9.7. ОСОБЕННОСТИ ПРАВООТНОШЕНИЙ, СКЛАДЫВАЮЩИХСЯ ПО ПОВОДУ ОКАЗАНИЯ УСЛУГ ЭЛЕКТРОСВЯЗИ
Кузнецова Оксана Александровна, соискатель Института Законодательства и Сравнительного Правоведения при Правительстве Российской Федерации, ведущий юрисконсульт Публичного акционерного общества «Мобильные ТелеСистемы»
Место работы: Публичное акционерное общество «Мобильные ТелеСистемы»
Место учебы: Института Законодательства и Сравнительного Правоведения при Правительстве Российской Федерации
Аннотация
Задачи. Усиление роли телекоммуникаций в современном мире логично предполагает углубленную гражданско-правовую теоретическую разработку и самое пристальное изучение правового регулирования деятельности организаций электросвязи, что уже в свою очередь обеспечит совершенствование законодательства и правоприменительной практики в сфере телекоммуникаций. Существующие в настоящее время в российской правовой науке теоретические разработки, к сожалению, практически не уделяют внимание указанному вопросу. Методология. Методологическую основу исследования составляют существующие положения действующего гражданского права, регулирующие отношения, в которые вступают организации электросвязи В исследовании задействован комплекс методов познания, выработанных в результате научной деятельности и научной рационализации, таких как методы анализа и синтеза, структурно-функциональный, сравнительный методы исследования. Результаты. Проведенный анализ позволяет разграничить правовые статусы оператора связи и организации электросвязи, и предложить оригинальное определение организации электросвязи. Проведенное системное исследование объекта правоотношений с участием организации электросвязи, в т. ч. сравнение таких категорий как «электросвязь» и «электрическая энергия», «информация» и «сигналы, в которые объективируются сообщения, передаваемые по сети электросвязи» позволяет сделать вывод о том, что объектом правоотношений, в которые вступают организации электросвязи и потребители услуг электросвязи, являются такой объект, как услуги электросвязи, состоящие в приеме, обработке, передаче и доставке физических сигналов, в которые преобразуются любые сообщения, отправляемые по сети электросвязи, при этом содержание таких сообщений не имеет правового значения. Основанием возникновения таких правоотношений всегда является договор. А в случае отсутствия договора речь может идти о публично-правовых связях. В результа-
те автором выделяются особенности правоотношений, складывающихся по поводу оказания услуг электросвязи.
Применение. Проведенное исследование позволит выработать предложения по улучшению правового регулирования отношений с участием организаций электросвязи и потребителями услуг электросвязи с учетом вхождения сообщества в стадию глобального информационного сообщества. Ключевые слова: организация электросвязи, правоотношения по оказанию услуг электросвязи, телекоммуникации, электросвязь, сигналы сообщений, информация.
FEATURES OF LEGAL RELATIONSHIPS IN TELECOMMUNICATION SERVICES
Kuznetsova Oxana A., competitor for the Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation, leading legal adviser of Mobile TeleSystems Public Joint Stock Company
Work place: Mobile TeleSystems Public Joint Stock Company Study place: the Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation
Annotation
Tasks. Strengthening of a role of telecommunications in the modern world logically assumes profound civil theoretical development and the most fixed studying of legal regulation of activity of the organizations of telecommunication, that will provide improvement of the legislation and law-enforcement practice in the sphere of telecommunications. Unfortunately, the theoretical developments existing now in the Russian legal science, practically don't pay attention to the specified questions.
Methodology. The methodological basis of research is made by the current situations of the operating civil law, which the regulate the activity of the telecommunication companies. This research enter the complex of the methods of knowledge developed as a result of scientific activity and scientific rationalization such as methods of the analysis and synthesis, structurally functional, comparative methods.
