Научная статья на тему 'Об особенностях оказания телематических услуг связи'

Об особенностях оказания телематических услуг связи Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
554
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / LEGAL REGULATION / ОКАЗАНИЕ УСЛУГ СВЯЗИ / PROVISION OF COMMUNICATION SERVICES / ИНТЕРНЕТ-УСЛУГИ / INTERNET SERVICES / ИНФОРМАЦИОННЫЕ УСЛУГИ / INFORMATION SERVICES / ИНТЕРНЕТ-ОТНОШЕНИЯ / INTERNET RELATIONSHIPS / ДОСТУП К ИНТЕРНЕТ / ACCESS TO THE INTERNET / ТЕЛЕМАТИЧЕСКИЕ УСЛУГИ СВЯЗИ / TELEMATIC COMMUNICATIONS SERVICES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Балякина Елена Борисовна

В представленной статье проведен анализ понятия телематических услуг связи как разновидности услуг связи, обуславливающей обязательное наличие услуги связи по передаче данных как организационной составляющей. Раскрыта природа телематических услуг связи как разновидности Интернет-услуг, исследовано правовое регулирование телематических услуг связи, а также выявлены пробелы данного правового регулирования, обуславливающие возникновение споров при исполнении сторонами условий договоров об оказании соответствующих видов услуг. В рамках настоящей статьи освещены вопросы оказания телематических услуг с участием посредников без наличия специального разрешения лицензии, предоставляющей право хозяйствующему субъекту осуществлять деятельность по оказанию услуг связи. Выводы, сформулированные в ходе изложения материала, основаны на анализе судебной практики, по делам, связанным с оказанием телематических услуг связи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE FEATURES OF PROVIDING TELEMATIC COMMUNICATION SERVICES

In the given article the author analyzes the concept of telematic communication services as a kind of communication services that determines the mandatory availability of data communication services as an organizational component. The nature of telematic communication services as a kind of Internet services is revealed, legal regulation of telematic communication services is studied. The author identifies the gaps of legal regulation that cause disputes when parties execute contractual terms for providing relevant services. In terms of this article, the author highlights the issues of providing telematic services with the involvement of intermediaries without a special permit a license authorizing the business entity to provide communication services. The conclusions made in the article are based on the analysis of judicial practice in the cases related to providing telematic communication services.

Текст научной работы на тему «Об особенностях оказания телематических услуг связи»

8. Krasnovskiy G.N. Bioeticheskie i ugolovno-pravovyie problemyi v zakone Rossiyskoy Federatsii «O transplantatsii organov i (ili) tkaney cheloveka» (Bioethical and criminal law problems in the Law of the RF «On Human Organs and (or) Tissues Transplantation»), Gosudarstvo i parvo, 1993. No. 12, pp. 74-75.

9. Krasavchikova L.O. Ponyatie i sistema lichnyih neimuschestvennyih prav grazhdan (fizicheskih lits) v gra-zhdanskom prave Rossiyskoy Federatsii (The notion and the system of citizen's private non-property rights), dis. ... dokt. yurid. nauk. Ekaterinburg, 1994.

10. Maleina M.N. Lichnyie neimuschestvennyie prava grazhdan: ponyatie, osuschestvlenie, zaschita (Citizen's private non-property rights: notion, realization, protection). Moscow, M3 Press, 2000.

11. Nagornaya S.V. Dogovor ob okazanii meditsinskih uslug (Contract to provide medical services), dis. ... kand. yurid. nauk. Belgorod, 2004.

12. Maleina M.N. Status organov, tkaney, tela cheloveka kak ob'ektov prava sobstvennosti i prava na fizi-cheskuyu neprikosnovennost (The status of human organs, tissues as an object of property right to physical integrity), Zakonodatelstvo, 2003. No. 11. pp. 13-20.

13. Zaytseva N.V. Dogovor po okazaniyu meditsinskih uslug (Contract to provide medical services), dis. ... kand. yurid. nauk. Volgograd, 2004.

