, по мнению аудитории
Рис. 12 демонстрирует мнение аудитории по поводу того, каких передач не хватает на телевидении. Результаты показывают, что 25 % аудитории не хватает образовательных программ, 19 % - культурно-ориентированных программ, 17 % - художественных фильмов, 15 % - аналитических программ. Меньше всего людям нужны музыкальные программы (5 %), новости (3 %), юмористические программы (2 %) и ток-шоу (1 %).
4% 4%
Рис. 13. Телеканал какого типа хотела бы открыть аудитория
Рис. 13 показывает, какой телеканал открыла бы аудитория, если бы выпала возможность. Большинство, 38 % и 30 %, открыли бы развлекательный и экстрим. 10 % - телеканал новостей. По 4 % отдано рекламному каналу, сериальному и телеканалы с реалити-шоу.
Таким образом, состояние современного российского телевидения не устраивает опрошенных. Аудитория считает, что не хватает образовательных телепередач, культурно-ориентированных программ и художественных фильмов (Рис. 12). Но интересно, что если бы выпала возможность открыть свой телеканал, то зрители открыли бы развлекательный или экстремальный канал (Рис. 13). Аудитория недовольна тем, что телевидение не удовлетворяет их информационных, культурно-просветительских и познавательных потребностей, но, тем не менее, вряд ли бы стала что-то менять в состоянии эфира.
Подводя итоги исследования, можно сделать следующие выводы. Большая часть аудитории считает основной функцией телевидения - информационную. С точки зрения теории СМИ так и есть. Но дальше можно заметить, что теория никак не подтверждается на практике. Зрители замечают, что телевизионный контент состоит не из информационных программ, а из развлекательных. А то небольшое количество информационных телепередач, которое есть, не привлекает внимания аудитории. Это показаетльно, ведь развлекательные программы ориентируются на инстинктивное в человеке и тем самым проще притягивают внимание зрителей к экрану.
Кроме того, информационным программам не доверяют. Аудитория считает, что новостные передачи зависят от политики и денег. Зрителям проще узнать интересующую их информацию в интернете. Таким образом, часть телевизионной аудитории постепенно отходит к интернету, всё больше отвыкая от телевидения. Такую тенденцию можно объяснить тем, что в интернете людям проще найти именно ту информацию, которая необходима в данный момент, телевидение же представляет точку зрения, контролирующих его структур. Так аудитория становится более самостоятельной, учится разбираться в многообразии информационного продукта. Ведь зрители считают, что телевидение дает разнообразную информацию, но той, которая нужна, нет. Состояние современного телевидения не устраивает аудиторию. Зрители хотят видеть на экранах культурно-ориентированные программы.
Мы видим, что основная функция телевидения - информационная не выполняется в настоящее время. Аудитория воспринимает телевидение как средство пропаганды и использует для удовлетворения потребностей в развлечении.
Опрос помог выявить интересную тенденцию. Зрители нуждаются в информации, но та информация, которая предоставляется посредством телевидения, не удовлетворяет их. Аудитория ищет удовлетворение своих потребностей другими способами. Например, уходя в интернет. Отводя телевидению новую функцию - «фона».
Принято считать, что средства массовой информации удовлетворяют запросы населения. На самом деле это является прикрытием для того, чтобы продолжать эксплуатировать гедонистическое начало в человеке, которое культивируется через развлекательную функцию. Важно понять, что первоначальным источником запроса являются сами СМИ, а вслед за этим идет реакция аудитории. СМИ, ориентируясь на инстинктивное, мани-пулятивными способами прививают необходимость в постоянном получении удовольствия. Тогда как основные потребности в получении информации остаются неудовлетворенными.
Список литературы
1. Блэкуэлл, Р., Миниард, П., Энджел, Дж. Поведение потребителей / Д. Ф. Энджел, Р. Д. Блэкуэлл, П. У Миниард [Электронный ресурс]. - URL://www.alleng.ru/d/mark/ mark051.htm (дата обращения : 15.04.2014).
2. Брежнева, В. В. Информационное обслуживание: продукты и услуги, предоставляемые библиотеками и службами информации предприятий [Текст] /В. В. Брежнева, В. А. Минкина; СПбГУКИ. - СПб. : Прфессия, 2004. - 304 с.
3. Здравомыслов, А. Г. Потребности. Интересы. Ценности [Текст] / А. Г. Здравомыс-лов. -М. : Политиздат, 1986. - 221 с.
4. Маркузе, Г. Эрос и цивилизация. Одномерный человек: Исследование идеологии развитого индустриального общества [Текст] / Г. Маркузе; пер с англ., послесл., примеч. А.А.Юдина; сост., предисл. В. Ю.Кузнецова. - М. : ООО «Издательство ACT», 2003. -526 с.