Results.The carried-out analysis allows to differentiate legal statuses of telecom operator and organization of telecommunication and to offer original definition of the organization of telecommunication. The conducted system research of object of legal relationship with participation of the organization of telecommunication, including comparison of such categories as "telecommunication" and "electric energy", "information" and "signals in which the messages transferred on telecommunication network" allows to draw a conclusion that object of legal relationship which the organizations of telecommunication and consumers of services of telecommunication enter are such object as telecommunication services consisting in reception, processing, transfer and delivery of physical signals to which any messages sent on telecommunication network and contents of such messages has no legal value. The basis of emergence of such legal relationship is always the contract. In case of there is not of the contract it is the public communications. As a result
the author distinguishes features of the legal relationship developing concerning rendering services of telecommunication. Application. The conducted research will allow to develop suggestions for improvement of legal regulation of the relations with participation of the organizations of telecommunication and consumers of services of telecommunication taking into account entry of community into a stage of global information community. Keywords: organization of telecommunication, legal relationship for rendering services of telecommunication, telecommunication, telecommunication, signals of messages, information.
Учитывая объективную необходимость в изучении и совершенствовании правового регулирования деятельности организаций электросвязи с учетом развития рынка телекоммуникационных услуг и вхождением всего сообщества в стадию формирования глобального информационного общества, необходимым условием такого изучения является детальное рассмотрение правоотношений, складывающихся по поводу оказания услуг электросвязи.
В отечественной науке гражданского права в системе правоотношений выделяются несколько элементов:
1) субъектный состав правоотношения,
2) объект, по поводу которых данные правоотношения складываются, и
3) содержание правоотношения [2].
В теории государства и права сущность субъекта права определяется через совокупность качеств, признанных или установленных законом, и которым субъект должен обладать для участия в правоотношениях [6, С. 370-375].
Ю.В. Волков отмечает, что «...понятие субъекта телекоммуникационной сферы, его правовой статус до настоящего времени не сформирован. Телекоммуникационная сфера, развивающаяся динамично последнее десятилетие, нуждается в четкой формулировке определяющего субъекта» [1]. В научных работах и публикациях в СМИ мы встречаемся с указанием таких субъектов в области связи как оператор связи, провайдер, контент-провайдер, интернет-провайдер, субъект телеком индустрии, оператор ШПД (широкополосный доступ), информационный посредник, при этом действующее законодательство, в т.ч. Закон «О связи» от 7 июля 2003 г. (далее Закон «О связи») и правовая наука не дают четкого ответа на вопрос о том, все ли эти субъекты относятся к организациям электросвязи с целью предъявления к ним определенных требований и предоставления им определенных правомочий.
Требующими отдельного изучения являются введенные законом «О связи» понятия «организация связи» и «оператор связи». Следует учесть, что после введения данных определений Закон «О связи» не позволяет четко разграничить правовой статус данных субъектов. Учитывая данную ситуацию и трудности в правоприменительной практике необходимо решить вопрос о соотношении правового статуса данных субъектов и о том необходимо ли сохранение данных двух статусов.
Вопрос о соотношении правовых статусов данных двух субъектов затронут в диссертационной работе О.В. Жевняк, посвященной изучению правового регулирования института оказания услуг связи. В данной работе О.В. Жевняк предлагает рассматривать в качестве субъекта гражданского права оператора связи, а в качестве субъекта административно-хозяйственного права - организацию связи по аналогии с «перевозчиком» в гражданском праве и «транспортной организацией» в административно-хозяйственном праве, с «продавцом» в гражданском праве и «организацией торговли» в административно-хозяйственном праве[4]. Еще более своеобразным является рассмотрение соотношений данных понятий в комментариях к закону «О связи», подготовленных Л.К. Терещенко. Так, в работе Л.К. Терещенко утверждается, что единственное отличие организации связи от оператора связи состоит в том, что оператор связи оказывает услуги связи на основании лицензий, в то время как организация связи ограничивается теми видами деятельности, на которые лицензия не нужна [9, с.10].
Обе позиции достаточно интересны, но скорее всего при принятии Закона «О связи» имелась ввиду необходимость разделения правового регулирования субъектов гражданского права, не предполагая при этом, что организации связи не будут непосредственно заниматься оказанием услуг связи на основании соответствующей лицензии, учитывая, что деятельность в области связи для организаций связи должна быть основной.