14. Maksotskiy R.A. Vozmezdnost i bezvozmezdnost v sovremennom grazhdanskom prave (Compensatory nature and gratuitousness in modern civil law). M. Moscow, OOO «TK Velbi», 2002.

Дата поступления: 20.06.2016 Received: 20.06.2016

УДК 347

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ОКАЗАНИЯ ТЕЛЕМАТИЧЕСКИХ УСЛУГ СВЯЗИ

ON THE FEATURES OF PROVIDING TELEMATIC COMMUNICATION SERVICES

БАЛЯКИНА Елена Борисовна

старший преподаватель кафедры гражданского права Института права ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет», Уфа, Россия. Email: [email protected]

В представленной статье проведен анализ понятия телематических услуг связи как разновидности услуг связи, обуславливающей обязательное наличие услуги связи по передаче данных как организационной составляющей. Раскрыта природа телематических услуг связи как разновидности Интернет-услуг, исследовано правовое регулирование телематических услуг связи, а также выявлены пробелы данного правового регулирования, обуславливающие возникновение споров при исполнении сторонами условий договоров об оказании соответствующих видов услуг. В рамках настоящей статьи освещены вопросы оказания телематических услуг с участием посредников без наличия специального разрешения - лицензии, предоставляющей право хозяйствующему субъекту осуществлять деятельность по оказанию услуг связи. Выводы, сформулированные в ходе изложения материала, основаны на анализе судебной практики, по делам, связанным с оказанием телематических услуг связи.

BALYAKINA Elena Borisovna

Senior Instructor of the Chair of Civil Law of the Institute of Law of the FSBEI HE "Bashkir State University ", Ufa, Russia.

Email: [email protected]

In the given article the author analyzes the concept of telematic communication services as a kind of communication services that determines the mandatory availability of data communication services as an organizational component. The nature of telematic communication services as a kind of Internet services is revealed, legal regulation of telematic communication services is studied. The author identifies the gaps of legal regulation that cause disputes when parties execute contractual terms for providing relevant services. In terms of this article, the author highlights the issues of providing telematic services with the involvement of intermediaries without a special permit - a license authorizing the business entity to provide communication services. The conclusions made in the article are based on the analysis of judicial practice in the cases related to providing telematic communication services.

Ключевые слова: правовое регулирование, оказание услуг связи, Интернет-услуги, информационные услуги, Интернет-отношения, доступ к Интернет, телематические услуги связи.

Key words: legal regulation, provision of communication services, Internet services, information services, Internet relationships, access to the Internet, telematic communications services.

Использование сети Интернет в последние годы становится не просто популярным, но и необходимым. Помимо поиска, размещения и распространения информации, посредством сети Интернет оказываются определенные услуги: электронная почта, обмен голосовыми электронными сообщениями, хранение информации (веб-хостинг) и другие Интернет-услуги. Услуги, оказываемые посредством сети Интернет (Интернет-услуги), имеют двойственную природу, поскольку объединяют в себе услуги связи - (телематические услуги связи), а также услуги, связанные с оборотом информации (информационные услуги).

Значимость исследуемого вопроса заключается в том, что телематические услуги связи, как разновидность Интернет-услуг, не имеют эффективного правового регулирования. Это вызвано, в первую очередь, тем, что законодательно не раскрывается понятие телематической услуги связи, что приводит на практике к ее отождествлению с иными услугами -другими услугами связи и информационными услугами, оказываемыми посредством сети Интернет. При этом для оказания услуг связи требуется наличие лицензии соответствующего вида у исполнителя, а для оказания информационных услуг лицензии не требуется.

Рассмотрение вопроса о понятии телематической услуги связи представляется возможным через ее описание в нормативно-правовых актах.

Правовое регулирование оказания телематических услуг связи осуществляется нормами Гражданского кодекса РФ [3], Федерального закона «О связи» [13], Постановлением Правительства РФ «Об утверждении Правил оказания телематических услуг связи» [5].

