Научная статья на тему 'Слагающие успешного ток-шоу на радио'

Слагающие успешного ток-шоу на радио Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1602
199
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАДИОВЕЩАНИЕ / ЖАНР ТОК-ШОУ / ВЕДУЩИЙ ТОК-ШОУ / ТИПЫ ВЕДУЩИХ ТОКШОУ / ГОСТИ ЭФИРА / АУДИТОРИЯ ТОК-ШОУ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Росс Екатерина Сергеевна

В данной статье рассматривается жанр ток-шоу, необычайно востребованный как на современном телевидении, так и на радио. Автор выявляет и анализирует важнейшие слагаемые успешного ток-шоу, подбор ведущего, тип которого соответствует идее ток-шоу, выбор актуальной темы или проблемы программы и специфику подбора гостей-экспертов. Правильное соотношение, сбалансированность этих ключевых элементов позволяет создать по-настоящему востребованное аудиторией ток-шоу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Слагающие успешного ток-шоу на радио»

некий азарт. Это чисто журналистский азарт. При этом корреспондент сближается со всеми службами спасения и источниками информации настолько, что можно связаться с ними и в выходной, и поздно вечером, чтобы добыть сведения.

Изучение вышеперечисленных инструментов интернет-журналистики помогает и в создании новостей для газеты. Перед публикацией новости обкатываются на сайте, где есть возможность внести изменения. Устраняются ошибки как фактические, так и орфографические, появляются дополнительные сведения, и к выпуску бумажного номера материал часто предстает уже в новом, более насыщенном подробностями, свете.

Список литературы

1. Вартанова, Е. Л. К чему ведет конвергенция СМИ? [Текст] / Е. Л. Вартанова. - Информационное общество. - Вып. 5. 1999.

2. Григорян, М. Пособие по журналистике [Текст] / М. Григорян. - М. : Права человека, 2007.

3. Симакова, С. И. Интерпретация цифровых обозначений времени в газетном тексте (время как число) [Текст] / С. И. Симакова // Вестн. Челяб. гос. ун-та. - 2009. - Вып. 36. -№34 (172).-С. 106-110.

4. Симакова, С. И. Цифра в газетном тексте (на примере рекламно-информационной газеты «Интересное предложение») [Текст] / С. И. Симакова//Вестн. Челяб. гос. ун-та. -2010. - Вып. 48. - № 32 (213). - С. 128-132.

Росс Е. С.

СЛАГАЮЩИЕ УСПЕШНОГО ТОК-ШОУ НА РАДИО

В данной статье рассматривается жанр ток-шоу, необычайно востребованный как на современном телевидении, так и на радио. Автор выявляет и анализирует важнейшие слагаемые успешного ток-шоу, - подбор ведугцего, тип которого соответствует идее ток-шоу, выбор актуальной темы или проблемы программы и специфику подбора гостей-экспертов. Правильное соотношение, сбалансированность этих ключевых элементов позволяет создать по-настоящему востребованное аудиторией ток-шоу.

Ключевые слова: радиовещание, жанр ток-шоу, ведущий ток-шоу, типы ведущих ток-шоу, гости эфира, аудитория ток-шоу

На современном российском радио одним из наиболее востребованных жанров является ток-шоу. Мода на него пришла к нам с Запада в период перестройки. Ключевых элементов успешного ток-шоу не так немного, в нашей статье будут рассмотрены основные из них: работа ведущего программы, выбор темы, гости эфира.

Определений жанра ток-шоу сегодня очень много. Основная мысль исследователей сводится к тому, что ток-шоу - это беседа, обсуждение актуальной темы в эфире телеканала или радиостанции. Наиболее полное и универсальное определение, с нашей точки зрения, дает Т. А. Прощикин в работе «Организация телевизионного ток-шоу»: «Ток-шоу - (анг. talkshow от talk - говорить, беседовать и show - показ, демонстрация), жанр телепередачи - дискуссии, обсуждения какого-либо вопроса, в котором принимают участие приглашенные в студию зрители» [5; 3]. Именно на эту дефиницию мы и будем опираться, анализируя важнейшие составляющие успешного ток-шоу на радио.

Начнем с ведущего. Ведь именно он является лицом программы и ведет беседу с гостями и слушателями. Ведущий ток-шоу заметно отличается от своих коллег, занимающихся