Так, в соответствии с подп.14 ст. 2 Закона «О связи» под «организацией связи» понимается юридическое лицо (индивидуальный предприниматель), осуществляющее деятельность в области связи в качестве основного вида деятельности. Одновременно в подп.12 ст. 2 Закона «О связи» вводится понятие «оператора связи», под которым следует понимать юридическое лицо или индивидуального предпринимателя, соответственно оказывающего услуги связи на основании соответствующей лицензии (подп. 12 ст. 2 Закона «О связи»).
Далее, упоминание об организации связи в законе «О связи» будет встречаться только в ч. 1 ст. 5, ч. 2 и 3 ст. 6, ч. 2 ст. 10, подп.2 ч. 8 ст. 27. При буквальном толковании указанных норм можно прийти к выводу, что только организации связи вправе рассчитывать на равные условия конкуренции, на помощь и содействие государства при строительстве и эксплуатации сетей, на отвод земельных участков для размещения сетей связи, при этом только организации связи могут подвергаться проверкам со стороны надзорных органов в части соблюдения требований законодательства о связи. Учитывая, что услуги связи в соответствии с этим же законом «О связи» оказываются именно оператором связи, данная трактовка является недопустимой, поскольку не отвечает конституционным требованиям равенства всех перед
законом и предоставления равных условий для свободы экономической деятельности.
Рассматривая статус организации электросвязи, необходимо также уяснить, что же является «основной деятельностью» именно в «области связи».
Закон «О связи» регулирует порядок оказания «услуг связи» и «услуг по присоединению сетей и пропуску трафика», при этом каждый из видов услуг предоставляется не любым субъектом, а именно специализированным субъектом в области связи. Исходя из общего смысла Закона «О связи», если основным видом деятельности юридического лица является правовое консультирование третьих лиц по вопросам связи, либо данное лицо занимается поставкой/монтированием оборудования связи, то, несмотря на то, что данную деятельность условно можно также отнести к деятельности в «области связи», очевидно, что данные организации не могут быть отнесены к организациям связи, поскольку не оказывают непосредственно услуги связи и услуги по присоединению сетей и пропуску трафика. Соответственно, в целях однозначного понимания правовой категории «организация связи» необходимо в определение данной категории включить указание на то, что под «областью связи» следует понимать именно деятельность «в области оказания услуг связи и оказания услуг присоединения сетей и пропуска трафика».
В отношении понятия «основной вид деятельности» применительно к сфере связи ни Закон «О связи», ни иные нормативно-правовые акты пояснений не содержат. Вместе с тем, например, под сельскохозяйственными организациями понимаются юридические лица, основными видами деятельности которых являются производство или производство и переработка сельскохозяйственной продукции, выручка от реализации которой составляет не менее чем пятьдесят процентов общей суммы выручки (Федеральный закон РФ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ (ч. 1 ст. 177)). Аналогичных норм, определяющих критерии «основного вида деятельности в сфере оказания услуг связи и услуг присоединения сетей и пропуска трафика», законодательство в отрасли связи не содержит, при этом в отношении организации электросвязи возможно подобным образом установить критерий отнесения деятельности к основной путем указания на долю выручки от деятельности по оказанию услуг связи по отношению к выручке от других видов деятельности.
Учитывая, что Закон «О связи» регулирует отношения в области электросвязи и в области почтовой связи, определение «организации связи» необходимо рассматривать в разрезе как услуг электросвязи, так и почтовых услуг связи, а поскольку указанная деятельность должна являться основной деятельностью организации, очевидно, что одна организация не может одновременно являться как организацией электросвязи, так и организацией почтовой связи.
Таким образом, если под «областью связи» в части деятельности организаций электросвязи понимать деятельность в «области оказания услуг электросвязи и услуг присоединения сетей и пропуска трафика», то очевидно, что организация электросвязи всегда будет являться оператором связи, поскольку для осуществления деятельности в области оказания услуг связи необходимо получение соответствующей лицензии/лицензий. При этом оператор электросвязи - это не всегда организация электросвязи, поскольку деятельность оператора электросвязи не всегда является для такого оператора электросвязи основным видом деятельности в понимании основного вида деятельности, как деятельности, приносящей большую часть выручки по сравнению с выручкой от других видов деятельности (например, получение гостиницей лицензии на оказание услуг местной телефонной связи).