Гражданским кодексом РФ в статье 779 определяется, что по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

В силу части 32 стати 2 Федерального закона «О связи» под услугой связи понимается деятельность по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи и почтовых сообщений [13]. Таким образом, исходя из данного определения услуги связи, следует, что оператор связи, получив от пользователя (абонента) определенные сообщения, обрабатывает их, обеспечивает их хранение и в последующем доставляет их получателю. Часть 2 статьи 23 Конституции РФ устанавливает тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений [4]. Таким образом, оператор связи не вправе разглашать сообщения (сведения), полученные им для передачи. Кроме того, хранение сообщений электросвязи, полагаем, является самостоятельной услугой, обозначенной в ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» как услуга хостинга - предоставление вычислительной мощности для размещения информации в информационной системе, постоянно подключенной к сети Интернет [12].

Хранение сообщений электросвязи в силу запрета, установленного Конституцией РФ, не допускается в виду физических свойств сообщений электросвязи, позволяющих производить тиражирование (копирование) информации, содержащейся в сообщении электросвязи, без нанесения ей какого-либо ущерба. Исходя из содержания ст. 886 ГК РФ, под хранением понимается владение вещью на протяжении определенного периода времени, т.е. видим данный термин используется в нормах вещно-правового института гражданского права [3]. В этой связи представляется целесообразным определить значение термина «хранение» в сфере информационных правоотношений.

Оказание услуги по оказанию телематических услуг связи осуществляется на основании договора, заключенного между оператором связи и абонентом. Анализ образцов и стан-

дартных проектов договор на оказание услуг связи различных организаций связи позволил сделать вывод, что данный договор на оказание возмездных услуг обладает признаками публичного договора и договора присоединения, поскольку правила оказания услуг изложены как самих текстах договоров, так и в соответствующих постановлениях Правительства Российской Федерации. Соответственно, в случае несогласия абонента с условиями такого договора, он вправе потребовать расторжения или изменения договора, если договор присоединения хотя и не противоречит закону и иным правовым актам, но лишает эту сторону прав, обычно предоставляемых по договорам такого вида, исключает или ограничивает ответственность другой стороны за нарушение обязательств либо содержит другие явно обременительные для присоединившейся стороны условия, которые она исходя из своих разумно понимаемых интересов не приняла бы при наличии у нее возможности участвовать в определении условий договора.

При наличии определенной специфики услуг электросвязи, которая заключается в их моментальном исполнении, представляется затруднительным процесс фиксации одностороннего отказа от оказания, что на практике вызывает также ряд споров. По общему правилу, расторжение договора осуществляется в той же форме, что и его заключение. Соответственно, для договора на оказание услуг связи предусмотрена письменная форма.

Определенную долю судебной практики по спорам, связанным с оказанием телематических услуг связи, занимают иски о привлечении к ответственности лиц, оказывающих телематические услуг связи в отсутствие необходимой лицензии. Деятельность по оказанию телематических услуг связи подлежит лицензированию [11]. Деятельность агентов, посредников по оказанию телематических услуг сводится также к деятельности по оказанию услуг связи. Как отмечается судами в вынесенных по соответствующей категории дел постановлениях, обязанность получения лицензии возникает при предоставлении пользователю доступа к сети Интернет. Поскольку нормативно-правовые акты, регламентирующие оказание телематических услуг связи, не определяют способы и методы, с помощью которых пользователь получает доступ к сети Интернет, механизм предоставления доступа к сети Интернет (предоставление выделенной линии, предоставление в пользование оборудования, подключенного к Интернету, а равно аренда такого оборудования) не имеет правового значения при решении вопроса о необходимости лицензирования данного вида деятельности [9].

Как и иные виды услуг связи, телематические услуги связи оказываются в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 10.09.2007 г. № 575 [5], положения которых носят преимущественно организационный характер для оказания телематических услуг связи. Именно данный документ обуславливает необходимость у абонента подключения к сети передачи данных, являющейся отдельной услугой связи, для оказания телематических услуг связи.