5. Моль, А. Социодинамика культуры [Текст] / А. Моль; пер. с фр. - М. : Изд-во «Прогресс», 1973. -406 с.
6. Прохоров, Е. П. Введение в теорию журналистики : учебник для студентов вузов [Текст] / Е. П. Прохоров. - 7-е изд., испр. и доп. - М. : Аспект Пресс, 2007. - 351 с.
7. Тулупов, В. В. Дизайн и реклама в системе маркетинга российской газеты [Текст] / Воронеж, гос. ун-т; В. В. Тулупов. - Воронеж : Воронеж, ун-т, 2000. - 336 с.
8. Орлов, С. В., Дмитренко, Н. А. Человек и его потребности : учебное пособие [Текст] / С. В. Орлов, Н. А. Дмитренко. - СПб. : Питер, 2007. - 160 с.
Урбанович Э. А.
ВЛИЯНИЕ СМИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ
ПОДРОСТКОВ
(на примере формирующего эксперимента учащихся МАОУ СОШ 155 г. Челябинска)
Все средства массовой информации (печать, радио, ТВ, интернет) составляют меди-асреду среднестатистического школьника. Эта сфера окружает подростка постоянно, информирует, развлекает, пропагандирует те или иные нравственно-эстетические ценности, оказывает воздействие на оценки, мнения и поведение формируюгцейся личности.
Ключевые слова: СМИ, эксперимент, ценностные ориентации, подростки
В общем виде медиасреду можно определить как пространство, в котором формируется, распространяется и воспроизводится с помощью массовых коммуникаций и СМИ культура информационного общества. Как рыба, живущая в водоёме и не имеющая выбора сменить свою окружающую среду, так и юный, растущий человек формируется как личность в той информационной среде, которая его окружает.
Подростки - особая социальная группа, которая чутко реагирует на происходящие перемены и определяет в целом потенциал развития любой страны. От того, какой ценностный фундамент будет сформирован у молодого поколения, во многом зависит будущее состояние общества. Поэтому исследование ценностных ориентаций старших школьников, в период возрастной ломки, их личностного становления важен и актуален в любую историческую эпоху. Нельзя не учитывать возрастание современного подросткового инфантилизма. Старшеклассники - это подростки 8-11 классов (возраст от 13 до 18 лет). Если раньше молодой человек в 18 лет признавался обществом как полноправный «работник», то сегодня он воспринимается общественным сознанием как школьник, то есть ребёнок. Именно эта категория молодых людей находится в экстремальных условиях действительности: переворот в социально-экономическом укладе сопровождается кризисом ценностного сознания. Под ценностями мы понимаем любые материальные или идеальные явления, ради которых индивид, социальная группа, общество прилагают усилия, чтобы их получить, сохранить и обладать ими, то есть ценности - это то, ради чего люди живут и что ценят. В отличие от старшего поколения современным подросткам терять нечего, но и приобретать тоже нечего. Им приходится самим решать, что ценнее -отрицание прежних морально-нравственных норм или гибкость, приспособляемость к реалиям жизни. Адаптационный механизмам становится ведущим. Состояние, которое означает индивидуальный ценностный вакуум или отчуждения. Подросток - это всегда противоречия. В зеркальном отражении современности мы увидим самые противоположные характеристики подростков:
-уровень образованности и несогласованность социального и личностного смыслов образования;
- желание участия в общественной жизни и стремление самоутвердиться в непроизводственной сфере, главным образом, в сфере досуга;
- стремление к активному участию в социальных преобразованиях и фактическое отстранение. [1]
При формировании своей системы ценностей подростки ориентируются не только на общественную аксиологическую систему, но и на выбранные ими образцы для подражания, именно в этот возрастной период идёт создание собственного идеала. Ценности могут усваиваться подростком осознанно и неосознанно. В последнем случае он не всегда может понять и объяснить, почему он выбирает тот или иной ориентир. Тем более, если он привлекательно подан и активно внедряем разными способами культуры массового потребления. СМИ стали серьезными каналами трансляции новых смыслов, образов, моделей поведения. На данный момент мы можем наблюдать разрушение системы воспитания. Сегодня воспитывают главным образом семья, улица, СМИ (телевидение, интернет). Подростки принимают за «правду жизни» все то, что им подаётся с экрана телевизора, реже они слушают радио, ещё реже читают. Однако, участвуя в создании собственных таких медиапроектов, как печатная школьная газета, интернет-группы и сообщества, сайты по интересам, они очень бережно относятся к создаваемым ресурсам. В начале учебного 2012 года было проведено аксиологическое исследование на выявление базовых ценностных ориентиров подростков по методике М. Рокича, основанное