Законодатель не оговаривает требований к организационно-правовой форме организаций электросвязи и операторов связи. Однако следует учесть, что:
1) услуги, оказываемые в области связи, прямо поименованы в главе 39 ГК РФ, которая так и называется «Возмездное оказание услуг»;
2) в соответствии с положениями ст. 13 Закона «О связи» «сеть связи общего пользования предназначена для оказания возмездных услуг связи»;
3) в соответствии с положениями ст. 29 Закона «О связи» деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по оказанию возмездных услуг связи осуществляется на основании лицензии на оказание услуг связи, поскольку деятельность организаций электросвязи является для них основной, очевидно, что организации электросвязи могут создаваться только в форме коммерческих организаций, основной целью деятельности которых является извлечение прибыли.
В отношении операторов связи, для которых деятельность в области оказания услуг связи не является основной, вопрос об их организационно-правовой форме решается не столь однозначно. Так, с одной стороны, «оператором связи» может выступать любое юридическое лицо, созданное в любой организационно-правовой форме, при этом, если речь идет о некоммерческой организации, то такая организация может становиться оператором связи только в тех пределах, которые необходимы некоммерческой организации для осуществления своего предназначения.
Теоретически такие ситуации возможны: например, фонд создан для целей благотворительности, одновременно на территории фонда можно получить платный доступ в интернет, и в этом случае услуги связи, оказываемые таким фондом третьим лицам, не должны являться основными услугами, а вырученные денежные средства должны направляться на те цели, ради которых фонд создан.
Таким образом, организация электросвязи может создаваться только в форме коммерческих организаций либо деятельность организаций связи может осуществлять индивидуальный предприниматель, при этом надо учесть, что не все коммерческие юридические лица могут быть телекоммуникационными компаниями, т.к. могут иметь специальную правоспособность. Так, кредитная организация не может одновременно выступать в качестве организации электросвязи, поскольку в соответствии с законом «О банках и банковской деятельности» от 2 декабря 1990 г. № 395-1 (ст. 5) перечень возможных видов деятельности для кредитной организации четко установлен. Оператор связи, если для него деятельность в области оказания услуг связи не является основной, может создаваться в любой организационно-правовой форме, если только это не противоречит цели деятельности такого лица.
На первый взгляд на уровне Закона «О связи» не установлено особых требований к организациям электросвязи. На самом деле для оказания услуг электросвязи создания коммерческого юридического лица либо регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя с намерением оказывать такие услуги в качестве основного вида деятельности недостаточно.
Во-первых, как уже упоминалось, деятельность организаций электросвязи подлежит лицензированию на основании Федерального Закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ и ст. 29-40 Закона «О связи».
Во-вторых, получение лицензии (либо направление уведомления о начале деятельности, если таковой порядок будет принят) недостаточно для осуществления деятельности в качестве организации электросвязи. Для начала такой деятельности необходимо:
- построение соответствующего вида сети связи (либо, соответственно проведение мероприятий по аренде средств и сооружений связи);
- получение разрешительных документов ГКРЧ (государственной комиссии по радиочастотам) о выделении необходимых радиочастот, если таковые необходимы для оказания соответствующих телекоммуникационных услуг;
- получение разрешительных документов Роскомнадзора о присвоении соответствующих радиочастот в выделенной полосе радиочастот;
- получение решения Россвязи о выделении ресурса нумерации для целей возможности оказания услуг телефонной связи;
- ввод сооружений связи в эксплуатацию с участием представителей Роскомнадзора;
- приобретение сертифицированных средств автоматизированной системы (биллинг) для учета состоявшихся соединений по сети связи;
- ввод в эксплуатацию технических средств в сети связи организации электросвязи в соответствии с разработанным органом федеральной службы безопасности совместно с оператором связи планом мероприятий по внедрению технических средств, в котором указывается, в частности, срок ввода в экс-
плуатацию технических средств (требования СОРМ - средства оперативно-розыскных мероприятий).