Согласно п. 2 Правил оказания телематических услуг связи под предоставлением доступа к сети передачи данных понимается совокупность действий оператора связи по формированию абонентской линии (линии, связывающей оборудование оператора связи и абонента (пользователя), либо по обеспечению возможности подключения к сети передачи данных оборудования абонента [6].

Оказание телематических услуг связи представляется возможным лишь при наличии у заказчика абонентской линии связи, имеющей подключение к присоединенной сети передачи данных оператора связи, и, соответственно, заключенного договора на оказание услуг связи по передаче данных.

Отношения, связанные с оказанием услуг по передаче данных, характеризуются как организационные отношения, которые рассматривались в своих трудах Н.А. Бариновым[2, С. 32]. Как отмечал в своих трудах известный цивилист, формирование таких отношений происходит через стадию становления, прежде чем они сформируются окончательно.

Исходя из вышесказанного, следует, что оказание услуг связи, в частности услуг по передаче данных и телематических услуг связи обусловлено наличием у абонента специального оборудования - приемника, способного принимать сигналы электросвязи - средства связи. Законодатель не ставит в зависимость оказания услуги от права, на основании которого абонент владеет средством связи. Однако, при оказании услуг по предоставлению доступа к сети передачи данных на стационарных объектах требуется согласие собственника объекта недвижимости для прокладки кабеля в целях организации линии связи - абонентской линии.

В соответствии с п. 52 Правил оказания телематических услуг связи, если абонент утратил право владения или пользования помещением, в котором установлено пользовательское оборудование, - договор оказания телематических услуг связи прекращается. Таким образом, законодатель ставит в зависимость наличие договорных отношений по предоставлению услуг связи от наличия права на помещение, в котором размещено оборудования связи, посредством которого оказываются услуги связи. Однако изменение места оказания услуг связи характерно именно для оказания услуг по предоставлению доступа к сети передачи данных, а не для оказания телематических услуг связи, в связи с чем данная норма должна найти отражение в Правилах оказания услуг по передаче данных. утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.01.2006 г. № 32 [7].

Пункт 15 Правил оказания телематических услуг предусматривает обязанность оператора связи по требованию абонента и (или) пользователя предоставить помимо информации, указанной в п. 14 рассматриваемых Правил, дополнительную информацию об оказании телематических услуг связи. Считаем необходимым дополнить данный пункт словами: «за исключением сведений, составляющих служебную или коммерческую тайну», поскольку деятельность оператора связи по оказанию телематических услуг связи осуществляется на основании специального выданного разрешения - лицензии, и некоторые сведения, запрашиваемые абонентами и (или) пользователями могут являться служебной тайной оператора связи, например, схемы размещения средств, линий связи, а также использование оператором связи технологий оказания услуг, разработанными самим оператором связи.

К сожалению, положения ФЗ «О связи» указывают лишь на ответственность абонента только перед оператором связи за нарушение обязательств по своевременной и полной оплате услуг по предоставлению доступа к сети Интернет, за использование несертифицированного оборудования, и не содержат действительно необходимого перечня прав и обязанностей, которыми должен быть наделен каждый пользователь сетью.

Одним из важных нормативно-правовых актов, регламентирующих оказание телематических услуг связи является Руководящий документ по телематическим службам, утвержденный Государственной комиссией по электросвязи при Государственном комитете Российской Федерации по связи и информатизации (ГКЭС) от 30 июня 1999 года [8]. В названном документе изложены технические и организационные принципы, которые должны применяться при построении, функционировании и использовании телематических служб на территории России.

Данный документ позволяет устранить законодательный пробел и несколько охарактеризовать телематическую услугу. Так, из смысла положений Руководящего документа следует, что телематические услуги - это услуги, оказываемые с помощью сети электросвязи, к которым относятся передача электронных сообщений, организация аудио- и видеоконференций, факсимильная связь, и другие, за исключением телефонии и телеграфных услуг и передачи данных. В отличие от сервисов передачи данных телематические услуги включают в себя обработку и хранение информации пользователей.