выпуском и подготовкой программ других жанров. Это должна быть разносторонняя и начитанная личность, обладающая познаниями в области психологии человека, ведь ведущий ток-шоу - связующее звено между гостями в эфире и аудиторией. Подробно о разных типах ведущих ток-шоу говорится в книге Н. С. Барабаш «Как завоевать доверие аудитории и стать классным радиоведущим» [1]. Она делит ведущих на три типа - информатор, собеседник и наставник. В дальнейшем их отличительные особенности исследовала Т. В. Лебедева [4]. В основном эти позиции влияют на отношения ведущего и аудитории. Например, ведущий-собеседник будет с аудиторией на равных, а в роли наставника он будет мировоззренчески направлять своих слушателей. Это также влияет на разговор ведущего с гостями, с соведущим. От типа ведущего зависит и формат самого ток-шоу. Для ведущего-наставника не существует запретных тем, именно это и привлекает аудиторию. Для ведущего-информатора основной задачей является информирование аудитории, донесение до нее достоверной и качественной информации, которая будет интересна аудитории. Он не высказывает своего мнения, не дискутирует и не поучает аудиторию. Однако любой ведущий должен уметь выявлять главную мысль в речи гостей. Порой, ухватившись за какую-то деталь, можно вывести разговор на более интересную и обсуждаемую тему. На наш взгляд, перечень этих качеств наиболее полно и всесторонне представил журналист Ю. А. Семенов:

1. Компетентность. Нужно хотя бы в основном знать тему и отдавать себе отчет в том, почему она вынесена на обсуждение и к чему можно прийти.

2. Контактность. Взаимодействие с собеседниками. Знать, «кто чем дышит» и чего от них можно получить.

3. Четкость, особенно в постановке вопросов и определении линии разговора, умение не тонуть во второстепенных деталях, уводящих от сути дискуссии.

4. Владение «красками» разговора: вопросы формулировать поострее, использовать иронию, юмор, образы, аналогии и т. п.

5. Заряженность на неожиданные повороты или конфликтные ситуации, чтобы быстро реагировать на них и вырулить на продолжение намеченного.

6. Сценарий (если он есть) не догма, а фарватер [3; 96].

Особое внимание стоит уделить вопросам, которые ведущий планирует задать в эфире. Точного количества вопросов не существует. Ведущий не может заранее знать темп речи собеседника, на какой вопрос он ответит односложно, а на какой развернуто. Поэтому значимые и острые вопросы должны прозвучать в начале программы. Вот что говорит по этому поводу Е. Ю. Енин: «В голове он должен держать три вопроса. Первый - тот, который он задаст следующим. Второй - тот, который он задаст, если на следующий ответ будет дан односложный ответ. И третий, запасной, - на всякий случай. Быть готовым сменить тему разговора. Если услышит что-то, что стоит смены темы» [2]. Итак, в зависимости от задачи, которую ставит перед собой ведущий, он задает различные типы вопросов. В самом начале беседы это могут быть направляющие вопросы, раскрывающие суть проблемы, в середине уже будут звучать уточняющие вопросы.

Важное наблюдение о специфике работы ведущего, с нашей точки зрения, сделали исследовали А. С. Рудакова и Н. А. Урюпина: «В ток-шоу ведущий обращается не только к массовому зрителю, но и к гостям студии. Эта двойная адресация считается одним из характерных признаков жанра ток-шоу. Ведущий ток-шоу, несомненно, определяет "лицо" передачи, являясь центральной фигурой ток-шоу, заявляет тему для обсуждения, производит выбор между эксплицитной и имплицитной информацией, делает некоторые выводы, направляет развитие диалога, создает определенный образ себя» [6; 132-133].

Определив черты, которыми должен обладать ведущий программы, стоит подумать о теме ток-шоу. От этого зависит успех программы у аудитории, количество звонков и комментариев слушателей. Все темы можно разделить на две группы: событийные и тема-

тические. Первая группа тем поддерживается общественным интересом к какому-либо событию, которое прошло или в скором времени состоится. Чаще всего это относится к политике, спорту, значимым культурным мероприятиям. Тематическая же группа связана с проблемами, которые волнуют общество на протяжении длительного времени. Это могут быть сезонные проблемы такие, как клещевой энцефалит или остросоциальные, например, терроризм. Тема передачи должна быть четко сформулирована. Это необходимо для того, чтобы не было недопонимания между ведущим, приглашенными гостями и слушателями, которые будут задавать свои вопросы по телефону. Выбрав тему выпуска, ведущий должен тщательно подготовиться к ней: прочитать специальную литературу, различные статьи, желательно просмотреть результаты социологических опросов. После того, как будет определена и сформулирована тема, стоит составить список гостей.

Гостями в эфире, как правило, становятся эксперты в какой-либо области, политики, известные личности. Гости эфира должны хорошо ориентироваться в обсуждаемой проблеме, быть знакомы с информационной картиной страны и мира. Они не должны конфликтовать с ведущим или слушателями, но при этом должны уметь аргументировать и доказывать свою точку зрения. Как правило, профессиональная деятельность гостя тесно связанна с выбранной темой эфира. К обсуждению политических тем приглашаются депутаты и представители общественных и государственных организаций, для обсуждения проблем медицины - врачи, представители фармацевтических компаний. Очень часто гостями ток-шоу могут быть психологи.

