ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО: теория и практика
УДК 347.1
Е.Б. Балякина
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОСРЕДНИКИ КАК УЧАСТНИКИ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ, СКЛАДЫВАЮЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
В исследовании рассмотрены такие субъекты как информационные посредники. Законодательно данный субъект обозначен в сфере интеллектуальных правоотношений. В правоотношениях, связанных с оказанием информационных услуг и услуг связи данный субъект не упоминается. Приравнивание правового статуса информационного посредника к правовому статусу оператора связи возлагает больший объем ответственности и сложности в осуществлении хозяйственной деятельности отдельных информационных посредников.
Ключевые слова: Интернет-правоотношения, субъекты Интернет-правоотношений, услуги доступа к сети Интернет, информационные услуги, правовой статус информационных посредников, признаки информационных посредников.
Ye.B. Balyakina
INFORMATION INTERMEDIARIES AS PARTICIPANTS OF THE CIVIL LEGAL RELATIONSHIPS DEVELOPING BY THE MEANS OF THE INTERNET
In the research such subjects as information intermediaries are reviewed. Statutorily this subject is specified in the sphere of intellectual legal relationships. This subject isn't mentioned in the legal relationship connected with rendering information and communication services. Equating of legal status of the information intermediary with legal status of telecom operator leads to a bigger volume of responsibility and complexity in pursuit of economic activity of certain information intermediaries.
Key words: Internet legal relationship, subjects of Internet legal relationship, services of Internet access, information services, legal status of information intermediaries, indicators of information intermediaries.
Появление сети Интернет и ее проникновение в различные сферы общественной жизни значительно упростило возможность удовлетворения своих интересов и потребностей отдельными субъектами. На сегодняшний день сеть Интернет становится не только средством коммуникации, но и средством осуществления прав и обязанностей. Посредством сети Интернет наиболее развитым стало заключение сделок дистанционным способом. Распространение дистанционного способа позволило покупателям сравнивать цены различных продавцов, а продавцам - предложить наиболее выгодные цены покупателям [1, с. 244]. Развито использование сети Интернет в сфере закупок товаров, работ и услуг для удовлетворения нужд государственных и муниципальных заказчиков [2]. Помимо сделок, посредством сети Интернет складываются иные гражданско-правовые отношения, которые определяются некоторыми авторами как Интернет-правоотношения.
Как указывает В.О. Калятин [3, с. 32], пользователи сетью Интернет (отправитель и получатель информации) взаимодействуют не напрямую. Для установления между ними отношений они прибегают к помощи посредников - операторов связи, обеспечивающих передачу информации на различных участках сети. Без участия таких посредников обмен информацией между пользователями сетью Интернет невозможен, поскольку именно посредники обеспечивают доступ к сети Интернет каждого пользователя. Исключение из данной цепочки оператора связи ведет за собой образование локальной сети передачи данных. В.Э. Разуваев отмечает зависимость Интернет-правоотношений от посредников - операторов связи, которые помимо обеспечения подключения к сети абонентского устройства, оказывают
услуги по предоставлению доступа к сети, поддерживают функционирование абонентской линии и защищают ее от программного воздействия через сеть другими пользователями, и предлагает ее в качестве признака Интернет-правоотношений [4, с. 65]. Действительно, для Интернет-отношений характерно участие информационных посредников, деятельность которых связана с оказанием услуг связи, в том числе и телематических, но не являющихся непосредственными исполнителями данных услуг.
К информационным посредникам Т.Ю. Кулик относит провайдеров, отмечая, что при заключении договора в электронной форме необходимо участие информационного посредника, отвечающего за программное обеспечение и обеспечивающего хранение и передачу информации [5, с. 7]. Данное утверждение является спорным, поскольку оператор связи, оказывающий услуги доступа к сети Интернет и передачи данных, не выступает посредником при заключении сторонами договора в электронной форме, он способствует лишь передаче электронного сообщения по информационно-телекоммуникационным каналам сети Интернет, имеющее в окончательном виде форму электронного договора. Оказать влияние на содержание договора, на волю, либо волеизъявление сторон, оператор связи не имеет возможности.
В науке гражданского права рассматривались вопросы заключения договора между отсутствующими контрагентами с использованием автоматов, почты, либо посредников. П.П. Цитович указывал: «Составление договора между отсутствующими происходит в виде обмена их заявлений при помощи того или иного средства. Участие средства может быть различно: а) средство избрано лишь как орудие
№ 1 (39) 2015
для передачи предложения и принятия, редактированных авторами того и другого (почта, посыльный с письмом); б) средство избрано не только как орудие передачи, но и как орган редакции предложения и принятия» [6, с. 193].