В целом требуется около 5 ненормативных правовых актов помимо лицензий для начала деятельности в качестве телекоммуникационной компании. Отсутствие любого из них (при использовании соответствующего ресурса без такого документа) может привести к рискам привлечения к ответственности.
При этом действующее законодательство в области связи не содержит последовательного перечня мероприятий, необходимых для обеспечения начала деятельности в качестве организаций электросвязи. Конкретный перечень таких мероприятий зависит от планируемого вида оказываемых услуг электросвязи.
Исходя из вышеизложенного, в части уяснения правового статуса такого субъекта гражданского права как организация электросвязи считаемым возможным включить в действующий Закон «О связи» определение «организации электросвязи», которое изложить в следующей редакции: «Организация электросвязи» - коммерческое юридическое лицо, зарегистрированное в соответствии с российским законодательством и имеющее постоянное место нахождения на территории Российской Федерации, являющееся оператором связи, и оказывающее услуги электросвязи пользователям (абонентам) на основании соответствующей лицензии (лицензий) либо уведомительных документов о начале деятельности в качестве организации электросвязи, когда такой порядок допускается законом, а также оказывающее операторам связи услуги по присоединению сетей электросвязи и пропуску трафика, при условии, что данные виды деятельности в совокупности составляют основной вид деятельности такого лица, т.е. выручка от таких видов деятельности больше выручки от других видов деятельности, осуществляемых организацией электросвязи. Деятельность «организаций электросвязи» вправе осуществлять индивидуальный предприниматель, зарегистрированный в соответствии с российским законодательством и имеющий постоянное место жительства в Российской Федерации».
Учитывая, что основным видом деятельности организаций электросвязи является деятельность по оказанию услуг электросвязи, именно данный объект правоотношений как «услуги электросвязи» заслуживает пристального внимания.
В соответствии со ст. 2 Закона «О связи» действующее законодательство в области связи под услугами электросвязи понимает деятельность по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи. Представляется важным уяснить, что же представляют собой сообщения электросвязи и здесь необходимо обратиться к теории электрической связи. Согласно указанной теории «...для передачи сообщений от источника к получателю с помощью электрической связи используют сигналы. Сигнал это физический процесс, отобра-
жающий (несущий) передаваемое сообщение, т.е. это изменяемая физическая величина (ток, напряжение, электромагнитное поле, световые волны и т.д.)»[8, с. 14]. Сигналы возникают в результате преобразования сообщения в электромагнитное колебание, которое осуществляется на выходе оконечных (абонентских) устройств. Например, колебания тока на выходе микрофона при осуществлении телефонного разговора. При этом различают первичные сигналы (сообщения в них преобразуются непосредственно абонентскими устройствами) и вторичные сигналы (в них преобразуются первичные сигналы с помощью специального оборудования, как правило, оборудования телекоммуникационных компаний, например, ретранслятор, с помощью которого затухающий сигнал усиливается) [6, с.15-16].
Таким образом, при оказании услуг электросвязи деятельность организаций электросвязи состоит в том, чтобы полученный от оконечного устройства сигнал принять, обработать (в т.ч., например, путем преобразования из низкочастотного в высокочастотный), передать и доставить получателю услуг электросвязи. Далее, доставленный сигнал, с помощью специального оборудования, преобразуется в то сообщение, которое было отправлено по сети электросвязи. Соответственно, получить это сообщение возможно только с помощью специального оборудования (телефон, телевизионный приемник и т.д.).