Подводя итог всему вышесказанному, стоит отметить, что предопределить успех программы и невозможно, однако можно выделить основные слагающие успешного ток-шоу на радио:

1. Правильно подобранный ведущий, соответствующий типу ток-шоу. Это может быть ведущий-информатор, ведущий-собеседник или ведущий-наставник.

2. Актуальная тема / проблема, которая будет иметь широкий отклик у аудитории (событийная группа или тематическая).

3. Интересные собеседники, безупречные профессионалы в какой-либо области, соответствующей обсуждаемой теме, которые могут аргументировано отстаивать собственную точку зрения.

Список литературы

1. Барабаш, Н. С. Как завоевать доверие аудитории и стать классным радиоведущим [Электронный ресурс] / Н. С. Барабаш - URL: http://www.rakurs.rn/press/NB.pdf (дата обращения : 23. 04.2014).

2. Енин, Е. Ю. Дао разговорной программы [Электронный ресурс] / Е. Ю. Енин. -URL: http://samlib.ru/e/enin_ej/dao.shtml (дата обращения : 02.03.2014).

3. Ключи к эфиру [Текст]. В 2 кн. Кн. 1 : Радиожурналист и политика / А. И. Рувин-ский, Ю. А. Семенов, И. Н. Тхагушев [и др.]; под ред. Г. А. Шевелева. - М. : Аспект-Пресс, 2007. - 248 с.

4. Лебедева, Т. В. Жанры радиожурналистики : учебное пособие [Текст] / Т. В. Лебедева. - М. : Аспект Пресс, 2012. - 224 с.

5. Прощикин, Т. А. Организация телевизионного ток-шоу [Текст] / Т. А. Прощикин. -М. : ИПК РТР, 2006. - 162 с.

6. Рудакова, А. С. Речевые стратегии ведущих в жанре ток-шоу [Текст] / А. С. Рудакова, Н. А. Урюпина // Международн. журнал экспериментального образования. - 2011. -№ 8. - С. 132-133.

Усова В. А.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ АУДИТОРИИ И ПРЕДЛАГАЕМЫЙ ТЕЛЕВИЗИОННЫЙ ПРОДУКТ

В статье рассматривается проблема противоречия между информационными ожиданиями аудитории от телевидения и предлагаемым телевизионным продуктом. Выясняется отношение аудитории к современному телевидению.

Ключевые слова: аудитория, информация, телевидение, информационные потребности, исследование

Все живые организмы нуждаются в определенных условиях для своего существования, но в отличие от животных, людям необходимо удовлетворять не только физиологические потребности. В процессе исторического развития человеческое общество создает все новые потребности. Потребность в информации занимает одно из приоритетных мест в системе ценностей человека. Существует множество вариантов удовлетворения этой потребности, один из них - с помощью средств массовой информации.

Потребности людей, а также информационные интересы и потребности аудитории рассматриваются во многих работах теоретиков. Среди них такие зарубежные авторы, как Д. Ф. Энджел, Р. Д. Блэкуэлл, П. У Миниард, Г. Маркузе, А. Моля, а также отечественные: В. В. Брежнева, А. Г. Здравомыслов, Е. П. Прохоров, C.B. Орлов, Н. А. Дми-триенко, В. В. Тулупов и другие. Несмотря на большую теоретическую базу этой проблемы, с точки зрения практики и современной российской действительности, вопрос информационных интересов и потребностей аудитории остается открытым.

На основе теоретической базы было проведено социологическое исследование «Информационные потребности аудитории и предлагаемый телевизионный продукт». Исследование проводилось среди потребителей телевизионного продукта в апреле 2014 года. Всего в исследовании приняло участие 50 человек, из них 14 мужчин и 36 женщин. Бо-льее половины в возрасте от 18 до 25 лет и не состоят в браке. Это самый активный этап в жизни, когда человек уже сформировался и готов к принятию собственных решений.

Оценив результаты социологического исследования, можно сделать выводы и составить представления об информационных потребностях аудитории.

Современные зрители включают телевизор в основном в вечернее время. И посвящают его просмотру менее 5 часов в неделю. Это объясняется большой занятостью людей и возможностью получать информацию из различных источников помимо телевидения.

Первым этапом мы попытались выяснить общее представление аудитории о телевидении. Для этого были заданы вопросы, касающиеся функций телевидения, мотивов обращения аудитории к телевидению и впечатление о телевизионном контенте.

Как видно из Рис. 1, 46 % опрошенных считают основной функцией телевидения -информационную и абсолютно никто не считает основной функцией - воспитательную. Это может быть вызвано негативной переоценкой слова «воспитание», приписыванием ему назидательности. Вероятно, что аудитория, получая информацию, сама может расставить приоритеты ее усвоения.

Рис. 2 показывает, что главной целью просмотра телевидения для 40 % аудитории является развлечение и отдых. Такая расстановка приоритетов может говорить о том, что телевидение не может дать потребителям той информации, которая будет для них значима. А развлекательного контента существует в избытке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.