Научная статья на тему 'Предпочтения телесмотрения российских телезрителей как индикатор их социально-психологического состояния'

Предпочтения телесмотрения российских телезрителей как индикатор их социально-психологического состояния Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
228
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕЛЕВИДЕНИЕ / ТЕЛЕ АУДИТОРИЯ / РЕЙТИНГ / ДОЛЯ / ИЗМЕРЕНИЕ АУДИТОРИИ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ / НАСИЛИЕ / TELEVISION / TV AUDIENCE / TVR / SHARE / TV MEASURING / SOCIAL-PSYCHOLOGICAL STATE / VIOLENCE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ульяненко М.

В данной статье рассматривается телевидение, как мощнейший институт массовой коммуникации. То влияние, которое телевидение оказывает на аудиторию. В статье говориться о способах телевизионных измерений. Выстраивается логическая связь между телевизионным потреблением и социально-психологическом состоянии аудитории. А также рассматривается изменение телевизионное потребление в динамике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Preferences of TV programs by TV audience in Russia as an indicator of their social and psychological state

This article report is about extending television, as the most powerful institute of a mass communication. That influence, which TV renders on an audience. In article to be spoken about ways of television measurements. Logic communication between television consumption and a social psychological condition of an audience is built. And also change television consumption in dynamics is considered

Текст научной работы на тему «Предпочтения телесмотрения российских телезрителей как индикатор их социально-психологического состояния»

власти, объектом ее всестороннего исследования с привлечением профессионалов и достижений современной науки, в результате которого должна быть научно обоснована и сформулирована цель, объединяющая население и государственную власть, и намечены пути достижения этой цели.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Попов Л.А. Экономика труда в схемах и таблицах. М., 2006.

Голанский М.М. Что нас ждет в 2015 г. (экономический прогноз против утопий). М., 1992.

Гундаров И.А. Пробуждение: пути преодоления демографической катастрофы в России. М., 2001.

Служба тематических толковых словарей // http://www.glossary.ru

М. Ульяненко, асп. кафедры методологии социологических исследований социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова*

ПРЕДПОЧТЕНИЯ ТЕЛЕСМОТРЕНИЯ РОССИЙСКИХ ТЕЛЕЗРИТЕЛЕЙ КАК ИНДИКАТОР ИХ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ

В данной статье рассматривается телевидение, как мощнейший институт массовой коммуникации. То влияние, которое телевидение оказывает на аудиторию. В статье говориться о способах телевизионных измерений. Выстраивается логическая связь между телевизионным потреблением и социально-психологическом состоянии аудитории. А также рассматривается изменение телевизионное потребление в динамике.

Ключевые слова: телевидение, теле аудитория, рейтинг, доля, измерение аудитории, социально-психологическое состояние, насилие.

This article report is about extending television, as the most powerful institute of a mass communication. That influence, which TV renders on an audience. In article to be spoken about ways of television measurements. Logic communication between television consumption and a social — psychological condition of an audience is built. And also change television consumption in dynamics is considered.

Key words: television, TV audience, TVR, share, TV measuring, social-psychological state, violence.

Современную урбанистическую культуру невозможно представить без телевидения. Телевизор стал неотъемлемым атрибутом повседневной жизни современного человека. Являясь мощнейшим институтом массовой коммуникации, телевидение выполняет ряд

* Ульяненко Максим Александрович —Maxim_u@mail.ru

важных для общества и его развития функций — информационную, культурно-просветительскую и развлекательную. Современный российский зритель уделяет телесмотрению1 более четырех часов ежедневно2, что свидетельствует о существенной роли данного института массовой коммуникации в жизни современного человека. Таким образом, если современный городской житель тратит половину своего рабочего времени (позволю себе напомнить, что в нашей стране установлен восьмичасовой рабочий день) на просмотр телепередач, логично поставить вопрос о возможности использования телесмотрения, или, если выражаться узкопрофессиональным языком, телевизионного потребления, как индикатора оценки социально-психологического состояния телезрителя.