В данном случае представляется важным уяснить соотношений таких понятий как «информация» и «сигналы». Изначально, с принятием первой части Гражданского кодекса РФ, информация, как объект гражданских прав, была поименована в статье 128 Гражданского кодекса РФ. С принятием части четвертой Гражданского кодекса РФ и введением специальной главы «Право на секрет производства» информация из состава объектов гражданских прав была исключена. Кириченко О.В. указывает на то, что «...информация не может быть объектом правоотношений безотносительно к ее содержанию. Информация всегда объективируется в действительности» [5]. При этом по мнению Гунина Д.И., формами информации могут быть устная речь, изображение (текст, рисунок), действия (жест), физические сигналы (магнитные, электрические, радио-, световые, звуковые и т.д.)[3]. Здесь важно не смешивать форму и содержание, поскольку отнесение физических сигналов к информации, представляется не совсем верным, ведь сами по себе физические сигналы, представляющие собой электрический ток, световые излучения, электромагнитные колебания, информацией как таковой не являются. Преобразование таких сигналов в сообщения, которые уже представляют собой информацию, осуществляются специальным принимающим оборудованием, находящемся у пользователя услуг электросвязи (телефон, компьютер, планшет и т.д.).
Из сказанного следует, что в правоотношении, складывающемся по поводу оказания услуг электросвязи, сообщение, передаваемое по сетям электросвязи, объективируется в форму физических сигналов. Содержание информации для передачи сигналов не имеет значения. Объектом таких правоотношений выступает именно услуги электросвязи, состоящие в приеме, обработке, передаче и доставке сигналов получателю услуг электросвязи.
Важно отметить, что в качестве объекта гражданских прав ст. 128 Гражданского Кодекса РФ прямо именует оказание услуг, в связи с чем, такой объект гражданских прав как оказание услуг не нуждается в дополнительном правовом регулировании.
В договорных отношениях об оказании услуг электросвязи уяснение объекта правоотношений играет важную роль, поскольку необходимо понять существуют ли особенности правового регулирования таких отношений. Так, например, отношения по поводу электрической энергии, подлежат специальному правовому регулированию.
Между электрической энергией и услугами электросвязи действительно существуют общие черты. Так, ни энергия, ни физические сигналы не могут передаваться или приниматься без использования специального передающего и принимающего оборудования. Отличительными чертами электрической энергии и электросвязи являются такие черты как 1) полезные свойства энергии реализуются в процессе ее использования, потребления [7], в то время, как полезные свойства электросвязи могут реализовываться как в процессе использования (например, во время телефонных переговоров), так и опосредованно от самого процесса использования (например, электронное сообщение может быть открыто получателем не одновременно с его доставкой); 2) электрическая энергия производится и поставляется специализированными субъектами, в то время, как организации электросвязи самостоятельно ничего не производят, ничего не поставляют, а лишь принимают и передают полученные сигналы, которые уже с помощью специального оборудования пользователей услуг электросвязи преобразуются в сообщения.
Основанием возникновения правоотношений по поводу оказания услуг электросвязи согласно ст. 44 Закона «О связи» является договор. Условия таких договоров подробно урегулированы Законом «О связи» и принятыми во исполнением указанного Закона отдельными Правилами оказания услуг связи.
Таким образом, проведенное исследование правоотношений, возникающих с участием организаций электросвязи по поводу оказания услуг электросвязи, позволяет выделить их следующие особенности:
1) Одним из субъектов таких правоотношений всегда является организация электросвязи с одной стороны, и получатель услуг электросвязи с другой.
2) Объектом таких правоотношений является оказание услуг электросвязи, выражающихся в приеме, обработке, передаче, доставке физических сигналов, в которые преобразуются любые сообщения, передаваемые по сетям электросвязи.
3) Основанием возникновения правоотношений по поводу оказания услуг электросвязи всегда является договор. В случае отсутствия заключенного договора об оказании услуг электросвязи, отсутствует гражданско-правовое отношение, при этом могут иметь место публично-правовые связи (например, когда на организацию электросвязи в силу закона возлагают обязанность по распространению сообщений широковещательной рассылки, в т.ч. о чрезвычайных событиях).
Выявленные особенности правоотношений, возникающих с участием организаций электросвязи, позволяют систематизировать знания о таком субъекте гражданского права как организация электросвязи, и с учетом необходимости улучшения правового регулирования телекоммуникационных услуг и обеспечения доступности таковых на территории Российской Федерации, вносить предложения по систематизации законодательства в области электросвязи.