Руководящий документ предназначен для использования:

- представителями государственных органов, осуществляющих регулирование в области служб электросвязи;

- операторами связи при создании, развитии, эксплуатации и предоставлении пользователям услуг телематических служб;

- пользователями услуг телематических служб;

- научными и проектными организациями при разработке и проектировании телематических служб;

- организациями, разрабатывающими стандарты и другие нормативные документы в области телематических служб.

Отдельные авторы придерживаются позиции относительно нецелесообразности регулирования Интернет-услуг как разновидности интернет-отношений в целом. По мнению Б.В. Андреева и Е.А. Вагоновой, отношения, возникающие в связи с функционированием Интернета как компьютерной сети, в частности, ее части, относятся к сфере технических стандартов и практически не носят правового характера [1, С. 15].

Тем не менее, несмотря на то, что большинство специалистов в сфере информационного права склоняются к мнению, что отношения, складывающиеся посредством сети Интернет, подчиняются в первую очередь законам информатики, т.е. регулируются с помощью программного кода, представляется, что без участия субъектов, являющихся необходимым элементом любого отношения, они не могут возникнуть вообще. В рамках рассматриваемых отношений имеет место быть взаимодействие субъектов. Действия пользователей сетью должны быть упорядочены с целью предотвращения возникновения правонарушений, т.е. должны быть урегулированы нормами права. Соответственно, отношения по оказанию телематических услуг связи исходя из специфики их объекта относятся к предмету гражданско-правового регулирования и требуют четкого и эффективного их правового регулирования.

А.А. Тедеев отмечает, что отношения, возникающие в информационной среде компьютерной сети Интернет, - это общественные отношения, представленные в электронной форме в виртуальном пространстве и не ограничивающиеся оборотом информации[10, С. 8].

Таким образом, представляется, что действующим законодательством урегулирована значительная часть вопросов, связанных с оказанием телематических услуг связи. Вместе с тем еще остаются законодательные пробелы и трудности в применении отдельных положений законов и подзаконных нормативно-правовых актов, разработанных до принятия Правил оказании телематических услуг связи.

Библиографические ссылки

1. Андреев Б.В., Вагонова Е.А. Право и Интернет : учебное пособие. М. : ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2001.

2. Баринов Н.А. О тенденциях инноваций в гражданском праве // Власть закона. № 1 (9). 2012. С. 32.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (в ред. от 23.05.2016) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 5, ст. 410.

4. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 3 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31, ст. 4398.

5. Постановление Правительства РФ от 10 сентября 2007 года № 575 (ред. от 03.02.2016) «Об утверждении Правил оказания телематических услуг связи» // Собрание законодательства РФ. 2007. № 38, ст. 4552.

6. Постановление Правительства РФ от 18 февраля 2005 г. № 87 «Об утверждении Перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи» (в ред. от 19.02.2015) // Собрание законодательства РФ. 2005. № 9, ст. 719.

7. Постановление Правительства РФ от 23 января 2006 года № 32 «Об утверждении правил оказания услуг связи по передаче данных» // Собрание законодательства РФ. 2006. № 5, ст. 553.

8. Приказ Минсвязи РФ от 23 июля 2001 года № 175 «Об утверждении Руководящего документа отрасли Телематические службы» (вместе с Руководящим документом РД 45.129-2000). Данный документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

9. Решение Благовещенского городского суда Амурской области от 11. 02. 2012 г. по делу № 2-480/12. Электронный ресурс: https://rospravosudie.com/court-blagoveshhenskij-gorodskoj-sud-amurskaya-oblast-s/act-104978318/.

10. Тедеев А.А. Информационное право (право Интернета) : учебное пособие. М. : Изд-во Эксмо, 2005.

11. Федеральный закон от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в ред. от 30.12.2015) // Собрание законодательства РФ. 2011. № 19, ст. 2716.

12. Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» // Российская газета. 2006. 29 июля.

13. Федеральный закон от 7 июля 2003 года № 126-ФЗ «О связи» (в ред. от 06.07.2016) // Российская газета. 2003. 10 июля.

References

1. Andreyev B.V., Vagonova E.A. Pravo I Internet: uchebnoe posobie (Law and the Internet: manual), Moscow, IMPE of A S. Griboyedov, 2001, p. 15.

2. Barinov N.A. O tendenciyah innovaciy v grajdanskom prave (On the tendencies of innovations in civil law), the Power of the law, No. 1 (9), 2012, p. 32.

3. Grazhdanskiy kodeks Rossiyskoy Federatsii (chast vtoraya) ot 26.01.1996 No 14-FZ (Civil Code of the Russian Federation), Sobranie zakonodatelstva RF, 1996, No. 5, Art. 410.

4. Konstitutsiya Rossiyskoy Federatsii (prinyata vsenarodnyim golosovaniem 12.12.1993) (Constitution of the Russian Federation), Sobranie zakonodatelstva RF, 2014, No. 31, Art. 4398.

5. Postanovlenie Pravitelstva RF ot 10 sentyabrya 2007 goda No. 575 «Ob utverzhdenii Pravil okazaniya telematicheskih uslug svyazi» (On the approval of the rules of rendering telematic communication services), Sobranie zakonodatelstva RF, 2007, No. 38, Art. 4552.

6. Postanovlenie Pravitelstva RF ot 18 fevralya 2005 g. No. 87 «Ob utverzhdenii perechnya naimenovanij uslug svyazi, vnosimyx v licenzii na osushhestvlenie deyatelnosti v oblasti okazaniya uslug svyazi» (On the approval of the list of names of communication services brought in licenses for implementation of activity in the field of rendering communication services), Sobranie zakonodatelstva RF, 2005, No 9, Art.719.

7. Postanovlenie Pravitelstva RF ot 23 yanvarya 2006 goda No. 32 «Ob utverzhdenii pravil okazaniya uslug svyazi po peredache dannyx» (On the approval of rules of providing communication services on data transmission), Sobranie zakonodatelstva RF, 2006, No 5, Art. 553.

8. Prikaz Minsvyazi RF ot 23 iyulya 2001 goda No 175 «Ob utverzhdenii rukovodyashhego dokumenta ot-rasli telematicheskie sluzhby» (vmeste s rukovodyashhim dokumentom RD 45.129-2000), (On the approval of the leading document in the field of telematic services), dannyj dokument opublikovan ne byl. SPS «Konsultant plyus».

9. Reshenie Blagoveshhenskogo gorodskogo suda Amurskoj oblasti ot 11.02.2012g. po delu No 2-480/12/ (The ruling of the Blagoveschensk city court of 11 February 2012), https://rospravosudie.com/court-blagoveshhenskij -gorodskoj -sud-amurskaya-oblast-s/act-104978318/.

10. Tedeev A.A. Informacionnoe pravo (pravo interneta): uchebnoe posobie (Information law (Internet law): Manual), Moscow, izd-vo Eksmo, 2005, p. 8.

11. Rederalnyj zakon ot 04 maya 2011 goda No. 99-FZ «O licenzirovanii otdelnyx vidov deyatelnosti» (On licensing several kinds of activity), Sobranie zakonodatelstva RF, 2011, 19, Art. 2716.

12. Federalnyj zakon ot 27 iyulya 2006 goda No 149-fz «Ob informacii, informacionnyx texnologiyax i zash-hite informacii» (On information, information technologies and information security), Rossijskaya gazeta, 2006, 29 iyulya.

13. Federalnyj zakon ot 7 iyulya 2003 goda No 126-FZ «O svyazi» (On communication), Rossijskaya gazeta, 2003, 10 iyulya.

Дата поступления: 23.06.2016 Received: 23.06.2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.