Появление электронных торговых площадок, активно используемых в сфере закупок для проведения электронных аукционов, позволяет заключить контракт «на площадке». Процедура подписания контракта в электронной форме на электронной торговой площадке предусмотрена нормами Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»: стороны обмениваются контрактом, подписанным электронной подписью упра-вомоченного лица каждой стороны и размещается на электронной торговой площадке (далее по тексту -ЭТП). Контракт считается заключенным с момента его опубликования на электронной торговой площадке. Оператор ЭТП не имеет возможности оказать влияние на содержание договора, либо на волю и волеизъявление сторон. Таким образом, среди информационных посредников можно выделить операторов электронной торговой площадки.
Следует отметить, что определение такого субъекта «провайдер», Т.Ю. Кулик не предлагает, как в прочем определение «провайдер» отсутствует и в Федеральном законе «О связи» [7] и в Федеральном закон «Об информации, информационных технологиях и защите информации» [8].
Как видно из вышеизложенного, все пользователи являются зависимыми от операторов связи, обеспечивающих их доступ к сети Интернет. В связи с этим возникает вопрос: будут ли нести ответственность перед другими пользователями операторы связи за действия своих клиентов?
Ответ на данный вопрос отчасти закреплен законодателем в статье 1253.1 Гражданского кодекса РФ [9]. Появление с 01 августа 2013 года термина «информационный посредник» связано с защитой исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности, размещенные в сети Интернет. Законодателем обозначены условия возникновения ответственности информационных посредников за нарушение интеллектуальных прав и определены основания для освобождения данного субъекта от ответственности. Предпосылки отнесения к информационным посредникам операторов связи не находят практического и законодательного подтверждения, поскольку, как указывалось ранее, оператор связи самостоятельно не предоставляет доступ к информации, а лишь обеспечивает передачу сообщений электросвязи между отдельными пользователями. С появлением такого инструмента как электронная подпись, вполне логичным представляется то, что оператор связи не имеет представления о содержании передаваемого электронного сообщения.
В четвертой части Гражданского кодекса РФ закреплено определение информационного посредника в сфере защиты интеллектуальной собственности в сети Интернет. Природа Интернет-правоотношений такова, что они не могут существовать без информационных посредников. В этом заключается специфика Интернет-правоотношений. Полагаем, что правовой статус такого участника информационных отношений необходимо рассматривать в более широком смысле и в последующем закрепить на законодательном уровне не только в области интеллектуальных отношений. Несмотря на то, что такой субъект как информационный посредник в Гражданском кодексе РФ закрепился в 2013 году в сфере интеллектуальной собственности, в нормах российского законодательства ранее такой субъект упоминался. Действовавший ранее Закон РФ «Об информации, информатизации и защите информации» [10] содержал в себе определение понятия «пользователь», под которым понимался потребитель информации, т.е. субъект, обращающийся к информационной системе или к информационному посреднику за получением необходимой им информации и пользующийся ею.
Анализируя положения ФЗ «О связи», закрепленные в ст. 1 и 2, можно сделать вывод, что в них упоминаются организации, предоставляющие услуги по предоставлению доступа к информационным сетям, в том числе и к сети Интернет, а также предоставляющих информационные услуги и услуги по предоставлению каналов связи. Однако, правовой статус таких организаций-посредников в указанных нормах не раскрывается, что влечет за собой возникновение одной из проблем гражданско-правового регулирования отношений, складывающихся посредством сети Интернет. Н. А. Дмитрик отмечает, что в российском законодательстве механизмы участия информационных посредников в процессе осуществления доступа к информации не закреплены [11, с. 171]. Не закреплены и механизмы участия таких субъектов в отношениях по предоставлению доступа к сети Интернет. В качестве рассматриваемых субъектов выступают гостиницы, интернет-кафе, бистро и других организации массового посещения. Главным управлением государственного зазора за связью и информатизацией при Минсвязи России было дано разъяснение, что выдача информации, размещенной на компьютере, по запросу пользователя, в том числе и пользователя сети Интернет, во всех случаях представляет собой действия по передаче информации с использованием электромагнитных систем, т.е. подпадает под определение «электрическая связь» [12]. В зависимости от целей деятельность с использованием средств электросвязи может осуществляться в одних случаях без лицензии, в других - только при ее наличии. Так, если владелец средств электросвязи использует их для собственных технологических нужд (например, сеть
ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО: теория и практика
передачи данных банка для обмена информацией со своими отделениями) или для некоммерческих целей (например, веб-сайт организации для бесплатного информирования общественности о собственной деятельности), то лицензия Минсвязи России не требуется. Если же с помощью средств электросвязи другим лицам (абонентам на их терминалах или клиентам в пунктах коллективного пользования -переговорных пунктах, интернет-кафе, интернет-салонах, в компьютерных клубах и др.) предоставляется возможность передачи, обработки и приема информации, то такое использование средств электросвязи является деятельностью по предоставлению электросвязи и в соответствии со ст. 15 ФЗ «О связи» подлежит обязательному лицензированию. По сути же деятельность посредников не заключается в оказании услуг, скорее это посредническая деятельность. Автор разделяет мнение Е.В. Ахтямовой, что ответственность посредника не должна приравниваться к ответственности оператора [13, с. 64], однако в отдельных случаях оператор связи также является информационным посредником. Информационный посредник является обязанным лицом перед абонентом, заказывающим услуги предоставления доступа к сети Интернет, и несет ответственность лишь за своевременное оказание данных услуг. За качество передаваемой информации и за ее содержание информационный посредник ответственности не несет. К информационным посредникам следует также отнести органы, управомоченные на предоставление информации из баз данных, в том числе электронных .Сюда относятся Росреестр, предоставляющий информацию о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, Федеральная налоговая служба, в чьи функции входит ведение Единого гос-
ударственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, и предоставление сведений из них [14].