В настоящий момент в телевизионном эфире существуют десятки русскоязычных телеканалов, зрителю есть из чего составить программу — "под настроение". Каким же образом можно измерить и оценить социально-психологическое состояние телезрителя включившего телевизор? Конечно, сегодня уже существуют обширные исследования телевизионной аудитории, наиболее масштабным и полным из которых является исследование компании TNS Gallup Media. TV Index — это мониторинговое исследование телесмотрения на панельной выборке домохозяйств (1999—2007). Метод — ежедневная фиксация просмотра телепередач с помощью специальных электронных приборов. Генеральная совокупность исследования — население России, проживающее в городах со 100-тысячным населением. Выборка — 3000 домохозяйств. Однако даже такое масштабное исследование не в состоянии выстроить прямую связь между телепрограммой и социально-психологическим состоянием телезрителя. Данные измерений телеаудитории (рейтинги и доли) дают информацию лишь об объемах аудитории того или иного эфирного события. Однако данные показатели можно рассмотреть не только как исключительно количественные, но и как качественные, с той точки зрения, что, поскольку телезритель смотрит какое-либо "эфирное событие", это уже содержит его оценку и отношение к данному событию. "Считается, что раз вы не выключили телевизор, — замечает Даниил Дондурей (известный российский кинокритик и социолог), — значит, вам передача нравится, а если вас, телезрителей, много, то она просто замечательная". И хотя рейтинг не измеряет отношение, оценку, воздействие, оригинальность, можно утверждать, что если программу

1 В соответствии с международными требованиями к системам измерений телеаудитории, изложенными в документе GGTAM ("Towards Global Guidelines on Television Audience Measurement") Европейского вещательного союза, признают под телесмотрением нахождение человека в любом помещении с включенным телевизором и включенным звуком у телевизора.

2 По данным TNS Gallup Media 2008 г. по аудитории 4+. База данных Rusmap 3000+.

12 ВМУ, социология и политология, № 3

177

смотрят, то значит она нравиться. За таким очевидным и простым выводом скрываются отношения, ценности, духовные особенности людей. Например, телевизионными исследователями отмечено повышенное внимание мужчин-руководителей среднего возраста к программам, содержащим насилие или его элементы (например, криминальные новости), выходящим на каналах НТВ и Рен-ТВ3. Это позволит выстроить логическую связь между стрессами на работе и желанием видеть сцены насилия по телевизору. Другим примером может служить тот факт, что с момента начала широкого освещения в отечественной прессе мирового финансового кризиса (октябрь 2008 г.) возрос интерес к новостным каналам, например к каналу "Вести 24", до 10%4. Это можно объяснить тревожным состоянием телезрителей, ожидающих информацию о девальвации национальной валюты либо о росте цен на импортные товары. Зрителей интересовало "что будет дальше", а канал "Вести 24" сообщал новости с минимальной задержкой.

Таким образом, мы видим, что при помощи измерения и исследования предпочтений российской телевизионной аудитории можно исследовать социально-психологическое состояние телевизионной аудитории. Такая постановка вопроса противоречит сложившемуся в настоящий момент стереотипу, что телевидение развращает аудиторию. Хотя в действительности производители телевизионного продукта и телеканалы изучают, например, при помощи фокус-групп, предпочтения аудитории, выпускают соответствующие продукты, а уже затем последние появляются в эфире и их смотрят зрители. Именно зрители решают, что будет показано в дальнейшем, так как неуспешный формат не принесет телеканалу прибыли. Следовательно, телесмотрение того или иного эфирного события не причина, а следствие социально-психологического состояния телезрителей. На основании этого можно делать выводы о социально-психологическом состоянии телезрителей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Адлер А. Понять природу человека. СПб., 1997.

Блэкуэлл Р.Д., Миниард П. У., Энджел Д.Ф. Поведение потребителей. СПб., 2002.

Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. М., 1982.

Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. М., 1997.

Полуэхтова И.А. Российская аудитория телевидения: социологический дискурс. М., 2007.

3 Там же.

4 По данным TNS Gallup Media в сентябре—декабре 2008 г. по аудитории 18+. База данных Rusmap 3000+.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.