Список литературы:
1. Волков Ю.В. Отдельные субъекты телекоммуникационного права // Правовые вопросы связи. - 2007. - №1.
2. Гражданское право. Учебник. В 3-х томах. Том 1. / Агафонова Н.Н., Артеменков С.В., Безбах В.В., Под ред. Мозолина В.П. 2-е изд. Проспект, 2015.
3. Гунин Д.И Информация как объект правового регулирования //Российский юридический журнал. Екатеринбург: Изд-во УрГЮА. 2008. № 4.
4. Жевняк О.В. Гражданско-правовой институт оказания услуг связи: дис. ... канд. юр.наук наук: 12.00.03. Екатеринбург, 2009. С. 136.
5. Кириченко О.В. Информация как объект гражданских правоотношений // Современное право. 2014. №9.
6. Проблемы общей теории государства и права: Учебник для вузов // Под общ. ред. В.Н. Нерсесяннца. - М.: НОРМА, - 2010. С. 370-375
7. Тебенькова С.А. Электрическая энергия как объект гражданских прав // Юрист. 2015. № 3.
8. Теория электрической связи: учебное пособие / Васильев К.К., В.А. Глушко В.А., Дормидонтов А.В., Нестеренко А.Г.; под общ.ред. Васильева К.К. Ульяновск: УлГТУ, 2008.
9. Терещенко Л.А. Комментарий к федеральному закону «О связи» (постатейный). М., 2005.
РЕЦЕНЗИЯ
на статью Кузнецовой Оксаны Александровны на тему: «Особенности правоотношений, складывающихся по поводу оказания услуг электросвязи» С развитием информационного общества растут потоки информации, скорости ее обработки и распространения. Повседневное и доступное использование спутников, Интернета, электронной почты, мобильной связи в условиях
унификации деловой среды и широкого доступа к информации о рынках впервые создали возможность для массовой интернационализации в сфере услуг. Важным элементом инфраструктуры рынка, обеспечивающим доведение информации до конечного потребителя, а равно как информационный обмен между участниками правоотношений, являются коммуникационные технологии.
В современных условиях рынка информационные технологии становятся в один ряд с основными средствами производства, и как следствие этому увеличивается значение услуг электросвязи. В этой связи, услуги электросвязи которые недавно позиционировались только услугами по предоставлению телефонной и телеграфной связи, в современной мире, стали приобретать новые формы и способы передачи информации, которые в большей мере связаны с услугами Интернета и мобильной связи. Правоотношения связанные с традиционными видами электросвязи, которые нашли свое регулирование в различных нормативных актах, требуют изучения, переосмысления в контексте появлениям новых разновидностей услуг электросвязи.
Поэтому статья, заявленная Кузнецовой О.А., является актуальной посвященной особенностям правоотношений складывающихся в сфере оказания услуг электросвязи.
Автор в данной статье исследует один из немногих аспектов правоотношений в области электросвязи, а именно: проведение анализа правового статуса оператора связи и организации электросвязи, что позволило ему разграничить данные понятия и предложить оригинальное авторское определение организации услуг электросвязи.
Следует согласиться с позицией автора, относительно не смешения понятий формы передачи информации и ее содержания. Данное смешение, как отмечает исследователь, наблюдается в работах ряда авторов, что приводит к неправильному пониманию правовой природы отношений связанных с передачей информации. Ошибочность такой позиции в первую очередь связана с отнесением физических сигналов к информации, при этом игнорируется тот факт, что сами по себе физические сигналы, представляющие собой электрический ток, световые излучения, электромагнитные колебания, информацией как таковой не являются.
Выводы и предложения автора, изложенные в представленной статье, являются последовательными и заслуживают внимания, что позволило автору сформировать собственную позицию по обозначенной проблематике.
В связи с изложенным статья рекомендуется для публикации в научном журнале.
Заведующий кафедрой гражданского права и процесса
Российского государственного социального университета д-р юрид. наук, профессор
Ситдикова Л.Б.