Среди информационных посредников выделает-ся также провайдер хостинга. Услуга хостинга законодательно не определена. Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и защите информации» содержит определение провайдер хостинга, понимая под ним лицо, оказывающее услуги по предоставлению вычислительной мощности для размещения информации в информационной системе, постоянно подключенной к сети Интернет.
Следует разграничивать информационных посредников и лиц, оказывающих информационные услуги. Посредник, исходя из названия данного субъекта, не создает информацию, а лишь обеспечивает ее передачу от одного лица к другому. Исполнитель информационных услуг, напротив, является производителем информации по заданию заказчика.
Подводя итог вышесказанному, определяется необходимость законодательного закрепления такого участника информационных правоотношений, в том числе и сетевых информационных правоотношений как информационный посредник. Предлагается пополнить ст. 2 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и защите информации» п. 20, закрепив в нем определение информационного посредника как субъекта, деятельность которого связана с получением информации на законных основаниях, ее хранением и последующим предоставлением информации без ее изменения, либо предоставления доступа к информации, содержащейся в базах данных, реестрах, информационных ресурсах.
Пристатейный библиографический список
1. Тужилова-Орданская Е.В. Гражданско-правовое регулирование дистанционного договора // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 5: Юриспруденция. 2012. № 1 (16).
2. Федеральный закон от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (ред. от 29.12.2014г.) // Собрание законодательства РФ. 2013. № 14. Ст. 1652.
3. Калятин В.О. Проблемы установления юрисдикции в Интернете // Законодательство. 2001. № 5.
4. Разуваев В.Э. Правовые отношения в сети Интернет // Материалы научно-практической конференции юридического факультета Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина. Вып. 4. - Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2003.
5. Кулик Т.Ю. Особенности правового регулирования договоров, заключаемых в электронной форме: Автореф. дис.... к. ю. н. Краснодар, 2007.
6.Цитович П.П. Очерк основных понятий торгового права. - М: АО «Центр ЮрИнфорР», 2001.
7. Федеральный закон от 7 июля 2003 года № 126-ФЗ «О связи» (ред. от 21.07.2014) // Российская газета. 2003. 10 июля.
8. Федеральный закон от 27 июля 2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Российская газета. 2006. 29 июля.
9. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть четвертая. от 18.12.2006 № 230-ФЗ (ред. от 23.07.2013) // Собрание законодательства РФ. 2006. № 52 (1 ч.). Ст. 5496.
10. Федеральный закон от 20 февраля 1995 года № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» [утратил силу] // Собрание законодательства. 1995. № 8. Ст. 609.
11. Дмитрик Н.А. Осуществление субъективных гражданских прав с использованием сети Интернет. - М.: Волтерс Клувер, 2006.
12.Письмо Главного Управления Государственного зазора за связью и информатизацией при Минсвязи России № 00031 от 19 марта 2001 года «О лицензировании услуг телематической службы» // [Электронный ресурс]: http://www.electrosvyaz.com/doc/lizens/pis_ 31.19.03.01. htm?action=htm.
13. Ахтямова Е.В. Гражданско-правовое регулирование туристской деятельности в Российской Федерации: дис. ... к. ю. н. Краснодар, 2007.
14. Федеральный закон от 08 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (ред. от 31.12.2014) // Собрание законодательства РФ. 2001. № 33 (часть I). Ст. 3431.